Разные по цвету сетчатки глаза
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2019;
проверки требует 1 правка.
Гетерохромия (от греч. ἕτερος — «иной», «различный», χρῶμα — цвет) — различный цвет радужной оболочки правого и левого глаза или разная окраска различных участков радужной оболочки одного глаза[1][2][3]. Она является результатом относительного избытка или недостатка меланина (пигмента). Также под гетерохромией может подразумеваться различная окраска кожи или волосяного покрова.
Центральная гетерохромия, радужка одного глаза имеет более одного оттенка (Есть доминирующий цвет, а несколько других цветов образуют круги или кольца вокруг зрачка)
Цвет глаз, то есть цвет радужных оболочек, определяется прежде всего концентрацией и распределением меланина[4][5][6]. Затронутый гетерохромией глаз может быть гиперпигментирован либо гипопигментирован.
У новорождённых детей цвет глаз зачастую ярче обычного. Почти всегда с возрастом глаз тускнеет, но иногда может сохранять глубину цвета. Это редкое явление, но чаще встречается при полной гетерохромии, хотя шансы данного феномена по-прежнему малы.
Классификация и причины возникновения[править | править код]
Частичная гетерохромия: голубая радужная оболочка с карим сектором
Гетерохромия классифицируется прежде всего как генетическая или приобретённая. Хотя нередко проводится различие между гетерохромией глаза: полной (греч. heterochromia iridis) и частичной. При полной гетерохромии цвет одной радужки отличается от цвета другой. При частичной гетерохромии или секторной гетерохромии цвет одной части радужки отличается от цвета оставшейся части.
Врождённая гетерохромия[править | править код]
Как правило наследуется по аутосомно-доминантному признаку.
Аномальное затемнение радужной оболочки[править | править код]
- Узелки Лиша — один из симптомов нейрофиброматоза
- Увеальная меланома[7]
- Синдром пигментной дисперсии — характеризует потерю пигментации на задней поверхности радужной оболочки, которая распространяется внутриглазно, и нанесением на различные внутриглазные структуры, в том числе переднюю поверхность радужки[8]
- Болезнь Стерджа-Вебера
Аномальное осветление радужной оболочки[править | править код]
- Простая гетерохромия — явление, характеризующееся отсутствием других глазных или системных проблем. Аномально светлые глаза обычно рассматриваются как гипоплазия радужной оболочки. Может проявляться как полностью, так и частично.
- Синдром Ваарденбурга[9]
- Синдром Горнера[10]
- Пьебалдизм — наличие на коже конечностей, лица и некоторых др. частей тела врождённых белых, полностью лишённых меланоцитов, пятен; наследуется по аутосомно-доминантному типу и обусловлено различными мутациями
- Болезнь Гиршпрунга
- Синдром Блоха-Сульцбергера
- Болезнь Парри-Ромберга(синдром Ромберга)
Приобретённая гетерохромия[править | править код]
Приобретается, как правило, из-за травмы, воспаления, опухолей или использования определённых глазных капель.
Аномальное затемнение радужной оболочки[править | править код]
- Роговичные отложения железа — Сидероз (отложение железа в тканях глаза) и Гемосидероз
- Определённые глазные капли, которые используются наружно для снижения внутриглазного давления у больных глаукомой. Возникает из-за стимуляции синтеза меланина в радужной оболочке
- Опухоль
- Иридокорнеальный эндотелиальный синдром
Аномальное осветление радужной оболочки[править | править код]
- Гетерохромный иридоциклит Фукса — в результате внутриглазного воспаления происходит атрофия радужки и возникает характерная для данного состояния гетерохромия.
- Синдром Горнера[10] — обычно приобретается из-за нейробластомы, но бывает и врождённым.
- Меланома также может быть причиной осветления радужной оболочки.
Кроме этого гетерохромия может быть вызвана синдромом Штиллинга-Тюрка-Дуэйна,мозаицизмом, увеитом, ювенильной ксантогранулёмой, лейкемией и лимфомой.
Гетерохромия у животных[править | править код]
Полная гетерохромия[править | править код]
Гетерохромия у животных более распространена, чем у людей. Она обычно приводит к голубому цвету одного глаза.
Глаза разного цвета можно встретить у полностью белых кошек или у кошек с большим процентом белого в окрасе, особенно у таких пород, как ванская кошка и турецкая ангора. Кошек, имеющих глаза разного цвета, называют разноглазыми. У разноглазых кошек один глаз оранжевого, жёлтого или зелёного цвета, а другой глаз голубой.
По преданию, любимая кошка пророка Мухаммеда — Муизза имела глаза разного цвета.
У домашних собак гетерохромия часто встречается у породы сибирский хаски.
Лошади с полной гетерохромией обычно имеют один карий, а второй белый, серый или голубой глаз. Полная гетерохромия наиболее распространена у лошадей пегой масти. Также она встречается среди коров и азиатских буйволов.
Секторная гетерохромия[править | править код]
Секторная гетерохромия часто встречается у собак пород австралийская овчарка, хаски и бордер-колли.
Известные случаи гетерохромии[править | править код]
Гетерохромия имеется у Кейт Босворт[11], Тима Макилрота[12], Элис Ив[13][14].
Среди литературных примеров гетерохромии — книги «Магам можно всё» (у всех магов с врождёнными способностями глаза разного цвета), «Четыре танкиста и собака» (в книге разные глаза у командира танка Василия Семёнова), «Белая гвардия» (поручик Виктор Мышлаевский) и «Мастер и Маргарита» (Воланд) Михаила Булгакова. В литературном сериале «Этногенез» гетерохромия используется как индикатор ношения героями того или иного магического артефакта.
Множество героев компьютерных игр, мультфильмов и аниме имеют гетерохромию.
Галерея[править | править код]
Полная гетерохромия у кошки: голубой глаз и жёлтый глаз. Жёлтый глаз, возможно, подвержен секторной гетерохромии, так как наружная часть жёлтая, а внутренняя — зеленая.
Полная гетерохромия у собаки: голубой глаз и карий глаз.
Центральная гетерохромия у человека.
Элис Ив — известная обладательница полной гетерохромии
Кейт Босуорт — обладательница врождённой секторной гетерохромии.
См. также[править | править код]
- Глухота белых кошек
- Альбинизм
Примечания[править | править код]
- ↑ Малая медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
- ↑ Большая Российская Энциклопедия. 1994 г.
- ↑ Большой толковый медицинский словарь. 2001 г.
- ↑ Wielgus AR, Sarna T. «Melanin in human irides of different color and age of donors.» Pigment Cell Res. 2005 Dec;18(6):454-64. PMID 16280011.
- ↑ Prota G, Hu DN, Vincensi MR, McCormick SA, Napolitano A. «Characterization of melanins in human irides and cultured uveal melanocytes from eyes of different colors». Exp Eye Res. 1998 Sep;67(3):293-9. PMID 9778410.
- ↑ «All About Eye Color» Архивировано 23 октября 2010 года. from Larry Bickford
- ↑ увеальная меланома (недоступная ссылка). Дата обращения 23 января 2014. Архивировано 1 февраля 2014 года.
- ↑ Синдром пигментной дисперсии
- ↑ Waardenburg P.J. A new syndrome combining developmental anomalies of the eyelids, eyebrows and noseroot with pigmentary anomalies of the iris and head hair and with congenital deafness; Dystopia canthi medialis et punctorum lacrimalium lateroversa, hyperplasia supercilii medialis et radicis nasi, heterochromia iridum totaliis sive partialis, albinismus circumscriptus (leucismus, polioss) et surditas congenita (surdimutitas) (англ.) // American Journal of Human Genetics (англ.)русск. : journal. — 1951. — September (vol. 3, no. 3). — P. 195—253. — PMID 14902764.
- ↑ 1 2 Gesundheit B., Greenberg M. Medical mystery: brown eye and blue eye—the answer (англ.) // The New England Journal of Medicine : journal. — 2005. — Vol. 353, no. 22. — P. 2409—2410. — doi:10.1056/NEJM200512013532219. — PMID 16319395.
- ↑ Kate Bosworth. People.com. Дата обращения 25 июля 2011. Архивировано 1 июня 2013 года.
- ↑ Tim McIlrath. Архивировано 1 июня 2013 года.
- ↑ «This One Has a Wardrobe Malfunction». Conan. TBS. May 23, 2012. Серия 95, сезон 2.
- ↑ The Eyes Have It: Celebrities with Heterochromia — Yahoo! omg! Архивировано 18 марта 2013 года.
Источник
Цветоощущение (цветовая чувствительность, цветовое восприятие) — способность зрения воспринимать и преобразовывать световое излучение определённого спектрального состава в ощущение различных цветовых оттенков и тонов, формируя целостное субъективное ощущение («хроматичность», «цветность», колорит).
Цвет характеризуется тремя качествами:
- цветовым тоном, который является основным признаком цвета и зависит от длины световой волны;
- насыщенностью, определяемой долей основного тона среди примесей другого цвета;
- яркостью, или светлотой, которая проявляется степенью близости к белому цвету (степень разведения белым цветом).
Человеческий глаз замечает изменения цвета только в случае превышения так называемого цветового порога (минимального изменения цвета, заметного глазом).
Физическая сущность света и цвета
Светом или световым излучением называются видимые электромагнитные колебания.
Световые излучения подразделяются на сложные и простые.
Белый солнечный свет — сложное излучение, которое состоит из простых цветных составляющих – монохроматических (одноцветных) излучений. Цвета монохроматических излучений называют спектральными.
Если луч белого цвета разложить с помощью призмы в спектр, то можно увидеть ряд непрерывно изменяющихся цветов: темно-синий, синий, голубой, сине-зеленый, желто-зеленый, желтый, оранжевый, красный.
Цвет излучения определяется длиной волны. Весь видимый спектр излучений расположен в диапазоне длин волн от 380 до 720 нм (1 нм = 10-9 м, т.е. одной миллиардной доли метра).
Всю видимую часть спектра можно разделить на три зоны
- Излучением длиной волны от 380 до 490 нм называется синей зоной спектра;
- от 490 до 570 нм — зеленой;
- от 580 до 720 нм — красной.
Различные предметы человек видит окрашенными в разные цвета потому, что монохроматические излучения отражаются от них по-разному, в разных соотношениях.
Все цвета делятся на ахроматические и хроматические
- Ахроматические (бесцветные) — это серые цвета различной светлоты, белый и черный цвета. Ахроматические цвета характеризуются светлотой.
- Все остальные цвета – хроматические (цветные): синий, зеленый, красный, желтый и т.д. Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.
Цветовой тон — это субъективная характеристика цвета, которая зависит не только от спектрального состава излучений, попавших в глаз наблюдателя, но и от психологических особенностей индивидуального восприятия.
Светлота субъективно характеризует яркость цвета.
Яркость определяет силу света, излучаемую или отражаемую с единицы поверхности в перпендикулярном к ней направлении (единица яркости – кандела на метр, кд/м).
Насыщенность субъективно характеризует интенсивность ощущения цветового тона.
Поскольку в возникновении зрительного ощущения цвета участвует не только источник излучения и окрашенный предмет, но и глаз и мозг наблюдателя, то следует рассмотреть некоторые основные сведения о физической сущности процесса цветового зрения.
Восприятие цвета глазом
Известно, что глаз по устройству представляет собой подобие фотоаппарата, в котором сетчатка играет роль светочувствительного слоя. Излучения различного спектрального состава регистрируются нервными клетками сетчатки (рецепторами).
Рецепторы, обеспечивающие цветовое зрение, подразделяются на три типа. Каждый тип рецепторов по-разному поглощает излучение трех основных зон спектра — синей, зеленой и красной, т.е. обладает различной спектральной чувствительностью. Если на сетчатку глаза попадает излучение синей зоны, то оно будет воспринято только одним типом рецепторов, которые и передадут информацию о мощности этого излучения в мозг наблюдателя. В результате возникнет ощущение синего цвета. Аналогично будет протекать процесс и в случае попадания на сетчатку глаза излучений зеленой и красной зон спектра. При одновременном возбуждении рецепторов двух или трех типов будет возникать цветовое ощущение, зависящее от соотношения мощностей излучения различных зон спектра.
При одновременном возбуждении рецепторов, регистрирующих излучения, например, синей и зеленой зон спектра, может возникнуть световое ощущение, от темно-синего до желто-зеленого. Ощущение в большей степени синих оттенков цвета будет возникать в случае большей мощности излучений синей зоны, а зеленых оттенков — в случае большей мощности излучения зеленой зоне спектра. Равные по мощности излучения синей и зеленой зон вызовут ощущение голубого цвета, зеленый и красной зон — ощущение желтого цвета, красной и синей зон — ощущение пурпурного цвета. Голубой, пурпурный и желтый цвета называются в связи с этим двухзональными. Равные по мощности излучения всех трех зон спектра вызывают ощущение серого цвета различной светлоты, который превращается в белый цвет при достаточной мощности излучений.
Аддитивный синтез света
Это процесс получения различных цветов за счет смешивания (сложения) излучений трех основных зон спектра — синего, зеленого и красного.
Эти цвета называются основными или первичными излучениями адаптивного синтеза.
Различные цвета могут быть получены этим способом, например, на белом экране с помощью трех проекторов со светофильтрами синего (Blue), зеленого (Green) и красного (Red) цветов. На участках экрана, освещаемых одновременно из разных проекторов могут быть получены любые цвета. Изменение цвета достигается при этом изменением соотношения мощности основных излучений. Сложение излучений происходит вне глаза наблюдателя. Это одна из разновидностей аддитивного синтеза.
Еще одна разновидность аддитивного синтеза — пространственное смещение. Пространственное смещение основано на том, что глаз не различает отдельно расположенных мелких разноцветных элементов изображения. Таких, например, как растровые точки. Но вместе с тем мелкие элементы изображения перемещаются по сетчатке глаза, поэтому на одни и те же рецепторы последовательно воздействует различное излучение соседних разноокрашенных растровых точек. В связи с тем, что глаз не различает быстрой смены излучений, он воспринимает их как цвет смеси.
Субтрактивный синтез цвета
Это процесс получения цветов за счет поглощения (вычитания) излучений из белого цвета.
В субтрактивном синтезе новый цвет получают с помощью красочных слоев: голубого (Cyan), пурпурного (Magenta) и желтого (Yellow). Это основные или первичные цвета субтрактивного синтеза. Голубая краска поглощает (вычитает из белого) красные излучения, пурпурная — зеленые, а желтая — синие.
Для того, чтобы субтрактивным способом, получить, например, красный цвет нужно на пути белого излучения поместить желтый и пурпурный светофильтры. Они будут поглощать (вычитать) соответственно синие и зеленые излучения. Такой же результат будет получен, если на белую бумагу нанести желтую и пурпурные краски. Тогда до белой бумаги дойдет только красное излучение, которое отражается от нее и попадает в глаз наблюдателя.
- Основные цвета аддитивного синтеза — синий, зеленый и красный и
- основные цвета субтрактивного синтеза — желтый, пурпурный и голубой образуют пары дополнительных цветов.
Дополнительными называют цвета двух излучений или двух красок, которые в смеси делают ахроматический цвет: Ж + С, П + З, Г + К.
При аддитивном синтезе дополнительные цвета дают серый и белый цвета, так как в сумме представляют излучение всей видимой части спектра, а при субтрактивном синтезе смесь указанных красок дает серый и черный цвета, в виде того, что слои этих красок поглощают излучения всех зон спектра.
Рассмотренные принципы образования цвета лежат и в основе получения цветных изображений в полиграфии. Для получения полиграфических цветных изображений используют так называемые триадные печатные краски: голубую, пурпурную и желтую. Эти краски прозрачны и каждая из них, как уже было указано, вычитает излучение одной из зон спектра.
Однако, из-за неидеальности компонентов субтактивного синтеза при изготовлении печатной продукции используют четвертую дополнительную черную краску.
Из схемы видно, что если наносить на белую бумагу триадные краски в различном сочетании, то можно получить все основные (первичные) цвета как для аддитивного синтеза, так и для субтрактивного. Это обстоятельство доказывает возможность получения цветов необходимых характеристик при изготовлении цветной полиграфической продукции триадными красками.
Изменение характеристик воспроизводимого цвета происходит по-разному, в зависимости от способа печати. В глубокой печати переход от светлых участков изображения к темным осуществляется благодаря изменению толщины красочного слоя, что и позволяет регулировать основные характеристики воспроизводимого цвета. В глубокой печати образование цветов происходит субтрактивно.
В высокой и офсетной печати цвета различных участков изображения передаются растровыми элементами различной площади. Здесь характеристики воспроизводимого цвета регулируются размерами растровых элементов различного цвета. Ранее уже отмечалось, что цвета в этом случае образуются аддитивным синтезом – пространственным смешиванием цветов мелких элементов. Однако, там, где растровые точки различных цветов совпадают друг с другом и краски накладываются одна на другую, новый цвет точек образуется субтрактивным синтезом.
Оценка цвета
Для измерения, передачи и хранения информации о цвете необходима стандартная система измерений. Человеческое зрение может считаться одним из наиболее точных измерительных приборов, но оно не в состоянии ни присваивать цветам определенные числовые значения, ни в точности их запоминать. Большинство людей не осознает, насколько значительно воздействие цвета на их повседневную жизнь. Когда дело доходит до многократного воспроизведения, цвет, кажущийся одному человеку «красным», другим воспринимается как «красновато-оранжевый».
Методы, которыми осуществляется объективная количественная характеристика цвета и цветовых различий, называют колориметрическими методами.
Трехцветная теория зрения позволяет объяснить возникновение ощущений различного цветового тона, светлоты и насыщенности.
Цветовые пространства
Координаты цвета
L (Lightness) — яркость цвета измеряется от 0 до 100%,
a — диапазон цвета по цветовому кругу от зеленого -120 до красного значения +120,
b — диапазон цвета от синего -120 до желтого +120
В 1931 г. Международная комиссия по освещению – CIE (Commission Internationale de L`Eclairage) предложила математически рассчитанное цветовое пространство XYZ, в котором весь видимый человеческим глазом спектр лежал внутри. В качестве базовых была выбрана система реальных цветов (красного, зеленого и синего), а свободный пересчет одних координат в другие позволял проводить различного рода измерения.
Недостатком нового пространства была его неравноконтрастность. Понимая это, ученые проводили дальнейшие исследования, и в 1960 г. Мак-Адам внес некоторые дополнения и изменения в существовавшее цветовое пространство, назвав его UVW (или CIE-60).
Затем в 1964 г. по предложению Г. Вышецкого было введено пространство U*V*W* (CIE-64).
Вопреки ожиданию специалистов предложенная система оказалась недостаточно совершенной. В одних случаях используемые при расчете цветовых координат формулы давали удовлетворительные результаты (в основном при аддитивном синтезе), в других (при субтрактивном синтезе) погрешности оказывались чрезмерными.
Это заставило CIE принять новую равноконтрастную систему. В 1976 г. были устранены все разногласия и на свет появились пространства Luv и Lab, базирующиеся на том же XYZ.
Эти цветовые пространства принимают за основу самостоятельных колориметрических систем CIELuv и CIELab. Считается, что первая система в большей мере отвечает условиям аддитивного синтеза, а вторая — субтрактивного.
В настоящее время цветовое пространство CIELab (CIE-76) служит международным стандартом работы с цветом. Основное преимущество пространства — независимость как от устройств воспроизведения цвета на мониторах, так и от устройств ввода и вывода информации. С помощью стандартов CIE могут быть описаны все цвета, которые воспринимает человеческий глаз.
Количество измеряемого цвета характеризуется тремя числами, показывающими относительные количества смешиваемых излучений. Эти числа называются цветовыми координатами. Все колориметрические методы основаны на трехмерности т.е. на своего рода объемности цвета.
Эти методы дают столь же надежную количественную характеристику цвета, как например измерение температуры или влажности. Отличие состоит лишь в количестве характеризующих значений и их взаимосвязи. Эта взаимосвязь трех основных цветных координат выражается в согласованном изменении при изменении цвета освещения. Поэтому «трехцветные» измерения проводятся в строго определенных условиях при стандартизованном белом освещении.
Таким образом, цвет в колориметрическом понимании однозначно определяется спектральным составом измеряемого излучения, цветовое же ощущение не однозначно определяется спектральным составом излучения, а зависит от условий наблюдения и в частности от цвета освещения.
Физиология рецепторов сетчатки
Восприятие цвета связано с функцией колбочковых клеток сетчатки глаза. Пигменты, содержащиеся в колбочках поглощают часть падающего на них света и отражающее остальную. Если какие-то спектральные компоненты видимого света поглощаются лучше других, то этот предмет мы воспринимаем как окрашенный.
Первичное различение цветов происходит в сетчатке- в палочках и колбочках свет вызывает первичное раздражение, которое превращается в электрические импульсы для окончательного формирования воспринимаемого оттенка в коре головного мозга.
В отличие от палочек, содержащих родопсин, колбочки содержат белок йодопсин. Йодопсин — общее название зрительных пигментов колбочек. Существует три типа йодопсина:
- хлоролаб («зелёный», GCP),
- эритролаб («красный», RCP) и
- цианолаб («синий», BCP).
В настоящее время известно, что светочувствительный пигмент йодопсин находящийся во всех колбочках глаза, включает в себя такие пигменты, как хлоролаб и эритролаб. Оба эти пигмента чувствительны ко всей области видимого спектра, однако первый из них имеет максимум поглощения, соответствующий жёлто-зеленой (максимум поглощения около 540 нм.), а второй жёлто-красной (оранжевой) (максимум поглощения около 570 нм.) частям спектра. Обращает на себя внимание тот факт, что их максимумы поглощения расположены рядом. Это не соответствуют принятым «основным» цветам и не согласуется с основными принципами трёхкомпонентной модели.
Третий, гипотетический пигмент, чувствительный к фиолетово-синей области спектра, заранее получивший название цианолаб, на сегодняшний день так и не найден.
Кроме того, найти какую-либо разницу между колбочками в сетчатке глаза не удалось, не удалось и доказать наличие в каждой колбочке только одного типа пигмента. Более того, было признано, что в колбочке одновременно находятся пигменты хлоролаб и эритролаб.
Неаллельные гены хлоролаба (кодируется генами OPN1MW и OPN1MW2) и эритролаба (кодируется геном OPN1LW) находятся в Х-хромосомах. Эти гены давно хорошо выделены и изучены. Поэтому чаще всего встречаются такие формы дальтонизма, как дейтеронопия (нарушение образования хлоролаба) (6 % мужчин страдают этим заболеванием) и протанопия (нарушение образования эритолаба) (2 % мужчин). При этом некоторые люди, имеющие нарушения восприятия оттенков красного и зелёного, лучше людей с нормальным восприятием цветов воспринимают оттенки других цветов, например, цвета хаки.
Ген цианолаба OPN1SW расположен в седьмой хромосоме, поэтому тританопия (аутосомная форма дальтонизма, при которой нарушено образования цианолаба) — редкое заболевание. Человек, больной тританопией, всё видит в зеленых и красных цветах и не различает предметы в сумерках.
Нелинейная двухкомпонентная теория зрения
По другой модели (нелинейная двухкомпонентная теория зрения С. Ременко), третий «гипотетический» пигмент цианолаб не нужен, приёмником синей части спектра служит палочка. Это объясняется тем, что при яркости освещения достаточной для различения цветов, максимум спектральной чувствительности палочки (благодаря выцветанию содержащегося в ней родопсина) смещается от зелёной области спектра к синей. По этой теории колбочка должна содержать в себе всего два пигмента с рядом расположенными максимами чувствительности: хлоролаб (чувствительный к жёлто-зелёной области спектра) и эритролаб (чувствительный к жёлто-красной части спектра). Эти два пигмента давно найдены и тщательно изучены. При этом колбочка является нелинейным датчиком отношений, выдающем не только информацию о соотношении красного и зелёного цвета, но и выделяющем уровень жёлтого цвета в этой смеси.
Доказательством того, что приёмником синей части спектра в глазу является палочка, может служить и тот факт, что при цветоаномалии третьего типа (тританопия), глаз человека не только не воспринимает синей части спектра, но и не различает предметы в сумерках (куриная слепота), а это указывает именно на отсутствие нормальной работы палочек. Сторонники трёхкомпонентных теорий объяснить, почему всегда, одновременно с прекращением работы синего приёмника, перестают работать и палочки до сих пор не могут.
Кроме того, подтверждением этого механизма является и давно известный Эффект Пуркинье, суть которого заключается в том, что при наступлении сумерек, когда освещённость падает, красные цвета чернеют, а белые кажутся голубоватыми. Ричард Филлипс Фейнман отмечает, что: «это объясняется тем, что палочки видят синий край спектра лучше, чем колбочки, но зато колбочки видят, например, тёмно красный цвет, тогда как палочки его совершенно не могут увидеть».
В ночное время, когда поток фотонов недостаточен для нормальной работы глаза, зрение обеспечивают в основном палочки, поэтому ночью человек не может различать цвета.
На сегодняшний день придти к единому мнению о принципе цветовосприятия глазом пока не удалось.
Источник