Физкультура при близорукости под ред анисимова москва 2003 г

ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ БЛИЗОРУКОСТИ

Казначеева Регина Владимировна

Студент 1 курса, кафедра экономики, ОГИМ, г. Оренбург

E-mailhegine.d@mail.ru

Бровиков Дмитрий Владимирович

научный руководитель, ст. преподаватель ОГИМ г. Оренбург, мастер спорта России по вольной борьбе

Как известно, жизнь человека — невозможна без органов чувств. Ведь благодаря им мы познаем мир. Самым важным из органов чувств является зрение. Ученые доказали, что 95 % сведений о мире мы получаем благодаря зрению. Слабое зрение лишает человека полноты сведений о мире.

Одной из болезней глаз является близорукость. Значительно возросло в последнее время число людей страдающих этим недугом. Люди в очках стали неотъемлемой частью современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукости подвержены в основном молодое население страны. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2 % и более. У студентов вузов этот процент ещё выше.

Близорукость — это доставляющий неприятности изъян человека. Неприятности состоят в том, что человек страдающий близорукостью не может видеть четко предметы, которые находятся на некотором расстоянии от глаз. Ученые доказали, что близорукость в большинстве случаев является приобретенной. Ее приобретаю чаще всего дети в начальной школе и работники чей рабочий день состоит из работы за компьютером. К сожалению это изъян нельзя считать безобидным. И требует срочного лечения, что б это не привело к полной потере зрения.

Близорукость так же страшна увеличением глазного яблока, вследствие этого происходит стяжение его оболочек. Эти симптомы страшны для сетчатки и сосудистой оболочки. Питание сетчатки нарушается, за счет этого происходит отслоение сетчатки, это может привести к ужасным последствиям — к слепоте.

Исследования близорукости и ее происхождения, помогли выработать специальные упражнения и допустимые нагрузки для людей страдающих этим недугом. Ученые доказали, что студенты со сниженной физической активностью страдают плохой памятью и сниженной умственной активностью. В настоящее время в студенческую программу физического воспитания включают общеразвивающие игры, специальные упражнения и упражнения направленные на развитие и укрепление мышц глаза.

В последнее время возрос интерес молодых людей к спорту. Основную массу из них представляют собой дети и подростки. Нужно учитывать, факт того что многие из числа молодых людей близоруки. Для них нужно подбирать индивидуальные формы занятий и нагрузки.

Важное условие занятий близоруких спортом, является врачебный контроль и соблюдение положенных нагрузок. Лечебные занятия спортом могут повлиять на стабилизацию зрения, а в некоторых случаях и восстановлению его. Существует еще и вероятность того, что зрение может ухудшиться после нагрузок. Это зависит от выбора спортивных нагрузок и степени близорукости.

Врачи часто рекомендуют заниматься спортом при не прогрессирующей близорукости. Рекомендуется снимать очки на время занятий спортом, если это позволяет зрение. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. Тогда рекомендуют надевать линзы, которые одеваются на глазное яблоко. Занятия спортом, связанным с большими нагрузками и подниманием тяжестей, запрещается при прогрессирующей близорукости. Если же в процессе занятий близорукость прогрессирует, то спортсмену рекомендуют прекратить занятия или значительно снизить нагрузки. Хотя как показывают многие исследования, занятия спортом помогают стабилизировать зрение и повысить общее физическое состояние молодых людей. Спортивные игры, туризм в большей степень влияют на физическое состояние детей и подростков.

Лечебная физкультура при близорукости

Комплекс физкультуры для близоруких включает в себя, как общеразвивающие так и специальные упражнения для глаз. Известно, что у близоруких нарушение осанки, искривление позвоночника. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Эти упражнения можно выполнять и дома, но обязательно под наблюдением родителей. Для этого нужно родителям изучить методический материал и следить за нагрузками ребенка. Чем раньше начнет тренировки человек тем лучше и быстрей будет результат.

Минимальный курс занятий этими упражнениями 3 месяца. Уместней будет разделить этот курс на 2,подготовительный и основной (тренажерный).

Желательно время подготовительного периода 12—15 дней.

Задачами этого периода являются:

1.  общее укрепление организма;

2.  адаптация к физической нагрузке;

3.  активизация функций дыхательной и сердечнососудистой систем;

4.  улучшение осанки;

5.  укрепление мышечно-связочного аппарата;

6.  повышение эмоционального состояния.

Занятия лечебной физкультурой

Молодым людям, страдающим близорукостью, рекомендуется заниматься лечебными упражнениями по физкультуре. Лечебные занятия способствуют стабилизации зрения и улучшению его.

Ориентировочный комплекс упражнений лечебной гимнастики:

1.  Исходное положение — стоя, кисти на затылке. 1—2-поднять руки вверх, прогнуться, 3—4 вернуться в исходное положение. Повторить 3—4 раза.

2.  Исходное положение — стоя или сидя. Медленные круговые движения головой. По 8 раз в каждом направлении.

3.  В течении 1 минуты самомассаж затылка.

4.  Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40—45 сек.

5.  Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами па глазные яблоки в течение 25—30 сек.

6.  Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1—2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.

Читайте также:  Лазерная операция на близорукость

7.  Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30—35 сек.

8.  Выполнять быстрые моргания в течение 15—20 сек.

9.  Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

Физическая культура для студентов с близорукостью.

Главное значение в физическом развитии студентов, является занятия физической культурой в ВУЗах.

Обязательные занятия студентов физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

Студенты с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр занимаются в подготовительной группе. В этой группе исключены участия в соревнованиях.

Студенты с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Для студентов находящихся в специальной группе разработаны специальные лечебные занятия.

Спортивные игры с мячом очень важны. При игре в волейбол, баскетбол, теннис очень полезно переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно. Эти игры способствую профилактики прогрессирования и аккомодации близорукости, стабилизации зрения и улучшению его.

В занятиях нужно исключить прыжки с высоты более 1,5 м., упражнения которые требуют большую и продолжительную физическую нагрузку.

В отличии от студентов основной медицинской группы у студентов подготовительной группы должна быть ниже степень нервно-мышечного напряжения и нагрузка в общем при занятиях физической культурой.

Студенты занимающиеся в подготовительной группе так же должны заниматься самостоятельными занятиями, которые включают в себя упражнения для мышц глаза.

В специальной группе должны заниматься студенты с высокой степенью близорукости. Для их занятий практикуются такие формы занятий:

1. самостоятельные и обязательные занятия;

2. самостоятельные занятия должны включать в себя: упражнения по укреплению мышц глаз, закаливание организма, дыхательные упражнения, упражнения для укрепления мышц спины. Ко всему перечисленное еще и занятия лечебной гимнастикой.

Активный образ жизни, занятия спортом улучшают физическое состояние молодых людей. Повышает их сопротивляемость к болезням, но для людей страдающих близорукостью занятия физическими упражнения составляют некоторые затруднения. Специально для таких людей были разработаны лечебные занятия.

Хотя каждый должен сам контролировать нагрузки, уменьшать их или увеличивать в зависимости от самочувствия.

Заболевание глаз, такое как близорукость, возникает и прогрессирует у молодых людей, которые не соблюдают зрительный режим. Ослабления зрения способствует острым хроническим и респираторным и инфекционным заболеваниям.

Укрепляют организм и восстанавливают его после болезни — физические упражнения и спорт. Физические упражнения помогают организму в любом возрасте. Студенты, страдающие близорукостью, должны помимо занятий физической культурой, заниматься самостоятельной подготовкой и укреплять мышцы глаз.

Заболевания глаз должны волновать не только медиков, но и самих людей. Зрение каждого из нас зависит от нас самих. Ведь одно из самых главных органов чувств человека — это зрение. Без него мы не сможем полно познавать мир.

Список литературы:

  1. Аветисов Э.С. Близорукость/Под общ. ред. Э.С. Аветисова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М., 2002. — 284 с.
  2. Глазные болезни: Учебник/Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина — 2000 г — 448 с.
  3. Физкультура при близорукости/ Под ред. Анисимова, Москва — 2003 г

Источник

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авербах М.И. Офтальмологические очерки – М.:Медицина, 1949.

2. Аветисов Э.С. ,Близорукость. – М.: Медицина, 1986.

3. Аветисов Э.С., Коллюх В.А. Клиникогенетические исследования при близорукости- М.,1973.

4. Аветисов Э.С. Руководство по офтальмологии. – М.: Медицина, 1997.

5. Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. – М.: Медицина, 1975.

6. Аветисов Э.С. и другие Физкультура по близорукости. – М.: Знание, 1985.

7. Аксенфельд Т. руководство по глазным болезням – М. – Л., 1939.

8. Астапенко В.Г., Малиновский Н.Н.  Практическое руководство по глазным болезням. – Мн.: Вышэйшая школа, 1979.

9. Белецкая В.И, ГнеушеваА.Н. Охрана зрения слабовидящих. – М.:Просвещение, 1982.

10. Биран В.П. Зрение – дар бесценный. – Мн.: Полымя, 1987.

11. Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. А.Н. Бакулев. Т. 1-2., М.: «Советская энциклопедия», 1965.

12. Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский – 3-е изд. – М.: «Советская энциклопедия», 1974.

13. Гаевый М.Р. Офтальмология. – М.: Медицина, 1983.

14. Гигиена детей и подростков: учебник В.Н Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М..:медицина, 1988г.

15. «Глазные заболевания: катаракта, глаукома, сетчатка глаза, косоглазие, близорукость и др. Причины, лечение, профилактика, самопомощь, советы читателей.» – Мн.: издательство «Газетный мир», 2005.

16. «Глазные болезни и травмы» / Е.Е. Сомов. – СПБ – Санкт-Петербург. мед. издательство, 2002 – 234 с.

17. Дашевский А.И. Близорукость. – Л.,1962.

18. Дымшиц Л.А. Основы офтальмологии. – Л., 1970.

19. Зислина Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия / НИИ дефектологии АПН. – М.: Педагогика, 1987.

20. Зрение. Сохранение, нормализация, восстановление. Составитель Н. И. Кудряшова. М.: «Грэгори-Пэйдж», 1995.-228с.

21. Иванов В.В. Травмы глаз.- М.: Медицина,1983.

22. «Измерение органа зрения и глазные симптомы при общих заболеваниях»: Метод.рекоменд. и блок информ. для студ./ МЗ РБ Гродненск. гос. Мед. Ин-т; Сост. А.С. Мадекин. – Гродно , 1998 – 20 с.

Читайте также:  Что изменяет свою форму при близорукости

23. Клюцевая Е.И. «Хирургическое лечение прогрессирующей близорукости». – Минск: Беларусь, 1984.- 142 с.

24. Ковалевский Е.И. Глазные болезни: Атлас. Руководство к практическим знаниям. – М.: Медицина, 1985.

25. Ковалевский Е.И. Глазные болезни: [Учебник для педиотрических факультетов медицинских институтов]. – 2-е. изд. – М.: Медицина, 1986.

26. Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970.

27. Ковалевский Е.И. «Офтальмология»: Учебник для студентов мед. ВУЗов. – М.: Медицина.– 480 с.

28. Кузнецова М. В. «Причины развития близорукости и её лечение»: [Монография] / М.В. Кузнецова. – М., 2004. – 176 с.

29. Левченко О.Г. «Прогрессирующая близорукость у детей». – Ташкент: Медицина. 1985–120 с.

30. Лечебная физкультура. Москва «Физкультура и спорт» 1988 год ред. Попова С.Н.

31. Лечебная физкультура: Новейший справочник./ Под общей ред. проф. Т. А. Евдокимовой.- СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 862 с. ил. 5. Под редакцией Анисимова «Физкультура при близорукости», Москва 1993г.

32. Лечебная физическая культура. Справочник под ред. акцией профессора В.А. Епифанова Н. «Медицина» .1987.

33. Маркова И.В. и др. Глазные болезни. – М.: Медицина, 1979.

34. Медицинский журнал 1996г.

35. «Методические указания по физическому воспитанию студентов, страдающих близорукостью». Белорус.гос. ун-т; Сост. А.И. Расолько, А.И. Завьялов. –мн., 1983. –17 с.

36. Многотомное руководство по глазным болезням / Под ред. Архангельского А.Н. – М., 1962.

37. Морозов В.И., Яковлев А.А. Справочник по глазным болезням. – М.: Медицина, 1982.

38. Напалков П.Н Глазные болезни. – Л.: Медицина, 1976.

39. «Научно-технический пргресс в медицине»: указ. отеч. и зарубеж. лит-ры за 1986-1987 гг. вып. 3 – Близорукость.

40. Нестеренко Ю.А. Глазные болезни – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Медицина, 1983.

41. Орехова В.А., Лашковская Т.А., Швейбак М.П. Руководство по глазным болезням  – 3-е изд. – Мн.: Вышэйшая школа, 1999.

42. «Офтальмология»: Учебник для студентов мед. ВУЗов. Гундарева, Русева под ред. Е.И. Сидоренко – 2-е изд. – Москва: Гэстар- Медия, 2005.

43. Петровский Б.В. глазные болезни. – М.: Медицина, 1980.

44. Прогрессирующая близорукость у детей. О.Г.Левченко, Ташкент «Медицина» УССР 1985 год, с-5,8:

45. Радзиховский Б.Л. Астигматизм человеческого глаза. – М. 1969.

46. Серов В.В., Ярыгин Н.Е., Пауков В.С.  – М.: Медицина,1986.

47. «Современная офтальмология» руководство для врачей/ под ред. В.Ф. Данилевича. – СПБ.М.; Харьков, Мн.: Питер, 2000.

48. Спортивная медицина и лечебная физкультура. А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская. Москва. Медицина. 1993 год.

49. Физическая реабилитация. Учебник для академий и институтов   физической культуры. Под общей ред. С.Н. Попова. Феникс Ростов на – Дону 1999.

50. Энциклопедия здоровья. В.И.Белов. М.:1993г.

Источник

В комплексе лечебной физкультуры включаются как общеразвивающие, так и специальные упражнения для глаз. Учитывая, что у близоруких часто наблюдается нарушение осанки, искривления позвоночника (сколиозы) из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе на близком расстоянии. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Последние играют важную роль в усилении лёгочной вентиляции, улучшении окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того дыхательные упражнения служат средством периодического снижения нагрузки. Занятия лечебной физкультурой можно приводить дома под наблюдением родителей. Для этого им нужно внимательно следить за выполнением упражнений, руководствуясь методическими указаниями. Минимальная продолжительность курса лечебной физкультуры для школьников, страдающих близорукостью, составляет 3 месяца. Целесообразно разделить его на 2 периода подготовительный и основной (тренировочный). Подготовительный период обычно продолжается 12-15 дней.

Задачами этого периода являются:

1. адаптация к физической нагрузке;

2. общее укрепление организма;

3. активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

4. улучшение осанки;

5. укрепление мышечно-связочного аппарата;

6. повышение эмоционального состояния.

Данный период характеризуется преимущественно выполнением общеразвивающих, корректирующих и дыхательных упражнений. В помещении – занятие может быть построено по типу утрен­ней гигиенической гимнастики, но его необходимо дополнить общеразвивающими, корригирующими, танцевальными и дыхательны­ми упражнениями, а также элементами самомассажа глаз и мышц задней поверхности шеи. Ориентировочная продолжительность 25-30 мин.

Профилактика

Комплекс мер по профилактике близорукости и приостановления ее прогрессирования предусматривает следующие мероприятия:

· активизацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

· укрепление мышечно-связочного аппарата глаз;

· улучшение кровообращения в тканях глаза;

· улучшение деятельности мышц глаза, в частности, аккомодационной мышцы;

· укрепление склеры.

· Гигиена зрения:

· обеспечить хорошее освещение;

· не читать лёжа;

· не работать без перерывов на 15-20 минут за компьютером.

· Упражнения для тренировки мышц глаза (можно использовать перфорационные очки-тренажёры).

· Принимать витамины для глаз.

· Лечить внутричерепное давление у невропатолога.

Для воздействия на ослабленную аккомодационную способность при близорукости широко используется упражнение «метка» на стекле.

Для выполнения упражнения «метка» на стекле, проводящий тренировку аккомодации наносит на оконное стекло на уровне своих глаз метку диаметром 3-5 мм. Затем он становится на расстоянии 30-35 см от оконного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав взгляд на этом предмете, затем переводят его на метку на стекле, а потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражнение проводят 2 раза в день в течение 25-30 дней. При отсутствии стойкой нормализации аккомодационной способности такие упражнения повторяют систематически с перерывами в 10-15 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последующие два дня продолжительность увеличивается до 5 минут, а в остальные дни до окончания полного курса продолжительность упражнения — 7 минут.

Читайте также:  Статья о детях с близорукостью

Приложения

Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов

по состоянию органа зрения

Группа занятий по физкультуре Острота зрения Рефракция Другие изменения органа зрения
I. Основная (занятия по полной программе, сдача норм ГТО, участие в спортивных секциях и соревнованиях) Не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 3.0 дптр Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз
II. Подготовительная (основная программа физического воспитания удлиняется на 1 -1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в соревнованиях) Не допускаются учащиеся с корригированной остротой зрения ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения. Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз
III. Специальная Занимаются по специальной индивидуальной программе учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз    

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.

Вид спорта Противопоказания в зависимости от степени близорукости и состояния глаз Рекомендации об использовании оптической коррекции
Бокс Любая степень близорукости Контактная
Борьба Любая степень близорукости Контактная
Тяжелая атлетика Любая степень близорукости Контактная
Велогонка на треке Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная
Велогонка на шоссе Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная
Гимнастика спортивная Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции
Гимнастика художественная Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне При значительном понижении зрения — контактная коррекция
Стрельба стендовая, пулевая, из лука Противопоказаний нет Очковая или контактная
Современное пятиборье Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени См. соответствующие виды спорта
Конный спорт Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
Фехтование Осложненная близорукость Очковая или контактная
Плавание Осложненная близорукость Без коррекции
Водное поло Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
Прыжки в воду Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции
Гребля Осложненная близорукость Очковая
Парусный спорт Осложненная близорукость Без коррекции
Лыжные гонки Осложненная близорукость Без коррекции
Биатлон Осложненная близорукость Очковая или контактная
Горнолыжный спорт Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции
Прыжки на лыжах с трамплина Любая степень близорукости Без коррекции
Лыжное двоеборье Любая степень близорукости Без коррекции
Скоростной бег на коньках Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
Фигурное катание Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная
Спортивная ходьба Осложненная близорукость Без коррекции
Бег на короткие дистанции Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции
Бег на средние и длинные дистанции Осложненная близорукость Без коррекции
Метание Высокая и осложненная близорукость Без коррекции
Прыжки Любая степень близорукости Без коррекции
Волейбол, баскетбол Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
Футбол, ручной мяч Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции
Хоккей Любая степень близорукости Без коррекции
Теннис большой, настольный, бадминтон Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
Санный спорт Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции
Мотоспорт Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции
Городки Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Очковая

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аветисов Э.С. Занятия физической культурой при близорукости — М.: Ф и С, 1983. – 53 с.

2. Т. И. Ерошевский, А.А. Бочкарева. Глазные болезни. — М.: Медицина 1983.

3. Е. К. Глушкова. Береги зрение. М.: Медицина, 1987 .

4. В.Г. Копаева. Глазные болезни. – М.: Медицина 2002.

5. Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. – Книга о здоровом образе жизни

6. В.И. Ильинич — Физическая культура студента – М.: 2004

Источник