Занятие физкультурой при близорукости аветисов

Людям с близорукостью, особенно, если их деятельность связана с чрезмерными нагрузками на органы зрения, необходимо заботиться о здоровье глаз, принимая витамины, улучшающие обменные процессы, а также выполняя комплекс упражнений зрительной гимнастики. Как можно улучшить зрение? Поможет ли зарядка для глаз по Аветисову? — ответы в статье.

Виды близорукости

Нарушение зрения, при котором человек плохо видит дальние объекты, называется близорукость. Такая патология может быть врожденной, например, из-за нарушений, возникших в период внутриутробного развития, аномалий роговицы, хрусталика, глазного яблока и т.д. В этом случае у ребенка наблюдается высокая степень миопии. Если у человека есть генетическая предрасположенность к близорукости (слабость склеры, неполноценная цилиарная мышца), то миопия может быть приобретенной, развиваться при неблагоприятных условиях: снижении иммунитета, инфекционных и хронических заболеваниях, чрезмерных зрительных нагрузках.

Кроме анатомической близорукости, различают еще и аккомодационную. Именно аккомодационная близорукость зачастую становится причиной ухудшения зрения при истинной миопии. Для того, чтобы методы лечения близорукости были эффективными, необходима детальная диагностика. Снять спазм аккомодации, если он своевременно обнаружен, достаточно просто — нужно регулярно выполнять комплекс полезных упражнений, укрепляющих цилиарную мышцу, выбрав подходящую авторскую методику восстановления зрения, например, упражнения по Аветисову. Лучше, если упражнения выполняются в комплексе с остальными терапевтическими мероприятиями.

снять спазм аккомодации

Основные методы лечения близорукости

Миопия, прогрессирующая у детей и подростков, хорошо поддается лечению и коррекции. Растущий организм быстро восстанавливается, если создать соответствующие условия. Что предлагает традиционная медицина при лечении глаз?

Наиболее эффективные методы терапии близорукости:

  • зрительная гимнастика по Аветисову — группа упражнений направлена на улучшение кровотока органов зрения, укрепление цилиарной мышцы, ответственной за аккомодацию;
  • аппаратное лечение миопии — используется инфракрасный лазер, вакуумный массаж, электростимуляция для улучшения обмена веществ, питания тканей глаза, уменьшения тонуса мышц;
  • тренажеры для глаз — позволяют снять усталость глаз, улучшают остроту и четкость зрения, равномерно распределяя зрительную нагрузку;
  • витамины в виде глазных капель, а также комплекс витаминов А, В, С, Е (сироп, капсулы).

Взрослые люди, страдающие близорукостью, должны ежедневно выполнять упражнения для глаз. Зарядка помогает снять усталость, нормализовать приток крови к органам зрения, устранить спазм аккомодации.

Значение аккомодации

Природа продумала все для того, чтобы человек мог хорошо видеть предметы на разном расстоянии. Наши глаза могут изменять преломляющую силу, что обеспечивает нам высокую остроту зрения при взгляде вдаль, на среднюю дистанцию или при рассматривании предметов, находящихся вблизи. Такая способность называется аккомодацией.

Аппарат аккомодации:

  • цилиарная (аккомодационная) мышца;
  • хрусталик;
  • циннова связка.

Проблемы с аккомодацией возникают, когда долгое время глаза были сфокусированы на близком расстоянии, например, при работе за компьютером, из-за игр на смартфоне и т.д. Мозг человека приспосабливается к обстоятельствам и «упрощает» задачу, лишая оптическую систему аккомодации. При анатомической близорукости, спазм цилиарной мышцы значительно ухудшает зрение — до 3 диоптрий.

избежать развитие близорукости

Упражнения при близорукости по Аветисову — особенности

Люди с хорошим зрением, без патологий, могут долгое время не замечать спазм аккомодации, так как процесс чаще всего односторонний. Такая ложная близорукость, если ее не лечить, может перейти в истинную. Чтобы избежать развития патологии, следует ввести в распорядок дня обязательную зрительную гимнастику. Одним из самых эффективных способов улучшения аккомодации является методика Аветисова.

Методика Аветисова имеет доказанную эффективность. Она позитивно влияет на состояние аккомодационного аппарата и является общеукрепляющей для всей зрительной системы. Такие упражнения глазам очень полезны. Быстрые результаты заметны у детей и подростков, так как органы зрения еще формируются и хорошо отзываются на терапию. У взрослых людей снимается спазм аккомодации и улучшается острота зрения в комплексе с медикаментозным лечением. Также такие упражнения эффективны в качестве профилактики близорукости, предупреждают прогрессирование миопии. Методика включает три комплекса упражнений.

Первый комплекс упражнений

Выполнять зарядку для глаз можно в домашних условиях, во время перерывов на работе, выделяя на упражнения не менее 10-15 минут. Результаты будут заметны через несколько дней: зрение станет более четким, а глаза не будут сильно уставать.

Упражнения выполняют в такой последовательности:

  1. Легкими массажными движениями разогреть веки, а затем сильно сжимать и разжимать их 7-8 раз, делая паузу в три секунды (нужно делать несколько подходов, не менее 6) — так Вы улучшите кровообращение в глазах.
  2. Быстро поморгайте двумя глазами одновременно в течение 10-15 секунд, повторите упражнение.
  3. Массаж глазного яблока через закрытые веки — необходимо оказывать легкое давление на глаза в течение пары секунд, повторять упражнение два-три раза.
  4. Массаж надбровных дуг кончиками указательных пальцев.
Читайте также:  Витамины детские при близорукости

массаж век

Второй комплекс зрительной гимнастики Аветисова

В этот комплекс вошли упражнения для укрепления глазных мышц. Такая зарядка оказывает общее оздоровительное действие, предупреждает прогрессирование миопии, снимает усталость глаз.

Схема зарядки для глаз:

  1. Медленное движение глазами по вертикали вверх-вниз, с фокусировкой в крайних точках — старайтесь не двигать головой, а только переводить взгляд сверху вниз и обратно, не менее 10 раз.
  2. Движение глазами по диагонали, например, из верхнего левого в правый нижний угол, повторять упражнение по 8-10 раз.
  3. Движение глазами с правой стороны на левую и обратно, с фиксацией взгляда в центре — совершите 10-12 повторений.
  4. Медленное вращение глазными яблоками по часовой стрелке и обратно — не менее 10 повторений.

После выполнения упражнений для укрепления глазодвигательных мышц, возможно, некоторое время Вы будете ощущать напряжение в мышцах, так как заставите их работать. После нескольких дней такой зарядки мышцы укрепятся и выполнять упражнения станет легче.

Третий комплекс

Гимнастика предупреждает спазм аккомодации. Все упражнения направлены на укрепление цилиарной мышцы и тренировку аккомодации. Выполнять их нужно стоя, желательно перед окном, чтобы была возможность фокусироваться на дальних объектах.

Выполнять зарядку нужно в такой последовательности:

  1. Найдите дальнюю точку, на которой Вам удобно будет сфокусировать взгляд, а затем переводите взгляд с дальней точки на указательный палец вытянутой вперед руки, на расстоянии 25 см от лица — сделайте 10 повторений.
  2. Медленно двигайте указательный палец по направлению к кончику носа и обратно, весь путь следите за пальцем, фокусируясь на нем — повторите 10 раз.
  3. Повторение предыдущего упражнения, только с участием каждого глаза отдельно, прикрывая рукой глаз, не участвующий в фокусировке.
  4. На стекле окна необходимо отметить точку маркером или сделать небольшую круглую метку с помощью цветного скотча — при выполнении упражнения необходимо фокусироваться на этой точке, а затем переводить взгляд вдаль, выполнять 7-8 раз.  

Эффективный профилактический комплекс — это залог сохранения здоровья органов зрения. Помните, что кроме упражнений для глаз Вам необходимо следить за питанием, за режимом освещения в помещении, обеспечив локальное освещение рабочего места, регулярно делать перерывы во время зрительной нагрузки, и тогда риски прогрессирования близорукости будут минимальными.

Источник

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Э.С. Аветисов и др. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. — М.: Физкультура и спорт, 1980. – 72 с.: ил.

Авторы брошюры: Э.С. Аветисов – профессор-офтальмолог, Е.И. Ливадо – врач спортивной медицины, кандидат медицинских наук и Ю.И. Курпан – кандидат педагогических наук, преподаватель-методист физической культуры.
Исследования последних лет существенно пополнили и углубили представление о механизме происхождения близорукости. Осложненная близорукость – одна из наиболее частых причин инвалидности. Ослабление цилиарной мышцы глаза – одна из причин близорукости, устранима с помощью специально разработанного комплекса физических упражнений (с.37-44)
Основные противопоказания к занятиям спортом лиц, страдающих близорукостью, приведены в таблицах на страницах 68-72.
Брошюра рассчитана на тренеров, учителей школ, специалистов по лечебной физкультуре, спортивных врачей.

Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физической культурой при близорукости. — 3-е изд., стереотип. — Т.: Медицина, 1984. — 103 с.: ил.

Книга всесторонне освещает проблему «Близорукость и занятия спортом».
В начальных главах книги говорится о функциях глаза, происхождении близорукости, принципах её профилактики и лечения.
Основное её содержание:
— Физическая культура и комплекс мер по профилактике близорукости и её прогрессирования (с.24-42).
— Физическая культура и лечебная физкультура для школьников, страдающих близорукостью (с.42-64).
— Физическое воспитание студентов, страдающих близорукостью (с.65).

Приводятся «Упражнения, рекомендуемые для лиц, страдающих близорукостью»:
I. Упражнения для глаз:
— 10 специальных упражнений для глаз (с.26-27)
— 20 упражнений для укрепления цилиарной мышцы (с.28-29)
— 21 общеразвивающее упражнение, выполняемые в сочетании с движениями глаз (с.29-30)
II. Корригирующие упражнения:
— 20 упражнений для укрепления мышц шеи и спины (с. 31-33)
— 20 упражнений для укрепления передней брюшной стенки (с. 34-37)
III. Дыхательные упражнения
— 12 дыхательных упражнений (с. 38)
IV. Подвижные игры:
— Перечень из 8 игр (с. 39)
— Три комплекса по 6-7 упражнений для физкультурной паузы (с. 40-41) и примерная схема специализированной физкультурной паузы (с. 39-40) для школьников и студентов

Для работы со студентами предназначены разделы:
— План занятий лечебной гимнастикой со студентами, страдающими близорукостью 6-8 диоптрий (с.84-89)
— Практический раздел зачётных требований к студентам специального медицинского отделения (с.94-95) и др.
— Методики массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи (с.41-42)

Читайте также:  Как востанавливать зрение при близорукости

Книга красочно иллюстрирована.
Издание предназначено для широкого круга специалистов: тренеров, педагогов, учителей, специалистов физического воспитания, офтальмологов, школьных врачей и врачей, работающих со студентами.

Акимушкин В.М., Маргулис И.С. Основы тифлологии: Психолого-педагогические основы социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению. — Киев: Радянська школа, 1980. – 128 с.

Тифлология – эти система наук, изучающих психолого-педагогические, социальные и технические проблемы слепоты и слабовидения.
В книге два больших раздела:

I — «Особенности познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения», в котором рассматривается осязание предметов, как средство знакомства с миром; и знаков рельефно-точечного шрифта (система письма и чтения по Брайлю), как средства получения информации и фиксации своих впечатлений и знаний.
Благодаря осязанию, инвалиды по зрению приобщаются к богатствам человеческой культуры, приобретают веру в возможность полноценной жизни. На странице 30 обращают на себя внимание слова О.И. Скороходовой из предисловия к ее книге «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», которые приводят авторы: «Читатель может верить мне и не верить…, но знаниями и литературной речью я обязана чтению, чтению, и еще раз чтению книг, и в первую очередь художественной литературе. Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглухонемого в чтении. Как научить слепоглухонемого чтению и письму, — об этом пусть расскажут мои учителя, а я говорю только о том, что думаю о чтении, как о единственном средстве спасения слепоглухонемого, слепого, глухонемого».
И вторая особенность познавательной деятельности при дефектах зрения – слух, позволяющий ориентироваться в пространстве улиц и помещений.

II — раздел книги «Педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению» раскрывает учебно-воспитательный опыт трудового, физического и эстетического воспитания этой категории людей в деятельности украинского общества слепых.

Книга адресована не только работникам общества слепых, учителям и воспитателям школ для слепых и слабовидящих, студентам дефектологам, но и всем читателям, которых интересуют проблемы тифлологии.

Глушкова Е.К. Береги зрение. — М.: Медицина, 1987. – 48 с.

В брошюре рассказывается о строении органа зрения, факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на зрение, мерах профилактики близорукости – заболевания, которое может в значительной степени ограничить выбор профессии школьником.
Показано, какое значение в сохранении зрения имеют рациональная организация рабочего места, уровень его освещенности, правильная посадка, характер зрительной нагрузки и продолжительность занятий в течение дня. Школьники и родители, внимательно прочитавшие главу «Профилактика повреждения глаз» (с.41-48), смогут многое сделать для охраны зрения, а значит и для будущей жизни.
Брошюра предназначена для родителей и школьников средних и старших классов.

Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. – 67 с.: 31 цв. табл.

Важное место в обучении слабовидящих детей чтению графических изображений отводится дифференцированному подходу к учащимся в зависимости от состояния их зрительной функции. В книге рассматривается методика обучения слабовидящих учащихся чтению рисунков (с.13), чертежей (с.17), схем (с.21), которая необходима для рационального использования зрения учащихся в учебно-воспитательном процессе школ слабовидящих.
Для исследования остроты зрения обычно применяются специальные таблицы (кольца Ландольта, оптотипы Б.Л. Поляка, рисунки для дошкольников). Определение цветоощущения производится по полихроматическим таблицам Е.Б. Рабкина, а также с помощью специальных приборов — аномалоскопов.
Представленные в пособии таблицы, «Видение-1» и методики работы с ними не заменяют существующие таблицы и методики для исследования зрительных функций у слабовидящих детей (центральное зрение, цветоощущение, периферическое зрение и др.).
Применение таблицы «Видение-1» предполагает знание учителями, воспитателями и родителями состояния зрительных функций у детей в динамике (например, до и после лечения; в начале и в конце учебного года).
Следует учитывать, что под влиянием различных факторов состояние зрительных функций может меняться при чрезмерной длительной нагрузке, общем переутомлении, низких уровнях освещения (с.31).
Для учителей и воспитателей

Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1973. — 159 с.: ил.

В предлагаемой вниманию учителя книге, делается первая попытка рассмотреть вопросы научно обоснованного обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы.
Главная задача книги – помочь учителю массовой школы повысить успеваемость и способствовать развитию умственных и физических способностей слабовидящих детей.
В книге освещаются основы обучения слабовидящих детей, даются некоторые данные, характеризующие клинические формы нарушения зрения и причины слабовидения. Читатели узнают об остроте центрального зрения, периферическом форменном и глубинном зрении, о цветоразличении, световой чувствительности глаз и их двигательных функциях (с.5-55).
Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения говорят о восприятии предметов и изображений, представлениях слабовидящих детей, произвольном запоминании и логической памяти, о некоторых особенностях мышления слабовидящих детей (с.5-80).
Дифференциальную психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, анализ причин их неуспеваемости, направление в специальные школы раскрывает третья глава книги (с.80-99).
В книге представлены некоторые методы и принципы организации обучения (с.99-123), даются приёмы обучения слабовидящих детей предметам, требующим зрительной ориентации, а также особенности формирования географических представлений и понятий, занятия изобразительной деятельностью и их значение для развития наблюдательности и совершенствования зрительно-пространственных представлений (с.123-139).
В книге дан словарь специальных терминов (с.148-156).
Пособие предназначено для учителей массовых школ и может быть использовано воспитателями и школьными врачами.

Читайте также:  Тольятти операция глаз с близорукостью

Иванов В.В. Травмы глаз у детей. — М.: Медицина, 1983. — 24 с.: ил. — (Науч. — попул. мед. литература. Для матерей).

Из всех органов чувств человека наиболее важным является орган зрения. Зрение – это одно из основных средств и непременное условие почти всех видов человеческой деятельности. Потеря зрения приводит человека к тяжелой инвалидности и значительно усложняет его жизнь.
Данная брошюра знакомит читателей с видами глазных травм у детей, их причинами и последствиями. В ней также описаны мероприятия первой помощи и профилактики глазного травматизма.
Прочитав брошюру, читатель узнает как оказывать первую помощь при следующих состояниях: ожог глаз химическими веществами, термический ожог, попадание в глаз мелкого инородного тела, травмы глаз с обильным загрязнением, ранения век и окружающих глаз тканей лица (с.18-21).
Брошюра предназначена для матерей, но сведения, приведенные в ней интересны будут также широкому кругу читателей.

Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». — М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

Главная задача автора при работе над данным учебным пособием – отразить современное состояние одной из отраслей дефектологии – психологии слепых и слабовидящих, вооружить будущих тифлопедагогов тифлопсихологическими знаниями.
В пособии излагается история тифлопсихологии и приводятся методические рекомендации по ее использованию в обучении и воспитании слепых и слабовидящих детей (с.5-60).
На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, с гипертрофированными биологическими потребностями (пищевыми и сексуальными), дурными привычками, наличием отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера. В результате слепого представляли как человека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможность развития и совершенствования его личности считали крайне ограниченными.
Во втором разделе книги «Личность и деятельность при дефектах зрения», на основе новых экспериментальных фактов автор доказывает, что при нормальном общении слепого ребёнка с широкой средой, формирование ядра личности протекает без каких бы то ни было отклонений. Иными словами, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности (с.60-100).
Психические процессы, такие как ощущения слепых и слабовидящих, их восприятия, представления, пространственная ориентация, память, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера слепых описаны подробно в разделе книги «Психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении» (с.100-207).
В конце каждой главы в книге приводятся вопросы и список рекомендуемой литературы. Книга рассчитана на студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.

Пальтов А.Е. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха: Учеб. пособие. — М.: МГПИ, 1986. – 72 с.: ил.

Технические средства обучения (ТСО) дают возможность повысить эффективность обучения, уменьшить время изучения программного материала и облегчить процесс обучения на каждом этапе развития детей с тяжёлыми аномалиями зрениями и слуха.
Книга небольшая по объёму, но достаточно подробно знакомит с:
— тактильным восприятием и тактильными дисплеями (глава 1)
— зрительным восприятием и визуальными дисплеями (глава 2)
— устройствами для передачи информации детям с тяжёлыми поражениями зрения и слуха (глава 3)
В ней подробно описаны различные группы ТСО, составляющих «Систему технических средств для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха» (глава 4):
— полисенсорное устройство для ранней диагностики состояния слуха и зрения
— экранные технические средства
— технические средства для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха рельефно-точечному шрифту
— устройства, обеспечивающие создание учебных пособий в условиях школы
— техническое оснащение физического воспитания
Книга содержит список литературы из 45 наименований (с.67-69) и предназначена для медиков и педагогов.

Источник