Развитие сетчатки у ребенка

Многих родителей сразу после рождения ребенка, волнует вопрос: какое зрение у их новорожденного малыша, видит ли он и как происходит становление и созревание глаза и возможности видеть у детей первого года жизни. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Формирование зрительного анализатора начинается  с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности.

К моменту родов глаз новорожденного уже полностью анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

В связи с этим зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • неполным формированием нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом; незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Поэтому учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. И только по мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам:

Новорожденный

  • различает только свет и тень — светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия (это вариант нормы).

1 месяц

  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.

2-3 месяц

  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота); начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги); начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке; пытается следить за движущейся игрушкой; начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.

4-6 месяц

  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета; задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.

7-12 месяц

  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

В дальнейшем по мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций.

Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно знать: если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так — зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, но если еще в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста раньше.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование.

При офтальмологическом осмотре в раннем грудном возрасте врач обращает внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок.

До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево).

Также определяют:

  • наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции.

Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Как определить зрение ребенка дома

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях.

Для этого нужно пристально следить за развитием малыша: смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие; у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Особенности формирования зрения у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения.

Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов. Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Развитие зрительных органов ребенка во время беременности

Зрительные органы и зрительная область мозга начинают развиваться в утробе матери задолго до рождения малыша. У эмбриона формирование глазных органов начинается в 8-10 недель беременности. Уже в возрасте шестнадцати недель плод реагирует на свет. Конец второго триместра знаменуется полным формированием глаз. В конце срока беременности плод может открывать глаза, моргать и следить за ярким светом вокруг матери.

Для правильного развития зрительной системы важно сбалансированное питание мамы во время беременности. Неоспорима ценность витамина А. Овощи, фрукты, молочные продукты в рационе мамы помогут правильному формированию органов зрения.

Специалисты установили также, что глазам не родившегося еще малыша нужен солнечный свет. Хотя в утробе матери темно, определенные фотоны света проникают в матку, если женщина находится в лучах солнца.

Читайте также:  Окт сетчатки глаза белгород

Зрение ребенка в первый месяц жизни

Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого человека. Это объясняется тем, что глаза малыша разнятся физиологически  с  глазами взрослого.

Глазные яблоки младенца меньше, чем глазные яблоки взрослого. Изображение возникает не на сетчатке, а за ней. Поэтому все новорожденные страдают нормальной дальнозоркостью.

Груднички не могут различать очертания мелких предметов. Картинка окружающего мира, которую видим мы, для новорожденного представляется набором пятен, имеющих разную степень интенсивности и освещенности. Глаза продолжают формироваться для нормального видения.

Окружающий мир для малыша в первый месяц жизни предстает в черно-белых тонах, яркие краски он не различает. Поэтому разноцветные погремушки в этом возрасте совершенно не к чему. Лицо мамы, на расстоянии не больше 20-30 сантиметров, малыш различает. 

Тьма и свет младенцу понятны. Яркий свет заставляет его усиленно моргать, зажмуриваться. Ребенок может вздрагивать, чересчур яркий свет может вызвать плач. Такое поведение относится к безусловным зрительным рефлексам, которые проверяют еще в роддоме.

Приблизительно в три недели после рождения младенец начинает различать что-то, кроме света. В этот период начинается формирование цветового и предметного зрения.

Второй и третий месяц жизни ребенка

В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.

К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.

Малышу четыре месяца

В этом возрасте малыш уже может определять расстояние до предметов, хватать их. Для развития этих навыков родители должны давать ребенку игрушки, развивая зрение и хватательные навыки.

Возраст – 5 месяцев

В этом возрасте ребенок гораздо лучше различает движущиеся предметы. Он распознает объект по его частям. Развивается способность различать оттенки, малышу уже подвластно цветное восприятие мира.

Возраст ребенка от шести месяцев до года

В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.

Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.

В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.

Зрение годовалого ребенка

Малыш в возрасте одного года уже способен с интересом рассматривать книги с цветными картинками. Можно ему читать книжки, показывая иллюстрации. Ребенок, двигаясь по полу ползком или уже ногами, собирает мелкие предметы, с радостью и интересом двигается к яркой игрушке.

Следует помнить, что этапы развития зрения у малышей происходят по-разному. Если что-то в развитии ребенка не совпадает с выше указанными, нет основания бить тревогу. Иногда какие-то навыки и умения запаздывают на несколько недель.

Обследования новорожденного офтальмологом

Первое обследование глаз проводится врачом-неонатологом в родильном доме. Затем – плановые проверки в возрасте одного месяца, трех (для недоношенных детей), шести месяцев  и года. Если родители заметили какие-либо отклонения в зрительных органах, к врачу следует обратиться в любой срок.

Проверка в роддоме позволяет диагностировать некоторые врожденные патологии зрительной системы. Врач может распознать врожденные катаракту и глаукому, ретинопатию, атрофию зрительного нерва и другие недуги глаз. Болезни характеризуются внешними признаками: подергивание и подрагивание зрачков (нистагм), опущением век (птоз). Тем не менее, осмотр в роддоме не дает полной гарантии отсутствия зрительных недугов, поскольку многие из них развиваются со временем.

Поэтому важны последующие посещения детского офтальмолога.

Первый осмотр – в возрасте одного месяца. Врач оценивает зрительные рефлексы (световой тест), производит общий осмотр глаз. Исследуется размер и форма глазных яблок, зрачков, чистота хрусталика.

Посещение офтальмолога в шесть месяцев может дать более полную картину о состоянии зрительных органов ребенка. Они оцениваются визуально и с использованием приборов. Проверяется:

  • двигательная активность глаз;
  • фокусировка на предметах;
  • аккомодация;
  • рефракция;
  • синхронность реакции.

Врач уже может с полной определенностью сказать — является ли имеющиеся косоглазие безвредным или это недуг, нуждающийся в коррекции.

В этом возрасте возможна проверка зрения с использованием специальной таблицы. Она представляет собой лист бумаги, на котором одна половина – белая, а вторая – в черно-белых полосках. Малыш с нормальным развитием глаз начинает рассматривать часть полосатую.

В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога

Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:

  • если у родителей или близких родственников имеются проблемы со зрением, то врача следует посещать чаще, чем предусмотрено;
  • если ребенок недоношенный;
  • глаза младенца не чувствительны к свету — в возрасте одного месяца он не реагирует на луч света, направленный ему в лицо;
  • малыш после трех месяцев реагирует только на игрушки, издающие звуки, не фокусируя взгляд на ярких цветных предметах беззвучных;
  • в возрасте четырех месяцев не следит обоими глазами за движущимися предметами;
  • в пять-семь месяцев ребенок не различает лица родных, не пытается взять близко расположенную игрушку;
  • у малыша различные размеры зрачков;
  • глазки слезятся или появились какие-либо выделения из них;
  • веки опухшие, красные;
  • зрачки мелко подрагивают, мигают, двигаются непроизвольно влево-вправо, вверх-вниз, дергаются;
  • замечается «выпуклость» глаз;
  • к возрасту одного года малыш не замечает удаленных предметов, например, не реагирует на взлетающих птиц.

Эти признаки должны насторожить родителей и явиться неоспоримым поводом посещения детского офтальмолога.

Профилактика возникновения зрительных недугов

Травмы глаз у детей – достаточно частое явление. Родители должны тщательно следить за малышами. Ногти у грудничков становятся острыми, даже когда они совсем немного отросли. Потому важно следить, чтобы малыш не оцарапался, в том числе, не повредил глаза. В арсенале маленьких детей должны быть только игрушки без острых краев, которыми можно повредить глаза. Недопустимо нахождение малыша, в пыльном, задымленном помещении. Такая обстановка плохо влияет не только на дыхательные органы, но и на органы зрения.

Читайте также:  Какие полезные для сетчатки глаз

Некоторые мамы, не дожидаясь посещения врача, начинают что-то закапывать в глазки ребенка при появлении гноя или других выделений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Только детский офтальмолог способен определить причину и назначить адекватное лечение.

Ребенок до года не способен нормально воспринимать картинки на экране телевизора или различных гаджетов. Пользы от такого просмотра нет, но нагрузка на органы зрения возникает.

Воспалительные процессы часто возникают у малышей после игры в песочнице или пускании мыльных пузырей. Маленькие дети трут глаза грязными руками, что приводит к воспалению глаз. Такие недуги в дальнейшем могут привести к ухудшению зрения.

Развитие зрительных органов у детей до года является одним из важных процессов в жизни малыша. Родители должны быть внимательны к этому явлению, поскольку хорошее зрение является важным фактором для дальнейшей полноценной и насыщенной жизни своего ребенка.

Источник

Орган зрения играет исключительную роль в развитии ребёнка первого года жизни. Глаза поставляют в головной мозг более 90% информации об окружающем мире. Нервная система младенца находится в тесной связи с органами чувств. Первый год жизни — самый интенсивный период развития зрительной функции. Родителям необходимо знать об основных этапах развития глаз грудного ребёнка и возможных проблемах для своевременного обращения к специалисту.

Общий план строения органа зрения

Орган зрения — уникальная по сложности структура человеческого организма. Глазное яблоко и нервные пути передачи зрительной информации в головной мозг развиваются ещё долгое время после окончания внутриутробного периода и появления ребёнка на свет.

Строение глазного яблока

Глазное яблоко состоит из трёх основных компонентов:

  • Фиброзной оболочки, обращённой во внешнюю среду и выполняющей каркасную и защитную функцию. Она состоит из плотной соединительной ткани. Непрозрачная часть фиброзной оболочки (склера) заметна своим белым цветом. Передний её отдел хорошо пропускает свет и называется роговицей.
  • Сосудистой оболочки, или хориоидеи. Она также состоит из нескольких частей:
    • радужки, определяющей цвет глаз, и зрачка, представляющего собой отверстие в ней, через которое свет проникает в глубжележащие отделы глазного яблока;
    • цилиарного тела, мышцы которого окружают хрусталик и дают возможность чётко видеть близкорасположенные и отдалённые предметы.
  • Пигментной оболочки, или сетчатки. Она содержит множество специализированных клеток, преобразующих свет в электрический нервный импульс:
    • палочек, формирующих зрительный образ в сумерки и ночное время;
    • колбочек, ответственных за цветовое восприятие предмета при ярком дневном освещении.

      Глазное яблоко имеет три оболочки: склеру, хориоидею и сетчатку

Оптические среды глаза

Для формирования изображения световой пучок преломляется в следующих анатомических структурах глаза:

  • роговице — прозрачная часть склеры имеет оптическую силу около 28 диоптрий;
  • влаге передней камеры глаза;
  • хрусталике, имеющем оптическую силу около 12–14 диоптрий;
  • стекловидном теле, расположенном между хрусталиком и сетчатой оболочкой глаза.

    Свет проходит через прозрачные структуры глазного яблока и фокусируется на сетчатке

На сетчатке после прохождения светом всех оптических структур глазного яблока формируется перевёрнутое изображение. Оба глаза воспринимают предмет по-разному. Информация в виде электрического сигнала от клеток сетчатки по зрительному нерву отправляется в специализированный отдел головного мозга, в котором различные перевёрнутые изображения с обоих глаз формируются в единый образ предмета.

Перевёрнутое изображение предмета на сетчатке преобразует в правильное головной мозг

Острота зрения напрямую зависит от прозрачности и силы преломления оптических сред и длины глазного яблока.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Все описанные выше анатомические структуры глазного яблока, как и острота зрения, продолжают своё развитие и после рождения ребёнка.

Ошибкой было бы полагать, что новорождённый ничего не видит и не слышит. Это утверждение весьма далеко от истины. Слуховые ощущения у плода возникают ещё в период внутриутробной жизни. Зрительные формируются только после его появления на свет.

Острота зрения новорождённого составляет приблизительно одну десятую от таковой взрослого человека. Ребёнок в этот период способен различать контуры крупных предметов с небольшого расстояния.

Цветовое восприятие в первые дни жизни снижено. Строение сетчатки новорождённого подразумевает наличие палочек и колбочек на периферии. В центральной же зоне (жёлтом пятне), на которой строится изображение предмета, при рождении их очень мало. В течение первого месяца жизни палочки и колбочки постепенно перемещаются к центру, вследствие чего ребёнок начинает различать яркие красные и оранжевые цвета.

Палочки и колбочки — специализированные светочувствительные клетки сетчатки

Формирования единого образа предмета на основе изображений на обеих сетчатках (бинокулярного зрения) при рождении ещё нет. Полноценная картина мира в виде пространственных образов у ребёнка в течение первого месяца отсутствует. В это время мозг только привыкает к поступлению разных сигналов с двух сетчаток.

Размер глазного яблока при рождении меньше, чем у взрослого. В первый месяц жизни отмечается особенно бурный рост анатомических структур: хрусталика, стекловидного тела.

Роговица новорождённого имеет более выпуклую форму, нежели у взрослого. В связи с этим несколько изменено преломление света в разных её участках. У новорождённых может наблюдаться размытое изображение предмета на сетчатке глаза. Причина в этом случае — разная кривизна роговицы, или астигматизм.

Рост роговицы может приводить к транзиторному астигматизму

Зрительный нерв — проводник информации от сетчатки в головной мозг — также меняется в этом возрасте. Основной процесс — формирование миелиновой оболочки нервных волокон.

В возрасте одного месяца новорождённый может следить за движущимся предметом и фиксировать взгляд на неподвижном. В этот период у ребёнка можно заметить явление косоглазия — отклонение зрачка от центральной оси. Однако до шести месяцев специалисты считают его вариантом нормы.

Кровоснабжение сетчатки в этот период имеет одну важную особенность: у новорождённого сосуды сильнее развиты в носовой части, чем в височной.

Сосуды сетчатки у новорождённого сильнее развиты в носовой части

Зрение двухмесячного малыша

В два месяца острота зрения ребёнка приблизительно достигает одной пятой от таковой у взрослого. В этом возрасте малыш уже способен различать черты лица матери и даже узнавать их. Видеть контуры предметов глаз теперь умеет на расстоянии около полуметра.

Читайте также:  Телефоны со сканером сетчатки глаза

Бинокулярное зрение появляется к концу второго месяца жизни. Мозг уже научился формировать единый образ предмета. Теперь ребёнку доступна пространственная картина мира.

Бинокулярное зрение позволяет видеть предмет объёмным

Жёлтое пятно сетчатки постепенно всё больше заполняется колбочками. Теперь ребёнок способен различать основные яркие цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Однако переходные оттенки ему всё ещё не доступны. В первые два месяца малышу лучше всего покупать яркие игрушки.

Продолжается рост глазного яблока, хрусталика и стекловидного тела. Роговица приобретает более привычную форму.

Волокна зрительного нерва ещё в утробе матери заложены природой в избыточном количестве. Часть их за первые два месяца погибнет. Это запрограммированный процесс. Качество зрения при этом страдать не будет.

Информация от обеих половин сетчаток поступает в головной мозг по определённым волокнам зрительного нерва

Сосудистая сеть заканчивает развиваться в височном отделе сетчатки глаза.

В этом возрасте родители уже могут заметить, что ребёнок способен длительно фиксировать взгляд на неподвижном предмете. А также малыш уже умеет довольно долго следить за движущимися объектами.

Доктор Комаровский о зрении младенца — видео

Основные достижения третьего и последующих месяцев жизни

Процесс становления остроты зрения (клинической рефракции) происходит довольно долго, вплоть до школьного возраста. Однако ребёнок к концу своего первого года способен чётко различать близкорасположенные и отдалённые предметы. Длина глазного яблока станет такой, как у взрослого, только к двум годам.

Цветовосприятие у ребёнка за год достигнет пика развития. К 10 месяцам малыш способен различать фактически все многообразие цветов и оттенков окружающего мира.

Осознанный взгляд и координированное действие глазных мышц доступны ребёнку в возрасте шести месяцев. К этому времени явление косоглазия, если оно было, должно ликвидироваться.

Косоглазие — результат нескоординированной работы глазных мышц

Формирование миелиновой оболочки зрительного нерва в первый год происходит наиболее интенсивно, однако заканчивается оно не ранее двухлетнего возраста.

Миелиновая оболочка обеспечивает высокую скорость передачи нервного импульса

К трём месяцам ребёнок способен фиксировать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении на руках у родителей. По истечении шестнадцати недель после появления на свет малыш чётко узнаёт свою мать, что сопровождается эмоциональным выражением радости. К пяти месяцам ребёнок отличает лица близких родственников. К концу первого года жизни малыш узнаёт людей на фотографии.

Косоглазие у детей первого года жизни — видео

Особенности зрения недоношенного новорождённого

Недоношенность — состояние не только внутренних органов. Зрение ребёнка, рождённого до срока сорок недель, сильно отличается от такового у доношенного.

Родившийся ранее 28 недель внутриутробного развития младенец не способен реагировать на свет. В более поздние сроки отмечается зажмуривание и общая двигательная реакция.

Фиксация взгляда в первый месяц жизни у таких детей отсутствует. При сроке рождения после 30 недель подобная зрительная функция появится только к трём месяцам жизни. 32–34 недели развития в утробе матери обеспечат новорождённому фиксацию взгляда в возрасте 1,5–2 месяцев. Диаметр роговицы у ребёнка увеличивается пропорционально продолжительности внутриутробной жизни.

У недоношенного ребёнка слабо развито кровоснабжение сетчатки. Чем меньше гестационный (внутриутробный) возраст, тем более вероятно появление отёка пигментной оболочки глаза и последующего нарушения её структуры в виде ретинопатии. Часто при осмотре сетчатки выявляются очаги кровоизлияний, локализованные в основном в области жёлтого пятна.

Основная проблема органа зрения недоношенного ребёнка — риск отслойки сетчатки

На сетчатке глаза у глубоко недоношенных детей выявляется зона, совсем не содержащая сосудов (аваскулярная). В 34 недели она практически не наблюдается.

Область вхождения зрительного нерва в сетчатку (диск) имеет размытые края. Чёткая очерченность вместе с розовой окраской появляется только на сроке сорок недель.

Область жёлтого пятна как скопление колбочек у детей, появившихся на свет до 30-й недели беременности, вообще отсутствует. На её развитие уйдёт около трёх месяцев. У малышей, рождённых на 34-й неделе гестации, этот процесс занимает около полутора месяцев.

Проблемы органа зрения на первом году жизни

Основными предрасполагающими факторами развития патологий органа зрения у ребёнка первого года жизни являются:

  • недоношенность;
  • родовая травма шейного отдела позвоночника;
  • внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус);

    Краснуха, перенесённая внутриутробно, крайне негативно сказывается на органе зрения

  • патология родовой деятельности (затяжные и стремительные роды, разгибательные предлежания головы);
  • оперативное родоразрешение путём наложения акушерских щипцов;
  • наследственные заболевания у родителей и других родственников;
  • кровнородственный брак.

Наиболее актуальными проблемами зрительной функции у детей первого года жизни являются патологии сетчатки глаза, хрусталика, клинической рефракции, нерва, слёзных каналов.

Проблемы органа зрения грудных детей — таблица

Патологии глаз у ребёнка первого года жизни — фотогалерея

Ретинопатия недоношенных — видео

Как обнаружить у грудничка проблемы со зрением

Анатомические отклонения в строении глазного яблока (микрофтальмию) увидит врач-неонатолог сразу после рождения.

Остроту зрения у ребёнка первого года жизни точно определить фактически невозможно. Отклонения в показателях клинической рефракции выявляются не ранее двухлетнего возраста. Родителям ребёнка первых месяцев жизни необходимо ориентироваться по реакции малыша на свет, фиксации взгляда на неподвижном объекте, слежению за движущимся предметом.

Отсутствие розового свечения сетчатки (так называемого эффекта красных глаз) говорит о помутнении хрусталика (катаракте).

Постоянное слезотечение сигнализирует о непроходимости носослёзного канала. Припухлость, покраснение области под глазным яблоком является следствием инфекционного воспаления слёзного мешка (дакриоцистита).

Явление косоглазия, не исчезнувшее по истечении шести месяцев жизни, требует внимания специалиста.

Роль родителей в развитии органа зрения у ребёнка

Развитие органа зрения у ребёнка первого года жизни — чрезвычайно важная задача воспитания. Рекомендуется использовать следующие мероприятия в зависимости от возраста малыша.

Мероприятия по развитию органа зрения у грудничка — таблица

Развивающие картинки для грудничка — фотогалерея

Зрение — важнейшее средство познания ребёнком первого года жизни окружающего мира. Развитие зрительной функции во многом зависит от деятельного участия в этом процессе родителей. Возникновение проблем с глазами — повод запланировать визит к детскому офтальмологу.

Источник