Приверженность к лечению глаукома

Представлен аналитический комментарий, посвященный принципам приверженности лечению среди пациентов с глаукомой согласно IV изданию Eвропейского глаукомного руководства

Глаукома до сих пор является ведущей причиной слепоты среди населения стран Европы. У большого числа пациентов с глаукомой отмечается потеря или выраженное сужение полей зрения на обоих глазах [1]. В большинстве стран Запада глаукому нередко обнаруживают поздно [2], а у около половины пациентов заболевание и вовсе остается недиагностированным [3]. По данным ВОЗ, ежегодно регистрируется около 600 тыс. новых случаев слепоты в результате заболевания глаукомой, а общее количество больных в мире превысило 100 млн человек. Почти во всех регионах России глаукома занимает 1-е место среди причин инвалидности вследствие офтальмопатологии [4–6].

Одно из ведущих европейских изданий, посвященных глаукоме, – The Terminology and Guidelines for Glaucoma выпускается под эгидой Европейского глаукомного общества с 1998 г. практически каждые 5 лет – в 2003, 2008 и 2014 г. Каждый выпуск руководства является собранием принципов диагностики и алгоритмов лечения, основанным на анализе нескольких сотен международных научно-исследовательских работ. III издание, увидевшее свет в период активной интеграции России в западное экономическое сообщество, было переведено на русский язык и официально представлено российским офтальмологам. IV версия Европейского глаукомного руководства вышла в свет ограниченным тиражом летом 2014 г. и была представлена на Европейском глаукомном конгрессе в Ницце (Франция). В основу издания легло 646 публикаций, что позволило авторам охватить все современные аспекты данной нозологии. К сожалению, издание на русском языке в настоящее время не планируется. Таким образом, с учетом актуальности и востребованности информации в данном обзоре будут кратко проанализированы современные понятия, касающиеся соблюдения пациентами врачебных рекомендаций, и методы повышения приверженности лечению. Несмотря на специфику названия – Guidelines, что может трактоваться как «руководство к действию», авторы далеки от категоричности. Еще в начале издания они отмечают, что «данное руководство следует воспринимать в качестве рекомендаций, а не протоколов для неукоснительного исполнения».

Рассматривая глаукому как тяжелое заболевание, приводящее к снижению зрительных функций и слепоте, следует отметить, что наряду с проведением объективного обследования и контроля за лечением необходима оценка субъективного компонента состояния больного, которое во многом определяет успех этого лечения. Формируется своеобразный замкнутый порочный круг: возникшее заболевание вызывает стресс и изменение психоэмоционального состояния пациента, которое в свою очередь усугубляет его течение. Кроме того, сама психологическая дез­адаптация нередко проводит к неадекватной реакции на назначения врача, что является одной из причин того, что строго выполняют назначения врача менее 40% больных глаукомой, а остальные делают это раз от раза или не выполняют совсем. Из традиционных причин неуспешного лечения глаукомы следует упомянуть позднее выявление заболевания и недостаточно эффективную терапию. Однако к неуспеху в лечении глаукомы приводят причины, о которых мы не всегда помним и почти не учитываем, когда занимаемся контролем за проведением назначенного лечения.

В медицинской литературе данному направлению при наблюдении за хроническими больными различного профиля (в т. ч. и с глаукомой) в последнее время уделяется особое внимание. В европейских руководствах по глаукоме, включая IV издание, введены и используются специальные понятия, определяющие отношение пациента к своей болезни и ее лечению. Широко распространенный в англоязычной литературе термин «compliance» (англ. «соблюдение, выполнение») в последнее время все больше замещается понятием «adherence» (англ. «приверженность, строгое соблюдение»). Оба слова применяются для обозначения степени соответствия действий пациента рекомендациям врача, но имеют разный смысловой оттенок. «Compliance» подразумевает более пассивное поведение пациента («Я принимаю препарат»), а «adherence» – активное участие в процессе своего лечения («Я принимаю препарат в точном соответствии с вашими назначениями»). Способность пациента длительно соблюдать назначенный режим описывают термином «persistence» (англ. «упорство, постоянство») [7]. Для практики важно упомянуть еще 3 важных понятия, имеющих отношение к обсуждаемой проблеме. «White coat compliance», или «приверженность белому халату», означает, что примерно за неделю до посещения врача соблюдение назначений становится более тщательным, но вскоре снова ухудшается [8]. «Dyscompliance», или «ограничение приверженности в силу физических причин», подразумевает наличие у пациента некого физического недостатка или заболевания, например, артрита, который объективно затрудняет соблюдение назначений. «Alliance», или «союз с целью лечения», описывает особую ситуацию, когда кто-то из близкого окружения пациента берет на себя обязательства по контролю за применением назначенных препаратов [9].

Читайте также:  Как распознать глаукому в домашних условиях

Союз с пациентом – важная составляющая успеха, но для этого необходимо союзника «завоевать»: кратко и доступно информировать пациента о его заболевании, описать перспективы предложенного лечения, возможности его коррекции и смены на другие виды терапии. Особое внимание следует уделить отсутствию заметного для пациента улучшения состояния даже на фоне подобранной и корректно проводимой терапии. Залогом успешного лечения можно считать удобный режим дозирования, хорошую переносимость, уверенные навыки пациента по закапыванию капель и, главное, его доверие. За последние 25 лет, несмотря на упрощение схем лечения (например, за счет препаратов, назначаемых 1 р./сут) и увеличения количества информации, предоставляемой пациенту, доля случаев несоблюдения режима практически не изменилась и составляет 30–70%. Вместе с тем следует отметить, что сами пациенты склонны переоценивать свою исполнительность, в т. ч. и в долгосрочной перспективе (Guidelines for Adolescent Preventive Services, GAPS) [10]. Таким образом, при, казалось бы, очевидной ясности проблемы она далека от решения. Авторами IV Европейского руководства выделены 4 основные группы факторов, препятствующих соблюдению пациентом рекомендаций по лечению глаукомы [11]:
– ситуационные/внешние факторы (например, некое важное событие или образ жизни, предполагающий частые путешествия);
– факторы, связанные с назначенным препаратом (например, высокая стоимость, побочные эффекты, сложный режим закапывания);
– факторы, связанные с общим состоянием пациента (например, сопутствующие патологии, несерьезное отношение к болезни);
– факторы, связанные с врачом (например, недостаточное информирование пациента). Также подчеркивается, что мужчины более склонны к несоблюдению рекомендаций, а пациенты с менее развитым заболеванием обычно проявляют меньшую приверженность лечению.
Проанализированы формы нарушения приверженности [12]:
– несоблюдение предписанного режима (в т. ч. нарушение временных интервалов и дозировки, причем как в большую, так и в меньшую сторону);
– неиспользование назначенного препарата (в т. ч. его случайная или намеренная замена);
– неправильное применение препарата (в т. ч. ошибки при самостоятельном закапывании);
– неспособность непрерывно следовать рекомендациям (в т. ч. вследствие высокой стоимости препарата, развития побочных эффектов или несвоевременного приобретения нового флакона).
Существуют различные методы повышения приверженности пациентов лечению. Ключевая роль отводится информированию пациента о его заболевании и подбору режима, вписывающегося в его образ жизни [13].

Кроме того, положительный эффект могут оказать следующие меры: режим должен быть простым: не более 2 препаратов в разных флаконах для закапывания максимум 2 р./сут. Следует проинструктировать пациента, как и когда закапывать препарат, рекомендовать приурочить закапывания к каким-либо рутинным действиям в течение дня. Если возможность правильного закапывания ограничена физически, например, вследствие артрита пальцев рук, следует специально адаптировать режим, выяснить, может ли кто-то помогать в лечении постоянно, в противном случае – предложить лазерное или хирургическое вмешательство.

Всегда при плановом осмотре врач должен спрашивать о наличии побочных эффектов и заменять препарат в случае необходимости. Важно не допустить сомнения в пользе лечения и предотвратить возможный отказ от него, что может быть спровоцировано как недопониманием пациентом важности своего диагноза, так и, к сожалению, недоверием к своему врачу. Здесь очень важны позиция лечащего врача и желание сохранить контакт с пациентом, сделав его не своим подопечным (способным при этом полностью переложить заботу о лечении на доктора и иногда нравиться ему своим «послушанием»), а своим партнером, делегировать ему равные полномочия в проведении терапии.

При медленном, незаметном прогрессировании глаукомного процесса, что пациент может принять за мнимое выздоровление, важно объяснить и добиться того, чтобы он понял необходимость продолжения лечения и наблюдения. Особенно это важно после хирургического вмешательства. В ряде случаев успешная с точки зрения хирурга операция воспринимается пациентом как успешное излечение. Важно подчеркнуть необходимость регулярного наблюдения и после оперативного лечения.

Несмотря на дефицит времени в рабочем графике любого врача, следует оставлять возможности обратной связи или внеочередного визита для обсуждения возникших вопросов. У нас в стране пока мало распространен опыт привлечения семьи к проблеме лечения и наблюдения за пациентами с глаукомой. Крайне редко удается увидеть на приеме членов семьи больного, хотя академик А.П. Нестеров в своих публикациях и выступлениях неоднократно подчеркивал важность продуктивной коммуникации команды врач – пациент – семья. Это, действительно, важно и для пациента – он не остается наедине со своей болезнью, родные знают о его проблемах, понимают и поддерживают. И есть доктор, который назначает и контролирует лечение, реально и искренне заботится о максимально возможном сохранении зрения, а значит, и о качестве жизни больного.

Читайте также:  Глаукома заболевание сетчатки и зрительного нерва

Соблюдение пациентом рекомендаций по лечению глаукомы, описываемое как приверженность (в т. ч. долгосрочная), контроль за этим (строгий, но доброжелательный) являются ключевыми условиями эффективного снижения ВГД и предотвращения прогрессирования заболевания. Ни одно лекарство не подействует, если оно не принято.

Источник

Макогон С.И., Макогон А.С.

В настоящее время общепризнанным является факт, что приверженность лечению, под которой понимают осознанное выполнение больным назначений врача, в значительной степени определяет прогноз хронических заболеваний [1–3]. Однако многочисленные исследования показывают, что строгое соблюдение врачебных рекомендаций пациентами с хроническими заболеваниями является довольно большой редкостью [4, 5]. Например, достаточно остро проблема комплаентности стоит при лечении пациентов пожилого и старческого возраста. Только 39,2% больных постоянно соблюдают предписанную терапию, при этом основная часть (69,2%) таких пациентов приходится на лиц пожилого возраста [6].

    Среди хронических офтальмологических заболеваний первичная открытоугольная глаукома (ПОУГ) является одним из самых распространенных заболеваний органа зрения, связанных с возрастом [7]. Частота ее развития существенно нарастает по мере старения человека и развивается преимущественно у лиц пожилого и старческого возраста [8, 9]. В РФ отмечается рост инвалидности по зрению вследствие глаукомы с 28 до 34%, а в структуре инвалидности увеличилось число лиц с 1–2 группами с 60 до 85% [10, 11].

    Чаще всего терапевтическое обучение проводится путем распространения среди пациентов санитарно-просветительной литературы, буклетов, журналов и т.д. Оно встречает хороший отклик среди практикующих врачей и среди пациентов. Однако специалисты в области терапевтического обучения считают, что самостоятельное изучение литературы пациентом может служить лишь вспомогательным методом обучения, так как оно не может дать пациенту необходимых навыков по контролю заболевания [12].

    Все более широкое развитие в стране получает такая форма терапевтического обучения, как школы здоровья для больных глаукомой [13–16]. Ряд исследователей полагает, что обучение пациентов повышает информированность больных, но не ведет к реализации полученных знаний на практике [17]. Другая точка зрения свидетельствует о том, что обучение пациентов способствует осознанному выполнению врачебных рекомендаций [18].

    В связи с этим, актуальным является поиск наиболее эффективных с медицинской и экономической точек зрения методик обучения пациентов разных возрастных групп.

    Цель– изучение влияния различных методов терапевтического обучения пациентов с ПОУГ на их приверженность к лечению.

    Материал и методы

В исследование было включено 366 пациентов с глаукомой I–IV стадий, проживающих в Алтайском крае. Были сформированы 3 группы: 1-я группа – 104 больных среднего возраста (45–59 лет), 2-я группа – 164 человека пожилого возраста (60–74 года), 3-я группа – 98 пациентов старческого возраста (75 лет и старше).

    Каждая группа была подразделена на 3 подруппы, в зависимости от предложенной методики терапевтического обучения. Подгруппе А предложена специальная литература – памятка больным глаукомой. Подгруппе В во время пребывания в стационаре предложен структурированный лекционный курс, включающий общее понятие о глаукоме, факторах риска, принципах лечения, образе жизни и т.д. Подгруппе С предложено углубленное индивидуальное профилактическое консультирование, которое наряду с образовательным характером предусматривало активное участие пациента. Это позволило перейти от модели пассивного подчинения врачу и простого выполнения пациентом врачебных инструкций к модели сотрудничества и партнерства врача и пациента, с привлечением пациента к принятию медицинского решения.

    Приверженность оценивалась с использованием теста Мориски – Грина по регулярности приема гипотензивных препаратов (высокая степень – 4 балла, средняя степень – 3 балла, низкая степень – 2 и менее баллов). Уровень приверженности по описанным критериям оценивался до обучения, непосредственно после него, а также через 1 и 6 месяцев.

    Статистическая обработка производилась с помощью пакета STATISTICA 6. Сравнение средних значений показателей проводилось с использованием критерия Стьюдента (t) с последующей оценкой степени вероятности различий (р). Значимыми считали различия между показателями со степенью доверительной вероятности 95% и выше (р<0,05).

    Результаты и обсуждение

    До проведения терапевтического обучения число пациентов с высокой степенью приверженности варьировало от 14,5 до 22,9%, после него в подгруппе А только у пациентов среднего возраста было отмечено достоверное увеличение высокой степени приверженности (с 17,6 до 29,4%) и уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности (с 35,3 до 23,5%). У пациентов других возрастных групп статистически значимых изменений не наблюдалось. Через 6 месяцев средние значения приверженности приблизились к исходным значениям (табл. 1–3). В подгруппе В достигнута лучшая приверженность выполнению врачебных мероприятий. Так, среди пациентов среднего возраста наблюдалось достоверное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности (с 22,9 до 40,0%) и уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности во все контрольные сроки (с 34,2 до 17,1%, 20,0 и 17,1% соответственно) (табл.1).

Читайте также:  Врач офтальмолог по глаукоме

    Среди пациентов пожилого возраста отмечено существенное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности сразу после проведения терапевтического обучения (с 21,8 до 32,7%) и значительное уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности во все контрольные сроки (с 30,9% до 14,5%, 16,3% и 20,0% соответственно срокам исследования) (табл. 2). Среди пациентов старческого возраста отмечено значимое уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности сразу после терапевтического обучения и через месяц после обучения (21,2 и 27,3% соответственно) (табл. 3).

    У больных в подгруппе С, которым была реализована индивидуальная модель консультирования, была достигнута значительно лучшая приверженность выполнению врачебных назначений. Так, среди пациентов среднего и пожилого возраста значительно увеличилось число пациентов с высокой степенью комплаентности во все контрольные сроки (48,6%, 51,4% и 45,7% соответственно среди пациентов среднего возраста и 38,2%, 36,4% и 34,5% – пожилого), а также достоверно уменьшилось число пациентов с низкой степенью приверженности во все сроки (р<0,05) (табл. 1, 2).

    Среди пациентов старческого возраста отмечено достоверное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности сразу после терапевтического обучения и через месяц после обучения (29,7% и 29,7%), а также существенное уменьшение пациентов с низкой степенью (15,2%, 18,2% и 24,3% соответственно) (табл. 3).

    При проведении анализа влияния различных видов терапевтического обучения между подгруппами выявлено достоверное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности среди пациентов среднего и пожилого возраста между всеми подгруппами и уменьшение больных глаукомой с низкой степенью приверженности между подгруппами А и С.

    Полученные результаты позволяют сделать вывод о положительном влиянии терапевтического обучения больных глаукомой на их приверженность лечению. Эффективность такого метода терапевтического обучения, как самостоятельное изучение литературы, оказалась ниже, чем при обучении посредством лекционного курса и индивидуального консультирования. Таким образом, уровень знаний пациентов оказался недостаточным, чтобы самостоятельно разобраться в предлагаемой информации. Особенно это касается больных пожилого и старческого возраста.

    После самостоятельного изучения предложенной литературы приверженность пациентов к выполнению рекомендаций врача по медикаментозному лечению заметно повысилась только у пациентов среднего возраста сразу после проведения обучения (29,4% по сравнению с 17,6% до обучения), в другие контрольные сроки исследования и у пациентов пожилого и старческого возраста достоверных положительных изменений зафиксировано не было. Таким образом, терапевтическое обучение с использованием специальной литературы пациентами не обеспечивает достаточного количества знаний и имеет низкую клиническую эффективность. Отсутствие положительной динамики приверженности к лечению у лиц пожилого и старческого возраста говорит о том, что эта группа пациентов нуждается в особых подходах и периодическому обучению в отдельных группах.

    Эффективность такого метода терапевтического обучения, как лекционный курс, оказалась выше по сравнению с самостоятельным изучением литературы. Достижение достоверных стойких положительных изменений приверженности отмечено при углубленном индивидуальном консультировании на основе активного не директивного врачебного консультирования, особенно в группах пожилого и старческого возраста. Это способствовало повышению приверженности больных к назначаемой терапии, так как пациент становился активным участником процесса лечения и осознавал, что для стабилизации заболевания необходимо постоянное выполнение рекомендаций врача. Только дополнительное консультирование приводит к осознанию пациентом, особенно с начальными стадиями, почему врач советует регулярно принимать лекарственные средства при хорошем самочувствии. В литературе есть сведения, что далеко не все пациенты действительно хотят проявлять активность и брать на себя ответственность за принятие решения [20–23]. Это подчеркивает необходимость индивидуального подхода к каждому пациенту через углубленное индивидуальное консультирование.

    Выводы

    Высокая эффективность позволяет рекомендовать метод углубленного индивидуального консультирования как метод выбора терапевтического обучения больных глаукомой. Самостоятельное изучение литературы менее эффективно и может быть рекомендовано лишь при отказе от посещения лекционного курса и индивидуального консультирования. Обучение пациентов пожилого и старческого возраста целесообразно проводить в виде индивидуальных занятий или в отдельных группах с использованием активного амбулаторного мониторинга в виде телефонного контроля с привлечением к обучению родственников пациента.

    Сведения об авторах:

    Макогон С.И., канд. мед. наук, ассистент курса офтальмологии

    Макогон А.С. канд. мед. наук, доцент, заведующий курсом офтальмологии, заведующий поликлиникой

Источник