При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке
Тестовая работа «Оптика»
Часть А
1.Изменяютсь ли частота и длина волны света при его переходе из вакуума в воду?
1) длина волны уменьшается, частота увеличивается
2) длина волны увеличивается, частота уменьшается
3) длина волны уменьшается, частота не изменяется
4) длина волны увеличивается ,частота не изменяется.
2.На пленке фотоаппарата получено уменьшенное изображение предмета.На основании этого можно утверждать, что объектив в виде собирающей линзы при фотографировании находился от фотопленки на расстоянии
1) равном фокусному
2) меньше фокусного
3) больше фокусного, но меньше двух фокусных
4) больше двух фокусных
3. На сетчатке глаза изображение предметов получается
1) увеличенным прямым
2) увеличенным перевернутым
3) уменьшенным прямым
4) уменьшенным перевернутым
4. Какое явление служит доказательством поперечности световых волн?
1) интерференция
2) дифракция
3) поляризация
4)дисперсия
5. Какие по размерам изображения предметов может давать собирающая линза
1) только увеличенные
2)только уменьшенное
3)увеличенные, равные и уменьшенные
4)только увеличенные или равные предмету
6.При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке получается его четкое изображение. Как должно измениться фокусное расстояние линзы-хрусталика при приближении предмета к глазу для получения четкого изображения этого предмета?
1) должно увеличиться
2) должно уменьшиться
3) не должно меняться
4)увеличится или уменьшится в зависимости от размера предмета
7. Явление дифракции света происходит
1) только на малых круглых отверстиях
2) только на больших отверстиях
3) только на узких щелях
4) на краях любых отверстиях и экранов
8. При освещении мыльной пленки белым светом наблюдается разноцветные полосы. Какое физическое явление обуславливает появление этих полос?
1)дифракция
2) интерференция
3) дисперсия
4) поляризация
9. Технология «просветления» объективов оптических систем основана на использовании явления
1)дифракция
2) интерференция
3) дисперсия
4) поляризация
10.Свет в прозрачной среде с абсолютным показателем преломления n имеет длину волны λ. Какова длина волны λ1 этого света в вакууме?
1) λ1= λ
2) λ1=n λ
3) λ1= λ n
4) λ1=n² λ
11. Объектив фотоаппарата при фотографировании обычно дает на пленке
1) действительное увеличенное изображение
2) действительное уменьшенное изображение
3) мнимое увеличенное изображение
4) мнимое уменьшенное изображение
12.Могут ли линзы давать действительные изображения предметов?
1) могут только собирающие линзы
2) могут только рассеивающие линзы
3)могут собирающие линзы и рассеивающие линзы
4) никакие линзы не могут давать действительные изображения
Часть Б
13. При переходе луча света из одной среды в другую угол падения равен 53º, угол преломления 37 º (sin 37 º=0,6 , sin 53º=0,8 ). Каков относительный показатель преломления второй среды относительно первой?
1) ~1,43 3) 0,75
2) ~1,33 4) ~0,65
14. Фокусное расстояние собирающей линзы 15 см. На каком расстоянии от линзы находится изображение предмета, расположенного на расстоянии 20 см от линзы? Ответ запишите в см.
15. Для наблюдения явления интерференции света используется точечный источник света и небольшой экран с двумя малыми отверстиями у глаза наблюдателя. Оцените максимальное расстояние d между малыми отверстиями в экране, при котором может наблюдаться явление интерференции света. Разрешающая способность глаза равна 1´, длина световой волны 5,8*10 м.
Источник
Автор — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев
Темы кодификатора ЕГЭ: глаз как оптическая система.
Глаз — удивительно сложная и совершенная оптическая система, созданная природой. Сейчас мы в общих чертах узнаем, как функционирует человеческий глаз. Впоследствии это позволит нам лучше понять принципы работы оптических приборов; да, кроме того, это интересно и важно само по себе.
Строение глаза.
Мы ограничимся рассмотрением лишь самых основных элементов глаза. Они показаны на рис. 1 (правый глаз, вид сверху).
Рис. 1. Строение глаза |
Лучи, идущие от предмета (в данном случае предметом является фигура человека), попадают на роговицу — переднюю прозрачную часть защитной оболочки глаза. Преломляясь в роговице и проходя сквозь зрачок (отверстие в радужной оболочке глаза), лучи испытывают вторичное преломление в хрусталике. Хрусталик является собирающей линзой с переменным фокусным расстоянием; он может менять свою кривизну (и тем самым фокусное расстояние) под действием специальной глазной мышцы.
Преломляющая система роговицы и хрусталика формирует на сетчатке изображение предмета. Сетчатка состоит из светочувствительных палочек и колбочек — нервных окончаний зрительного нерва. Падающий свет вызывает раздражение этих нервных окончаний, и зрительный нерв передаёт соответствующие сигналы в мозг. Так в нашем сознании формируются образы предметов — мы видим окружающий мир.
Ещё раз взгляните на рис. 1 и обратите внимание, что изображение разглядываемого предмета на сетчатке — действительное, перевёрнутое и уменьшенное. Так получается потому, что предметы, рассматриваемые глазом без напряжения, расположены за двойным фокусом системы роговица-хрусталик (помните случай для собирающей линзы?).
То, что изображение является действительным, понятно: на сетчатке должны пересекаться сами лучи (а не их продолжения), концентрируя световую энергию и вызывая раздражения палочек и колбочек.
Насчёт того, что изображение является уменьшенным, тоже вопросов не возникает. А каким же ему ещё быть? Диаметр глаза равен примерно 25 мм, а поле нашего зрения попадают предметы куда большего размера. Естественно, глаз отображает их на сетчатке в уменьшенном виде.
Но вот как быть с тем, что изображение на сетчатке является перевёрнутым? Почему же тогда мы видим мир не вверх ногами? Здесь подключается корректирующее действие нашего мозга. Оказывается, кора головного мозга, обрабатывая изображение на сетчатке, переворачивает картинку обратно! Это установленный факт, проверенный экспериментами.
Как мы уже сказали, хрусталик — это собирающая линза с переменным фокусным расстоянием. Но зачем хрусталику менять своё фокусное расстояние?
Аккомодация.
Представьте себе, что вы смотрите на приближающегося к вам человека. Вы всё время чётко его видите. Каким образом глазу удаётся это обеспечивать?
Чтобы лучше понять суть вопроса, давайте вспомним формулу линзы:
.
В данном случае — это расстояние от глаза до предмета, — расстояние от хрусталика до сетчатки, — фокусное расстояние оптической системы глаза. Величина является неиз
менной, поскольку это геометрическая характеристика глаза. Следовательно, чтобы формула линзы оставалась справедливой, вместе с расстоянием до разглядываемого предмета должно меняться и фокусное расстояние .
Например, если предмет приближается к глазу, то уменьшается, поэтому и должно
уменьшаться. Для этого глазная мышца деформирует хрусталик, делая его более выпуклым и уменьшая тем самым фокусное расстояние до нужной величины. При удалении предмета, наоборот, кривизна хрусталика уменьшается, а фокусное расстояние возрастает.
Описанный механизм самонастройки глаза называется аккомодацией. Итак, аккомодация — это способность глаза отчётливо видеть предметы на различных расстояниях. В процессе аккомодации кривизна хрусталика меняется так, что изображение предмета всегда оказывается на сетчатке.
Аккомодация глаза совершается бессознательно и очень быстро. Эластичный хрусталик может легко менять свою кривизну в определённых пределах. Этим естественным пределам деформации хрусталика отвечает
область аккомодации — диапазон расстояний, на которых глаз способен чётко видеть предметы. Область аккомодации характеризуется своими границами -дальней и ближней точками аккомодации.
Дальняя точка аккомодации (дальняя точка ясного видения) — это точка нахождения предмета, изображение которого на сетчатке получается при расслабленной глазной мышце, т. е. когда хрусталик не деформирован.
Ближняя точка аккомодации (ближняя точка ясного видения) — это точка нахождения предмета, изображение которого на сетчатке получается при наибольшем напряжении глазной мышцы, т. е. при максимально возможной деформации хрусталика.
Дальняя точка аккомодации нормального глаза находится на бесконечности: в ненапряжённом состоянии глаз фокусирует параллельные лучи на сетчатке (рис. 2, слева). Иными словами, фокусное расстояние оптической системы нормального глаза при недеформированном хрусталике равно расстоянию от хрусталика до сетчатки.
Ближняя точка аккомодации нормального глаза расположена на некотором расстоянии от него (рис. 2, справа; хрусталик максимально деформирован). Это расстояние с возрастом увеличивается. Так, у десятилетнего ребёнка см; в возрасте 30 лет см; к 45 годам ближняя точка аккомодации находится уже на расстоянии 20–25 см от глаза.
Рис. 2. Дальняя и ближняя точки аккомодации нормального глаза |
Теперь мы переходим к простому, но очень важному понятию угла зрения. Оно является ключевым для понимания принципов работы различных оптических приборов.
Угол зрения.
Когда мы хотим получше рассмотреть предмет, мы приближаем его к глазам. Чем ближе предмет, тем больше его деталей оказываются различимыми. Почему так получается?
Давайте посмотрим на рис. 3. Пусть стрелка — рассматриваемый предмет, — оптический центр глаза. Проведём лучи и (которые не преломляются) и получим на сетчатке изображение нашего предмета — красную изогнутую стрелочку.
Рис. 3. Предмет далеко, угол зрения мал |
Угол называется углом зрения. Если предмет расположен далеко от глаза, то угол зрения мал, и размер изображения на сетчатке также оказывается малым.
Рис. 4. Предмет близко, угол зрения велик |
Но если предмет расположить ближе, то угол зрения увеличивается (рис. 4). Соответственно увеличивается и размер изображения на сетчатке. Сравните рис. 3 и рис. 4 — во втором случае изогнутая стрелочка оказывается явно длиннее!
Размер изображения на сетчатке — вот что важно для подробного разглядывания предмета. Сетчатка, напомним, состоит из нервных окончаний зрительного нерва. Поэтому чем крупнее изображение на сетчатке, тем больше нервных окончаний раздражается идущими от предмета световыми лучами, тем больший поток информации о предмете направляется по зрительному нерву в мозг — и, следовательно, тем больше подробностей мы различаем, тем лучше мы видим предмет!
Ну а размер изображения на сетчатке, как мы уже убедились из рисунков 3 и 4, напрямую зависит от угла зрения: чем больше угол зрения, тем крупнее изображение. Поэтому вывод: увеличивая угол зрения, мы различаем больше подробностей рассматриваемого объекта.
Вот почему мы одинаково плохо видим как мелкие объекты, пусть и находящиеся рядом, так и крупные объекты, но расположенные далеко. В обоих случаях угол зрения мал, и на сетчатке раздражается небольшое число нервных окончаний. Известно, кстати, что если угол зрения меньше одной угловой минуты (1/60 градуса), то раздражается лишь одно нервное окончание. В этом случае мы воспринимаем объект просто как точку, лишённую деталей.
Расстояние наилучшего зрения.
Итак, приближая предмет, мы увеличиваем угол зрения и различаем больше деталей. Казалось бы, оптимального качества видения мы достигнем, если расположим предмет максимально близко к глазу — в ближней точке аккомодации (в среднем это 10–15 см от глаза).
Однако мы так не поступаем. Например, читая книгу, мы держим её на расстоянии примерно 25 см. Почему же мы останавливаемся на этом расстоянии, хотя ещё имеется ресурс дальнейшего увеличения угла зрения?
Дело в том, что при достаточно близком расположении предмета хрусталик чрезмерно деформируется. Конечно, глаз ещё способен чётко видеть предмет, но при этом быстро утомляется, и мы испытываем неприятное напряжение.
Величина см называется расстоянием наилучшего зрения для нормального глаза. При таком расстоянии достигается компромисс: угол зрения уже достаточно велик, и в то же время глаз не утомляется ввиду не слишком большой деформации хрусталика. Поэтому с расстояния наилучшего зрения мы можем полноценно созерцать предмет в течении весьма долгого времени.
Близорукость.
Напомним, что фокусное расстояние нормального глаза в расслабленном состоянии равно расстоянию от оптического центра до сетчатки. Нормальный глаз фокусирует параллельные лучи на сетчатке и поэтому может чётко видеть удалённые предметы, не испытывая напряжения.
Близорукость — это дефект зрения, при котором фокусное расстояние расслабленного глаза меньше расстояния от оптического центра до сетчатки. Близорукий глаз фокусирует параллельные лучи перед сетчаткой, и от этого изображения удалённых объектов оказываются размытыми (рис. 5; хрусталик не изображаем).
Рис. 5. Близорукость |
Потеря чёткости изображения наступает, когда предмет находится дальше определённого расстояния. Это расстояние соответствует дальней точке аккомодации близорукого глаза. Таким образом, если у человека с нормальным зрением дальняя точка аккомодации находится на бесконечности, то у близорукого человека дальняя точка аккомодации расположена на конечном расстоянии перед ним.
Соответственно, ближняя точка аккомодации у близорукого глаза находится ближе, чем у нормального.
Расстояние наилучшего зрения для близорукого человека меньше 25 см. Близорукость корректируется с помощью очков с рассеивающими линзами. Проходя через рассеивающую линзу, параллельный пучок света становится расходящимся, в результате чего изображение бесконечно удалённой точки отодвигается на сетчатку (рис. 6). Если при этом мысленно продолжить расходящиеся лучи, попадающие в глаз, то они соберутся в дальней точке аккомодации .
Рис. 6. Коррекция близорукости с помощью очков |
Таким образом, близорукий глаз, вооружённый подходящими очками, воспринимает параллельный пучок света как исходящий из дальней точки аккомодации. Вот почему близорукий человек в очках может отчётливо рассматривать удалённые предметы без напряжения в глазах. Из рис. 6 мы видим также, что фокусное расстояние подходящей линзы равно расстоянию от глаза до дальней точки аккомодации.
Дальнозоркость.
Дальнозоркость — это дефект зрения, при котором фокусное расстояние расслабленного глаза больше расстояния от оптического центра до сетчатки.
Дальнозоркий глаз фокусирует параллельные лучи за сетчаткой, отчего изображения удалённых объектов оказываются размытыми (рис. 7).
Рис. 7. Дальнозоркость |
На сетчатке же фокусируется сходящийся пучок лучей. Поэтому дальняя точка аккомодации дальнозоркого глаза оказывается мнимой: в ней пересекаются мысленные продолжения лучей сходящегося пучка, попадающего на глаз (мы увидим это ниже на рис. 8). Ближняя точка аккомодации у дальнозоркого глаза расположена дальше, чем у нормального.Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого человека больше 25 см.
Дальнозоркость корректируется с помощью очков с собирающими линзами. После прохождения собирающей линзы параллельный пучок света становится сходящимся и затем фокусируется на сетчатке (рис. 8).
Рис. 8. Коррекция дальнозоркости с помощью очков |
Параллельные лучи после преломления в линзе идут так, что продолжения преломлённых лучей пересекаются в дальней точке аккомодации . Поэтому дальнозоркий человек, вооружённый подходящими очками, будет отчётливо и без напряжения рассматривать удалённые предметы. Мы также видим из рис. 8, что фокусное расстояние подходящей линзы равно расстоянию от глаза до мнимой дальней точки аккомодации.
Источник
Линзы
1. Могут ли линзы давать мнимые изображения предметов?
1) могут только собирающие линзы
2) могут только рассеивающие линзы
3) могут собирающие и рассеивающие линзы
4) никакие линзы не могут давать мнимые изображения.
2. Ученик построил изображение A’B’ предмета AB в тонкой линзе.
Какие из лучей — 1, 2, 3, 4 — пройдут через точку B’?
1) только 1 2) только 1 и 2
3) только 1, 2, 3 4) все лучи
3. Какая из точек (1, 2, 3 или 4), показанных на рисунке, является изображением точки S в тонкой собирающей линзе с фокусным расстоянием F?
1) точка 1 2) точка 2
3) точка 3 4) точка 4
4. При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке получается его четкое изображение. Как должно измениться фокусное расстояние линзы-хрусталика при приближении предмета к глазу для получения четкого изображения этого предмета?
1) должно увеличиться
2) должно уменьшиться
3) не должно меняться
4) увеличится или уменьшится в зависимости от размера предмета
5. Собирающая линза может давать
1) только увеличенные изображения предметов
2) только уменьшенные изображения предметов
3) увеличенные, уменьшенные и равные изображения предметов
4) только уменьшенные или равные предмету
6. Могут ли линзы давать действительное изображение предметов?
1) могут только собирающие линзы
2) могут только рассеивающие линзы
3) могут собирающие и рассеивающие линзы
4) никакие линзы не могут
7. На рисунке показан ход лучей от точечного источника света А через тонкую линзу.
Какова оптическая сила линзы? (Ответ дать в диоптриях, округлив до целых.)
8. От точечного источника света S, находящегося на главной оптической оси тонкой собирающей линзы на расстоянии 2F от нее, распространяются два луча а и b, как показано на рисунке.
После преломления линзой эти лучи пересекутся в точке
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
9. Где находится изображение светящейся точки S (см. рисунок), создаваемое тонкой собирающей линзой?
1) в точке 1 2) в точке 2
3) в точке 3 4) на бесконечно большом расстоянии от линзы
10. Собирающая линза, используемая в качестве лупы, дает изображение
1) действительное увеличенное 2) мнимое уменьшенное
3) мнимое увеличенное 4) действительное уменьшенное
11. На пленке фотоаппарата получено уменьшенное изображение предмета. На основании этого можно утверждать, что объектив в виде собирающей линзы при фотографировании находился от фотопленки на расстоянии
1) равном фокусному 2) меньше фокусного
3) больше фокусного, но меньше двух фокусных 4) больше двух фокусных
12. На сетчатке глаза изображение предметов получается
1) увеличенным прямым 2) увеличенным перевернутым
3) уменьшенным прямым 4) уменьшенным перевернутым
13. Какие по размерам изображения предметов может давать собирающая линза?
1) только увеличенные 2) только уменьшенные
3) увеличенные, равные и уменьшенные 4) только увеличенные или равные предмету
14. При отодвигании предмета от глаза для получения его четкого изображения на сетчатке глаза фокусное расстояние линзы-хрусталика должно
1) увеличиться 2) уменьшиться
3) оставаться неизменным
4) увеличиться для больших предметов, уменьшиться для маленьких
15. Объектив телескопа при фотографировании небесных тел дает
1) действительное увеличенное изображение
2) действительное уменьшенное изображение
3) мнимое увеличенное изображение
4) мнимое уменьшенное изображение
16. Объектив фотоаппарата при фотографировании удаленных предметов (например, пейзажей) дает на пленке
1) действительное увеличенное изображение
2) действительное уменьшенное изображение
3) мнимое увеличенное изображение
4) мнимое уменьшенное изображение
17. Какая из точек является изображением точки в собирающей линзе?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
18. Какая из точек является изображением точки в рассеивающей линзе?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
19. Если точечный источник расположен на расстоянии 7 см перед собирающей линзой с фокусным расстоянием, равным 7 см, то изображение находится на расстоянии
1) 3,5 см за линзой
2) 3,5 см перед линзой
3) 7 см перед линзой 4) изображения не будет
20. На рисунке изображен предмет и его изображение , полученное с помощью тонкой рассеивающей линзы. Прямая — главная оптическая ось системы.
На каком из приведенных ниже рисунков правильно показано положение линзы?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
21. На рисунке показаны предмет П и его изображение И, даваемое тонкой собирающей линзой с главной оптической осью .
Чему равно даваемое этой линзой увеличение?
22. Действительное изображение предмета в собирающей линзе находится на расстоянии двойного фокуса от линзы. Предмет расположен
1) за тройным фокусом
2) на двойном фокусном расстоянии от линзы
3) между фокусом и двойным фокусом
4) между фокусом и линзой
23. На рисунке изображены главная оптическая ось линзы , предмет и его изображение . Изображение получено с помощью
1) тонкой собирающей линзы, которая находится между предметом и его изображением
2) тонкой рассеивающей линзы, которая находится левее изображения
3) тонкой собирающей линзы, которая находится правее предмета
4) тонкой рассеивающей линзы, которая находится между предметом его изображением
24. Получить мнимое прямое увеличенное изображение можно с помощью
1) плоского зеркала
2) рассеивающей линзы
3) собирающей линзы
4) любого из перечисленных оптических приборов
25. Оптическая система состоит из тонкой собирающей линзы с фокусным расстоянием F и точечного источника света S. Источник начинают двигать параллельно главной оптической оси линзы в направлении, показанном стрелкой. В каком из направлений, указанных нумерованными стрелками, начнёт при этом перемещаться изображение S’ источника?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
26. На рисунке показаны тонкая собирающая линза . её фокусы , главная оптическая ось линзы и предмет , имеющий вид направленного отрезка, наклонённого к оси . Какой из направленных отрезков (, , или ) является изображением предмета в этой линзе?
1) 2) 3) 4)
27. На рисунке показаны тонкая собирающая линза . её фокусы , главная оптическая ось линзы и предмет , имеющий вид направленного отрезка, наклонённого к оси . Какой из направленных отрезков (, , или ) является изображением предмета в этой линзе?
1) 2) 3) 4)
28. На рисунке изображены оптическая ось тонкой собирающей линзы, луч света , падающий на эту линзу, и луч света , прошедший через эту линзу. На рисунке размер одной клеточки соответствует см. Каково фокусное расстояние линзы? (Ответ дать в сантиметрах.)
29. На рисунке изображены оптическая ось тонкой собирающей линзы, луч света 1, падающий на эту линзу, и луч света 2, прошедший через эту линзу. На рисунке размер одной клеточки соответствует 1 см. Какова оптическая сила линзы? (Ответ дать в диоптриях.)
30. Изображением точки S (см. рисунок), даваемым тонкой собирающей линзой с фокусным расстоянием F, является точка
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
31. Изображением точки S, которое даёт тонкая собирающая линза с фокусным расстоянием F (см. рисунок), является точка
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
32. На собирающую линзу параллельно оптической оси падает луч света (см. рисунок). После прохождения через линзу луч пройдёт вдоль линии
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
33. На собирающую линзу параллельно оптической оси падает луч света (см. рисунок). После прохождения через линзу луч пройдёт вдоль линии
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
34. Предмет, расположенный на тройном фокусном расстоянии от тонкой собирающей линзы, передвигают к фокальной плоскости (см. рисунок). Его изображение при этом
1) перемещается от положения на расстоянии 1,5F от линзы в бесконечность
2) не движется
3) перемещается от положения на расстоянии 1,5F от линзы к двойному фокусу
4) приближается вплотную к линзе
35. Предмет, расположенный на двойном фокусном расстоянии от тонкой собирающей линзы, передвигают к тройному фокусу (см. рисунок). Его изображение при этом движется
1) от двойного фокуса к положению на расстоянии 3,5F от линзы
2) от двойного фокуса к фокусу
3) от фокуса к положению на расстоянии 1,5F от линзы
4) от двойного фокуса к положению на расстоянии 1,5F от линзы
36. Предмет, расположенный на тройном фокусном расстоянии от тонкой собирающей линзы, передвигают к двойному фокусу (см. рисунок). Его изображение при этом движется
1) движется от фокуса к двойному фокусу
2) не перемещается
3) движется от положения на расстоянии 1,5F от линзы к двойному фокусу
4) движется от положения на расстоянии 1,5F от линзы к фокусу
37. Предмет, расположенный на двойном фокусном расстоянии от тонкой собирающей линзы, передвигают к фокусу линзы (см. рисунок). Его изображение при этом движется от двойного фокуса
1) к фокусу
2) к положению на расстоянии 1,5F от линзы
3) в бесконечность
4) к положению на расстоянии 3,5F от линзы
38. Стеклянную линзу (показатель преломления стекла ), показанную на рисунке, перенесли из воздуха () в воду (n). Как изменились при этом фокусное расстояние и оптическая сила линзы?
1) фокусное расстояние уменьшилось, оптическая сила увеличилась
2) фокусное расстояние и оптическая сила увеличились
3) фокусное расстояние и оптическая сила уменьшились
4) фокусное расстояние увеличилось, оптическая сила уменьшилась
39. Стеклянную линзу (показатель преломления стекла (), показанную на рисунке, перенесли из воздуха () в воду (). Как изменились при этом фокусное расстояние и оптическая сила линзы?
1) Фокусное расстояние уменьшилось, оптическая сила увеличилась.
2) Фокусное расстояние увеличилось, оптическая сила уменьшилась.
3) Фокусное расстояние и оптическая сила увеличились.
4) Фокусное расстояние и оптическая сила уменьшились.
40. При близорукости изображение рассматриваемого глазом предмета формируется
1) перед сетчаткой 2) на сетчатке
3) за сетчаткой 4) в хрусталике
41. При дальнозоркости изображение рассматриваемого глазом предмета формируется
1) перед сетчаткой 2) на сетчатке
3) за сетчаткой 4) в хрусталике
42. На рисунках представлены предмет S и его изображение S’ , полученное с помощью четырёх различных собирающих тонких линз.
Максимальной оптической силой обладает линза
1) №1 2) №2 3) №3 4) №4
43. На рисунках представлены предмет S и его изображение S’, полученное с помощью четырёх различных собирающих тонких линз. Чему равно наибольшее фокусное расстояние среди этих линз? Ответ выразите в см. Одна клетка рисунка соответствует 10 см.
44. Ученик выполнил задание «Нарисовать ход луча, падающего из воздуха перпендикулярно поверхности стеклянной призмы треугольного сечения» (см. рисунок). При построении он
1) правильно изобразил ход луча на обеих границах сред
2) ошибся при изображении хода луча только при переходе из воздуха в стекло
3) ошибся при изображении хода луча только при переходе из стекла в воздух
4) ошибся при изображении хода луча на обеих границах сред
45. Ученик выполнил задание «Нарисовать ход луча, падающего из воздуха перпендикулярно поверхности стеклянной призмы треугольного сечения» (см. рисунок). При построении он
1) ошибся при изображении хода луча только при переходе из воздуха в стекло
2) правильно изобразил ход луча на обеих границах
3) ошибся при изображении хода луча на обеих границах
4) ошибся при изображении хода луча только при переходе из стекла в воздух
46. Ученик выполнил задание «Нарисовать ход луча, падающего из воздуха перпендикулярно поверхности стеклянной призмы треугольного сечения» (см. рисунок). При построении он
1) ошибся при изображении хода луча только при переходе из стекла в воздух
2) правильно изобразил ход луча на обеих гранях призмы
3) ошибся при изображении хода луча только при переходе из воздуха в стекло
4) ошибся при изображении хода луча на обеих гранях призмы
47. Ученик выполнил задание «Нарисовать ход луча, падающего из воздуха перпендикулярно поверхности стеклянной призмы треугольного сечения» (см. рисунок). При построении он
1) ошибся при изображении хода луча только при переходе из стекла в воздух
2) ошибся при изображении хода луча на обеих границах сред
3) ошибся при изображении хода луча только при переходе из воздуха в стекло
4) правильно изобразил ход луча на обеих границах сред
48. Ученик при помощи собирающей линзы пытается получить изображение спички. Собирающая линза может формировать
1) только действительное изображение спички
2) только мнимое изображение спички
3) или действительное, или мнимое изображение — в зависимости от положения спички
4) сразу два действительных изображения спички
49. Ученик при помощи рассеивающей линзы пытается получить изображение спички. Рассеивающая линза может формировать
1) только действительное изображение спички
2) только мнимое изображение спички
3) или действительное, или мнимое изображение — в зависимости от положения спички
4) сразу два мнимых изображения спички
50. В какой из точек (1, 2, 3 или 4) находится изображение светящейся точки S (см. рисунок), создаваемое тонкой собирающей линзой с фокусным расстоянием F?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
51. На рисунке изображены две тонкие собирающие линзы Л1 и Л2, имеющие общую главную оптическую ось OO’, и показан ход лучей параллельного пучка света через эти линзы.
На каком из следующих рисунков правильно показан ход светового луча, изначально направленного вдоль главной оптической оси и проходящего через две эти линзы, сложенные вместе вплотную друг к другу?
52. На рисунке изображены две тонкие собирающие линзы Л1 и Л2, имеющие общую главную оптическую ось OO’, и показан ход через эти линзы лучей от точечного источника света S. На каком из следующих рисунков правильно показан ход светового луча, изначально направленного вдоль главной оптической оси и проходящего через две эти линзы, сложенные вместе вплотную друг к другу?
53. Какой из образов 1 − 4 служит изображением предмета AB в тонкой линзе с фокусным расстоянием F?
Источник