Занятия физической культурой при близорукости аветисов ливадо

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Э.С. Аветисов и др. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. — М.: Физкультура и спорт, 1980. – 72 с.: ил.

Авторы брошюры: Э.С. Аветисов – профессор-офтальмолог, Е.И. Ливадо – врач спортивной медицины, кандидат медицинских наук и Ю.И. Курпан – кандидат педагогических наук, преподаватель-методист физической культуры.
Исследования последних лет существенно пополнили и углубили представление о механизме происхождения близорукости. Осложненная близорукость – одна из наиболее частых причин инвалидности. Ослабление цилиарной мышцы глаза – одна из причин близорукости, устранима с помощью специально разработанного комплекса физических упражнений (с.37-44)
Основные противопоказания к занятиям спортом лиц, страдающих близорукостью, приведены в таблицах на страницах 68-72.
Брошюра рассчитана на тренеров, учителей школ, специалистов по лечебной физкультуре, спортивных врачей.

Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физической культурой при близорукости. — 3-е изд., стереотип. — Т.: Медицина, 1984. — 103 с.: ил.

Книга всесторонне освещает проблему «Близорукость и занятия спортом».
В начальных главах книги говорится о функциях глаза, происхождении близорукости, принципах её профилактики и лечения.
Основное её содержание:
— Физическая культура и комплекс мер по профилактике близорукости и её прогрессирования (с.24-42).
— Физическая культура и лечебная физкультура для школьников, страдающих близорукостью (с.42-64).
— Физическое воспитание студентов, страдающих близорукостью (с.65).

Приводятся «Упражнения, рекомендуемые для лиц, страдающих близорукостью»:
I. Упражнения для глаз:
— 10 специальных упражнений для глаз (с.26-27)
— 20 упражнений для укрепления цилиарной мышцы (с.28-29)
— 21 общеразвивающее упражнение, выполняемые в сочетании с движениями глаз (с.29-30)
II. Корригирующие упражнения:
— 20 упражнений для укрепления мышц шеи и спины (с. 31-33)
— 20 упражнений для укрепления передней брюшной стенки (с. 34-37)
III. Дыхательные упражнения
— 12 дыхательных упражнений (с. 38)
IV. Подвижные игры:
— Перечень из 8 игр (с. 39)
— Три комплекса по 6-7 упражнений для физкультурной паузы (с. 40-41) и примерная схема специализированной физкультурной паузы (с. 39-40) для школьников и студентов

Для работы со студентами предназначены разделы:
— План занятий лечебной гимнастикой со студентами, страдающими близорукостью 6-8 диоптрий (с.84-89)
— Практический раздел зачётных требований к студентам специального медицинского отделения (с.94-95) и др.
— Методики массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи (с.41-42)

Книга красочно иллюстрирована.
Издание предназначено для широкого круга специалистов: тренеров, педагогов, учителей, специалистов физического воспитания, офтальмологов, школьных врачей и врачей, работающих со студентами.

Акимушкин В.М., Маргулис И.С. Основы тифлологии: Психолого-педагогические основы социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению. — Киев: Радянська школа, 1980. – 128 с.

Тифлология – эти система наук, изучающих психолого-педагогические, социальные и технические проблемы слепоты и слабовидения.
В книге два больших раздела:

I — «Особенности познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения», в котором рассматривается осязание предметов, как средство знакомства с миром; и знаков рельефно-точечного шрифта (система письма и чтения по Брайлю), как средства получения информации и фиксации своих впечатлений и знаний.
Благодаря осязанию, инвалиды по зрению приобщаются к богатствам человеческой культуры, приобретают веру в возможность полноценной жизни. На странице 30 обращают на себя внимание слова О.И. Скороходовой из предисловия к ее книге «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», которые приводят авторы: «Читатель может верить мне и не верить…, но знаниями и литературной речью я обязана чтению, чтению, и еще раз чтению книг, и в первую очередь художественной литературе. Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглухонемого в чтении. Как научить слепоглухонемого чтению и письму, — об этом пусть расскажут мои учителя, а я говорю только о том, что думаю о чтении, как о единственном средстве спасения слепоглухонемого, слепого, глухонемого».
И вторая особенность познавательной деятельности при дефектах зрения – слух, позволяющий ориентироваться в пространстве улиц и помещений.

II — раздел книги «Педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению» раскрывает учебно-воспитательный опыт трудового, физического и эстетического воспитания этой категории людей в деятельности украинского общества слепых.

Книга адресована не только работникам общества слепых, учителям и воспитателям школ для слепых и слабовидящих, студентам дефектологам, но и всем читателям, которых интересуют проблемы тифлологии.

Глушкова Е.К. Береги зрение. — М.: Медицина, 1987. – 48 с.

В брошюре рассказывается о строении органа зрения, факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на зрение, мерах профилактики близорукости – заболевания, которое может в значительной степени ограничить выбор профессии школьником.
Показано, какое значение в сохранении зрения имеют рациональная организация рабочего места, уровень его освещенности, правильная посадка, характер зрительной нагрузки и продолжительность занятий в течение дня. Школьники и родители, внимательно прочитавшие главу «Профилактика повреждения глаз» (с.41-48), смогут многое сделать для охраны зрения, а значит и для будущей жизни.
Брошюра предназначена для родителей и школьников средних и старших классов.

Читайте также:  Капли для глаз для улучшения зрения при близорукости у взрослых

Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. – 67 с.: 31 цв. табл.

Важное место в обучении слабовидящих детей чтению графических изображений отводится дифференцированному подходу к учащимся в зависимости от состояния их зрительной функции. В книге рассматривается методика обучения слабовидящих учащихся чтению рисунков (с.13), чертежей (с.17), схем (с.21), которая необходима для рационального использования зрения учащихся в учебно-воспитательном процессе школ слабовидящих.
Для исследования остроты зрения обычно применяются специальные таблицы (кольца Ландольта, оптотипы Б.Л. Поляка, рисунки для дошкольников). Определение цветоощущения производится по полихроматическим таблицам Е.Б. Рабкина, а также с помощью специальных приборов — аномалоскопов.
Представленные в пособии таблицы, «Видение-1» и методики работы с ними не заменяют существующие таблицы и методики для исследования зрительных функций у слабовидящих детей (центральное зрение, цветоощущение, периферическое зрение и др.).
Применение таблицы «Видение-1» предполагает знание учителями, воспитателями и родителями состояния зрительных функций у детей в динамике (например, до и после лечения; в начале и в конце учебного года).
Следует учитывать, что под влиянием различных факторов состояние зрительных функций может меняться при чрезмерной длительной нагрузке, общем переутомлении, низких уровнях освещения (с.31).
Для учителей и воспитателей

Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1973. — 159 с.: ил.

В предлагаемой вниманию учителя книге, делается первая попытка рассмотреть вопросы научно обоснованного обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы.
Главная задача книги – помочь учителю массовой школы повысить успеваемость и способствовать развитию умственных и физических способностей слабовидящих детей.
В книге освещаются основы обучения слабовидящих детей, даются некоторые данные, характеризующие клинические формы нарушения зрения и причины слабовидения. Читатели узнают об остроте центрального зрения, периферическом форменном и глубинном зрении, о цветоразличении, световой чувствительности глаз и их двигательных функциях (с.5-55).
Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения говорят о восприятии предметов и изображений, представлениях слабовидящих детей, произвольном запоминании и логической памяти, о некоторых особенностях мышления слабовидящих детей (с.5-80).
Дифференциальную психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, анализ причин их неуспеваемости, направление в специальные школы раскрывает третья глава книги (с.80-99).
В книге представлены некоторые методы и принципы организации обучения (с.99-123), даются приёмы обучения слабовидящих детей предметам, требующим зрительной ориентации, а также особенности формирования географических представлений и понятий, занятия изобразительной деятельностью и их значение для развития наблюдательности и совершенствования зрительно-пространственных представлений (с.123-139).
В книге дан словарь специальных терминов (с.148-156).
Пособие предназначено для учителей массовых школ и может быть использовано воспитателями и школьными врачами.

Иванов В.В. Травмы глаз у детей. — М.: Медицина, 1983. — 24 с.: ил. — (Науч. — попул. мед. литература. Для матерей).

Из всех органов чувств человека наиболее важным является орган зрения. Зрение – это одно из основных средств и непременное условие почти всех видов человеческой деятельности. Потеря зрения приводит человека к тяжелой инвалидности и значительно усложняет его жизнь.
Данная брошюра знакомит читателей с видами глазных травм у детей, их причинами и последствиями. В ней также описаны мероприятия первой помощи и профилактики глазного травматизма.
Прочитав брошюру, читатель узнает как оказывать первую помощь при следующих состояниях: ожог глаз химическими веществами, термический ожог, попадание в глаз мелкого инородного тела, травмы глаз с обильным загрязнением, ранения век и окружающих глаз тканей лица (с.18-21).
Брошюра предназначена для матерей, но сведения, приведенные в ней интересны будут также широкому кругу читателей.

Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». — М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

Главная задача автора при работе над данным учебным пособием – отразить современное состояние одной из отраслей дефектологии – психологии слепых и слабовидящих, вооружить будущих тифлопедагогов тифлопсихологическими знаниями.
В пособии излагается история тифлопсихологии и приводятся методические рекомендации по ее использованию в обучении и воспитании слепых и слабовидящих детей (с.5-60).
На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, с гипертрофированными биологическими потребностями (пищевыми и сексуальными), дурными привычками, наличием отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера. В результате слепого представляли как человека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможность развития и совершенствования его личности считали крайне ограниченными.
Во втором разделе книги «Личность и деятельность при дефектах зрения», на основе новых экспериментальных фактов автор доказывает, что при нормальном общении слепого ребёнка с широкой средой, формирование ядра личности протекает без каких бы то ни было отклонений. Иными словами, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности (с.60-100).
Психические процессы, такие как ощущения слепых и слабовидящих, их восприятия, представления, пространственная ориентация, память, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера слепых описаны подробно в разделе книги «Психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении» (с.100-207).
В конце каждой главы в книге приводятся вопросы и список рекомендуемой литературы. Книга рассчитана на студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.

Читайте также:  Может ли при близорукости восстановление зрения

Пальтов А.Е. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха: Учеб. пособие. — М.: МГПИ, 1986. – 72 с.: ил.

Технические средства обучения (ТСО) дают возможность повысить эффективность обучения, уменьшить время изучения программного материала и облегчить процесс обучения на каждом этапе развития детей с тяжёлыми аномалиями зрениями и слуха.
Книга небольшая по объёму, но достаточно подробно знакомит с:
— тактильным восприятием и тактильными дисплеями (глава 1)
— зрительным восприятием и визуальными дисплеями (глава 2)
— устройствами для передачи информации детям с тяжёлыми поражениями зрения и слуха (глава 3)
В ней подробно описаны различные группы ТСО, составляющих «Систему технических средств для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха» (глава 4):
— полисенсорное устройство для ранней диагностики состояния слуха и зрения
— экранные технические средства
— технические средства для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха рельефно-точечному шрифту
— устройства, обеспечивающие создание учебных пособий в условиях школы
— техническое оснащение физического воспитания
Книга содержит список литературы из 45 наименований (с.67-69) и предназначена для медиков и педагогов.

Источник

В данной статье рассматривается важность занятий физической культурой для студентов с близорукостью, а также некоторые рекомендации для студентов с близорукостью по поводу самостоятельных занятий физической активностью, а также рекомендации их преподавателям по поводу особенностей занятий с близорукими студентами.

Введение

На сегодняшний день около половины выпускников школ страдают от близорукости. Приходя в ВУЗы, абитуриенты даже не представляют, какое влияние на остроту их зрения окажет нагрузка от учёбы в университете. На сегодняшний день невозможно представить студента без гаджетов. Безусловно, все знают, что проводить много времени за компьютером вредно для зрения. Также чтение при тусклом освещении или в неправильной позе оказывает отрицательное влияние на глаза. Поэтому студенты часто ещё больше портят свое зрение за долгие годы обучения. Кроме того студенты, в зависимости от степени близорукости, имеют ограничения в занятиях физической культурой.

Так как на сегодняшний день огромное количество студентов страдают от близорукости, понимание того, как именно студенты должны заниматься на занятиях по физической культуре, является важной задачей как для преподавателей, так и для самих студентов, что показывает актуальность данной работы.

В работах Э. С. Аветисова подробно раскрывается тема близорукости у студентов и занятий физической культурой.

Целью данной работы в том, чтобы дать рекомендации в первую очередь студентам, а также преподавателям физической культуры, как стоит организовать занятия физической активностью не только на занятиях по физической культуре в ВУЗе, но и в свободное время.

Задача работы: показать, какие физические упражнения являются наиболее полезными, а какие, напротив – вредными. Также дать некоторые рекомендации по поводу организации упражнений на уроках по физической культуре и для самостоятельных занятий студентов.

В данной работе использовались методы: наблюдение, анализ, изучение материала, синтез и обобщение.

Основная часть

Близорукость (миопия) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации не может улучшить изображения отдалённых предметов, в связи с чем снижается острота зрения вдаль.

Принято выделять три степени миопии: низкую – до 3 дптр, среднюю – до 6 дптр и высокую – свыше 6 дптр. По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую (стационарную) и прогрессирующую [1, С. 126].

Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта [2, С. 258]. На сегодняшний день на зрение студентов также оказывают влияние компьютеры, смартфоны и т. д., которые также сильно напрягают глаза, что способствует ухудшению зрения. Из-за перехода на обучение с помощью интернета, студенты проводят за компьютером около 4-5 часов в день, что губительно для зрения.

При этом, безусловно, остается необходимость обеспечения студентам возможности заниматься на занятиях по физической культуре согласно рекомендациям офтальмологов. В зависимости от степени близорукости студентов можно отнести в разные группы – от основной до специальной. Студенты с низкой степенью миопии могут быть отнесены в основную группу, для них нет ограничений в выполнении требований по программе. Для студентов со стационарной близорукостью низкой степени разрешено большинство видов спорта, кроме бокса, хоккея и прыжков различных видов.

Читайте также:  При близорукости двоится в глазах

Студентов со средней степенью миопии следует выделить в подготовительную группу и исключить из программы прыжки с высоты более 1,5 м и упражнения, требующие сильного физического напряжения. Также для студентов с данной степенью близорукости следует обучить специальным упражнениям для мышц глаз, в особенности ресничной мышцы, а также упражнениям из лечебной физкультуры [2]. Кроме того, при занятиях легкой атлетикой необходимо учитывать то, что инвентарь, используемы при некоторых упражнения как шесты и планки для прыжков должны быть видны издали. Для этого их необходимо отметить флажками или же покрасить в яркий цвет. Также необходимо выбирать достаточно широкие дорожки для бега, без ям и кюветов [3]. Кроме того необходимо после каждого круга упражнений делать паузу на 20-30 секунд, для того, чтобы занимающиеся могли дать глазам отдохнуть – проморгать глазами. В начале и в конце занятия преподаватель должен убедиться, что все занимающиеся чувствуют себя комфортно, а в течение занятия они все занимались в щадящем режиме.

Студенты со средней степенью близорукости могут заниматься следующими видами спорта: велогонки, конный спорт, стрельба, фехтование, художественная гимнастика и фигурное катание. Виды спорта, включающие борьбу или прыжки, следует избегать. На занятиях физической культурой для студентов со средней степенью близорукости полезно проводить такие игры, как волейбол, футбол, баскетбол и теннис, так как перемещение взгляда с ближних объектов на дальние и наоборот полезно для них [2].

Студентам с высокой степенью близорукости должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой [2, С. 259].

Студенты с высокой степенью близорукостью, но без патологических осложнений с хорошей физической подготовкой могут выполнять многие физические упражнения на ровне с практически здоровыми студентами. Студентам с высокой степенью миопии разрешается заниматься стрельбой, фехтованием, греблей, спортивной ходьбой, бегом на средние и длинные дистанции. Но нужно учитывать, что многие из этих видов спорта запрещены при осложненной близорукости.

Из лечебной физкультуры, рекомендуемой для студентов со средней и высокой степенями близорукости, студенты могут делать следующие упражнения:

  1. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5— 6 раз.
  2. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5—6 раз.
  3. И.п. — сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5—6 раз.
  4. И.п. — сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5—6 раз.
  5. И.п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.
  6. И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.
  7. И.п. — сидя, закрыть веки. В течение 30 с массировать их кончиками указательных пальцев [2, С. 230].

Оздоровление организма способствует улучшению состояния сетчатки глаза, также помогает ослабить прогрессирование близорукости. Поэтому физическая активность и лечебная физкультура важны для каждого студента, и в особенности для студента с миопией.

Заключение

Физическая активность необходима каждому человеку, тем более студенту с близорукостью, так как студенты получают большую нагрузку на глаза во время учёбы, а зрение у студентов с миопией может ухудшиться за годы учёбы довольно сильно. Физическая активность и лечебная физкультура может помочь студентам расслабить глаза после напряженной учебы. Также важно студентам не забывать об утренней гигиенической гимнастике и мерах по закаливанию организма, упражнениях для повышения уровня общей и силовой выносливости. Общее укрепление организма для студентов с близорукостью не менее важно, чем лечение. Преподаватель физической культуры должен помочь студентам осознать это.

Источник