Постановка звуков при астигматизме

Нарушения в речи встречаются у детей в последние десятилетия все чаще и чаще. Сигматизмы шипящих и свистящих фонем занимают первое место среди часто встречающихся дефектов. По мнению практикующих логопедов, это связано с недостатком внимания со стороны взрослых к качеству речи детей, отсутствием коррекционной работы. Разберемся вместе, что такое сигматизм, каковы его причины и каким образом исправить дефект.

Что это

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Это фонетическое нарушение.

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

Буква С на кубике

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Прибегать к обследованиям мозга необходимо только в крайне сложных ситуациях. Как правило, логопед, дефектолог способен зрительно определить параличи, недоразвитие праксисов и устранить нарушения в работе артикуляционного аппарата без сложного медицинского обследования.

Ребенок на обследовании

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

  • С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза – произносится как кодза, коса – котса, собака – табака, живут – дивут и т.д.

  • Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

  • Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

  • Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

  • Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука “С”. Он произносится как английский “t”. Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

Межзубный вариант 1

Межзубный вариант 2

  • Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень – фирень, зайка – вфайка.

Губно-зубной

  • Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик – донтик.

Призубный

  • Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка – щумка, сад – щад, соль – жоль, зима – жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

Шипящий

  • Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С – хьль, льхь. Суп – хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

  • Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Носовой

Виды сигматизма могут перекрещиваться друг с другом, образую целый комплекс дефектов речи. Исправить нарушения возможно. Необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога. В особо сложных случаях аппаратное исследование.

Коррекция

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Занятие с логопедом

Артикуляционная гимнастика

Рекомендованы следующие артикуляционные упражнения:

  • Заборчик

Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

  • Усики

Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

  • Надуваем шарики

Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.

  • Прокати карандаш

Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.

  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.

Массаж

  • Точечный

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.

Точечный массаж артикуляционных мышц

  • Массаж мягкого неба

Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения на укрепление языка:

  • Блинчики

Облизывание рта широкими круговыми движениями.

  • Дождик

Ритмичные шлепки языком по губам.

  • Покусывания кончика, спинки, боков языка.

Упражнения на распластывание языка:

  • Печем пирожки

Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.

  • Саночки
  • Железная дорога

Постановка звуков

Постановка звуков

В ходе логопедических занятий по постановке звука [С] используется метод подражания, работа с зеркалом, и механический способ.

Автоматизация звуков

  • В прямых открытых слогах

Произносим ша, са, шу, су …

  • В обратных слогах
Читайте также:  Дальнозоркость с астигматизмом что это

Уч, ус, уз, цш …

  • Со стечением согласных

Шус, мышь, час..

  • В начале слова

Сова, щука…

  • В конце слова

Укус, груз..

  • В середине

Колесо, тяжело..

  • В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.

Ста- сто – сту
Сна – сну -сны

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!

  • Пересказ текст
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам

Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.

Источник

Светлана Круглова
Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма у дошкольников

Дефекты в строении челюстей:

— прогнатия;

Прогнатия – передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед. Образуется щель между зубными рядами верхней и нижней челюстей. Прогнатический прикус сопровождается нарушением функций откусывания и разжевывания пищи, произношения отдельных звуков.

При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков.

— прогения;

Прогения характеризуется явно выдвинутой нижней челюстью, что перекрывает верхний зубной ряд. При значительном выдвижении нижней челюсти между челюстями образуется щель, что усложняет процесс откусывания пищи передними зубами.

— передний открытый прикус;

— боковой (правосторонний, левосторонний, двусторонний прикус.

Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка.

Макроглоссия –патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М. наблюдаются значительные нарушения произношения.

Микроглоссия –аномалия развития, малые размеры языка.

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом.

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом

Сигматизм бывает следующих видов:

1. Межзубный сигматизм.

Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

2. Губно-зубной сигматизм.

При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с (в и з, вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

3. Призубный сигматизм.

Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, зслышатся звуки т и д, например: суп — «туп», самолёт — «тамолёт», зима— «дима», зонтик — «донтик», цапля — «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматиз-мом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

4. Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака — «шябака», замок — «жямок»).

5. Боковой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) могут произноситься двумя способами:

а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;

б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

6. Носовой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики – такая форма гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия: под нажатием пальцев и рук логопеда или соответствующего зонда, шпателя. При межзубном и губно – зубном сигматизме мы наблюдаем вялость, пассивность продольных мышц языка. Язык совершает примитивные движения только вперёд, за пределы передних и нижних зубов.

Боковой сигматизм чаще всего возникает вследствие слабости мышц одной половины языка. Причиной также может быть боковой открытый прикус, а в некоторых случаях возможно нарушение иннервации языка.

Для устранения бокового сигматизма нарушения необходимо выполнение упражнений, направленных на распластывание языка, умение удерживать его широким, укрепление боковых краев языка; выработку воздушной струи, идущей посередине языка. При этом важно следить за тем, чтобы обе половинки языка работали равномерно.

Носовой сигматизм. На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык — широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.

Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.

Изотонические упражнения (с элементами сопротивления) очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно — зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.

Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, — эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны.

Читайте также:  Что такое неправильный астигматизм

Существуют следующие виды логопедического массажа:

• Классический массаж – нужный результат достигается путем использования таких массажных приемов, как поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Все довольно просто: чтобы добиться расслабления мышц, применяют легкое поглаживание. Если необходимо активизировать и укрепить мышечный тонус, используют энергичные и быстрые движения.

• Точечный массаж — представляет собой воздействие на биологически активные точки (как известно, это те участки, на которых скопление сосудов и нервных окончаний велико).

• Аппаратный массаж — проводится с использованием вакуумных или вибрационных приборов.

• Зондовый массаж – это особый вид массажа с помощью зондов.

• Самомассаж – название говорит само за себя. Это тот вид массажа, который ребенок выполняет сам. Зачастую самомассаж представляет собой определенные упражнения, которые предусматривают массаж лица руками и массаж языка с помощью зубов (например, «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык сквозь сомкнутые зубы).

• Нетрадиционные методы и приемы массажа

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.

В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных» движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

Источник

Любовь Растокина
Проект «Современные методы коррекции бокового сигматизма»

Ход работы:

I. Подготовительный этап

С целью уточнения этиопатогенетического механизма бокового сигматизма мною было обследовано 20 детей. Большинство (13) детей имели боковой сигматизм свистящих и шипящих, трое – боковой сигматизм свистящих, двое – латерально произносили шипящие, еще двое при латеральных шипящих произносили межзубносвистящие. В речевом развитии (Приложение №1 в презентации) и в речевом дыхании (Приложение № 2 в презентации). Наблюдалась минимальная церебральная дисфункция (Приложение № 3 в презентации).

Артикуляционная гимнастика и массаж для снятия гиперсаливации и спастичности:

— жевание и глотание с закрытым ртом.

— упражнение йогов. Вращение языком в преддверии открытого рта,сглатывание слюны.

— статистические упражнения. Широкое открывание и закрывание рта, язык на дне ротовой полости (в течение 3-5 сек. ,затем 5-10 сек.).

— упражнение «Толстячок-худышка» (при сомкнутых губах).

— надувание и втягивание щек: одновременное, попеременное (4-5 раз).

— упражнение «Усики». Удерживание губами: полоски бумаги, шпателя, трубочки для коктейля разных размеров, ёмкостей разных диаметров.

— упражнение «Сушим язычок». Всасывание воздуха в себя через «трубочку» из языка.

— упражнение «Мёд или хлебный шарик» (глотание капелек меда или хлебных шариков, положенных на кончик языка).

— упражнение «Жевание и глотание твердой пищи» сушки,сухаря.

Массаж:вращательные движения против часовой стрелки, до 6-8 сек, не вызывающие дискомфорт, при помощи зонда «грабли» или указательного или среднего пальца. Точечный массаж: в углублениях под языком, в двух точках одновременно,

— легкая вибрация под подбородком указательным пальцем(5 сек)в области подчелюстной ямки.

-круговые движения указательными пальцами почасовой стрелке по точкам под козелками ушей в течение 5 мин. (по 2.5 мин-рот открыт-закрыт) и 5 мин. против часовой стрелки.

Массаж мягкого нёба: поглаживание и разминание пальцемтвердого и мягкого нёба по средней линии от верхних резцов до увуля,для получения выраженного глоточного рефлекса.

— упражнение «Твёрдая атака»: произношение по 3 раза гласных А;Э;У;аэ;эа;аи;эи;аэи;

Особенно на начальных этапах необходимо использовать логопедический массаж (см. Приложение № 1)

При гиперкинезе необходимо расслаблять спастическую часть языка поглаживаниями и укреплять паретичную часть с помощью глубоких разминаний и вибрации.

Коррекция бокового сигматизма требует уделять основное внимание отработке элементов артикуляционной установки: укреплению боковых краёв языка и воспитанию нормального направления струи выдыхаемого воздуха.

Для коррекции боковогосигматизма эффективен следующий комплекс упражнений:

I. Упражнения для развития движений мышц лица и губ.

Пропевание песенок»: б-б-б-б – перебор указательным пальцем губ; «облизывание губ»: обведение губ указательным пальцем – при широко открытом рте; при губах в форме трубочки, в улыбке; покусывание,почесывание губ (нижней губы-верхними зубами и наоборот); медленное открывание и закрывание рта; «Улыбка-оскал-трубочка»; поднимание верхней губы,опускание нижней: статически и динамически (одновременно,поочередно); «Толстушки-худышки»: надувание и втягивание щек (одновременно,поочередно); «Имитация звука паровоза», произнесение звука [п] при выходе воздуха через сжатые губы.

II. Упражнения, направленные на расширение, распластывание языка.

«Дождик» шлепать по языку губами-па-па. ;зубами та-та; «Печем блины» просовывание плоского языка в узкую щель между передними зубами;«Покусывание языка зубами» вперед (кончика, середины, спинки,боковыми зубами боковых краёв языка (одновременно, рот открыт с пропеванием: и-и, ей-ей; поочередно с закрытым ртом, начало и конец на паретичной стороне)

III.Задания на закрепление боковых краев языка. При выполнении упражнений необходимагиперкоррекция пораженной стороны и т. д.

IV.Приёмы выработки силы и четкой направленности выдыхаемой струи воздуха по середине языка.

Далее действуем избирательно, в зависимости от диагноза (боковой,межзубно-боковой сигматизм,множественнаялатеральность) и индивидуального плана работы. Я использую следующие комплексы гимнастики для различных видов боковогосигматизма:

Читайте также:  Астигматизм у маленьких детей симптомы

I. Упражнения для расширения, распластывания языка.

II.Упражнения для укрепления боковых краев языка:

При одностороннем боковом сигматизмеупр-я I и II групп следует выполнять с гиперкоррекцией на более слабой стороне (начиная и заканчивая с неё, используя большее количество повторений).

III.Упражнения для выработки резкой центрированной воздушной струи (выполняются при широком, распластанном языке, достигающем боковых зубов).

При боковомсигматизме коррекцию следует начинать со свистящих звуков. Отработка артикуляционной установки звука [с] способствует укреплению боковых краёв языка и воспитанию центрированной выдыхаемой воздушной струи, поэтому постановка других звуков не вызовет значительных затруднений.

При постановке и закреплении изолированного произношения полученного звука в звукоподражаниях рационально использовать опоруна схему или положение кисти.

Традиционная методика предлагает начинать автоматизацию фрикативных согласных с введения в открытые слоги, Сизова Э. Я. рекомендует начинать автоматизацию звуков с обратного слога, следуя методике «Минимальной смены артикуляционных поз». Однако при устранении бокового сигматизма свистящих, Сизова Э. Я предлагает на начальных этапах коррекции включать звук [c] в стечение с глухим смычным [т]. Звук [т] обеспечивает статичность артикуляционного уклада (постоянство положения передней части языка). При присоединении гласных к стечению [ст] следует осуществлять в порядке отодвигания кончика языка от нижних зубов: [э] — [ы] – [а]-[о]-[у].

Включение полученных сочетаний звуков в слова и короткие фразы необходимо проводить в строгой последовательности:

— сначала в ударных слогах (стелла, стыдно, стадо, стон, стук)

-затем в безударном положении (станок)

-далее закрепление [ст] между двумя гласными: эсты, асты, усты; аста, эста и т. д.

— в словах (ласты, паста, выставка)

— во фразах («около моста густые кусты», «на столе стоят пустые стаканы»

— в адаптированных текстах известных сказок с включением картинок

-аналогичное закрепление в словах с сочетаниями: [ска]-[ско]-[ску], при необходимости с другими сочетаниями (если артикуляция [c] остаётся недостаточно четкой)

Далее автоматизация [c] в конце слова после главной: [ас]- класс,[ос]- нос,[ис]- низ,[ус]-укус и т. д.

Только после этого автоматизация звука [c] в открытых слогах (сы-са-со-су)

В строгой последовательности: односложное слово (сын, в начале двухсложного слова в ударном слоге (сы’ты, в начале двухсложного слова в безударном положении (сынок, в конце слова в безударном положении (косы, в середине слова (посылка, в словах любой слоговой структуры, в речевом материале, насыщенном [c] в разных вариантах произношения.

При абсолютной коррекции звука [c] – правильно произносятся слова со стечением [сл].

(см. Приложение №2)

Комплекс используемых упражнений при коррекции боковогосигматизма шипящих.

I.Упражнения для губ. Зубы сомкнуты губы вытянуты вперёд, как при звукео. Углы губ не соприкасаются. Губы не закрывают зубы, расслабить губы несколько раз, не слишком вытягивая их вперед.

II.1. «Пожуём блинчик»— жевание боковыми зубами краёв языка с поднятым кончиком поочерёдное, одновременное.

2. «Покусаем блинчик»— закусывание боковыми зубами одного края языка, затем другого (с гиперкоррекцией «слабой» стороны)

3. «Незваный гость» Выталкивание спички, положенной на верхушки нижних коренных зубов языком.

4. Переворачивание языком во рту сухих горошин.

5. «Киска спит-проснулась» удерживание по 10 сек. Язык попеременно «лежит» за нижними зубами-«стоит»-спинка языка выгнута вверх 10раз

6. «Почеши спинку»-губы в улыбке, зубы видны, рот открыт, кончик языка за нижними резцами, выгибание спинки языка: поглаживание, покусывание её верхними зубами (до следов зубов)

7. «Обезьянка поёт» Одновременноепокусывание боковых краёв языка за нижними зубами, пропевание: и-и-и, ей-ей-ей

8. «Обезьянка жуёт» с одной стороны 2 раза, затем язык на средней линии, с другой стороны 1 раз-затем язык снова расположить по средней линии и т. д. прибавляя по одому разу с каждой стороны.

9. «Белка машет хвостом»— широкий язык тянуть к носу – к подбородку.

10. «Белка прячет орешки» кончик языка от угла рта двигается по щеке от угла рта к уху

11. «Пчелы кусаются» Рот открыт, губы в улыбке,покусывание язычка от кончика до середины к задней части языка и обратно так, чтобы оставались «дорожки» от зубов. Затем покусывание боковых краёв языка с поднятым вверх кончиком (расслабление языка, укрепление боковых краёв)

12. «Орешки в тележке» Язык в форме «чашки» «едет» боковыми краями по верхним боковым зубам в ротовую полость.

13. «Лифт» Язык в форме «чашки» направляется от нижних к верхним боковым зубам и обратно.

14. «Киска лакает молочко» Облизывание верхней губы широким языком вверх-вниз, из стороны в сторону.

15. «Слизывание мёда широким языком с нижней поверхности ложки.

16. «Белка щелкает большие орешки» Плотное прижатие и «отрывание» широкого языка от верхней губы вниз назад.

17. «Белка щелкает орешки» «отрывание» с щелканьем языка, спрятанного под верхнюю губу вниз назад.

18. «Балалайка» Быстрое, механическое «сбивание» провисающей стороны языка (обычно применяют при постановке звука [р])

IV. Выработка направленной по средней линии языка длительной струи выдыхаемого воздуха достаточной силы. Выполняется при широком, распластанном языке.

1.«Волшебный пузырек»— дуть в пузырек, щеки попеременно напряжены и расслаблены.

2.«Собачка» — дуть на плоский высунутый язык, свободно лежащий на губе (зубы разомкнуты, губы сближены и улыбаются) контроль на тыльную сторону кисти, полоску бумаги, ватку.

3.«Лента вьется на ветру» — слабо дуть на длинную полоску кальки, помещенной вдоль средней линии широкого, лежащего на нижней губе языка.

4.«Лодочка»боковые края языка подняты, по средней линии языка – продольная впадина

5.«Подводная лодка» а) надувание воздухом «подводной лодки»б) сдувание «подводной лодки» (контроль воздушной струи на палец).

6.«Подводная лодка плывет»боковые края языка по верхним боковым зубам вне полости рта – в полость рта.

7.«Поющая дудочка» — дутье по средней щели широкого распластанного между губами языка, боковые края которого прилегают к уголкам рта.

8.«Фокус» — губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на верхней губе так, что боковые края прижаты, а посередине – желобок, при правильном выполнении выдыхаемая воздушная струя сдует ватку с кончика носа вверх.

9.«Фокус-покус» как «Фокус» + язык в форме чашки, видны нижние зубы (см. Приложение №3)

Успешно используемая нетрадиционная форма работы-совместная коррекционная деятельность с родителями. Два раза в месяц для родителей проводится мастер-класс. В ходе занятия участвуют 5-7 родителей (см. Приложение №4)

Использование данной системы работы при коррекции боковогосигматизма обеспечивает наибольшую эффективность и результативность.

Источник