Способ образования слов близорукости
Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.
Тема: Словообразование. Орфография
Урок: Основные способы образования слов в русском языке
1. Приставочный способ
При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным способом образуются:
1. имена существительные:
к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка;
2. имена прилагательные:
к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное предобрый;
3. местоимения:
к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- – получается новое местоимение кое-кто, которое пишется через дефис;
4. глаголы, причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:
К глаголу несовершенного вида читать прибавляется приставка про- – возникает глагол совершенного вида прочитать;
5. наречия:
к наречию весело прибавляется приставка не— – получается новое наречие невесело.
2. Суффиксальный способ
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.
Чаще всего суффиксальным способом образуются:
1. имена существительные
Помощь + суффикс —ник- получается помощник
Камень + суффикс —щик- получается каменщик
Парашют + суффикс —ист- получается парашютист
Учить + суффикс —тель- получается учитель
Храбрый + суффикс —ость- получается храбрость
Строить + суффикс —ени- получается строение
Стол + суффикс —ик- получается столик
2. имена прилагательные
Забота + суффикс —лив- получается заботливый
Весна + суффикс —н- получается весенний
Гусь + суффикс —ин- получается гусиный
Серый + суффикс —еньк- получается серенький
3. наречия, оканчивающиеся на О:
К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс —о-, возникает наречие медленно
К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс —о-, возникает наречие бесшумно
3. Приставочно-суффиксальный способ
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
К исходному существительному снег одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, возникает новое существительное подснежник
К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный
К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся, получается новый глагол разбежаться
К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому, возникает наречие по-новому
4. Бессуффиксный способ
Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.
Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.
Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и —и-, получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход.
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.
Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание —ий, получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль.
Тишь, сушь, высь, синь, зелень – эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый.
5. Сложение
Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.
В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.
Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.
6. Переход одной части речи в другую
В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую.
Проанализируем два предложения:
1. В город приехало новое лицо.
2. Я люблю все новое.
В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.
Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.
Домашнее задание (Источник)
Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).
Задания 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Gramota.ru (Источник).
2. Социальная сеть работников образования (Источник).
Литература
1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
Источник
Опубликовано 27.09.2017 по предмету Русский язык от Гость
>>
Ответ оставил Гость
1) суффиксальный
2) бездонной
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
5) намыливал
6) нарвал
7) суффиксальный
8) суфф.
9) суфф.
10) вырасти
Оцени ответ
Не нашёл ответ?
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.
Найти другие ответы
Загрузить картинку
Самые новые вопросы
Литература, опубликовано 17.03.2020
сочинение на тему не менее 150 слов
Как вы думаете, почему а. с. пушкин, выслушав первые главы «мертвых душ» (эти главы читал ему сам гоголь), воскликнул: «боже, как грустна наша…
Українська література, опубликовано 05.03.2020
яким твором перегукується драматичний етюд О. Олеся «По дорозі в Казку»?
Алгебра, опубликовано 24.05.2019
Среди решений уравнения x+5y−24=0 определи такую пару, которая состоит из двух таких чисел, первое из которых в 3 раза больше второго.
Физика, опубликовано 19.03.2019
коли до малого поршня гідравлічної машини прикладають силу 6н, великий поршень може підняти вантаж масою до 15 кг. площя малого поршня дорівнює 5 см2 . яка площя великого поршня?
Физика, опубликовано 19.03.2019
коли до малого поршня гідравлічної машини прикладають силу 6н, великий поршень може підняти вантаж масою до 15 кг. площя малого поршня дорівнює 5 см2 . яка площя великого поршня?
Источник
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему «Словообразование»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Словообразование Автор: Владыкина Е.Л., учитель русского языка и литературы
2 слайд
Описание слайда:
Словообразование — раздел русского языка, в котором изучаются основные способы образования слов, словообразовательный разбор
3 слайд
Описание слайда:
Основные способы образования слов Приставочный: с-ыграть играть Суффиксальный: молод-ость молодой Приставочно-суффиксальный: под-окон-ник окно Бессуффиксный: бег бежать, тишь тихий
4 слайд
Описание слайда:
Сложение: диван-кровать; самовар сам, варить Переход одной части речи в другую: сущ. присутствующие в зале прич. присутствующие ребята
5 слайд
Описание слайда:
При словообразовательном разборе определяется способ образования слова и выделяется только та морфема, при помощи которой оно образовано
6 слайд
Описание слайда:
Чтоб выполнить разбор, поставь слово в начальную форму, опираясь на лексическое значение данного слова, найди то, от которого оно образовано. Подберезовик береза
7 слайд
Описание слайда:
Выполни словообразовательный разбор Обновление Дрожь Бездушный Медленно Пароходный
8 слайд
Описание слайда:
ответ Обновление обновлять Дрожь дрожать Бездушный душа Медленно медленный Пароходный пароход
9 слайд
Описание слайда:
Тест 1. Укажите способ образования слова размышлениями (из предл. 2) (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно – порою даже непроизвольно – делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.
10 слайд
Описание слайда:
2. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель…
11 слайд
Описание слайда:
3. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом. (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
12 слайд
Описание слайда:
4.Из предложения 7 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом (7)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.
13 слайд
Описание слайда:
5.Укажите способ образования слова собеседника ( в предл. 11) (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
14 слайд
Описание слайда:
6.Укажите способ образования слова близорукости (в предл. 8) (8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от нее духовного удовлетворения.
15 слайд
Описание слайда:
7.Из предложений 2-4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (2)Мы мчались от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
16 слайд
Описание слайда:
ответы 1. Суффиксальный 2. Бессмысленная 3. Выступает, вышел 4. Потихоньку 5. Приставочно-суффиксальный 6. Суффиксальный 7. Созвездия
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-104481
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник