Неровная роговица глаз у ребенка
Астигматизм у детей распространен гораздо более широко, чем принято считать. У 6% школьников наблюдается сильная степень астигматизма, а слабая выявляется у 40% детей. Эта патология не только причиняет ребенку неудобства, она чревата снижением успеваемости в школе и развитием близорукости. Поэтому так важно вовремя заметить эту проблему и начать лечение.
Детский астигматизм: что это такое и в чем причина его возникновения?
Строго говоря, астигматизм – это не болезнь, а так называемая рефракционная «ошибка» глаза. Однако это вовсе не значит, что он безопасен. Астигматизм – это искривление роговицы или деформирование хрусталика. В результате неправильного преломления света фокус воспринимаемого глазом объекта проявляется не на сетчатке, а перед ней или позади нее. При астигматизме предметы кажутся размытыми или немного деформированными – например, ребенок видит вместо точки черточку или овал. Это нарушение излечимо, и чем раньше будет поставлен диагноз и начнется лечение, тем лучше.
Кстати
Следует отметить, что большинство детей рождаются с небольшой степенью астигматизма, которая к концу первого года уменьшается и становится менее 1 диоптрии. Такой астигматизм называют физиологическим, он не оказывает существенного влияния на зрение и не требует лечения.
Астигматизм у детей чаще всего носит наследственный характер. В этом случае он проявляется в раннем возрасте и опытный офтальмолог может обнаружить его даже у годовалого малыша. Наследственный астигматизм вызывается нарушением формы хрусталика или роговицы.
Приобретенный астигматизм может быть следствием перенесенных травм глаза, подвывиха хрусталика или патологии зубочелюстной системы, вызывающей деформацию стенок глазницы.
Симптомы
Самая главная проблема при диагностике астигматизма у детей – тот факт, что родители не обращают внимания на многочисленные тревожные признаки проявления болезни и, порой, даже не подозревают, что их чадо видит плохо. Сами дети на зрение жалуются очень редко. Определить наличие астигматизма помогают косвенные признаки. При наличии патологии дети часто страдают от головных болей (особенно в области лба над бровями) и головокружения, не любят читать и писать, избегают даже рассматривать картинки в книжках. Чаще всего родители игнорируют это, считая ребенка ленивым или капризным. Стараясь рассмотреть что-либо, малыш, страдающий астигматизмом, прищуривает глаза и наклоняет голову под разными углами.
Наличие этих признаков еще не означает, что у ребенка непременно такое заболевание, однако это можно считать весомым поводом для визита к офтальмологу.
Виды и степени астигматизма у детей
Астигматизм у детей делится на несколько видов, в зависимости от природы возникновения, изменений рефракции, степени выраженности, места расположения фокуса и других факторов.
-
Роговичный.
Этот вид астигматизма вызван дефектами роговицы. Влияние роговичного астигматизма на зрение сильнее, чем хрусталикового, так как роговица обладает большей преломляющей способностью. -
Хрусталиковый астигматизм
вызван изменением формы хрусталика. -
Гиперметропический.
Для него характерно преобладание дальнозоркости, при которой изображения предметов фокусируются за сетчаткой. -
Миопический астигматизм
обычно сопровождается близорукостью. -
Простой.
При этом виде наблюдаются нарушение работы только одного глаза (миопический или гиперметроптический астигматизм). -
Сложный.
Нарушения в работе обоих глаз (миопический или гиперметроптический астигматизм на обоих глазах). -
Смешанный.
Разные нарушения на обоих глазах (миопический астигматизм на одном и гиперметроптический – на другом).Кстати
По статистике с возрастом в 31,1% случаев проявление нарушений, связанных с астигматизмом, снижается, в 42,8% они остаются стабильными, а в 26,1% – увеличиваются. Слабая степень астигматизма у детей менее постоянна, чем высокая.
-
Физиологический.
При физиологическом астигматизме разница преломления главных меридианов составляет не более 1 диоптрия, как правило, от 0,5-0,75 диоптрия. Появление физиологического астигматизма офтальмологи связывают с неравномерным ростом глазного яблока, вызывающим его незначительную деформацию. Обычно физиологический астигматизм не оказывает существенного влияния на качество зрения и не требует лечения. -
Патологический.
Если показатели неправильного преломления доходят до 1 диоптрия и выше, говорят о патологическом астигматизме, который серьезно влияет на качество зрения и требует коррекции. -
Врожденный астигматизм
– наследственное заболевание, он проявляется в очень раннем возрасте, примерно в 1-2 года. -
Приобретенный астигматизм
является следствием травм и операций на глазах, а также патологий прикуса и некоторых инфекционных заболеваний.
Степени астигматизма:
- Слабый – до 3 диоптрий;
- Сильный – более 6 диоптрий;
- Средний – от 3 до 6 диоптрий.
Диагностика
Ребенок, страдающий врожденным астигматизмом (или получивший приобретенный астигматизм в очень раннем возрасте), как правило, не жалуется на зрение – по той причине, что он видел так всегда и не знает, что это «неправильно». Данный факт осложняет своевременную диагностику. Поэтому родителям нужно быть очень внимательными. Астигматизм у детей обычно выявляется на приеме у офтальмолога. Поэтому рекомендуется показывать ребенка врачу с 2-х месячного возраста и, если доктор диагностирует астигматизм, посещать этого специалиста каждые 6 месяцев.
Для диагностирования астигматизма врач-офтальмолог может использовать специальный прибор – авторефрактометр. Астигматизм диагностируется также при помощи таблички с символами и цилиндрической линзы. Широко распространена и кератометрия – метод, позволяющий выявить степень кривизны меридианов наружной поверхности роговицы. В последние годы часто применяется компьютерная топография глаза – метод, дающий возможность создать трехмерное изображение роговицы глаза и наиболее точно оценить не только степень ее искривления, но также ее форму и толщину.
Лечение астигматизма
Вовремя выявленный астигматизм хорошо поддается коррекции. В арсенале врачей есть несколько способов исправить зрение ребенку, страдающему астигматизмом. До 18 лет применяют только консервативные методы, так как глаз все еще продолжает расти и развиваться, а после 18 лет можно сделать хирургическую или лазерную коррекцию.
Как лечится астигматизм с помощью очков?
Специальные астигматические очки с цилиндрами, позволяющими постепенно исправить астигматизм, – самый простой и распространенный способ коррекции этой патологии. В первые дни ношения очков ребенок может испытывать дискомфорт и головную боль, но эти неприятные явления исчезают через неделю. Если головные боли не проходят, возможно, очки были выбраны неправильно и их следует заменить. Лечение астигматизма при помощи очков – метод простой и дешевый, но не лишенный минусов – очки ограничивают боковое зрение, не позволяют малышу заниматься спортом, к тому же многие дети наотрез отказываются их носить.
Лечение с помощью линз
Ортокератология – метод, суть которого заключается во временном ношении твердых контактных линз, которые исправляют кривизну роговицы. Линзы надеваются на ночь. Постепенно роговица принимает правильную форму, и зрение улучшается. Однако этот метод подходит только для исправления слабого астигматизма до 1,5 диоптрий.
Лазерная коррекция (оперативное лечение астигматизма)
Лазерная коррекция астигматизма – процедура быстрая и безболезненная. Она занимает 15 минут и проводится под местной капельной анестезией. Наложение швов не требуется, так как поврежденный эпителий в короткие сроки восстанавливается самостоятельно, нет и реабилитационного периода – сразу после операции можно возвращаться к привычному образу жизни. Зрение заметно улучшается уже через 1-2 часа после окончания операции, а в течение недели восстанавливается окончательно. Самая распространенная на сегодняшний день технология носит название LASIK.
Профилактика
Развитие астигматизма можно «затормозить» (а в некоторых случаях – и предупредить) при помощи особых профилактических мер.
Для профилактики астигматизма следует соблюдать режим освещения – любые зрительные нагрузки должны проходить при ярком свете, не следует пренебрегать точечными источниками освещения. Избегайте использования ламп дневного света. Зрительные нагрузки не должны быть чрезмерными и слишком продолжительными, их надо чередовать с физической активностью. Каждые полчаса нужно выполнять упражнения для глаз – часто моргать, попеременно фокусировать взгляд на близких (30 см от глаз) и дальних предметах, зажмуриваться на 5 секунд и затем столько же держать глаза открытыми, «рисовать» глазами «восьмерку» в ритме дыхания. Каждое упражнение нужно повторять 7-10 раз. Хороший эффект дает мягкий и осторожный массаж век круговыми движениями – он способствует нормализации внутриглазного давления.
Источник
Особенности зрительной системы у детей
Нормальное функционирование зрительной системы ребенка — необходимое условие не только для обеспечения самого зрительного процесса, но и для развития всех органов и систем организма, т. к. глаз — это не только орган зрения, но и «потребитель» световой энергии. Благодаря стимулирующему действию света в организме железами внутренней секреции вырабатываются гормоны гипофиза, надпочечников, щитовидной железы, половых желез и др. Более быстрая адаптация организма новорожденного к внешним условиям, его правильное развитие и рост в большой степени зависят от правильного функционирования зрительной системы. Именно поэтому зрительный анализатор у детей формируется достаточно быстро. Рост и развитие глаза у ребенка в основном завершаются к 2–3 годам, а в последующие 15–20 лет происходит меньше изменений, чем за первые годы.
Особенно важным для дальнейшего нормального функционирования зрительной системы ребенка является правильная закладка и развитие органа зрения еще до рождения. Существуют особые критические периоды развития, когда закладка того или иного органа становится особенно чувствительной к различным повреждающим факторам. Результаты клинических наблюдений свидетельствуют о том, что нарушения в развитии глаза могут вызываться:
- авитаминозом А (слепота);
- влиянием хлорида лития (циклопия, анофтальм) и роданида натрия (гидрофтальм);
- гипоксией (катаракта, недоразвитие);
- диагностической рентгенографией беременных (микрофтальм, катаракта, слепота);
- инфекционными болезнями, избыточным или длительным введением препаратов при сахарном диабете (аплазия зрительного нерва, слепота, катаракта) и т. д.
Однако изменения могут быть обусловлены и влиянием врожденно-наследственных факторов. К моменту рождения глаз ребенка, в случае нормального дородового развития, имеет все оболочки, однако существенно отличается по размерам, массе, гистологической структуре, физиологии и функциям от глаза взрослого.
Глаз новорожденного
Глаз новорожденного имеет значительно более короткую, чем у взрослого, переднезаднюю ось (ок. 16-18 мм) и, соответственно, более высокую (80,0-90,9D) преломляющую силу. К году переднезадний размер глазного яблока ребенка увеличивается до 19,2 мм, к 3-м годам — до 20,5 мм, к 7-ми — до 21,1 мм, к 10-ти — до 22 мм, к 15-ти годам составляет около 23 мм и к 20–25 — примерно 24 мм. Однако, величина и форма глазного яблока зависят от вида и величины того или иного вида рефракции (нарушения рефракции — миопия, гиперметропия, нормальная рефракция — эмметропия). Размеры глазного яблока ребенка имеют большое значение при оценке вида и стадии глазной патологии (врожденная глаукома, близорукость и др.).
Как правило, у детей при рождении и в младшем возрасте глаз имеет гиперметропическую рефракцию — дальнозоркость (по данным исследований она выявлена в 92,8% всех исследованных глаз в возрасте до 3 лет, нормальная рефракция и близорукость в этом возрасте — соответственно 3,7 и 2%). Степень дальнозоркости составляет в среднем 2,0–4,0D. По мере роста глаза его рефракция смещается в сторону нормальной. В первые 3 года жизни ребенка происходит интенсивный рост глаза, а также уплощение роговицы и особенно хрусталика.
Роговица
Роговица — это основная преломляющая структура глаза. Ширина (или горизонтальный диаметр) роговицы у новорожденных в среднем 8–9 мм, к году — 10 мм, к 11 годам — 11,5 мм, что почти соответствует диаметру роговицы у взрослых. Рост роговицы, увеличение ее размеров происходит за счет растягивания и истончения ткани. Толщина центральной части роговицы уменьшается в среднем с 1,5 до 0,6 мм, а по периферии — с 2,0 до 1,0 мм. Радиус кривизны передней поверхности роговицы новорожденного равен в среднем 7,0 мм, с возрастом происходит некоторое ее уплощение и к 7 годам кривизна составляет в среднем 7,5 мм, как и у взрослых (кривизна роговицы может варьироваться от 6,2 до 8,2 мм, в зависимости от вида и величины рефракции глаза). Преломляющая сила роговицы изменяется в зависимости от возраста обратно пропорционально радиусу кривизны: у детей первого года жизни она составляет в среднем 46–48 D, а к 7 годам, как и у взрослых, — около 42–44 D. Сила преломления роговицы в вертикальном меридиане почти всегда примерно на 0,5 D больше, чем в горизонтальном, что и обуславливает, так называемый, «физиологический» астигматизм.
В первые месяцы жизни ребенка роговица малочувствительна вследствие еще не закончившегося функционального развития черепных нервов. В этот период особенно опасно попадание в конъюнктивальный мешок инородных тел, которые не вызывают раздражения глаз, боли и беспокойства ребенка и, следовательно, могут привести к тяжелым повреждениям роговицы (кератиту) вплоть до ее разрушения. В дальнейшем чувствительность роговицы повышается и у годовалого ребенка она почти такая же, как и у взрослого. См. строение роговицы глаза.
Радужная оболочка
Радужная оболочка — это передняя часть сосудистой оболочки глаза, образует вертикально стоящую диафрагму с отверстием в центре — зрачком, регулирующим поступление света внутрь глаза в зависимости от внешних условий. Радужная оболочка может иметь различную окраску — от голубой до черной. Цвет ее зависит от количества содержащегося в ней пигмента меланина: чем больше пигмента, тем темнее радужная оболочка; при отсутствии или малом количестве пигмента эта оболочка имеет голубой или светло-серый цвет. У детей в радужной оболочке мало пигмента, поэтому у новорожденных и детей первого года жизни она голубовато-сероватая. Окончательно цвет радужки формируется к 10–12 годам. У детей грудного возраста плохо развиты мышечные волокна, расширяющие зрачок и поэтому зрачок узкий (2–2,5 мм). К 1–3-ем годам зрачок приобретает размеры, характерные для взрослых (3–3,5 мм).
Хрусталик
Хрусталик — вторая важнейшая оптическая система, на долю которой приходится около одной трети преломляющей силы глаза (до 20,0 D). Хрусталик обладает свойством изменять кривизну своей передней поверхности и приспосабливать глаз к ясному видению предметов, расположенных на различных расстояниях (функция аккомодации). Форма и величина хрусталика существенно меняется с возрастом. У новорожденных форма хрусталика приближается к шаровидной, его толщина составляет примерно 4 мм, диаметр — 6 мм, кривизна передней поверхности — 5,5 мм. В зрелом и пожилом возрастах толщина хрусталика достигает 4,6 мм, а диаметр — 10 мм, при этом радиус кривизны передней поверхности увеличивается до 10 мм, а задней — до 9 мм. Соответственно меняется и преломляющая сила хрусталика: если у детей она составляет порядка 43,0 D, то у взрослых — 20,0 D.
Сетчатка
Сетчатка — важнейшая составляющая зрительного анализатора, являющаяся его периферическим звеном. Сложнейшая структура позволяет сетчатке первой воспринимать свет, обрабатывать и трансформировать световую энергию в нервный импульс, который далее по цепочке нейронов передается в зрительные центры коры головного мозга, где и происходит восприятие и переработка зрительной информации. Сетчатка является внутренней оболочкой глазного яблока, выстилающей глазное дно. Самым важным местом сетчатки является так называемое желтое пятно (macula) с центральной (0,075 мм) областью (fovea centralis). Эта область наилучшего восприятия зрительных ощущений.
У новорожденного сетчатка состоит из 10 слоев:
- пигментного эпителия;
- слоя палочек и колбочек;
- наружной пограничной мембраны;
- наружного ядерного слоя;
- наружного плексиформного (сетчатого) слоя;
- внутреннего ядерного слоя;
- внутреннего плексиформного слоя;
- слоя ганглиозных и мультиполярных клеток;
- слоя нервных волокон;
- внутренней пограничной мембраны.
Первые четыре слоя относятся к светочувствительному аппарату сетчатки, а остальные составляют мозговой отдел. После первого полугодия и по мере роста глаза растягиваются и истончаются не только наружные, но и внутренние слои сетчатки. В связи с этим значительные изменения претерпевает сетчатка в макулярной и особенно фовеолярной (центральной) области: здесь остаются лишь 1-й, 2-й, 3-й и 10-й слои, что и обеспечивает в будущем высокую разрешающую зрительную способность этой зоны. См. строение сетчатки.
Передняя камера глаза
Передняя камера глаза ограничена спереди задней поверхностью роговицы, по периферии (в углу) — корнем радужки, ресничным телом, сзади — передней поверхностью радужки, а в зрачковой области — передней капсулой хрусталика. К моменту рождения ребенка передняя камера глаза уже сформирована, однако по форме и размерам она значительно отличается от камеры у взрослых. Это объясняется наличием короткой передне-задней оси глаза, своеобразием формы радужной оболочки и шаровидной формой передней поверхности хрусталика. Важно знать, что задняя поверхность радужной оболочки тесно контактирует с межзрачковой областью передней капсулы хрусталика.
У новорожденного глубина передней камеры в центре (от роговицы до передней поверхности хрусталика) достигает 2 мм, а угол камеры острый и узкий, к году камера увеличивается до 2,5 мм, а к 3 годам она почти такая же, как у взрослых, т. е. около 3,5 мм; угол камеры становится более открытым. Во внутриутробном периоде развития угол передней камеры закрыт мезодермальной тканью, однако к моменту рождения эта ткань в значительной мере рассасывается. Задержка в обратном развитии мезодермы может привести к повышению внутриглазного давления еще до рождения ребенка и развитию гидрофтальма (водянка глаза).
Около 5% детей рождаются с закрытым отверстием слезно-носового канала, но под влиянием слезной жидкости ткань («пробка») в первые дни почти всегда рассасывается, и начинается нормальное отведение слезы. В противном случае, прекращается отток слезы, образуется ее застой и возникает дакриоцистит новорожденных.
Глазница
Глазница является защитным костным остовом, вместилищем глаза и основных его придатков. Характерные особенности глазницы новорожденного состоят в том, что ее горизонтальный размер больше вертикального, глубина глазницы невелика и по форме она напоминает трехгранную пирамиду, ось которой сходится вперед, что иногда может создавать видимость сходящегося косоглазия. Хорошо развита только верхняя стенка глазницы. В процессе роста, в основном за счет увеличения больших крыльев основной кости, развития лобной и верхнечелюстной пазух, глазница становится глубже и приобретает вид четырехгранной пирамиды, направление оси выравнивается, в связи с чем, увеличивается межзрачковое расстояние. К 8-10 годам форма и размеры глазницы почти такие же, как у взрослых.
После рождения ребенка зрительный анализатор проходит определенные этапы развития, среди которых основные пять:
- формирование области желтого пятна и центральной области сетчатки в течение первого полугодия жизни; из 10 слоев сетчатки остаются в основном четыре — это зрительные клетки, их ядра и бесструктурные пограничные мембраны;
- увеличение функциональной мобильности зрительных путей и формирование их в течение первого полугодия жизни;
- совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни;
- формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими анализаторами в течение первых лет жизни;
- морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые (2-4) месяцы жизни.
Смотрите также:
- Проверка зрения у ребенка online
- Развитие зрительных функций у детей
- Близорукость у детей
- Лечение косоглазия
- Амблиопия
- Детская дальнозоркость
- Врожденная катаракта
- Актуальные вопросы о детском зрении
Источник