Школа здоровья для детей с близорукостью

Транскрипт

1 Департамент здравоохранения Вологодской области БУЗ ВО «Вологодская областная офтальмологическая больница» БУЗ ВО «Вологодский областной центр медицинской профилактики» Приложение к модулю ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ. ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ БУЗ ВО «Вологодский областной центр медицинской профилактики», 2015 БУЗ ВО «Вологодская областная офтальмологическая больница», 2015

2 БЛИЗОРУКОСТЬ СИМПТОМЫ И ПРОФИЛАКТИКА Занятие 1 1. Актуальность проблемы 2. Строение органа зрения (глаза) 3. Что такое близорукость, её симптомы 4. Факторы риска развития близорукости 5. Профилактическая гимнастика для снятия утомления глаз 6. Профилактика возникновения близорукости 7. Профилактика компьютерного зрительного синдрома

3 1. Актуальность проблемы

4 В настоящее время близорукость является самой распространённой причиной снижения зрения у детей школьного возраста Частота распространения миопии возрастает с переходом от начальной ступени обучения к старшим классам Миопия у каждого 3-го выпускника средней школы

5 Структура школьной близорукости 75% — миопия слабой степени 20% — миопия средней степени 5% — миопия высокой степени

6 2. Строение органа зрения (глаза)

7 Строение глаза Форма глазного яблока почти шаровидная

8 3. Что такое близорукость? Её симптомы

9 Близорукость (или миопия) это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит вблизи и плохо видит вдаль Глаз близорукого человека Изображение удалённых предметов расплывчато Изображение близко расположенных предметов чётко так как Фокусирует лучи перед сетчаткой Фокусирует лучи на сетчатке

10 Первые симптомы близорукости Желание пересесть на первые парты, ближе к экрану телевизора Дискомфор т Быстрая утомляемость при зрительной работе на близком расстоянии Затуманивание при переводе взгляда вдаль Приближение глаз к тексту при чтении и письме Возможно нарушение ориентации в сумерках Прищуривание глаз

11 Снижение зрения может быть временным, обратимым развивается Важно регулярно проверять зрение у детей! Ложная близорукость или спазм аккомодации Причина: длительное зафиксированное сокращение цилиарной мышцы при работе на близком расстоянии При отсутствии адекватного лечения Истинная осевая миопия Из-за слабости склеры происходит прогрессирующее растяжение глазного яблока, которое может привести к изменениям в сосудистой оболочке и сетчатке

12 Близорукость Простая (физиологическая) Патологическая (дегенеративная) Возникает в школьном возрасте Причина напряжённая зрительная работа Не отягощена генетически Не превышает 3,0 диоптрий Не сопровождается развитием осложнений Развивается равномерно во всех возрастах Не связана со зрительным трудом Является наследственным или врождённым заболеванием Характеризуется значительным удлинением передне-задней оси глаза, высокой степенью и скоростью прогрессирования, изменениями глазного дна МИОПИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

13 4. Факторы риска развития близорукости

14 Наследственные факторы + Условия внешней среды МИОПИЯ

15 Факторы, способствующие возникновению и прогрессированию миопии у детей: Наследственный фактор Длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии Недостаточная освещенность рабочего места Ранняя и непрофессиональная подготовка к школе Чрезмерные зрительные нагрузки Малоподвижный образ жизни Неполноценное и несбалансированное питание Отсутствие адекватной коррекции и лечения при впервые выявленной близорукости Ослабление организма частыми простудными или хроническими заболеваниями

16 5. Профилактическая гимнастика для снятия зрительного утомления

17 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА Укрепление склеры глаза Повышение работоспособности цилиарной мышцы В начальных классах на каждом уроке В средних и старших классах через урок Дома не реже 1 раза в час при работе с компьютером Благоприятное влияние на формирование рефракции Улучшение кровообращения в глазах

18 Гимнастика для предупреждения зрительного утомления и близорукости Для учащихся 1-4 классов 1 Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз 2 Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз 3 Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз 4 Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз 5 ИП — сидя, вытянуть руки перед собой. Посмотреть на кончики пальцев; поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы; руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз

19 Гимнастика для глаз для предупреждения зрительного утомления и близорукости Для учащихся 4-11 классов 1 ИП — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к поверхности стола, выдох. Повторить 5-6 раз 2 ИП — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз 3 ИП — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз 4 ИП — сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз 5 ИП — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх; вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить — выдох. Повторить 4-5 раз 6 ИП — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз 7 ИП — сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев

20 1 комплекс гимнастики для глаз 1 ИП стоя, руки сзади, пальцы в замок 1-2 отводя руки и голову назад, прогнуться вдох, 3-4 в ИП выдох. Повторить 4-6 раз 2 ИП стоя. Частые моргания в течение сек. 3 ИП стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. 4 ИП стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз 5 ИП стоя. 1 полуприсед; 2 ИП Повторить раз 6 ИП стоя. Палец держать перед носом на расстоянии см, переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение сек. Выполнять медленно

21 2 комплекс гимнастики для глаз 1 ИП стоя. 1 отвести согнутые руки назад, соединить лопатки вдох, 2 руки вперед, как бы обнять себя выдох. Повторить 8-10 раз. 2 ИП стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз 3 ИП стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой 4 ИП стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить раз в каждую сторону 5 ИП стоя, ноги врозь. 1-3 наклона туловища в сторону и в ИП Повторить по 4-6 раз в каждую сторону 6 ИП стоя. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии см. Смотреть на палец в течение 4-6 сек, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз

22 3 комплекс гимнастики для глаз 1 ИП стоя, кисти к плечам. 1 отвести локти назад вдох; 2 локти вперед выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз 2 ИП стоя. Частые моргания в течение сек. 3 ИП стоя. 1-2 разогнуться, голову отвести назад вдох. 3-4 слегка наклониться вперед выдох. Повторить 6-8 раз 4 ИП стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд вверх-направо, после чего вниз налево, затем переводить взгляд по другой диагонали вверх налево вниз направо. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении 5 ИП кисти на затылок пружинистые повороты туловища в сторону, 4 в ИП. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз 6 ИП стоя. Палец правой руки держать перед носом на расстоянии см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение сек. То же правым глазом.

23 6. Профилактика возникновения близорукости

24 А) Соблюдение требований гигиены зрения Формирование зрительного рабочего расстояния Соблюдение норм освещённости 500 лк лк min см Непрерывная продолжительность зрительных нагрузок Классная доска Рабочий стол 500 лк 1-4 класс 7-10 минут Кабинеты технического черчения и рисования 5-11 класс минут В середине занятия обязательны физкультминутки

25 Не должно превышать А) Соблюдение требований гигиены зрения Использование технических средств обучения Начальные классы не более 4 уроков в неделю Средние и старшие классы не более 6 уроков в неделю Обязательное проведение гимнастики для глаз Время выполнения домашней работы 2-3 класс 1,5 часа 4-5 класс 2 часа 6-8 класс 2,5 часа 9-11 класс до 3,5 часов

Читайте также:  Очки у кого ложная близорукость

26 А) Соблюдение требований гигиены зрения Длительность просмотра ТВ Экран на уровне глаз или чуть ниже Расстояние до экрана от 2-3 м до 5-5,5 м Дошкольники Младшая и средняя группы не более 20 минут Старшая и подготовительная группы не более 30 минут Старший возраст Не более 1,5-2 часов в день! Если ребёнок носит очки, обязательно надеть их сверху и слева сверху и справа Зрительная работа в домашних условиях с использованием верхнего света и настольной лампы Вт не должно быть отблесков от поверхности стола нельзя читать лёжа и в транспорте падение света на рабочее место

27 Б) Контроль правильной посадки за рабочим местом За столом/партой длина сиденья стула соответствует длине бёдер высота ножек стула равна длине голеней голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы туловище опирается на спинку стула ступни прижаты к полу не следует упираться грудью в стол между краем стола и грудной клеткой расстояние, равное ширине кисти ребёнка

28 Б) Контроль правильной посадки за рабочим местом При письме/рисовании предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно надплечья на одном уровне локти рук должны находиться на столе, а не свисать с него голова чуть наклонена вперёд расстояние от глаз до стола см тетрадь/альбом лежат под углом 30. Левая рука (правая у левшей) поддерживает и двигает снизу вверх При чтении то же, что и при письме, но кисти поддерживают книгу с наклоном к глазам под углом 15

29 В) Полноценное и сбалансированное питание Ужин Завтрак + дополнительные перекусы Полдник Режим питания Второй завтрак Обед Продукты животного происхождения Витамины (А, D, группы B), минеральные вещества (Ca, Cu, Fe, Zn) + незаменимые аминокислоты Рацион ребёнка Продукты растительного происхождения Растительные белки, витамины С, Е, группы В, каротиноиды, минеральные вещества (K, Ca, Mg), пищевые волокна

30 В) Полноценное и сбалансированное питание Не менее 400 г в день Богатый источник витаминов группы В, калия, железа, магния, фосфора и пищевых волокон г/сутки Нужно употреблять каждый день Нужно употреблять через день Не рекомендуется использовать при приготовлении пищи тугоплавкие жиры Рекомендуется исключить Следует ограничить из-за содержания трансизомеров жирных кислот

31 Г) Правильная организация режима сна и бодрствования ребёнка Рациональный режим дня целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам распорядок суточной деятельности Физическая деятельность Расслабление и отдых Динамическое равновесие чередуются Не менее 3 часов в день Дети младшего школьного возраста 2-2,5 часа в день Подростки и старшие школьники Активный отдых

32 Г) Правильная организация режима сна и бодрствования ребёнка Чем младше ребёнок, тем больше должна быть продолжительность сна Способы улучшения сна: Детям до 7-8 лет необходим дневной сон Младшим школьникам часов сна Избегание чрезмерных умственных и физических нагрузок в конце дня Умеренный ужин Пребывание на свежем воздухе Старшим школьникам 9-10 часов сна Проветривание помещения перед сном

33 Д) Гимнастика, закаливание, посещение спортивных кружков и секций Двигательная активность на воздухе Не менее 2-3 часов в день Утренняя гимнастика Спортивные кружки и секции Зимой — занятия на коньках — занятия на лыжах 2 раза в неделю Летом — занятия лёгкой атлетикой; — занятия волейболом; — занятия баскетболом; Наилучшее сочетание видов физической активности детей, посещающих школу — занятия теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе Занятия двигательно-активного характера

34 Д) Гимнастика, закаливание, посещение спортивных кружков и секций Изменяют терморегуляцию организма Ускоряют течение биохимических реакций Повышают основной обмен Закаливающие процедуры Тонизируют организм Основные правила закаливания: Постепенность Систематичность Положительный настрой

35 7. Профилактика компьютерного зрительного синдрома

36 Школьники — не более 45 минут в день; — время непрерывной работы не более минут; — можно разбить работу на части, делая перерыв через каждые 15 минут Дошкольники 5-7 лет — работа и игра за компьютером не рекомендуется; — не более 1 занятия в день; — не чаще 3 раз в неделю; — не более 10 минут для детей 5 лет; — не более 15 минут для детей 6-7 лет После занятий на компьютере обязательно проводят гимнастику для глаз

37 Основные правила работы за компьютером Изображение на экране должно быть чётким, контрастным, не иметь бликов и отражений Ноги должны быть согнуты под прямым углом и опираться на пол, спинка стула должна поддерживать нижнюю половину спины Верхний край экрана монитора должен быть на уровне глаз, а расстояние до него 45-70см При работе на клавиатуре руки должны свободно лежать на столе При работе за компьютером ребёнку с плохим зрением необходимо пользоваться очками или контактными линзами Через каждые минут необходимо отводить глаза от монитора и смотреть вдаль Через каждые минут работы необходим перерыв около 10 минут, во время которого нужно выполнить комплекс упражнений

38 Комплекс упражнений Направлен на снятие напряжения и утомления со стороны глаз и коры головного мозга, а также на восстановление полноценного кровоснабжения по позвоночным сосудам 1. Повороты головы в стороны раз 2. Наклоны головы к правому и левому плечу раз 3. Круговые движения головой по 5 раз в обе стороны 4. Наклоны головы вперёд и вниз раз 5. Частые мигания по 3 сек. С перерывом 5 сек. Повтор 5 раз 6. Пальминг 3-5 мин 7. Контрастные ванны для глаз по 3 минуты утром и вечером

39 1 вариант 1 Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз 2 Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз 3 Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза 4 Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

40 2 вариант 1 Закрыть глаза, не напрягая глазных мышц, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз 2 Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз 3 Не поворачивая головы, (голова прямо) делать медленно круговые движения глазами вверх вправо вниз влево и в обратную сторону: вверх влево вниз вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз 4 При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза

41 3 вариант 1 Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет Не поворачивая головы (голова прямо), посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счёт 1-4, опустить вниз на счёт 1-4 и перевести взгляд прямо на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз 3 Посмотреть на указательный палец, удалённый от глаз на расстояние см, на счёт 1-4, потом перевести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз 4 В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза

Читайте также:  Может дальнозоркость перейти в близорукость

42 БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Источник

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ
Департамент здравоохранения Вологодской области
БУЗ ВО «Вологодская областная офтальмологическая больница»
БУЗ ВО «Вологодский областной центр медицинской профилактики»
Приложение
к модулю
© БУЗ ВО «Вологодский областной центр медицинской профилактики», 2015
© БУЗ ВО «Вологодская областная офтальмологическая больница», 2015

БЛИЗОРУКОСТЬ
СИМПТОМЫ И ПРОФИЛАКТИКА
Занятие №1
1. Актуальность проблемы
2. Строение органа зрения (глаза)
3. Что такое близорукость, её
симптомы
4. Факторы риска развития
близорукости
5. Профилактическая гимнастика
для снятия утомления глаз
6. Профилактика возникновения близорукости
7. Профилактика компьютерного зрительного синдрома

Частота распространения миопии возрастает с переходом от начальной ступени обучения к старшим классам
В настоящее время близорукость является самой распространённой причиной снижения зрения у детей школьного возраста
Миопия
у каждого
3-го
выпускника
средней школы

Структура школьной близорукости
75% — миопия слабой степени
20% — миопия средней степени
5% — миопия высокой степени

2. Строение органа зрения
(глаза)

Строение глаза
Форма глазного яблока – почти шаровидная

3. Что такое близорукость?
Её симптомы

Близорукость (или миопия) –
это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит вблизи и плохо видит вдаль
Глаз близорукого человека
Изображение
удалённых предметов –
расплывчато
Изображение близко расположенных предметов –
чётко
Фокусирует лучи
на
сетчатке
Фокусирует лучи
перед
сетчаткой
так как

Первые симптомы близорукости
Затуманивание при переводе взгляда вдаль
Дискомфор т
Желание пересесть на первые парты, ближе к экрану телевизора
Приближение глаз к тексту при чтении и письме
Прищуривание глаз
Возможно нарушение ориентации в сумерках
Быстрая утомляемость при зрительной работе на близком расстоянии

Из-за слабости склеры происходит прогрессирующее растяжение глазного яблока, которое может привести к изменениям в сосудистой оболочке и сетчатке
Причина: длительное зафиксированное сокращение цилиарной мышцы при работе на близком расстоянии
При отсутствии адекватного
лечения
Снижение зрения может быть временным, обратимым
Ложная близорукость или спазм аккомодации
Истинная осевая миопия
Важно регулярно проверять зрение у детей!
развивается

Близорукость
Простая
(физиологическая)
Патологическая
(дегенеративная)

Возникает в школьном возрасте

Причина – напряжённая
зрительная работа

Не отягощена генетически

Не превышает 3,0 диоптрий

Не сопровождается развитием
осложнений

Развивается равномерно во всех
возрастах

Не связана со зрительным
трудом

Является наследственным или
врождённым заболеванием

Характеризуется значительным
удлинением передне-задней оси
глаза, высокой степенью и
скоростью прогрессирования,
изменениями глазного дна
МИОПИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

4. Факторы риска развития
близорукости

МИОПИЯ
+
Наследственные
факторы
Условия
внешней среды

Факторы, способствующие возникновению и
прогрессированию миопии у детей:
Наследственный фактор
Длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии
Недостаточная освещенность рабочего места
Ранняя и непрофессиональная подготовка к школе
Чрезмерные зрительные нагрузки
Малоподвижный образ жизни
Неполноценное и несбалансированное питание
Отсутствие адекватной коррекции и лечения при впервые выявленной близорукости
Ослабление организма частыми простудными или хроническими заболеваниями

5. Профилактическая
гимнастика для снятия
зрительного утомления

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Укрепление склеры глаза
Повышение работоспособности цилиарной мышцы
Благоприятное влияние на формирование рефракции
Улучшение кровообращения в глазах
В начальных классах
– на каждом уроке
В средних и старших классах – через урок
Дома – не реже 1 раза в час при работе с компьютером

Для учащихся 1-4 классов
1
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
Повторить 4-5 раз
2
Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти.
Повторить 4-5 раз
3
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Повторить 4-5 раз
4 Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет
1- 4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
5
ИП — сидя, вытянуть руки перед собой.
Посмотреть на кончики пальцев; поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы; руки опустить, выдох.
Повторить 4-5 раз
Гимнастика для предупреждения зрительного
утомления и близорукости

1
ИП — сидя, откинувшись на спинку стула.
Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к поверхности стола, выдох.
Повторить 5-6 раз
2
ИП — сидя, откинувшись на спинку стула.
Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть.
Повторить 5-6 раз
3
ИП — сидя, руки на поясе.
Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение.
Повторить 5-6 раз
4
ИП — сидя.
Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз
5
ИП — сидя, руки вперед.
Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх; вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить — выдох.
Повторить 4-5 раз
6
ИП — сидя.
Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перевести взгляд на кончик носа на
3-5 сек. Повторить 6-8 раз
7
ИП — сидя, закрыв глаза.
В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев
Для учащихся 4-11 классов
Гимнастика для глаз для предупреждения зрительного
утомления и близорукости

1
ИП — стоя, руки сзади, пальцы в замок
1-2 — отводя руки и голову назад, прогнуться — вдох, 3-4 — в ИП — выдох.
Повторить 4-6 раз
2
ИП — стоя.
Частые моргания в течение 10-15 сек.
3
ИП — стоя, кисти — к плечам.
Круговые движения в одну и другую сторону.
Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
4
ИП — стоя, голову держать прямо.
Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы.
Повторить 6-7 раз
5
ИП — стоя.
1 — полуприсед; 2 — ИП
Повторить 10-12 раз
6
ИП — стоя.
Палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см, переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять медленно
1 комплекс гимнастики для глаз

1
ИП — стоя.
1 — отвести согнутые руки назад, соединить лопатки — вдох, 2 — руки вперед, как бы обнять себя — выдох.
Повторить 8-10 раз.
2
ИП — стоя.
Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть глаза.
Повторить 8-10 раз
3
ИП — стоя, кисти к плечам.
Круговые движения в одну и в другую сторону.
Повторить 6-8 раз каждой рукой
4
ИП — стоя.
Круговые движения глазами в одну и в другую сторону.
Повторить 10-15 раз в каждую сторону
5
ИП — стоя, ноги врозь.
1-3 наклона туловища в сторону и в ИП
Повторить по 4-6 раз в каждую сторону
6
ИП — стоя.
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см.
Смотреть на палец в течение 4-6 сек, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6
раз
2 комплекс гимнастики для глаз

1
ИП — стоя, кисти к плечам.
1 — отвести локти назад — вдох; 2 — локти вперед — выдох. Смотреть вперед.
Повторить 8-10 раз
2
ИП — стоя.
Частые моргания в течение 10-15 сек.
3
ИП — стоя.
1-2 — разогнуться, голову отвести назад — вдох. 3-4 — слегка наклониться вперед — выдох. Повторить 6-8 раз
4
ИП — стоя, голову держать прямо.
Переводить взгляд вверх-направо, после чего вниз — налево, затем переводить взгляд по другой диагонали вверх — налево — вниз — направо.
Повторить по 6-8 раз в каждом направлении
5
ИП — кисти на затылок.
1-2-3 — пружинистые повороты туловища в сторону, 4 — в ИП. То же в другую сторону.
Повторить 4-6 раз
6
ИП – стоя.
Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10-15 сек. То же правым глазом.
3 комплекс гимнастики для глаз

Читайте также:  Расстояние наилучшего зрения при близорукости

6. Профилактика
возникновения близорукости

А) Соблюдение требований гигиены зрения min 25-30 см
Формирование зрительного
рабочего расстояния
Соблюдение норм освещённости
300-500 лк
500 лк
Классная доска
Рабочий стол
500 лк
Кабинеты технического черчения
и рисования
Непрерывная продолжительность
зрительных нагрузок
1-4 класс
7-10 минут
5-11 класс
10-15 минут
В середине занятия обязательны физкультминутки

А) Соблюдение требований гигиены зрения
Использование технических
средств обучения
Начальные классы –
не более 4 уроков в неделю
Средние и старшие классы –
не более 6 уроков в неделю
Обязательное проведение
гимнастики
для глаз
Время выполнения домашней работы
2-3 класс – 1,5 часа
4-5 класс – 2 часа
6-8 класс – 2,5 часа
9-11 класс – до 3,5 часов
Не до л
жн о пр евы шать

Длительность просмотра ТВ
Дошкольники
Младшая и средняя группы – не более 20 минут
Старшая и подготовительная группы – не более 30 минут
Старший возраст
Не более 1,5-2 часов в день
А) Соблюдение требований гигиены зрения
Экран – на уровне глаз или чуть ниже
Расстояние до экрана – от 2-3 м до 5-5,5 м
Если ребёнок носит очки,
обязательно надеть
их
!
Зрительная работа в домашних условиях
с использованием верхнего света и настольной лампы 60-100Вт не должно быть отблесков от поверхности стола нельзя читать лёжа и в транспорте падение света на рабочее место сверху и слева сверху и справа

Б) Контроль правильной посадки за рабочим местом
За столом/партой
длина сиденья стула соответствует длине бёдер высота ножек стула равна длине голеней голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы туловище опирается на спинку стула ступни прижаты к полу не следует упираться грудью в стол между краем стола и грудной клеткой – расстояние, равное ширине кисти ребёнка

Б) Контроль правильной посадки за рабочим местом
При письме/рисовании
При чтении
предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно надплечья – на одном уровне локти рук должны находиться на столе, а не свисать с него голова чуть наклонена вперёд расстояние от глаз до стола – 30-35 см тетрадь/альбом лежат под углом 30°. Левая рука (правая у левшей) поддерживает и двигает снизу вверх то же, что и при письме, но кисти поддерживают книгу с наклоном к глазам под углом 15
°

В) Полноценное и сбалансированное питание
Режим питания
Завтрак
Второй завтрак
Обед
Полдник
Ужин
+ дополнительные перекусы
Рацион ребёнка
Продукты животного происхождения
Продукты растительного происхождения
Витамины (А, D, группы B),
минеральные вещества (Ca,
Cu, Fe, Zn)
+ незаменимые
аминокислоты
Растительные белки,
витамины С, Е, группы В,
каротиноиды, минеральные
вещества (K, Ca, Mg),
пищевые волокна

В) Полноценное и сбалансированное питание
Не менее
400 г в
день
Богатый источник
витаминов группы В,
калия, железа,
магния, фосфора и
пищевых волокон
Нужно
употреблять
каждый
день
Нужно
употреблять
через день
Не рекомендуется
использовать при
приготовлении
пищи тугоплавкие
жиры
Следует
ограничить из-за
содержания
трансизомеров
жирных кислот
Рекомендуется
исключить
10-15 г/сутки

Г) Правильная организация режима сна и бодрствования ребёнка
Рациональный режим дня
– целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам распорядок суточной деятельности
Физическая деятельность
Расслабление и отдых
Динамическое равновесие чередуются
Активный отдых
Не менее 3 часов в день
2-2,5 часа в день
Дети младшего школьного возраста
Подростки и старшие школьники

Г) Правильная организация режима сна и бодрствования ребёнка
Способы улучшения сна:
Избегание чрезмерных умственных и
физических нагрузок в конце дня
Умеренный ужин
Пребывание на свежем воздухе
Проветривание помещения перед сном
Чем младше ребёнок, тем больше должна быть продолжительность сна
Детям до 7-8 лет необходим дневной сон
Младшим школьникам –
10-11 часов сна
Старшим школьникам –
9-10 часов сна

Д) Гимнастика, закаливание, посещение спортивных кружков и секций
Двигательная активность на воздухе
Не менее 2-3 часов в день
Утренняя гимнастика
Спортивные кружки и секции
Занятия двигательно-активного характера
Наилучшее сочетание видов физической активности детей, посещающих школу
— занятия на коньках
— занятия на лыжах
2 раза в неделю
Зимой
— занятия лёгкой атлетикой;
— занятия волейболом;
— занятия баскетболом;
— занятия теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе
Летом

Д) Гимнастика, закаливание, посещение спортивных кружков и секций
Закаливающие
процедуры
Изменяют терморегуляцию
организма
Повышают основной обмен
Ускоряют течение
биохимических реакций
Тонизируют организм
Основные правила
закаливания:
Постепенность
Систематичность
Положительный настрой

7. Профилактика
компьютерного зрительного
синдрома

не более 45 минут в день;
— время непрерывной работы – не более 15-20 минут;
— можно разбить работу на части, делая перерыв через
каждые 15 минут
Школьники
— работа и игра за компьютером не рекомендуется;
— не более 1 занятия в день;
— не чаще 3 раз в неделю;
— не более 10 минут – для детей 5 лет;
— не более 15 минут – для детей 6-7 лет
Дошкольники 5-7 лет
После занятий на компьютере
обязательно проводят
гимнастику для глаз

Основные правила работы за компьютером
Изображение на экране должно быть чётким, контрастным,
не иметь бликов и отражений
Ноги должны быть согнуты под прямым углом и опираться на пол,
спинка стула должна поддерживать нижнюю половину спины
Верхний край экрана монитора должен быть на уровне глаз,
а расстояние до него 45-70см
При работе на клавиатуре руки должны свободно лежать на столе
При работе за компьютером ребёнку с плохим зрением необходимо
пользоваться очками или контактными линзами
Через каждые 10-15 минут необходимо отводить глаза от монитора и
смотреть вдаль
Через каждые 40-50 минут работы необходим перерыв около 10 минут,
во время которого нужно выполнить комплекс упражнений

Направлен на снятие напряжения и утомления со стороны глаз и коры головного мозга, а также на восстановление полноценного кровоснабжения по позвоночным сосудам
7. Контрастные ванны для глаз по 3 минуты утром и вечером
Комплекс упражнений
1. Повороты головы в
стороны 30-50 раз
2. Наклоны головы к
правому и левому плечу 10-
20 раз
3. Круговые движения
головой по 5 раз в обе
стороны
4. Наклоны головы вперёд и
вниз 10-20 раз
5. Частые мигания по 3 сек. С
перерывом 5 сек. Повтор 5 раз
6. Пальминг 3-5 мин

1
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
2
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
3
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6.
Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.
Повторить 3-4 раза
4 Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
1 вариант

1 Закрыть глаза, не напрягая глазных мышц, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
2 Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
3
Не поворачивая головы, (голова прямо) делать медленно круговые движения глазами вверх — вправо — вниз — влево и в обратную сторону: вверх — влево — вниз — вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз
4 При не?