Посмотрите сбоку на роговицу испытуемого роговица выпукла чем склера

,

учитель биологии

МКОУ СОШ № 92

Барабинского района Новосибирской области

Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»

Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации.

Задачи:

— закрепить содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере зрительного анализатора;

— сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей, особенностях восприятия окружающего мира;

— продолжить развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать, анализировать;

— формировать навыки самостоятельности в обучении, умение работать с дополнительной литературой, делать презентации.

Тип урока: комбинированный урок.

Технические средства: мультимедиа (ПК, если урок проходит в кабинете информатики)

Форма организации учебной деятельности: групповая (группы сформированы из учащихся с разным интеллектуальным потенциалом); в группе по четыре человека.

Ведущие понятия, на которые опирается урок: рецепторы, доли коры больших полушарий, зоны коры больших полушарий (чувствительные и двигательные), нервы, нервные пути, ощущения.

Основные понятия и термины урока: вспомогательные части глаза, склера, роговица, радужка, зрачок, хрусталик, сетчатка, палочки, колбочки.

План урока:

  I.  Организационный момент.

  II.  Проверка и актуализация знаний.

III.  Изучение нового материала.

IV.  Закрепление знаний.

  V.  Задание на дом.

VI.  Итоги урока.

ХОД УРОКА:

  I.  Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  II.  Проверка и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами продолжим изучение нашего организма.

Прежде чем мы с Вами перейдем к изучению новой темы, давайте проверим, как Вы усвоили тему: «Анализаторы».

Я Вам предлагаю выполнить тестовую работу, которую вы видите на слайде 2, и эти тесты лежат на ваших столах.

После выполнения тестовой работы ребята меняются работой и делают взаимопроверку.

На слайде 3 даны ответы по вариантам.

На слайде 4 представлены критерии оценок.

III.  Этап усвоения новых знаний.

1.  Вступительное слово учителя

У Максимилиана Волошина есть очень точные строчки:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

Вопросы:

О каком органе пойдет речь на уроке?

Какой смысл заложил автор в эти строки?

Почему этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир?

— А почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Откройте тетради и запишите тему урока «Орган зрения. Зрительный анализатор» слайд 5.

Сегодня мы с вами узнаем об особенностях восприятия окружающего мира, познакомимся со строением органа зрения и зрительного анализатора, узнаем о функциях глаза и его частей.

2. Сообщения двух учащихся «Факты. Факты»: (слайд 6)

1.  Величайшим творением природы можно назвать глаза. Говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

2.  Зрение позволяет животным определять положение объекта в пространстве и манипулировать с ним: защита, поиск пищи и комфортных условий существования, нападения и т. д.

1.  Для человека зрение — это трудовая деятельность, чтение, письмо, способность передавать информацию.

2.  «Глазные пятна» воспринимающие свет есть уже у простейших.

1.  Воспринимают свет и растения, поворачивая к нему свои листья.

2.  Наиболее совершенные глаза, формирующие изображение, мы находим у насекомых, у головоногих моллюсков, а также у позвоночных.

1.  Глаз насекомого имеет мозаичное «фасеточное» строение. Он состоит из множества крошечных «глазков». Глаз стрекозы считается самой сложной структурой глаза среди всех насекомых в мире. Каждый глаз содержит около 30 000 линз. Эти глаза занимают почти половину головы и дают насекомому очень широкое поле зрения, благодаря которому стрекоза может видеть даже то, что происходит у неё за спиной.

2.  У головоногих моллюсков и позвоночных – один из самых сложных и совершенных «приборов», созданных природой. У этих двух групп животных независимо друг от друга возникли почти одинаково устроенные глаза. Можно сказать, что природа сделала это «изобретение» дважды.

1.  Образ жизни отражается на внешнем облике животных. У одних глаза становятся большими как у сов, лемуров. У других щелевидным становится зрачок – у кошек, змей.

2.  Гаттерия – единственный сохранившийся до наших дней со времен динозавров представитель отряда клювоголовых имеет третий глаз на темени, различающий свет и тепло.

1.  Если животное оказывается на всю жизнь в полной темноте – в норах, пещерах, на больших глубинах, в большинстве своём они утрачивают органы зрения.

2.  Человек видит только при наличии света. Интересный случай описывает в книге «Рассказы о неизвестных героях». Русский солдат 9 лет (с 1915 по 1924 год) провел в темном подземелье Брестской крепости. Он имел достаточное количество воды и продовольствия. Но свечей и спичек ему хватило только на 4 года. 5 лет полной темноты. Выйдя на свет, человек ослеп.

Читайте также:  Ожог роговицы глаза после сварки

1.  Глаза у человеческого зародыша развиваются на второй неделе внутриутробной жизни из выпячивания промежуточного мозга, т. е. глаза являются участками головного мозга.

2.  Глаза первыми воспринимают внешние сигналы. Глаза человека можно сравнить с окном в окружающий мир. Они служат уникальными приборами, обеспечивающими 90% всей поступающей в организм информации (слайд 7).

3.Знакомство учащихся с таблицей в рабочей тетради.

Страница 22 – задание 43 (слайд 8).

Во время сообщений, которые представят офтальмологи, вы будете заполнять таблицу.

4.Сообщения учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения глаза.

Сообщения сопровождаются презентацией (для удобства презентация учителя и презентации детей объединены).

«Внешнее строение глаза»

(слайд 9) Глаз человека имеет шарообразную структуру, однако полностью круглым не считается. Вес глазного яблока в среднем составляет порядка семи – восьми грамм. По своей внешней структуре глаз достаточно просто выглядит, однако помимо вертикальной, горизонтальной и сагиттальной оси у глаза еще есть внутренняя ось, которая служит для соединения самой верхней точки на внутренней стороне роговицы и точку на внутренней стороне сетчатки глаза. Глаза снабжены большим числом вспомогательных приспособлений для их защиты (слайд 10). Это брови, благодаря которым стекающий со лба пот не попадает в глаза. Ресницы защищают глаза от пыли. Веки также выполняют защитную функцию, постоянно смыкаются и размыкаются (моргание), равномерно смачивая поверхность глаза слезной жидкостью.

(слайд 11) В слезных железах, расположенных в наружной части глазницы над глазом, образуются слезы. Излишки слезной жидкости по протокам слезной железы через отверстие слезного канальца стекают в носовую полость. Сам секрет слезных желез действует не только как смазывающая, но и дезинфицирующая жидкость.

«Внутреннее строение глаза»

Форма шара, которую имеет глаз, позволяет ему двигаться в определенных пределах в полости костного углубления – глазнице. Движение глаза достигается сокращением 6 глазных мышц. Они прикреплены одним своим концом к стенке глазницы, а другим – к глазному яблоку (слайд 12).

(слайд 13). Снаружи глаз покрыт белой плотной белочной оболочкой — склерой, которая окружает всю поверхность глазного яблока, выполняющая защитную и опорную функцию. Спереди белочная оболочка соединяется с прозрачной оболочкой – роговицей. Следующая оболочка – сосудистая. Она пронизана множеством кровеносных сосудов, снабжающих глаз кровью. Внутренний слой этой оболочки содержит красящее вещество – черный пигмент, который поглощает световые лучи. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, которая может быть разного цвета в зависимости от количества пигмента (слайд 14). При небольшом количестве пигмента глаза голубые (серые), при умеренном — светло-коричневые, при значительном — темно-коричневые. Цвет глаз передается по наследству, причем темный цвет является доминантным по отношению к светлому. Окраска радужной оболочки претерпевает возрастные изменения. Новорожденные имеют голубую окраску, затем, начиная с первых месяцев, по мере накопления пигмента радужная оболочка темнеет. Она снова начинает уменьшаться между сорока и пятьюдесятью годами. В центре радужки находится отверстие – зрачок, который расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. За зрачком располагается прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. Он эластичен и может менять свою кривизну с помощью специальной мышцы. Пространство позади хрусталика заполнено прозрачной желеобразной массой – стекловидным телом. Внутренняя стенка глазного яблока выстлана очень тонкой оболочкой – сетчаткой, которая имеет сложное строение. Зрительный нерв, по которому зрительные раздражения передаются в головной мозг.

5.Физзарядка для глаз.

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Быстрое моргание в течение 10-15 сек. способствует улучшению кровообращения.

3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят» усталость.

6.Опыты и наблюдения (слайд 15) работа в парах

Условия наблюдения и опыта

Результаты опыта

Вывод

1. Посмотрите сбоку на роговицу испытуемого.

Роговица более выпукла, чем склера.

Это наиболее сильная линза глаза.

2. Посмотрите на буквы, написанные на полиэтилене.

Буквы видны четко, надписи на классной доске размывчато.

Хрусталик выпуклый.

3. Посмотрите на доску сквозь полиэтиленовую пленку.

Надписи на доске видны четко, буквы на полиэтилене расплывчато.

Хрусталик уплощён.

4. Поверните лицо испытуемого к свету, прикройте глаза рукой, а затем уберите ее.

Зрачок сужается.

Освещенность сетчатки снижается до нормы.

5. Смотрите прямо перед собой, перемещайте карандаш красного цвета сбоку.

Форма карандаша и движение его воспроизводятся точно. Цвет кажется черным.

Изображения проецируются на край сетчатки, где нет колбочек, а сконцентрированы палочки, поэтому цвет восприниматься не будет.

6. Посмотрите на точку правым глазом, левый глаз должен быть закрыт. Найдите положение, при котором фигура рыцаря потеряет голову.

Исчезает голова. Остается туловище.

Изображение головы фигуры попадает на слепое пятно: место выхода зрительного нерва.

Читайте также:  В центре роговицы помутнение

7.Сообщение учащихся о строении зрительного анализатора.

« Строение зрительного анализатора»

(слайд 16) Зрительный анализатор представлен воспринимающим отделом – рецепторами сетчатки, зрительными путями, проводящей системой и соответствующими участками коры в затылочных долях мозга. Сетчатка состоит из нескольких слоев нервных клеток, которые образованы зрительными рецепторами – палочками и колбочками. Палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, а колбочки возбуждаются медленнее и только ярким светом. От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв. Более миллиона его волокон передают в зрительную зону КБП информацию в форме слабых нервных импульсов. В зрении участвуют оба полушария головного мозга, каждое из которых получает информацию, как от правого, так и от левого глаза.

8. Заключительное слово учителя.

Большое спасибо нашим офтальмологам.

Восприятии зрительных раздражений (слайд 17).

IV.  Закрепление знаний.

1. Работа в группах по заданиям:

Каждой группе необходимо:

— изобразить на ватмане с помощью фломастеров рисунок «образ зрения»;

— защитить рисунок;

— составить синквейн (приложение № 1).

Пока ребята выполняют работу можно включить спокойную музыку.

2.Защита

После окончания работы каждая группа защищает свой рисунок и написанный синквейн.

3.Рефлексия

Какие вы все, молодцы!

А теперь возьмите листы самооценки, которые находятся у вас на столах, и заполните их (приложение №2).

  V.  Задание на дом.

Домашнее задание:

Творческое д/з представить орган зрения в виде кроссворда, сказки, стихотворения, эссе (на выбор).

VI.  Итоги урока.

Оценка знаний учащихся за индивидуальную и групповую работу, формулирование выводов — «Что нового вы сегодня узнали на уроке?».

Большое всем спасибо за работу на уроке.

А закончить наш с вами урок я хочу следующими строками: (слайд 18).

Глаза умеют говорить,

Кричать от счастья или плакать,

Глазами можно ободрить,

С ума свести, пуститься в драку…

Словами можно обмануть,

Глазами это — невозможно.

Во взгляде можно утонуть,

Если смотреть неосторожно…

Не знают устали глаза,

Что видят всюду, то внимают,

Пусть не коснется их слеза,

Лишь счастьем пусть они сияют.

Cусанна

До новых встреч.

Приложение

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Приложение

Лист самооценки учащегося

( в баллах от 0,5 до 5)

Вопрос

Оценка

Удовлетворены ли Вы результатом своей деятельности на уроке?

Проявился ли интерес к предмету на данном уроке?

Соответствовал ли уровень изложения материала степени Вашей готовности к уроку?

Сформировалось ли у Вас понимание важности полученных на этом уроке знаний?

Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между Вами и другими участниками Вашей группы?

Участие в работе группы:

А) изображение «образа зрения»

Б) защита проекта

В) составление синквейна

Дайте оценку уроку (выбрав один ответ)

А. Было очень интересно

Б. Было интересно

В. Иногда было интересно

Г. Не было интересно

Ваше настроение от данного урока

А

 

Б

 

В

Список литературы:

1.  Крейдлин глаз и визуальное коммуникативное поведение. — М.: Просвещение, 2002.

2.  Михайлова человека. — М.: Просвещение, 1973.

3.  Большая медицинская энциклопедия. Третье издание под редакцией академика , 1988

Интернет-ресурсы:

М. Волошин. 1903 г. «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…» https://lib. rus. ec/b/156974/read

Стихотворение Cусанны: https://iznasilovat. ru/b-page-bdbgbhf. php5

https://koleso. mostinfo. ru/sciencediscoveries_374_705

https://ru. science. /wiki/Глаз

https://www. artoks. ru/pedia-eye. shtml

https://moezrenie. /vneshnee-stroenie-glaza/

Источник

Что это такое?

Роговица – сферическая и прозрачная часть наружной оболочки глаза. Представляет собой органическую линзу, имеющую двояковыпуклое строение, которая через тонкие фиброзные волокна (лимб) прикрепляется к склере глаза.

stroenie-i-vneshnij-vidБлагодаря роговице и особенностям ее строения световые волны легко проходят в более глубокие слои органа зрения и попадают на сетчатку.

Функции роговицы:

  • защитная;
  • опорная;
  • светопроводящая;
  • преломляющая.

В норме ее характерными признаками являются:

  • высокая чувствительность и способность к регенерации;
  • прозрачность и зеркальность;
  • сферическое строение;
  • прочность и целостность;
  • отсутствие капилляров;
  • радиус кривизны–7,7-9,6 мм;
  • горизонтальный диаметр – 11 мм;
  • сила преломления света – 41 дптр.

Воспаление, травмы или дегенеративные процессы в роговице приводят к изменению ее изначальных параметров и свойств.

Читайте также:  Как определить отек роговицы

Строение 

Этот орган напоминает собой линзу, выпуклую снаружи и вогнутую внутри.

Она занимает собой от 1/5 до 1/6 поверхности наружной оболочки глаза. В отличие от ее более крупной части – склеры, роговица не имеет сосудов и абсолютна прозрачна. Ее толщина увеличивается по периферии и уменьшается по центру. 

sloi-rogovitsy-glaza

neirosistema-otzyvy

В роговице пять слоев:

  • покровный (передний), он состоит из эпителиальных клеток, выполняет защитную, газо- и влагообменную функцию;
  • боуменова мембрана, поддерживает форму сферы;
  • строма (основной и самый толстый слой), образована в основном коллагеновыми волокнами и фибро-, кера- и лейкоцитами, она обеспечивает прочность роговицы;
  • десцеметовый, способствует высокой толерантности наружного слоя глаза к внешним и внутренним воздействиям;
  • эндотелиальный (задний), внутренний слой, состоящий из клеток шестигранной формы, он выполняет насосную функцию, снабжая все оболочки роговицы питательными веществами из внутриглазной жидкости, поэтому именно при патологических изменениях в этом слое быстро развивается и обнаруживается на инструментальных обследованиях отек роговицы.

sostav-rogovitsy

Нервная иннервация роговицы осуществляется вегетативными (симпатическими и парасимпатическими) нейронными сплетениями, которых на поверхности ее верхних слоев в 300-400 раз больше, чем на коже человека. Поэтому при травмах с повреждениями поверхностной оболочки роговицы и ее реснитчатных нервов у пострадавших очень сильно проявляются болевые ощущения. 

Из-за того, что роговица не имеет сосудов, ее питание обеспечивается внутриглазной жидкостью и капиллярами, окаймляющими ее.

Признаком нарушения кровоснабжения роговицы может стать ее помутнение, это обуславливается прорастанием в нее капилляров из лимба и сосудистой пленки.

Заболевания роговицы глаза

1.Травматические. Развиваются при попадании в глаз мелких щепок из дерева или металла, песка, химических веществ.

Поражение слоев роговицы при них может быть поверхностным или глубоким. Последствием такого травмирования может стать эрозия роговицы глаза. Ее формирование вызывают повреждения клеток эпителия и потеря их способности к регенерации (восстановлению).

Эрозия роговицы (фото)

Эрозия роговицы (фото)

Клиническими проявлениями этой патологии являются:

  • боль в глазу;
  • ощущение инородного предмета;
  • светобоязнь;
  • слезотечение;
  • зуд и жжение;
  • очаги помутнения в роговице;
  • уменьшение остроты зрения.

2. Врожденные дефекты строения:

  • мегакорнеа – патологически крупные размеры роговицы, достигающие более 11мм в диаметре;
  • микрокорнеа– уменьшение размеров роговицы (от 5мм в диаметре);
  • кератоглобус – выпячивание роговицы и изменение ее формы на шаровидную;
  • кератоконус – истончение роговицы и утрата упругости, приводящее к изменению ее формы на конусовидную.

keratokonus

  Так выглядит кератоконус

Все эти болезни влекут за собой изменение нормальных показателей зрения, возникновение близорукости, астигматизма, дальнозоркости, слепоты.

3. Воспалительные болезни (кератиты) инфекционного и неинфекционного происхождения.

Симптомы такого поражения роговицы:

  • резь в глазах и их гиперчувствительность к свету;
  • яркая сосудистая сетка конъюнктивы;
  • пастозность и (или) отечность роговицы;
  • замутненность зрения.

Осложнением бактериальных (вызванных стрепто-, стафило-, гоно-, дипло-и ли пневмококками, а также синегнойной палочкой кератитов является) ползучая язва роговицы. Она может развиться в течение нескольких суток, проникая сквозь слои к стекловидному телу. 

Признаками язвы выступают:

  • образование возвышающегося инфильтрата с неровными краями на поверхности роговицы;
  • гнойные выделения;
  • отслойка верхних слоев роговицы, ее помутнение и болезненность;
  • дефекты зрения.

Опасность этой патологии состоит в том, что возможна перфорация (прорыв) язвенного инфильтрата, пропитывание гнойным содержимым тканей глаза и его гибель.

4. Дистрофия. Возникает на фоне обменных нарушений в организме. Может быть врожденной или приобретенной.

Симптомы патологии могут долго не проявляться, а первые признаки обнаружиться случайно при инструментальном обследовании (небольшие полосы или зоны помутнения роговицы). С развитием недуга больные начинают жаловаться:

  • на сухость и замутненность в глазах;
  • потерю остроты зрения.

Пересадка роговицы

Применяется при неэффективности консервативного лечения и прогрессирующем ухудшении зрения. 

Оперативное вмешательство показано при поражении большой поверхности роговицы, если причиной его являются:

  • травмы;
  • обширный термический или химический ожог;
  • осложнения после воспалительных процессов;
  • необратимые дегенеративные изменения;
  • врожденные аномалии;
  • косметические дефекты (бельмо, рубцы).

Пересадка роговицы или, иначе – кератопластика, проводится с использованием донорского материала (трансплантата).

peresadka-rogovitsy

Она классифицируется:

  • на оптическую, которую применяют с целью восстановления прозрачности роговицы;
  • лечебную, которая призвана сохранить глаз, поэтому в ней используются даже мутные донорские роговицы);
  • рефракционную, она помогает восстановить зрение;
  • мелиоративную, технику укрепления роговичного слоя для повторных пересадок.

Методы замены роговицы:

  • послойный, показан при патологиях верхнего слоя, заменяют только его;
  • сквозной (частичный и тотальный), предполагает пересадку всех роговичных слоев.

Из-за отсутствия сосудов в роговице операции по ее пересадке считаются в офтальмологии несложными, с низким риском развития осложнений. Донорский имплантат обычно хорошо приживается и позволяет вернуть пациентам прежнее качество жизни.

Альтернативой пересадки роговицы выступает — кератопротезирование (применение искусственных роговиц). Его назначают после неудачных кератопластик (отторжения, воспаления). Техника выполнения протезирования сходна с пересадкой донорской роговицы.

Видео:

ochki

Источник