Основные формы нарушения зрения у детей профилактика детской близорукости

Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. — это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора и пришла болезнь.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Спазм аккомодации

Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Он (спазм) сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Частота спазма аккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский его сотрудники полагают, что подобным нарушением страдает каждый шестой близорукий школьник. По данным Р.С. Зильбермана, при слабой близорукости спазм встречается в 35, 2 %, при средней (3,0D — 6,0D) — в 28,4 %.

Школьник, у которого развивается стойкое напряжение цилиарной мышцы, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз.

Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду частоты этого поражения, его тяжести и длительности, должна осуществляться родителями, педагогами и офтальмологами.

Близорукость

Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость

В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые признаки появления дальнозоркости — ухудшение остроты

зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм

Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы.

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие

Косоглазие — положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску — расходящимся, вверх или вниз — вертикальным.

Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

Гигиена зрения детей

Основной задачей гигиены зрения детей является обеспечение оптимальных условий для деятельности глаз, способствующих их нормальному развитию, повышению общей и зрительной работоспособности и препятствующих утомлению глаз и связанных с ним расстройств зрения.

Гигиена зрения детей предусматривает рациональное в количественном и качественном отношении освещение детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, правильную посадку детей во время занятий и игр, соблюдение режима дня и учебных занятий.

Создание оптимальных гигиенических условий для зрительной работы позволяет обеспечить определенную степень компенсации нарушений зрения.

Основные нормы гигиены зрения детей изложены в работах Э.С. Аветисова (1975), В.И. Белецкой, А.Н. Гнеушевой (1982) и Л.П. Григорьевой (1985), Л.А. Григорян.

С 1.09.2003 года введены в действие новые гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (№2.4.2.1178-02). Важное место в них отводится требованиям к естественному и искусственному освещению учебных помещений.

Гигиенические требования к освещению

Естественное освещение обеспечивается в основном рассеянным светом небосвода и дополняется светом прямых лучей Солнца (инсоляцией), а также светом Солнца и неба, отраженным от облаков, зданий, земной поверхности и других объектов.

Естественное освещение является наиболее благоприятным в гигиеническом отношении и, по-возможности, должно максимально использоваться во всех помещениях, где длительное время находятся дети. Интересно отметить, что при длительном существенном недостатке естественного освещения нарушаются биоритмы организма, которые синхронизированы с суточной и годовой динамикой световой среды на Земле.

Степень освещенности в помещениях детских образовательных учреждений в дневное время зависит от облачности, различной высоты стояния солнца, а также от размеров окон, их расположения и глубины помещения.

Читайте также:  Близорукость в современном мире

Для суждения об уровне естественной освещенности пользуются коэффициентом естественной освещенности и световым коэффициентом. Вследствие изменчивости естественного освещения в помещениях оно характеризуется относительной величиной – коэффициентом естественной освещенности (КЕО).

Коэффициент естественной освещенности представляет собой отношение освещенности внутри помещения к освещенности в тот же момент под открытым небом. Согласно гигиеническим требованиям в учебных помещениях на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, КЕО должен быть 1,5 % . Для учебных помещений школ слабовидящих и слепых детей коэффициент должен быть не менее 2,5%.

Световым коэффициентом называют отношение застекленной площади окон к площади пола. Для учебных помещений этот коэффициент должен составлять 1:5, для прочих помещений – 1:8. Чтобы освещенность классов была достаточной, глубина их не должна превосходить расстояние от верхнего края окна до пола более чем в 2 раза. Нижний край окон при этом должен быть на уровне парт; ширину и толщину оконных рам и переплетов следует максимально уменьшить.

Парты в классах располагаются так, чтобы окна находились слева от них, и тень от пишущей руки не падала на бумагу. Окна не должны находиться позади парт (из-за возможного образования тени от головы и туловища на рабочей поверхности), а также впереди парт (чтобы яркий солнечный свет не слепил глаза).

Для устранения препятствий к проникновению в помещения детских образовательных учреждений дневного света необходимо содержать оконные стекла в чистоте. Регулярно (1 раз в неделю в яслях и детских садах и 1 раз в месяц в школах) нужно мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не менее 2 раз в год снаружи.

Для эффективного использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений не следует ставить на подоконники цветы, наглядные пособия, большие аквариумы и т. п. Комнатные цветы и различные растения нужно размещать в простенках между окнами в переносных цветочницах высотой 65– 70 см от пола или расставлять в коридорах-рекреациях.

На окнах устанавливаются регулируемые солнцезащитные устройства (жалюзи, тканевые шторы и т.п.) для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Не допускается использование штор из поливинилхлоридной пленки. Для декоративной цели рекомендуется располагать занавески по краям оконного проема таким образом, чтобы они только на 10 – 15 см заходили за его края. Занавески должны быть светлыми и сочетаться с цветом стен и мебели.

Нельзя допускать затемнения окон деревьями. Сажать деревья необходимо не ближе 15м, а кустарник – не ближе 5 м от здания школы.

Естественная освещенность в классе зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона, дающие достаточно высокий (40 – 80%) коэффициент отражения. Для окраски потолка, оконных проемов и рам необходимо использовать белый цвет, для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цвета. Школьная мебель окрашивается в цвета натурального дерева или светло-зеленый цвет. Светлая окраска оказывает положительное психологическое действие. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность учащихся.

Также необходимым требованием является использование отделочных материалов и красок, создающих матовую поверхность, для избежания блесткости.

Использование дневного света должно быть максимальным. Однако даже при соблюдении всех приведенных выше условий одного естественного освещения учебных помещений бывает недостаточно, и возникает необходимость в дополнительном освещении.

Необходимо помнить, что освещение для детей с нарушением зрения должно быть не только достаточным в количественном отношении, но и высококачественным.

Искусственное освещение обеспечивается искусственными источниками света: электрическими лампами накаливания или газоразрядными лампами (например, люминесцентными). Оно позволяет создать постоянные уровни освещенности на рабочем месте, легко регулируется. В то же время искусственное освещение имеет ряд недостатков: слепящая яркость ламп, специфический спектр светового потока, зачастую искажающий цвет окружающих предметов, пульсация освещенности при использовании газоразрядных ламп, а также общая монотонность освещения.

В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. При этом создаются более эффективные условия для восприятия цветов, что особенно важно для слабовидящих детей, так как способность различать цвета у них снижена.

Допускается использование ламп накаливания.

Предусматривается освещение классной доски. Зеркальные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Читайте также:  Делать если ребенка близорукость

В учебных кабинетах, лабораториях уровень освещенности должен составлять не менее 500 ЛК.

В предыдущие годы для школ слабовидящих было рекомендовано общее люминесцентное освещение лампами, белого света с минимальной освещенностью в классах 400 лк (А. В. Рославцев, 1954).

В дальнейшем были предложены рекомендации к устройству искусственного освещения и повышению освещенности до 1000 – 1500 лк (В. И. Белецкая, 1968).

В работе Т.В. Криворучко, В.А. Лониной, Е.И. Блиновой и др. (2003) приводятся дифференцированные нормы уровней освещенности в зависимости от состояния зрения. Авторы приводят следующие показатели освещенности рабочего места:

· г 100 – 250 лк при альбинизме, патологии хрусталика, врож-

· денной катаракте и дистрофии роговицы;

· г 250 – 700 лк при глаукоме, колобоме радужки и хориодеи, пигментной дегенерации, юношеской макулярной дистрофии, миопической дегенерации, атрофии зрительного нерва, аномалии рефракции, хориоретените и его последствиях.

Современная наука располагает многочисленными данными о влиянии уровней освещения на зрительные функции лиц с полноценным зрением. Исследования Л.П.Григорьевой (1985) по зрительной работоспособности детей в норме показали, что визуальный комфорт зависит от следующих показателей:

Ø общей освещенности, которая определяет адаптационный уровень глаз,

Ø яркости видимого поля,

Ø расположения источника света по отношению к направлению зрения,

Ø ограничения слепящего действия источника,

Ø устранения теней,

Ø степени приближения спектра излучения к спектру дневного света.

Контроль условий освещения производится расчетным путем или измерением освещенности с помощью люкометров, яркометров или радиометров.

Источник

Близорукость (миопия) — это нарушение способности видеть предметы, находящиеся на расстоянии. Даже при незначительной степени она доставляет дискомфорт. Если степень заболевания выше средней, качество жизни ухудшается заметно. Поэтому важно провести профилактические меры, которые помогут не допустить развития данного заболевания.

Что дает профилактика близорукости у детей

Близорукость (миопия) — это нарушение способности видеть предметы, находящиеся на расстоянии

Если зрение достаточно низкое, то ребенку будет проблематично даже различить предметы, находящиеся на расстоянии пары метров.

Чтобы хорошо видеть, придется использовать оптические средства либо проводить операцию. Все это влечет за собой дополнительные сложности, поэтому стоит уделить должное внимание профилактике, которая поможет свести риск возникновения проблемы к минимуму.

Врачи разработали множество эффективных рекомендаций по предупреждению близорукости у детей. Главное — делать все регулярно и не преуменьшать значение профилактических мероприятий.

Наиболее остро стоит проблема развития близорукости у детей школьного возраста. Это связано с регулярной нагрузкой на глаза во время обучения в школе. Со временем рост глаза и развитие миопии протекают медленнее и к совершеннолетию могут полностью прекратиться. Таким образом, если не допустить снижения зрения до этого возраста, то есть шанс, что ухудшение зрения не произойдет до старости. Именно поэтому особенно профилактикой близорукости стоит озаботиться с раннего возраста. 

Профилактика близорукости у детей школьного возраста и подростков

Большое значение имеет освещенность рабочего места ребенка. Слишком яркий или недостаточный свет сказывается на остроте зрения. Идеальным считается вариант, при котором освещение близко к естественному. При этом свет должен падать с левой стороны, настольная лампа должна быть мощностью от 60 Вт. Важно сделать так, чтобы свет не отражался от поверхности стола в глаза ребенка. 

Основные формы нарушения зрения у детей профилактика детской близорукости

Не стоит одновременно пользоваться искусственным и естественным освещением: в такой ситуации глаза пытаются адаптироваться к вариантам освещения, в результате чего подвергаются сильным нагрузкам. По этой же причине не стоит смотреть телевизор или работать за компьютером при ярком или недостаточном освещении. 

Родителям необходимо контролировать время, которое ребенок проводит за телевизором или компьютером. Непрерывно без вреда для здоровья можно находиться не более 35 минут. Наиболее сильным нагрузкам подвергаются детские глаза при просмотре телевизора с высоким разрешением.

В числе других действенных профилактических методов следующие:

  • При работе за компьютером голова ребенка должна находиться, по меньшей мере на 35 см от монитора: это не нарушает процесс аккомодации.
  • Родители должны обратить внимание на величину значков на рабочим столе компьютера, за которым работает ребенок. Так, шрифт должен быть не менее 14 при 100% масштабе. 
  • Масштабирование на мониторе уменьшать нельзя. Если же этого избежать нельзя, то нужно пропорционально увеличивать шрифт. Это поможет сократить нагрузку на зрительный нерв.
  • Необходимо объяснить ребенку, что через каждый час работы нужно давать глазам отдых как минимум 5 минут. Если признаки снижения зрения уже есть, стоит делать перерыв через каждые полчаса работы.
  • Если у ребенка есть небольшая патология в развитии зрительного нерва, то проводить за компьютером можно не более 4 часов в день. 
Читайте также:  Причины развития функциональной близорукости у человека

Кроме того, каждые полгода школьник должен проходить осмотр у офтальмолога. 

Профилактика близорукости у детей дошкольного возраста: упражнения

Профилактика у детей дошкольного возраста связана с аккомодацией. Этот процесс подразумевает фокусировку на определенной точке пространства. У человека без патологических процессов мышцы аккомодации напрягаются непродолжительное время. Если имеют место нарушения, глаз лишается способности фокусироваться. Чтобы снять напряжение, стоит делать следующее упражнение. Последовательность выполнения крайне важна, поэтому ее необходимо запомнить. 

Упражнение заключается в том, чтобы направлять зрачки:

  • вверх;
  • вниз;
  • влево;
  • вправо;
  • влево — затем вверх;
  • вправо — затем вниз.

Чтобы снять напряжение, стоит делать следующее упражнение

Также есть другие упражнения для профилактики близорукости у дошкольников. Например, врачи рекомендуют каждые 3-4 часа «рисовать» глазами круги или любые другие геометрические фигуры в воздухе. Выполнение этих двух упражнений должно длиться не более 3 минут.

Профилактика близорукости: здоровый образ жизни

Родители должны подавать детям пример, привить любовь к здоровому образу жизни. Для начала подойдут прогулки на свежем воздухе, которые с возрастом могут перерасти в небольшие пробежки, гимнастику или поездки на велосипеде. Подобрать вариант физической активности поможет врач по результатам осмотра. 

Однако есть виды спорта, которые выбирать не стоит: к ним относятся те, которые обладают наиболее высоким риском получения травм. Так, не рекомендуется отдавать ребенка в секцию восточных единоборств и прыжков в воду — эти занятия считаются наиболее наиболее травмоопасными для головы.

Школьная программа предполагает наличие физической активности, поэтому дополнительные занятия не должны перегружать организм.

прогулки на свежем воздухе

Организм каждого ребенка имеет свои особенности. То, что для одного не принесет вреда, у другого может спровоцировать возникновение больших проблем. В самых сложных случаях может произойти отслоение сетчатки. Поэтому даже при малейших травмах стоит обращаться к врачу и проходить профилактическое обследование каждые полгода. 

Предупреждение близорукости у детей в первые годы жизни

Заботиться о состоянии глаз детей необходимо с первых лет жизни. Как правило, профилактика сводится к сокращению нагрузки на зрительные органы. Первые книги для малышей должны иметь крупные изображения и значки: чем меньше малыш будет напрягать глаза, тем лучше это для зрения. 

Также важно, чтобы комната была хорошо освещена и не содержала мелких предметов. Даже непродолжительное обращение с ними способно спровоцировать перенапряжение глаз. 

Первые книги для малышей должны иметь крупные изображения

Кроме того, при недостаточном освещении недопустимо рисование и другие аналогичные занятия. С раннего возраста следует приучать детей рисовать и писать за столом. При этом, вне зависимости от вида деятельности, ребенок должен сидеть за столом ровно, расстояние от уровня глаз до рабочей поверхности должно быть строго определенным. В этом поможет следующая рекомендация: эталонным считается расстояние от локтя до кисти руки ребенка.

Прочие рекомендации по профилактике близорукости у детей

Другие медицинские рекомендации по профилактике близорукости у детей дошкольного возраста:

  • стоит контролировать позы малыша во время чтения: оно должно проходить только сидя — в положении лежа глазной нерв излишне напрягается;
  • в первые годы жизни стоит обращаться к офтальмологу каждые три месяца;
  • при посещении окулиста надо проводить некоторые обязательные процедуры;
  • если имеют место врожденные патологии, то визиты к врачу должны быть чаще. 

Профилактика у детей дошкольного возраста: питание

Правильный рацион имеет далеко не последнее значение для предупреждения близорукости. В ежедневном меню не должно быть много сладостей и фастфуда. Основу рациона должны составлять продукты, содержащие большое количество витаминов A и C, кальция и каротина. Обязательно, чтобы дети регулярно употребляли молочную продукцию. 

При формировании правильного рациона стоит проконсультироваться с педиатром, так как во внимание необходимо принять показания и противопоказания. Особенно важно выполнять рекомендации врача, если у ребенка есть аллергия: в таком случае рацион будет составлен индивидуально. 

Правильное питание позволяет сделать профилактику эффективнее, благодаря чему риск развития близорукости значительно ниже. 

Предупреждение близорукости у детей: выводы

Чем раньше ребенок посетит офтальмолога и чем регулярнее будут эти визиты, тем меньше проблем со зрением у него будет в будущем. Стоит помнить, что самостоятельные попытки не допустить снижения остроты зрения могут привести к серьезным проблемам. И это касается не только средств коррекции, но и приема витаминно-минеральных комплексов. 

Организмы детей уникальны, поэтому то, что подходит одному, может навредить другому. Только после тщательных исследований фактического состояния здоровья можно дать рекомендации по профилактике близорукости. И чем точнее они будут соблюдаться, тем больше шанс сохранить зрение на всю жизнь.
 

Источник