Рекомендации к воспитанию детей с астигматизмом

Татьяна Крючкова
Коррекционная работа при разных видах астигматизма

Астигматизм – это сочетание в одном глазу различных видов рефракций или разных степеней одного вида рефракций. Явление это врожденного или большей частью приобретенного характера встречается у 50% населения всех стран мира, т. е. это распространенное заболевание. Обусловлен астигматизмчаще всего неправильностью кривизны роговицы: передняя поверхность ее при астигматизме представляет собой не поверхность шара, где каждый радиус равен, а отрезок вращающегося эллипсоида, где каждый радиус имеет длину. Поэтому каждая ось имеет особое преломление, отличающееся от рядом лежащей оси.

В большинстве случаев преломление в вертикальном меридиане бывает сильнее, чем в горизонтальном. Такой астигматизм называют прямым. Прямой астигматизм небольшой степени (до 0,5 дптр) встречается настолько часто и так мало влияет на зрительную функцию, что называется физиологическим астигматизмом. Иногда, наоборот, горизонтальный меридиан преломляет сильнее вертикального – это обратный астигматизм. Как уже говорилось, в астигматичных глазах есть главные меридианы с наиболее сильной и наиболее слабой преломляющей силой. Если преломляющая сила одинакова, по всему меридиану, то астигматизм называется правильным, если нет – неправильным. Неправильный астигматизм обычно роговичного происхождения.Он обусловлен заболеваниями роговицы: рубцы, кератоконус и др. Правильный астигматизм – это врожденная аномалия, передается по наследству и мало изменяется в течение жизни.

В нашей детской практике мы обычно сталкиваемся с правильным астигматизмом. Различают три вида правильного астигматизма:

1. Простой – сочетание эмметропии, т. е. нормальной рефракции (преломляющая способность глаза) в одном меридиане с аномалией рефракции в другом. Он бывает миопическим и гиперметропическим.

2. Сложный — когда сразу в двух меридианах одна и та же рефракция, но разной степени. Сложный астигматизм также бывает миопическим и гиперметропическим.

3. Смешанный, когда в одном из главных меридианов имеется миопия, а в другом – гиперметропия.

Первые признаки болезни связаны с понижением зрения как вдаль, так и вблизи, снижением зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии. Кроме того, при астигматизмеимеются свои особенности понижения зрения:оно снижено неравномерно по меридианам: например,при рассматривании циферблата картинка выглядит так:

Астигматизм – особый вид оптического строения глаза, изменить его мы можем, но если не исправлять астигматическую рефракцию, то острота зрения будет снижаться, в результате чего развивается амблиопия.

В зависимости от остроты зрения детям назначается очковая коррекция, как правило, длительная и постоянная. Очки, назначенные детям при астигматизме, имеют цилиндрические стекла, и вот на это надо обратить внимание. Некоторые дети трудно привыкают к таким очкам, поэтому надо проследить за индивидуальной переносимостью коррекции, которая должна давать ощущение комфорта. При явлениях дискомфорта врач назначает более слабую коррекцию.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми при астигматизме разного вида является зрительная гимнастика, которая тренирует мышцы глаза, улучшает работоспособность, повышает устойчивость глаз к зрительной работе. Зрительная гимнастика проводится несколько раз в течение дня (от 3 до 5 мин., со всеми детьми или индивидуально, используются очки-тренажеры). Дети с астигматизмом, в зависимости от его вида работаютпо двум зрительным режимам:

• усиленный зрительный режим при дальнозорком астигматизме.

• щадящий режим при смешанном и миопическом астигматизме.

При усиленной зрительной нагрузке применяются пособия и материалы более мелкого размера, детям предлагается обводка через кальку, мелкий строительный материал, мозаика. При ограниченном зрительном режиме пособия и материалы для занятий более крупные и яркие. Чаще, чем другим детям, предлагаются упражнения для снятия зрительного утомления. Нагрузка идет на слуховой аппарат и другие компенсаторные органы, минимум нагрузки на зрительный.

Коррекционнуюнаправленность занятий определяет использование специальной наглядности: крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной (от 5 до 10 см) раздаточной, преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении. Быстрая утомляемость детей требует продумывать смену деятельности на занятиях, смену динамических поз. Для дифференцированного подхода к коррекционной работе среди детей с астигматизмом выделяют подгруппы детей с миопическим и смешанным и дальнозорким астигматизмом.

Эти подгруппы, как было сказано выше, отличаются по режиму зрительной работы. При проведении фронтальных занятий важно создание условий для лучшего зрительного восприятия объекта.Условиями для полного и точного восприятия являются: выбор адекватного фона, выбор определенного цвета, т. к. цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится как оранжевый, синий – фиолетовым). Для показа постоянно использовать указку, ребенок при показе объекта должен находиться у доски со стороны открытого глаза.

Выбор правильных методов и приемов коррекционной работы в сочетании с медицинскими процедурами дает положительный результат, повышается острота зрения у детей, исчезает амблиопия.

Источник



Астигматизм у детей распространен гораздо более широко, чем принято считать. У 6% школьников наблюдается сильная степень астигматизма, а слабая выявляется у 40% детей. Эта патология не только причиняет ребенку неудобства, она чревата снижением успеваемости в школе и развитием близорукости. Поэтому так важно вовремя заметить эту проблему и начать лечение.

Детский астигматизм: что это такое и в чем причина его возникновения?

Строго говоря, астигматизм – это не болезнь, а так называемая рефракционная «ошибка» глаза. Однако это вовсе не значит, что он безопасен. Астигматизм – это искривление роговицы или деформирование хрусталика. В результате неправильного преломления света фокус воспринимаемого глазом объекта проявляется не на сетчатке, а перед ней или позади нее. При астигматизме предметы кажутся размытыми или немного деформированными – например, ребенок видит вместо точки черточку или овал. Это нарушение излечимо, и чем раньше будет поставлен диагноз и начнется лечение, тем лучше.

Читайте также:  Ось в линзах при астигматизме это

Кстати


Следует отметить, что большинство детей рождаются с небольшой степенью астигматизма, которая к концу первого года уменьшается и становится менее 1 диоптрии. Такой астигматизм называют физиологическим, он не оказывает существенного влияния на зрение и не требует лечения.

Астигматизм у детей чаще всего носит наследственный характер. В этом случае он проявляется в раннем возрасте и опытный офтальмолог может обнаружить его даже у годовалого малыша. Наследственный астигматизм вызывается нарушением формы хрусталика или роговицы.

Приобретенный астигматизм может быть следствием перенесенных травм глаза, подвывиха хрусталика или патологии зубочелюстной системы, вызывающей деформацию стенок глазницы.

Симптомы

Самая главная проблема при диагностике астигматизма у детей – тот факт, что родители не обращают внимания на многочисленные тревожные признаки проявления болезни и, порой, даже не подозревают, что их чадо видит плохо. Сами дети на зрение жалуются очень редко. Определить наличие астигматизма помогают косвенные признаки. При наличии патологии дети часто страдают от головных болей (особенно в области лба над бровями) и головокружения, не любят читать и писать, избегают даже рассматривать картинки в книжках. Чаще всего родители игнорируют это, считая ребенка ленивым или капризным. Стараясь рассмотреть что-либо, малыш, страдающий астигматизмом, прищуривает глаза и наклоняет голову под разными углами.

Наличие этих признаков еще не означает, что у ребенка непременно такое заболевание, однако это можно считать весомым поводом для визита к офтальмологу.

Виды и степени астигматизма у детей

Астигматизм у детей делится на несколько видов, в зависимости от природы возникновения, изменений рефракции, степени выраженности, места расположения фокуса и других факторов.


  • Роговичный.

    Этот вид астигматизма вызван дефектами роговицы. Влияние роговичного астигматизма на зрение сильнее, чем хрусталикового, так как роговица обладает большей преломляющей способностью.

  • Хрусталиковый астигматизм

    вызван изменением формы хрусталика.

  • Гиперметропический.

    Для него характерно преобладание дальнозоркости, при которой изображения предметов фокусируются за сетчаткой.

  • Миопический астигматизм

    обычно сопровождается близорукостью.

  • Простой.

    При этом виде наблюдаются нарушение работы только одного глаза (миопический или гиперметроптический астигматизм).

  • Сложный.

    Нарушения в работе обоих глаз (миопический или гиперметроптический астигматизм на обоих глазах).

  • Смешанный.

    Разные нарушения на обоих глазах (миопический астигматизм на одном и гиперметроптический – на другом).

    Кстати


    По статистике с возрастом в 31,1% случаев проявление нарушений, связанных с астигматизмом, снижается, в 42,8% они остаются стабильными, а в 26,1% – увеличиваются. Слабая степень астигматизма у детей менее постоянна, чем высокая.


  • Физиологический.

    При физиологическом астигматизме разница преломления главных меридианов составляет не более 1 диоптрия, как правило, от 0,5-0,75 диоптрия. Появление физиологического астигматизма офтальмологи связывают с неравномерным ростом глазного яблока, вызывающим его незначительную деформацию. Обычно физиологический астигматизм не оказывает существенного влияния на качество зрения и не требует лечения.

  • Патологический.

    Если показатели неправильного преломления доходят до 1 диоптрия и выше, говорят о патологическом астигматизме, который серьезно влияет на качество зрения и требует коррекции.

  • Врожденный астигматизм

    – наследственное заболевание, он проявляется в очень раннем возрасте, примерно в 1-2 года.

  • Приобретенный астигматизм

    является следствием травм и операций на глазах, а также патологий прикуса и некоторых инфекционных заболеваний.



Степени астигматизма:

  • Слабый – до 3 диоптрий;
  • Сильный – более 6 диоптрий;
  • Средний – от 3 до 6 диоптрий.

Диагностика

Ребенок, страдающий врожденным астигматизмом (или получивший приобретенный астигматизм в очень раннем возрасте), как правило, не жалуется на зрение – по той причине, что он видел так всегда и не знает, что это «неправильно». Данный факт осложняет своевременную диагностику. Поэтому родителям нужно быть очень внимательными. Астигматизм у детей обычно выявляется на приеме у офтальмолога. Поэтому рекомендуется показывать ребенка врачу с 2-х месячного возраста и, если доктор диагностирует астигматизм, посещать этого специалиста каждые 6 месяцев.

Для диагностирования астигматизма врач-офтальмолог может использовать специальный прибор – авторефрактометр. Астигматизм диагностируется также при помощи таблички с символами и цилиндрической линзы. Широко распространена и кератометрия – метод, позволяющий выявить степень кривизны меридианов наружной поверхности роговицы. В последние годы часто применяется компьютерная топография глаза – метод, дающий возможность создать трехмерное изображение роговицы глаза и наиболее точно оценить не только степень ее искривления, но также ее форму и толщину.

Читайте также:  При астигматизме берут в мвд

Лечение астигматизма

Вовремя выявленный астигматизм хорошо поддается коррекции. В арсенале врачей есть несколько способов исправить зрение ребенку, страдающему астигматизмом. До 18 лет применяют только консервативные методы, так как глаз все еще продолжает расти и развиваться, а после 18 лет можно сделать хирургическую или лазерную коррекцию.



Как лечится астигматизм с помощью очков?

Специальные астигматические очки с цилиндрами, позволяющими постепенно исправить астигматизм, – самый простой и распространенный способ коррекции этой патологии. В первые дни ношения очков ребенок может испытывать дискомфорт и головную боль, но эти неприятные явления исчезают через неделю. Если головные боли не проходят, возможно, очки были выбраны неправильно и их следует заменить. Лечение астигматизма при помощи очков – метод простой и дешевый, но не лишенный минусов – очки ограничивают боковое зрение, не позволяют малышу заниматься спортом, к тому же многие дети наотрез отказываются их носить.



Лечение с помощью линз

Ортокератология – метод, суть которого заключается во временном ношении твердых контактных линз, которые исправляют кривизну роговицы. Линзы надеваются на ночь. Постепенно роговица принимает правильную форму, и зрение улучшается. Однако этот метод подходит только для исправления слабого астигматизма до 1,5 диоптрий.



Лазерная коррекция (оперативное лечение астигматизма)

Лазерная коррекция астигматизма – процедура быстрая и безболезненная. Она занимает 15 минут и проводится под местной капельной анестезией. Наложение швов не требуется, так как поврежденный эпителий в короткие сроки восстанавливается самостоятельно, нет и реабилитационного периода – сразу после операции можно возвращаться к привычному образу жизни. Зрение заметно улучшается уже через 1-2 часа после окончания операции, а в течение недели восстанавливается окончательно. Самая распространенная на сегодняшний день технология носит название LASIK.

Профилактика

Развитие астигматизма можно «затормозить» (а в некоторых случаях – и предупредить) при помощи особых профилактических мер.

Для профилактики астигматизма следует соблюдать режим освещения – любые зрительные нагрузки должны проходить при ярком свете, не следует пренебрегать точечными источниками освещения. Избегайте использования ламп дневного света. Зрительные нагрузки не должны быть чрезмерными и слишком продолжительными, их надо чередовать с физической активностью. Каждые полчаса нужно выполнять упражнения для глаз – часто моргать, попеременно фокусировать взгляд на близких (30 см от глаз) и дальних предметах, зажмуриваться на 5 секунд и затем столько же держать глаза открытыми, «рисовать» глазами «восьмерку» в ритме дыхания. Каждое упражнение нужно повторять 7-10 раз. Хороший эффект дает мягкий и осторожный массаж век круговыми движениями – он способствует нормализации внутриглазного давления.

Источник

Зрительный
анализатор, его отделы: периферический,
про­водниковый, центральный.
Функциональные особенности зрительного
анализатора. Значение зрительного
анализатора в развитии ребенка. Основные
зрительные функции: центральное зрение;
пери­ферическое зрение; цветоощущение;
светоощущение; биноку­лярное зрение.
Методы исследований зрительных функций.
Особенности исследования основных
зрительных функций у детей. Роль
педагога-воспитателя в процессе
исследования зри­тельных функций у
детей. Значение офтальмо-гигиенических
условий для развития зрительных функций.
Зрительный акт и его механизм.

Возрастные
особенности органа зрения. Развитие
и формирование оболочек и структур
глазного яб­лока. Значение внешних
факторов (освещенность, использова­ние
цветов в окружающей обстановке, цвет
игрушек и нагляд­ности; форма, размер
игрушек) для нормального развития
орга­на зрения. Взаимосвязь общего
состояния здоровья ребенка и развития
зрения.

Тема 5. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей.

Преломляющая,
оптическая система глаза. Рефракция:
едини­ца измерения рефракции —
диоптрия. Виды рефракции: эмметропия,
миопия, гиперметропия. Метод определения
рефракции. Аккомодация. Спазм и паралич
аккомодации, их причины.

Зрительное
утомление — астенопия. Аномалии
рефракции: миопия, гиперметропия,
астигма­тизм. Миопия — близорукость.
Факторы, способствующие воз­никновению
и развитию близорукости: наследственность,
ус­ловия напряженной зрительной
работы на близком расстоя­нии,
ослабление аккомодации, изменение
склеры. Врожден­ная и приобретенная
близорукость, особенности течения,
осложнения, исход. Прогрессирующая
близорукость, особен­ности течения,
осложнения. Коррекция близорукости:
очко­вая, контактная. Профилактика
близорукости. Современные виды лечения
близорукости: терапевтическое,
хирургическое. Рекомендации к процессу
обучения и воспитания детей с
бли­зорукостью: ограничение непрерывной
зрительной работы; противопоказана
работа с различимостью мелких деталей
— конструкторы, мозаики; ограничение
физической нагрузки. Занятия спортом.
Гиперметропия — дальнозоркость.
Возникновение, разви­тие и особенности
течения дальнозоркости. Факторы,
обуслов­ливающие остаточное зрение
и слабовидение при дальнозорко­сти:
сочетание с астигматизмом и рефракционной
амблиопией. Коррекция дальнозоркости:
очковая, контактная. Профилак­тика и
лечение дальнозоркости. Рекомендации
к процессу обу­чения и воспитания
детей с дальнозоркостью: ограничение
не­прерывной зрительной работы вблизи;
ранняя коррекция и ее рациональное
использование во время занятий.

Астигматизм:
виды, особенности течения и коррекции.

Читайте также:  Астигматизм у детей телевизор

Тема 6. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией.

Аномалии
и заболевания век, слезных органов,
конъюнктивы. Аномалии
век: колобома век; заворот, выворот века;
эпикантус, птоз и др. Особенности течения
у детей. Лечение. Воспалительные
заболевания век: ячмень, халазион,
блефа­рит. Особенности течения у
детей. Лечение. Аномалии развития слезных
органов: отсутствие слезных точек;
сужение слезных канальцев. Воспалительные
заболевания слезных органов: дакриоаде­нит;
каналикулит; дакриоцистит. Особенности
течения у детей. Лечение.

Воспалительные
заболевания конъюнктивы: конъюнктиви­ты,
их клиническая картина. Виды конъюнктивитов.
Особен­ности течения у детей.
Профилактика распространений. Прин­ципы
лечения.

Аномалии
и заболевания преломляющих оптических
сред глаза. Патология
роговой оболочки. Аномалии развития
роговой оболочки: кератоконус, макро-и
микрокорнеа. Особенности течения.
Воспалительные заболевания роговой
оболочки: кератиты — принципы
возникновения, особенности течения,
возможные исходы.

Помутнения
роговицы, их виды, течение и лечение.
Рекомендации к процессу обучения и
воспитания детей с аномалиями и
заболеваниями роговой оболочки:
контактная, очковая или вспомогательные
оптические виды коррекции (лупы,
телескопические очки, линзы и т. д.).
Индивидуальная, дифференцированная
зрительная и физическая нагрузка.

Патология
хрусталика. Аномалии формы и положения
хрусталика: макро- и микрофакия;
сферофакия; вывих, подвывих хрусталика.
Заболевания хрусталика: помутнение —
катаракта. Врож­денные катаракты:
факторы возникновения (наследственный,
экзо- и эндогенного воздействия на плод
или эмбрион); особеннос­ти течения у
детей. Приобретенные катаракты: первичные
— воз­растные; вторичные —
посттравматические, постлучевые,
диа­бетические и др. Хирургическое
лечение катаракт, его особен­ности у
детей. Афакия и ее коррекция: очковая,
контактная, интраокулярная.

Амблиопия,
ее виды: обскурационная, дисбинокулярная,
рефракционная, анизометропическая,
истерическая. Причины ее возникновения
и особенности течения. Профилактика
раз­вития и лечение амблиопий.

Рекомендации
к процессу обучения и воспитания детей
с патологией хрусталика. Ограничение
физической нагрузки (подъем тяжестей,
длительные наклоны головы и туловища
вниз, сотрясение тела, прыжки, кувырки).
Ограничение непрерывной зрительной
работы вблизи, которая должна
соответствовать воз­растным и
функциональным данным ребенка. Для
профилакти­ки развития амблиопий
показана работа с различимостью мел­ких
деталей (мелкая мозаика, конструкторы
и др.), сочетание педагогических занятий
с лечебными мероприятиями. Патология
стекловидного тела. Помутнения
стекловидного тела, кровоизлияния в
стекло­видное тело — их течение и
последствия. Профилактика и ле­чение.

Аномалии
и заболевания сосудистого тракта.
Аномалии
развития: аниридия, колобома радужки,
колобома хориоидеи. Воспалительные
заболевания сосудистого тракта —
увеиты. Передние увеиты — иридоциклиты;
задние увеиты — хорио-идиты. Причины
возникновения увеитов у детей. Врожденные
увеиты (внутриутробные: ревматические,
токсоплазмозные и др.; в результате
воздействия отрицательных факторов на
плод или эмбрион). Приобретенные увеиты.
Особенности течения увеитов у детей,
их исходы. Профилактика развития и
лечение увеитов. Рекомендации к процессу
обучения и воспитания детей с патологией
сосудистого тракта: при данной патологии
страда­ют все основные зрительные
функции, следовательно, у детей отмечается
низкая зрительная, общая работоспособность
и бы­страя утомляемость. Следует
ограничивать время непрерывной зрительной
работы вблизи, физическую нагрузку, в
комнате для занятий необходимо посадить
ребенка так, чтобы прямые лучи света не
попадали в глаза.

Аномалии
развития и заболевания сетчатки и
зрительного нерва. Аномалии
сетчатки встречаются в сочетании с
альбинизмом, нистагмом. Воспалительные
процессы в сетчатке возникают при
пораже­нии хориоидеи в виде хориоретинитов
на фоне туберкулеза, токсоплазмоза,
ревматизма и т. д. У детей заболевания
сетчатки обус­ловлены общей патологией
и протекают в виде почечной, диабе­тической
ретинопатий. Следует выделить ретинопатию
недоношенных разной степени развития.
Наиболее тяжелой фор­мой ретинопатий
недоношенных является ретролентальная
фиброплазия. Особенности течения и
исходов ретинопатий у детей. Профилактика
и лечение ретинопатий. Отслоение сетчатки
у детей. Причины его возникновения, их
профилактика. Дегенеративно-дистрофические
изменения сетчатки у детей. Этиология,
клиника, исход данных заболеваний.
Ретинобластома — опухоль сетчатки,
особенности ее течения и изменение
зрительных функций.

Заболевания
зрительного нерва — у детей с глубокими
нару­шениями зрения чаще всего
отмечаются в виде атрофии зритель­ного
нерва. Врожденные и приобретенные
атрофии зрительно­го нерва. Особенности
возникновения, течения, исходов.
Про­филактика. Лечение.

Рекомендации
к процессу обучения и воспитания детей
с патологией сетчатки и зрительного
нерва: при зрительной и физической
нагрузке — строго дифференцированный,
индиви­дуальный подход в зависимости
от формы, течения, глубины процесса.
Причины возникновения глаукомы, ее
течение, первые при­знаки и исходы.
Врожденная глаукома у детей: особенности
возникновения, течение, исходы.
Приобретенная глаукома: юношеская,
первичная и вторичная. Особенности ее
возникно­вения, течение, исходы. Ранняя
диагностика, профилактика и лечение
глаукомы.

Острый
приступ глаукомы, причины, особенности
течения.

Рекомендации
к процессу обучения и воспитания детей
с гла­укомой: противопоказаны состояния
организма и условия внеш­ней среды,
способствующие повышению внутриглазного
давле­ния. Показано ограничение
зрительной и физической нагруз­ки;
противопоказанно пребывание в жарком
помещении, на солнце, в темном помещении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    06.02.201528.87 Mб21атлас по гистологии.djvu

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник