Можно ли читать без очков при близорукости

Близорукость — нарушение зрения, при котором человек плохо различает объекты на удаленных расстояниях. Дефект корректируется с помощью очков или контактных линз. При этом очки — самый простой и доступный способ для улучшения зрения при глазных патологиях.  Пользователи интересуются — нужно ли носить очки при близорукости постоянно?

Вопрос не праздный, так как действительно важно соблюдать определенный режим ношения очковой оптики. Врач после диагностики определит степень нарушения и выпишет рецепт, заодно расскажет, как правильно носить очки при близорукости — в постоянном режиме или только в определенных ситуациях — при просмотре телевизора, фильма в кинотеатре, вождении автомобиля и так далее. Это будет зависеть от величины диоптрий.

Причины близорукости

Офтальмологи называют три основные причины миопии.

Можно ли читать без очков при близорукости

  1. Неправильная кривизна поверхности роговицы и хрусталика, их врожденные или приобретенные дефекты.
  2. Слишком большой диаметр глазного яблока, его патологический рост по переднезадней оси.
  3. Нарушение гигиены зрения, из-за чего происходит ослабление глазодвигательных мышц и утрачивается хорошая аккомодация.

Все вышеперечисленные факторы причины приводят к тому, что световые лучи, проходя через оптические среды глаза, преломляются неправильным образом, в результате чего рассеиваются в области перед сетчаткой, не попадая на нее. Чтобы уменьшить преломляющую силу, понадобятся очки с вогнутыми, рассеивающими линзами, которые также называют «минусовыми». С их помощью изображение фокусируется должным образом на сетчатой оболочке.
Требуется ли носить очки при близорукости постоянно? Это зависит от того, насколько сильная степень патологии будет диагностирована у пациента. Рассмотрим их подробнее.

тебуется обследование у офтальмолого

1 степень миопии — ранняя стадия
Первая степень миопии — это минусовая оптическая сила глаз от 1 до 3 диоптрий. До значения –1D ношение очков вообще не обязательно — это состояние не приносит заметных неудобств. Нужно просто внимательнее относиться к гигиене рабочего места, правильному освещению, избегать перенапряжения глаз, чтобы не усугубить развитие заболевания. В этом случае назначаются специальные офтальмологические упражнения, которые при регулярном применении показывают значимый результат и помогают избежать развития близорукости.
Коррекция с помощью очков на ранней стадии требуется при остроте зрения от −1 до −3 диоптрий. Но постоянного ношения при этом не нужно. Вблизи у человека сохраняется хорошая видимость, а вот при необходимости смотреть на удаленные расстояния — при вождении автомобиля, в театре и т.д. То есть в ситуациях, когда необходимо сфокусироваться на удаленных предметах, лучше воспользоваться очками. При близкой же работе — чтении, письме, работе за компьютером — они не понадобятся. Дело в том, что при рассматривании близко расположенных объектов в очках для дали снижается запас аккомодации. Глаза перенапрягаются, мышцы устают и человек лишается способности настраиваться на рассмотрение предметов, находящихся на разной дистанции. Это приводит к ухудшению качества зрения.

ранняя тадия миопии

2 степень близорукости — средняя, умеренная стадия
Вторая степень миопии характеризуется значениями от –3 до –6 диоптрий. В зависимости от их величины, расстояние, на которое человек может видеть без усилий при близорукости, постепенно сокращается. Так, при значении оптической силы  –5 диоптрий плохо видны предметы, расположенные на расстоянии 25-30 см от лица. Также данная степень миопии характеризуется заметными изменениями в глазном дне, что может выражаться в возникновении начальных дистрофических поражений, сужении сосудов сетчатки, изменениях в макулярной области. В этом случае нужно наблюдаться у офтальмолога минимум раз в полгода.
Очки при близорукости второй степени требуется носить постоянно. При миопии второй степени обычно назначаются две пары или же бифокальная модель: верхняя часть линзы для дали, нижняя для близи. Если надо что-то прочитать или написать, то удобно, опустив глаза, смотреть через нижнюю часть очков. При необходимости рассмотреть удаленный объект человек поднимает глаза и смотрит через верхнюю часть.

сильная стадия близорукости

3 степень близорукости — сильная стадия
Третья степень начинается от значения –6D и  характеризуется  плохим зрением на дальние и ближние расстояния. При таких сильных минусовых диоптриях видимость может сократиться до 10 см перед собой. Конечно, в этих случаях нужно носить очки постоянно. При высокой степени патологии также страдают структуры глаза, поэтому необходимо внимательно следить за их состоянием. У детей и взрослых может развиться прогрессирующая миопия. Кроме того, при значительных минусовых диоптриях носить очки становится неудобно: слишком сильные и толстые рассеивающие линзы уменьшают предметы, искажая их, и очень ограничивают периферический обзор. В таких ситуациях улучшить зрение поможет только хирургическая или лазерная операция, а также использование контактной оптики, обеспечивающей более четкую видимость и удобство при эксплуатации.

Однако подбор очков при близорукости  зависит не только от величины ее степени. Значение имеют также индивидуальные особенности глаз, возраст пациента и другие факторы. Поскольку миопия, как правило, в подавляющем большинстве случаев начинает развиваться в детском возрасте, то родителям очень важно следить за состоянием зрения ребенка, особенно, если он склонен к ней по наследственной или врожденной причине. Рассмотрим, нужно ли носить очки ребенку, с какого возраста это можно делать и в каком режиме следует их использовать.

Очковая коррекция при детской близорукости

Осмотр зрительных органов у детей проводится сразу после рождения. Как правило, врожденные патологии выявляются сразу, а вот наследственный фактор может спровоцировать развитие близорукости в более позднем возрасте. Часто это бывает, когда ребенок идет в школу, при резком увеличении зрительных нагрузок зрение может начать заметно ухудшаться.

Читайте также:  Профилактика для глаз близорукость

В возрасте до 10 лет разрешено использование только очковой оптики, лишь потом допускается контактная коррекция. Причем, если взрослым людям назначаются линзы, которые по оптическим параметрам соответствуют остроте зрения, то детям подбираются очки на 1 диоптрию меньше. Это способствует стимуляции аккомодационного аппарата и укреплению глазных мышц.

Постоянно или нет носить ребенку очки — зависит также от степени патологии. При первой стадии рекомендовано надевать их на время урока или просмотра фильма, а вот при второй и третьей степенях использовать целый день. Очень важно правильно подобрать средства коррекции. Многие родители имеют ошибочное мнение, что использование очковой оптики способствует развитию близорукости. Офтальмологи заверяют, что ухудшаться зрение может только в одном случае — когда очки подобраны неверно или ребенок пренебрегает их ношением (если не говорить о патологических степенях по наследственному или врожденному фактору). Нужно получить рецепт от врача, по которому мастер-оптик изготовит подходящие линзы. Готовые модели, купленные в случайных местах, только нанесут вред зрению.

Родителям важно не допустить прогрессирования близорукости ребенка и следить за тем, чтобы он носил прописанные очки, иначе качество видения может сильно ухудшиться. В профилактических целях также нужно делать гимнастику для глаз (при первой и второй степени), включать в рацион полезные для зрительных органов продукты, обеспечить правильное оснащение рабочего места школьника. Необходимо посещать окулиста раз в полгода для проверки. Следует также осторожно выбирать вид спорта для занятий. Детям с миопией противопоказаны травматичные дисциплины: различные единоборства, командные виды спорта с мячом. А вот лыжный спорт, плавание, настольный теннис, наоборот, будут полезны для глаз и общего состояния организма.

Итак, носить при близорукости очки постоянно  необходимо только при второй и третьей степенях близорукости. Грамотная коррекция и забота о состоянии глаз позволят поддерживать качество зрения, не допуская его ухудшения.

Источник

Близорукость — нарушение в работе зрительной системы человека, при котором он распознает расплывчато далеко расположенные предметы. Бытует мнение, что чтение способствует ее возникновению, так как во время чтения особенно сильно напрягается зрительная система. Но есть ли на самом деле между близорукостью и чтением связь?

Что такое близорукость?

Больной плохо видит предметы на большом расстоянии

Близорукость (миопия) — заболевание зрительной системы человека, которое характеризуется пониженным либо быстро снижающимся зрением вдаль. Больной плохо видит предметы на большом расстоянии, но при этом различает все, что расположено близко.

Общие симптомы миопии:

  • Расплывчатое видение далеко расположенных предметов.
  • Быстрая утомляемость глаз;
  • Затрудненная фокусировка;
  • Ослабление или перенапряжение мышц глаза;
  • Резь в глазах и головная боль при напряжении зрения.

Также у человека при миопии может наблюдаться нарушение сумеречного зрения, а в более сложных случаях — отслоение сетчатки.

Формы близорукости

  • Врожденная. В данном случае зрение ухудшенное еще с младенчества, что было вызвано наследственной предрасположенностью либо сбоем в зрительной системе.
  • Рано приобретенная. Возникает в дошкольном возрасте из-за напряжения склеры в случае, если ребенок часто играет в компьютерные игры, смотрит телевизор или читает.

Рано приобретенная. Возникает в дошкольном возрасте

  • Приобретенная. Возникает в период от 7-10 лет, когда ребенок отправляется в школу, связана с внезапно усилившимися зрительными нагрузками. Школьник напрягает зрение, концентрируясь на доске и учебнике, и зрительные нервы с трудом обрабатывают информацию.
  • Поздно приобретенная. Может появиться уже в зрелом возрасте, когда органы зрения полностью сформировались. Вызывается частой непрерывной работой с документами, гаджетами, которая вызвана особенностями профессиональной деятельности.

Причины близорукости

Клиническая картина миопии такова — световые лучи вместо того, чтобы опускаться ровно на сетчатку, располагаются перед ней. Из-за этого изображение, поступающее в мозг, выглядит расплывчатым. Подобный сбой может возникнуть по двум причинам:

  • Удлиненная форма глазного яблока. В результате генетического сбоя или усиленной нагрузки на зрение глазное яблоко вытягивается, пытаясь приспособиться к установившимся условиям. 
  • Слишком слабая аккомодация. Аккомодационный аппарат, ответственный за адаптацию к освещению и регулировку преломляющей системы глаза, в этом случае мешает фокусировке на объектах и может спровоцировать изменение формы хрусталика.

Обе причины могут быть вызваны наследственной предрасположенностью, травмами головного мозга либо органов зрения, нарушениями во время формирования плода. Также огромное значение играет образ жизни и зрительные, умственные и физические нагрузки человека.

Так способствует ли чтение близорукости?

Чтение черно-белого текста с бумажных или электронных носителей косвенно способствует возникновение близорукости, так как относится к зрительным нагрузкам, которые оказывают определённое воздействие на всю зрительную систему.

Оно может ускорить появление и развитие болезни. Особенно это касается детей до 15 лет, потому что их аккомодационный аппарат еще недостаточно силен для того, чтобы препятствовать внезапной и значительной школьной нагрузке.

Профилактика близорукости

Если близорукость врожденная, то полностью избавиться от нее без хирургического вмешательства нельзя. Но можно постараться предотвратить появление или развитие заболевания. Так, для профилактики миопии рекомендуется:

  • Читать только при хорошем освещении. То же самое касается любой работы с бумажными носителями, так как возникновению близорукости способствует чтение любого текста (цветного и черно-белого), вне зависимости от источника. Читать в движущемся транспорте также не рекомендуется.

Читать только при хорошем освещении

  • Уменьшить время, проводимое за гаджетами: телефонами, планшетами, ноутбуками и иными электронными устройствами. Эти девайсы влияют не только на остроту зрения, но и на фокусировку, а также за адаптацию к освещению.
  • Под присмотром врача курсами или на постоянной основе принимать витамины для лучшей работы зрительного аппарата. При предрасположенности к каким-либо заболеваниям зрения или при его прогрессирующем ухудшении назначаются БАДы, обеспечивающие транспорт необходимых витаминов и минералов к органам зрения.
  • Также рекомендуется включить в рацион такие продукты, как черника, печень трески, творог, тыква, морковь. В отличие от предыдущего пункта, делать это можно без обращения к врачу, так как получаемые естественным путем витамины не приведут к передозировке.
Читайте также:  Центр близорукости ижевск в металлурге

Чтение само по себе не является первопричиной миопии, но напряженное чтение при плохом освещении способствует возникновению близорукости — заболевание возникает при нагрузках на зрительный аппарат, которые способны привести к деформации преломляющей системы глазного яблока, ведущей к близорукости. Поэтому при умеренных нагрузках можно избежать ухудшения зрения.
 

Источник

 2000 ãîäó 22,9% íàñåëåíèÿ ìèðà ñòðàäàëî ìèîïèåé è 2,7% — ìèîïèåé âûñîêîé ñòåïåíè, íî ê 2050 ãîäó ýòè ïîêàçàòåëè óâåëè÷àòñÿ äî 49,7% è 9,8% ñîîòâåòñòâåííî (Holden BA, Fricke TR, Wilson DA, et al. Global prevalence of myopia and high myopia and temporal trends from 2000 through 2050).

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ìèîïèè ó äåòåé åâðîïåîèäíîé ðàñû 2-5%, ó àçèàòîâ 20-30% è äîñòèãàåò 84% ê îêîí÷àíèè øêîëû (Wu PC, Huang HM, Yu HJ, et al. Epidemiology of myopia).

Îñëîæíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ìèîïèåé

Òàê ëè ñòðàøíà ìèîïèÿ? Íà ïåðâûé âçãëÿä, ýòî âñåãî ëèøü àíîìàëèÿ ðåôðàêöèè, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü ñêîððåêòèðîâàíà «ìèíóñîâûìè» ëèíçàìè. Íà ñàìîì äåëå, ìèîïèÿ âûñîêîé ñòåïåíè ñâÿçàíà ñ ðèñêîì ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé, òàêèõ êàê:

— ðàííÿÿ êàòàðàêòà;

— ãëàóêîìà;

— îòñëîéêà ñåò÷àòêè;

— õîðèîèäàëüíàÿ íåîâàñêóëÿðèçàöèÿ;

— ìàêóëÿðíàÿ äåãåíåðàöèÿ.

Ýòè ðèñêè óâåëè÷èâàþòñÿ ìíîãîêðàòíî ñîðàçìåðíî óâåëè÷åíèþ ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè. Íàïðèìåð, ÷àñòîòà îòñëîéêè ñåò÷àòêè ïðè ìèîïèè ñðåäíåé ñòåïåíè ñîñòàâëÿåò äî 0,07%, à ïðè ìèîïèè âûñîêîé ñòåïåíè — 3,2% (Arevalo JF, Ramirez E, Suarez E, et al. Rhegmatogenous retinal detachment after laser-assisted in situ keratomileusis (LASIK) for the correction of myopia).

Ðåçþìèðóÿ âûøåïåðå÷èñëåííîå, ñòàíîâèòñÿ ÿñíî, ÷òî ìèîïèÿ ÿâëÿåòñÿ ãëîáàëüíîé ïðîáëåìîé, ïðèíîñÿùåé çíà÷èòåëüíûå ýêîíîìè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå èçäåðæêè.

×òîáû ïîíèìàòü êàêèå ðû÷àãè âîçäåéñòâèÿ íà ìèîïèþ ó íàñ åñòü, íàäî èìåòü ïðåäñòàâëåíèå î ìåõàíèçìàõ ðàçâèòèÿ áëèçîðóêîñòè.

Èñòîðèÿ èçó÷åíèÿ ìèîïèè

Ïåðâîå óïîìèíàíèå î ìèîïèè âñòðå÷àåòñÿ ó Àðèñòîòåëÿ, êîòîðûé çàìåòèë õàðàêòåðíûå äâèæåíèÿ ó òåõ, êòî íå ìîã ðàçãëÿäåòü ïðåäìåòû âäàëè. Îí ïðåäëîæèë òåðìèí ìèîïèÿ – ïîíÿòèå, îáðàçîâàííîå äâóìÿ ãðå÷åñêèìè ñëîâàìè «ùóðþñü» è «âçãëÿä». Íî îí íå ñìîã îáúÿñíèòü ïðè÷èíó òàêîãî çðèòåëüíîãî íàðóøåíèÿ.

Ëåîíàðäî äà Âèí÷è ïåðâûì ïðåäëîæèë âîëíîâóþ òåîðèþ ñâåòà è ñïîñîáû êîððåêöèè çðåíèÿ.

Ñâåò èìååò âîëíîâóþ ïðèðîäó, òî åñòü âåä¸ò ñåáÿ êàê ýëåêòðîìàãíèòíàÿ âîëíà, îò äëèíû êîòîðîé çàâèñèò öâåò âèäèìîãî íàìè ñâåòà.

 1604ã. Êåïëåð îïèñàë îïòè÷åñêèå ïðèíöèïû, ëåæàùèå â îñíîâå ðàçâèòèÿ ìèîïèè — ôîðìèðîâàíèå èçîáðàæåíèÿ ïåðåä ñåò÷àòêîé, íî îøèáî÷íî ïîëàãàë, ÷òî ÷åòêîñòü èçîáðàæåíèÿ íà ñåò÷àòêå ñâÿçàíà ñ ïåðåìåùåíèåì õðóñòàëèêà âïåðåä-íàçàä.

Àðëüò óñòàíîâèë, ÷òî â îñíîâå ìèîïèè ëåæèò óäëèíåíèå ãëàçà, ñîïîñòàâèâ âåëè÷èíû ðîãîâè÷íîãî ðåôëåêñà è ðàçìåðû ýíóêëåèðîâàííûõ (óäàëåííûõ) ãëàç. Îí ïðåäïîëîæèë, ÷òî ïðè÷èíà óäëèíåíèÿ ãëàçà – ñîêðàùåíèå öèëèàðíîé ìûøöû âî âðåìÿ àêêîìîäàöèè (àêêîìîäàöèÿ – ñïîñîáíîñòü ÷åòêî âèäåòü íà ðàçëè÷íûõ ðàññòîÿíèÿõ).

Ãåëüìãîëüö îïèñàë èçìåíåíèå òîëùèíû õðóñòàëèêà âî âðåìÿ àêêîìîäàöèè.

Äîáðîâîëüñêèé è Ýðèñìàí ïðåäïîëàãàëè, ÷òî íàïðÿæåíèå àêêîìîäàöèè ïðèâîäèò ê ïîâûøåíèþ âíóòðèãëàçíîãî äàâëåíèÿ è ðàñòÿæåíèþ îáîëî÷åê ãëàçà.

Äæåêñîí ñ÷èòàë, ÷òî ãëàç ñäàâëèâàåòñÿ íàðóæíûìè ìûøöàìè, ÷òî ïðèâîäèò ê ïîâûøåíèþ âíóòðèãëàçíîãî äàâëåíèÿ è ðàñòÿæåíèþ ãëàçà.

 1965 Àâåòèñîâ ïðåäëîæèë îáùåïðèíÿòóþ â íàñòîÿùåå âðåìÿ òðåõêîìïîíåíòíóþ òåîðèþ.  ýòîé òåîðèè îòðàæåíî âëèÿíèå ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè, îñëàáëåíèå àêêîìîäàöèè, è ñíèæåíèå ýëàñòè÷íîñòè ñêëåðû. Ïðè îñëàáëåííîé àêêîìîäàöèè èíòåíñèâíàÿ ðàáîòà íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè ñòàíîâèòñÿ äëÿ ãëàçà «íåïîñèëüíîé íîøåé», ïîýòîìó ãëàç äîëæåí ïðèñïîñîáèòü îïòè÷åñêóþ ñèñòåìó äëÿ ðàáîòû âáëèçè áåç íàïðÿæåíèÿ àêêîìîäàöèè ïóòåì óäëèíåíèÿ ãëàçíîãî ÿáëîêà.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ îáñóæäàåòñÿ òåîðèÿ ïåðèôåðè÷åñêîãî ðåòèíàëüíîãî äåôîêóñà êàê îñíîâíîãî ôàêòîðà ðåãóëÿöèè ðîñòà ãëàçà. Ïîä ïåðèôåðè÷åñêèì äåôîêóñîì èìååòñÿ ââèäó îñëàáëåíèå èëè óñèëåíèå ïðåëîìëåíèÿ ëó÷åé ïðè ïåðåõîäå îò öåíòðàëüíûõ îòäåëîâ ñåò÷àòêè ê ïåðèôåðèè. Äåôîêóñèðîâêà èçîáðàæåíèÿ íà ñåò÷àòêå çàïóñêàåò öåïü áèîõèìè÷åñêèõ ðåàêöèé. Ïðè ýòîì èçìåíÿåòñÿ ñêîðîñòü âûñâîáîæäåíèÿ íåéðîìîäóëÿòîðîâ, êîòîðûå ðåãóëèðóþò îáìåí âåùåñòâ â îáîëî÷êàõ ãëàçà, ïðè ýòîì èçìåíÿåòñÿ ñòðóêòóðà ñêëåðàëüíîé îáîëî÷êè è ïðîèñõîäèò ðîñò ïåðåäíå-çàäíåé îñè ãëàçà.

Ìåòîäû ëå÷åíèÿ áëèçîðóêîñòè

Ëå÷åíèå äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íà ñäåðæèâàíèå ïðîãðåññèè ìèîïèè. Áûñòðîå ïðîãðåññèðîâàíèå – óâåëè÷åíèå ðåôðàêöèè íà 1 äèîïòðèþ â ãîä. Îïèðàÿñü íà ôåäåðàëüíûå êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè îò 2017 ãîäà, âðà÷è-îôòàëüìîëîãè èìåþò â ñâîåì àðñåíàëå ñëåäóþùèå ñðåäñòâà.

Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå

1. Î÷êîâàÿ êîððåêöèÿ

Î÷êè íàçíà÷àþòñÿ ñ ó÷åòîì ñòåïåíè ìèîïèè, ñîñòîÿíèÿ àêêîìîäàöèè, êîíâåðãåíöèè, è áèíîêóëÿðíîãî çðåíèÿ.

Î÷êè ìîãóò áûòü:

— ìîíîôîêàëüíûå — èìåþò îäèíàêîâóþ ñèëó â ïðåäåëàõ âñåé ïîâåðõíîñòè ëèíçû;

— áèôîêàëüíûå î÷êè — ñî÷åòàþò â ñåáå 2 ëèíçû: îäíà — äëÿ äàëè, äðóãàÿ — äëÿ áëèçè;

— ïðîãðåññèâíûå — ñî÷åòàþò âîçìîæíîñòü âèäåòü íà ëþáîì ðàññòîÿíèè: âåðõíÿÿ ÷àñòü ëèíçû îòâå÷àåò çà çðåíèå âäàëü, ñðåäíÿÿ — çà ñðåäíèå äèñòàíöèè, íèæíÿÿ — çà ðàáîòó íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè;

— ïåðèôîêàëüíûå — èç-çà îñîáîãî ñòðîåíèÿ ëèíçû îáåñïå÷èâàþò ðàâíîìåðíóþ ñâåòîâóþ íàãðóçêó íà âñå ó÷àñòêè ñåò÷àòêè.

Читайте также:  Упражнения на аккомодацию для близорукости

Íà äàííûé ìîìåíò âðåìåíè íåò óáåäèòåëüíûõ äîêàçàòåëüñòâ â ïîëîæèòåëüíîì âëèÿíèè íåïîëíîé êîððåêöèè çðåíèÿ è ñîâåòñêèé ìèô î òîì, ÷òî î÷êè ïîðòÿò çðåíèå è íóæíî íîñèòü «ñëàáåíüêèå», ðàçðóøåí.

2. Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ òàêæå ó÷èòûâàåò îñíîâíûå ïàðàìåòðû ñîñòîÿíèÿ ãëàç è âîçìîæíîñòü íîøåíèÿ ëèíç â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå.

ÌÊË ïîäîáíî î÷êîâûì ëèíçàì ìîãóò áûòü ìîíî-, áè-, ìóëüòèôîêàëüíûìè.

Îðòîêåðàòîëîãè÷åñêèå ëèíçû («íî÷íûå ëèíçû») – ýòî æåñòêèå êîíòàêòíûå ëèíçû, êîòîðûå íàäåâàþòñÿ íà íî÷ü. Îíè èçìåíÿþò êðèâèçíó ðîãîâèöû çà ñ÷åò ñäàâëåíèÿ åå îïðåäåëåííûõ ó÷àñòêîâ, áëàãîäàðÿ ÷åìó îñòðîòà çðåíèÿ äíåì çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåòñÿ è íåò íåîáõîäèìîñòè ïîëüçîâàòüñÿ î÷êàìè èëè ÌÊË. Ýòîò ýôôåêò îáðàòèì – åñëè ëèíçû íå íîñèòü ðåãóëÿðíî, ðîãîâèöà ïðèìåò ñâîþ ïðèâû÷íóþ ôîðìó.

Äàííûé òèï êîððåêöèè ïåðñïåêòèâåí â ëå÷åíèè ïðîãðåññèðîâàíèÿ ìèîïèè ó äåòåé: ïîñëåäíèå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò ñíèæåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ìèîïèè íà 40% (Charm J, Cho P. High myopia-partial reduction ortho-k: a 2-year randomized study; Sun Y, Xu F, Zhang T, et al. orthokeratology to control myopia progression: a meta-analysis; *Santodomingo-Rubido J, Villa-Collar C, Gilmartin B, et al. Long-term efficacy of orthokeratology contact lens wear in controlling the progression of childhood myopia).

Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå

Ñêëåðîïëàñòèêà – îïåðàòèâíîå âìåøàòåëüñòâî, ïðè êîòîðîì çàäíèé ïîëþñ ãëàçà óêðåïëÿåòñÿ ñïåöèàëüíûìè ïëàñòèíêàìè èëè ëîñêóòàìè, ÷òî ïîçâîëÿåò ñòàáèëèçèðîâàòü ìèîïèþ. Óëó÷øåíèÿ çðåíèÿ ïðè ýòîì íå ïðîèñõîäèò. Çà ðóáåæîì íå ïðèìåíÿåòñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ.

Ëàçåðíàÿ ðåôðàêöèîííàÿ õèðóðãèÿ: ÔÐÊ, LASIK – ýòè êîñìåòè÷åñêèå îïåðàöèè, ïîçâîëÿþùèå ïîëó÷èòü âûñîêóþ îñòðîòó çðåíèÿ, èçáàâëÿþò îò íåîáõîäèìîñòè íîøåíèÿ î÷êîâ èëè ëèíç.

Ïî÷åìó ëàçåðíàÿ îïåðàöèÿ ÿâëÿåòñÿ ëèøü êîñìåòè÷åñêîé? Ïîòîìó ÷òî âîçäåéñòâèå ëàçåðà èäåò íà ðîãîâèöó, èçìåíÿåòñÿ ñèëà åå ïðåëîìëåíèÿ, à äëèíà ãëàçà â ïåðåäíå-çàäíåì íàïðàâëåíèè îñòàåòñÿ ïðåæíåé. Ðèñêè ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé ìèîïèè îñòàþòñÿ íà òîì æå óðîâíå ÷òî è äî îïåðàöèè. Ëàçåðíûå îïåðàöèè íå ïðîâîäÿò äåòÿì, ò.ê. ãëàçíîå ÿáëîêî ðàñòåò.

Ôàðìàêîëîãè÷åñêîå ëå÷åíèå

Ãëàçíûå êàïëè: èðèôðèí, ýìîêñèïèí, öèêëîìåä, òðîïèêàìèä.

Âèòàìèíû è ÁÀÄû: ëþòåèí êîìïëåêñ äåòñêèé, âèòðóì âèæí ôîðòå, ÷åðíèêà ôîðòå è ïð.

Èíúåêöèè âíóòðèìûøå÷íûå: ðåòèíàëàìèí, àêòîâåãèí.

Òàêæå ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ íèêîòèíîâàÿ êèñëîòà, ïèêàìèëîí.

Íå áóäåì äàâàòü ïîäðîáíîå îïèñàíèå ñõåì ëå÷åíèÿ ïåðå÷èñëåííûìè ïðåïàðàòàìè, ò.ê. äîëæíûì îáðàçîì íå èññëåäîâàíî èõ âëèÿíèå íà ñòàáèëèçàöèþ áëèçîðóêîñòè.

Ýòàëîíîì îöåíêè ëåêàðñòâà â äîêàçàòåëüíîé ìåäèöèíå ñëóæèò äâîéíîå ñëåïîå ðàíäîìèçèðîâàííîå ïëàöåáî — êîíòðîëèðóåìîå èññëåäîâàíèå.  òàêîì èññëåäîâàíèè ÷àñòü ïàöèåíòîâ ïîëó÷àåò íàñòîÿùèé ïðåïàðàò, à ÷àñòü ïëàöåáî, ðàçäåëåíèå ïî ãðóïïàì âåäåòñÿ ñëó÷àéíûì îáðàçîì, ïðè ýòîì íè âðà÷, íè ïàöèåíò íå çíàþò, êòî ïîëó÷àåò «ïóñòûøêó».

Ôóíêöèîíàëüíîå ëå÷åíèå

Äîìàøíèå òðåíèðîâêè: ãèìíàñòèêà äëÿ ãëàç, «ìåòêà íà ñòåêëå», ñïåöèàëüíûå î÷êè-òðåíàæåðû.

Àïïàðàòíîå ëå÷åíèå: âèçîòðîíèê, êàñêàä, îêñèñ, ðó÷ååê.

Ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêîå ëå÷åíèå: ìàãíèòîòåðàïèÿ, ìàãíèòîôîðåç, ýëåêòðîôîðåç, ýëåêòðî-, èãëîðåôëåêñîòåðàïèÿ, ìàññàæ øåéíî-âîðîòíèêîâîé çîíû.

Ýòîò ðàçäåë òàêæå áóäåò îñâåùåí ëèøü òåçèñíî ââèäó îòñóòñòâèÿ óáåäèòåëüíûõ äàííûõ î ïîëüçå òàêèõ ëå÷åáíûõ ìàíèïóëÿöèé.

Ôàðìàêîëîãè÷åñêîå è ôóíêöèîíàëüíîå ëå÷åíèå, ïðèìåíÿâøååñÿ íà ïðîòÿæåíèè äåñÿòèëåòèé, ñ ïîÿâëåíèåì íîâûõ äàííûõ î ìåõàíèçìàõ ðàçâèòèÿ ìèîïèè è ïðîâåäåíèÿ èññëåäîâàíèé â ñîîòâåòñòâèå ñ ñîâðåìåííûìè ñòàíäàðòàìè, îêàçàëîñü íåýôôåêòèâíûì.

Çðèòåëüíûé ðåæèì è ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü

Äîêàçàíî, ÷òî 1 äîïîëíèòåëüíûé ÷àñ â íåäåëþ, ïðîâåäåííûé íà óëèöå, ñíèæàåò âåðîÿòíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ìèîïèè íà 2%. (Jones-Jordan LA, Sinnott LT, Cotter SA, et al. Time outdoors, visual activity, and myopia progression in juvenile onset myopes. Invest Ophthalmol Vis Sci 2012)

2-3 ÷àñà â äåíü íà îòêðûòîì âîçäóõå, ïîìèìî øêîëüíîãî âðåìåíè, ñïîñîáíî íèâåëèðîâàòü âëèÿíèå äëèòåëüíîãî âðåìåíè ðàáîòû íà áëèçêèõ ðàññòîÿíèÿõ.

Ïðåáûâàíèå íà îòêðûòîì âîçäóõå äîëæíî áûòü ñ èñïîëüçîâàíèåì çàùèòû êîæè è ãëàç îò óëüòðàôèîëåòîâîãî èçëó÷åíèÿ.

Óìåíüøåíèå ïðîäîëæèòåëüíîñòè ðàáîòû íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè ïîçâîëÿåò îòñðî÷èòü ïîÿâëåíèå ìèîïèè: âåðîÿòíîñòü ìèîïèè âîçðàñòàåò íà 2% äëÿ êàæäîé 1 äèîïòðèé/÷ ðàáîòû íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè â íåäåëþ. (Huang HM, Chang DS, Wu PC. The association between near work activities and myopia in children: a systematic review and meta-analysis 2015)

Ïàðàäîêñàëüíî, ÷òî äîïîëíèòåëüíûå ïðîãóëêè è óìåíüøåíèå ðàáîòû íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè ïîìîãàþò ñíèçèòü ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ìèîïèè, íî íå îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîãî âëèÿíèÿ ïðè ïðîãðåññèðîâàíèè ïðîöåññà.

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ðåçóëüòàòû ïîñëåäíèõ èññëåäîâàíèé, ñòàíîâèòñÿ ÿñíî, ÷òî íå äîïóñòèòü ðàçâèòèÿ áëèçîðóêîñòè íàì ïîìîãàåò íàëàæåííûé «ðåæèì òðóäà è îòäûõà», à â ñëó÷àå åå ïðîãðåññèðîâàíèÿ áîëüøîé óñïåõ èìååò îðòîêåðàòîëîãè÷åñêîå ëå÷åíèå.

Àòðîïèí

 çàêëþ÷åíèå, ìíå áû õîòåëîñü ðàññêàçàòü î íåîïèñàííîì â ðàçäåëå ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ ñðåäñòâå ïîä íàçâàíèåì «Àòðîïèí». Ýòî ìíîãèì èçâåñòíûé ïðåïàðàò, êîòîðûé èñïîëüçîâàëè ðàíüøå äëÿ äèàãíîñòè÷åñêîãî ðàñøèðåíèÿ çðà÷êà, íàáèðàåò íåâèäàííóþ ïîïóëÿðíîñòü çà ðóáåæîì êàê ñàìîå ýôôåêòèâíîå ñðåäñòâî â ëå÷åíèè ïðîãðåññèðóþùèé áëèçîðóêîñòè.

Äëèòåëüíàÿ ëå÷åáíàÿ àòðîïèíèçàöèÿ (ÄËÀ) – ýòî ñîâðåìåííûé ìåòîä ëå÷åíèÿ ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè, ïðè êîòîðîì èñïîëüçóþòñÿ íèçêèå êîíöåíòðàöèè àòðîïèíà (â âèäå çàêàïûâàíèÿ êàïåëü â ãëàçà íà íî÷ü) â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ëåò.

Êðóïíîå èññëåäîâàíèå ÀÒÎÌ 1 (Atropine for the treatment of childhood myopia), â êîòîðîì ó÷àñòâîâàëè 400 äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ìèîïèåé, ïîêàçàëî, ÷òî ÷åðåç 2 ãîäà ñðåäíåå ïðîãðåññèðîâàíèå ìèîïèè áûëî íèæå â ãðóïïå äåòåé, ïîëó÷àâøèõ àòðîïèí íà 77%, ÷åì â êîíòðîëüíîé ãðóïïå.

 èññëåäîâàíèè ÀÒÎÌ 2 âûÿñíÿëè íàñêîëüêî ýôôåêòèâíû áîëåå íèçêèå êîíöåíòðàöèè ïðåïàðàòà. Ýòî äàëî âîçìîæíîñòü ñîêðàòèòü ïîáî÷íûå ýôôåêòû ïðè ñîõðàíåíèè ýôôåêòèâíîñòè.

Íà îñíîâàíèè ðàíäîìèçèðîâàííûõ êîíòðîëèðîâàííûõ èññëåäîâàíèé èñïîëüçîâàíèå íèçêèõ êîíöåíòðàöèé àòðîïèíà âíåäðåíî â ëå÷åíèå áëèçîðóêîñòè â íåêîòîðûõ ñòðàíàõ.

 Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íà äàííûé ìîìåíò ïðèîñòàíîâëåíî ïðîèçâîäñòâî ãëàçíîé ôîðìû àòðîïèíà.

Èñòî÷íèê: www.vsevrachizdes.ru/blog/sovremennye-metody-lecheniya-blizorukosti

Источник