Засвет сетчатки в домашних условиях

Описание

Засвет сетчатки в домашних условиях

Автор: В.И. Поспелов, Г.Е. Поспелова

Амблиопия с центральной зрительной фиксацией (ЦЗФ) – наиболее частая причина понижения зрения у детей, прежде всего, дошкольного возраста.

Среди них ее частота варьирует, по данным разных авторов, от 3,5 до 17,6%. Наиболее частые ее причины – рефракционные нарушения: астигматизм, анизометропия, гиперметропия средней и высокой степени, врожденная близорукость.

Диагностика этой амблиопии не представляет особых трудностей.

Минимальный уровень остроты зрения с коррекцией у детей равен 0,1?возраст (лет)+0,1 (в 3 года – 0,4, в 4 года – 0,5 и т.д.).

Понижение ее ниже этого уровня при отсутствии каких-либо структурных повреждений глаза следует расценивать как наличие амблиопии.

Определить состояние зрительной фиксации (центральная, нецентральная) можно с помощью ручного электроофтальмоскопа или щелевой лампы путем ретиноскопии.

Следовательно, ее диагностика доступна любому офтальмологу.

Для лечения амблиопии с ЦЗФ мы используем лечебный комплекс, который включает следующее.

1. Оптимальная очковая (контактная) коррекция аметропии. Подбор очков и КЛ у детей проводят по общепринятым правилам.

2. Окклюзия. Пациентам без косоглазия ее назначают на 25-50% периода бодрствования, при косоглазии – на весь день.

При одинаковом понижении остроты зрения на оба глаза по четным дням закрывают правый глаз, по нечетным – левый. Когда в конце одного и в начале другого месяца рядом оказываются два нечетных дня, то оба дня перекрывают левый глаз.

Если зрение понижено на оба глаза в разной степени, или только на один глаз, то хуже видящий глаз перекрывают в течение одного дня, лучше видящий глаз – в течение 2, 3, 4, 6, 9 или 13 дней, после чего цикл повторяют до конца лечения. Чем больше разница в остроте зрения между глазами, тем большее число дней закрывают лучший глаз.

Общее правило плеоптики:

чем ниже острота зрения, чем больше разница в зрении правого и левого глаза и чем быстрее нужно развить функции амблиопичного глаза, тем на больший промежуток времени следует ежедневно закрывать парный глаз.

3. Перифовеальная депривация. Она может быть осуществлена с помощью засвета по Кюпперсу (слепящий засвет сетчатки с экранированием фовеолы).

Однако длительное и многократное применение слепящих засветов содержит угрозу развития дистрофии сетчатки глаза. В связи с этим мы используем экранирующую депривацию – перифовеальную пенализацию.

Ее осуществляют одним из трех способов:

а) С помощью игрушки «калейдоскоп».

Недостатки способа: «мягкость» депривации из-за попадания на периферию сетчатки глаза света, отраженного от заключенных в игрушке зеркал, что приводит к снижению эффекта депривации; эта игрушка почему-то сейчас крайне редко бывает в продаже.

б) С помощью дырчатых очков (Laser-vision).

Тренировки в них должны проводиться не менее 1,5 часов ежедневно, не тренируемый глаз должен быть закрыт окклюзией.

Недостатки этого способа: высокая рыночная стоимость очков и «мягкость» депривации из-за попадания света на периферию сетчатки глаза через многочисленные отверстия на периферии поля зрения.

в) С помощью специального устройства – перифовеального пенализатора (ПЕН).

Он представляет собой изготовленную из непрозрачного материала трубку длиной 100 и диаметром 35-40 мм, один конец которой перекрыт диафрагмой с круглым отверстием диаметром 15, 10 или 5 мм.

Внутренняя поверхность ПЕНа должна быть темной, не отражающей света.

ПЕН легко изготовить так.

Из картона вырезают прямоугольник размером 10?12-14 см. На одну его поверхность наклеивают такого же размера кусок неблестящей, черной ткани (сукно, фланель).

Картон сворачивают в трубку (тканью во внутрь) так, чтобы меньшая его сторона (10 см) стала длиной цилиндра.

Продольный стык, заклеивают без щелей и отверстий. Из картона же вырезают три диска, равные диаметру полученной трубки.

В центре одного из них делают круглое отверстие диаметром 15 мм (диафрагма N 1), в другом – 10 мм (диафрагма N 2), в третьем – 5 мм (диафрагма N 3).

Диафрагмой № 1 перекрывают любое отверстие трубки и укрепляют ее так, чтобы при необходимости ее легко можно было бы заменить другой диафрагмой.

В стыке между краями диафрагмы и трубки не должно быть отверстий.

ПЕН готов.

Перед тренировкой зрения кто-либо из родителей приставляет ПЕН открытым отверстием к своему глазу и, закрыв второй глаз, определяет и запоминает расстояние, с которого через отверстие в диафрагме ПЕНа видно примерно 2/3 экрана телевизора.

Далее больному закрывают не тренируемый глаз, дают ему в руку ПЕН, который он приставляет открытым отверстием к тренируемому глазу поверх очков, и через расположенное на противоположном от глаза конце ПЕНа отверстие в диафрагме ему предлагают стоя (!) смотреть телепередачу (видеофильм).

Чтобы четче видеть изображение на экране, ребенок будет подходить к телевизору. Однако диафрагма при этом будет уменьшать видимую им часть экрана.

Чтобы видеть большую его часть ребенок будет вынужден отходить от телевизора. Так в процессе тренировки он и должен то приближаться к телевизору, то отходить от него.

Упражнения зрения нужно делать несколько раз в день, в общей сложности не менее 1,5 часов ежедневно.

Читайте также:  Мексидол для дистрофии сетчатки

Самое лучшее условие лечения: “Без ПЕНа телевизор не смотреть!”

По мере повышения остроты зрения ребенок будет смотреть телепередачи с все более далекого расстояния.

Через какое-то время он начнет их смотреть с места, с которого видно 2/3 экрана телевизора, или еще дальше.

В таком случае нужно диафрагму № 1 заменить диафрагмой № 2, определить и запомнить расстояние, с которого через нее видно 2/3 экрана телевизора, провести с ней весь цикл тренировок, после чего таким же путем перейти на упражнения с диафрагмой № 3.

С ней лечение проводят до тех пор, пока ребенок не станет смотреть телепередачи с расстояния, с которого через ПЕН виден весь экран телевизора.

Проведенные нами исследования показали, что у детей, достигших этого результата, острота зрения бывшего амблиопичного глаза варьирует от 1,2 до 1,6.

Некоторые дети при просмотре телепередачи, стоят на одном месте близко к телевизору. При этом они “незаметно для родителей” убирают ПЕН от глаза, либо быстро поворачивают его в направлении разных частей экрана. Естественно, при этом никакой тренировки зрения не происходит.

В такой ситуации родителям следует дисциплинировать ребенка – при обнаружении этой “хитрости” в первый раз ему запрещают смотреть интересные для него передачи на один день, заменяя их «не интересными» для него программами.

При повторных нарушениях запрет продлевают на два (три и т.д.) дня.

4. Тренировки силы (объема) абсолютной аккомодации амблиопичного глаза.

Она является необходимым компонентом лечения амблиопии, так как снижение силы аккомодации является таким же постоянным признаком амблиопии, как и понижение остроты зрения. Для ее повышения предложены многочисленные способы и устройства.

Однако того же результата можно добиться и довольно «примитивными» упражнениями. Своим пациентам для лечения в домашних условиях мы рекомендуем три вида упражнений.

Упражнение 1 для повышения силы аккомодации проводят у окна, через которое виден горизонт.

Закрывают один глаз, берут в руку мелкий текст (например, карманный календарь) и медленно приближают его к открытому глазу до тех пор, пока текст не станет плохо различимым.

Затем еще медленнее отодвигают его от глаза, стараясь снова увидеть его четким.

Как только четкость текста будет восстановлена, цикл повторяют то приближая текст до ухудшения четкости, то удаляя его от глаза до ее восстановления.

Через 2-2,5 минуты делают минутный отдых, во время которого пациент старается рассмотреть через окно расположенные вдали предметы.

Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.

Упражнение 2 для повышения устойчивости аккомодации проводят так же, только текст устанавливают в ближайшую точку ясного зрения и стараются четко его видеть в течение 2-2,5 мин на неизменном расстоянии от глаза.

Затем делают минутную паузу, во время которой стараются рассмотреть через окно далекие предметы, и далее цикл повторяют.

Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.

Упражнение 3 для повышения мобильности аккомодации проводят стоя к окну лицом.

Во время упражнения текст устанавливают в ближайшую точку ясного зрения так, чтобы он не мешал видеть через окно горизонт (нужно слегка опустить текст).

Далее то в течение 5-10 секунд рассматривают текст, то в течение такого же периода времени смотрят на горизонт, стараясь четко увидеть далекие предметы.

Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.

При тренировках можно менять упражнения: в одном сеансе делать упражнение 1, в следующем – упражнение 2, в третьем – упражнение 3, или в ином порядке.

Дети с

гиперметропией

и

гиперметропическим астигматизмо

м сначала проводят упражнения в очках. При этом, по мере усиления аккомодации, у них происходит повышение некорригированной остроты зрения.

Через какое-то время у многих детей она становится равной остроте зрения в очках. С этого момента упражнения можно проводить без очков. Дети с врожденной близорукостью проводят тренировки только в очках.

Применяемый нами комплекс лечения амблиопии с ЦЗФ не требует использования специальных тренажеров, паттерн-стимуляторов и дорогих компьютерных программ для сенсорной тренировки.

Последняя происходит при перифовеальной пенализации и при тренировках аккомодации глаза.

Этот лечебный комплекс используется при лечении в домашних условиях. Он высоко эффективен, так как в конечном итоге амблиопия с ЦЗФ с его помощью рано или поздно излечивается у всех пациентов.

Наше утверждение основано на результатах лечения этим комплексом более тысячи детей, страдавших этим дефектом зрения.

Лечебный комплекс может использовать в своей практике и рекомендовать своим пациентам любой врач-офтальмолог, что особо важно для врачей, работающих в детских поликлиниках и ЦРБ (ТМО).

Скачать

Источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

На сегодняшний день существует немало методов лечения такого патологического состояния как амблиопия и в домашних условиях. Прямо сейчас мы представим вниманию читателей некоторые из данных методов. Начнем с методики Гончаровой — Кюпперса, которая предусматривает использование электрической матовой лампы мощностью шестьдесят – семьдесят пять ватт. Берем лампу и наклеиваем на нее кружок диаметром семь – десять миллиметров. Такой кружок следует вырезать из светонепроницаемой бумаги черного цвета. Здоровый глаз во время проведения упражнения нужно прикрыть рукой либо повязкой. Отметим еще и тот акт, что данного рода упражнение рекомендуется осуществлять в затемненной комнате. Ребенка следует усадить от лампы на расстоянии пятидесяти – семидесяти сантиметров. Поначалу он на протяжении двадцати – тридцати секунд должен смотреть на черный кружок, после этого ему следует перевести взор на какой-нибудь светлый предмет и задержать на нем внимание до тех пор, пока малыш как можно четче не увидит на нем зрительный образ. В роли светлого предмета может выступить лист белой бумаги, который необходимо повесить на стене. В таких случаях сразу же после переведения взора на светлый предмет ребенку удается увидеть на бумаге круглое пятно как раз таки от черного кружка, на который он смотрел до этого. Как только пятно исчезнет, взор опять таки нужно будет перевести на черный кружок и так три раза за один сеанс. В день следует проводить не более одного сеанса. Курс терапии составляет от одного до трех месяцев.

Читайте также:  Дистрофия сетчатки лечение лазером отзывы

Существует и другой метод терапии амблиопии в домашних условиях. В данном случае понадобится настольная лампа мощностью сто ватт. Берем лампу, надеваем на нее колпак, изготовленный из бумаги черного цвета, после чего в центре колпака делаем отверстие диаметров три – пяти сантиметров. Отверстие закрываем пленкой или стеклом красного цвета. Ребенка во время проведения данного сеанса следует усадить от лампы на расстоянии сорок сантиметров. Ребенок должен постоянно смотреть на красную светящуюся точку в течение трех минут. Все это время лампочку кто-то должен периодически выключать буквально на две – три секунды. Такое упражнение очень важно проводить в затемненном помещении изо дня в день на протяжении трех месяцев. В случае необходимости можно сделать перерыв в две недели, после чего повторить курс терапии. Если есть необходимость, тогда такую же процедуру можно провести и для второго глаза.

Существуют и некоторые специальные упражнения для улучшения качества зрения при амблиопии. Так, к примеру, нередко пациентам советуют периодически смотреть на переносицу либо кончик носа обеими глазами. Помимо этого рекомендуется также делать круговые вращения глазами поначалу вправо, а затем и влево. Нередко используется и такое упражнение: необходимо сесть, пометить ладони на коленях, после чего взглянуть прямо перед собой. После этого взор следует направить максимально влево, а потом и вниз. Все это время моргать ни в коем случае нельзя. Упражнение выполняем до тех пор, пока из глаз не начнут вытекать слезы. Такое упражнение можно делать только один раз в день.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.


Автор:

Вернуться к началу страницы

ВНИМАНИЕ!

Информация, размещенная на нашем сайте, является справочной или популярной и предоставляется только медицинским специалистам для обсуждения. Назначение лекарственных средств должно проводиться только квалифицированным специалистом, на основании истории болезни и результатов диагностики.

По всем вопросам, связанным с функционированием сайта, Вы можете связаться по E-mail: Адрес электронной почты Редакции: abc@tiensmed.ru или по телефону: +7 (495) 665-82-37

Источник

Суть метода заключается в том, что в правый глаз проводится засвет линейным объектом, расположенным горизонтально, в левый глаз — располо¬женным вертикально. При этом пациент должен смотреть в центр объекта. Закрыв попеременно глаза, пациент видит последовательные образы (правым глазом горизонталь¬ный линейный объект, левым вер-тикальный). (Рис 1)

Закрыв, оба глаза одновременно ребенок может увидеть такую картину:

  1. Правильный крест — соответствует нормальной корреспонденции сетчаток (НКС). У ребенка получается сразу правильный крест с одним кругом в центре, значит у него нормальная корреспонденция сетчаток (НКС).
  2. Два образа рядом — аномальная корреспонденция сетчаток (АКС). Поле засвета у ребенка появляется два образа. Особенность заключается в том, что один объект расположен как бы прямо перед ним, а другой несколько сбоку. Это объясняется тем, что один глаз в мозг посылает правильную информацию, а другой нет.
  3. Только один объект — функциональная скотома подавления (ФСП). После засвета ребенок видит только один образ с ведущего глаза, другой подавлен.

chermak

Выполнение метода

Для лечения последовательными образами в домашних условиях используется лампа — фотовспышка, передняя по¬верхность которой прикрыта белой калькой. На кальку необходимо по¬местить непрозрачный экран с диафрагмой в виде линейного объекта с утолщением, в виде круга по сере¬дине (замочная скважина). Круг по середине необходим для правильной фиксации глазом объекта, а также оценки правильности креста (Рис.2). В начале засвечиваем правый глаз.

Читайте также:  У кого истончение сетчатки

Для этого левый глаз ребенка плотно прикрываем ладонью и предлагаем внимательно фиксиро¬вать линейный объект в центре круга. Фотовспышку с диафрагмой уста¬навливаем боковыми прорезями го-ризонтально на 8-10 см. от глаза ре¬бенка и производим 2-3 засвета.

То же повторяем для левого глаза с той лишь разницей, что фотовспышку с диафрагмой устанавливаем боковы¬ми прорезями вертикально. Ребёнок закрывает глаза. Перед ним возни¬кает картина, описанная ранее, в за¬висимости от вида ретино-корти¬кальной связи (НКС, АКС, ФСП).

При проведении засветов дли¬тельность удержания последователь¬ных образов, ребенком закрытыми глазами 6-8 минут. Чтобы продлить их удержание тренировки лучше проводить в темном помещении. Для активации образов, а также для акцентирования внимание на каждом из них используют прямой источник света. Для этого используют обыч¬ную настольную лампу, направлен¬ную на глаза ребенка.

При перекрывании закрытого глаза рукой последовательный образ возникший в нем усиливается, что позволяет во время тренировок переключать внимание с одного объекта на другой. Тренировки проводят единообразно для всех видов ретино-кортикальной связи. Цель наработать частоту переключения мозга с одного глаза на другой, что позволит создать бинокулярный образ. Это достигается путем попеременной фиксации внимания, то на горизонтальном об¬разе, то на вертикальном.

Правильная фиксация образа заключается в том, что он должен находится прямо перед ребенком. Использование перекрывания закрытых глаз рукой то правого, то левого позволит ребенку быстрее освоить это упражнение. Начинать нужно с медленных пере¬ключений и постепенно все быстрее и быстрее. Максимальная частота достигается, когда перед глазами перемещают растопыренные пальцы. Эффективность тренировок проявляется в сближении двух образов при АКС и в появлении двух образов одновременно при ФСП.

Тренировки проводят ежедневно до 3-5 раз в день по 15-20 мин. Желаем ВАМ успешного лечения!

Скачать PDF версию

Источник

Суть метода заключается в том, что в правый глаз проводится засвет линейным объектом, расположенным горизонтально, в левый глаз — располо¬женным вертикально. При этом пациент должен смотреть в центр объекта. Закрыв попеременно глаза, пациент видит последовательные образы (правым глазом горизонталь¬ный линейный объект, левым вер-тикальный). (Рис 1)

Закрыв, оба глаза одновременно ребенок может увидеть такую картину:

  1. Правильный крест — соответствует нормальной корреспонденции сетчаток (НКС). У ребенка получается сразу правильный крест с одним кругом в центре, значит у него нормальная корреспонденция сетчаток (НКС).
  2. Два образа рядом — аномальная корреспонденция сетчаток (АКС). Поле засвета у ребенка появляется два образа. Особенность заключается в том, что один объект расположен как бы прямо перед ним, а другой несколько сбоку. Это объясняется тем, что один глаз в мозг посылает правильную информацию, а другой нет.
  3. Только один объект — функциональная скотома подавления (ФСП). После засвета ребенок видит только один образ с ведущего глаза, другой подавлен.

chermak

Выполнение метода

Для лечения последовательными образами в домашних условиях используется лампа — фотовспышка, передняя по¬верхность которой прикрыта белой калькой. На кальку необходимо по¬местить непрозрачный экран с диафрагмой в виде линейного объекта с утолщением, в виде круга по сере¬дине (замочная скважина). Круг по середине необходим для правильной фиксации глазом объекта, а также оценки правильности креста (Рис.2). В начале засвечиваем правый глаз.

Для этого левый глаз ребенка плотно прикрываем ладонью и предлагаем внимательно фиксиро¬вать линейный объект в центре круга. Фотовспышку с диафрагмой уста¬навливаем боковыми прорезями го-ризонтально на 8-10 см. от глаза ре¬бенка и производим 2-3 засвета.

То же повторяем для левого глаза с той лишь разницей, что фотовспышку с диафрагмой устанавливаем боковы¬ми прорезями вертикально. Ребёнок закрывает глаза. Перед ним возни¬кает картина, описанная ранее, в за¬висимости от вида ретино-корти¬кальной связи (НКС, АКС, ФСП).

При проведении засветов дли¬тельность удержания последователь¬ных образов, ребенком закрытыми глазами 6-8 минут. Чтобы продлить их удержание тренировки лучше проводить в темном помещении. Для активации образов, а также для акцентирования внимание на каждом из них используют прямой источник света. Для этого используют обыч¬ную настольную лампу, направлен¬ную на глаза ребенка.

При перекрывании закрытого глаза рукой последовательный образ возникший в нем усиливается, что позволяет во время тренировок переключать внимание с одного объекта на другой. Тренировки проводят единообразно для всех видов ретино-кортикальной связи. Цель наработать частоту переключения мозга с одного глаза на другой, что позволит создать бинокулярный образ. Это достигается путем попеременной фиксации внимания, то на горизонтальном об¬разе, то на вертикальном.

Правильная фиксация образа заключается в том, что он должен находится прямо перед ребенком. Использование перекрывания закрытых глаз рукой то правого, то левого позволит ребенку быстрее освоить это упражнение. Начинать нужно с медленных пере¬ключений и постепенно все быстрее и быстрее. Максимальная частота достигается, когда перед глазами перемещают растопыренные пальцы. Эффективность тренировок проявляется в сближении двух образов при АКС и в появлении двух образов одновременно при ФСП.

Тренировки проводят ежедневно до 3-5 раз в день по 15-20 мин. Желаем ВАМ успешного лечения!

Скачать PDF версию

Источник