Школа здоровья при близорукости

Áëèçîðóêîñòü êàê äåôåêò çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì èçîáðàæåíèå ôîðìèðóåòñÿ íå íà ñåò÷àòêå ãëàçà, à ïåðåä íåé, âñëåäñòâèå êîòîðîãî ëèöà, ñòðàäàþùèå èì, ïëîõî âèäÿò îòäàëåííûå ïðåäìåòû. Ñòåïåíè ñíèæåíèÿ îñòðîòû çðåíèÿ, èõ ãëàâíûå ïðè÷èíû è ïóòè ïðîôèëàêòèêè.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèäïðåçåíòàöèÿ
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ13.05.2014
Ðàçìåð ôàéëà1,5 M

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

HTML-âåðñèè ðàáîòû ïîêà íåò.
Cêà÷àòü àðõèâ ðàáîòû ìîæíî ïåðåéäÿ ïî ññûëêå, êîòîðàÿ íàõîäÿòñÿ íèæå.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ìèîïèÿ — àíîìàëèÿ ðåôðàêöèè çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì èçîáðàæåíèå ôîðìèðóåòñÿ ïåðåä ñåò÷àòêîé ãëàçà. Ïðè÷èíû, âèäû è ñòåïåíü áëèçîðóêîñòè. Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå, êîððåêöèÿ, õèðóðãè÷åñêèå è ýêñèìåðëàçåðíûå âìåøàòåëüñòâà. Ïðîôèëàêòèêà áëèçîðóêîñòè çðåíèÿ.

    ïðåçåíòàöèÿ [1,4 M], äîáàâëåí 19.05.2016

  • Ïðè÷èíû áëèçîðóêîñòè — äåôåêòà çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì èçîáðàæåíèå ïàäàåò ïåðåä ñåò÷àòîé ãëàçà. Ñïîñîáû êîððåêöèè ìèîïèè — î÷êè, êîíòàêòíûå ëèíçû è ëàçåðíàÿ êîððåêöèÿ. Îïèñàíèå òåõíîëîãèè ôîòîðåôðàêöèîííîé êåðàòîýêòîìèè ñ èñïîëüçîâàíèåì ýêñèìåðíûõ ëàçåðîâ.

    ïðåçåíòàöèÿ [459,5 K], äîáàâëåí 20.09.2011

  • Ñòðîåíèå ãëàçà, ìåòîäèêè ñîõðàíåíèÿ çðåíèÿ. Âëèÿíèå ðàáîòû íà êîìïüþòåðå íà ãëàçà. Ñïåöèàëüíûå ïðîöåäóðû äëÿ óëó÷øåíèÿ çðåíèÿ. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé èç éîãè. Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ËÔÊ ïðè ìèîïèè. Ôèçêóëüòóðà ïðè ñëàáîé è âûñîêîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè.

    ðåôåðàò [69,9 K], äîáàâëåí 08.03.2011

  • Îïòè÷åñêèå äåôåêòû ãëàçà. Íàðóøåíèÿ áèíîêóëÿðíîãî çðåíèÿ. Îïòè÷åñêèå ñðåäñòâà êîððåêöèè çðåíèÿ. Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ ïðè ïîäáîðå î÷êîâ. Îïðåäåëåíèå îñòðîòû çðåíèÿ. Îïðåäåëåíèå àñòèãìàòèçìà ïðè ïîìîùè ëèíç. Êîððåêöèÿ ãèïïåðìåòðîïèè, ìèîïèè è àñòèãìàòèçìà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [1,1 M], äîáàâëåí 19.04.2011

  • Îáùåå ïîíÿòèå î áëèçîðóêîñòè (ìèîïèè). Õàðàêòåðèñòèêà ãëàâíûõ ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Îñíîâíûå ñïîñîáû ëå÷åíèÿ ìèîïèè. Ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè, îïåðàöèÿ «ôîòîðåôðàêöèîííàÿ êåðàòýêòîìèÿ» è «ëàçèê». Ïðîôèëàêòèêà ìèîïèè, ãëàâíûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ.

    ðåôåðàò [13,1 K], äîáàâëåí 14.12.2012

  • Ïåðå÷åíü ôàêòîðîâ, ïðèâîäÿùèõ ê ñíèæåíèþ çðåíèÿ. Ðåôðàêöèîííûå ãëàçíûå íàðóøåíèÿ. Áëèçîðóêîñòü (ìèîïèÿ). Àñòèãìàòèçì. Ïðåñáèîïèÿ (âîçðàñòíàÿ äàëüíîçîðêîñòü). Çàáîëåâàíèÿ ñåò÷àòêè, õðóñòàëèêà, ðîãîâèöû. Òðàâìû ãëàçà. Ýíäîêðèííûå çàáîëåâàíèÿ. Êîñîãëàçèå.

    ïðåçåíòàöèÿ [407,9 K], äîáàâëåí 14.02.2017

  • Íîðìàëüíîå ðàçâèòèå çðåíèÿ ó äåòåé. Çðèòåëüíàÿ ñèñòåìà ìëàäåíöà. Áëèçîðóêîñòü (ìèîïèÿ) ó äåòåé — îäíî èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ øêîëüíûõ çàáîëåâàíèé. Ïðîôèëàêòèêà è ïðåäóïðåæäåíèå îñëîæíåíèé íà ãëàçíîì äíå, ðàçâèâàþùèõñÿ ïðè ïðîãðåññèðîâàíèè ìèîïèè.

    ðåôåðàò [27,7 K], äîáàâëåí 19.10.2012

  • Ðåôðàêöèÿ ãëàçà êàê ïðîöåññ ïðåëîìëåíèÿ ñâåòîâûõ ëó÷åé â îïòè÷åñêîé ñèñòåìå îðãàíà çðåíèÿ. Åå âèäû (ôèçè÷åñêàÿ è êëèíè÷åñêàÿ) è ñïîñîáû îáîçíà÷åíèÿ. Ìåòîäû îïðåäåëåíèÿ ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè è äàëüíîçîðêîñòè. Êîððåêöèÿ ìèîïèè, ãèïåðìåòðîïèè è àñòèãìàòèçìà.

    ðåôåðàò [212,4 K], äîáàâëåí 05.04.2015

  • Ðàñïðîñòðàíåííûå ïðè÷èíû çàáîëåâàíèé ãëàç ó äåòåé. Âîçìîæíûå íàðóøåíèÿ çðåíèÿ ó äåòåé è ìåòîäû èõ äèàãíîñòèêè. Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé è óïðàæíåíèÿ äëÿ ãëàç. Ñêèàñêîïèÿ (òåíåâàÿ ïðîáà). Áëèçîðóêîñòü, àíîìàëèè ðåôðàêöèè ãëàçà. Ïîëåçíûå äëÿ ãëàç çàïðåòû.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [418,4 K], äîáàâëåí 23.03.2015

  • Ñíèæåíèå çðåíèÿ, çàòóìàíèâàíèå, ïåðèîäè÷åñêîå ïîêàëûâàíèå â ãëàçó. Îïðåäåëåíèå îñòðîòû çðåíèÿ. Ðàçíîñòü óòðåííåãî è âå÷åðíåãî äàâëåíèÿ. Îáøèðíàÿ ãëàóêîìíàÿ ýêñêàâàöèÿ. Ñäâèã ñîñóäèñòîãî ïó÷êà. Ñóæåíèå ïîëåé çðåíèÿ. Íà÷àëüíîå ïîìóòíåíèå õðóñòàëèêà.

    èñòîðèÿ áîëåçíè [21,7 K], äîáàâëåí 06.07.2011

Школа здоровья при близорукости

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Школа здоровья глаз. Демирчоглян Г.Г. 

Автор: Демирчоглян Г.Г.

Год: 1996

Издательство: Комплект

Формат: PDF

Качество: Сканированные страницы

Количество страниц: 715

Описание

В книге приведены наиболее эффективные отечественные и зарубежные методы сохранения и улучшения зрения, даны подробные рекомендации, позволяющие предотвратить перенапряжения зрения при работе на компьютере и просмотре телевизионных передач, при вождении автомобиля и ночных работах.

Книга содержит иллюстрированный оздоровительный комплекс специальных тренировочных упражнений, направленных на профилактику и лечение близорукости и дальнозоркости.

Для широкого круга читателей.

Зрение — самый мощный источник наших знаний о внешнем мире — пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Его утрата — огромное несчастье для человека.

Природа решила проблему видения во многих вариантах, создав различные системы глаз, удивительно хорошо приспособленных к условиям жизни человека и обитания животных. Но при всем разнообразии патентов «живой» природы на зрение и разницы в построении оптических аппаратов глаза, его внутренние механизмы сходны: в их основе лежат тонкие первичные химические и электрические изменения в сетчатке глаза, которые и приводят к возникновению нервных импульсов, несущих в мозг переработанную зрительную информацию.

Глаза — ценный, удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость, страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Глаза — это самый важный орган чувств, поэтому они заслуживают исключительно большого внимания.

Глаза играют также очень большую роль в общем эстетическом облике человека. Но при всем этом глава очень чувствительный и легко ранимый орган. Так, например, даже слишком яркий свет причиняет глазам боль; загрязненный воздух, дым, пыль вызывают слезотечение, а иногда даже воспаление глаз.

Глаза всегда должны быть чистыми, сияющими. А для того чтобы они были такими, необходим ежедневный, тщательный уход за глазами.

Дефицит движения современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного аппарата — наших глаз.  С другой стороны, чрезмерно информационные нагрузки на глаза и мозг приводят сегодня к серьезным нарушениям и заболеваниям.

В развитых странах, увы, каждый четвертый — близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее, время этот вопрос встал из-за пагубного влияния компьютерных дисплеев на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточной тренированности, а потому и слабости внутриглазных и окологлазных мышц.

Работами отечественных и зарубежных ученых доказано, что специальные тренировочные упражнения для внутриглазных и окологлазных мышц могут привести к стабилизации и даже к обратному развитию близорукости и дальнозоркости. Тренировки глазных мышц благоприятно влияют и на работоспособность операторов у дисплея.

Однако широкое практическое использование физических упражнений для профилактики различных нарушений рефракция глаза (особенно близорукости — миопии) и для восстановления работоспособности цилиарных мышц сдерживается отсутствием специальных массовых пособий и руководств, а так-же специальных приборов — видеотренажеров — технических средств нового класса, до сих пор не выпускаемых промышленностью.

Первые варианты технических видеотренажеров уже созданы в Московском областном государственном институте физической культуры.

Общеизвестно, что мысль и движение так же неразрывно связаны, как зрение и движение, по-скольку и сам зрительный орган постоянно находится в движении. Отец русской физиологии И. М. Сеченов тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он считал, что мышцы глаз не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но служат также аппаратом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.

Возникает вопрос, какие же конкретные специальные движения могут быть рекомендованы для профилактики нарушений в работе глаза?  Как добиться с их помощью устранения уже возникших нарушений?

Переходя к рассмотрению специальных двигательных упражнений для зрительных органов, укажем, прежде всего, что еще в двадцатых годах в Америке возникла известная школа доктора Бейтса, использовавшая специальные упражнения для исправления дефектов глаз. У этой школы нашлось немало сторонников: О. Хаксли, М. Корбетт и др.

Читайте также:  Как исправить зрение при близорукости операция

В нашей стране наиболее известна система зрительных тренировок, предложенная профессорами А. Н. Дашевским и Э. С. Аветисовым, кандидатом технических наук Ю. А. Утехиным. В этой книге мы остановимся подробнее, на других системах профилактической зрительной гимнастики и наших комплексах, основанных на применении не только упражнений, но и ряда природных факторов.

Так, нами разработана специальная методика оптико-двигательных тренировок, в основу которой положен динамический принцип: сокращение главнейшей внутриглазной мышцы (цилиарной) глаза чередуется с ее расслаблением, чего можно достигнуть быстрой смене положительной и отрицательной линзы перед глазом.

При атом был обнаружен интересный эффект «послеотдачи» цилиарной мышцы, возникающий после внезапного снятия нагрузки. Видимо, он свидетельствует о проявлении накопленной потенциальной энергии сухожильных элементов тончайшей двигательной системы внутри самого глаза.

Особенность предлагаемой методики состоит в использовании динамического вариативного режима тренировки цилиарной мышцы. Вообще, впервые принцип вариативности в спортивную тренировку введен доктором медицинских наук, профессором А. Н. Воробьевым.

Опыт применения комплекса общеукрепляющей оздоровительной гимнастики для глаз, проведенный в Москве и Московской области для лиц, имеющих миопию, а также возрастные проявления гиперметропии (дальнозоркости) подтверждает эффективность использования средств физической культуры в офтальмологической практике.

Более 500 человек прошли наши двухмесячные курсы, ознакомившись с методикой использования специальной зрительной гимнастики.

Результаты проведенных курсов превзошли все ожидания: за сравнительно короткое время улучшились показатели остроты центрального зрения как вблизь, так и вдаль, объема аккомодации; резко снизилось зрительное утомление, особенно после напряженной зрительной работы; улучшилось общее самочувствие.

Занятия пользуются большой популярностью, по своей программе не обременительны для занимающихся, выполняются с удовольствием.

Кроме того, на курсах были использованы и различные виды тренажеров для тренировок в оздоровительных целях глазных мышц (при близорукости, дальнозоркости у взрослых и детей и для уменьшения зрительного утомления), а так-же специальные безлинзовые и призматические очки, позволяющие резко улучшить остроту зрения без утомления и, кроме того, бороться с сутулостью у детей.

Эти видеотренажеры рекомендованы к использованию Минздравом СССР для населения и спортсменов и описаны в книге профессора Г. Г. Демирчогляна «Гимнастика для глаз».

Видеотренировки очень важны и для спортсменов. Спортивные игры предъявляют к зрительному анализатору специальные и высокие требования, так большинство движений игроков обусловлено раздражением зрительного анализатора.

Одним из главных звеньев зрительной ориентировки является глубинное и периферическое зрение. Спортсмены, неправильно определяющие расстояние, никогда не достигнут в спортивной игре высоких результатов. Особую роль играет и развитость периферического зрения. Путем специальных упражнений с использованием новых видеотренажеров повышаются функции зрительного, аппарата, что, в свою очередь, улучшает зрительную ориентировку на поле, а также повышает техническое выполнение приемов, используемых в игре.

Срок тренировок 1—10 дней по специальной программе занятий, а далее — самотренировки спортсменов по предложенной программе.

Приведем некоторые отзывы о занятиях в наших группах оздоровительной зрительной гимнастики.

«Занятия зрительной гимнастикой считаю полезными. За 2 месяца субъективно улучшилась острота зрения, уменьшилась утомляемость глаз». (М. В. Иовлев, рабочий).

«Я хочу поблагодарить персонал, который помог мне почувствовать красоту зрения. Это очень нужное и полезное дело и надо приложить все усилия, чтобы продолжать это хорошее начинание. Ведь миллионы людей страдают болезнями, а эта гимнастика возвращает их к полноценной жизни. С большим уважением и благодарностью» (С. Л. Соколов, учащийся).

«Считаю, что упражнения по гимнастике глаз дают большой положительный эффект и необходимы в жизни. Лично я буду продолжать их выполнять. Они снимают напряжение, усталость глаз и в дальнейшем, надеюсь, помогут улучшить зрение. Очень благодарна. Занятия всегда проводились на высоком уровне.  Большое Вам спасибо!» (Л. Н. Ланцева, экономист).

Снимки (скриншоты) книги

Школа здоровья при близорукости

Школа здоровья при близорукости

Школа здоровья при близорукости

Школа здоровья при близорукости

Школа здоровья при близорукости

Купить или скачать книгу

Все файлы на сайте, прежде чем выкладываются, проверяются на вирусы. Поэтому мы даем 100% гарантию чистоты файлов.

Школа здоровья при близорукости

Нажмите на ссылку ниже, чтобы скачать книгу:

Источник

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ
Департамент здравоохранения Вологодской области
БУЗ ВО «Вологодская областная офтальмологическая больница»
БУЗ ВО «Вологодский областной центр медицинской профилактики»
Приложение
к модулю
© БУЗ ВО «Вологодский областной центр медицинской профилактики», 2015
© БУЗ ВО «Вологодская областная офтальмологическая больница», 2015

БЛИЗОРУКОСТЬ
СИМПТОМЫ И ПРОФИЛАКТИКА
Занятие №1
1. Актуальность проблемы
2. Строение органа зрения (глаза)
3. Что такое близорукость, её
симптомы
4. Факторы риска развития
близорукости
5. Профилактическая гимнастика
для снятия утомления глаз
6. Профилактика возникновения близорукости
7. Профилактика компьютерного зрительного синдрома

Частота распространения миопии возрастает с переходом от начальной ступени обучения к старшим классам
В настоящее время близорукость является самой распространённой причиной снижения зрения у детей школьного возраста
Миопия
у каждого
3-го
выпускника
средней школы

Структура школьной близорукости
75% — миопия слабой степени
20% — миопия средней степени
5% — миопия высокой степени

2. Строение органа зрения
(глаза)

Строение глаза
Форма глазного яблока – почти шаровидная

3. Что такое близорукость?
Её симптомы

Близорукость (или миопия) –
это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит вблизи и плохо видит вдаль
Глаз близорукого человека
Изображение
удалённых предметов –
расплывчато
Изображение близко расположенных предметов –
чётко
Фокусирует лучи
на
сетчатке
Фокусирует лучи
перед
сетчаткой
так как

Первые симптомы близорукости
Затуманивание при переводе взгляда вдаль
Дискомфор т
Желание пересесть на первые парты, ближе к экрану телевизора
Приближение глаз к тексту при чтении и письме
Прищуривание глаз
Возможно нарушение ориентации в сумерках
Быстрая утомляемость при зрительной работе на близком расстоянии

Из-за слабости склеры происходит прогрессирующее растяжение глазного яблока, которое может привести к изменениям в сосудистой оболочке и сетчатке
Причина: длительное зафиксированное сокращение цилиарной мышцы при работе на близком расстоянии
При отсутствии адекватного
лечения
Снижение зрения может быть временным, обратимым
Ложная близорукость или спазм аккомодации
Истинная осевая миопия
Важно регулярно проверять зрение у детей!
развивается

Близорукость
Простая
(физиологическая)
Патологическая
(дегенеративная)

Возникает в школьном возрасте

Причина – напряжённая
зрительная работа

Не отягощена генетически

Не превышает 3,0 диоптрий

Не сопровождается развитием
осложнений

Развивается равномерно во всех
возрастах

Не связана со зрительным
трудом

Является наследственным или
врождённым заболеванием

Характеризуется значительным
удлинением передне-задней оси
глаза, высокой степенью и
скоростью прогрессирования,
изменениями глазного дна
МИОПИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

4. Факторы риска развития
близорукости

МИОПИЯ
+
Наследственные
факторы
Условия
внешней среды

Факторы, способствующие возникновению и
прогрессированию миопии у детей:
Наследственный фактор
Длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии
Недостаточная освещенность рабочего места
Ранняя и непрофессиональная подготовка к школе
Чрезмерные зрительные нагрузки
Малоподвижный образ жизни
Неполноценное и несбалансированное питание
Отсутствие адекватной коррекции и лечения при впервые выявленной близорукости
Ослабление организма частыми простудными или хроническими заболеваниями

Читайте также:  Упражнения для глаз у детей с близорукостью

5. Профилактическая
гимнастика для снятия
зрительного утомления

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Укрепление склеры глаза
Повышение работоспособности цилиарной мышцы
Благоприятное влияние на формирование рефракции
Улучшение кровообращения в глазах
В начальных классах
– на каждом уроке
В средних и старших классах – через урок
Дома – не реже 1 раза в час при работе с компьютером

Для учащихся 1-4 классов
1
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
Повторить 4-5 раз
2
Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти.
Повторить 4-5 раз
3
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Повторить 4-5 раз
4 Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет
1- 4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
5
ИП — сидя, вытянуть руки перед собой.
Посмотреть на кончики пальцев; поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы; руки опустить, выдох.
Повторить 4-5 раз
Гимнастика для предупреждения зрительного
утомления и близорукости

1
ИП — сидя, откинувшись на спинку стула.
Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к поверхности стола, выдох.
Повторить 5-6 раз
2
ИП — сидя, откинувшись на спинку стула.
Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть.
Повторить 5-6 раз
3
ИП — сидя, руки на поясе.
Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение.
Повторить 5-6 раз
4
ИП — сидя.
Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз
5
ИП — сидя, руки вперед.
Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх; вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить — выдох.
Повторить 4-5 раз
6
ИП — сидя.
Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перевести взгляд на кончик носа на
3-5 сек. Повторить 6-8 раз
7
ИП — сидя, закрыв глаза.
В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев
Для учащихся 4-11 классов
Гимнастика для глаз для предупреждения зрительного
утомления и близорукости

1
ИП — стоя, руки сзади, пальцы в замок
1-2 — отводя руки и голову назад, прогнуться — вдох, 3-4 — в ИП — выдох.
Повторить 4-6 раз
2
ИП — стоя.
Частые моргания в течение 10-15 сек.
3
ИП — стоя, кисти — к плечам.
Круговые движения в одну и другую сторону.
Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
4
ИП — стоя, голову держать прямо.
Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы.
Повторить 6-7 раз
5
ИП — стоя.
1 — полуприсед; 2 — ИП
Повторить 10-12 раз
6
ИП — стоя.
Палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см, переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять медленно
1 комплекс гимнастики для глаз

1
ИП — стоя.
1 — отвести согнутые руки назад, соединить лопатки — вдох, 2 — руки вперед, как бы обнять себя — выдох.
Повторить 8-10 раз.
2
ИП — стоя.
Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть глаза.
Повторить 8-10 раз
3
ИП — стоя, кисти к плечам.
Круговые движения в одну и в другую сторону.
Повторить 6-8 раз каждой рукой
4
ИП — стоя.
Круговые движения глазами в одну и в другую сторону.
Повторить 10-15 раз в каждую сторону
5
ИП — стоя, ноги врозь.
1-3 наклона туловища в сторону и в ИП
Повторить по 4-6 раз в каждую сторону
6
ИП — стоя.
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см.
Смотреть на палец в течение 4-6 сек, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6
раз
2 комплекс гимнастики для глаз

1
ИП — стоя, кисти к плечам.
1 — отвести локти назад — вдох; 2 — локти вперед — выдох. Смотреть вперед.
Повторить 8-10 раз
2
ИП — стоя.
Частые моргания в течение 10-15 сек.
3
ИП — стоя.
1-2 — разогнуться, голову отвести назад — вдох. 3-4 — слегка наклониться вперед — выдох. Повторить 6-8 раз
4
ИП — стоя, голову держать прямо.
Переводить взгляд вверх-направо, после чего вниз — налево, затем переводить взгляд по другой диагонали вверх — налево — вниз — направо.
Повторить по 6-8 раз в каждом направлении
5
ИП — кисти на затылок.
1-2-3 — пружинистые повороты туловища в сторону, 4 — в ИП. То же в другую сторону.
Повторить 4-6 раз
6
ИП – стоя.
Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10-15 сек. То же правым глазом.
3 комплекс гимнастики для глаз

6. Профилактика
возникновения близорукости

А) Соблюдение требований гигиены зрения min 25-30 см
Формирование зрительного
рабочего расстояния
Соблюдение норм освещённости
300-500 лк
500 лк
Классная доска
Рабочий стол
500 лк
Кабинеты технического черчения
и рисования
Непрерывная продолжительность
зрительных нагрузок
1-4 класс
7-10 минут
5-11 класс
10-15 минут
В середине занятия обязательны физкультминутки

А) Соблюдение требований гигиены зрения
Использование технических
средств обучения
Начальные классы –
не более 4 уроков в неделю
Средние и старшие классы –
не более 6 уроков в неделю
Обязательное проведение
гимнастики
для глаз
Время выполнения домашней работы
2-3 класс – 1,5 часа
4-5 класс – 2 часа
6-8 класс – 2,5 часа
9-11 класс – до 3,5 часов
Не до л
жн о пр евы шать

Длительность просмотра ТВ
Дошкольники
Младшая и средняя группы – не более 20 минут
Старшая и подготовительная группы – не более 30 минут
Старший возраст
Не более 1,5-2 часов в день
А) Соблюдение требований гигиены зрения
Экран – на уровне глаз или чуть ниже
Расстояние до экрана – от 2-3 м до 5-5,5 м
Если ребёнок носит очки,
обязательно надеть
их
!
Зрительная работа в домашних условиях
с использованием верхнего света и настольной лампы 60-100Вт не должно быть отблесков от поверхности стола нельзя читать лёжа и в транспорте падение света на рабочее место сверху и слева сверху и справа

Б) Контроль правильной посадки за рабочим местом
За столом/партой
длина сиденья стула соответствует длине бёдер высота ножек стула равна длине голеней голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы туловище опирается на спинку стула ступни прижаты к полу не следует упираться грудью в стол между краем стола и грудной клеткой – расстояние, равное ширине кисти ребёнка

Читайте также:  С возрастом близорукость уменьшается

Б) Контроль правильной посадки за рабочим местом
При письме/рисовании
При чтении
предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно надплечья – на одном уровне локти рук должны находиться на столе, а не свисать с него голова чуть наклонена вперёд расстояние от глаз до стола – 30-35 см тетрадь/альбом лежат под углом 30°. Левая рука (правая у левшей) поддерживает и двигает снизу вверх то же, что и при письме, но кисти поддерживают книгу с наклоном к глазам под углом 15
°

В) Полноценное и сбалансированное питание
Режим питания
Завтрак
Второй завтрак
Обед
Полдник
Ужин
+ дополнительные перекусы
Рацион ребёнка
Продукты животного происхождения
Продукты растительного происхождения
Витамины (А, D, группы B),
минеральные вещества (Ca,
Cu, Fe, Zn)
+ незаменимые
аминокислоты
Растительные белки,
витамины С, Е, группы В,
каротиноиды, минеральные
вещества (K, Ca, Mg),
пищевые волокна

В) Полноценное и сбалансированное питание
Не менее
400 г в
день
Богатый источник
витаминов группы В,
калия, железа,
магния, фосфора и
пищевых волокон
Нужно
употреблять
каждый
день
Нужно
употреблять
через день
Не рекомендуется
использовать при
приготовлении
пищи тугоплавкие
жиры
Следует
ограничить из-за
содержания
трансизомеров
жирных кислот
Рекомендуется
исключить
10-15 г/сутки

Г) Правильная организация режима сна и бодрствования ребёнка
Рациональный режим дня
– целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам распорядок суточной деятельности
Физическая деятельность
Расслабление и отдых
Динамическое равновесие чередуются
Активный отдых
Не менее 3 часов в день
2-2,5 часа в день
Дети младшего школьного возраста
Подростки и старшие школьники

Г) Правильная организация режима сна и бодрствования ребёнка
Способы улучшения сна:
Избегание чрезмерных умственных и
физических нагрузок в конце дня
Умеренный ужин
Пребывание на свежем воздухе
Проветривание помещения перед сном
Чем младше ребёнок, тем больше должна быть продолжительность сна
Детям до 7-8 лет необходим дневной сон
Младшим школьникам –
10-11 часов сна
Старшим школьникам –
9-10 часов сна

Д) Гимнастика, закаливание, посещение спортивных кружков и секций
Двигательная активность на воздухе
Не менее 2-3 часов в день
Утренняя гимнастика
Спортивные кружки и секции
Занятия двигательно-активного характера
Наилучшее сочетание видов физической активности детей, посещающих школу
— занятия на коньках
— занятия на лыжах
2 раза в неделю
Зимой
— занятия лёгкой атлетикой;
— занятия волейболом;
— занятия баскетболом;
— занятия теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе
Летом

Д) Гимнастика, закаливание, посещение спортивных кружков и секций
Закаливающие
процедуры
Изменяют терморегуляцию
организма
Повышают основной обмен
Ускоряют течение
биохимических реакций
Тонизируют организм
Основные правила
закаливания:
Постепенность
Систематичность
Положительный настрой

7. Профилактика
компьютерного зрительного
синдрома

не более 45 минут в день;
— время непрерывной работы – не более 15-20 минут;
— можно разбить работу на части, делая перерыв через
каждые 15 минут
Школьники
— работа и игра за компьютером не рекомендуется;
— не более 1 занятия в день;
— не чаще 3 раз в неделю;
— не более 10 минут – для детей 5 лет;
— не более 15 минут – для детей 6-7 лет
Дошкольники 5-7 лет
После занятий на компьютере
обязательно проводят
гимнастику для глаз

Основные правила работы за компьютером
Изображение на экране должно быть чётким, контрастным,
не иметь бликов и отражений
Ноги должны быть согнуты под прямым углом и опираться на пол,
спинка стула должна поддерживать нижнюю половину спины
Верхний край экрана монитора должен быть на уровне глаз,
а расстояние до него 45-70см
При работе на клавиатуре руки должны свободно лежать на столе
При работе за компьютером ребёнку с плохим зрением необходимо
пользоваться очками или контактными линзами
Через каждые 10-15 минут необходимо отводить глаза от монитора и
смотреть вдаль
Через каждые 40-50 минут работы необходим перерыв около 10 минут,
во время которого нужно выполнить комплекс упражнений

Направлен на снятие напряжения и утомления со стороны глаз и коры головного мозга, а также на восстановление полноценного кровоснабжения по позвоночным сосудам
7. Контрастные ванны для глаз по 3 минуты утром и вечером
Комплекс упражнений
1. Повороты головы в
стороны 30-50 раз
2. Наклоны головы к
правому и левому плечу 10-
20 раз
3. Круговые движения
головой по 5 раз в обе
стороны
4. Наклоны головы вперёд и
вниз 10-20 раз
5. Частые мигания по 3 сек. С
перерывом 5 сек. Повтор 5 раз
6. Пальминг 3-5 мин

1
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
2
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
3
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6.
Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.
Повторить 3-4 раза
4 Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
1 вариант

1 Закрыть глаза, не напрягая глазных мышц, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
2 Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
3
Не поворачивая головы, (голова прямо) делать медленно круговые движения глазами вверх — вправо — вниз — влево и в обратную сторону: вверх — влево — вниз — вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
4 При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет
1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.
Повторить 3-4 раза
2 вариант

1 Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15 2
Не поворачивая головы (голова прямо), посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счёт 1-4, опустить вниз на счёт 1-4 и перевести взгляд прямо на счёт 1-6.
Повторить 4-5 раз
3
Посмотреть на указательный палец, удалённый от глаз на расстояние 25-30 см, на счёт 1-4, потом перевести взор вдаль на счёт 1-6.
Повторить 4-5 раз
4
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6.
Повторить 1-2 раза
3 вариант

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник