За какой партой близорукость
/О детях/Школа
Близорукий ребенок в школе: права и проблемы
Бытует мнение, что ребенок с близорукостью должен непременно сидеть за первой партой в школе, иначе острота зрения продолжит снижаться. Так ли это и кому нужно уступить места «в партере», выясняла «Сибмама».
Очки в ранце
По мнению Татьяны Сизых, завуча средней школы № 61 имени Н. М. Иванова, родительский ажиотаж вокруг первых парт – явление не особенно распространенное:
” — По моим наблюдениям, на первую парту гораздо чаще претендуют дети-отличники, для которых учеба очень важна, чем школьники с плохим зрением. Если родители ребенка предъявят справку от офтальмолога из государственной или частной клиники или даже просто попросят, чтобы сын или дочь сидели именно за первой партой, учитель, вероятнее всего, пойдет навстречу.
— За время своей работы я не сталкивалась с ситуацией, когда претендентов на первые парты больше, чем собственно парт, этот вопрос решается в спокойном рабочем режиме. Споры о партах в классе обычно начинаются тогда, когда дети привыкли каждый к своему месту, а один из учителей-предметников вдруг хочет рассадить их иначе. В каждой школе свои порядки, но чаще всего в роли третейского судьи приходится выступать классному руководителю.
Проблема ухудшающегося детского зрения не сводится только к месту в классе, считает Татьяна Сизых:
— Я бы посоветовала родителям обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, ребенок, которому доктор только что выписал очки, обычно очень их стесняется, даже если в детском коллективе обстановка в целом доброжелательная и дразнить никто не будет. Очки не любят одинаково и мальчики, и девочки. Зачастую ребенок надевает очки утром перед школой, чтобы родители не ворчали, а придя в класс, потихоньку прячет их в сумку. Поговорите с ребенком, если он болезненно отнесся к необходимости носить очки, поставьте в известность классного руководителя. Учитель может не знать, что школьнику давно полагается приходить на уроки в очках, дети умеют очень хорошо утаивать информацию, если нужно.
Во-вторых, выясните, проводится ли на уроках гимнастика для глаз. Физкультминуткам учителя уделяют внимание, а о гимнастике для глаз могут и забывать, особенно в среднем звене. Упражнения несложные, детям обычно нравится гимнастика, они любят даже просто посидеть полминуты с закрытыми глазами.
” — В-третьих, существует старое школьное правило: каждую четверть дети пересаживаются на один ряд вправо. То есть если осенью ребенок сидит в первом ряду, зимой он перемещается во второй и так далее. Не все учителя соблюдают его сегодня. Имеет смысл спросить на родительском собрании, что об этом думает классный руководитель».
Парты в дефиците
Александр ЛАРШИН, руководитель социальных проектов офтальмологического центра «Глазка», напротив, полагает, что проблема «битвы за первую парту» вполне актуальна.
— Первых парт всего три, а детей со сниженной остротой зрения больше, и родители часто пытаются посадить их поближе к доске. «Миф о первой парте», скорее всего, связан с давным-давно устаревшей офтальмологической практикой. Когда-то считалось, что очки должны корригировать зрение не полностью, а на 80 – 90 %. Сегодня, согласно европейским нормам, ребенок должен видеть каждым глазом на 100 %. Если зрение полностью скорректировано очками или контактными линзами, первая парта не нужна – это научные данные.
” — Прискорбно, что офтальмолог в детской поликлинике, если он не читает современных статей и не ездит на профессиональные конференции, может быть не в курсе. Он выпишет справку о том, что ребенку нужно сидеть исключительно за первой партой. Но в 80 – 90 % случаев забота родителей о зрении ребенка справкой и ограничится. Беда в том, что прогрессирующая близорукость в это время будет прогрессировать и дальше. Не польза от справки получается, а один вред.
— Если классный руководитель видит такую справку, он вправе спросить у родителя: а что вы дальше делаете, наблюдаетесь ли у специалиста, идет процесс лечения? Конечно, в реальности педагоги редко задают такие вопросы.
— Медицинские показания «для первой парты», конечно, существуют. Например, школьник наблюдается у офтальмолога и проходит функциональное-аппаратное лечение. Нагрузка на органы зрения в этот момент увеличивается, ребенок ежедневно около двух часов проводит на занятиях в офтальмологической клинике. На этот период врач выписывает справку, чтобы школьника посадили за первую парту. Другой пример – ребенок находится на медикаментозном лечении для снятия спазма мышц аккомодационного аппарата. Но это всё единичные случаи.
Ирина СМИРНОВА, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук, директор центра «Глазка», дополнила список таких показаний:
— Чтобы усадить ребенка за первую парту, у врача должны быть веские основания. Как правило, речь идет о детях с врожденными заболеваниями глаз, врожденными нарушениями развития зрения. Это слабовидящие школьники, которые действительно должны с первого класса сидеть за первой партой. Но чаще всего родители настаивают на том, чтобы дети сидели поближе к доске, совсем по другой причине – у сына или дочери развивается близорукость, приобретенный, а не врожденный, дефект зрения. Если за первую парту и нужно посадить ребенка, то только на самых начальных этапах развития близорукости, когда ему еще не показана очковая или другая оптическая коррекция зрения. Кстати, парта может быть и второй, не обязательно первой.
” — А дети, у которых зрение снижено и которым уже нужны очки или контактные линзы, могут сесть подальше. Более того, им полезнее сидеть на третьей или четвертой парте, чтобы смотреть и вдаль, и вблизи. Именно так происходит естественная тренировка аппарата аккомодации. К счастью, родители чаще всего с пониманием относятся к этим аргументам и не настаивают, чтобы ребенок сидел максимально близко к доске.
До семи лет – никаких гаджетов
Что могут сделать родители для того, чтобы предупредить развитие детской близорукости? Немало, уверен Александр Ларшин.
— Зрение у ребенка обычно начинает портиться в самом начале обучения в школе, в первом и во втором классе, когда нагрузка на органы зрения возрастает. Второй пик – 5 – 6 класс, в это время резко увеличивается количество изучаемых школьником предметов. Наши немецкие коллеги выделяют еще и третий пик – 18 – 19 лет, это первые курсы университета. Казалось бы, человек приблизился к возрасту стабильного зрения, но совмещение работы и учебы, постоянное сидение за компьютером делают свое дело.
” — Если говорить о дефектах детского зрения глобально, мы сейчас стоим на рубеже. В России пока еще можно помочь детям. А в Китае, Японии, Южной Корее в возрасте стабильного зрения 94 % мужчин и 75 % женщин имеют диагноз «близорукость». Естественно, в этих странах уже и дети рождаются с патологией по зрению. У нас ситуация пока не настолько удручающая, но если ничего не делать, мы пойдем той же дорогой.
Александр Ларшин рассказал и о профилактике близорукости.
Во-первых, ребенок должен обязательно проходить ежегодный осмотр у детского врача-офтальмолога. Только так можно поймать близорукость на ранних стадиях.
Во-вторых, задача родителей – научить ребенка взаимодействовать с современными гаджетами. Мы много работаем с педагогами, и обычно они радеют за здоровье школьников. Основной вред зрению ребенка, по нашим наблюдениям, наносится в семье. Если еще до школы малышу не объяснить, что увлекаться гаджетами опасно, то потом будут трудности. Меня родители часто спрашивают: что делать, если у пятиклассника пытаешься забрать телефон, а он в ответ устраивает настоящую истерику. Когда время упущено, этот вопрос лучше адресовать детскому психологу.
” — Подавайте детям правильный пример, следите, как часто малыш держит в руках гаджет. В возрасте до семи лет он вообще не должен пользоваться смартфоном, планшетом и так далее. Есть статистика, собранная на основе нашего проекта «Пятерка по зрению». За 8 лет мы осмотрели свыше 20 тысяч детей. За последние пять лет резко выросло количество первоклассников с дефектами зрения. Если раньше 1 – 2 % малышей приходили в первый класс с нарушениями зрения, сейчас их уже 15 – 17 %.Это прямое следствие того, что первые свои гаджеты ребенок получает уже в 3 – 4 года.
Не торопитесь. Конструкторы, игрушки, пластилин, гуашь, химические опыты – есть чем занять дитя и без технических новинок. Но опять же не стоит забывать. Что если ребенок часами собирает мелкий конструктор – это такая же нагрузка на глаза вблизи. Что касается ребят постарше, есть специальная формула, разработанная физиологами-офтальмологами. Возраст в минутах умножаем на три и получаем время, которое в день ребенок может проводить с гаджетом. Например, в 12 лет это время составит 36 минут. Самые опасные устройства – те, которые имеют маленький экран и подносятся ближе к глазам, а именно телефон и планшет. То есть чатиться в мессенджерах и социальных сетях опаснее, чем играть на компьютере.
В-третьих, в школьную практику нужно ввести обязательные физкультминутки с занятиями для глаз. Глазки у детей податливые, они быстро устают. Информацию об упражнениях можно найти в интернете, но это должны быть профильные сайты офтальмологических центров. Гимнастике приписывают множество волшебных свойств. Она, к сожалению, не лечит, зато может снять накопленный спазм аккомодации. Педагогов мы просим проводить для детей гимнастику после второго-третьего уроков, родителей – после приготовления домашнего задания.
В-четвертых, не нужно бояться оптической коррекции зрения. К сожалению, на территории постсоветского пространства циркулирует очень много мифов, посвященных очкам. Есть мнение, что если ребенок надел очки, диоптрии будут только увеличиваться. Это в корне неверно. Если у ребенка уже диагностирована прогрессирующая близорукость, важно вовремя надеть на него очки или контактные линзы».
Нормы и правила
«Вопрос первой парты», между тем, строго регламентирован. Как сообщили журналисту «Сибмамы» в департаменте образования мэрии города Новосибирска,
«в классном журнале оформляется лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации. Детей с нарушениями зрения рассаживают на ближние к классной доске парты согласно рекомендациям».
Правило «перестановки» рядов также существует: не менее двух раз в год первый и третий ряды должны меняться местами. Кроме того, ограничено время непрерывного использования на уроках компьютера с жидкокристаллическим монитором. Для учеников 1 – 2 классов оно составляет не более 20 минут, для учеников 3 – 4 – не более 25.
Желаем всем здоровья и успехов в учебе — за любой партой!
1.11.2017
Подготовила Мария Тилишевска
У меня дочка на третьей парте сидит, стала жаловаться, что с доски не видит материал. Я повела к окулисту её, он сказал, что это потому что сильная нагрузка на глаза, они к такому не привыкли ещё. Начала давать Лютеин-комплекс детский курсом, там каротиноиды (лютеин, ликопин) и витамины некоторые для зрения, которые снижают риски развития близорукости, способствуют поддержанию зрения. ну и впереди лето, будем отдыхать.
согласна. главное чтобы прогресса к падению не было
Ritt-ka, ну вот у моего сына -9, и он действительно без очков ничего не видит. Но в очках — вполне, и первая парта ему не нужна. То есть сама по себе близорукость не повод к первой парте, только если не удается скорректировать её.
Безусловно есть случаи когда ребенок всегда должен на первых партах сидеть. У меня подруга -10 зрение, так всю школу первые-вторые парты. потому что без очков она не видела даже соседа по парте. только цветное пятно
Очень удивлён, что в школах вообще рассаживают врачи . яу нас только классный руководитель, бывает такое, что он опаздывает на урок на 10-15 минут, но сейчас—это норма. У меня сын очень плохо видит, поэтому сидит за первой партой второго ряда. Его туда посадил классный руководитель, после предъявления справки. Больше он его не пересаживает
Жукова Алена
а на домашнем по состоянию здоровья?
да, помню время , настрадалась я с мальчишками с их мытарствами на последних партах. до сих пор как вспомню, так злиться начинаю, хоть к психологу иди.
хорошо, сейчас дочь на домашнем обучении, да и боевая насчет учебы, сама вперед всех рвется.
Ritt-ka
получила
скинула)
Ritt-ka
у нас так же. Киньте в личку пожалуйста коонтакты, а вдруг понадобится. Ребенок жалуется что зрение упало — просто попасть на прием к окулисту в нашей поликлинике проблемища…
У нас в школе рассаживает классный руководитель. Меняет каждые две недели детей с ряда на ряд и дальность рассадки.
А вообще если кому нужны очки и само изготовление очков можете обращаться. могу помочь сделать гораздо дешевле.
Добавлено спустя 1 минуту 31 секунду:
И на мой взгляд гаджетов не нужно лишать, просто дозировать
До семи лет никаких гаджетов в принципе. Смартфон появился в 3 классе. 5 класс — резкое ухудшение зрения.
А есть ли какие-то нормы по партам не касаемые зрения? Например, позвоночник, шея, уши?
Инга2007
Это на самом деле не редкость.
Первый раз слышу, чтобы рассаживал врач.
Я родителям на первом же собрании сказала, что если ребёнок жалуется, что не видит с доски, то это повод сходить к врачу.
Конечно, если принесут справку, что нуждается в 1-2 парте, то посажу.
Источник
Места за первыми партами не гарантируют сохранение хорошего зрения у школьников. Зрительный режим и правильная осанка лучше витаминов для глаз. Вылечить близорукость нельзя, но можно попытаться предотвратить ее быстрый рост. Детский офтальмолог Зоя Курак рассказала, что делать школьникам и их родителям, чтобы не испортить зрение за годы учебы.
Зоя Курак
детский офтальмолог 1 категории медицинского центра «ЛОДЭ»
Чаще всего школьники страдают близорукостью
— За последнее время увеличилось количество детей без так называемого запаса дальнозоркости, то есть с предрасположенностью к близорукости. Это выявляется в результате обследования детей в раннем возрасте.
На развитие болезни оказывают влияние, в основном, три фактора: генетика, рост ребенка и зрительный режим. Из этих трех составляющих для профилактики близорукости можно попытаться изменить только зрительный режим (так как гены — это то, что дано, а рост ребенка — нормальный процесс).
Для профилактики важно, чтобы школьник посещал офтальмолога 1 раз в полгода. Ведь снижение зрения у детей возникает незаметно. Причем не только для них самих, но и для родителей. Нельзя пренебрегать коррекцией зрения, которую прописывает офтальмолог.
Ребенку полезно сидеть подальше от доски, но необходимо учитывать его рост
Сегодня родители все чаще хотят, чтобы их дети-школьники сидели не дальше третьей парты. Мол, так безопаснее для глаз. Это во многом заблуждение.
Такой запрос родителей может объясняться их опасением, что ребенок, сидя на задней парте, не сможет сосредоточиться и будет отвлекаться. Особенно это касается младших школьников.
— Многие мамы и папы считают, что чем ближе ребенок сидит к доске, тем лучше у него работают глаза. Это ошибочное утверждение. Для зрения предпочтительнее, чтобы школьник сидел дальше от доски. Но это в том случае, если он (с коррекцией либо без) имеет относительно хорошее зрение. Важно, чтобы глаза не напрягались и не уставали. Ребенку назначается адекватная коррекция и рекомендуется посадка по росту. Кроме того, при рассадке также учитываются особенности общего развития ученика и его осанка.
Спазм аккомодации чаще встречается у детей
— Когда школьник сидит дальше от доски, глаза работают лучше. Образно говоря, орган зрения получает своеобразную зарядку. Это происходит как бы между делом. Глаз фиксирует предметы (буквы и цифры) на дальнем расстоянии (то есть на доске), в это время мышцы расслабляются. Затем ребенок переводит взгляд к учебнику — глазная мышца напрягается. Чередование расслабления и напряжения — вот главный и правильный механизм работы глазных мышц. Такая работа глаз важна не только для школьников, но и для взрослых.
Когда глаза слишком долго смотрят вблизи, мышцы могут испытывать перенапряжение, возникает так называемый спазм аккомодации. К нему более склонны впечатлительные дети с лабильной нервной системой.
В наши дни причиной перенапряжения глаз у детей становится также раннее использование гаджетов — смартфонов, планшетов, компьютеров. Особенно вредны планшеты и смартфоны для малышей дошкольного возраста. Поэтому гаджеты полностью запрещены детям до 5 лет. А просмотр телевизора разрешен малышам с 2 лет небольшими порциями по 10 минут.
Если спазм аккомодации возникает на протяжении долгого времени, состояние может переходить в близорукость.
— С другой стороны, несмотря на распространенность информации о том, что гаджеты вредны, электронные книги при правильном использовании безвредны. На остроту зрения влияет не носитель, с которого читает человек, а расстояние до глаз и длительность работы. Так, в первом случае это не более 35-40 сантиметров. Во втором — не более часа без перерыва. Вредно лишь читать лежа. Лучше делать это, сидя за столом.
Профилактика заболеваний глаз вполне доступна
Близорукость вылечить невозможно. Однако благодаря профилактике можно замедлить ее прогрессирование. Это касается и детей, и взрослых, но особенно актуально для школьников.
Одна из важных составляющих профилактики — организация рабочего места. Школьники и даже дошкольники много времени проводят за столом. Если первые делают уроки, то вторые — лепят, рисуют, изучают азбуку. Вся подобная нагрузка на зрение должна происходить на правильном расстоянии от глаз (35-40 сантиметров).
Второй момент — мебель, подходящая ребенку по росту, чтобы не было перенапряжения скелетных мышц. Важно освещение. Лучше дневное, но при использовании искусственного следует учитывать несколько моментов. Важный принцип — настольная лампа не должна оказывать слепящего воздействия на глаза. Правильно, если человек не видит нить накаливания. При этом предпочтительнее выбирать теплый цвет.
— Поверхность стола следует выбирать не глянцевую, чтобы избежать отражения и дискомфорта. Необходимо также избегать контрастного освещения. Например, когда рабочее место освещено, а комната в целом — темная. Одновременно с настольной лампой рекомендуется неяркий общий свет.
Средний ряд в школе — самый выигрышный, боковые желательно периодически менять местами
Средний ряд считается лучшим в учебном классе. За этими партами по рекомендации врача обычно сидят дети с косоглазием или школьники, у которых наблюдается большая разница в рефракции между двумя глазами или другие особенности зрительного анализатора.
— Детей с хорошим зрением обычно сажают на любой ряд в классе. Как правило, это боковые парты. Рекомендуется лишь время от времени (раз в четверть или раз в полгода) менять левый с правым рядом местами.
Беречь свое зрение нужно не только в школе, но и дома
Для сохранения остроты зрения нужно не забывать отдыхать. Школьникам рекомендуется делать перерывы через каждые 30 минут работы. Можно, например, выполнять упражнения по Бейтсу (исключая соляризацию и процедуры с водой).
Важен также и пример самих родителей. Необходимо, чтобы ребенок понимал важность режима сна и бодрствования (вовремя ложился и вставал).
— Чтобы мотивировать ребенка на занятия гимнастикой для глаз, достаточно объяснений. Я часто прошу маленьких пациентов представить ситуацию из жизни человека, который не видит. Предлагаю малышу с плохим зрением провести дома эксперимент — закрыть глаза и полчаса не открывать их.
— Для здоровья глаз, как и для всего организма в целом, важно полноценное питание. Я рекомендую своим пациентам меньше сладостей и газированных окрашенных напитков. Зато больше овощей и фруктов. В каждом цветном овоще и фрукте содержатся полезные микроэлементы для глаз. Естественно, в моркови и чернике их немного больше.
Лучшими витаминами для глаз считаются зрительный режим и осанка. Все остальные имеют дополнительное действие. Чаще всего врачи-офтальмологи рекомендуют витамины с лютеином или черникой. Однако приобретать и принимать их нужно после согласования с врачом, ведь малыши могут страдать от аллергии.
— Витамины лишь активируют обменные процессы в тканях глаза, но не лечат болезнь. У каждого пациента при этом свой эффект от их потребления. Кто-то замечает результат сразу, кто-то — нет.
Источник