Обучения пациента при глаукоме

Макогон С.И., Макогон А.С.

В настоящее время общепризнанным является факт, что приверженность лечению, под которой понимают осознанное выполнение больным назначений врача, в значительной степени определяет прогноз хронических заболеваний [1–3]. Однако многочисленные исследования показывают, что строгое соблюдение врачебных рекомендаций пациентами с хроническими заболеваниями является довольно большой редкостью [4, 5]. Например, достаточно остро проблема комплаентности стоит при лечении пациентов пожилого и старческого возраста. Только 39,2% больных постоянно соблюдают предписанную терапию, при этом основная часть (69,2%) таких пациентов приходится на лиц пожилого возраста [6].

    Среди хронических офтальмологических заболеваний первичная открытоугольная глаукома (ПОУГ) является одним из самых распространенных заболеваний органа зрения, связанных с возрастом [7]. Частота ее развития существенно нарастает по мере старения человека и развивается преимущественно у лиц пожилого и старческого возраста [8, 9]. В РФ отмечается рост инвалидности по зрению вследствие глаукомы с 28 до 34%, а в структуре инвалидности увеличилось число лиц с 1–2 группами с 60 до 85% [10, 11].

    Чаще всего терапевтическое обучение проводится путем распространения среди пациентов санитарно-просветительной литературы, буклетов, журналов и т.д. Оно встречает хороший отклик среди практикующих врачей и среди пациентов. Однако специалисты в области терапевтического обучения считают, что самостоятельное изучение литературы пациентом может служить лишь вспомогательным методом обучения, так как оно не может дать пациенту необходимых навыков по контролю заболевания [12].

    Все более широкое развитие в стране получает такая форма терапевтического обучения, как школы здоровья для больных глаукомой [13–16]. Ряд исследователей полагает, что обучение пациентов повышает информированность больных, но не ведет к реализации полученных знаний на практике [17]. Другая точка зрения свидетельствует о том, что обучение пациентов способствует осознанному выполнению врачебных рекомендаций [18].

    В связи с этим, актуальным является поиск наиболее эффективных с медицинской и экономической точек зрения методик обучения пациентов разных возрастных групп.

    Цель– изучение влияния различных методов терапевтического обучения пациентов с ПОУГ на их приверженность к лечению.

    Материал и методы

В исследование было включено 366 пациентов с глаукомой I–IV стадий, проживающих в Алтайском крае. Были сформированы 3 группы: 1-я группа – 104 больных среднего возраста (45–59 лет), 2-я группа – 164 человека пожилого возраста (60–74 года), 3-я группа – 98 пациентов старческого возраста (75 лет и старше).

    Каждая группа была подразделена на 3 подруппы, в зависимости от предложенной методики терапевтического обучения. Подгруппе А предложена специальная литература – памятка больным глаукомой. Подгруппе В во время пребывания в стационаре предложен структурированный лекционный курс, включающий общее понятие о глаукоме, факторах риска, принципах лечения, образе жизни и т.д. Подгруппе С предложено углубленное индивидуальное профилактическое консультирование, которое наряду с образовательным характером предусматривало активное участие пациента. Это позволило перейти от модели пассивного подчинения врачу и простого выполнения пациентом врачебных инструкций к модели сотрудничества и партнерства врача и пациента, с привлечением пациента к принятию медицинского решения.

    Приверженность оценивалась с использованием теста Мориски – Грина по регулярности приема гипотензивных препаратов (высокая степень – 4 балла, средняя степень – 3 балла, низкая степень – 2 и менее баллов). Уровень приверженности по описанным критериям оценивался до обучения, непосредственно после него, а также через 1 и 6 месяцев.

    Статистическая обработка производилась с помощью пакета STATISTICA 6. Сравнение средних значений показателей проводилось с использованием критерия Стьюдента (t) с последующей оценкой степени вероятности различий (р). Значимыми считали различия между показателями со степенью доверительной вероятности 95% и выше (р<0,05).

    Результаты и обсуждение

    До проведения терапевтического обучения число пациентов с высокой степенью приверженности варьировало от 14,5 до 22,9%, после него в подгруппе А только у пациентов среднего возраста было отмечено достоверное увеличение высокой степени приверженности (с 17,6 до 29,4%) и уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности (с 35,3 до 23,5%). У пациентов других возрастных групп статистически значимых изменений не наблюдалось. Через 6 месяцев средние значения приверженности приблизились к исходным значениям (табл. 1–3). В подгруппе В достигнута лучшая приверженность выполнению врачебных мероприятий. Так, среди пациентов среднего возраста наблюдалось достоверное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности (с 22,9 до 40,0%) и уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности во все контрольные сроки (с 34,2 до 17,1%, 20,0 и 17,1% соответственно) (табл.1).

    Среди пациентов пожилого возраста отмечено существенное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности сразу после проведения терапевтического обучения (с 21,8 до 32,7%) и значительное уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности во все контрольные сроки (с 30,9% до 14,5%, 16,3% и 20,0% соответственно срокам исследования) (табл. 2). Среди пациентов старческого возраста отмечено значимое уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности сразу после терапевтического обучения и через месяц после обучения (21,2 и 27,3% соответственно) (табл. 3).

Читайте также:  Ранняя диагностика первичной глаукомы

    У больных в подгруппе С, которым была реализована индивидуальная модель консультирования, была достигнута значительно лучшая приверженность выполнению врачебных назначений. Так, среди пациентов среднего и пожилого возраста значительно увеличилось число пациентов с высокой степенью комплаентности во все контрольные сроки (48,6%, 51,4% и 45,7% соответственно среди пациентов среднего возраста и 38,2%, 36,4% и 34,5% – пожилого), а также достоверно уменьшилось число пациентов с низкой степенью приверженности во все сроки (р<0,05) (табл. 1, 2).

    Среди пациентов старческого возраста отмечено достоверное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности сразу после терапевтического обучения и через месяц после обучения (29,7% и 29,7%), а также существенное уменьшение пациентов с низкой степенью (15,2%, 18,2% и 24,3% соответственно) (табл. 3).

    При проведении анализа влияния различных видов терапевтического обучения между подгруппами выявлено достоверное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности среди пациентов среднего и пожилого возраста между всеми подгруппами и уменьшение больных глаукомой с низкой степенью приверженности между подгруппами А и С.

    Полученные результаты позволяют сделать вывод о положительном влиянии терапевтического обучения больных глаукомой на их приверженность лечению. Эффективность такого метода терапевтического обучения, как самостоятельное изучение литературы, оказалась ниже, чем при обучении посредством лекционного курса и индивидуального консультирования. Таким образом, уровень знаний пациентов оказался недостаточным, чтобы самостоятельно разобраться в предлагаемой информации. Особенно это касается больных пожилого и старческого возраста.

    После самостоятельного изучения предложенной литературы приверженность пациентов к выполнению рекомендаций врача по медикаментозному лечению заметно повысилась только у пациентов среднего возраста сразу после проведения обучения (29,4% по сравнению с 17,6% до обучения), в другие контрольные сроки исследования и у пациентов пожилого и старческого возраста достоверных положительных изменений зафиксировано не было. Таким образом, терапевтическое обучение с использованием специальной литературы пациентами не обеспечивает достаточного количества знаний и имеет низкую клиническую эффективность. Отсутствие положительной динамики приверженности к лечению у лиц пожилого и старческого возраста говорит о том, что эта группа пациентов нуждается в особых подходах и периодическому обучению в отдельных группах.

    Эффективность такого метода терапевтического обучения, как лекционный курс, оказалась выше по сравнению с самостоятельным изучением литературы. Достижение достоверных стойких положительных изменений приверженности отмечено при углубленном индивидуальном консультировании на основе активного не директивного врачебного консультирования, особенно в группах пожилого и старческого возраста. Это способствовало повышению приверженности больных к назначаемой терапии, так как пациент становился активным участником процесса лечения и осознавал, что для стабилизации заболевания необходимо постоянное выполнение рекомендаций врача. Только дополнительное консультирование приводит к осознанию пациентом, особенно с начальными стадиями, почему врач советует регулярно принимать лекарственные средства при хорошем самочувствии. В литературе есть сведения, что далеко не все пациенты действительно хотят проявлять активность и брать на себя ответственность за принятие решения [20–23]. Это подчеркивает необходимость индивидуального подхода к каждому пациенту через углубленное индивидуальное консультирование.

    Выводы

    Высокая эффективность позволяет рекомендовать метод углубленного индивидуального консультирования как метод выбора терапевтического обучения больных глаукомой. Самостоятельное изучение литературы менее эффективно и может быть рекомендовано лишь при отказе от посещения лекционного курса и индивидуального консультирования. Обучение пациентов пожилого и старческого возраста целесообразно проводить в виде индивидуальных занятий или в отдельных группах с использованием активного амбулаторного мониторинга в виде телефонного контроля с привлечением к обучению родственников пациента.

    Сведения об авторах:

    Макогон С.И., канд. мед. наук, ассистент курса офтальмологии

    Макогон А.С. канд. мед. наук, доцент, заведующий курсом офтальмологии, заведующий поликлиникой

Источник

Школа глаукомы

Занятия проводятся в здании Краснодарского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» по адресу:

г. Краснодар, ул. Красных партизан, д.6 в последний четверг каждого месяца в 16 час. 30 мин.

Вход свободный.

Глаукома — вторая причина безвозвратной полной потери зрения в мире. Количество случаев этого заболевания на планете в 2010 году достигло 60 млн. Это население крупного государства. До 20 % случаев заболевания глаукомой заканчиваются полной слепотой. Представьте себе, что это население такого крупного города, как Париж или Лондон.

Читайте также:  Чем отличается закрытая глаукома от открытой

Слепнут люди от глаукомы во многом из-за того, что заметные симптомы заболевания проявляются лишь на поздних стадиях, когда значительная часть зрительных функций безвозвратно утеряна. 50 % пациентов с поставленным диагнозом глаукома не получают адекватного лечения, 50 % людей после 40 лет никогда не проверяли внутриглазное давление, а 50 % больных глаукомой даже не знают о своем заболевании.

Остается только удивляться, что в наше время даже те, кто знает о коварстве глаукомы, предпочитают пользоваться сомнительными методами, различного рода устройствами, приборами, слепо веря в чудодейственность этих средств. А жителям России очень свойственно верить в чудо, тем более, что эта вера целенаправленно подкрепляется недобросовестными рекламодателями в средствах массовой информации, в том числе электронных, публикующих рекламу.

В последнее время к нам стало обращаться большое число пациентов с далеко зашедшими стадиями глаукомы. При опросе пациентов выясняется, что многие из них пользовались различными разрекламированными в средствах массовой информации приборами и устройствами, которые, как следует из рекламы, излечивают практически все болезни, в том числе и глаукому. Учитывая психологию пациентов, это практически беспроигрышный вариант для мошенников от медицины.

Все это побудило нас организовать школу глаукомы для повышения информированности населения о глаукоме и формирования правильного отношения к этому серьезному заболеванию, т.к.

на успешность и эффективность лечения глаукомы влияет ее раннее выявление и грамотно назначенное врачом-офтальмологом лечение.

В этих же целях наши ведущие специалисты врачи-офтальмологи готовы ответить по электронной почте на все Ваши вопросы по глаукоме, а также и по другим заболеваниям глаз.

Создание сайта

Spider Group, Краснодар

© Краснодарский филиал ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова» Минздрава России

Оценка эффективности школы больных первичной открытоугольной глаукомой

Российский университет дружбы народов, кафедра глазных болезней, г. Москва

Глаукома — вторая в мире причина полной потери зрения, и со временем она выйдет на первые позиции: ожидается, что количество случаев этого заболевания в мире вырастет с 60 млн в 2010 году до 80 млн в 2020 [2]. По данным эпидемиологических исследований, 50 % больных глаукомой не знают о своем заболевании, 50 % с поставленным диагнозом глаукома не получают адекватного лечения, 50 % людей после 40 лет никогда не проверяли внутриглазное давление. От 6 % до 20 % случаев заболевания глаукомой заканчиваются полной слепотой, во многом из-за того, что заметные симптомы заболевания проявляются лишь на поздних стадиях, когда значительная часть зрительных функций безвозвратно утеряна [1, 2, 4].

История создания Школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает в России около 10 лет. В последние годы активное развитие получило направление обучения пациентов с глаукомой [4].

Школа для пациентов с глаукомой, основателем которой в России является Нестеров А. П. является организационной формой профилактического группового консультирования и рассматривается как медицинская профилактическая услуга, т. е. имеет самостоятельное законченное значение и направлена на профилактику осложнений заболевания, своевременное лечение, оздоровление [1, 4].

Цель — разработка, применение и оценка эффективности проведения образовательной Школы глаукомы у больных с диагнозом: первичная открытоугольная глаукома (ПОУГ).

Материал и методы. Исследование проводилось на базе городской клинической больницы № 1 им. Пирогова Н. И. города Москвы при технической поддержке фирмы Alcon, которая является разработчиком и производителем офтальмологических препаратов, хирургических инструментов и средств по уходу за глазами. Кроме этого, компания организует бесплатные семинары для больных глаукомой, которые проводят на добровольной основе врачи-офтальмологи. Цель консультирования — дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача [1–4].

В начале и по окончании Школы глаукомы с помощью разработанных для данной патологии анкет — вопросников проводилось тестирование для определения информированности пациентов о глазной патологии и методах лечения глаукомы. Вёлся документированный учёт обращаемости и госпитализации пациентов, прошедших обучение. Школу глаукомы прошли 43 человека — пациенты с ПОУГ различных стадий (основная группа). Проведено 3 образовательных цикла с демонстрацией адаптивного ауди- и визуального материалов. Полученные данные сравнивались с информацией, полученной в стационаре, где у 41 пациента с аналогичным диагнозом подобной Школы в лечебном процессе не проводилось (контрольная группа). Каждое занятие включало информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов: самостоятельному пальпаторному исследованию внутриглазного давления, навыкам закапывания капель, упражнениям для глаз. Обучение проводилось в виде групповых занятий и принципиально отличалось от простых бесед с пациентами на те или иные темы, связанные с глаукомой. Все лекции хронометрированы, имелись чёткие инструкции по ведению занятий.

Читайте также:  Спайки после операции глаукомы

Результаты и обсуждение. Сотрудничество пациента и врача — комплайенс — сompliance (англ.) — определяет течение и прогноз заболевания. Даже при точной диагностике, грамотно назначенном лечении, эффективность лечения будет низкой, если пациент не следует ему. Если при лечении острого состояния ответственность — на враче, то при профилактическом подходе фокус перемещается на пациента. Проведённое сравнительное исследование выявило, что уровень информированности в группе, прошедшей обучение, на 20–25 % выше, а уровень снижения офтальмотонуса на 25–35 % ниже по сравнению с группой контроля. Использование информационной образовательной программы для больных глаукомой с участием лечащего врача — офтальмолога увеличивает коплайентность. Отмечается снижение госпитализаций по данному виду заболевания, что в итоге приводит к экономии средств, затраченных на лечение, и улучшает качество жизни пациентов. Существенно изменились установки пациентов и отношение к здоровью: улучшилась мотивация больных на выполнение профилактических рекомендаций; снизилось число больных, считающих действия медицинского персонала неэффективными; экономический фактор перестал считаться главным препятствием для выполнения рекомендаций врача по оздоровлению. Увеличилось число больных, принимающих инстилляционную гипотензивную терапию регулярно (с 58,5 % до 96,7 %). Вдвое уменьшилось число случаев госпитализации по поводу некомпенсированного офтальмотонуса и втрое — с острым приступом глаукомы.

Выводы. Данная Школа проводилась с целью повышения уровня осведомлённости пациентов о глаукоме, о причинах её проявления, развитии и диагностике, лечении и профилактике этого опасного заболевания. В течение 1,5-часовой презентации пациенты получали сведения о различных аспектах лечения глаукомы, необходимых изменениях в поведении и способах первичной и вторичной её профилактики. По завершении презентации слушатели Школы задавали интересующие их вопросы и получали ответы. Из проведённой нами работы следует вывод о необходимости внедрения Школы глаукомы в комплекс реабилитационных мер офтальмологических отделений других стационаров. Школа глаукомы призывает к сотрудничеству пациента и врача!

Школа глаукомы

 2 марта в 14.00. часов в конференц-зале Красноярской краевой специальной библиотеки-центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению состоится занятие «Школа глаукомы».

6 мая объявлен Всемирным Днем больных глаукомой, и в спецбиблиотеке совместно с представителем американской компании «Алкон–Фармацевтик» было решено провести акцию в их поддержку.

Компания Алкон является разработчиком и производителем офтальмологических препаратов, хирургических инструментов и средств по уходу за глазами. Кроме этого, компания организует бесплатные семинары для больных глаукомой, которые проводят на добровольной основе врачи-офтальмологи.

Перед читателями спецбиблиотеки выступит врач-офтальмолог высшей категории Павленко И.Н. Она проведет лекционное и практическое занятия по проблемам глаукомы, расскажет слушателям о глаукоме, о признаках, по которым можно распознать первые симптомы заболевания. Посоветует, куда надо обращаться, где искать помощи. Во время практической части занятия специалист научит больных глаукомой, как правильно закапывать капли, как самостоятельно проводить те или иные профилактические процедуры по уходу за глазами. Расскажет о лекарственных новинках, о том, что нового появилось в методах лечения и о других инновациях в сфере офтальмологии.

Сотрудники спецбиблиотеки делают все возможное для информационного просвещения своих читателей с целью помочь им улучшить или хотя бы сохранить зрение.

Glaucoma News — Новости Глаукомы. Российская глаукомная школа в 2014, в г. Санкт-Петербурге, Россия.

Информационный партнер www.organum-visus.com

Информация о мероприятии:

Направления: офтальмология, хирургия, лазерные технологии, нейрохирургия, невропатология, морфология, фармакология

— Головной мозг и глаукома

— Первичная глаукома – только ли офтальмологическая проблема?

— Биохимические аспекты нейропротекции

— Адресные технологии в лечении глаукомной нейрооптикопатии

— Гипотензивное лечение глаукомы

— Хирургия глаукомы

— Лазерные технологии

— Спутники глаукомы – катаракта, сухой глаз и др.

Оргкомитетом конференции будет издан Сборник статей, посвященных глаукоме и другим актуальным проблемам современной офтальмологии. Публикация материалов бесплатная.

Срок подачи – до 25.12.2013

Организаторы мероприятия:

— Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

— Российское глаукомное общество

В конференции примут участие свыше 350 специалистов из стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений, научно-исследовательских

медицинских учреждений, научных и клинических центров России и зарубежья.

Источники:
okocentr.ru, www.eyepress.ru, www.ksb-csr.ru, organum-visus.com

Следующие статьи:

  • Ювенильная (юношеская) глаукома
  • Глаукома абсолютная

25 мая 2020 года

Комментариев пока нет!

Источник