физические упражнения при близорукости

^ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)


  • И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два»
    поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить
    мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить — выдох.
    Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6—8 раз.

  • И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые дви
    жения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить
    6—8 раз в каждом направлении.

  • И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сги
    бая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—10 раз каждой
    ногой.

  • И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз»
    сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в ле
    вую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет
    «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под
    левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

  • Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых но
    гах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных
    суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1—2 мин
    с последующим переходом на ходьбу.

  • И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между
    стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч.
    Повторить 8—10 раз в каждом направлении.

  • И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять
    руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» дер
    жать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз.

  • И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдав
    ливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах,
    распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча;
    на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.

^ Профилактика травматизма
Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению
травматизма на занятиях физкультурой является одним из условий
эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с
ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому
воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не
только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий,
туристических походов, соревнований и пр. Надо объяснять детям о
необходимости остерегаться всего, — что может привести к травме, и
проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения,
соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика,
гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры,
туристические походы, спортивные соревнования и т. д.

Во время
урока учителю следует постоянно контролировать самочувствие детей.
Снижение работоспособности, нарушение координации движений, -внимания,
нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети
становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба
и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее
выражены в конце учебного года.

Травмы при занятиях физической
культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать
как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом
неудовлетворительной профилактики травматизма. Причины связаны с
состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой организацией и
методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного
контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к
каждому ребенку, с неправильным поведением ученика при занятиях
физическими упражнениями.