Для профилактики близорукости расстояние от глаз до тетради

ПАМЯТКА

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

Правило 1. Любое зрительное напряжение (чтение, рисование, сборка конструктора) должно чередоваться с активным отдыхом (играми, физическими упражнениями).

Правило 2. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. (Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние не требует значительного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. При чтении за столом, всегда нужно использовать подставку для книг.

Правило 3. Место для занятий должно быть достаточно освещено, находиться у окна, в вечернее время освещение рабочего места лампой не менее 60 ватт с непрозрачным колпаком. Свет должен падать с левой стороны для правшей, для левшей наоборот, освещать только рабочую поверхность, оставляя глаза в тени. Свет всегда должен быть мягким, не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Свет над классной доской (500 люкс) при занятиях всегда должен гореть. Окна в классах не должны быть закрыты занавесками и цветами.

Правило 4. Правильное положение ребенка при работе за компьютером:

Не сутулиться.
Не сидеть, положив ногу на ногу.
Сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. При необходимости использовать подставку для ног.
При работе на клавиатуре не держать руки на весу.
Следить, чтобы спинка стула поддерживала нижнюю часть спины.
Отрегулировать высоту стола, кресла, угол наклона и высоту подставки монитора, с учетом того, что центр монитора должен быть на 10-20 см. ниже уровня глаз, а расстояние от глаз до монитора 45-70 см.

Правило 5. Делать перерыв в занятиях 5-10 минут через каждые 30 минут. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6.0 диоптрий целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 15 мин, а время отдыха увеличить до 10 мин.

Правило 6. Не рекомендуется читать / играть лежа, особенно на боку, так как в положении лежа нарушается правильная освещенность, чтение лежа способствует растяжению заднего полюса глаза. При чтении на боку глаза располагаются на разном расстоянии до рассматриваемого объекта, что приводит к зрительной утомляемости.

Правило 7. Нельзя читать при плохом освещении, в транспорте. Неустойчивое положение книги при движении транспорта затрудняет чтение, побуждает приближать текст к глазам, что способствует их быстрому утомлению.

Правило 8. Необходимо ограничить время, которое ребенок проводит у телевизора. Расстояние до экрана телевизора должно быть не менее 2,5 м. Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить у телевизора. Для детей 3-4 лет оно должно быть ограничено 15-20 минутами, 5-6 лет — не более 30 минут, до 14 лет — не более 1,5 часа, для школьников старших классов — не более 2 часов непрерывной зрительной работы. Комната при этом должна быть освещена.

Правило 9. Применять простое правило «20 — 20 — 20»: через каждые 20 минут работы за компьютером в течение 20 секунд моргать обоими глазами 20 раз. Такое упражнение существенно улучшает кровоток и облегчает работу глазных мышц.

Правило 10. Для тренировки остроты зрения, необходимо носить 1-2 раза в день по 30 минут очки с дырочками (перфорационные, очки-тренажеры), или смотреть в них телевизор, можно одевать их при работе с компьютером.

Правило 11. При работе в очках необходимо снимать их при чтении или письме вблизи и надевать их снова при зрительной работе вдаль (работа с доской и т.д.). Это обеспечивает правильную работу мышц глаз (при близорукости до – 3,0 диоприй).

Правило 12. Очки для дали должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы каждый глаз видел лишь шесть-семь верхних строк проверочной таблицы, что соответствует 70-100 % зрения. Носить очки для дали следует постоянно, работать ВБЛИЗИ В НИХ НЕЛЬЗЯ!

Очки для работы подбираются индивидуально в зависимости от степени близорукости наличия астигматизма. Очки для работы подбираются для взрослых на 2,5 диоптрии меньше коррекции для дали, а для детей – на 3диоптрии меньше. При наличии астигматизма сферический компонент уменьшается на 2,5диоптрии, а астигматическая коррекция подбирается для работы вблизи.

Главное назначение очков — оптическая коррекция. Важнейшее их качество — чистота линз.

Правило 13. Необходимо исключить зрительные нагрузки за полчаса до сна, т.к. доказано, что спазм аккомодации во время сна не проходит.

Правило 14. Проводить тренировку на удаление текста от глаз (гимнастика «Зоркость»). Гимнастика выполняется попеременно левым и правым глазами. Для этого одну линзу очков прикрывают «шторкой» из бумаги или ткани. Заниматься гимнастикой следует именно в процессе труда, а не просто в отведенное для этого время. Если близорукость до 4 диоптрий, гимнастикой можно заниматься без очков. Если у учащегося близорукость одного глаза сильнее, чем другого, то и тренировать глаз с более выраженной близорукостью нужно дольше. Линия зрения при чтении и письме должна быть перпендикулярна середине плоскости страницы. Лучше выполнять тренировки со специальной подставкой для книг. Выполнять утром и вечером (см. гимнастику для глаз «Зоркость»).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ЗОРКОСТЬ»

Одним из безусловных рефлексов, выработанных в процессе развития человеческого глаза, является тот факт, что импульс на аккомодацию (рассмотреть) и конвергенцию (свести зрительные оси), один. Поэтому, когда мы рассматриваем предмет вблизи, мы аккомодируем и конвергируем одновременно. При работе одним глазом выключается процесс конвергенции, пропорционально разгружается аккомодация, следовательно, зрительные нагрузки снижаются наполовину.

При близорукости от 2,5 до 4,0 диоптрий гимнастикой «Зоркость» можно заниматься без очков.

Если близорукость выше, в очках необходимо выполнять все зрительные нагрузки вблизи при хорошем освещении (лампа 60-75 ватт) на максимальном расстоянии и попеременно левым и правым глазами по 20-30 минут каждым. Прикрывать неработающий глаз можно шторкой из бумаги или другого материала. Упражнение лучше делать с подставкой для книг, укрепленной на высоте 15-20 см.

Вначале текст отодвигается на такое расстояние, когда видно плохо, но читать еще можно. Через какое-то время шрифт текста становится более четким, и тогда подставку с книгой можно отодвинуть еще на несколько миллиметров. Это упражнение надо делать в течение 5 минут. Затем, для того чтобы мышцы немного отдохнули, текст медленно приближается на максимально близкое расстояние на 2-3 минуты.

Читайте также:  Глаз в разрезе при близорукости

В начале тренировок расстояние от глаза до текста обычно не превышает 30 см. В процессе тренировок это расстояние следует довести до 40-45 см. Обычно на это уходит от одного до трех месяцев. Контролировать расстояние можно самому, соблюдая одни и те же условия: освещение (лампа 60-75 ватт) и одинаковый шрифт (газетный).

Расстояние измеряется линейкой от наружного угла глазницы до текста. Для самоконтроля рекомендуется делать ежедневные записи с указанием даты и расстояния. Если близорукость глаз неодинакова, то худший глаз придется тренировать дольше.

Задача заключается в том, чтобы максимальное расстояние до текста для обоих глаз стало бы одинаковым. Следует обратить внимание на то, что в таких случаях, читая двумя глазами, необходимо вести контроль расстояния до текста по худшему глазу.

Как только расстояние достигнет 40-45 см, необходимо проверить зрение у врача и выписать более слабые очки. У некоторых (по разным причинам) это расстояние сразу превышает 40 см. В этом случае необходимо, поработав 1-2 недели, срочно обратиться к лечащему врачу для уменьшения коррекции.

При очень высоких степенях близорукости и при осложненной миопии, разрешить заниматься гимнастикой может только лечащий врач.

Практика показала, что при занятиях гимнастикой «Зоркость» близорукость стабилизируется, а в некоторых случаях и уменьшается. Если же начать тренироваться тогда, когда близорукость только началась (промиопия), можно добиться таких результатов, когда очки будут просто не нужны.

Желаем успехов!

А.П. Цамерян, врач офтальмолог-оптометрист высшей категории, к.м.н. Академик Академии медико-технических наук РФ

Источник

Профилактика близорукости становится важнейшим инструментом в борьбе с ее осложнениями и сохранением хорошего зрения.

Профилактика близорукости (миопии)

Зачем нужна профилактика близорукости?

Миопией страдает каждый третий житель планеты. Частота близорукости среди населения России и стран СНГ не только не имеет тенденции к снижению, но и повсеместно увеличивается.

Для профилактики близорукости расстояние от глаз до тетради

Около трети учеников младшей школы страдают близорукостью и носят очки. Профилактика близорукости необходима для сохранения хорошего зрения.

Если посмотреть на учеников начальной школы, то, как минимум, треть из них будет носить очки. Зрительные нагрузки в школе, всевозможные компьютеры и гаджеты, провоцируют прогрессирование этого заболевания. А вместе с тем, как вы понимаете, растет и число серьезных осложнений, которые напрямую связаны с близорукостью.

Именно поэтому, профилактика близорукости становится важнейшим инструментом в борьбе с ее осложнениями и сохранением хорошего зрения.

Профилактика близорукости у детей

Профилактику близорукости надо проводить с самых первых дней жизни. При значительной зрительной нагрузке на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, провоцируя рост глаза в длину. Чем длиннее глаз, тем степень миопии выше.

profilaktika-shkola.jpg

При сильных нагрузках на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, провоцируя рост глаза в длину, тем самым, увеличивая близорукость

Приводим вам ряд конкретных действий, которые необходимы для профилактики миопии у детей с раннего возраста:

  • Первые детские книги должны быть с крупными и четкими картинками, что позволяет избежать зрительного напряжения.
  • Комната ребенка должна быть светлой и хорошо освещенной. Нельзя допускать, чтоб ребенок играл с мелкими предметами, рассматривал картинки или рисовал при слабом освещении.
  • Приучайте ребенка писать, рисовать сидя за столом. При этом обязательно следите за осанкой ребенка. Расстояние от глаз до стола должно быть не меньше, чем расстояние от локтя ребенка до его кисти. Освещение стола должно быть достаточным. Не экономьте на настольных лампах и настенных светильниках.
  • Телевизор не рекомендуется смотреть детям младше 3-х лет. Более страшим деткам разрешается смотреть телевизор не более 30 мин подряд. И расстояние до телеэкрана должно быть не меньше 3-х его диагоналей. Все эти правила касаются и компьютеров.
  • Первые книги для самостоятельного чтения должны быть с крупным шрифтом. Не приучайте ребенка читать лежа и сами не подавайте дурной пример. Если очень хочется почитать перед сном, сядьте в кровати, подложив что-нибудь под спину. Важно, чтоб расстояние до книги было 33-35 см.
  • Не первом году жизни окулист должен осмотреть ребенка в первые три месяца жизни, затем в 6 и 12 месяцев. В годик ребенка обследуют с обязательным расширением зрачков и определением истинной рефракции. Детям из группы риска (миопия у близких родственников, ретинопатия недоношенных и т.д.) возможно потребуются более частые визиты к специалисту.
  • Важно и правильное питание для профилактики близорукости – для глаз полезны витамины А, С, каротин и кальций, содержащийся в молочных продуктах.

 Профилактика близорукости у взрослых

Для профилактики миопии и ее прогрессирования в любом возрасте наиболее значимую роль играет правильная организация зрительной нагрузки, так называемая гигиена зрения. Мы приводим несколько эффективных правил для профилактики близорукости у взрослых:

  • Нельзя читать лежа, особенно на боку, так как при этом глаза находятся на разном расстоянии от текста. 
  • Не рекомендуется читать в транспорте, так как при постоянном движении глазам ежесекундно приходится фокусироваться на новое,  изменившееся, расстояние, что сильно утомляет мышечный аппарат глаза. 

Для профилактики близорукости расстояние от глаз до тетради

В профилактике близорукости важную роль играет создание комфортных условий для работы и учебы, а также, чередование зрительных нагрузок с отдыхом

  • В профилактике развития близорукости большую роль играет освещенность. Известно, что зрительные функции, такие как острота зрения, контрастная чувствительность, резко снижаются в условиях плохой освещенности. В помещении рекомендованы лампы дневного света, имитирующие естественный свет. 
  • Должно быть правильное освещение непосредственно рабочей поверхности. Свет должен падать слева. Мощность настольной лампы не менее 60 Вт.  Лампа должна быть прикрыта непрозрачным абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза.
  • Телевизор нужно смотреть с расстоянияне меньше 3-х его диагоналей. Не рекомендуется смотреть телевизор в полной темноте. Да, когда внешнее освещение отключено, изображение на экране кажется более контрастным, через некоторое время большая разница между ярким свечением экрана и темным фоном комнаты вызывает зрительное утомление. 
  • При работе за компьютером желательно размещать монитор чуть выше уровня глаз и на расстоянии 35-40 см от глаз. Шрифт должен быть 12-14 размера при масштабе 100%. Если Вы печатаете или читаете более мелкий шрифт, увеличьте масштаб, и наоборот – если масштаб меньше 100% при длительной работе за компьютером увеличьте размер шрифта. Также важна контрастность изображений на мониторе. Если контрастность низкая, глазам приходится больше напрягаться.
  • Периоды непрерывной зрительной работы должны ограничены. На каждые 40-50 мин зрительной нагрузки должно приходиться не менее 5 мин отдыха. При существующей близорукости для профилактики ее прогрессирования необходимо сократить время непрерывной работы до 30-20 мин (в зависимости от степени миопии), а время отдыха увеличить до 10 мин. 
  • При наличии профессиональной вредности по зрительной нагрузке – работа с мониторами 4 и более часов в день, работа с мелкими объектами – ежегодно необходимо проходить профилактический осмотр у офтальмолога.
Читайте также:  Упражнение аккомодации при близорукости

Тренировка аккомодации

Аккомодация – это процесс, позволяющий глазам фокусироваться на предметах, расположенных как на далеком, так и на близком расстоянии. 

При значительной зрительной нагрузке  аккомодационные мышцы находятся в постоянном напряжении. Развивается так называемый спазм аккомодации, который проявляется снижением зрения вдаль, имитируя появление или усиление близорукости. Если вовремя не снять спазм аккомодации, то постепенно развивается истинная близорукость. 

гимнастика для глаз

Упражнения и гимнастику для глаз можно выполнять для профилактики близорукости прямо на рабочем месте.

Существует ряд упражнений для тренировки аккомодации и профилактики развития близорукости, выполнять которые можно даже сидя на рабочем месте. Например, можно рисовать в воздухе глазами различные геометрические фигуры. Наиболее популярна и проверена временем гимнастика для глаз, разработанная известным офтальмологом, профессором С.Э. Аветисовым. Подробнее об этом комплексе упражнений читайте в нашей статье «Гимнастика для глаз».

Важно знать, что гимнастика для глаз будет эффективной, если ее выполнять регулярно – как минимум дважды в день по 3-5 мин.

Спорт как профилактика близорукости

Всем известно благотворное влияние спорта на здоровье и общее самочувствие. В значительной степени это правило относится к здоровью глаз.

профилактика близорукости

Здоровый образ жизни и активные виды спорта являются важным фактором в профилактике близорукости, особенно бег, плавание и велосипед.

Офтальмологи очень рекомендуют виды спорта, наиболее подходящие людям, страдающим с близорукостью или в качестве профилактики:

  • Плавание
  • Велосипед
  • Бег
  • Фитнес

Виды спорта, которые связаны с подъемом больших тяжестей, напротив, увеличивают риск развития и прогрессирования миопии.

Виды спорта, связанные с постоянным сотрясением головы, например, единоборства, прыжки в воду и т.п., значительно повышают риск развития осложнений близорукости, таких как разрывы и отслойка сетчатки. Вот почему очень важно вовремя проходить регулярные профилактические осмотры при близорукости у врача, включающие осмотр сетчатки с широким зрачком.

Источник

Зрение человека — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.

Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики, психологии, физиологии, химии. На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устраняются сферическая ихроматическая аберрации, эффекты слепого пятна, проводится цветокоррекция, формируется стереоскопическое изображение. В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии.

В процессе эволюции светочувствительные рецепторы адаптировались к солнечному излучению, достигающему поверхности Земли и хорошо распространяющемуся в воде морей и океанов. Земная атмосфера имеет значительное окно прозрачности только в диапазоне длин волн 300—1500 нм. В ультрафиолетовой области прозрачность ограничена поглощением ультрафиолета озоновым слоем и водой, в инфракрасной области — поглощением водой. Поэтому на сравнительно узкую видимую область спектра приходится более 40 % энергии излучения Солнца у поверхности.

Глаз человека чувствителен к электромагнитному излучению в диапазоне длин волн 400—750 нм. Сетчатка глаза чувствительна и к более коротковолновому излучению, но чувствительность глаза в этой области спектра ограничивается низкой прозрачностью хрусталика, защищающего сетчатку от разрушительного действия ультрафиолета.

В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток: высокочувствительные палочки и менее чувствительные колбочки. Палочки функционируют в условиях относительно низкой освещённости и отвечают за действие механизма ночного зрения, однако при этом они обеспечивают только нейтральное в цветовом отношении восприятие действительности, ограниченное участием белого, серого и чёрного цветов. Колбочки работают при более высоких уровнях освещённости, чем палочки. Они ответственны за механизм дневного зрения, отличительной особенностью которого является способность обеспечения цветового зрения.

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный, зелёный исиний участки спектра. Ещё в 1970-х годах было показано, что распределение типов колбочек в сетчатке неравномерно: «синие» колбочки находятся ближе к периферии, в то время как «красные» и «зеленые» распределены случайным образом, что было подтверждено более детальными исследованиями в начале XXI века. Соответствие типов колбочек трём «основным» цветам обеспечивает распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что способствует явлению метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета.

Близорукость — аномалия рефракции глаза, при которой фокус перемещается вперед, а на сетчатку попадает уже расфокусированное изображение. При близорукости дальнейшая точка ясного зрения лежит в пределах 5 метров. Близорукость бывает ложной и истинной. В легких случаях далекие объекты размыты, в то время как близкие остаются четкими. В случаях высокой близорукости происходит значительное снижение зрения. Начиная приблизительно с −4 дптр, человеку необходимы очки и для дали, и для близкого расстояния, в противном случае рассматриваемый предмет нужно подносить очень близко к глазам. Однако именно ввиду того, что для хорошей резкости изображения близорукий человек подносит предмет близко к глазам, он способен различать более мелкие детали этого предмета, чем человек с нормальным зрением.

В подростковом возрасте близорукость часто прогрессирует. Прогрессия близорукости иногда принимает злокачественную форму, при которой зрение падает на 2—3 диоптрии в год, наблюдается растяжение склеры, происходят дистрофические изменения сетчатки. В тяжелых случаях возникает опасность отслойки перерастянутой сетчатки при физической нагрузке или внезапном ударе. Остановка прогрессии близорукости обычно наступает к 25—30 годам, когда перестает расти организм. При стремительной прогрессии зрение к тому времени падает до −25 диоптрий и ниже, очень сильно калеча глаза и резко нарушая качество зрения вдаль и вблизи, причем такие отклонения очень тяжело поддаются полноценному исправлению оптикой: толстые очковые стекла создают сильные искажения и уменьшают предметы визуально, отчего человек не видит достаточно хорошо даже в очках. В таких случаях лучшего эффекта можно добиться с помощью контактной коррекции.

Профилактика нарушения зрения у детей важна в любом возрасте, ведь орган зрения развивается и взрослеет вместе с ребенком! Воспринимая световые раздражения от чрезмерных усилий и напряжения, глаза утомляются и снижают эффективность своей работы. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. Среди причин нарушения зрения у детей –  наличие хронических заболеваний, нерациональное питание, наследственная предрасположенность, высокая зрительная нагрузка, длительное статическое напряжение, проблемы с позвоночником,  несоблюдение режима дня, сокращение длительности ночного сна, неправильная организация занятий в домашних условиях и в образовательных учреждениях. Основной причиной нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Серьезную нагрузку на органы зрения детей дает чтение. Процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Не секрет, что в настоящее время наиболее актуальной проблемой работы с компъютером  является  его воздействие на зрение детей и подростков. Неприятные ощущения в области глаз, как ощущение усталости, дискомфорта в виде пелены перед глазами, неясных очертаний предметов наблюдаются в разное время у 40-92%, а ежедневно у 10-40% пользователей.  Доказано, что утомление развивается через 30 мин непрерывной работы за компъютером у каждого третьего старшеклассника и у каждого второго ребенка 7-9 лет. У детей с пониженной остротой зрения коэффициент утомляемости возрастает почти в 4 раза.

Читайте также:  Картинки для глаз близорукость

Правила предупреждения близорукости у детей: 

1) ограничивать зрительные нагрузки при пользовании компъютером: не допускать детей до 2-х лет к компъютерным играм и просмотру телепередач, сократить длительность работы за компъютером детям после 10 лет до двух часов в день, обеспечив достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см;

2) ограничивать зрительные нагрузки при пользовании телевизором: 

не смотреть ТВ в полной темноте, держать включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор; 

исключить бесконтрольный просмотр детьми телепередач; обеспечить расстояние до телевизионного экрана не ближе 2-3 метров;  ограничить время  просмотра телепередач на уроках до 10 мин. – в 1 классе, до 20 мин. в 3-4 классах, до 25 мин. в 5-7 классах, до 25 мин. – в 8-11 классах.

3)Соблюдать гигиенический регламент проведения занятий:

выполнения домашних заданий для учащихся  в 1 классе — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3-4 классах — до 2 ч, в 5-6 классах —  до 2,5 ч,  в 7 классе — до 3 ч, в 8-11 классах — до 4 ч.; 

продолжительность непрерывной учебной деятельности школьников не должна превышать  7-10 мин. для учащихся 1-4 классов, 10-15 мин. — для учащихся 5-11 классов.

4) соблюдать гигиену чтения: запрещается читать в темноте, читать, держа книгу на близком расстоянии, смотреть в монитор в темной комнате без дополнительного освещения, читать или играть в компьютерные игры во время движения транспорта;

выбирать печатные издания, предназначенные для детей соответствующего возраста, с четким шрифтом на белой бумаге;

создать оптимальные условия освещенности на рабочем столе ребенка дома и в образовательном учреждении;

обеспечить правильную посадку ребенка во время занятий:  расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30-45 см у учащихся 1-4 классов и не менее 30-45 см – у обучающихся 5-11 классов; строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения;

вести активный образ жизни: физические нагрузки должны соответствовать возрасту детей; необходимо достаточное, не менее 3-4 часов,   пребывание на свежем воздухе. 

5) питаться правильно: организация здорового питания предусматривает употребление продуктов с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, лимоны;

соблюдать режим дня с чередованием труда и отдыха.

Гимнастика для сохранения остроты зрения

Предложить ребенку:

1)Навести фокус. Вытянуть большой палец левой руки перед собой на уровне глаз на расстояние примерно 40 см. На 5-10 сек. сфокусировать взгляд на своем пальце, затем, найдя вдалеке точку смотреть на нее также 5-10 сек., затем снова на палец и вновь на отдаленную точку. Повторить 7-10 раз.                                                        2) 2)Снять напряжение. Поместить большой и средний пальцы одной руки по обеим сторонам носа ближе к глазам, а указательным нажать между бровями. Далее тремя пальцами делать круговые движения в течение 1 мин. Повторить 4 раза.

3)Выполнить упражнение «сон». Выполняется после каждого упражнения. Ребенок закрывает глаза, потирает ладони друг об друга и кладет их на лицо. Сидит так, глубоко дыша, 1-2 мин.

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления:

Упражнения выполняются сидя, в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен вперед. Продолжительность занятий 3-5 минут.

1)Взгляд направить влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз — прямо без задержки (от 3до 10 раз).

2)Взгляд смещать по диагонали: влево – вниз — вправо, вправо – вверх — прямо, вправо — вниз – прямо, влево – вверх — прямо и  постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но надо следить, чтобы оно  не задерживалось (3-10 раз).

3)Совершать круговые движения глаз: влево и вправо, вначале быстрее,  потом как можно медленнее (от 1 до 10 кругов).

4)Смотреть на кончик носа, затем вдаль (от 5 до 7 раз).

5)Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль (от 5 до 10 раз).

6)Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть  от 5 до 7 раз.

7)Массировать веки глаз, мягко поглаживая  их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно (10 раз в среднем темпе).

8)Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий  прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза (от 5 до 7 раз). 

Источник