Близорукость с очками и без них

Близорукость — нарушение зрения, при котором человек плохо различает объекты на удаленных расстояниях. Дефект корректируется с помощью очков или контактных линз. При этом очки — самый простой и доступный способ для улучшения зрения при глазных патологиях.  Пользователи интересуются — нужно ли носить очки при близорукости постоянно?

Вопрос не праздный, так как действительно важно соблюдать определенный режим ношения очковой оптики. Врач после диагностики определит степень нарушения и выпишет рецепт, заодно расскажет, как правильно носить очки при близорукости — в постоянном режиме или только в определенных ситуациях — при просмотре телевизора, фильма в кинотеатре, вождении автомобиля и так далее. Это будет зависеть от величины диоптрий.

Причины близорукости

Офтальмологи называют три основные причины миопии.

Близорукость с очками и без них

  1. Неправильная кривизна поверхности роговицы и хрусталика, их врожденные или приобретенные дефекты.
  2. Слишком большой диаметр глазного яблока, его патологический рост по переднезадней оси.
  3. Нарушение гигиены зрения, из-за чего происходит ослабление глазодвигательных мышц и утрачивается хорошая аккомодация.

Все вышеперечисленные факторы причины приводят к тому, что световые лучи, проходя через оптические среды глаза, преломляются неправильным образом, в результате чего рассеиваются в области перед сетчаткой, не попадая на нее. Чтобы уменьшить преломляющую силу, понадобятся очки с вогнутыми, рассеивающими линзами, которые также называют «минусовыми». С их помощью изображение фокусируется должным образом на сетчатой оболочке.
Требуется ли носить очки при близорукости постоянно? Это зависит от того, насколько сильная степень патологии будет диагностирована у пациента. Рассмотрим их подробнее.

тебуется обследование у офтальмолого

1 степень миопии — ранняя стадия
Первая степень миопии — это минусовая оптическая сила глаз от 1 до 3 диоптрий. До значения –1D ношение очков вообще не обязательно — это состояние не приносит заметных неудобств. Нужно просто внимательнее относиться к гигиене рабочего места, правильному освещению, избегать перенапряжения глаз, чтобы не усугубить развитие заболевания. В этом случае назначаются специальные офтальмологические упражнения, которые при регулярном применении показывают значимый результат и помогают избежать развития близорукости.
Коррекция с помощью очков на ранней стадии требуется при остроте зрения от −1 до −3 диоптрий. Но постоянного ношения при этом не нужно. Вблизи у человека сохраняется хорошая видимость, а вот при необходимости смотреть на удаленные расстояния — при вождении автомобиля, в театре и т.д. То есть в ситуациях, когда необходимо сфокусироваться на удаленных предметах, лучше воспользоваться очками. При близкой же работе — чтении, письме, работе за компьютером — они не понадобятся. Дело в том, что при рассматривании близко расположенных объектов в очках для дали снижается запас аккомодации. Глаза перенапрягаются, мышцы устают и человек лишается способности настраиваться на рассмотрение предметов, находящихся на разной дистанции. Это приводит к ухудшению качества зрения.

ранняя тадия миопии

2 степень близорукости — средняя, умеренная стадия
Вторая степень миопии характеризуется значениями от –3 до –6 диоптрий. В зависимости от их величины, расстояние, на которое человек может видеть без усилий при близорукости, постепенно сокращается. Так, при значении оптической силы  –5 диоптрий плохо видны предметы, расположенные на расстоянии 25-30 см от лица. Также данная степень миопии характеризуется заметными изменениями в глазном дне, что может выражаться в возникновении начальных дистрофических поражений, сужении сосудов сетчатки, изменениях в макулярной области. В этом случае нужно наблюдаться у офтальмолога минимум раз в полгода.
Очки при близорукости второй степени требуется носить постоянно. При миопии второй степени обычно назначаются две пары или же бифокальная модель: верхняя часть линзы для дали, нижняя для близи. Если надо что-то прочитать или написать, то удобно, опустив глаза, смотреть через нижнюю часть очков. При необходимости рассмотреть удаленный объект человек поднимает глаза и смотрит через верхнюю часть.

сильная стадия близорукости

3 степень близорукости — сильная стадия
Третья степень начинается от значения –6D и  характеризуется  плохим зрением на дальние и ближние расстояния. При таких сильных минусовых диоптриях видимость может сократиться до 10 см перед собой. Конечно, в этих случаях нужно носить очки постоянно. При высокой степени патологии также страдают структуры глаза, поэтому необходимо внимательно следить за их состоянием. У детей и взрослых может развиться прогрессирующая миопия. Кроме того, при значительных минусовых диоптриях носить очки становится неудобно: слишком сильные и толстые рассеивающие линзы уменьшают предметы, искажая их, и очень ограничивают периферический обзор. В таких ситуациях улучшить зрение поможет только хирургическая или лазерная операция, а также использование контактной оптики, обеспечивающей более четкую видимость и удобство при эксплуатации.

Однако подбор очков при близорукости  зависит не только от величины ее степени. Значение имеют также индивидуальные особенности глаз, возраст пациента и другие факторы. Поскольку миопия, как правило, в подавляющем большинстве случаев начинает развиваться в детском возрасте, то родителям очень важно следить за состоянием зрения ребенка, особенно, если он склонен к ней по наследственной или врожденной причине. Рассмотрим, нужно ли носить очки ребенку, с какого возраста это можно делать и в каком режиме следует их использовать.

Очковая коррекция при детской близорукости

Осмотр зрительных органов у детей проводится сразу после рождения. Как правило, врожденные патологии выявляются сразу, а вот наследственный фактор может спровоцировать развитие близорукости в более позднем возрасте. Часто это бывает, когда ребенок идет в школу, при резком увеличении зрительных нагрузок зрение может начать заметно ухудшаться.

В возрасте до 10 лет разрешено использование только очковой оптики, лишь потом допускается контактная коррекция. Причем, если взрослым людям назначаются линзы, которые по оптическим параметрам соответствуют остроте зрения, то детям подбираются очки на 1 диоптрию меньше. Это способствует стимуляции аккомодационного аппарата и укреплению глазных мышц.

Постоянно или нет носить ребенку очки — зависит также от степени патологии. При первой стадии рекомендовано надевать их на время урока или просмотра фильма, а вот при второй и третьей степенях использовать целый день. Очень важно правильно подобрать средства коррекции. Многие родители имеют ошибочное мнение, что использование очковой оптики способствует развитию близорукости. Офтальмологи заверяют, что ухудшаться зрение может только в одном случае — когда очки подобраны неверно или ребенок пренебрегает их ношением (если не говорить о патологических степенях по наследственному или врожденному фактору). Нужно получить рецепт от врача, по которому мастер-оптик изготовит подходящие линзы. Готовые модели, купленные в случайных местах, только нанесут вред зрению.

Читайте также:  Близорукость очки для постоянного

Родителям важно не допустить прогрессирования близорукости ребенка и следить за тем, чтобы он носил прописанные очки, иначе качество видения может сильно ухудшиться. В профилактических целях также нужно делать гимнастику для глаз (при первой и второй степени), включать в рацион полезные для зрительных органов продукты, обеспечить правильное оснащение рабочего места школьника. Необходимо посещать окулиста раз в полгода для проверки. Следует также осторожно выбирать вид спорта для занятий. Детям с миопией противопоказаны травматичные дисциплины: различные единоборства, командные виды спорта с мячом. А вот лыжный спорт, плавание, настольный теннис, наоборот, будут полезны для глаз и общего состояния организма.

Итак, носить при близорукости очки постоянно  необходимо только при второй и третьей степенях близорукости. Грамотная коррекция и забота о состоянии глаз позволят поддерживать качество зрения, не допуская его ухудшения.

Источник

Ýòà ïàìÿòêà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ òåõ ïàöèåíòîâ (èëè êëèåíòîâ), êîòîðûå õîòÿò ñäåëàòü ëàçåðíóþ êîððåêöèþ è íå çíàþò, íà ÷òî îáðàòèòü âíèìàíèå. Ýòà ïàìÿòêà ïîëåçíà äëÿ òåõ, êòî òîëüêî íàäóìàë ñäåëàòü ëàçåðíóþ êîððåêöèþ, è äëÿ òåõ, êòî å¸ óæå ñäåëàë. Ýòà ïàìÿòêà, êðîìå òîãî, áóäåò ïîëåçíà è òåì ïàöèåíòàì, êîòîðûå ãîòîâÿòñÿ (èëè ãîòîâÿò ðîäñòâåííèêîâ) ê ëþáîé äðóãîé ãëàçíîé (è äàæå íå ãëàçíîé) îïåðàöèè (íàïðèìåð, óäàëåíèå êàòàðàêòû, ãëàóêîìíàÿ îïåðàöèÿ èëè äðóãàÿ ëàçåðíàÿ ãëàçíàÿ îïåðàöèÿ) è íå çíàþò, êàê ê ýòîìó ïîäñòóïèòüñÿ.

Êàæäûé ñîâåò îñíîâàí íà äåñÿòêå îäíîòèïíûõ ïðîáëåì, îïèñàííûõ ðåàëüíûìè áîëüíûìè íà ãëàçíûõ ôîðóìàõ.

Ïðèìå÷àíèå. Ïàìÿòêà íàïèñàíà âðà÷îì-îôòàëüìîëîãîì, íå çàíèìàþùèìñÿ ëàçåðíîé õèðóðãèåé, îäíàêî èìåþùèì çíà÷èòåëüíûé îïûò â ãëàçíîé õèðóðãèè. Ðåêîìåíäàöèè îñíîâûâàþòñÿ íà ìíîãîëåòíåì íàáëþäåíèè çà òåìàìè ïàöèåíòîâ íà ðóññêðÿçû÷íûõ ôîðóìàõ ïî îíëàéí êîíñóëüòàöèÿì ãëàçíûõ áîëüíûõ, èñïûòûâàâøèõ îäíîòèïíûå ïðîáëåìû ïîñëå ëàçåðíîé èëè êàòàðàêòàëüíîé õèðóðãèè. Ïðè íàïèñàíèè ïàìÿòêè ÿ ðóêîâîäñòâîâàëñÿ ïðîñòûì îðèåíòèðîì: à êàê áû ÿ õîòåë (è íå õîòåë), ÷òîáû îáõîäèëèñü â êëèíèêå ñî ìíîé èëè ñ ìîèìè ñîáñòâåííûìè ðîäèòåëÿìè.

Âíèìàíèå! Äîêòîðà, êîòîðûå íå ëþáÿò ïîíà÷èòàâøèõñÿ â ýòèõ âàøèõ èíòåðíåòàõ ïàöèåíòî⠖ íå ðåäêîñòü.

Ïðîáëåìà âûáîðà õèðóðãà.

1. Äàæå ðåêîìåíäàöèè äðóçåé-âðà÷åé âàì íå ïîìîãóò âûáðàòü “ëó÷øåãî” õèðóðãà. Äàæå âðà÷-îôòàëüìîëîã îäíîé ñïåöèàëèçàöèè (íàïðèìåð êàòàðàêòàëüíûé õèðóðã) íå âñåãäà ñìîæåò Âàì ïîäñêàçàòü, êàêîé èç âðà÷åé õîðîøî îïåðèðóåò êîñîãëàçèå. Î âðà÷àõ ñîâñåì ðàçíûõ íàïðàâëåíèé – è ãîâîðèòü íå ïðèõîäèòñÿ.

2. Íà îäíîé ïëîùàäêå âèäåë äèñêóññèþ, â êîòîðîé äîêòîðà î÷åíü îáèäåëèñü è ïîñëàëè ëåñîì ïàöèåíòà, êîòîðûé ñïðîñèë èõ, ìîæíî ëè ïðèéòè íà ïðè¸ì ê âðà÷ó è ñïðîñèòü åãî, íå èñïîëüçóåò ëè îí ôóôëîìèöèíû. Íà÷èòàëñÿ, ìîë, — èäè ñåáÿ ñàì è ëå÷è.

 òàêîé ðåàêöèè è â òàêîì çàïðîñå î÷åíü âàæíû äâå âåùè:

1) Íàøè êîëëåãè äî ñèõ ïîð íå ïðèâûêëè, ÷òî îíè — ïîñòàâùèêè óñëóã.

2) Íàøè ïàöèåíòû òîëüêî ñîçðåâàþò äëÿ òîãî, ÷òîáû íà ýòîì ðûíêå âûáèðàòü óñëóãè ïîêà÷åñòâåííåå.

3. ß è ñàì ïîäóìàë, à êàê ÿ, â ñàìîì äåëå, ñî ñòîðîíû ìîãó îòñåÿòü äîêòîðà, êîòîðûé íå ÷èòàë íè÷åãî ñâåæåå èíòåðíàòóðíîãî ó÷åáíèêà è ñëàéäîâ ñ ïîñëåäíåé áóòåðáðîäíîé êîíôåðåíöèè?

Ìíå íèêàê íå çàùèòèòü ñåáÿ èëè ðîäñòâåííèêà: ïîïûòêà ýêçàìåíîâàòü ïî äîêàçàòåëüíîé ìåäèöèíå âðà÷à â êàáèíåòå ãîñóäàðñòâåííîãî ó÷ðåæäåíèÿ ïðèâåä¸ò ê ïðîâàëó: ðåàêöèþ âðà÷åé íà êðèòèêó ñî ñòîðîíû íåïðîôåññèîíàëîâ ìîæíî ëåãêî ïðåäñòàâèòü. Ýòî, äåéñòâèòåëüíî, áóäåò ïîñûë â ëåñ.

4. Çàòî õîðîøî ðàçâèâàåòñÿ ñåêòîð ÷àñòíîé ìåäèöèíû, ãäå äîêòîðà áîëåå ìåíåå ïðåäñòàâëÿþò, ÷òî òî, ÷òî îíè äåëàþò — ýòî ïðåäîñòàâëåíèå óñëóãè. È â êðóïíûõ ãîðîäàõ åñòü àëüòåðíàòèâíûå ÷àñòíûå êëèíèêè. Ãèïîòåòè÷åñêè, åñëè âûáèðàåøü òîâàð ïîñëàùå, ìîæíî çàðàíåå, ÷åðåç ðåãèñòðàòîðà/àäìèíèñòðàòîðà êëèíèêè, çàäàòü äîêòîðó èíòåðåñóþùèå òåáÿ âîïðîñû. È òîëüêî åñëè îòâåòû âàñ óäîâëåòâîðÿþò — âû ìîæåòå çàïèñûâàòüñÿ íà ïðè¸ì. ß ãîâîðþ î âîïðîñàõ íå êàñàþùèõñÿ âàøåãî êîíêðåòíîãî ñëó÷àÿ, à î âîïðîñàõ, êàñàþùèõñÿ êîíêðåòíîãî ïîñòàâùèêà óñëóã: âû ìîæåòå óòî÷íèòü âñ¸, ÷òî âû õîòèòå çíàòü îá ýòîì âðà÷å. Ãîä îêîí÷àíèÿ îðäèíàòóðû, êîëè÷åñòâî âûïîëíåííûõ òåõ èëè èíûõ îïåðàöèé, îòíîøåíèå ê òîìó èëè èíîìó ôóôëîìèöèíó, èñïîëüçîâàíèå èëè íåèñïîëüçîâàíèå ïàáìåäà â ñâîåé ïðàêòèêå… Çàâèñèò òîëüêî îò âàøåé ôàíòàçèè.

5. Íå ñêðîþ — ýòî âñ¸ î÷åíü íàñòîðàæèâàåò âðà÷åé, íî ââèäó ýïèäåìèè áåçãðàìîòíîñòè âîêðóã — ñêàæó ÷åñòíî, ÿ áû òàêèì âîïðîñàì îò ïàöèåíòà, ïåðåäàííûì ÷åðåç àäìèíèñòðàòîðà, äàæå íå óäèâèëñÿ.

6. Äëÿ ñåáÿ ÿ íå ïðèäóìàë óíèâåðñàëüíîãî âîïðîñà, îòâåò íà êîòîðûé îò äîêòîðà ïîäñêàçàë áû ìíå, ÷òî òóäà ëó÷øå íå ñîâàòüñÿ. Âîçìîæíî, îí çâó÷àë áû òàê: êàê ÷àñòî âû îáðàùàåòåñü ê ñèñòåìå Pubmed? (Íåèäåàëüíûé, âîïðîñ, è íå ïîäõîäèò äëÿ âñåõ ñëó÷àåâ, íî äëÿ áîëüøèíñòâà — íåïëîõ. Äàæå åñëè ðå÷ü î õèðóðãàõ). Ïàáìåä – ýòî óíèâåðñàëüíàÿ áàçà äàííûõ íàó÷íûõ ñòàòåé, èç êîòîðîé äîêòîðà âñåãî ìèðà íà åæåäíåâíîé îñíîâå ÷åðïàþò ñâåæèå äàííûå ïî ëå÷åíèþ è äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèé. Åñëè äîêòîð ýòîãî íå äåëàåò – îí íà ãîäû ïîçàäè ñâîåãî êîëëåãè, êîòîðûé ýòî óæå äåëàåò. Ïðîáëåìà ñ ïàáìåäîì â òîì, ÷òî îí – íà èíîñòðàííûõ ÿçûêàõ (â îñíîâíîì – àíãëèéñêèé).

7. Äîêòîð ìîæåò áûòü ñòî ðàç âîëøåáíûì áåç çíàíèÿ àíãëèéñêîãî ÿçûêà è óìåíèé ïîèñêà â ñåòè íàó÷íîé èíôîðìàöèè, íî îí ïðåäîñòàâèò âàì â áîëüøîì êîëè÷åñòâå ñëó÷àåâ äàííûå, óñòàðåâøèå íà 5-10 ëåò (â ëó÷øåì ñëó÷àå, ýòî åñëè íå çàâàëèò ÷åì-òî èíûì).

Читайте также:  Как красить глаза при очках близорукость

8. Íà ÷òî íå îáðàùàòü âíèìàíèå ïðè âûáîðå õèðóðãà: îòçûâû íà ñàéòàõ-ñáîðíèêàõ êëèíèê è âðà÷åé.  íàøó ýïîõó SMM ìåíåäæåðî⠖ ýòî öåëèêîì è ïîëíîñòüþ ðàáîòà PR-ìåíåäæåðîâ êëèíèê èëè êîíêóðèðóþùèõ ôèðì. Ëèøü èçðåäêà âû ñìîæåòå âñòðåòèòü äåéñòâèòåëüíî íàñòîÿùèå îòçûâû.

9. Íà ÷òî äîïîëíèòåëüíî ìîæíî îáðàòèòü âíèìàíèå: ïîìèìî ñèñòåìû Pubmed â Ðîññèè è ÑÍà ïîïóëÿðíà áàçà äàííûõ eLibrary.ru. Ýòî áàçà äàííûõ ðóññêîÿçû÷íûõ íàó÷íûõ ïóáëèêàöèé. Åñëè âû õîòèòå óáåäèòüñÿ, ÷òî âûáðàííûé ñïåöèàëèñò äåéñòâèòåëüíî ïîãëîù¸í ñâîåé ðàáîòîé – êàê ïðàâèëî âû íàéä¸òå â ýòîé áàçå äàííûõ åãî ïóáëèêàöèè ïî ñîîòâåòñòâóþùåé òåìå â îòå÷åñòâåííûõ îôòàëüìîëîãè÷åñêèõ æóðíàëàõ. Îäíàêî ïîìíèòå, ÷òî äàëåêî íå âñå õîðîøèå ïðàêòèêè ïóáëèêóþòñÿ, à òàêæå íå âñå òå, êòî ïóáëèêóåòñÿ – õîðîøèå ïðàêòèêè.

Îá èíôîðìèðîâàíèè ñåáÿ ëþáèìîãî (Èíôîðìèðîâàííîå ñîãëàñèå).

9. Ïàöèåíò çàêîíîäàòåëüíî èìååò ïðàâî ïîëó÷èòü ïîëíóþ èíôîðìàöèþ î ïðåäñòîÿùåé èëè ðåêîìåíäîâàííîé åìó îïåðàöèè îò ñâîåãî ëå÷àùåãî âðà÷à, ò.å. — îò õèðóðãà. Ýòî èç 323 Ôåäåðàëüíîãî Çàêîíà (Ñòàòüÿ 20).  ðåçóëüòàòå ýòîé ñòàòüè õèðóðã îáÿçàí âàñ êà÷åñòâåííî è äîñòóïíî ïðîèíôîðìèðîâàòü (óñòíîå èíôîðìèðîâàííèå), à âû ìîæåòå ñîãëàñèòüñÿ (ïèñüìåííîå èíôîðìèðîâàííîå ñîãëàñèå) èëè îòêàçàòüñÿ îò ïðåäëàãàåìîé îïåðàöèè (èëè ëþáîé äðóãîé ìåäèöèíñêîé óñëóãè). Âû íå îáÿçàíû ïðèíèìàòü ðåøåíèå, åñëè âû ÷òî-òî íåäîïîíÿëè èëè â ÷¸ì-òî èìååòå ñîìíåíèÿ. Âû íå îáÿçàíû ïðèíèìàòü ðåøåíèå ìãíîâåííî. Âû èìååòå çàêîííîå ïðàâî ÷èòàòü íàïèñàííîå ìåëêèì øðèôòîì èíôîðìèðîâàííîå ñîãëàñèå ñòîëüêî âðåìåíè, ñêîëüêî âàì ïîòðåáóåòñÿ. Ïðè ýòîì ïîñëå ýòîé áåñåäû âû äîëæíû óéòè ñ ïîëíûì îùóùåíèåì, ÷òî âû õîðîøî ïîäãîòîâëåíû ê îïåðàöèè è âàì ïîëíîñòüþ ÿñíû âñå âîçìîæíûå ïåðñïåêòèâû È àëüòåðíàòèâû òàêîãî ëå÷åíèÿ.

10. Áóäó÷è â êëèíèêå èëè ïî òåëåôîíó/email óçíàéòå, êàêèå âèäû îïåðàöèé äîñòóïíû â êëèíèêå. Ó ñâîåãî áóäóùåãî õèðóðãà óçíàéòå, êàêàÿ èç îïåðàöèé ïîêàçàíà âàì áîëüøå è ïî÷åìó, ñêîëüêî òàêèõ ïðîöåäóð âûïîëíèë êîíêðåòíî âàø âðà÷ è êàêèå îñëîæíåíèÿ îí òèïè÷íî âñòðå÷àåò è êàê ÷àñòî, è êàê ïðåäëàãàåò ñ íèìè áîðîòüñÿ ïðè íåîáõîäèìîñòè. Êàêîâà ïðàêòèêà êëèíèêè ïî ïîâòîðíûì îñìîòðàì, äîêîððåêöèÿì â ñëó÷àå íåäîêîððåêöèé. ×òî ïðåäïðèíèìàåò êëèíèêà â ñëó÷àå íåóäà÷íîãî ðåçóëüòàòà îïåðàöèè, êîòîðûé íåëüçÿ èñïðàâèòü?

11. Ñëåäóþùèå ñèòóàöèè ìåíÿ, íà âàøåì ìåñòå, îäíîçíà÷íî áû íàñòîðîæèëè. Ýòî òàê íàçûâàåìûå “êðàñíûå ôëàãè”, ê êîòîðûì îòíîñèòüñÿ íàäî î÷åíü íàñòîðîæåííî. Ê ñîâåðøåííî ÷¸òêèì êðàñíûì ôëàãàì îòíîñÿòñÿ:

11.1 Íåñïîñîáíîñòü èëè íåæåëàíèå äîêòîðà ðóññêèìè ñëîâàìè îáúÿñíèòü âñ¸ âûøåïåðå÷èñëåííîå.

11.2 Íåâîçìîæíîñòü ïðîâåäåíèÿ ïðåäîïåðàöèîííîãî èíôîðìèðîâàíèÿ (âñå âîïðîñû âûøå) ëè÷íî âàøèì õèðóðãîì.

11.3 Íåñïîñîáíîñòü ïðîñòûìè ñëîâàìè çàðàíåå îçâó÷èòü ïðåäñòîÿùèå ôèíàíñîâûå çàòðàòû, âîçìîæíûå âàðèàíòû îò è äî, è îò ÷åãî ýòè âàðèàíòû áóäóò çàâèñåòü.

Î ïðèæèãàíèè ñåò÷àòêè ïåðåä ëàçåðíîé îïåðàöèåé (Ëàçåðíàÿ êîàãóëÿöèÿ ñåò÷àòêè).

12. Ëàçåðíàÿ êîððåêöèÿ (à ÷àñòî – è êàòàðàêòàëüíàÿ îïåðàöèÿ) âûïîëíÿåòñÿ ïëàòíî. ×àñòíàÿ êëèíèêà èìååò ïðàéñ. ×àñòî êëèíèêà íàñòàèâàåò íà ïðîâåäåíèè îäíîé îïåðàöèè (ëàçåðíàÿ êîàãóëÿöèÿ ñåò÷àòêè) äî ïðîâåäåíèÿ äðóãîé îïåðàöèè (íàïðèìåð, ëàçåðíàÿ êîððåêöèÿ çðåíèÿ èëè óäàëåíèå õðóñòàëèêà). Òàêîå ïîëîæåíèå äåë ìîæåò ÿâëÿòüñÿ ñîâåðøåííî îáîñíîâàííûì â íåêîòîðûõ (äîâîëüíî ðåäêèõ) ñèòóàöèÿõ. Îäíàêî ÷àñòî îíî ìîæåò ÿâëÿòüñÿ è íå îáîñíîâàííûì. ×òîáû ëèêâèäèðîâàòü èç ýòîãî ïðîöåññà ôèíàíñîâóþ çàèíòåðåñîâàííîñòü êëèíèêè – ïàöèåíò âïðàâå çàïðîñèòü àëüòåðíàòèâíîå ìíåíèå â äðóãîé êëèíèêå. Ïîìíèòå, ÷òî ïðîñèòü àëüòåðíàòèâíîå ìíåíèå â òîé æå êëèíèêå – ÷àñòî çàòåÿ áåñïåðñïåêòèâíàÿ.

13. Íåîáõîäèìîñòü ïðèæèãàíèÿ ñåò÷àòêè ïåðåä ëàçåðíîé êîððåêöèåé – òåìà î÷åíü äèñêóòàáåëüíàÿ, è èìåþùàÿ ìíîæåñòâî áðåøåé.  êîíå÷íîì ñ÷¸òå, çà ïàöèåíòîì âñåãäà îñòà¸òñÿ âûáîð:

13.1 ëèáî âûïîëíÿòü ëàçåðíóþ êîàãóëÿöèþ âîêðóã íàéäåííûõ íà ãëàçíîì äíå îïàñíûõ èçìåíåíèé, âûïîëíèòü ëàçåðíóþ êîððåêöèþ çðåíèÿ, à çàòåì ðåãóëÿðíî íàáëþäàòüñÿ ó îôòàëüìîëîãà ïî ïîâîäó ñåò÷àòêè,

13.2 ëèáî âûïîëíèòü ëàçåðíóþ êîððåêöèþ çðåíèÿ, à çàòåì íàáëþäàòüñÿ ó îôòàëüìîëîãà è ïðè íåîáõîäèìîñòè – âûïîëíèòü ëàçåðíóþ êîàãóëÿöèþ.

14. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî íåâûïîëíåííàÿ ëàçåðíàÿ êîàãóëÿöèÿ íå äåëàåò òåõíè÷åñêè íåâîçìîæíîé ëàçåðíóþ êîððåêöèþ çðåíèÿ.

15. Âàæíî òàêæå ïîíèìàòü, ÷òî ÷àñòî êëèíèêè çëîóïîòðåáëÿþò ñâîèì ëàçåðíûì àïïàðàòîì ðàäè ôèíàíñîâîé âûãîäû. Ýòî î÷åíü ëåãêî: äðóãèì îôòàëüìîëîãàì ÷àñòî ñëîæíî áóäåò ïîíÿòü, ÷åãî ýòî îíè òàì ïîíàñòðåëÿëè íà ãëàçíîì äíå, à ïîðîé äàæå ñëîæíî áóäåò ïîíÿòü, íóæíî ëè ýòî áûëî âîâñå.

Î äîêóìåíòàõ, ñïðàâêàõ è âûïèñêàõ.

16. Ïîêà ó íàñ íåò ïðîáëåì – íàì íå íóæíà ìåäèöèíñêàÿ äîêóìåíòàöèÿ. Êîãäà ó íàñ ïîÿâëÿþòñÿ ïðîáëåìû – íàì íóæíû äîêóìåíòû. Ìû äîëæíû èìåòü äàííûå òîãî, ÷òî áûëî äî îïåðàöèè, êàêàÿ îïåðàöèÿ áûëà âûïîëíåíà, êàêèå äàííûå îáñëåäîâàíèé ãîâîðèëè â ïîëüçó èìåííî òàêîé îïåðàöèè, à òàêæå êàêîé ðåçóëüòàò ìû ïîëó÷èëè ïîñëå îïåðàöèè.

Êîïèè äîêóìåíòîâ íóæíû âàì â íåñêîëüêèõ ñèòóàöèÿõ.

17. Êîíñóëüòàöèÿ â àëüòåðíàòèâíîé êëèíèêå (òàê íàçûâàåìîå âòîðîå ìíåíèå). Î÷åíü öåííàÿ âîçìîæíîñòü. Ñèòóàöèÿ, êîãäà êëèíèêà íå æåëàåò ïðèçíàâàòüñÿ â íåóäà÷íîì ðåçóëüòàòå – âïîëíå ðåàëüíà.

18. Ñóäåáíûå äåëà. Ìåäèöèíñêèå äîêóìåíòû – ýòî þðèäè÷åñêèå äîêóìåíòû. Þðèäè÷åñêèå äîêóìåíòû ïîçâîëÿþò êîìïåíñèðîâàòü ïîòåðè â ðåçóëüòàòå ïëîõîãî ðåçóëüòàòà, âûçâàííîãî íå íåïðåîäîëèìûìè îáñòîÿòåëüñòâàìè (òàê íàçûâàåìàÿ èàòðîãåíèÿ), â ñëó÷àå, êîãäà ïàöèåíò îáðàùàåòñÿ çà ðàçðåøåíèåì ïðîáëåìû â ñóä.

19. Ïîìíèòå, ÷òî íà îñíîâàíèè òîãî æå 323 Ôåäåðàëüíîãî Çàêîíà (Ñòàòüÿ 22) ïàöèåíò èìååò ïðàâî (à êëèíèêà — îáÿçàòåëüñòâî) ïî ïèñüìåííîìó çàïðîñó ïàöèåíòà ïðåäîñòàâëÿòü ïàöèåíòó äëÿ îçíàêîìëåíèÿ îðèãèíàëû ìåäèöèíñêèõ êàðò è âñåõ îòíîñÿùèõñÿ ê ïàöèåíòó ìåäèöèíñêèõ äîêóìåíòîâ, à òàêæå ïðåäîñòàâëÿòü ïàöèåíòó êîïèè èëè âûïèñêè èç ýòèõ äîêóìåíòîâ. Íà ÷åëîâå÷åñêîì ÿçûêå ýòî îçíà÷àåò, ÷òî îò ìîìåíòà, êîãäà âû ñòàëè êëèåíòîì êëèíèêè, âû èëè òîò, íà êîãî âû îôîðìèëè íîòàðèàëüíóþ äîâåðåííîñòü, èìååòå ïîëíîå ïðàâî, â ëþáîé ìîìåíò, â òîì ÷èñëå ñïóñòÿ ìåñÿöû è ãîäû ïîñëå îïåðàöèè, çàïðîñèòü äëÿ îçíàêîìëåíèÿ âñþ ñâîþ ìåäèöèíñêóþ äîêóìåíòàöèþ. Ýòî âêëþ÷àåò êàðòó, ýïèêðèçû, âûïèñêè, â ÷èòàåìîì (÷èòàé — öâåòíîì) ðàñïå÷àòàííîì ôîðìàòå ëþáûå îôòàëüìîëîãè÷åñêèå ïðåäîïåðàöèîííûå è ïîñëåîïåðàöèîííûå èññëåäîâàíèÿ (òîìîãðàìì, òîïîãðàìì, ïîëåé çðåíèÿ, äàííûõ àâòîðåôðàêòîìåòðèè è äð.). Âû ìîæåòå çàïðîñèòü êîïèè âñåõ ýòèõ äîêóìåíòîâ èëè ïîïðîñèòü ñäåëàòü âûïèñêó èç ýòèõ äîêóìåíòîâ. Ïðåäïî÷òèòåëüíåå ïåðâîå, ò.ê. â âûïèñêó ìîæåò ïîïàäàòü â òîì ÷èñëå èñêàæ¸ííàÿ èíôîðìàöèÿ.

Читайте также:  Маркетинговая близорукость для какой концепции

19.1 ×òî íóæíî îáÿçàòåëüíî ïîëó÷àòü íà ðóêè ïðè ëþáîé ëàçåðíîé ðåôðàêöèîííîé îïåðàöèè:

Äàííûå äî îïåðàöèè:

1) ìàêñèìàëüíàÿ îñòðîòà çðåíèÿ ñ êîððåêöèåé ñò¸êëàìè èëè êîíòàêòíûìè ëèíçàìè (íà øèðîêèé è óçêèé çðà÷îê)

2) àâòîðåôðàêòîìåòðèÿ

3) òîïîãðàììà (Pentacam)

4) ñîñòîÿíèå ðîãîâèöû

5) ðàçìåð çðà÷êà ïðè õîðîøåì è ñóìåðå÷íîì îñâåùåíèè

Äàííûå ïîñëå îïåðàöèè:

1) àâòîðåôðàêòîìåòðèÿ

2) îñòðîòà çðåíèÿ áåç êîððåêöèè

3) îñòðîòà çðåíèÿ ñ ìàêñèìàëüíîé êîððåêöèåé

4) Ïî âîçìîæíîñòè õîä îïåðàöèè (çîíà, çàëîæåííûå ïàðàìåòðû, âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ).

Òèïè÷íûå ïîñëåîïåðàöèîííûå ïðîáëåìû.

20.  ïîäàâëÿþùåì ÷èñëå ñëó÷àåâ ðåçóëüòàòû îïåðàöèè õîðîøèå è îòëè÷íûå. Íî èíîãäà îäèí èëè îáà ãëàçà ïîñëå îïåðàöèè ìîãóò âèäåòü ïëîõî. Äà, òàêîå äåéñòâèòåëüíî áûâàåò: ïðè íåäîêîððåêöèÿõ, ïðè ïåðåêîððåêöèÿõ èëè ïðè âîçíèêíîâåíèè èíûõ ïðîáëåì â çîíå îïåðàöèè.

Äëÿ âàñ, êàê ïàöèåíòà, èäåàëüíûì (è íîðìàëüíûì) ðåçóëüòàòîì ÿâëÿåòñÿ òàêîå ïîñëåîïåðàöèîííîå ñîñòîÿíèå, êîãäà ãëàçà âèäÿò ïî êðàéíåé ìåðå íå õóæå, ÷åì â î÷êàõ äî îïåðàöèè. Äëÿ îñîáî äîòîøíûõ ïàöèåíòî⠖ íå õóæå, ÷åì â êîíòàêòíûõ ëèíçàõ äî îïåðàöèè (ëèíçû ïîêàçûâàþò ïðèìåðíûé âåðîÿòíûé ðåçóëüòàò ëàçåðíîé êîððåêöèè òî÷íåå, ÷åì î÷êè). Îáî âñåõ ýòèõ ïðîáëåìàõ õîðîøî è â äåòàëÿõ íàïèñàíî íà ñàéòå è íà ôîðóìå Âñ¸ î ãëàçàõ. Ñîâðåìåííûå ìåòîäèêè ïîçâîëÿþò äîáèòüñÿ òàêîãî çðåíèÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ (íî íå âñåãäà, è åñëè ïî êàêîé-òî ïðè÷èíå âàì ãîâîðÿò, ÷òî â âàøåì ñëó÷àå äîáèòüñÿ õîðîøåé îñòðîòû çðåíèÿ íå ïîëó÷èòñÿ — ëó÷øå ïîïûòàòüñÿ ðàçîáðàòüñÿ ñ ïðè÷èíîé òàêèõ ïðîãíîçîâ, â òîì ÷èñëå ñ àëüòåðíàòèâíîé êîíñóëüòàöèåé).

21. Íîðìàëüíîé îñòðîòîé çðåíèÿ êàæäîãî ãëàçà â îòäåëüíîñòè â îôòàëüìîëîãèè ÿâëÿåòñÿ îñòðîòà 1,0 èëè âûøå. Ëþáàÿ îñòðîòà çðåíèÿ íèæå åäèíèöû òðåáóåò îò îôòàëüìîëîãà óñèëèé, ÷òîáû ðàçîáðàòüñÿ, ÷òî ìåøàåò âèäåòü ëó÷øå. Ýòî ìîãóò áûòü îïòè÷åñêàÿ ïðîáëåìà (òî åñòü îñòàòî÷íàÿ áëèçîðóêîñòü, ïîÿâèâøàÿñÿ äàëüíîçîðêîñòü, èëè íåäîêîððèãèðîâàííûé èëè èàòðîãåííûé àñòèãìàòèçì) èëè ïðîáëåìà èíîãî ðîäà â îáëàñòè ðîãîâèöû èëè èíîé ÷àñòè ãëàçà. Êòî-òî ïîñ÷èòàåò äëÿ ñåáÿ îñòðîòó çðåíèÿ áåç î÷îâ 0,7 èëè 0,9 ïðèåìëåìîé è íîðìàëüíîé, à êòî-òî áóäåò ñ÷èòàòü ýòî íåíîðìîé (ó÷èòûâàÿ áîëåå âûñîêóþ ìàêñèìàëüíóþ îñòðîòó çðåíèÿ äî îïåðàöèè).

21.1 Îñòðîòà çðåíèÿ äîëæíà óêàçûâàòüñÿ ÷¸òêî, â âèäå îäíîé öèôðû, íàïðèìåð 0,6, èëè 0,7, èëè 1,0. Îñòðîòà çðåíèÿ, óêàçàííàÿ ÷åðåç äåôèñ (íàïðèìåð 0,7-0,8) — íåâåðíàÿ çàïèñü è îçíà÷àåò, ÷òî âðà÷ íå áûë óâåðåí â îïðåäåëåíèè îñòðîòû çðåíèÿ.

21.2  ñëó÷àå, åñëè ó âàñ èìååòñÿ ñðåäíÿÿ-âûñîêàÿ ìèîïèÿ (îò «ìèíóñ ïÿòè» è áîëåå), òî åäèíñòâåííûì íàä¸æíûì ìåòîäîì ïðîâåðêè îñòðîòû çðåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðîâåðêà å¸ â õîðîøî ïîäîáðàííûõ ïî ðåôðàêöèè êîíòàêòíûõ ëèíçàõ. Ïðîâåðêà â ïðîáíîé îïðàâå â ýòîì ñëó÷àå ÿâëÿåòñÿ î÷åíü ïðèáëèçèòåëüíîé è èìååò ñêëîííîñòü ïðåóìåíüøàòü ðåàëüíóþ ìàêñèìàëüíóþ îñòðîòó çðåíèÿ. Ýòî, îäíàêî, íå âûïîëíÿåòñÿ â áîëüøèíñòâå ó÷ðåæäåíèé, è âû ìîæåòå âûïîëíèòü òàêóþ ïðîâåðêó ñàìîñòîÿòåëüíî â ëþáîé îïòèêå ñ ëèíçàìè. Ýòî ïîêàæåò áîëåå ïðèáëèæåííûé ê ïðàâäå ìàêñèìàëüíûé ïîòåíöèàë ïîñëå ëàçåðíîé êîððåêöèè, ÷åì ïðîáíàÿ îïðàâà ñ ïðîáíûìè ëèíçàìè.

21.3 Åñëè ïîñëå îïåðàöèè íà ðàñïå÷àòêå àâòîðåôðàêòîìåòðà èìåþòñÿ êàêèå-òî íåïîíÿòíûå ïëþñû è ìèíóñû, ýòî íå îçíà÷àåò àâòîìàòè÷åñêè, ÷òî ÷òî-òî ïîøëî íå òàê. Âàæíà òîëüêî âàøà ìàêñèìàëüíàÿ îñòðîòà çðåíèÿ ñ êîððåêöèåé. Åñëè ñò¸êëà, ïîäñòàâëåííûå ñîãëàñíî àâòîðåôðàêòîìåòðèè, çíà÷èòåëüíî óëó÷øàþò âàøó îñòðîòó çðåíèÿ, òîãäà ýòî ìîæåò èìåòü çíà÷åíèå.

22. Íå âñåãäà âàì ïðÿìî ñêàæóò, ÷òî âàøà îñòðîòà çðåíèÿ íåíîðìàëüíà. Âîçìîæíà ñèòóàöèÿ, ãäå âàøà ìàêñèìàëüíàÿ îñòðîòà çðåíèÿ (ò.å. ñ ñàìîé ëó÷øåé êîððåêöèåé î÷êàìè èëè ëèíçàìè) ÄÎ îïåðàöèè èëè ÏÎÑËÅ îïåðàöèè áóäåò çàïèñàíà íåâåðíî.

23. Åñëè äî îïåðàöèè âàì “çàíèçèëè” îñòðîòó çðåíèÿ – ïîñëå îïåðàöèè âàì íåëåãêî áóäåò äîêàçàòü, ÷òî äî îïåðàöèè ñ î÷êàìè èëè ëèíçàìè âû, âîîáùå-òî, âèäåëè ëó÷øå.

24. Åñëè ïîñëå îïåðàöèè âàì “çàâûñèëè” îñòðîòó çðåíèÿ – âàñ áóäóò óâåðÿòü, ÷òî âû âèäèòå åäèíèöó (1,0), õîòÿ íà âàøåé ñîáñòâåííîé ðàñïå÷àòàííîé äîìàøíåé òàáëè÷êå èëè íà òàáëè÷êå â îïòèêå èëè ïîëèêëèíèêå âû ÿñíî áóäåòå ïîíèìàòü, ÷òî äî åäèíèöû âû íå äîòÿãèâàåòå. Îäíàêî, ïîìíèòå, ÷òî òàêîå âîçìîæíî è â íîðìå: ïðè ðàçíîì îñâåùåíèè, íà ðàçíûõ òàáëèöàõ è íà ðàçíûõ ðàññòîÿíèÿõ ãëàçà âèäÿò ïî-ðàçíîìó, è ýòî íîðìàëüíî. Ïîëåçíåå âñåãî ñðàâíèâàòü îñòðîòó çðåíèÿ äî îïåðàöèè è ïîñëå îïåðàöèè â îäíîì è òîì æå ìåñòå. Íàïðèìåð, åñëè íå â ëàçåðíîé êëèíèêå, òî â ñîñåäíåé îïòèêå.

25. Âàæíî ÄÎ îïåðàöèè óäîñòîâåðèòüñÿ, ÷òî ãëàçà ó âàñ ñ ìàêñèìàëüíîé êîððåêöèåé âèäÿò îäèíàêîâî (èëè íàîáîðîò, ïî-ðàçíîìó). Òî åñòü, âñåãäà çíàéòå ìàêñèìàëüíóþ îñòðîòó çðåíèÿ êàæäîãî âàøåãî ãëàçà â îòäåëüíîñòè, ÷òîáû íå âûãëÿäåòü ãëóïî ïîñëå îïåðàöèè, êîãäà ïðè ìàëåéøåé ðàçíèöå ìåæäó ãëàçàìè âàø äîêòîð áóäåò ãîâîðèòü âàì, ÷òî ó âàñ âñåãäà òàê è áûëî.

26. Ïðåæäå ÷åì ñîãëàñèòüñÿ ñ äîêòîðîì, ÷òî ýòî âû ïðîñòî ãîëîâîé íåçäîðîâû, à ñ ãëàçàìè ó âàñ íà ñàìîì äåëå âñ¸ â ïîðÿäêå – ïîëó÷èòå àëüòåðíàòèâíîå ìíåíèå â äðóãîé êëèíèêå (èëè, íàïðèìåð, â äâóõ). Íå îáÿçàòåëüíî â ëàçåðíîé êëèíèêå. Ìîæåòå íà÷àòü õîòü ñ îïòèêè (èëè ïîëèêëèíèêè). Èçìåðèòü îñòðîòó çðåíèÿ è âûïîëíèòü àâòîðåôðàêòîìåòðèþ, è îöåíèòü íàñêîëüêî äàííûå ïîñëåäíåé ñîîòíîñÿòñÿ ñ äàííûìè îñòðîòû çðåíèÿ, è ïîìîãàþò ëè ñò¸êëûøêè âèäåòü ëó÷øå – ñìîãóò è òàì.

27. Íåñìîòðÿ íà áîëüøîå ÷èñëî ïîäâîäíûõ êàìíåé, ïîìíèòå: õèðóðãó âûãîäíî, ÷òîáû âû óøëè îò íåãî äîâîëüíûì/îé è ðåêîìåíäîâàëè åãî ñâîèì äðóçüÿì. Ïîçâîëüòå åìó ó÷àñòâîâàòü â ðåøåíèè âàøåé ïðîáëåìû è ïîìîãàéòå åìó â ýòîì.

28. Ó÷òèòå, ÷òî èçäðåâëå â ðåôðàêöèîííîé õèðóðãèè ñóùåñòâóåò ïðàêòèêà îòêàçà â îïåðàöèè ïàöèåíòàì, â ñëó÷àå åñëè åñòü ñîìíåíèÿ â èõ ñïîñîáíîñòè ðåàëüíî âîñïðèíÿòü áóäóùèå ïîñëåîïåðàöèîííûå ðåçóëüòàòû. Åñòü áîëüøîé øàíñ, ÷òî, ïðî÷èòàâ ýòó çàìåòêó, è ïîíàçàäàâàâ âñå ýòè âîïðîñû, âû òàê è íå ñìîæåòå äîéòè äî îïåðàöèîííîãî ñòîëà. Ìèìèêðèðóéòå, ïðèòâîðèòåñü íåïåðôåêöèîíèñòàìè.

֏!

Источник