При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

Тестовая работа «Оптика»

Часть А

1.Изменяютсь ли частота и длина волны света при его переходе из вакуума в воду?

1) длина волны уменьшается, частота увеличивается

2) длина волны увеличивается, частота уменьшается

3) длина волны уменьшается, частота не изменяется

4) длина волны увеличивается ,частота не изменяется.

2.На пленке фотоаппарата получено уменьшенное изображение предмета.На основании этого можно утверждать, что объектив в виде собирающей линзы при фотографировании находился от фотопленки на расстоянии

1) равном фокусному

2) меньше фокусного

3) больше фокусного, но меньше двух фокусных

4) больше двух фокусных

3. На сетчатке глаза изображение предметов получается

1) увеличенным прямым

2) увеличенным перевернутым

3) уменьшенным прямым

4) уменьшенным перевернутым

4. Какое явление служит доказательством поперечности световых волн?

1) интерференция

2) дифракция

3) поляризация

4)дисперсия

5. Какие по размерам изображения предметов может давать собирающая линза

1) только увеличенные

2)только уменьшенное

3)увеличенные, равные и уменьшенные

4)только увеличенные или равные предмету

6.При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке получается его четкое изображение. Как должно измениться фокусное расстояние линзы-хрусталика при приближении предмета к глазу для получения четкого изображения этого предмета?

1) должно увеличиться

2) должно уменьшиться

3) не должно меняться

4)увеличится или уменьшится в зависимости от размера предмета

7. Явление дифракции света происходит

1) только на малых круглых отверстиях

2) только на больших отверстиях

3) только на узких щелях

4) на краях любых отверстиях и экранов

8. При освещении мыльной пленки белым светом наблюдается разноцветные полосы. Какое физическое явление обуславливает появление этих полос?

1)дифракция

2) интерференция

3) дисперсия

4) поляризация

9. Технология «просветления» объективов оптических систем основана на использовании явления

1)дифракция

2) интерференция

3) дисперсия

4) поляризация

10.Свет в прозрачной среде с абсолютным показателем преломления n имеет длину волны λ. Какова длина волны λ1 этого света в вакууме?

1) λ1= λ

2) λ1=n λ

3) λ1= λ n

4) λ1=n² λ

11. Объектив фотоаппарата при фотографировании обычно дает на пленке

1) действительное увеличенное изображение

2) действительное уменьшенное изображение

3) мнимое увеличенное изображение

4) мнимое уменьшенное изображение

12.Могут ли линзы давать действительные изображения предметов?

1) могут только собирающие линзы

2) могут только рассеивающие линзы

3)могут собирающие линзы и рассеивающие линзы

4) никакие линзы не могут давать действительные изображения

Часть Б

13. При переходе луча света из одной среды в другую угол падения равен 53º, угол преломления 37 º (sin 37 º=0,6 , sin 53º=0,8 ). Каков относительный показатель преломления второй среды относительно первой?

1) ~1,43 3) 0,75

2) ~1,33 4) ~0,65

14. Фокусное расстояние собирающей линзы 15 см. На каком расстоянии от линзы находится изображение предмета, расположенного на расстоянии 20 см от линзы? Ответ запишите в см.

15. Для наблюдения явления интерференции света используется точечный источник света и небольшой экран с двумя малыми отверстиями у глаза наблюдателя. Оцените максимальное расстояние d между малыми отверстиями в экране, при котором может наблюдаться явление интерференции света. Разрешающая способность глаза равна 1´, длина световой волны 5,8*10 м.

Источник

 
Автор — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев

Темы кодификатора ЕГЭ: глаз как оптическая система.

Глаз — удивительно сложная и совершенная оптическая система, созданная природой. Сейчас мы в общих чертах узнаем, как функционирует человеческий глаз. Впоследствии это позволит нам лучше понять принципы работы оптических приборов; да, кроме того, это интересно и важно само по себе.

Строение глаза.

Мы ограничимся рассмотрением лишь самых основных элементов глаза. Они показаны на рис. 1 (правый глаз, вид сверху).

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке
Рис. 1. Строение глаза

Лучи, идущие от предмета (в данном случае предметом является фигура человека), попадают на роговицу — переднюю прозрачную часть защитной оболочки глаза. Преломляясь в роговице и проходя сквозь зрачок (отверстие в радужной оболочке глаза), лучи испытывают вторичное преломление в хрусталике. Хрусталик является собирающей линзой с переменным фокусным расстоянием; он может менять свою кривизну (и тем самым фокусное расстояние) под действием специальной глазной мышцы.

Преломляющая система роговицы и хрусталика формирует на сетчатке изображение предмета. Сетчатка состоит из светочувствительных палочек и колбочек — нервных окончаний зрительного нерва. Падающий свет вызывает раздражение этих нервных окончаний, и зрительный нерв передаёт соответствующие сигналы в мозг. Так в нашем сознании формируются образы предметов — мы видим окружающий мир.

Ещё раз взгляните на рис. 1 и обратите внимание, что изображение разглядываемого предмета на сетчатке — действительное, перевёрнутое и уменьшенное. Так получается потому, что предметы, рассматриваемые глазом без напряжения, расположены за двойным фокусом системы роговица-хрусталик (помните случай для собирающей линзы?).

То, что изображение является действительным, понятно: на сетчатке должны пересекаться сами лучи (а не их продолжения), концентрируя световую энергию и вызывая раздражения палочек и колбочек.

Насчёт того, что изображение является уменьшенным, тоже вопросов не возникает. А каким же ему ещё быть? Диаметр глаза равен примерно 25 мм, а поле нашего зрения попадают предметы куда большего размера. Естественно, глаз отображает их на сетчатке в уменьшенном виде.

Но вот как быть с тем, что изображение на сетчатке является перевёрнутым? Почему же тогда мы видим мир не вверх ногами? Здесь подключается корректирующее действие нашего мозга. Оказывается, кора головного мозга, обрабатывая изображение на сетчатке, переворачивает картинку обратно! Это установленный факт, проверенный экспериментами.

Как мы уже сказали, хрусталик — это собирающая линза с переменным фокусным расстоянием. Но зачем хрусталику менять своё фокусное расстояние?

Аккомодация.

Представьте себе, что вы смотрите на приближающегося к вам человека. Вы всё время чётко его видите. Каким образом глазу удаётся это обеспечивать?

Чтобы лучше понять суть вопроса, давайте вспомним формулу линзы:

.

В данном случае — это расстояние от глаза до предмета, — расстояние от хрусталика до сетчатки, — фокусное расстояние оптической системы глаза. Величина является неиз
менной, поскольку это геометрическая характеристика глаза. Следовательно, чтобы формула линзы оставалась справедливой, вместе с расстоянием до разглядываемого предмета должно меняться и фокусное расстояние .

Например, если предмет приближается к глазу, то уменьшается, поэтому и должно
уменьшаться. Для этого глазная мышца деформирует хрусталик, делая его более выпуклым и уменьшая тем самым фокусное расстояние до нужной величины. При удалении предмета, наоборот, кривизна хрусталика уменьшается, а фокусное расстояние возрастает.

Описанный механизм самонастройки глаза называется аккомодацией. Итак, аккомодация — это способность глаза отчётливо видеть предметы на различных расстояниях. В процессе аккомодации кривизна хрусталика меняется так, что изображение предмета всегда оказывается на сетчатке.

Аккомодация глаза совершается бессознательно и очень быстро. Эластичный хрусталик может легко менять свою кривизну в определённых пределах. Этим естественным пределам деформации хрусталика отвечает
область аккомодации — диапазон расстояний, на которых глаз способен чётко видеть предметы. Область аккомодации характеризуется своими границами -дальней и ближней точками аккомодации.

Дальняя точка аккомодации (дальняя точка ясного видения) — это точка нахождения предмета, изображение которого на сетчатке получается при расслабленной глазной мышце, т. е. когда хрусталик не деформирован.

Ближняя точка аккомодации (ближняя точка ясного видения) — это точка нахождения предмета, изображение которого на сетчатке получается при наибольшем напряжении глазной мышцы, т. е. при максимально возможной деформации хрусталика.

Дальняя точка аккомодации нормального глаза находится на бесконечности: в ненапряжённом состоянии глаз фокусирует параллельные лучи на сетчатке (рис. 2, слева). Иными словами, фокусное расстояние оптической системы нормального глаза при недеформированном хрусталике равно расстоянию от хрусталика до сетчатки.

Ближняя точка аккомодации нормального глаза расположена на некотором расстоянии от него (рис. 2, справа; хрусталик максимально деформирован). Это расстояние с возрастом увеличивается. Так, у десятилетнего ребёнка см; в возрасте 30 лет см; к 45 годам ближняя точка аккомодации находится уже на расстоянии 20–25 см от глаза.

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке
Рис. 2. Дальняя и ближняя точки аккомодации нормального глаза

Теперь мы переходим к простому, но очень важному понятию угла зрения. Оно является ключевым для понимания принципов работы различных оптических приборов.

Угол зрения.

Когда мы хотим получше рассмотреть предмет, мы приближаем его к глазам. Чем ближе предмет, тем больше его деталей оказываются различимыми. Почему так получается?

Давайте посмотрим на рис. 3. Пусть стрелка — рассматриваемый предмет, — оптический центр глаза. Проведём лучи и (которые не преломляются) и получим на сетчатке изображение нашего предмета — красную изогнутую стрелочку.

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке
Рис. 3. Предмет далеко, угол зрения мал

Угол называется углом зрения. Если предмет расположен далеко от глаза, то угол зрения мал, и размер изображения на сетчатке также оказывается малым.

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке
Рис. 4. Предмет близко, угол зрения велик

Но если предмет расположить ближе, то угол зрения увеличивается (рис. 4). Соответственно увеличивается и размер изображения на сетчатке. Сравните рис. 3 и рис. 4 — во втором случае изогнутая стрелочка оказывается явно длиннее!

Размер изображения на сетчатке — вот что важно для подробного разглядывания предмета. Сетчатка, напомним, состоит из нервных окончаний зрительного нерва. Поэтому чем крупнее изображение на сетчатке, тем больше нервных окончаний раздражается идущими от предмета световыми лучами, тем больший поток информации о предмете направляется по зрительному нерву в мозг — и, следовательно, тем больше подробностей мы различаем, тем лучше мы видим предмет!

Ну а размер изображения на сетчатке, как мы уже убедились из рисунков 3 и 4, напрямую зависит от угла зрения: чем больше угол зрения, тем крупнее изображение. Поэтому вывод: увеличивая угол зрения, мы различаем больше подробностей рассматриваемого объекта.

Вот почему мы одинаково плохо видим как мелкие объекты, пусть и находящиеся рядом, так и крупные объекты, но расположенные далеко. В обоих случаях угол зрения мал, и на сетчатке раздражается небольшое число нервных окончаний. Известно, кстати, что если угол зрения меньше одной угловой минуты (1/60 градуса), то раздражается лишь одно нервное окончание. В этом случае мы воспринимаем объект просто как точку, лишённую деталей.

Расстояние наилучшего зрения.

Итак, приближая предмет, мы увеличиваем угол зрения и различаем больше деталей. Казалось бы, оптимального качества видения мы достигнем, если расположим предмет максимально близко к глазу — в ближней точке аккомодации (в среднем это 10–15 см от глаза).

Однако мы так не поступаем. Например, читая книгу, мы держим её на расстоянии примерно 25 см. Почему же мы останавливаемся на этом расстоянии, хотя ещё имеется ресурс дальнейшего увеличения угла зрения?

Дело в том, что при достаточно близком расположении предмета хрусталик чрезмерно деформируется. Конечно, глаз ещё способен чётко видеть предмет, но при этом быстро утомляется, и мы испытываем неприятное напряжение.

Величина см называется расстоянием наилучшего зрения для нормального глаза. При таком расстоянии достигается компромисс: угол зрения уже достаточно велик, и в то же время глаз не утомляется ввиду не слишком большой деформации хрусталика. Поэтому с расстояния наилучшего зрения мы можем полноценно созерцать предмет в течении весьма долгого времени.

Близорукость.

Напомним, что фокусное расстояние нормального глаза в расслабленном состоянии равно расстоянию от оптического центра до сетчатки. Нормальный глаз фокусирует параллельные лучи на сетчатке и поэтому может чётко видеть удалённые предметы, не испытывая напряжения.

Близорукость — это дефект зрения, при котором фокусное расстояние расслабленного глаза меньше расстояния от оптического центра до сетчатки. Близорукий глаз фокусирует параллельные лучи перед сетчаткой, и от этого изображения удалённых объектов оказываются размытыми (рис. 5; хрусталик не изображаем).

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке
Рис. 5. Близорукость

Потеря чёткости изображения наступает, когда предмет находится дальше определённого расстояния. Это расстояние соответствует дальней точке аккомодации близорукого глаза. Таким образом, если у человека с нормальным зрением дальняя точка аккомодации находится на бесконечности, то у близорукого человека дальняя точка аккомодации расположена на конечном расстоянии перед ним.

Соответственно, ближняя точка аккомодации у близорукого глаза находится ближе, чем у нормального.

Расстояние наилучшего зрения для близорукого человека меньше 25 см. Близорукость корректируется с помощью очков с рассеивающими линзами. Проходя через рассеивающую линзу, параллельный пучок света становится расходящимся, в результате чего изображение бесконечно удалённой точки отодвигается на сетчатку (рис. 6). Если при этом мысленно продолжить расходящиеся лучи, попадающие в глаз, то они соберутся в дальней точке аккомодации .

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке
Рис. 6. Коррекция близорукости с помощью очков

Таким образом, близорукий глаз, вооружённый подходящими очками, воспринимает параллельный пучок света как исходящий из дальней точки аккомодации. Вот почему близорукий человек в очках может отчётливо рассматривать удалённые предметы без напряжения в глазах. Из рис. 6 мы видим также, что фокусное расстояние подходящей линзы равно расстоянию от глаза до дальней точки аккомодации.

Дальнозоркость.

Дальнозоркость — это дефект зрения, при котором фокусное расстояние расслабленного глаза больше расстояния от оптического центра до сетчатки.

Дальнозоркий глаз фокусирует параллельные лучи за сетчаткой, отчего изображения удалённых объектов оказываются размытыми (рис. 7).

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке
Рис. 7. Дальнозоркость

На сетчатке же фокусируется сходящийся пучок лучей. Поэтому дальняя точка аккомодации дальнозоркого глаза оказывается мнимой: в ней пересекаются мысленные продолжения лучей сходящегося пучка, попадающего на глаз (мы увидим это ниже на рис. 8). Ближняя точка аккомодации у дальнозоркого глаза расположена дальше, чем у нормального.Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого человека больше 25 см.

Дальнозоркость корректируется с помощью очков с собирающими линзами. После прохождения собирающей линзы параллельный пучок света становится сходящимся и затем фокусируется на сетчатке (рис. 8).

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке
Рис. 8. Коррекция дальнозоркости с помощью очков

Параллельные лучи после преломления в линзе идут так, что продолжения преломлённых лучей пересекаются в дальней точке аккомодации . Поэтому дальнозоркий человек, вооружённый подходящими очками, будет отчётливо и без напряжения рассматривать удалённые предметы. Мы также видим из рис. 8, что фокусное расстояние подходящей линзы равно расстоянию от глаза до мнимой дальней точки аккомодации.

Источник

Линзы

1. Могут ли линзы да­вать мни­мые изоб­ра­же­ния пред­ме­тов?

1) могут толь­ко со­би­ра­ю­щие линзы

2) могут толь­ко рас­се­и­ва­ю­щие линзы

3) могут со­би­ра­ю­щие и рас­се­и­ва­ю­щие линзы

4) ни­ка­кие линзы не могут да­вать мни­мые изоб­ра­же­ния.

2. Уче­ник по­стро­ил изоб­ра­же­ние A’B’ пред­ме­та AB в тон­кой линзе.

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

Какие из лучей — 1, 2, 3, 4 — прой­дут через точку B’?

1) толь­ко 1 2) толь­ко 1 и 2

3) толь­ко 1, 2, 3 4) все лучи

3. Какая из точек (1, 2, 3 или 4), по­ка­зан­ных на ри­сун­ке, яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ни­ем точки S в тон­кой со­би­ра­ю­щей линзе с фо­кус­ным рас­сто­я­ни­ем F?

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

1) точка 1 2) точка 2

3) точка 3 4) точка 4

4. При рас­по­ло­же­нии пред­ме­та на рас­сто­я­нии 25 см от глаза на сет­чат­ке по­лу­ча­ет­ся его чет­кое изоб­ра­же­ние. Как долж­но из­ме­нить­ся фо­кус­ное рас­сто­я­ние линзы-хру­ста­ли­ка при при­бли­же­нии пред­ме­та к глазу для по­лу­че­ния чет­ко­го изоб­ра­же­ния этого пред­ме­та?

1) долж­но уве­ли­чить­ся

2) долж­но умень­шить­ся

3) не долж­но ме­нять­ся

4) уве­ли­чит­ся или умень­шит­ся в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ра пред­ме­та

5. Со­би­ра­ю­щая линза может да­вать

1) толь­ко уве­ли­чен­ные изоб­ра­же­ния пред­ме­тов

2) толь­ко умень­шен­ные изоб­ра­же­ния пред­ме­тов

3) уве­ли­чен­ные, умень­шен­ные и рав­ные изоб­ра­же­ния пред­ме­тов

4) толь­ко умень­шен­ные или рав­ные пред­ме­ту

6. Могут ли линзы да­вать дей­стви­тель­ное изоб­ра­же­ние пред­ме­тов?

1) могут толь­ко со­би­ра­ю­щие линзы

2) могут толь­ко рас­се­и­ва­ю­щие линзы

3) могут со­би­ра­ю­щие и рас­се­и­ва­ю­щие линзы

4) ни­ка­кие линзы не могут

7. На ри­сун­ке по­ка­зан ход лучей от то­чеч­но­го ис­точ­ни­ка света А через тон­кую линзу.

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

Ка­ко­ва оп­ти­че­ская сила линзы? (Ответ дать в ди­оп­три­ях, округ­лив до целых.)

8. От то­чеч­но­го ис­точ­ни­ка света S, на­хо­дя­ще­го­ся на глав­ной оп­ти­че­ской оси тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы на рас­сто­я­нии 2F от нее, рас­про­стра­ня­ют­ся два луча а и b, как по­ка­за­но на ри­сун­ке.

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчаткеПосле пре­лом­ле­ния лин­зой эти лучи пе­ре­се­кут­ся в точке

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

9. Где на­хо­дит­ся изоб­ра­же­ние све­тя­щей­ся точки S (см. ри­су­нок), со­зда­ва­е­мое тон­кой со­би­ра­ю­щей лин­зой?

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

1) в точке 1 2) в точке 2

3) в точке 3 4) на бес­ко­неч­но боль­шом рас­сто­я­нии от линзы

10. Со­би­ра­ю­щая линза, ис­поль­зу­е­мая в ка­че­стве лупы, дает изоб­ра­же­ние

1) дей­стви­тель­ное уве­ли­чен­ное 2) мни­мое умень­шен­ное

3) мни­мое уве­ли­чен­ное 4) дей­стви­тель­ное умень­шен­ное

11. На плен­ке фо­то­ап­па­ра­та по­лу­че­но умень­шен­ное изоб­ра­же­ние пред­ме­та. На ос­но­ва­нии этого можно утвер­ждать, что объ­ек­тив в виде со­би­ра­ю­щей линзы при фо­то­гра­фи­ро­ва­нии на­хо­дил­ся от фо­то­плен­ки на рас­сто­я­нии

 1) рав­ном фо­кус­но­му 2) мень­ше фо­кус­но­го

3) боль­ше фо­кус­но­го, но мень­ше двух фо­кус­ных 4) боль­ше двух фо­кус­ных

12. На сет­чат­ке глаза изоб­ра­же­ние пред­ме­тов по­лу­ча­ет­ся

 1) уве­ли­чен­ным пря­мым 2) уве­ли­чен­ным пе­ре­вер­ну­тым

3) умень­шен­ным пря­мым 4) умень­шен­ным пе­ре­вер­ну­тым

13. Какие по раз­ме­рам изоб­ра­же­ния пред­ме­тов может да­вать со­би­ра­ю­щая линза?

1) толь­ко уве­ли­чен­ные 2) толь­ко умень­шен­ные

3) уве­ли­чен­ные, рав­ные и умень­шен­ные 4) толь­ко уве­ли­чен­ные или рав­ные пред­ме­ту

14. При ото­дви­га­нии пред­ме­та от глаза для по­лу­че­ния его чет­ко­го изоб­ра­же­ния на сет­чат­ке глаза фо­кус­ное рас­сто­я­ние линзы-хру­ста­ли­ка долж­но

1) уве­ли­чить­ся 2) умень­шить­ся

3) оста­вать­ся не­из­мен­ным

4) уве­ли­чить­ся для боль­ших пред­ме­тов, умень­шить­ся для ма­лень­ких

15. Объ­ек­тив те­ле­ско­па при фо­то­гра­фи­ро­ва­нии не­бес­ных тел дает

1) дей­стви­тель­ное уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние

2) дей­стви­тель­ное умень­шен­ное изоб­ра­же­ние

3) мни­мое уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние

4) мни­мое умень­шен­ное изоб­ра­же­ние

16. Объ­ек­тив фо­то­ап­па­ра­та при фо­то­гра­фи­ро­ва­нии уда­лен­ных пред­ме­тов (на­при­мер, пей­за­жей) дает на плен­ке

1) дей­стви­тель­ное уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние

2) дей­стви­тель­ное умень­шен­ное изоб­ра­же­ние

3) мни­мое уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние

4) мни­мое умень­шен­ное изоб­ра­же­ние

17. Какая из точек яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ни­ем точки в со­би­ра­ю­щей линзе?

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

18. Какая из точек яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ни­ем точки в рас­се­и­ва­ю­щей линзе?

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

19. Если то­чеч­ный ис­точ­ник рас­по­ло­жен на рас­сто­я­нии 7 см перед со­би­ра­ю­щей лин­зой с фо­кус­ным рас­сто­я­ни­ем, рав­ным 7 см, то изоб­ра­же­ние на­хо­дит­ся на рас­сто­я­нии

1) 3,5 см за лин­зой

2) 3,5 см перед лин­зой

3) 7 см перед лин­зой 4) изоб­ра­же­ния не будет

20. На ри­сун­ке изоб­ра­жен пред­мет и его изоб­ра­же­ние , по­лу­чен­ное с по­мо­щью тон­кой рас­се­и­ва­ю­щей линзы. Пря­мая  —   глав­ная оп­ти­че­ская ось си­сте­мы.

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

На каком из при­ве­ден­ных ниже ри­сун­ков пра­виль­но по­ка­за­но по­ло­же­ние линзы?

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

21. На ри­сун­ке по­ка­за­ны пред­мет П и его изоб­ра­же­ние И, да­ва­е­мое тон­кой со­би­ра­ю­щей лин­зой с глав­ной оп­ти­че­ской осью .

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

Чему равно да­ва­е­мое этой лин­зой уве­ли­че­ние?

22. Дей­стви­тель­ное изоб­ра­же­ние пред­ме­та в со­би­ра­ю­щей линзе на­хо­дит­ся на рас­сто­я­нии двой­но­го фо­ку­са от линзы. Пред­мет рас­по­ло­жен

1) за трой­ным фо­ку­сом

2) на двой­ном фо­кус­ном рас­сто­я­нии от линзы

3) между фо­ку­сом и двой­ным фо­ку­сом

4) между фо­ку­сом и лин­зой

23. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны глав­ная оп­ти­че­ская ось линзы , пред­мет и его изоб­ра­же­ние . Изоб­ра­же­ние по­лу­че­но с по­мо­щью

При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке

1) тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы, ко­то­рая на­хо­дит­ся между пред­ме­том и его изоб­ра­же­ни­ем

2) тон­кой рас­се­и­ва­ю­щей линзы, ко­то­рая на­хо­дит­ся левее изоб­ра­же­ния

3) тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы, ко­то­рая на­хо­дит­ся пра­вее пред­ме­та

4) тон­кой рас­се­и­ва­ю­щей линзы, ко­то­рая на­хо­дит­ся между пред­ме­том его изоб­ра­же­ни­ем

24. По­лу­чить мни­мое пря­мое уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние можно с по­мо­щью

1) плос­ко­го зер­ка­ла

2) рас­се­и­ва­ю­щей линзы

3) со­би­ра­ю­щей линзы

4) лю­бо­го из пе­ре­чис­лен­ных оп­ти­че­ских при­бо­ров

25. При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчаткеОп­ти­че­ская си­сте­ма со­сто­ит из тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы с фо­кус­ным рас­сто­я­ни­ем F и то­чеч­но­го ис­точ­ни­ка света S. Ис­точ­ник на­чи­на­ют дви­гать па­рал­лель­но глав­ной оп­ти­че­ской оси линзы в на­прав­ле­нии, по­ка­зан­ном стрел­кой. В каком из на­прав­ле­ний, ука­зан­ных ну­ме­ро­ван­ны­ми стрел­ка­ми, начнёт при этом пе­ре­ме­щать­ся изоб­ра­же­ние S’ ис­точ­ни­ка?  

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

26. На ри­сун­ке по­ка­за­ны тон­кая со­би­ра­ю­щая линза При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке. её фо­ку­сы При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке, глав­ная оп­ти­че­ская ось линзы При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчаткеи пред­мет , име­ю­щий вид на­прав­лен­но­го от­рез­ка, на­клонённого к оси При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке. Какой из на­прав­лен­ных от­рез­ков (, , или ) яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ни­ем пред­ме­та в этой линзе?

1) 2) 3) 4)

27. На ри­сун­ке по­ка­за­ны тон­кая со­би­ра­ю­щая линза При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке. её фо­ку­сы При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке, глав­ная оп­ти­че­ская ось линзы При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчаткеи пред­мет , име­ю­щий вид на­прав­лен­но­го от­рез­ка, на­клонённого к оси При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчатке. Какой из на­прав­лен­ных от­рез­ков (, , или ) яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ни­ем пред­ме­та в этой линзе?

1) 2) 3) 4)

 28. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны оп­ти­че­ская ось При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчаткетон­кой со­би­ра­ю­щей линзы, луч света , па­да­ю­щий на эту линзу, и луч света , про­шед­ший через эту линзу. На ри­сун­ке раз­мер одной кле­точ­ки со­от­вет­ству­ет см. Ка­ко­во фо­кус­ное рас­сто­я­ние линзы? (Ответ дать в сан­ти­мет­рах.)

29. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны оп­ти­че­ская ось При расположении предмета на расстоянии 25 см от глаза на сетчаткетон­кой со­би­ра­ю­щей линзы, луч света 1, па­да­ю­щий на эту линзу, и луч света 2, про­шед­ший через эту линзу. На ри­сун­ке раз­мер одной кле­точ­ки со­от­вет­ству­ет 1 см. Ка­ко­ва оп­ти­че­ская сила линзы? (Ответ дать в ди­оп­три­ях.)

30. Изоб­ра­же­ни­ем точки S (см. ри­су­нок), да­ва­е­мым тон­кой со­би­ра­ю­щей лин­зой с фо­кус­ным рас­сто­я­ни­ем F, яв­ля­ет­ся точка

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

31. Изоб­ра­же­ни­ем точки S, ко­то­рое даёт тон­кая со­би­ра­ю­щая линза с фо­кус­ным рас­сто­я­ни­ем F (см. ри­су­нок), яв­ля­ет­ся точка

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

32. На со­би­ра­ю­щую линзу па­рал­лель­но оп­ти­че­ской оси па­да­ет луч света (см. ри­су­нок). После про­хож­де­ния через линзу луч пройдёт вдоль линии

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

33. На со­би­ра­ю­щую линзу па­рал­лель­но оп­ти­че­ской оси па­да­ет луч света (см. ри­су­нок). После про­хож­де­ния через линзу луч пройдёт вдоль линии

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

34. Пред­мет, рас­по­ло­жен­ный на трой­ном фо­кус­ном рас­сто­я­нии от тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы, пе­ре­дви­га­ют к фо­каль­ной плос­ко­сти (см. ри­су­нок). Его изоб­ра­же­ние при этом

1) пе­ре­ме­ща­ет­ся от по­ло­же­ния на рас­сто­я­нии 1,5F от линзы в бес­ко­неч­ность

2) не дви­жет­ся

3) пе­ре­ме­ща­ет­ся от по­ло­же­ния на рас­сто­я­нии 1,5F от линзы к двой­но­му фо­ку­су

4) при­бли­жа­ет­ся вплот­ную к линзе

35. Пред­мет, рас­по­ло­жен­ный на двой­ном фо­кус­ном рас­сто­я­нии от тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы, пе­ре­дви­га­ют к трой­но­му фо­ку­су (см. ри­су­нок). Его изоб­ра­же­ние при этом дви­жет­ся

1) от двой­но­го фо­ку­са к по­ло­же­нию на рас­сто­я­нии 3,5F от линзы

2) от двой­но­го фо­ку­са к фо­ку­су

3) от фо­ку­са к по­ло­же­нию на рас­сто­я­нии 1,5F от линзы

4) от двой­но­го фо­ку­са к по­ло­же­нию на рас­сто­я­нии 1,5F от линзы

36. Пред­мет, рас­по­ло­жен­ный на трой­ном фо­кус­ном рас­сто­я­нии от тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы, пе­ре­дви­га­ют к двой­но­му фо­ку­су (см. ри­су­нок). Его изоб­ра­же­ние при этом дви­жет­ся

1) дви­жет­ся от фо­ку­са к двой­но­му фо­ку­су

2) не пе­ре­ме­ща­ет­ся

3) дви­жет­ся от по­ло­же­ния на рас­сто­я­нии 1,5F от линзы к двой­но­му фо­ку­су

4) дви­жет­ся от по­ло­же­ния на рас­сто­я­нии 1,5F от линзы к фо­ку­су

37. Пред­мет, рас­по­ло­жен­ный на двой­ном фо­кус­ном рас­сто­я­нии от тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы, пе­ре­дви­га­ют к фо­ку­су линзы (см. ри­су­нок). Его изоб­ра­же­ние при этом дви­жет­ся от двой­но­го фо­ку­са

1) к фо­ку­су

2) к по­ло­же­нию на рас­сто­я­нии 1,5F от линзы

3) в бес­ко­неч­ность

4) к по­ло­же­нию на рас­сто­я­нии 3,5F от линзы

38. Стек­лян­ную линзу (по­ка­за­тель пре­лом­ле­ния стек­ла ), по­ка­зан­ную на ри­сун­ке, пе­ре­нес­ли из воз­ду­ха () в воду (n). Как из­ме­ни­лись при этом фо­кус­ное рас­сто­я­ние и оп­ти­че­ская сила линзы?

1) фо­кус­ное рас­сто­я­ние умень­ши­лось, оп­ти­че­ская сила уве­ли­чи­лась

2) фо­кус­ное рас­сто­я­ние и оп­ти­че­ская сила уве­ли­чи­лись

3) фо­кус­ное рас­сто­я­ние и оп­ти­че­ская сила умень­ши­лись

4) фо­кус­ное рас­сто­я­ние уве­ли­чи­лось, оп­ти­че­ская сила умень­ши­лась

39. Стек­лян­ную линзу (по­ка­за­тель пре­лом­ле­ния стек­ла (), по­ка­зан­ную на ри­сун­ке, пе­ре­нес­ли из воз­ду­ха () в воду (). Как из­ме­ни­лись при этом фо­кус­ное рас­сто­я­ние и оп­ти­че­ская сила линзы?

1) Фо­кус­ное рас­сто­я­ние умень­ши­лось, оп­ти­че­ская сила уве­ли­чи­лась.

2) Фо­кус­ное рас­сто­я­ние уве­ли­чи­лось, оп­ти­че­ская сила умень­ши­лась.

3) Фо­кус­ное рас­сто­я­ние и оп­ти­че­ская сила уве­ли­чи­лись.

4) Фо­кус­ное рас­сто­я­ние и оп­ти­че­ская сила умень­ши­лись.

40. При бли­зо­ру­ко­сти изоб­ра­же­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го гла­зом пред­ме­та фор­ми­ру­ет­ся

1) перед сет­чат­кой 2) на сет­чат­ке

3) за сет­чат­кой 4) в хру­ста­ли­ке

41. При даль­но­зор­ко­сти изоб­ра­же­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го гла­зом пред­ме­та фор­ми­ру­ет­ся

 1) перед сет­чат­кой 2) на сет­чат­ке

3) за сет­чат­кой 4) в хру­ста­ли­ке

42. На ри­сун­ках пред­став­ле­ны пред­мет S и его изоб­ра­же­ние S’ , по­лу­чен­ное с по­мо­щью четырёх раз­лич­ных со­би­ра­ю­щих тон­ких линз.

Мак­си­маль­ной оп­ти­че­ской силой об­ла­да­ет линза

1) №1 2) №2 3) №3 4) №4

43. На ри­сун­ках пред­став­ле­ны пред­мет S и его изоб­ра­же­ние S’, по­лу­чен­ное с по­мо­щью четырёх раз­лич­ных со­би­ра­ю­щих тон­ких линз. Чему равно наи­боль­шее фо­кус­ное рас­сто­я­ние среди этих линз? Ответ вы­ра­зи­те в см. Одна клет­ка ри­сун­ка со­от­вет­ству­ет 10 см.

44. Уче­ник вы­пол­нил за­да­ние «На­ри­со­вать ход луча, па­да­ю­ще­го из воз­ду­ха пер­пен­ди­ку­ляр­но по­верх­но­сти стек­лян­ной приз­мы тре­уголь­но­го се­че­ния» (см. ри­су­нок). При по­стро­е­нии он

1) пра­виль­но изоб­ра­зил ход луча на обеих гра­ни­цах сред

2) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча толь­ко при пе­ре­хо­де из воз­ду­ха в стек­ло

3) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча толь­ко при пе­ре­хо­де из стек­ла в воз­дух

4) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча на обеих гра­ни­цах сред

45. Уче­ник вы­пол­нил за­да­ние «На­ри­со­вать ход луча, па­да­ю­ще­го из воз­ду­ха пер­пен­ди­ку­ляр­но по­верх­но­сти стек­лян­ной приз­мы тре­уголь­но­го се­че­ния» (см. ри­су­нок). При по­стро­е­нии он

1) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча толь­ко при пе­ре­хо­де из воз­ду­ха в стек­ло

2) пра­виль­но изоб­ра­зил ход луча на обеих гра­ни­цах

3) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча на обеих гра­ни­цах

4) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча толь­ко при пе­ре­хо­де из стек­ла в воз­дух

46. Уче­ник вы­пол­нил за­да­ние «На­ри­со­вать ход луча, па­да­ю­ще­го из воз­ду­ха пер­пен­ди­ку­ляр­но по­верх­но­сти стек­лян­ной приз­мы тре­уголь­но­го се­че­ния» (см. ри­су­нок). При по­стро­е­нии он

1) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча толь­ко при пе­ре­хо­де из стек­ла в воз­дух

2) пра­виль­но изоб­ра­зил ход луча на обеих гра­нях приз­мы

3) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча толь­ко при пе­ре­хо­де из воз­ду­ха в стек­ло

4) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча на обеих гра­нях приз­мы

47. Уче­ник вы­пол­нил за­да­ние «На­ри­со­вать ход луча, па­да­ю­ще­го из воз­ду­ха пер­пен­ди­ку­ляр­но по­верх­но­сти стек­лян­ной приз­мы тре­уголь­но­го се­че­ния» (см. ри­су­нок). При по­стро­е­нии он

1) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча толь­ко при пе­ре­хо­де из стек­ла в воз­дух

2) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча на обеих гра­ни­цах сред

3) ошиб­ся при изоб­ра­же­нии хода луча толь­ко при пе­ре­хо­де из воз­ду­ха в стек­ло

4) пра­виль­но изоб­ра­зил ход луча на обеих гра­ни­цах сред

48. Уче­ник при по­мо­щи со­би­ра­ю­щей линзы пы­та­ет­ся по­лу­чить изоб­ра­же­ние спич­ки. Со­би­ра­ю­щая линза может фор­ми­ро­вать

1) толь­ко дей­стви­тель­ное изоб­ра­же­ние спич­ки

2) толь­ко мни­мое изоб­ра­же­ние спич­ки

3) или дей­стви­тель­ное, или мни­мое изоб­ра­же­ние — в за­ви­си­мо­сти от по­ло­же­ния спич­ки

4) сразу два дей­стви­тель­ных изоб­ра­же­ния спич­ки

49. Уче­ник при по­мо­щи рас­се­и­ва­ю­щей линзы пы­та­ет­ся по­лу­чить изоб­ра­же­ние спич­ки. Рас­се­и­ва­ю­щая линза может фор­ми­ро­вать

1) толь­ко дей­стви­тель­ное изоб­ра­же­ние спич­ки

2) толь­ко мни­мое изоб­ра­же­ние спич­ки

3) или дей­стви­тель­ное, или мни­мое изоб­ра­же­ние — в за­ви­си­мо­сти от по­ло­же­ния спич­ки

4) сразу два мни­мых изоб­ра­же­ния спич­ки

50. В какой из точек (1, 2, 3 или 4) на­хо­дит­ся изоб­ра­же­ние све­тя­щей­ся точки S (см. ри­су­нок), со­зда­ва­е­мое тон­кой со­би­ра­ю­щей лин­зой с фо­кус­ным рас­сто­я­ни­ем F?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

51. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны две тон­кие со­би­ра­ю­щие линзы Л1 и Л2, име­ю­щие общую глав­ную оп­ти­че­скую ось OO’, и по­ка­зан ход лучей па­рал­лель­но­го пучка света через эти линзы.

На каком из сле­ду­ю­щих ри­сун­ков пра­виль­но по­ка­зан ход све­то­во­го луча, из­на­чаль­но на­прав­лен­но­го вдоль глав­ной оп­ти­че­ской оси и про­хо­дя­ще­го через две эти линзы, сло­жен­ные вме­сте вплот­ную друг к другу?

52. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны две тон­кие со­би­ра­ю­щие линзы Л1 и Л2, име­ю­щие общую глав­ную оп­ти­че­скую ось OO’, и по­ка­зан ход через эти линзы лучей от то­чеч­но­го ис­точ­ни­ка света S. На каком из сле­ду­ю­щих ри­сун­ков пра­виль­но по­ка­зан ход све­то­во­го луча, из­на­чаль­но на­прав­лен­но­го вдоль глав­ной оп­ти­че­ской оси и про­хо­дя­ще­го через две эти линзы, сло­жен­ные вме­сте вплот­ную друг к другу?

53. Какой из об­ра­зов 1 − 4 слу­жит изоб­ра­же­ни­ем пред­ме­та AB в тон­кой линзе с фо­кус­ным рас­сто­я­ни­ем F?

Источник