Работа выявление слепого пятна на сетчатке глаза

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018;
проверки требуют 32 правки.

Слепое пятно правого глаза — на фотографии глазного дна светлое пятно справа (расположено медиально). Более тёмное на снимке пятно левее — макула (жёлтое пятно)

На периметрической карточке правого глаза слепое пятно (закрашенное оранжевое на рисунке) располагается латеральнее центра зрения — проекции жёлтого пятна (из-за осевой зеркальной проекции светопреломляющего аппарата глаза)

Слепо́е пятно́[1] (оптический диск, лат. punctum caecum) — имеющаяся в каждом глазу здорового человека (и всех зрячих хордовых животных) область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют светочувствительные рецепторы.

Эта особенность строения сетчатки хордовых часто упоминается в спорах об эволюции как пример нерационального дизайна, часто в сравнении с сетчаткой головоногих, у которых слепого пятна нет. Этот аргумент, однако, игнорирует все остальные, связанные с наличием слепого пятна, существенные отличия строения сетчатки хордовых от сетчатки головоногих рабдомерного типа[2]. В сетчатке человека, как и прочих хордовых, в отличие от рабдомерной сетчатки моллюсков, светочувствительные клетки по необходимости направлены наружным сегментом в сторону пигментного эпителия сетчатки, который осуществляет утилизацию отработавшего пигмента, питание и охлаждение фоточувствительного слоя. По этой причине нервные клетки и отходящие к мозгу аксоны расположены в сетчатке хордовых на поверхности сетчатки. Такое устройство сетчатки обеспечивает более плотную упаковку светочувствительных элементов и потенциально более высокое разрешение. Рабдомерное устройство имеет свои преимущества, например, способность воспринимать поляризацию света[3]. Акцентирование внимания только на одной детали, без попытки найти ей рациональное объяснение в более широком контексте строения глаза как целого и условий его функционирования у конкретного организма, делает аргумент о «нерациональности» скорее эмоциональным, чем научным.

Слепые пятна в каждом двух глаз находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз их влияние незаметно; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение, потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно, вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, образующие зрительный нерв. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету, поэтому в этой области сетчатки мы ничего не видим. Эта область именуется слепым пятном.

История[править | править код]

Слепое пятно открыл Эдм Мариотт в 1668 году. Король Франции Людовик XIV развлекался со слепым пятном, наблюдая своих подданных, как будто у них не было голов[4].
Слепое пятно увеличивается при заболеваниях зрительного нерва, прогрессировании глаукомы.
Размеры слепого пятна имеют значение для безопасности дорожного движения (при значительном снижении зрения на одном глазе).

Обнаружение слепого пятна[править | править код]

Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент (на определенном, индивидуальном расстоянии лица от монитора) он исчезнет. Аналогичный опыт можно провести и с правым глазом.

Этим способом можно также оценить приблизительный угловой размер слепого пятна.

Точное расположение и размеры слепого пятна глаза определяются по его проекции при периметрии поля зрения глаза и при ретиноскопии.

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Жёлтое пятно

Источник

Место выхода зрительного нерва из глазного яблока (диск зрительного нерва) называют слепым пятном. Оно не содержит фоторецепторов и поэтому нечувствительно к свету.

Для работы необходимы: картинки с изображением черных точек, белых кругов или крестиков, испытуемые.

Ход работы. Закрыв правый глаз, смотрим левым на верхний крестик, с расстояния 20—25 сантимет­ров. Вы заметите, что средний большой белый кружок исче­зает совершенно, хотя оба меньших кружка по бокам его хорошо видны. Если, не меняя положения рисунка, смотреть на нижний крестик, кружок исчезает только отчасти.

Явление это обусловлено тем, что при указанном поло­жении глаза относительно фи­гуры изображение кружка по­падает на так называемое сле­пое пятно — место входа зри­тельного нерва, нечувстви­тельное к световым раздраже­ниям.

Еще одна возможность определения повторения знаменитого опыта Мариотта. Держите рисунок на расстоянии сантиметров 20 от вашего правого глаза (закрывши левый) и смотрите на крестик, помещенный слева; медленно приближайте рисунок к глазу: непременно наступит момент, когда большое черное пятно на скрещении обеих окружностей бесследно исчезнет

Вы не увидите черного пятна, хотя оно будет. Этот опыт, впервые произведенный в 1668 г. (в несколько ином виде) знаменитым физиком Мариоттом, очень забавлял придворных Людовика XIV. Мариотт проделывал опыт так: помещал двух вельмож на расстоянии 2 м друг против друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку,— тогда каждому казалось, что у его визави нет головы.
Как это ни странно, но люди только в XVII веке узнали, что на сетчатке их глаз существует «слепое пятно», о котором никто раньше не думал. Это то место сетчатой оболочки, где зрительный нерв вступает в глазное яблоко и еще не разделяется на мелкие разветвления, снабженные элементами, чувствительными к свету.

Мы не замечаем черной дыры в поле нашего зрения вследствие долговременной привычки. Если вы носите очки, то можете проделать такой опыт: наклейте кусочек бумаги на стекло очков (не в самой середине, а сбоку). В первые дни бумажка будет мешать смотреть; но пройдет неделя, другая, и вы так привыкнете к ней, что перестанете даже ее замечать. Впрочем, это хорошо знает каждый, кому приходилось носить очки с треснувшим стеклом: трещина замечается только в первые дни. Точно так же, в силу долговременной привычки, не замечаем мы слепого пятна нашего глава. Кроме того, оба слепых пятна отвечают различным участкам поля зрения каждого глаза, так что при зрении двумя глазами ее бывает пробела в их общем поле зрения.
Не думайте, что слепое пятно нашего поля зрения незначительно; когда вы смотрите (одним глазом) на дом с расстояния 10 м, то, из-за слепого пятна, не видите довольно обширной части его фасада, имеющей в поперечнике более метра; в нем умещается целое окно. А на небе остается невидимым пространство, равное по площади 120 дискам полной Луны!

Читайте также:  Скуд по сетчатке глаза

Рекомендации к оформлению работы. Запишите в тетради вывод относительно того, почему определенный участок сетчатки не реагирует на действие светового раздражителя.

Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 12965; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8779 — | 8309 — или читать все…

Читайте также:

Источник

8 класс

Оценка: Ф.И.__________________________

Дата__________________________

Лабораторная работа № 6.

ОБНАРУЖЕНИЕ «СЛЕПОГО ПЯТНА».

ЗРАЧКОВЫЙ РЕФЛЕКС.

Цель работы: научиться находить область «слепого пятна» для своих глаз; наблюдать результат действия зрачкового рефлекса; познакомиться с явлением содружественной реакции зрачков глаз; сформулировать выводы о морфофизиологических причинах данных явлений.

Материалы и оборудование: фонарик с матовым фильтром, яркий водный фломастер, линейка; ЦОР: презентация «Зрительный анализатор», презентация «Оптические иллюзии».

Инструктивная карточка.

  1. Проведите опыт по обнаружению области «слепого пятна»:

  • работа проводится по очереди в паре;

  • нанесите яркую точку на ноготь указательного пальца правой руки;

  • закройте левый глаз;

  • поместите указательные пальцы обеих рук вместе прямо перед собой на комфортном расстоянии от глаз;

  • внимательно смотрите только на указательный палец левой руки;

  • не переводя взгляд на правый указательный палец, начинайте медленно отводить его вправо;

  • остановите движение пальца, когда перестанете видеть яркую точку и сам ноготь указательного пальца правой руки;

  • зафиксируйте расстояние между пальцами;

  • измерьте расстояние с помощью напарника;

  • запишите данные в таблицу с математическим округлением до 0,5см;опыт повторяет напарник и заносит свои данные в таблицу.

2. Обработка результатов.

Данные всего класса занесите в таблицу (количество ячеек делается по количеству присутствующих учеников).

2

Область

см

Проведите анализ результатов всего класса и ответьте на вопросы.

* Область «слепого пятна» — постоянная величина или индивидуальная?

* Какую величину можно назвать «нормой» и есть ли она?

3. Проведите эксперимент по выявлению реакции зрачков на свет.

  • Внимательно прочитайте определения.

Прямые зрачковые рефлексы – изменение величины зрачка в ответ на раздражитель (свет, боль).

Содружественные зрачковые рефлексы – сужение зрачка одного глаза при воздействии светового раздражителя на другой.

  • Проведите эксперименты, работая в паре; результаты занесите в таблицу.

откройте одновременно

В затемненном месте осветите фонариком только один глаз

4. Познакомьтесь с презентацией «Зрительный анализатор» и найдите объяснение своим наблюдениям.

5. Посмотрите презентацию «Оптические иллюзии» и выберите верный ответ (нужное – подчеркнуть).

Причиной оптических иллюзий является:

неправильное восприятие объекта глазами;

неправильный анализ информации в зрительных зонах мозга.

Подведение итогов работы.

Заполните пропуски в тексте.

Зрительный анализатор начинается с расположенных в глазу человека фоторецепторов. Их два вида:___________________ и ____________________. Они образуют внутреннюю светочувствительную оболочку глаза – _________________. Нервные отростки фоторецепторов соединяются в проводящий путь: ___________________________________. Место его выхода лишено фоторецепторов, не воспринимает световые волны и называется ________________

_______________. Его положение и размер имеют _____________________________ характер. Заканчивается зрительный анализатор в _____________________________

_____________ коры больших полушарий, расположенных в затылочных долях. Там осуществляется обработка зрительной информации. Поэтому говорят, что человек видит не глазами, а __________________.

Для правильной работы глаз важны зрачковые _________________________ рефлексы двух видов:___________________ и ________________________________.

Источник

Впервые слепое пятно было задокументировано французским физиком Эдмом Мариоттом в 1660 году.

Слепое пятно — небольшая часть поля зрения каждого глаза, которая соответствует положению диска зрительного нерва (также известного как головка зрительного нерва) в сетчатке.

Сложности человеческого глаза — от слепого пятна и макулы до сфокусированного и периферического зрения.

  1. Слепое пятно
  2. Макула
  3. Зрительный нерв
  4. Конъюнктива
  5. Роговица
  6. Глазная камера
  7. Зрачок
  8. Радужная оболочка
  9. Линза
  10. Цилиарная мышца
  11. Стекловидное тело
  12. Склера
  13. Сосудистая оболочка
  14. Сетчатка

В оптическом диске нет фоторецепторов (то есть палочек или колбочек), и, следовательно, в этой области не обнаруживается изображение.

Когда оба глаза открыты, слепые пятна не воспринимаются, потому что поля зрения обоих глаз перекрываются.

Найди свое слепое пятно

Большую часть времени мы не замечаем слепых пятен в нашем зрении, потому что они не в нашем центральном зрении, и мозг заполняет недостающую область.

Предложенный тест поможет выявить слепое пятно в глазу, в том его месте, где оптический нерв пробивает отверстие в сетчатке.

Для начала распечатайте рисунок (ниже).

Закройте левый глаз и посмотрите правым на букву П.

Начните тест, держа лист на расстоянии вытянутой руки, затем медленно приближайте лист к себе.

Читайте также:  Ангиопатия сетчаток по типу ангиоспазма

Продолжайте смотреть на букву П, но концентрируйте внимание на букве Л.

По мере приближения листа к вашему лицу буква Л внезапно исчезнет!

Попробуйте еще раз, концентрируя взгляд левого глаза на букве Л.

Лучший друг слепого пятна: макула

Помимо слепого пятна, у каждого человеческого глаза есть область сетчатки, которая обеспечивает высококачественное сфокусированное зрение, известное как макула или желтая макула. В центре макулы находится самая высокая концентрация клеток колбочек, одного из двух типов фоторецепторных клеток в глазу. Эта небольшая центральная яма — центральная ямка — расположена прямо в середине желтого пятна и отвечает за острое центральное зрение.

Все кошки серые в темноте

У животных, которым нужно хорошее зрение ночью, обычно большие глаза — например, кошки. На самом деле у кошек также есть специальная сетчатка, содержащая отражающий слой, который позволяет большему количеству света достигать сетчатки. Глаза ночных охотников построены иначе, чем человеческий глаз. По сравнению с людьми, у ночных животных гораздо больше палочек (отвечающих за восприятие яркости), чем колбочек (отвечающих за восприятие цвета).

Таким образом, наши колбочки играют ключевую роль в предоставлении нам цветового зрения. У нас есть три типа колбочек, которые имеют максимальную чувствительность к красному, синему или зеленому свету, соответственно, соответствующие определенной длине волны дневного света.

Ночью мы теряем свет этих трех цветовых волн. В результате у нас нет доступа к информации о цвете, поэтому активны только наши стержни — и поэтому все выглядит серым.

Сосредоточенное зрение против периферического зрения

Периферийное зрение — это часть нашего зрения, которая находится за пределами нашего центрального сфокусированного взгляда.

Цель периферийного зрения состоит в том, чтобы дать нам начальное впечатление или контекст, прежде чем мы сосредоточимся на чем-то, поэтому оно работает совсем не так, как наше сфокусированное видение.

Периферийное зрение охватывает более 90% поля зрения, хотя оно имеет доступ только к приблизительно 50% фоторецепторных клеток. По сути, это означает, что способность различать мелкие детали отодвигается на второй план в нашем периферийном зрении из-за его гораздо более низкой остроты зрения или разрешения.

Однако наше периферийное зрение намного лучше воспринимает движение, потому что нам все еще нужна способность быстро определять потенциальные риски.

Все знают, что, когда вещи начинают выглядеть размытыми, пришло время надевать очки или линзы, чтобы исправить дефекты нашего зрения.

Однако следует помнить две важные вещи:

  1. Необходимо обратиться к офтальмологу, чтобы подобрать линзы, которые наиболее подходят для вас.
  2. Ношение контактных линз может вызвать синдром «сухого глаза». Синдром сухого глаза может быть причиной нечеткого зрения, а также сухости, покраснения и слезоточивости глаз. Он может вызывать ощущение покалывания, жжения или присутствия постороннего предмета в глазах. Не стоит их игнорировать.

Еще больше о синдроме «сухого глаза» на сайте www.delphanto.ru

Источник

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)

В постоянно изменяющихся условиях живой организм может существовать только в том случае, если он непре­рывно получает и анализирует информацию, поступаю­щую как из окружающего мира, так и из внутренней среды собственного тела. Вся информация поступает в цен­тральную нервную систему, где перерабатывается и ана­лизируется. Функцию восприятия внешней и внутренней информации, передачу ее и анализ в высших отделах моз­га осуществляет система анализаторов.

РАБОТА 1.

Тема. Глазные мышцы.

Цель: определение функций глазных мышц.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: указка, карандаш или ав­торучка.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь просит испытуемого внимательно сле­дить за движением карандаша, который располагается на расстоянии 20 см от его глаз. Исследователь перемещает карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает им окружность. Все это время он внимательно наблюдает за движением глаз испытуемого.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Ответьте на вопросы: Почему происходит движение глазного яблока? Какие мышцы глаз обеспечивают это движение? Сколько мышц может одновременно приводить в движение глазное яблоко?

РАБОТА 2.

Тема. Аккомодация глаза.

Цель: познакомить с физиологическими причинами ак­комодации.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: деревянная рамка разме­ром 15×20 см с хорошо натянутой на ней марлей. Лист бумаги с печатным текстом.

1.Под аккомодацией понимают способность глаза к яс­ному видению разноудаленных предметов. В основе акко­модации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривиз­ны хрусталика. Для ясного видения предмета лучи, отра­жающиеся от предмета, должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы вид­ны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой. Одинаково ясно видеть раз­ноудаленные от глаз предметы невозможно.

ХОД РАБОТЫ

Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоя­нии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо види­мыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплы­ваются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и буквы.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Нарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных пред­метов, объясните физиологические механизмы аккомодации.

РАБОТА 3.

Тема. Астигматизм.

Цель: познакомиться с одной из методик обнаружения астигматизма.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: для работы необходим ри­сунок (чертеж для выявления астигматизма).

Астигматизм зависит от неодинаковой кривизны раз­личных участков преломляющих поверхностей глаза, осо­бенно роговицы. Поэтому лучи, идущие от одной точки, но через разные участки преломляющих поверхностей, будут по-разному преломляться и вследствие этого схо­диться не в одной точке. В результате возникает некоторая неясность, расплывчатость изображения.

Читайте также:  Желтое пятно это участок сетчатки где

ХОД РАБОТЫ

Для наблюдения астигматизма предложите испытуе­мому рассмотреть рисунок, на котором одни линии расположены вертикально, а другие — горизонтально, толщина всех линий обязательно должна быть одинако­вой. Испытуемый отмечает, какие линии, горизонтальные или вертикальные, более отчетливы.

Приближая рисунок к глазу и отодвигая его, определи­те, впереди сетчатки или за ней сходились лучи, идущие от менее ясно видимых линий. Если, например, при прибли­жении рисунка горизонтальные линии стали более отчет­ливыми, то это означает, что лучи, идущие от этих линий, при начальном положении рисунка сходились впереди сетчатки, а при приближении рисунка к глазу точки схож­дения лучей переместились на сетчатку, т.е. изображение оказалось в фокусе.

Вращая рисунок, отметьте, что представление о тол­щине линий все время меняется соответственно изменению их положения.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Объясните наблюдаемое явление. Предложите возмож­ные способы устранения явления астигматизма.

РАБОТА 4.

Тема. Острота зрения.

Цель: научиться определять остроту зрения с помощью типовых таблиц.

Материалы и оборудование: таблицы для определения остроты зрения, указка.

Объект исследования: человек.

Острота зрения человека определяется способностью его глаза различать две близко расположенные друг от друга точки как раздельные. Таблица состоит из несколь­ких рядов букв или незамкнутых окружностей, по-разному расположенных. В каждой строке знаки одинаковы по размеру, в каждой нижней строке они меньше, чем в верх­ней, т.е. величина знаков уменьшается сверху вниз. У каж­дой строки стоит число, обозначающее расстояние (в мет­рах), на котором нормальный глаз должен видеть детали знаков данной строки. Справа от каждой строки указана острота зрения, которая рассчитывается по формуле, где V — острота зрения, 6 — расстояние исследуемого глаза до таблицы, Д — расстояние, с которого данная строка пра­вильно читается нормальным глазом.

Формула расчета остроты зрения

ХОД РАБОТЫ

Таблицу вешают на стену. Испытуемому предлагают сесть на расстоянии 5 м от таблицы и закрыть один глаз специальным щитком, темной повязкой или рукой. Указ­кой показывают ту или иную букву или незамкнутую ок­ружность, выясняя, какую из строк испытуемый отчетливо видит. Затем эту процедуру повторяют с другим глазом.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Опишите методику определения остроты зрения. Запи­шите результаты исследования. По результатам измерения дайте индивидуальную характеристику остроты зрения различных испытуемых. (Средние показатели остроты зрения у человека: нормальная — 1,0 и выше, пониженная -от 0,8 и ниже, повышенная — 1,5-2,0.)

РАБОТА 5.

Тема. Слепое пятно на сетчатке глаза (опыт Мариотта).

Цель: познакомиться с одним из методов обнаружения слепого пятна у человека.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: рисунок для выявления слепого пятна, лист бумаги, карандаш, обернутый белой бумагой, линейка.

Участок сетчатки, на котором сходятся волокна, обра­зующие зрительный нерв, носит название слепого пятна. При попадании лучей на слепое пятно изображение не возникает вследствие отсутствия в этом участке светочув­ствительных элементов. В норме площадь слепого пятна колеблется от 2,5 до 6 мм2.

Рис. 2 Рисунок для выявления слепого пятна

ХОД РАБОТЫ

Поместите перед глазами заранее подготовленный ри­сунок (рис. 2). Закрыв левой рукой левый глаз и держа карточку в вытянутой правой руке, медленно приближай­те ее к открытому правому глазу. При этом вы должны фиксировать взгляд на левом изображении (крестике). На расстоянии 20-25 см от глаза правое изображение (круг) исчезнет. Это является доказательством наличия на сет­чатке слепого пятна.

Затем опыт повторяется, в этом случае вы закрываете правый глаз и фиксируете левым глазом правое изображе­ние на карточке.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Сделайте краткое описание опыта и укажите расстояние от глаза до карточки в момент, когда второе изображение исчезнет.

РАБОТА 6.

Тема. Цветное зрение.

Цель: отработать одну из методик исследования цвет­ного зрения.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: полихроматические табли­цы Е.Б.Рабкина (можно заменить их самодельными), спе­циальный экран для поочередного закрывания каждого глаза, сантиметровая линейка, секундомер либо часы с секундной стрелкой.

Глаз человека может не только различать оттенки бе­лого, серого и черного цветов, но и способен видеть все цвета радуги и различать их оттенки. Однако встречаются люди, у которых имеется то или иное нарушение цветного восприятия. Полная цветная слепота встречается редко. Люди, страдающие этой формой расстройства цветового зрения, видят только различные оттенки серого цвета. Частичная цветовая слепота встречается чаще. Различают три вида частичной слепоты. Люди с первым видом не способны различать оттенки красного и зеленого. Со вто­рым — также не различают красный и зеленый цвета, но они, в отличие от первых, путают также светло-зеленые тона с темно-красными и фиолетовые с голубыми. Люди с третьим видом частичной слепоты не способны различать синий и фиолетовый цвета. Это расстройство зрения встречается крайне редко.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемый садится спиной к свету, экспериментатор показывает поочередно 25 таблиц. Они должны быть рас­положены на уровне глаз испытуемого, на расстоянии 1 м от него. При демонстрации таблиц у испытуемого спра­шивают, что на них изображено. Продолжительность экс­позиции одной таблицы — около 5 с. Каждый глаз обсле­дуется раздельно, при этом второй глаз закрывается спе­циальным экраном.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Запишите результаты исследования вашего цветовосприятия.

РАБОТА 7.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник