Заниматься борьбой с астигматизмом

Астигматизм – это типичное заболевание глаз, при котором невозможна абсолютная фокусировка зрения в фокальной плоскости. Попробуем разобраться в особенностях астигматического поражения, в допусках к занятию спортом и ответим на вопрос — совместим ли астигматизм и армия.

берут ли в армию с астигматизмом

Симптомы астигматизма

Нельзя выделить типичные симптомы, которые говорили бы о стопроцентном наличии астигматизма. Ранние стадии протекания болезни характеризуются возникновением небольших замутнений, быстрой усталостью глаз. Кроме того, из-за постоянного напряжения глазного аппарата могут возникать периодические сильные головные боли очагового характера. Иногда боли становятся хроническими при минимальной попытке сфокусировать зрение прищуриванием.

По виду этимологии заболевание подразделяется на:

  • Роговичное. С поражением и истощением роговичной оболочки.
  • Хрусталиковое. С возникновением аномальных особенностей хрусталика под воздействием внешних факторов или врожденное.

Различные степени астигматизма

В настоящее время офтальмологами выделяет три степени заболевания:

  • Слабая степень с поражением до 3-х диоптрий;
  • Средняя степень с поражением от 3-х до 6-ти диоптрий;
  • Высокая степень более 6-ти диоптрий.

Происхождение

  • Врожденный астигматизм — проявляется сразу же после формирования зрения, на третий-четвертый день после родов. Характеризуется поражением не более 0,7 диоптрий. Такой астигматизм вызван аномальным развитием глазного аппарата при внутриутробном развитии. Причиной может быть нездоровый образ жизни беременной женщины.
  • Приобретенный астигматизм – проявляется с течением жизнедеятельности под воздействием очень большого числа факторов.

проверка зрения в армии

Профилактика

Прежде всего, необходимо очень тщательно относиться к здоровью всего организма, а также снизить все возможные и нежелательные воздействия на глаза. Нагрузки на глаза необходимо правильно чередовать, распределять и снижать их воздействие с помощью специальных упражнений. Абсолютно недопустимо травмирование глаз. Кроме того поражения головного мозга, даже незначительные, могут привести к ухудшению зрения в дальнейшем.

Нежелательно употребление алкоголя, наркотиков и курения. Табакокурение вызывает дистрофию сети тонких капилляров глаза. Это нарушает обменные процессы и вызывает эффект «виноградной лозы» — закупоривание сосудов сгустками мертвых эритроцитов.

Астигматизм и служба в армии

По астигматизму имеется четкое расписание категорий. Категории выявляются при медицинском осмотре в военкомате и подразделяются на:

  • «A» – полная пригодность для службы в рядах РА.
  • «B» – пригодность со списком допустимых минимальных ограничений.
  • «C» – пригоден с расширенным списком ограничений.
  • «D» – непригоден с возможной пригодностью в будущем до истечения призывного возраста.
  • «E» – полная непригодность к службе в рядах РА.

Кроме того, существуют ограничения по заболеваниям глаз, которые возникли в следствии стигматизма, поражениях роговицы, невозможности четкого формирования зрительного образа, при детских и постродовых травмах.

астигматизм и армия

Освобождение по близорукости

Как правило, миопическая близорукость является основным критерием по освобождению от службы в армии. Это поражение не допускает ряд тех функций, которые предписываются на солдатских или офицерских должностях. Но следует отметить, что прохождение альтернативной или волонтерской службы в армии допускается при поражении до 10 диоптрий с ношением очков.

Астигматизм и спорт

Существуют различные виды спорта, известно, что игра в шашки и шахматы тоже является спортом. Но акцент будет сделан именно на физические и контактные виды спорта.

При сильном поражении глаз от 5 и более диоптрий занятия спортом должны быть ограничены и строго дозированы. Любое перенапряжение будет вести к ухудшению зрения, так как приводит к ослаблению сети капилляров и глазного пучка нервов. Малейшее напряжение может привести к поражению сосудистой ткани и небольшим излияниям в склере глаза.

При занятиях боксом и других контактных видах спорта происходят нагрузки на глаза вибрационным и ударным воздействием. Это даже для человека со здоровым зрением является вредным и в конечном итоге станет причиной астигматизма. Человеку с развитым или прогрессирующим астигматизмом следует воздержаться от таких спортивных мероприятий даже с применением защиты.

можно ли при астигматизме заниматься спортом

Коррекция астигматизма для занятий спортом и армии

На сегодняшний день есть эффективные и действенные методы по исправлению астигматизма у людей всех возрастных категорий. Самые популярные из них:

  • Коррекция с помощью контактных линз.
  • Лазерная операция. После проведения операции необходимо некоторое воздержание от физических нагрузок. Но они становятся возможными после окончания этого «восстановительного» периода.

Таким образом, получен ответ на опрос о возможностях службы в армии или занятиях спортом при астигматизме. Грамотный подход в лечении и профилактические мероприятия позволят сохранить свое зрение до глубокой старости, и при этом вести активный образ жизни.

Источник

Просмотр полной версии : астигматизм и спорт совместимы?

Голубой Ангел

05.05.2010, 00:18

у кого детки с астигматизмом, занимаетесь каким-нибудь спортом? (если да, то каким)? у нас правда еще и БА, но безингаляторная, противопоказаний по астме нет.

Hedgehog

05.05.2010, 01:00

У моего сына астигматизм. Занимаемся хоккеем.
Мы очки снимаем на тренировки, а вот видела мальчика (не знаю правда что у него с глазками) в другой команде, но тоже нашего года рождения (поэтому на играх встречаемся), он в очках прямо тренируется и играет.

А кому сейчас легко?

05.05.2010, 01:08

У нас в горных лыжах есть такие дети, а для астмы лыжи даже очень хорошо!

Белый тюльпан

05.05.2010, 01:22

Моя дочка волейболом занимается, прямо в очках и играет. Сначала сомневалась, как это будет выглядеть, да и мячем по очкам может попасть, но практика показала, что все нормально. Правда у нее не астигамтизм, а миопия.

Я хочу своего мальчика с астигматизмом на айкидо отдать, окулист сказала — можно. Пока не занимались.

мы ходим в глазной садик в подготовительную группу, так у нас половина мальчишек занимаются айкидо и проблемы с глазами у всех разные, у моего сына тоже астигматизм, он занимался борьбой Кудо (занимался без очков, т.к. без них тоже видит неплохо), с сентября планируем опять возобновить тренировки. Раз окулист разрешил, то можно заниматься спортом, если нет других каких-то противопоказаний. И в бассейн тоже можно ходить, на танцы.

Мумми Первая

05.05.2010, 02:03

в бассейн ходим
только сегодня от врача, про запрет спорта — ни слова:009:

миопия + астигматизм, занимаемся карате

правда очки на время занятий снимаем

Ani_Baldwin

05.05.2010, 10:37

У меня астигматизм, занималась фигурным катаньем с 3,5 до 15 лет. Это мне совершенно не мешало.

Папский городок

05.05.2010, 10:55

У меня близорукость+астигматизм с пяти лет. Запретили играть в бадминтон. Занималась плаванием.

marusia358

05.05.2010, 11:42

Играет в большой теннис, говорят при астигматизме хорошо следить за приближающимся и удаляющимся предметом. Играем без очков.

У меня он, плавала почти 10 лет.

Двое и Снежинка

05.05.2010, 12:31

горные лыжи, гимнастический кружок и на танцы водим (там элементы акробатики у них есть). Очки на занятия снимаем.

У моего сына астигматизм. Занимаемся дзюдо и плаваем в бассейне.
Мы очки снимаем на тренировки.

lucienna

05.05.2010, 13:01

У нас астегматизм и дальнозоркость. Занимаемся хоккеем. Сейчас нам 6 лет. Врач сказал, что спортом заниматься можно. Очки снимаем на тренировке.

Голубой Ангел

05.05.2010, 13:05

о, спасибо всем за ответы! теперь дело за малым — куда отдать :)) сам не хочет никуда, бабушка — фигурное катание, папа — биатлон ну или вообще лыжи, я… не знаю куда ))) психолог когда-то рекомендовала командные виды, а я командных как раз и не хочу.

Читайте также:  Астигматизм торические линзы или очки

Старенькая

05.05.2010, 16:41

У сына близорукость — -4 , у дочки — -2,5 и астигматизм . Занимаются айкидо. На тренировках очки снимают.

kuziakin

14.08.2010, 22:15

Вот что из себя предстовляет -> астигматизм (https://eyesvision.ru/laser-correction)

kuziakin

14.08.2010, 22:15

Не могу удалить вторую мессагу.

Yulen’ka

16.08.2010, 10:20

Средняя дальнозоркость+сложный астигматизм. Дочь без очков видит плохо.
Два года отзанималитсь УШУ, потом начались упражнения, где очки лучше снимать — пришлось уйти, т.к. минут пять проходит и она старается увидеть что-нибудь и не слушает тренера, теряется.
Сейчас уже год ходим в бассейн раз в неделю, заказали очки подводные с диоптриями — ребенок на седьмом небе от счастья….)))
Что ограничат в школе на физ-ре еще не знаю, но бассейн в школе есть, поэтому все решаемо, надеюсь…

Средняя дальнозоркость+сложный астигматизм. Дочь без очков видит плохо.
Два года отзанималитсь УШУ, потом начались упражнения, где очки лучше снимать — пришлось уйти, т.к. минут пять проходит и она старается увидеть что-нибудь и не слушает тренера, теряется.
Сейчас уже год ходим в бассейн раз в неделю, заказали очки подводные с диоптриями — ребенок на седьмом небе от счастья….)))
Что ограничат в школе на физ-ре еще не знаю, но бассейн в школе есть, поэтому все решаемо, надеюсь…

А какие у Вас диоптрии?

Yulen’ka

16.08.2010, 11:29

Сами глазки +5 и +7, а стекла последний раз выписали по +3,5 с цилиндрами 2,5 и 2,75 (причем эти цилиндры не обычные, а наоборот… — до сих пор не могу запомнить :005:)

vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2020, Jelsoft Enterprises Ltd.

Источник

Фото 1

Зрение – одно из пяти чувств, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и окружающем мире. Кроме того, оно играет немаловажную роль в трудовой, культурной и социальной деятельности.

Поэтому сохранение этой функции на протяжении жизни – ключевая задача каждого человека.

Утрата зрения является причиной для неполноценного восприятия мира, ограничения участия в разных видах деятельности, например, вождении автомобиля. Правда, далеко не все офтальмологические заболевания являются препятствием для получения прав.

Как узнать, можно ли водить машину?

Фото 2

Для получения прав требуется прохождение ряда обязательных процедур, включая обследование у узких специалистов для оценки состояния здоровья претендента:

  • у хирурга;
  • у офтальмолога;
  • у отоларинголога;
  • у невролога;
  • у терапевта.

Каждый доктор выдает заключение о наличии или отсутствии заболеваний, препятствующих получению водительского удостоверения.

Для справки. Женщинам рекомендуется дополнительно пройти обследование у гинеколога. При этом наличие беременности или гинекологических заболеваний противопоказанием не является.

Проверка годности к вождению по зрению

Проверка зрения при получении водительских прав включает следующие этапы:

  • Уровень цветоощущения. Участники дорожного движения должны не только хорошо видеть, но и уметь правильно различать цвета светофора, от чего зависит безопасность самого водителя, окружающих автомобилистов и пешеходов. Исследование ведется с помощью полихроматических таблиц. На них изображены различные элементы (чаще всего цифры) разных цветов, но одной степени яркости. Человек со зрительными аномалиями видит изображение в одном цвете. Здоровый человек назовет нарисованный элемент и определит все оттенки.

Фото 3

Фото 1. Пример полихроматической таблицы с силуэтами животных. Люди с нарушенным цветовосприятием различают не все изображения.

  • Острота зрения. Диагностика проходит с помощью специальной таблицы (чаще всего таблица Сивцева, используются и другие инструменты). Если пациент носит очки или контактные линзы, то обследование проходит без них.
  • Ширина поля зрения. Проверка на наличие или отсутствие ограничения поля зрения, причем отклонение должно быть в пределах двадцати градусов как по вертикали, так и по горизонтали.

Причинами для отказа в получении прав являются низкая острота зрения, слабое цветоощущение (дальтонизм) и ограниченная ширина поля зрения (более 20 градусов).

Смешанные рекомендации: когда получить права сложно, но возможно

В число заболеваний, которые могут стать препятствием в получении прав, входят:

Фото 4

  • отслоение сетчатки одного или обоих глаз;
  • глаукома — состояние, вызванное повышением внутриглазного давления;
  • катаракта — частичное или полное помутнение хрусталика с нарушениями его функциональности.

Решение об одобрении или отказе в получении прав принимается на основе степени заболевания и остроты зрения. Если зрительная функция сохранена в достаточной мере, медкомиссия может одобрить кандидатуру будущего водителя. То же самое касается и астигматизма: при хорошем зрении люди с данным диагнозом могут водить машину.

Внимание. В случае получения водительских прав при некоторых заболеваниях (в частности, при глаукоме) управление автомобилем сопряжено с некоторой опасностью, так как существует риск развития острого приступа недуга.

Категорический запрет на выдачу прав

Перечень болезней и патологий, при которых врачи категорически запрещают человеку водить машину, включает:

Фото 5

  • операцию на глазах, которая была проведена три месяца назад или меньше;
  • деформацию слизистой оболочки или мышц глаз;
  • нарушение структуры слезного мешка;
  • косоглазие;
  • раздвоение видимого изображения;
  • тяжелую форму отслоения сетчатки, глаукомы и катаракты;
  • атрофию глазного нерва.

Разрешение на управление транспортными средствами в данном случае можно получить только после проведенного лечения и реабилитационного периода.

Вам также будет интересно:

Какими видами спорта разрешено заниматься с астигматизмом?

Заниматься спортом, сопряженным с тяжелыми физическими нагрузками, при астигматизме не рекомендуется. А вот умеренные упражнения (например, легкая гимнастика) полезны при астигматизме, так как они оказывают позитивное влияние на обменные процессы в тканях глаза. Кроме того, выбор вида физической активности зависит от степени нарушения зрения:

Фото 6

  • выше 8 диоптрий — разрешены исключительно настольные виды спорта;
  • до восьми диоптрий — йога, плавание, лыжный спорт, бег;
  • от 1 до 3 диоптрий — практически все виды спорта, где отсутствуют тяжелые физические нагрузки.

Спорт особенно показан людям, которые страдают от нарушений зрения, но при этом могут вылечить свои проблемы консервативными методами без операции.

Совет. От экстремальных видов спорта лучше воздержаться при любой степени астигматизма.

Противопоказания

При астигматизме средней и высокой степени категорически запрещается заниматься силовыми видами спорта:

Фото 7

  • боксом;
  • борьбой;
  • большим теннисом;
  • спортивной и художественной гимнастикой;
  • горнолыжным спортом;
  • прыжками на лыжах с трамплина.

Большие нагрузки противопоказаны при дальнозорком астигматизме (более 6 диоптрий), так как существует риск отслоения сетчатки, а также полной потери зрения.

Дзюдо и астигматизм

Людям, страдающим астигматизмом, разрешены только легкие виды спорта. Физическая активность, без сомнения, необходима для здоровья человека, но при подобных нарушениях нагрузки контролируются врачом.

Важно! Если речь идет об астигматизме, пациенты обязаны придерживаться врачебных рекомендаций. Известны случаи, когда в результате регулярных тренировок астигматизм резко прогрессировал.

Пациентам с данным диагнозом противопоказано заниматься любыми видами борьбы, в том числе дзюдо. Опасение врачей связано с большой вероятностью получить травму. В частности, повреждение шейного отдела позвоночника может значительно ухудшить зрение. Обычно к тренировкам допускаются только люди с нарушением не выше 3-х диоптрий, в остальных случаях от них лучше отказаться.

Читайте также:  Смешанный астигматизм какие очки нужны

Рекомендации пациентам

Фото 8

При некоторых видах астигматизма спорт категорически противопоказан, но чаще всего речь идет о сложных нарушениях зрения.

Если дефект выражен не слишком сильно, умеренные физические нагрузки помогут не только укрепить общее состояние организма, но и улучшить работу мышц и слизистой оболочки глаза. В любом случае перед выбором того или иного вида спорта требуется консультация с врачом.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается о том, как меняется образ жизни при астигматизме: чем больному можно заниматься и что делать не рекомендуется.

Нормальный образ жизни при астигматизме — это достижимо?

Начальная стадия астигматизма, как правило, не является препятствием для получения водительских прав и занятий спортом в разумных пределах.

Заболевание, сопряженное с серьезными нарушениями (астигматизм с близорукостью), требует осторожного отношения к своему здоровью, но при правильном выборе способа лечения пациент может хотя бы частично избавиться от дефекта и улучшить качество жизни.

Оцени статью:

Средняя оценка: 5 из 5.
Оценили: 1 читатель.

Источник

Áëèçîðóêîñòü (ìèîïèÿ) è àñòèãìàòèçì êàê çàáîëåâàíèÿ çðåíèÿ. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì. Ïðèìåíåíèå ËÔÊ ïðè ìèîïèè. Ïðîôèëàêòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ. Ôèçêóëüòóðà ïðè ñëàáîé, ñðåäíåé è âûñîêîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

2

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Ðîñòîâñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Ýêîíîìè÷åñêèé Óíèâåðñèòåò «ÐÈÍÕ»

Ðåôåðàò ïî ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå íà òåìó:

«Ôèçêóëüòóðà ïðè ìèîïèè è àñòèãìàòèçìå»

Ðîñòîâ-íà-Äîíó2008

Ñîäåðæàíèå

1. Çàáîëåâàíè充…………………………………………………….3

2. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ………………….5

3. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòî셅……………………………7

4. Êîìïëåêñ óïðàæíåíè酅……………………………………….13

5. Ñïèñîê ëèòåðàòóðû…………………………………………….…17

1. Çàáîëåâàíèå

Áëèçîðóêîñòü, èëè Ìèîïèÿ — ýòî äåôåêò (àíîìàëèÿ ðåôðàêöèè) çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì èçîáðàæåíèå ïàäàåò íå íà ñåò÷àòêó ãëàçà, à ïåðåä íåé èç-çà òîãî, ÷òî ãëàç ñëèøêîì ñèëüíî ôîêóñèðóåò (îòíîñèòåëüíî äàííîãî ïåðåäíå-çàäíåãî ðàçìåðà ãëàçíîãî ÿáëîêà). ×åëîâåê ïðè ýòîì õîðîøî âèäèò âáëèçè, íî ïëîõî âèäèò âäàëü è äîëæåí ïîëüçîâàòüñÿ î÷êàìè/ëèíçàìè ñ ìèíóñîâûìè äèîïòðèÿìè.

 ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñîïðîâîæäàåòñÿ óâåëè÷åíèåì ïåðåäíå-çàäíåãî ðàçìåðà ãëàçíîãî ÿáëîêà. Òàê êàê äàííàÿ ìèîïèÿ íå ÿâëÿåòñÿ «êëàññè÷åñêîé» áîëåçíüþ (ñêîðåå ìåõàíèçìîì àäàïòàöèè), òî è íå ñóùåñòâóåò ñïîñîáîâ ëå÷åíèÿ áëèçîðóêîñòè. Ïðîáëåìà ðåøàåòñÿ ñ ïîìîùüþ ðàçëè÷íûõ âèäîâ êîððåêöèè.

Ðèñ.1 Êîððåêöèÿ ìèîïèè ïðè ïîìîùè äâîÿêîâîãíóòîé ëèíçû

Àñòèãìàòèçì — äåôåêò çðåíèÿ, ñâÿçàííûé ñ íàðóøåíèåì ôîðìû õðóñòàëèêà èëè ðîãîâèöû, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ÷åëîâåê òåðÿåò ñïîñîáíîñòü ê ÷¸òêîìó âèäåíèþ. Îïòè÷åñêèìè ëèíçàìè ñôåðè÷åñêîé ôîðìû äåôåêò íå êîìïåíñèðóåòñÿ.

Ïðè àñòèãìàòèçìå íàðóøåíèå ðàâíîìåðíîé êðèâèçíû ðîãîâîé îáîëî÷êè ãëàçà ïðèâîäèò ê èñêàæåíèþ çðåíèÿ. Ñâåòîâûå ëó÷è íå ñõîäÿòñÿ â îäíîé òî÷êå íà ñåò÷àòêå, êàê ýòî ïðîèñõîäèò â íîðìàëüíîì ãëàçó, â ðåçóëüòàòå èçîáðàæåíèå ôîðìèðóåòñÿ â äâóõ ðàçíûõ ìåñòàõ âäîëü çðèòåëüíîé îñè.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ èçîáðàæåíèå âåðòèêàëüíûõ ëèíèé ìîæåò êàçàòüñÿ íå÷¸òêèì, â äðóãèõ ãîðèçîíòàëüíûå èëè äèàãîíàëüíûå ëèíèè âûÿâÿòñÿ âíå çîíû ôîêóñèðîâêè. Àñòèãìàòèçì ÷àñòî ðàçâèâàåòñÿ â ðàííåì âîçðàñòå (îáû÷íî âìåñòå ñ äàëüíîçîðêîñòüþ è áëèçîðóêîñòüþ) è îáû÷íî ñôîðìèðîâûâàåòñÿ óæå ïîñëå ïåðâûõ ëåò æèçíè.

Ñèìïòîìàìè àñòèãìàòèçìà ÿâëÿåòñÿ ïîíèæåíèå çðåíèÿ, èíîãäà âèäåíèå ïðåäìåòîâ èñêðèâëåííûìè, áûñòðîå óòîìëåíèå ãëàç ïðè ðàáîòå, ãîëîâíàÿ áîëü. Ïðè îäíîì èç ñïîñîáîâ îêîí÷àòåëüíîå ïîäòâåðæäåíèå ïîëó÷àþò ïîñëå ðàñøèðåíèÿ çðà÷êîâ ðàñòâîðîì àòðîïèíà è ïðîâåäåíèÿ ñêèàñêîïèè (òåíåâîé ïðîáû).

Àñòèãìàòèçì ëåãêî äèàãíîñòèðîâàòü, ðàññìàòðèâàÿ îäíèì ãëàçîì ëèñò áóìàãè ñ ò¸ìíûìè ïàðàëëåëüíûìè ëèíèÿìè — âðàùàÿ òàêîé ëèñò, àñòèãìàòèê çàìåòèò, ÷òî ò¸ìíûå ëèíèè òî ðàçìûâàþòñÿ, òî ñòàíîâÿòñÿ ÷¸ò÷å.

Ó áîëüøèíñòâà ëþäåé âñòðå÷àåòñÿ âðîæä¸ííûé àñòèãìàòèçì äî 0.5 äèîïòðèé, íå ïðèíîñÿùèé äèñêîìôîðòà.

Äàííûé äåôåêò êîìïåíñèðóåòñÿ î÷êàìè ñ öèëèíäðè÷åñêèìè ëèíçàìè, èìåþùèìè ðàçëè÷íóþ êðèâèçíó ïî ãîðèçîíòàëè è âåðòèêàëè.

×àùå âñåãî àñòèãìàòèçì ñî÷åòàåòñÿ ñ áëèçîðóêîñòüþ èëè äàëüíîçîðêîñòüþ, ïîýòîìó äëÿ åãî êîìïåíñàöèè òðåáóþòñÿ ñôåðîöèëèíäðè÷åñêèå ëèíçû. Òàêèå ëèíçû èç ñòåêëà ãîðàçäî äîðîæå îáû÷íûõ ñôåðè÷åñêèõ, è ïîòîìó äî ïîÿâëåíèÿ ïëàñòìàññîâûõ ëèíç êîìïåíñèðîâàòü àñòèãìàòèçì áûëî òðóäíî.

Ëàçåðíûé êåðàòîìèëåç — êîìáèíèðîâàííàÿ ëàçåðíî-õèðóðãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ ïî êîððåêöèè áëèçîðóêîñòè (äàëüíîçîðêîñòè, àñòèãìàòèçìà). Îïåðàöèÿ ÿâëÿåòñÿ ñàìîé âûñîêîòåõíîëîãè÷íîé è íàèáîëåå êîìôîðòíîé äëÿ ïàöèåíòà, òàê êàê ïîçâîëÿåò â êîðîòêèå ñðîêè è áåç áîëè âåðíóòü ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîå çðåíèå áåç î÷êîâ è êîíòàêòíûõ ëèíç. Êîððåêöèÿ áëèçîðóêîñòè, äàëüíîçîðêîñòè â ïðåäåëàõ ?26,0D äî +10,0D è âñåõ âèäîâ àñòèãìàòèçìà ëþáîé ñëîæíîñòè ïðîâîäèòñÿ ïîä êîìïüþòåðíûì êîíòðîëåì.

2. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ

Òàáëèöà 1 Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ ñïîðòà

Âèä ñïîðòà

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ â çàâèñèìîñòè

îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè è ñîñòîÿíèÿ ãëàç

Ðåêîìåíäàöèè ïî èñïîëüçîâàíèþ îïòè÷åñêîé êîððåêöèè

Áîêñ

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Áîðüáà

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Òÿæ¸ëàÿ

àòëåòèêà

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè

Âåëîãîíêà íà òðåêå

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ãèìíàñòèêà ñïîðòèâíàÿ

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé

Áåç êîððåêöèè

Ãèìíàñòèêà õóäîæåñòâåííàÿ

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êàê ïðàâèëî, áåç î÷êîâ. Ïðè çíà÷èòåëüíîì ïîíèæåíèè çðåíèÿ — êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñòðåëüáà ñòåíäîâàÿ, ïóëåâàÿ, èç ëóêà

ïðè áëèçîðóêîñòè áîëåå — 8 äèîïòðèé

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñîâðåìåííîå ïÿòèáîðüå

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Êîííûé ñïîðò

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Ôåõòîâàíèå

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ïëàâàíèå

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè

Âîäíîå ïîëî

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîððåêöèÿ êîíòàêòíûìè ëèíçàìè

Ïðûæêè â âîäó

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ãðåáíîé ñïîðò

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ êîððåêöèÿ

Ïàðóñíûé ñïîðò

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè

Ëûæíûå ãîíêè

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ

Áèàòëîí

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ãîðíîëûæíûé ñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ïðûæêè íà ëûæàõ ñ òðàìïëèíà

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Ëûæíîå äâîåáîðüå

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Ñêîðîñòíîé áåã íà êîíüêàõ

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ôèãóðíîå êàòàíèå

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñïîðòèâíàÿ õîäüáà

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Áåã íà êîðîòêèå äèñòàíöèè

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Áåã íà ñðåäíèå è äëèííûå äèñòàíöèè

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Ìåòàíèÿ

ïðè âûñîêîé è îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ïðûæêè

ïðè âûñîêîé è îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Âîëåéáîë, áàñêåòáîë

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Ôóòáîë,

ðó÷íîé ìÿ÷

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Õîêêåé

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Òåííèñ: áîëüøîé, íàñòîëüíûé, áàäìèíòîí

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñàííûé ñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ìîòîñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ãîðîäêè

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ

Читайте также:  Астигматизм у детей как его лечить

3. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì

Íåïðåìåííîå óñëîâèå äëÿ çàíÿòèé ñïîðòîì áëèçîðóêèõ — ýòî ÷åòêîå îïðåäåëåíèå ïðîòèâîïîêàçàíèé, ñèñòåìàòè÷åñêèé âðà÷åáíûé êîíòðîëü çà ñîñòîÿíèåì îðãàíà çðåíèÿ. Ñïîðòèâíûå çàíÿòèÿ ìîãóò áëàãîòâîðíî âëèÿòü íà ñîñòîÿíèå ãëàç ïðè áëèçîðóêîñòè è ñïîñîáñòâîâàòü åå ñòàáèëèçàöèè, íî ìîãóò îêàçàòü è âåñüìà íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå íà îðãàí çðåíèÿ è ïðèâåñòè ê îñëîæíåíèÿì. Âñå çàâèñèò îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè, à òàêæå îò ñïåöèôèêè èçáðàííîãî âèäà ñïîðòà è äîçèðîâêè ñïîðòèâíûõ íàãðóçîê.

Ïðè íå îñëîæíåííîé, ñòàöèîíàðíîé (ò.å. íå ïðîãðåññèðóþùåé) áëèçîðóêîñòè ìîæíî è ïîëåçíî çàíèìàòüñÿ íåêîòîðûìè âèäàìè ñïîðòà. Åñëè çàíÿòèÿ íåñîâìåñòèìû ñ íîøåíèåì î÷êîâ è âîçìîæíû áåç îïòè÷åñêîé êîððåêöèè, òî íà âðåìÿ çàíÿòèé î÷êè ðàçðåøàåòñÿ ñíèìàòü.  íåêîòîðûõ âèäàõ ñïîðòà òðåáóåòñÿ âûñîêàÿ îñòðîòà çðåíèÿ è â òî æå âðåìÿ ïîëüçîâàòüñÿ î÷êàìè íåëüçÿ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ öåëåñîîáðàçíà êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ, ò.å. ëèíçû, íàäåâàåìûå íåïîñðåäñòâåííî íà ãëàçíîå ÿáëîêî.

Ïðè îñëîæíåííîé èëè ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè ïðîòèâîïîêàçàíû âèäû ñïîðòà, ñâÿçàííûå ñ áîëüøèì ôèçè÷åñêèì íàïðÿæåíèåì, íàïðèìåð, áîðüáà, ïîäíÿòèå òÿæåñòåé, ñ ðåçêèì ïåðåìåùåíèåì òåëà è âîçìîæíîñòüþ åãî ñîòðÿñåíèÿ.

Ïî ñóùåñòâóþùåìó ïîëîæåíèþ ïðè ïåðâè÷íîì âðà÷åáíîì îñìîòðå ê çàíÿòèÿì ñïîðòîì íå äîïóñêàþòñÿ ëèïà, èìåþùèå áëèçîðóêîñòü ñâûøå 3 äèîïòðèé. Åñëè æå â ïðîöåññå çàíÿòèé áëèçîðóêîñòü ïðîãðåññèðóåò è óâåëè÷èâàåòñÿ äî 6 äèîïòðèé, òî ñïîðòñìåíó ðåêîìåíäóþò ïðåêðàòèòü àêòèâíûå çàíÿòèÿ è çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü íàãðóçêè.

Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ËÔÊ ïðè ìèîïèè

Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) ïîêàçàíà âñåì ëèöàì, èìåþùèì ïðîãðåññèðóþùóþ ïðèîáðåòåííóþ è íå îñëîæíåííóþ îòñëîéêîé ñåò÷àòêè áëèçîðóêîñòü ëþáîé ñòåïåíè. Âîçðàñò íå ÿâëÿåòñÿ ëèìèòèðóþùèì ìîìåíòîì, îäíàêî íàèáîëåå ýôôåêòèâíà ËÔÊ ó äåòåé. ×åì ðàíüøå íàçíà÷àþò ËÔÊ ïðè ìèîïèè è ÷åì ìåíüøå ñòåïåíü áëèçîðóêîñòè, òåì âûøå ýôôåêòèâíîñòü ìåòîäà.

Ïðè âðîæäåííîé áëèçîðóêîñòè ïðèìåíåíèå ËÔÊ ìàëîýôôåêòèâíî.

Ïðîòèâîïîêàçàíî ëå÷åíèå ËÔÊ ïðè óãðîçå îòñëîåíèÿ ñåò÷àòêè.

Çàäà÷è ËÔÊ
1. îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà;
2. àêòèâàöèÿ ôóíêöèè äûõàòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì;
3. óêðåïëåíèå ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà;
4. óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ òêàíåé ãëàçà;
5. óêðåïëåíèå ìûøö ñèñòåìû ãëàçà.

Âêëþ÷àþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, à òàêæå óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö øåè è ñïèíû ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíûõ ñèñòåì, à òàêæå óêðåïëåíèÿ ìûøå÷íîãî êîðñåòà, ìûøö øåè è ñïèíû, îñëàáëåííûõ íåïðàâèëüíîé ïîçîé ïðè çðèòåëüíîé ðàáîòå (ðåçêî íàêëîíåííàÿ ãîëîâà, ñóòóëàÿ ñïèíà).  êîìïëåêñå ëå÷åáíûõ è ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåð ïîçà ÷åëîâåêà ïðè ðàáîòå èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå. Ïîëîæåíèå òåëà ñ÷èòàåòñÿ ïðàâèëüíûì, êîãäà ëèíèÿ öåíòðà òÿæåñòè ïåðåñåêàåò ñêàìüþ ïîçàäè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà, ãîëîâà íåñêîëüêî íàêëîíåíà âïåðåä, ãëàçà íàõîäÿòñÿ íà ðàññòîÿíèè äëèíû ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè ñ âûòÿíóòûìè ïàëüöàìè îò êíèãè, ëåæàùåé íà ñòîëå, ïëå÷åâîé ïîÿñ ñîõðàíÿåò ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå, òóëîâèùå îòîäâèíóòî îò êðàÿ ñòîëà íà 3-5 ñì.

4. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé

Ïðîôèëàêòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ

Ïðèâåä¸ííûå íèæå ñïåöèàëüíûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ïîÿâëåíèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ áëèçîðóêîñòè íå ðåæå 3 —4 ðàç â íåäåëþ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñòîÿ ó ñòåíêè.

1. Ïîñìîòðåòü ñòðîãî ââåðõ, ïåðåâåñòè âçãëÿä âíèç (6-8 ðàç).

2. Ïîñìîòðåòü ââåðõ — âïðàâî, çàòåì ïî äèàãîíàëè âíèç — âëåâî (6-8 ðàç).

3. Ïîñìîòðåòü ââåðõ — âëåâî, ïî äèàãîíàëè âíèç — âïðàâî (6-8 ðàç).

4. Ïåðåâåñòè âçãëÿä â ëåâûé óãîë ãëàçà, çàòåì ïî ãîðèçîíòàëè â ïðàâûé (6-8 ðàç).

5. Âûòÿíóòü âïåðåä ðóêó ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà. Ñìîòðåòü íà êîíåö ïàëüöà è ìåäëåííî ïðèáëèæàòü åãî, íå ñâîäÿ ãëàç äî òåõ ïîð, ïîêà ïàëåö íå íà÷íåò «äâîèòüñÿ» (6-8 ðàç).

6. Ñìîòðåòü ïðÿìî ïåðåä ñîáîé 2 — 3 ñåê., äåðæàòü ïàëåö ïðàâîé ðóêè ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà íà ðàññòîÿíèè 25 — 30 ñì îò ãëàç, ïåðåâåñòè âçãëÿä íà êîí÷èê ïàëüöà è ñìîòðåòü íà íåãî 3 — 5 ñåê., îïóñòèòü ðóêó (10-12 ðàç).

7. Ïàëåö íà ïåðåíîñèöå. Ïåðåâåñòè âçãëÿä îáîèõ ãëàç íà ïåðåíîñèöó è îáðàòíî (10-11 ðàç).

8. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãëàçàìè ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå è îáðàòíî.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñèäÿ.

9. Ìåäëåííî ïåðåâîäèòü âçãëÿä ñ ïîëà íà ïîòîëîê è îáðàòíî, ãîëîâà íåïîäâèæíà. Ïîâòîðèòü 8 — 12 ðàç.

10. Áûñòðî ìîðãàòü â òå÷åíèå 15 ñ. Ïîâòîðèòü 3-4 ðàçà.

11. Êðåïêî çàæìóðèòü ãëàçà íà 3-5 ñ., çàòåì îòêðûòü íà 3-5 ñ. Ïîâòîðèòü 8-10 ðàç.

12. Çàêðûòü ãëàçà è ìàññèðîâàòü âåêè êðóãîâûìè äâèæåíèÿìè ïàëüöà â òå÷åíèå 1 ìèíóòû.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñòîÿ ó îêíà

13. Ïåðåâîä âçãëÿäà ñ áëèæíåãî ïðåäìåòà íà äàëüíèé.

Òðåíèðîâêà âíóòðåííèõ, öèëèàðíûõ, ìûøö ãëàçà ïðîâîäèòñÿ ïî ìåòîäó, íàçûâàåìîìó «ìåòêà íà ñòåêëå». Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèÿ «ìåòêà íà ñòåêëå» çàíèìàþùèéñÿ â î÷êàõ ñòàíîâèòñÿ ó îêíà íà ðàññòîÿíèè 30 — 35 ñì îò îêîííîãî ñòåêëà. Íà ýòîì ñòåêëå, íà óðîâíå åãî ãëàç êðåïèòñÿ êðóãëàÿ ìåòêà äèàìåòðîì 3 — 5 ìì. Âäàëè íà ëèíèè âçîðà, ïðîõîäÿùåé ÷åðåç ýòó ìåòêó, ïàöèåíò íàìå÷àåò êàêîé-ëèáî ïðåäìåò äëÿ ôèêñàöèè, çàòåì ïîî÷åð¸äíî ïåðåâîäèò âçãëÿä òî íà ìåòêó íà ñòåêëå, òî íà ïðåäìåò. Óïðàæíåíèå ïðîâîäèòñÿ äâà ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 25 — 30 äíåé. Ïåðâûå äâà äíÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü êàæäîãî óïðàæíåíèÿ äîëæíà ñîñòàâëÿòü 3 ìèí., ïîñëåäóþùèå äâà äíÿ — 5 ìèí., à â îñòàëüíûå äíè — 7 ìèí.

Ôèçêóëüòóðà ïðè ñëàáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Êàê óæå îòìå÷àëîñü, ëþäè, èìåþùèå áëèçîðóêîñòü ñëàáîé ñòåïåíè, ìîãóò èñïîëüçîâàòü ðàçíîîáðàçíûå ñðåäñòâà ôèçêóëüòóðû è ñïîðòà. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò òîëüêî òå, ïðè êîòîðûõ âîçìîæíû óäàðû ïî ãîëîâå, ðåçêèå ñîòðÿñåíèÿ âñåãî îðãàíèçìà, îáùåå áîëüøîå è ïðîäîëæèòåëüíîå íàïðÿæåíèå çàíèìàþùèõñÿ (ñì. òàáëèöó 1).

Êóðñ ËÔÊ ïðè ìèîïèè ñîñòàâëÿåò íå ìåíåå 3 ìåñÿöåâ, åãî äåëÿò íà 2 ïåðèîäà — ïîäãîòîâèòåëüíûé è îñíîâíîé.

Ïîäãîòîâèòåëüíûé ïåðèîä

Äëèòåëüíîñòü 12-15 äíåé.

Îñíîâíûå çàäà÷è ïåðèîäà:

1. îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà;

2. àäàïòàöèÿ ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå;

3. àêòèâèçàöèÿ ôóíêöèé äûõàòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì;

4. óëó÷øåíèå îñàíêè;

5. óêðåïëåíèå ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà;

6. ïîâûøåíèå ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà.

Äëÿ ýòîãî ïåðèîäà õàðàêòåðíî ïðåèìóùåñòâåííîå âûïîëíåíèå îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé ñ ïîñòåïåííûì óâåëè÷åíèåì ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé äëÿ ðàçãèáàòåëåé ãîëîâû è òóëîâèùà. Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿþò îáó÷åíèþ ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ. Ñîîòâåòñòâèå äûõàòåëüíûõ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:1, 1:2.

Ê ñïåöèàëüíûì óïðàæíåíèÿì â ýòîì ïåðèîäå îòíîñÿòñÿ äûõàòåëüíûå è êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ, à òàêæå óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ñâîäà ñòîïû. Èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ — ëåæà, ñèäÿ, ñòîÿ. Êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â óñëîâèÿõ ðàçãðóçêè ïîçâîíî÷íèêà — ëåæà. Òåìï âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé ìåäëåííûé è ñðåäíèé. Èñïîëüçóþò ãèìíàñòè÷åñêèå ñíàðÿäû (ïàëêè, ìÿ÷è è ò.ä.). Êðîìå ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïîêàçàíû ïîäâèæíûå èãðû è îòäåëüíûå ýëåìåíòû ñïîðòèâíûõ èãð äëÿ îáùåîçäîðîâèòåëüíûõ âîçäåéñòâèé, ïîâûø?