Запас аккомодации при близорукости
Резерв аккомодации — это сила аккомодации, оставшаяся в запасе, не востребованная при работе вблизи. Для чего нам надо об этом знать? Дело в том, что глаза могут долго без напряжения работать только в том случае, когда запас аккомодации в два раза больше затраченной части. С помощью определенных упражнений, описанных в этой статье, запас аккомодации можно натренировать.
Относительную аккомодацию принято всегда характеризовать объемом. И измеряют ее в диоптриях — с помощью пробных линз из набора. В относительной аккомодации выделяют две части: положительную и отрицательную.
Отрицательная часть — эта та аккомодация, которую мы затратили, чтобы четко увидеть какой-либо предмет, ее мы определяем методом нейтрализации положительными стеклами: смотрим на какой-нибудь предмет и приставляем к глазам положительные стекла, усиливая их до тех пор, пока предмет не начнет расплываться. Сила стекол, при которых предмет еще виден четко, покажет объем затраченной аккомодации.
Положительная часть — это запас аккомодации, то есть та величина, на которую ресничная мышца еще способна сократиться, другими словами, резерв. Определяют ее аналогично отрицательной части, только приставляют к глазам отрицательные линзы.
Резерв аккомодации — это сила аккомодации, оставшаяся в запасе, не востребованная при работе вблизи.
Для чего нам надо об этом знать?
Дело в том, что глаза могут долго без напряжения работать только в том случае, когда запас аккомодации в два раза больше затраченной части. Это значит, что при напряженной аккомодации в резерве должно оставаться в два раза больше, чем мы напрягли, чтобы глаза не уставали. Вот это, на мой взгляд, самое главное в оптометрии. Пример: скажем, Вы можете оторвать от пола груз весом в 40 кг, а пронести хотя бы метр Вы его сможете? А 10 кг Вы сможете носить полдня без каких-либо особых проблем. Так и с аккомодацией. Чтобы долго читать или сидеть перед компьютером без проблем, запас аккомодации (резерв) должен быть в два раза больше, чем затраченная часть. Этот запас бывает максимальным в 15 лет — 5 диоптрий, дальше он постепенно снижается.
Давайте немного посчитаем. Обычно ближайшая точка ясного зрения у эмметропа — где-то 10 см перед глазом. Следовательно, полый объем относительной аккомодации — 10,0 Д. Если держать книгу на расстоянии 30 см, затрачивается 3,5 Д (я округляю), в резерве 6,5 Д. Соотношение 1:2 сохранено, читать можно сколько угодно долго. Вот поэтому рекомендуется держать книгу не ближе 30 см к глазам. Ближе — уже напряг. Кстати, доказано, что близорукость у первоклашек начинается с низкого наклона головы. Опубликована статья Аветисова Э.С. с соавт., в которой с математическими выкладками доказано, что есть группа детей, которым комфортнее работать, низко наклонившись над столом (что называется, «носом»), несмотря на перенапряжение аккомодации. Поэтому у них развивается близорукость. И ругать таких детей бесполезно, они сами не замечают, как голова опускается. Могу поделиться опытом: я учу детей подпирать голову рукой. Все учителя учат детей одной ладошкой придерживать тетрадь, а другой писать, и ругают их когда они голову подпирают. А я учу с точностью до наоборот. Локоть ставим на тетрадь, чтобы ее придерживать, ладошку под подбородок, другой рукой пишем. В итоге ребенок не может опустить голову — локоть удерживает, перенапряжения аккомодации нет.
Запас аккомодации всегда надо учитывать, когда мы подбираем очки. А теперь вопрос: как часто окулисты это делают? Правильно! Вот почему близорукость прогрессирует, вот почему очки не подходят, вот почему без очков видно плохо, а в очках начинает болеть голова.
В идеале каждому ребенку перед школой нужно определять запас аккомодации, и если он ниже нормы — дать слабые очки для чтения одновременно с тренировкой ресничной мышцы.
Когда я начала проверять запас аккомодации первоклашкам — я была удивлена, как много среди них с нулевым запасом. Только представьте себе — резерва нет вообще, ресничная мышца работает с полной выкладкой, как если бы заставили штангу с собой таскать. Отсюда и близорукость начинается. А сейчас еще компьютер проблем добавляет, поэтому какой-то всплеск близорукости у школьников.
Когда подбираем очки близоруким, надо обязательно в очках для дали определить запас аккомодации. Если он ниже нормы — человек в этих очках не сможет работать на близком расстоянии, пойдет перегрузка ресничной мышцы. Результат – прогрессирование близорукости.
При скрытой дальнозоркости, когда есть привычный тонус аккомодации, удерживающий фокус на сетчатке при взгляде вдаль, надо без очков определить запас аккомодации, чтобы убедиться, что очки для чтения не нужны, иначе гарантированы головные боли, тяжесть в глазах и надбровных дугах, расплывание текста.
Кстати, на практике я отрицательную часть аккомодации определяют редко. В основном ориентируюсь на возрастную норму запаса аккомодации. В 7 лет запас аккомодации должен быть не меньше 3 Д, в 11 лет — не меньше 4 Д, в 15 лет — 5 Д. Это максимум, дальше где-то с 18-20 лет запас аккомодации начинает постепенно снижаться за счет потери эластичности хрусталика, но это уже другая история.
И в заключение — закономерный вопрос: можно ли увеличить запас аккомодации? Ответ категорически утвердительный — можно! И нужно! Делается это элементарно: ежедневными упражнениями. При ежедневных тренировках запас аккомодации за 2 месяца можно нарастить до 6-7 Д, у моих пациентов я это наблюдала. Если у моего близорукого пациента в очках запас аккомодации не меньше 5 Д, я выписываю ему очки в карман: хочешь — носи, не хочешь — не носи, но только будь добр ежедневно утром и вечером в очках делать упражнения! Близорукость в таких случаях не прогрессирует — проверено!
Моя методика упражнений: находим комнату или коридор не меньше 5 м длиной, вешаем на торцевую стену какой-нибудь ориентир (часы, картину, ставим скульптуру – все равно, лишь бы глазу было за что зацепиться), садимся у противоположной стены и берем в руки книгу. Теперь читаем 2-3 слова, смотрим на противоположную стену, опять читаем, опять на стену — 5 минут утром и вечером. Необходимое условие — упражнения делать в очках для дали. Детей надо обязательно заставлять читать вслух, только так можно проконтролировать, что они действительно фокусируются на тексте. Дети — очень умный народ, когда разрешаешь им читать про себя, они перестают напрягать ресничную мышцу, а потом родители удивляются, почему толку от тренировок нет.
Моим детям назначали в свое время аналогичные упражнения с меткой на стекле (смотрим на метку — за стекло — на метку). Это общепринятая методика, разработанная в отделе охраны зрения института им. Гельмгольца. В таком варианте я организовать упражнения не смогла: утром некогда, все бегом, еле успеваешь накормить их; в обед без меня они эти упражнения не делали; а когда я приходила с работы, за окном уже темно — нет ориентиров. Так что моя методика выстрадана. Пока я сообразила, что можно тренироваться в комнатных условиях — у старшей близорукость выросла на 1Д. Зато потом запас вырос до 7Д, я перестала контролировать, носит ли она очки и до конца школы у нас эта 1Д сохранилась!
Старшим детям-пациентам я даже разрешаю не выделять фиксированное время для тренировок. Эти тренировки можно делать в течение дня, когда появляется свободное время. Например, едешь в маршрутке — сядь у окна и тренируйся (на стекло — за стекло); разговариваешь с подругой — незаметно тренируйся (на ее лицо — за ее лицо), ждешь автобус — тренируйся (на свою руку — вдаль, поискал номер автобуса) и т.д. Такие постоянные тренировки, когда вспомнишь, дают больше эффекта, чем два раза в день по пять минут.
И еще я заметила: у близоруких даже когда достигнут хороший запас аккомодации, если прекратить тренировки — он неизбежно снижается. Тренироваться приходится каждый день! Но зато близорукость не прогрессирует!
Опубликованно с разрешения Догатовой Э.И. — ассистент кафедры офтальмологи Дагестанской Мед. Академии, кандидат медицинских наук.
Источник
Аккомодация — способность наших глаз фокусироваться на предметах, расположенных на разноудаленных расстояниях. За это отвечает ресничная мышца, при сокращении которой хрусталик может становиться более выпуклым или плоским. У каждого человека существует свой запас аккомодации. Что это такое и зачем он нужен, рассмотрим в статье.
Что такое аккомодационный резерв и зачем он нужен?
Хорошее зрение на разных расстояниях обусловлено аккомодацией — свойством хрусталика напрягаться или расслабляться при взгляде вдаль или вблизи. Нормальное физиологическое состояние глаза — когда все мышцы расслаблены при взгляде вдаль. При рассматривании близлежащих предметов цилиарная (ресничная) мышца напрягается, а хрусталик увеличивает свою кривизну, становясь более выпуклым. Его оптическая сила возрастает, и ближнее изображение становится четким.
У многих людей существует резерв (запас) аккомодации. Это понятие означает, что при рассмотрении самого близкого от глаз предмета цилиарные мышцы могут напрячься еще сильнее. Другими словами, запас аккомодации — это ее резервная, неиспользованная часть, которая может быть потенциально израсходована.
Чем больше аккомодационный запас, тем дольше глаз может работать без усталости и напряжения. А вот чем слабее такой резерв, тем выше риск развития у человека близорукости.
Запас аккомодации бывает положительным и отрицательным:
Отрицательная аккомодация — это часть, которая расходуется на то, чтобы четко рассмотреть какой-либо предмет.
Положительная аккомодация — это сила, на которую способна сократиться ресничная мышца, другими словами, это и есть аккомодационный запас.
У семилетнего ребенка аккомодационный резерв должен составлять не менее 3 диоптрий, в 11 лет — не менее 4 диоптрий, в 15 лет — не менее 5D. А вот при наступлении 18-20 лет он начинает постепенно снижаться по причине потери хрусталиком эластичности, но это естественное и неизбежное следствие старения организма.
В России исследование аккомодационного объема проводится следующим образом. Пациенту надевают очки, корректирующие аметропию, и с расстояния 33 см предлагают прочесть текст № 4 из таблицы для близи, соответствующий остроте зрения 0,7. Если он сможет это сделать, то к обоим глазам одновременно приставляют отрицательные сферические линзы, увеличивая их силу на 0,5 диоптрий. Самая сильная «минусовая» линза, с которой еще возможно разглядеть текст, позволяет определить величину запаса относительной аккомодации.
К каким последствиям может приводить низкий аккомодационный резерв?
Если аккомодационный резерв слишком низкий (или же вообще равен нулю), то такое состояние приводит к чрезмерному напряжению ресничной мышцы, вследствие чего возникает спазм аккомодации. Что это такое?
По-другому это состояние называют также ложной близорукостью. Ресничная мышца фиксируется в одном положении, и больше не сокращается, чтобы обеспечить работу хрусталика для четкого зрения на разные расстояния. При этом изображение становится размытым как вблизи, так и вдали. Симптомы ложной близорукости очень похожи на проявления миопии истинной: головная боль, жжение и сухость в глазах, быстрое утомление при зрительной работе. В наши дни эта проблема все чаще возникает у школьников, которые много времени проводят с гаджетами и за компьютером.
По сведениям медицинской статистики, спазм аккомодации диагностируется у каждого шестого ребенка до 14 лет.
Он может продолжаться сначала до нескольких часов, затем до нескольких дней, и зачастую служит причиной для развития близорукости. Детям перед поступлением в первый класс должны проводить проверку остроты зрения, в том числе в очках для дали проверять запас аккомодации. Если он окажется слабым или нулевым, то в таких очках ребенок не сможет писать и читать, так как возникнет перегрузка ресничной мышцы и начнет развиваться близорукость. При скрытой дальнозоркости, когда резерв аккомодации привычно удерживает фокус при зрении на дальние дистанции, необходимо определить запас аккомодации без очков. Следует убедиться, что они не требуются, иначе в такой оптике возникнут головные боли, дискомфорт в глазах.
Тренировки, которые помогут увеличить аккомодационный запас глаз
Существуют специальные тренировки, которые помогают увеличить запас аккомодации. В повседневной жизни это происходит перманентно, поскольку мы все время переводим взгляд на разные расстояния. Однако их можно делать специально, тренируя мышцы. Особенно это полезно для школьников и взрослых, чья работа связана с постоянным нахождением перед монитором.
Офтальмолог поможет подобрать комплекс упражнений, помогающих увеличить аккомодационный запас глаз. Перед этим он проверит остроту зрения вблизи и вдали, а также определит резерв аккомодации.
Тренировки должны быть регулярными, чтобы получить желаемый результат. Лучше всего проводить их каждый день. При постоянном повторении запас аккомодации способен увеличиться до 6-7 диоптрий. Вот какие упражнения могут рекомендовать специалисты для тренировок.
На одной из стен следует установить какой-либо яркий предмет и сесть на расстоянии от него 5 м. Затем нужно открыть книгу, прочитать 3 слова, посмотреть на предмет, вновь прочитать три слова и перевести взгляд на стену. Повторять этот алгоритм следует не менее пяти минут утром и столько же вечером. Важное примечание — упражнение требуется проводить в очках для дали. Родителям нужно проконтролировать, чтобы дети читали слова вслух. Если им разрешить читать «про себя», то они могут хитрить и просто смотреть в текст, не читая его. Таким образом мышцы не напрягаются, пользы от тренировки не будет.
Еще одно простое упражнение. Нужно посмотреть прямо перед собой, затем вытянуть руку на расстоянии 25-30 см и сосредоточить взгляд на кончике указательного пальца в течение 3-5 секунд, затем руку опустить. Эти действия повторить 10-12 раз.
Можно еще смотреть на указательный палец вытянутой руки, затем медленно начать приближать его к носу до тех пор, пока он не начнет двоиться. Упражнение повторить 6-8 раз.
Вообще тренировки можно проводить где угодно, если появляется свободное время. Например, в общественном транспорте, пока он стоит в пробке или на светофоре. Можно поочередно переводить взгляд на стекло и на какой-либо удаленный предмет на улице, находясь в ожидании автобуса на остановке, или делать то же самое, отдыхая в парке на лавочке. В течение дня нетрудно пять минут уделить тренировке в разных ситуациях.
Мы рассказали в статье, зачем нужен запас аккомодации. Родителям следует внимательно относиться к состоянию здоровья глаз ребенка. Если у него имеется близорукость, то важно постоянно контролировать качество зрения, в том числе проверять запас аккомодации, особенно с началом обучения в школе.
Источник
Цилиарное тело и цинновые
связки отвечают за изменение эластичности хрусталика
(принцип аккомодации)
Аккомодация (от лат. accomodatio — приспособление) — способность глаза к четкому видению на различных расстояниях. Она осуществляется при помощи согласованной работы трех элементов: ресничной (цилиарной) мышцы, ресничной связки и хрусталика.
Нормальное состояние глаза — это аккомодация вдаль, когда мышцы расслаблены. Для того, чтобы рассмотреть предмет вблизи, происходит сокращение ресничной (так называемой цилиарной) мышцы, расслабляются цинновы связки, в результате чего эластичный хрусталик увеличивает свою кривизну (становится выпуклым). Это приводит к возрастанию его оптической силы на 12–13 диоптрий, световые лучи сводятся в фокус на сетчатке и изображение становится четким. При отсутствии стимула к аккомодации ресничная мышца расслабляется, преломляющая сила глаза уменьшается, и он снова фокусируется вдаль. Происходит дезаккомодация (или аккомодация вдаль).
Аккомодация и возраст
Одно из самых важных условий нормальной аккомодации — эластичность хрусталика. К сожалению, эластичность хрусталика меняется с возрастом. Самые высокие аккомодационные свойства у хрусталика — в детстве. С возрастом, эластичность хрусталика уменьшается и постепенно (обычно после 40–45 лет) снижается способность хорошо видеть вблизи, развивается так называемая пресбиопия — возрастная дальнозоркость. В большинстве случаев к 60–70 годам способность к аккомодации утрачивается полностью.
В сумеречное время аккомодация, обеспечивающая зрение вдаль, исчезает. Это обстоятельство является одной из причин плоховидения (некомфортного зрения) в вечернее и ночное время суток. Величина аккомодации в среднем равна 2,0 диоптрии, соответственно, в условиях низкой освещенности гиперметропия (дальнозоркость)уменьшается на 2,0 диоптрии, глаз без аномалии рефракции (эмметропический глаз) становится близоруким, а близорукость увеличивается на 2,0 диоптрии.
Причины
Основным стимулом для того, чтобы рефлекс аккомодации появился, является расфокусировка изображения на сетчатке в оптимальных условиях освещенности среды — световые лучи от близлежащего предмета фокусируются не на сетчатке (на сетчатке — рафокусировка), эта расфокусировка, воспринятая мозгом, является импульсом к включению механизма аккомодации. Нервный импульс, проходя по глазодвигательному нерву, дает сигнал к сокращению ресничной мышцы. Мышца сокращается, натяжение цинновых связок уменьшается, в результате хрусталик изменяет свою кривизну. Вследствие этого фокус изображения перемещается на сетчатку. Если взгляд будет переведен вдаль, то фокус изображения вернется на сетчатку, сигнала о расфокусировке не будет, нервного импульса не будет, ресничная мышца расслабится, натяжение цинновых связок усилится, хрусталик, в итоге, уменьшит свою кривизну и вновь станет плоским.
Развитию спазма аккомодации способствует:
- чрезмерные зрительные нагрузки (ТВ, компьютер, выполнение уроков в вечернее время);
- плохое освещение рабочего места;
- несоблюдение режима дня (отсутствие прогулок на свежем воздухе, занятий спортом, недостаточный сон);
- несоответствие письменного стола и стула росту ребенка;
- несоблюдение оптимального расстояния до книги (30–35 см);
- слабость шейных и спинных мышц;
- нарушение кровоснабжения в шейном отделе позвоночника;
- нерациональное питание, гиповитаминозы;
- недостаточная физическая активность.
Показатели аккомодации
Аккомодационную способность глаза выражают в диоптриях или линейных величинах.
- Функциональный покой аккомодации — это отсутствие в поле зрения аккомодационного стимула
- Область аккомодации — это расстояние между самой дальней (зрение вдаль) и ближайшей (зрение вблизи) точками ясного видения.
- Объем аккомодации — это разница в показателях рефракции глаза (в диоптриях) при установке к ближайшей и самой дальней точкам ясного видения.
- Запас (резерв) аккомодации — это неиспользованная часть объема аккомодации (в диоптриях) при установке глаза к точке фиксации.
Показатели аккомодации, полученные при исследовании каждого глаза в отдельности, называют абсолютными. А сразу обоих — относительными, т. к. выполняются при определенной конвергенци (сведении) зрительных осей.
Аккомодация тесно связана с конвергенцией. При одном и том же угле сходимости зрительных линий аккомодационные затраты у пациентов с различной (остротой зрения) не одинаковы. Так, например, у детей с некоррегированной гиперметропией (дальнозоркостью) средней и высокой степеней может развиться аккомодационное сходящееся косоглазие.
Формы нарушения аккомодации:
- астенопия;
- спазм аккомодации;
- паралич аккомодации;
- возрастное ослабление аккомодации (пресбиопия).
Аккомодативная астенопия
Чаще всего развивается у людей с дальнозоркостью, астигматизмом при отсутствии или неправильно подобранной очковой коррекции. Такие пациенты жалуются на быструю утомляемость глаз при чтении, нечеткость книжного текста, покраснение глаз и краев век, чувство жжения, зуда, инородного тела (так называемый хронический блефароконъюнктивит), головную боль, иногда сопровождающуюся рвотой. Основной причиной этого состояния является чрезмерное напряжение аккомодации вблизи, тогда как ее резервы ограничены. Лечение этого состояния — оптимальная очковая или контактная коррекция аномалий рефракции.
Спазм аккомодации
Чаще всего встречается у детей и молодых людей. Это нарушение работы глазной (цилиарной) мышцы и, как следствие — потеря способности четко различать предметы как вблизи, так и вдали. В офтальмологии под спазмом аккомодации понимается излишне стойкое напряжение аккомодации, обусловленное таким сокращением ресничной мышцы, которое не исчезает под влиянием условий, когда аккомодация не требуется. По некоторым данным, каждый шестой школьник страдает подобным нарушением.
Паралич и парез аккомодации
Как правило, имеют нейрогенную природу или могут возникнуть вследствие травмы, отравления. У людей с нормальной остротой зрения и дальнозорких ухудшается зрение вблизи. У близоруких людей острота зрения падает не столь резко, а иногда и вовсе не изменяется. При параличе сокращается объем аккомодации, утрачиваются ее резервы.
Возрастное ослабление аккомодации (пресбиопия) — физиологическое явление, которое связано с возрастной эволюцией хрусталика, его уплотнением и постепенной потерей эластичных свойств. Лечение — подбор оптимальной коррекции для зрения вблизи в соответствии с возрастом и исходной рефракцией.
Проявления спазма аккомодации:
- быстрая усталость при работе вблизи;
- чувство жжения, рези, покраснение глаз;
- картина вблизи становится менее четкой, изображение вдали как бы расплывается, иногда возникает двоение;
- ребенок быстрее устает на занятиях, снижается успеваемость в школе;
- появление головных болей, которые многие расценивают как возрастную перестройку организма.
Продолжительность этого состояния может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Профилактика и лечение
В настоящее время спазм аккомодации рассматривается как одна из основных причин развития близорукости у детей. Постоянное сокращение цилиарной мышцы сопровождается недостаточностью кровоснабжения и ухудшением ее питания. Снижение кровотока, в свою очередь, приводит к слабости аккомодации и развитию хориоретинальных дистрофий. Поэтому очень важен комплексный подход в диагностике спазма аккомодации, его возможных причин и назначение адекватного лечения.
Сегодня спазм аккомодации можно лечить не только закапыванием капель, расширяющих зрачок и упражнениями для глаз, но и использовать специальные компьютерные программы, разработанные для снятия зрительного напряжения, различные виды лазер-, магнито- и электростимуляции. Очень полезно 2 раза в год проходить курс общего массажа с акцентом на шейно-воротниковую зону. В питание ребенка должны быть включены продукты, богатые витаминами и микроэлементами.
Ранняя профилактика и лечение спазма аккомодации позволят предотвратить развитие близорукости.
Оценка статьи:
4.8/5 (193 оценок)
Оцените статью
Запись оценки…
Спасибо за оценку
Источник