Нарушение осанки и близорукость

Профилактика нарушений осанки у детей школьного возраста должна быть комплексной. Она включает:

  • а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
  • б) правильную и точную коррекцию обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
  • в) организацию и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
  • г) постоянную двигательную активность, включающую прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием;
  • д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
  • е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
  • ж) плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее трех раз в неделю, тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, на уроках физкультуры в школе, в спортивную тренировку. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе «ласточка», стоя на одной ноге, или «рыбка», лежа на животе. Для детей 7–11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5–2 мин, подростками – 2–2,5 мин, взрослыми – 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сидя (темп выполнения 15–16 упражнений в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7–11 лет выполняют это упражнение 15–20 раз, а в возрасте 12–16 лет – 25–30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5–7 с, а затем сделать паузу для отдыха в течение 8–10 с и повторить упражнение 3–5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц.

Начинать занятия необходимо с более простых упражнений. По мере их усвоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения индивидуального подхода, используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи), увеличения числа повторений до 10–12 раз.

Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота – лежа на спине и на животе.

Первым о существовании близорукости догадался древнегреческий философ Аристотель в IV в. до н.э. Он заметил, что некоторые люди с трудом различают удаленные предметы и, чтобы лучше видеть, прищуривают глаза. Аристотель назвал этот феномен «миопс», что по-гречески значит «щуриться». Современные глазные врачи об этом помнят, поэтому и предпочитают вместо близорукости использовать термин «миопия».

Близорукость (миопия) – нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо – предметы, удаленные от него.

Встречается близорукость чрезвычайно часто: но статистике, ею страдает каждый третий житель Земли. Обычно болезнь начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет, а затем либо усугубляется, либо сохраняется на прежнем уровне.

Развитию близорукости способствуют:

  • • наследственная предрасположенность:
  • • чрезмерная нагрузка на глаза: чтение в движущемся транспорте или в темноте, долгое сидение за компьютером и у телевизора;
  • • ослабление или перенапряжение глазных мышц;
  • • родовые травмы и травмы головного мозга.

У людей со 100%-м зрением изображение предметов, пройдя через оптическую систему глаза, фокусируется на сетчатке. При близорукости точка идеального изображения оказывается перед ней (внутри глаза), а до самой сетчатки картинка доходит уже в слегка расплывшемся виде. Такая ситуация наблюдается только в том случае, когда в глаз попадают параллельные световые лучи, т.е. когда человек смотрит вдаль.

Лучи, идущие от близких предметов, не параллельны, а немного расходятся. С этими лучами близорукий глаз справляется, после их преломления в оптической системе изображение попадает прямо на сетчатку. Вот и получается, что при миопии человек хорошо видит вблизи и плохо видит вдаль.

Чаще всего изображение удаленных предметов не достигает сетчатки по двум причинам:

  • • неправильной (удлиненной) формы глазного яблока;
  • • оптическая система глаза преломляет лучи слишком сильно.

Иногда случается и комбинированный вариант: сочетание обоих дефектов глазного яблока у одного человека.

Осложнения близорукости:

  • 1. Помимо того, что близорукий человек плохо видит удаленные предметы, у него также может нарушиться сумеречное зрение: в вечернее время близоруким людям трудно ориентироваться на улице и управлять автомобилем.
  • 2. При постоянном напряжении глаз у близорукого человека возникают сильные головные боли, он быстро устает.
  • 3. Самое тяжелое осложнение миопии – отслоение сетчатки. При этом зрение начинает резко падать, вплоть до абсолютной слепоты.

Диагноз близорукости устанавливает врач-окулист после проверки остроты зрения с помощью специальных таблиц Снеллепа. Проводится также осмотр глазного дна специальным зеркалом. Перед этой процедурой пациенту обычно закапывают в глаза лекарство атропин, расширяющее зрачок. В современных клиниках для исследования глазного дна используют ультразвук.

При близорукости необходимо регулярно посещать окулиста, поскольку корректирующие линзы и очки нужно периодически менять. В случае необходимости врач может назначить медикаментозное или хирургическое лечение.

На сегодняшний день существует три способа коррекции близорукости: очки, контактные линзы и хирургические операции, из которых самые прогрессивные – лазерные.

Очки и контактные линзы от близорукости не избавят, зато помогут человеку лучше видеть и замедлят развитие болезни. Не надейтесь, что в очках у вас появится орлиная зоркость. Поскольку корректирующие линзы не должны мешать тренироваться мышцам глаза, очки подбирают так, чтобы человек мог в них видеть максимум восьмую строчку в таблице. Очки и контактные линзы подбирают индивидуально в зависимости от остроты зрения и сопутствующих заболеваний глаз и назначают для постоянного либо временного ношения.

Хирургическое лечение – практически единственный способ полностью восстановить зрение при близорукости, остановить прогрессирующее удлинение глазного яблока и предотвратить развитие осложнений. При тяжелой прогрессирующей близорукости врач может дополнительно назначить курс витаминов и препаратов, улучшающие питание сетчатки глаза.

Профилактика близорукости. Очень важно вовремя выявить проблемы со зрением. С раннего детства необходимо ежегодно проходить обследование у врача-окулиста, а при наличии близорукости правильно и своевременно ее лечить.

Также очень важно соблюдать правила гигиены зрения (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка при чтении и письме и т.д.), чередовать работу с отдыхом, выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз, проводить общеукрепляющие процедуры.

Источник

Школьная мебель должна соответствовать
росту и пропорциям тела подростков.
Несоответствие школьной мебели росту
и пропорциям тела может привести к
напряжению определенных мышц спины,
шеи, конечностей, а в дальнейшем утомлению,
а также нарушению осанки( сутуловатость,
асимметрия плеч и лопаток, сколиозы,
кифозы, лордозы). Поэтому для предупреждения
подобных нарушений предъявляют требования
к мебели, определяющей в значительной
степени правильность посадки.Мелкий
шрифт в учебниках, неразборчивая печать
влекут за собой повышение внутриглазного
давления, преждевременное утомление
зрительного анализатора и служат
основной причиной развития близорукости.
Для зрительного восприятия текста
важным является соблюдение определенного
расстояния между отдельными буквами,
словами, строками это позволит предупредить
развитие близорукости.

Читайте также:  Сколько стоит операция на глаза близорукость в нижнем новгороде

49 Питание как фактор здоровья.

Питание является одним из важнейших
факторов в жизнедеятельности человека.
В обеспечении высокого уровня здоровья
важную роль играет рациональное питание,
которое способствует росту и развития
организма, а также поддержанию его в
оптимальном физиологическом состоянии,
сохранению высокой работоспособности,
отдалению старости и увеличению
продолжительности жизни. Рациональное
питание предполагает питание, которое
обеспечивает гомеостаз и поддерживает
жизненные проявления его (рост, развитие,
деятельность различных органов и
систем). В основу рационального питания
положен принцип сбалансированности
потребляемой пищи, благодаря чему
обеспечивается оптимальная потребность
организма в пищевых и биологически
активных веществах. В сбалансированном
питании предусматриваются оптимальные
кол-ые и качеств-е взаимосвязи основных
пищевых в-в: Б, Ж, У, вит, и минеральных
в-в.

50 Чувство сытости, усвояемость пищи и факторы, их определяющие.

В режиме питания важно предусматривать
и определенное распределение

продуктов по отдельным приемам пищи.
Мясо, рыбу, яйца, бобовые т.е продукты
богатые белком, следует съедать за
завтраком и обедом т.к они требуют
большой работы органов пищеварения и
обеспечивают чувство сытости. Чувство
сытости наступает тогда, когда белки,
жиры и углеводы начинают расщепляться
на мономеры и всасываться в кровь.
Усвоение пищи зависит от вида продукта
и от того на сколько разнообразно
питание. Лучше

усваиваются продукты животного
происхождения. Главное значение имеет

усвоение белков. Белки мяса, рыбы, яиц,
молочных продуктов усваиваются

лучше, чем белки хлеба, круп, овощей и
плодов. Лучше усваивается

разнообразная пища. При употреблении
в пищу мяса, хлеба и круп усваивается
75% их белков. При добавлении овощей
усвояемость возрастает до 90%. Значительно
повышает усвояемость правильная,
достаточная термическая обработка
продуктов и их измельчение.

51 Режим питания. Его физиологическое
обоснование
.

Под режимом питания понимают время и
частоту приемов пищи, а также

количественное распределение пищи в
течении суток. Суточный паек должен
быть разделен на несколько приемов,
чтобы обеспечить хорошую усвояемость,
сохранение чувства сытости на протяжении
длительного времени и не обременять
ЖКТ принятием за один раз большого
кол-ва пищи. Наиболее физиологически
обоснованным считается 4-х кратный режим
питания. При этом на завтрак рекомендуется
25%, на обед-35%, на полдник 15%, на ужин-25%. В
режиме питания важно предусматривать
и определенное распределение продуктов
по отдельным приемам пищи. Мясо, рыбу,
яйца, бобовые т.е продукты богатые
белком, следует съедать за завтраком и
обедом т.к они требуют большой работы
органов пищеварения и обеспечивают
чувство сытости. На ужин мясо есть не
рекомендуется т.к в нем содержатся
экстрактивные в-ва, способствующие
возбуждению ЦНС, мешают спокойному
отдыху организма во время сна.

52 .Значение белков в питании. Нормы
потребления
.

Белки явл источником незаменимых
аминокислот- строительный материал для
роста и восстановления клеточных
структур тканей. Количественная
достаточность и биологическая ценность
белка пищевого рациона создают оптимальную
внутреннюю среду организма, необходимую
для высокой функциональной способности
его систем. Белки обеспечивают организм
материалом для синтеза пищеварительных
соков, гормонов, гемоглобина, витаминов
и ферментов. Наиболее важной функцией
белка явл пластическая, и питательная
ценность белков пищи зависит от полноты
использования их для синтетических
целей, а это обуславливается аминокислотным
составом. Существуют аминокислоты,
синтез кот в организме невозможен, и
они должны бать получены с пищей- это
так называемые незаменимые а/ты: лейцин,
изолейцин, лизин и др. Животного

белка в рационе взрослого чел должно
быть больше, чем растительного т.е не
менее 55%. На 1кг взрослого чел при средней
тяжести труда необходимо 1,2-1,3г белка в
сутки. Детям белка требуется больше,
причем, чем моложе ребенок, тем потребность
в белке выше.

Соседние файлы в предмете Гигиена

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Одной из причин ухудшения детского зрения могут быть проблемы с позвоночником. От своевременной коррекции осанки во многом зависит, насколько хорошо будет видеть ребенок, будут ли у него прогрессировать нарушения рефракции. В этой статье мы расскажем, как осанка связана со зрением и какие меры предпринять, чтобы сохранить здоровье глаз.

Как связаны искривление позвоночника и зрение ребенка?

Нарушение осанки и близорукость

Приведем немного статистики, которая поможет лучше понять масштаб проблемы. По подсчетам офтальмологов, более 30% детей имеют разные нарушения зрения. Интересно, что среди ребят с офтальмологическими проблемами примерно в 80% случаев выявляют также нарушения осанки.

На первый взгляд кажется, что прямой связи между глазами и позвоночником нет, но это заблуждение. Внутри позвоночного столба — в шейном и грудном отделе — находятся важнейшие сосуды, питающие головной мозг и доставляющие к нему кислород. Когда в позвоночнике есть зоны искривления, смещения позвонков, артерия передавливается, поэтому кровь уже не может поступать к головному мозгу в нужном объеме. Из-за этого возникает кислородное голодание, нарушаются разные мозговые функции.
Известно, что зрительную систему формируют не только глаза, но и зрительные отделы головного мозга, которые обрабатывают визуальную информацию, позволяют нам видеть объемную картинку. При нарушении питания головного мозга, вызванного смещением позвонков, страдают в том числе и зрительные отделы, что, в свою очередь, отражается на зрении.

Таким образом, ответ на вопрос, влияет ли осанка на зрение ребенка, является однозначно положительным. Искривленный позвоночник — это прямой путь к близорукости и другим нарушениям зрительной функции.

Почему зрение и осанка ребенка ухудшаются в школе?

Сильнее всего от проблем со зрением и позвоночником страдают дети школьного возраста. Это можно объяснить в первую очередь сидячим образом жизни: ребята по шесть часов проводят в школе на уроках и еще несколько часов выполняют домашние задания. Все это время они сидят, склонившись над партой, над столом, а после уроков зачастую продолжают сидеть — только уже на диване со смартфоном в руках.

Нарушение осанки и близорукость

Слабый мышечный корсет не позволяет так долго удерживать позвоночник в анатомически правильном положении. Из-за этого школьники сутулятся, у них постепенно развивается сколиоз. Ухудшение зрения может возникать сразу по нескольким причинам — из-за передавливания позвоночной артерии, а также из-за больших зрительных нагрузок.

Что делать, если зрение ребенка ухудшается из-за плохой осанки?

Понимая, как искривление позвоночника влияет на зрение ребенка, родители могут своевременно предпринять меры, чтобы сохранить здоровье детских глаз, предотвратить или остановить близорукость и развитие других зрительных нарушений.

Дадим несколько советов родителям на заметку:

При первых проблемах со зрением или осанкой обратитесь к врачу.

Чем раньше будут выявлены нарушения в работе зрительной системы, в функционировании позвоночной артерии, тем более эффективным и быстрым будет лечение. Помочь младшему школьнику гораздо проще, чем подростку, потому что в раннем возрасте зрительные нарушения хорошо поддаются коррекции.

Соблюдайте комплексный подход к лечению.

Поскольку неправильная осанка и плохое зрение тесно связаны, лечение и меры профилактики должны быть комплексными, направленными на решение проблем с позвоночником и зрительной системой. Соответственно, ребенка нужно показывать офтальмологу и ортопеду.

Нарушение осанки и близорукость

Выполняйте все лечебные рекомендации, назначенные врачом.

Зачастую комплексное лечение предполагает следующие мероприятия:

  • массажи, лечебная физкультура и другие меры для коррекции искривлений позвоночника;
  • использование аппаратных методик для улучшения метаболических процессов, кровообращения в области глаз и головного мозга, улучшения зрительной остроты;
  • ортоптическое и диплоптическое лечение для коррекции косоглазия, нормализации функций бинокулярного зрения, улучшения аккомодационных функций;
  • коррекция близорукости, дальнозоркости и других проблем при помощи очков или контактных линз (для детей часто выбирают одноразовые модели контактной оптики из силикон-гидрогеля — например, ACUVUE Oasys 1-Day, Dailies Total 1 и другие).
Читайте также:  Я избавился от близорукости

Профилактика проблем со зрением и осанкой

Родители, которые понимают влияние осанки на зрение, обычно уделяют большое внимание профилактике заболеваний глаз и позвоночника. Как предотвратить близорукость с помощью профилактических мер:

  • Правильный подбор по высоте стола, за которым ребенок выполняет уроки.
  • Стул с ортопедической спинкой, который будет поддерживать позвоночник, препятствуя его искривлению.
  • Размещение компьютера на расстоянии более 40 см от глаз.
  • Ограничение времени, которое ребенок проводит за смартфоном, планшетом и другими гаджетами.
  • Организация хорошего, правильного освещения в игровой и рабочей зонах.
  • Занятия в танцевальных, спортивных секциях, которые помогут укрепить мышечно-костный каркас, способствуют общему оздоровлению.
  • Сбалансированное питание, богатое витаминами, которые полезны для зрения.

Нарушение осанки и близорукость

Источник

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова- все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровье и высокой работоспособности.

В ХIX веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных девушек.

Что делать сейчас, когда дети вынуждены носить в школу тяжелые сумки, сидеть часами за неудобными столами в школе, за компьютером?

А что делать со зрением? Сегодня во всем мире насчитывается около миллиарда людей в очках. В России, например, почти каждый шестой человек страдает близорукостью, или, как принято называть у специалистов миопией.

Близорукость не редкое явление у школьников. Еще каких-нибудь 10 лет назад данной проблемы не существовало. Да, в лицее, особенно среди старшеклассников, можно было встретить довольно много юношей и девушек в очках. Но чтобы в начальной школе – такого почти не бывало!

Нынче положение стало настолько тревожным, что не говорить об этом во всеуслышание уже нельзя. Сегодня у каждого четвертого ребенка, едва успевшего перешагнуть школу, выявляются либо близорукость, либо предшествующее ей состояние.

Как следствие многие школьники вынуждены надевать очки. Но что еще больше огорчает: число таких детей постоянно продолжает расти

По данным Института физиологии детей и подростков АПН СССР, в первом классе среди детей 7-8 лет число близоруких колеблется от 2 до 5%, а в седьмом классе это число доходит до 16%.

Поэтому я в своей работе решила изучить нарушение зрения и осанки на примере своего класса и разобраться в причинах, вызывающих эти нарушения, а также информировать учащихся, как сохранить здоровье.

Беседа для учащихся и родителей.

Нарушение осанки и зрения у детей в процессе обучения в школе.

Изучая нарушения осанки и зрения в классе, выяснилось, что из 14 человек у 12 нарушена осанка и 8 человек зрение, двое из которых стоят на учёте. Отсюда следует, что больше чем у половины детей к окончанию школы может появиться искривление позвоночника, а также нарушение зрения.

В 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных фрейлин. Что же сейчас: дети вынуждены носить в школу десятикилограммовые ранцы, а больше всего на свете любят часами сидеть за компьютером. Как выпрямить спину и научиться идти по жизни с высоко поднятой головой. Взрослые часто пугают своих детей перспективой горба если они «немедленно» не перестанут сутулиться. Да и сами когда-то получали от своих родителей по спине, сгибаясь над тетрадкой в три погибели. Конечно, следить за осанкой и приучить ребёнка к самоконтролю необходимо, но не тешьте себя надеждой, что человек может быть прямым как струна. Малозаметные, небольшие изгибы позвоночника в сторону не только неизбежны, но и необходимы, это обеспечивает смягчение толчков и сотрясений тела во время ходьбы, бега, прыжков.

Позвоночник- это сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу, межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков и связочный аппарат скрепляют позвонки между собой, мышцы обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника.

Как вы думаете, что такое позвоночник?

Позвоночник- это:

— жёсткий стержень, который поддерживает туловище, голову и пояс верхних конечностей;

— надёжная опора всех рычагов из костей и мышц, которые обеспечивают любое движения туловища и конечностей;

— прочный «защитный футляр» спинного мозга.

В то же время позвоночник- это:

— гибкая цепь, которая позволяет туловищу сгибаться и поворачиваться; эластичная рессора, которая гасит удары и толчки, и удерживает равновесие тела.

Все эти функции взаимосвязаны: позвоночник должен быть подвижен на сколько это возможно, устойчив, на сколько это необходимо, и достаточно крепок, чтобы выдержать статистические и динамические нагрузки.

Мышцы, окружающие позвоночник, обеспечивают две его противоположные функции – подвижность и стабильность. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок.

А теперь поговорим об осанки, что на ваш взгляд такое осанка?

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности. Сведенные и опущенные плечи, впалая грудь затрудняют работу внутренних органов, в первую очередь органов дыхания, сердца, сосудов головного мозга.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить её недостатки очень трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, особенно важно следить за своей осанкой, позой за столом, партой. У школьника, изо дня в день сидящего или работающего в какой – либо неправильной позе, может искривиться позвоночник. Искривление позвоночника затрудняет деятельность внутренних органов.

Осанка – это комплексное понятие о привычном положении тела непринуждённо стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Осанка обусловлена наследственностью, но на её формирование в процессе роста у детей, влияет многочисленные факторы внешней среды.

Опишите, какой на ваш взгляд, должна быть нормальная осанка школьника?

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста. Причины, которые могут привести к нарушению осанки (сколиозу), многочисленны.

Среди факторов ведущих к нарушению осанки, прежде всего следует выделить длительную сидячую посадку с повернутым, наклонным в сторону и сильно наклонном вперед туловищем: это наиболее неблагоприятная позиция позвоночника, при котором нагрузка на межпозвонковые диски в три раза больше, чем в положении стоя.

Сколиоз- это деформация позвоночника; характеризуется его боковым дугообразным искривлением и скручиванием вокруг вертикальной оси. В основе нарушения осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, не правильное физическое воспитание. Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьётся в тесной грудной клетке, впалая грудь и повёрнутые вперёд плечи не дают расправиться лёгким.

Читайте также:  При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой

Непременным условием как для профилактики, так и лечения заболеваний опорно- двигательного аппарата является соблюдение правил ортопедического режима, основные положения которого следующие.

1. В положении стоя необходимо равномерно опираться на обе ноги, держа при этом прямо спину и голову, а плечи отвести чуть назад.

2. При длительной работе стоя нагрузку на поясничный отдел следует периодически, каждые 15-20 минут, уменьшать за счет попеременной установки то одной, то другой ноги на невысокую подставку.

3. При ходьбе необходимо контролировать правильное положение туловища и не размахивать сильно руками.

4. Для формирования правильной осанки значение имеет поза сидящего за столом ребенка во время еды, приготовления уроков, настольных игр и т. д. Под этим понимается:

• Исключение вредных привычек, таких как: сидеть на подвернутой ноге или с закинутой за спину стула рукой.

• При занятиях сидя спина должна плотно опираться на тонкий, эластичный валик диаметром 3-4 см, установленный на спинку стула на уровне поясницы; это необходимо для того, чтобы сохранялся поясничный изгиб позвоночника;

• Следует подобрать мебель в соответствии с ростом – глубина сиденья стула должна быть не более 2/3 длины бедра ребенка, высота не должна превышать длину голени, при более высоком стуле следует подобрать под ноги подставку, чтобы ноги опирались на неё;

• Локти должны симметрично лежать на поверхности стола;

• Следует использовать приспособления под книгу для того, чтобы при чтении не наклонять туловище вперед.

5. При подъеме и перемещении груза следует избегать резких рывков с поворотом туловища и не держать груз на вытянутых руках с наклоном корпуса вперед.

6. Следует избегать наклона туловища вперед, если стоите на прямых ногах, учитесь приседать с прямой спиной.

7. Учащимся для переноски школьных принадлежностей наиболее подходит ранец; если пользуетесь сумкой, то её не рекомендуется носить через плечо, лучше носить попеременно в правой и левой руке.

8. Спать рекомендуется на ровном, не слишком мягком матраце, без прогиба от тяжести тела, с невысокой подушкой или валиком под шеей. Длина кровати должна быть больше длины тела.

9. Отрицательное влияние на осанку оказывает неправильная поза при сне, например: поза «свернувшись калачиком».

А как же плохая осанка влияет на зрение?

Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза — более точные свидетели, чем уши» Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза.

В 4 веке до н. э. древнегреческий философ Аристотель заметил, что некоторые люди с трудом различают удалённые предметы, чтобы лучше видеть прищуривают глаза. Аристотель назвал этот феномен «миопис», что по-гречески значит «щуриться». Миопия появляется из-за того, что глазное яблоко слегка удлиняется и лучи света, попадая в глаз, фокусируется не на сетчатке, а перед ней.

Установленными является некоторые факторы риска, а именно:

— наследственность;

— чрезмерная нагрузка на глаза: чтение в движущемся транспорте или в темноте, неправильная посадка за столом.

Близорукость может быть выявлена в любом возрасте, но чаще всего обнаруживается у детей в возрасте 7-12 лет.

Вывод возникновение и выявления миопии совпадает с возрастом возникновения и выявления нарушения осанки.

В нашем лицее работает кабинет лечебной физкультуры. Руководит данным кабинетом медицинский работник. Им разработан комплекс упражнений, направленный на лечение нарушений осанки. Данный кабинет посещают в последние годы все больше и больше учащихся нашего лицея с нарушением осанки.

Следовательно, надо беречь себя смолоду!

Дополнение к беседе для учителей.

Профилактика близорукости

Плохое зрение чаще всего зависит от ослабления мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной «наводки на резкость» глаза. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для глаз. Острота зрения во многом зависит от общего уровня здоровья ребенка, поэтому, помимо специальных упражнений для глаз, очень полезно заниматься играми на открытом воздухе, катанием на лыжах, велосипеде, плаванием. Причины снижения остроты зрения различны, но из них специалисты выделяют длительное сидение за книгами, увлечение просмотром телепередач, занятиями на компьютере.

Упражнения для тренировки зрения

Упражнения для тренировки зрения можно выполнять на подвижных переменах, во время физкультминуток в группах продленного дня в течение 2-4 мин. Упражнения выполняются сидя в удобной позе, голова при этом опирается о спинку стула, мышцы максимально расслаблены.

Движение глазными яблоками вправо и влево. Выполнять движения влево и вправо до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 сек.

Движение глазными яблоками вверх и вниз. Выполнять медленные движения глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 сек.

Фиксация взгляда на кончике носа. Взгляд фиксируется в течение 10-20 сек. на точке, расположенной на кончике носа. При выполнении упражнения нужно максимально расслабить мышцы, дышать спокойно и ровно. Закрыть глаза и расслабить мышцы тела на 30-40 сек. Если чувствуется усталость, время отдыха увеличить.

Вращение глаз. Плавные движения глазными яблоками (голова неподвижна) по кругу — сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Повторить по три вращения в каждую сторону. Расслабиться в течение 30-40 сек.

Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 сек. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 сек.

Комплекс упражнений для снятия утомления зрения

1. Согревание глаз. В положении стоя, ноги вместе, опустить руки вниз, соединить ладони вместе и зажать их между коленями. Тело наклонить вперед и выполнить трущие движения ладонью о ладонь, умеренно прикладывая силу. После того, как ладони разогреются, сложить их лодочкой и наложить на глаза (левую руку наложить на левый глаз, правую, соответственно на правый), таким образом, чтобы центры ладоней не касались глазного яблока. Глаза при этом закрыты. Держать ладони около 10 сек. , затем опустить руки. Повторить 2-4 раза все элементы упражнения. В заключение данного упражнения под ладонями смыкать и размыкать веки (8-10 раз).

2. Поглаживание шеи. И. п. — стоя. Правую руку положить на шею ниже затылка и выполнить 8-10 растираний. То же левой рукой.

3. Массаж биологически активных точек на лице. Энергично потереть ладонью о ладонь, согреть их. Прижать ладони к щекам, пальцы наложить на закрытые глаза. Выполнить синхронное поглаживание двумя ладонями от бровей вверх — в стороны — к вискам — 5-7 раз.

8. Буклет: «Береги здоровье смолоду».

В своей исследовательской работе я поставила цель, выявить причины нарушения осанки и зрения у детей в процессе обучения в школе и провести информационную работу с учащимися, родителями и учителями.

Чтобы достичь цели исследования, я провела анкетирование учащихся, с целью выявления знаний учащихся по данному вопросу. Обработала анкеты и провела беседы по классам. После проведения бесед и знакомство с содержанием буклетов учащиеся стремятся сформировать красивую осанку и сохранить свое зрение.

Источник