Лечение шизофрении через глаз

Шизофрения – достаточно распространенное психическое заболевание, которое проявляется нарушением мотивации, чувств, эмоционального восприятия и другими расстройствами личности. Симптоматика нарастает постепенно, но болезнь достаточно быстро прогрессирует. Чаще всего психическое расстройство диагностируется у молодых людей 18-30 лет, изначально пытающихсялечить депрессию. Этиология происхождения на сегодняшний день не изучена, завесой тайны покрыты и все симптомы недуга, поэтому шизофрения – это одно из самых загадочных заболеваний человеческой психики.

Причины развития шизофрении

Достоверно не установлены причины возникновения шизофрении. Зачастую недуг развивается у людей, которые имеют наследственную предрасположенность к болезни. Провоцирующими факторами могут выступать травмы головного мозга, сильные эмоциональные переживания, перенесенные серьезные болезни (в т. ч. инфекционное поражение центральной нервной системы) и прочее.

Признаки шизофрении

Клиническая картина шизофрении достаточно разнообразная и может проявляться по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей больного. Общие и наиболее распространенные симптомы:

  • Слуховые и вербальные галлюцинации. Часто больные слышат «голос», который руководит и толкает на неадекватные, противоправные и аморальные поступки.
  • Постоянное бредовое состояние. Человек может быть уверен в том, что он общается с жителями других планет, представителями потустороннего мира или может понимать язык птиц или животных. При этом у него не возникает никаких сомнений в реальности происходящего и отсутствует адекватная оценка своего поведения.
  • Отсутствие любых эмоциональных проявлений.
  • Снижение умственной активности и интеллектуального развития, нелогичность рассуждений и прочее.
  • Социальная изоляция, нежелание идти на контакт с окружающими. Специалисты проводят аналогию такого состояния с аутизмом.

Методы лечения шизофрении

Диагностика заболевания, как правило, не составляет труда. Психиатр или психотерапевт проводит беседу с пациентом и его близкими, оценивая степень изменения его поведения. Тревожными признаками является замкнутость, неадекватность поведения, отсутствие эмоций, нелогичность мышления и прочее. Лабораторные или инструментальные тесты не способны подтвердить или опровергнуть наличие недуга, поэтому в постановке диагноза придется положиться на опыт врача.

Для лечения шизофрении применяется медикаментозная терапия, которая подразумевает применение различных психотропных препаратов и их комбинаций. Важно помнить, назначать лекарственный препарат, его дозировку и определять курс терапии должен исключительно врач, исходя из индивидуальных особенностей пациента, запущенности недуга и субъективных факторов.

Больным шизофренией назначаются препараты группы нейролептиков. Применение лекарства позволяет вернуть человека к здоровому мышлению и нормальному, адекватному поведению. Они снижают риск появления галлюцинаций, улучшают эмоциональный фон и помогают вернуться больному к привычному здоровому образу жизни.

Для лечения шизофрении могут применяться традиционные и атипичные нейролептики. К первой группе относятся:

  • Слабые успокоительные препараты (Сонапакс, Терален, Тизерцин и др.). Они оказывают легкое седативное действие, не влияя на общее психическое состояние. Их преимущество – отсутствие побочной реакции, при этом недостаток – слабое действие. Такого рода препараты назначаются детям или людям преклонного возраста.
  • Сильные антипсихотики оказывают антипсихотическое действие. Они эффективны при купировании острых приступов агрессии, возбуждения и буйства. Такие препараты вызывают серьезные побочные действия, в чем состоит их главный недостаток.

Атипичные нейролептики (Лепонекс, Рисполент и др.) – это лекарственные средства нового поколения, которые купируют психоз и при этом практически не вызывают побочного действия. Такого рода препараты помогают эффективно избавиться от галлюцинаций, эмоциональной опустошенности, нелогичности мышления и замкнутости.

Интересный факт: для купирования симптомов у представительниц прекрасного пола требуется большая доза нейролептиков, чем для лечения мужчин.

Реже больным шизофренией назначаются транквилизаторы, нормотимики и снотворные препараты.

В качестве лечения могут применяться реабилитационные методы, например, трудотерапия, смена обстановки (путешествие или переезд) и др. В крайних случаях применяются шоковые методы терапии: инсулиновая, электросудорожная и атропиновая.

Чаще всего используется инсулиновая. Ее суть – введение пациенту инсулина в определенной дозе и конкретной последовательностью для достижения гипогликемической комы. Такая терапия проводится в специальной палате при постоянном контроле за состоянием пациента и в присутствии инсулиновой медсестры. Доказано, что гипогликемия и кома эффективно борются с шизофренией. Однако метод достаточно опасный и требует большого опыта, ведь медсестра обязана знать все отличительные признаки гипогликемии и комы и должна оказать необходимую помощь.

Обязательной составляющей лечения шизофрении является психотерапия, которая может включать проведение гипноза или когнитивно-поведенческой терапии. Работа проводится индивидуально с больным, с семьей, а также в группе. Результат таких занятий зависит от опыта и квалификации психотерапевта. Главная задача врача – найти подход и общий язык с пациентом, разговорить его и провести четкую грань между реальностью и галлюцинациями, вымыслом.

Общие рекомендации по лечению шизофрении:

  • Соблюдение режима и распорядка дня.
  • Полный отказ от продуктов и напитков, стимулирующих центральную нервную системы: алкоголя, кофе, крепкого чая, шоколада и пр.
  • Регулярные прогулки на свежем воздухе, сон с открытой форточкой.
  • Ограничение просмотра телевизора, работы с гаджетами и чтения книг и магии или эзотерике.

Вылечить шизофрению невозможно, однако применение современных лекарственных препаратов и проведения психиатрической работы пациентом позволит купировать симптомы и ввести недуг в стадию ремиссии.  Для достижения положительного результата важно соблюдать все предписания врача, а родные должны обеспечить правильный уход, проявить терпение и понимание.

Источник

Глазной контакт при шизофрении. Жесты при шизофрении

По признакам и динамике глазного контакта больные шизофренией отличаются от психически здоровых. Глазной контакт чаще отсутствует (0,23), среди больных с дефицитарными и кататоническими синдромами отсутствие контакта наблюдается в половине случаев. При этом чаще разглядываются руки, пол (0,12), дверь (0,08), при депрессивных и депрессивно-бредовых синдромах — окно (0,14).

Отсутствие глазного контакта сопровождается активным избеганием взгляда при попытке заглянуть в глаза. Во всех случаях это коррелировало с негативной симптоматикой. У больных с параноидными, галлюцинаторно-параноидными синдромами и синдромом Кандинского — Клерамбо глазной контакт чаще непрерывен (0,46) и достоверно чаще сопровождается немигающим взглядом (0,18), взглядом исподлобья (0,34).

В связи с этими особенностями у больных шизофренией вообще реже отмечается периодический глазной контакт (0,65), который находится в зависимости от стимулов, например, вопроса (0,43). При ответах на вопросы больные шизофренией в целом чаще смотрят на собеседника, когда отвечают на вопрос, и отводят взгляд при вопросе, в то время как психически здоровые чаще смотрят на собеседника при вопросе и отводят взгляд при ответе.

У больных с дефицитарными и кататоническими проявлениями модификация глазного контакта не возникает даже при интенсивном воздействии стимулов. Лишь в одном случае у больного с депрессивно-бредовой симптоматикой отмечались изменения размера зрачка при беседе.

Жест. При изучении жеста не обнаружено различий в типологии у больных и здоровых: системы жеста различались в зависимости от ведущего синдрома. Оказалось, что для психически больных с бредовыми синдромами характерны: жесты отстранения и отвращения, демонстрации, латентной тревоги, т. е. системы жеста агрессивно-предупредительного поведения. При депрессивных, депрессивно-параноидных, экспансивно-параноидных синдромах и в случаях, когда продуктивная психопатология связана с аффектом, отмечали чаще жест-акцент, жест обращения, задумчивости, завершенного действия, хлопка, латентной тревоги.

жесты при шизофрении

При негативных, дефицитарных и кататонических синдромах преобладали жесты смущения, отстранения, покорности. Жесты дают возможность дискриминировать три группы синдромов: а) аффективные и продуктивные нарушения, связанные с аффектом, б) продуктивные, в) негативные и дефицитарные. Для первой группы характерны жесты сферы агонистического поведения, для второй — жесты, вызывающие высокую эмпатию и индукцию у собеседника, для третьей — жесты, направленные на минимизацию контакта и бегство от контакта, его прерывание.

Моторика головы. Кивки и запрокидывание головы, являющиеся аккомпанементом контакта, при дефицитарных и кататонических синдромах нами не отмечались; при остальных психопатологических состояниях они встречались так же часто, как и у психически здоровых. В этом разделе мы не учитываем формы поведения, не связанные с контекстом, в частности стереотипии.

Моторика плеч и туловища. При наблюдении у больных шизофренией с дефицитарными (0,12), кататоническими (0,15) синдромами чаще, чем у психически здоровых, отмечалась реакция плеча. У больных с параноидными синдромами и особенно с экспансивно-параноидными синдромами чаще отмечается кратковременное увеличение плеча (0,24). Замечено, что этот признак возникает только у мужчин и в тех случаях, когда вопрос психиатра направлен на выяснение особенностей психопатологии, являющихся для больного актуальными, но которые он диссимулирует. При длительном наблюдении у больных шизофренией отмечены и вздрагивания (0,08), возникавшие только на высоте аффекта (экспансивного) под влиянием сильного постороннего звука, изменения положения врача.

При кататонических синдромах вздрагивания возникали (0,05) под воздействием незначительных стимулов (шелест бумаги, поднятие руки и т. д.). Фактически вздрагивания отражали степень напряженности и тревоги. У больных с кататоническими синдромами при вздрагивании за фасадом кататонии всегда можно было отметить параноидную симптоматику.

Моторика груминга у больных шизофренией отмечается так же часто, как и у психически здоровых (0,51). При депрессивно-бредовых и ипохондрических синдромах в двух случаях отмечалась тенденция к обоюдному грумингу, но в целом нами наблюдался только аутогруминг. Спецификой груминга при шизофрении является его стереотипный характер, независимость от внешних стимулов в момент стереотипизации. Поглаживающие движения при дефицитарных и кататонических синдромах совершаются рукой с прямой кистью.

— Также рекомендуем «Моторика манипулирования при шизофрении. Динамическая оценка моторных комплексов»

Оглавление темы «Мимика и двигательные акты при шизофрении»:

1. Элементы двигательных актов при шизофрении. Элементарные единицы мимики при шизофрении

2. Мимика при шизофрении. Элементы рук больного шизофренией

3. Элементы туловища, плеч, головы, ног больного шизофренией. Индивидуальное расстояние при шизофрении

4. Мимические комплексы при шизофрении. Мимика больного шизофренией

5. Мимика удивления при шизофрении. Мимика скорби больного шизофренией

6. Глазной контакт при шизофрении. Жесты при шизофрении

7. Моторика манипулирования при шизофрении. Динамическая оценка моторных комплексов

8. Индивидуальное поведение при шизофрении. Сон и локомоция больного шизофренией

9. Агонистическое поведение при шизофрении. Имитационное поведение больного шизофренией

10. Исследовательское поведение при шизофрении. Поведение внимания и контакта больного шизофренией

Источник

Êîëè÷åñòâî áîëüíûõ øèçîôðåíèåé íå ïðåâûøàåò 1% æèòåëåé.

Ïîñëåäíèå èññëåäîâàíèÿ ãîâîðÿò, ÷òî çà ðàçâèòèå áîëåçíè îòâå÷àåò ãåíåòèêà, îäíàêî ïîêà íå óäàëîñü âû÷ëåíèòü ãåí, îòâå÷àþùèé çà åå ïîÿâëåíèå.

Îáû÷íî øèçîôðåíèÿ âåäåò ê ðàñïàäó ïðîöåññîâ ìûøëåíèÿ è ýìîöèîíàëüíûõ ðåàêöèé. Áîëüøèíñòâî áîëüíûõ èìåþò èíâàëèäíîñòü.

Øèçîôðåíèÿ ïðîÿâëÿåò ñåáÿ ÿðêî, åå ñèìïòîìû âèäíû äàæå íå ìåäèêàì. ×àùå âñåãî áîëüíûå èñïûòûâàþò ñëóõîâûå ãàëëþöèíàöèè, âåäóò ðàçãîâîðû áåç ñîáåñåäíèêà.  òàêèå ìîìåíòû ÷åëîâåê âûãëÿäèò íàïðÿæåííûì. Ïî ñëîâàì ðîäñòâåííèêîâ, áîëüíîé áóäòî íå ñëûøèò èõ, ïðèñëóøèâàåòñÿ ê äðóãèì ãîëîñàì. Îí ìîæåò âûñêàçûâàòü ÿðêèå èäåè è ìûñëè, íî îíè íå ñîîòâåòñòâóþò ðåàëüíîñòè.

Îñíîâíîé ïðè÷èíîé áîëåçíè íàçûâàþò ãåíåòè÷åñêóþ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü. Åñëè îäèí èç ðîäèòåëåé áîëåë øèçîôðåíèåé, âåðîÿòíîñòü ðîæäåíèÿ â ñåìüå ðåáåíêà ñ òàêèì æå äèàãíîçîì ñîñòàâëÿåò 25%.

«Ïîñòóïàåò áîëüíîé, à ñ íèì ïðèõîäÿò ðîäèòåëè è ñïðàøèâàþò, îòêóäà ýòî, âåäü îíè è âñå ðîäñòâåííèêè çäîðîâû. Íà÷èíàåøü êîïàòü, è âûÿñíÿåòñÿ, ÷òî ïðàäåäóøêà îòëè÷àëñÿ ñòðàííûì ïîâåäåíèåì: õîäèë â îäåæäå èç áåðåñòû è æèë îäèí â ëåñó. Òî åñòü ãåí ïðîÿâèëñÿ ÷åðåç íåñêîëüêî ïîêîëåíèé â ðåáåíêå.

Îäíàêî íîñèòåëüñòâî ãåíà íå îçíà÷àåò, ÷òî ÷åëîâåê çàáîëååò øèçîôðåíèåé. Âñå çàâèñèò îò âûðàæåííîñòè: åñëè îíà íå ñèëüíàÿ, òî, ìîæåò, ÷åëîâåê ïðîñòî çàìêíóòûé; íåìíîãî ñèëüíåå — øèçîèäíîå ðàññòðîéñòâî; âûðàæåíà âî âñþ ìîùü — øèçîôðåíèÿ.

Ïðè ýòîì íîñèòåëü ãåíà óÿçâèì, çàáîëåâàíèå ìîæåò ðàçâèòüñÿ èç-çà ñòðåññà, âûçâàííîãî, ê ïðèìåðó, ñëóæáîé â àðìèè, ñìåðòüþ áëèçêèõ, ïîòðåáëåíèåì àëêîãîëÿ è íàðêîòèêîâ», — ïîÿñíÿåò ãëàâíûé âðà÷ îáëàñòíîãî ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîãî äèñïàíñåðà ¹ 1 â ã. ×åðåïîâöå Âèòàëèé Âîðîíîâ.

Êëàññè÷åñêèé ñèìïòîì øèçîôðåíèè — ãîëîñ â ãîëîâå. Âíóòðåííèé ãîëîñ åñòü ó âñåõ, è ýòî íîðìàëüíî — òàê ðàññóæäàåò ÷åëîâåê. Íî ó øèçîôðåíèêà ãîëîñ íîñèò ÷óæåðîäíûé õàðàêòåð, áîëüíîé íå ìîæåò åãî êîíòðîëèðîâàòü. Îáû÷íî ãîëîñ â ãîëîâå êîììåíòèðóåò, äàåò ñîâåòû. Ñàìûìè ñòðàøíûìè âðà÷è íàçûâàþò èìïåðàòèâíûå, ïðèêàçûâàþùèå ãîëîñà. Ïîä èõ âîçäåéñòâèåì ïàöèåíò ìîæåò ñîâåðøàòü íåïðàâèëüíûå ïîñòóïêè, ïðåñòóïëåíèÿ èëè ñóèöèä.

Åùå îäèí ñèìïòîì — ÿðêèé ïàðàíîèäíûé èëè ôàíòàñòè÷åñêèé áðåä.

Æóðíàëèñò «×åðèíôî» âñòðåòèëñÿ ñ ïàöèåíòàìè, ñòðàäàþùèìè øèçîôðåíèåé, è èõ ðîäíûìè è ïîïûòàëñÿ óçíàòü, ÷òî ïåðåæèâàþò áîëüíûå, ïî÷åìó îíè âåäóò ñåáÿ ñòðàííî è êàê íà ýòî ðåàãèðóþò «íîðìàëüíûå» ëþäè.

Èìåíà ãåðîåâ èçìåíåíû.

Ñåðãåé, 45 ëåò. Äèàãíîç: øèçîôðåíèÿ

—  þíîñòè ÿ ïîëó÷èë ïî ãîëîâå â äðàêå, áûëî ñîòðÿñåíèå, ïîñëå ýòîãî ïîÿâèëèñü ñòðàõ è âîëíåíèå. Íî ê âðà÷ó ÿ íå ïîøåë. Ïîòîì âåðíóëñÿ èç àðìèè, íà÷àë âûïèâàòü, òóò è ïðîÿâèëèñü ñèìïòîìû øèçîôðåíèè. Áûâàëî, ìûñëè áåãóò îäíà çà äðóãîé, à áûâàëî, ÷òî èõ íåò âîîáùå. Ïîÿâèëàñü ïàðàíîéÿ, êàçàëîñü, ÷òî ìåíÿ ïðåñëåäóþò. Ñíà÷àëà ÿ îòðèöàë áîëåçíü, îñîáåííî â íåòðåçâîì ñîñòîÿíèè. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî ÿ ñïðàâëþñü, ïîýòîìó è ëåêàðñòâà, êîòîðûå âûïèñàë âðà÷, ÷àñòî íå ïðèíèìàë. Ñåìü ëåò íàçàä ÿ áðîñèë ïèòü, íà÷àë ëå÷èòüñÿ. Èíà÷å ãîäà áû, íàâåðíîå, íå ïðîæèë.

ß ñóùåñòâóþ â äâóõ ðàçíûõ ìèðàõ, è êîãäà íåðåàëüíûé ìèð íàñòóïàåò, ÿ íà÷èíàþ áîðîòüñÿ. Âíà÷àëå óâåëè÷èâàþ äîçó òàáëåòîê. ß ìåòåîçàâèñèìûé, òàê ÷òî çà äâà-òðè äíÿ äî ñìåíû ïîãîäû ïîÿâëÿåòñÿ áåñïîêîéñòâî. Ýòî ìîæåò ïðîèçîéòè â ëþáîå âðåìÿ ãîäà, íî ÷àùå îñåíüþ è âåñíîé. Ïîòîê ìûñëåé äî ïîðû íå ìåøàåò, ÿ ñïðàâëÿþñü ñ íèìè, íî ýòî óòîìëÿåò.

Ñòàðàþñü îòâëå÷üñÿ, ïåðåêëþ÷èòü âíèìàíèå íà ðåàëüíûå ïðåäìåòû âîêðóã: äâåðè, ñòóëüÿ, øêàô÷èêè.  òàêèå ìîìåíòû íå áóäåøü ÷òî-òî ñìîòðåòü èëè ñëóøàòü ìóçûêó — îñòàåøüñÿ íàåäèíå ñ ñîáîé. Åñëè ïûòàòüñÿ íå äóìàòü îá ýòîì, áóäåò åùå õóæå. Òàê ÷òî ÿ ïåðåáèðàþ ìûñëè, è ýòî ïîìîãàåò.

ß ïðèíèìàþ ïî øåñòü òàáëåòîê åæåäíåâíî: òðè íåéðîëåïòèêà, óòðîì, äíåì è âå÷åðîì, åùå äâå — ÷òîáû ñíÿòü ïîáî÷íûå ýôôåêòû. Èõ ìíå ïðèäåòñÿ ïðèíèìàòü ïîæèçíåííî. Äâà ðàçà â ãîä óêîëû. Ðàç èëè äâà â ãîä ëîæóñü â äèñïàíñåð, íî òî÷íîãî ðàñïèñàíèÿ íåò. Êîãäà ïîÿâëÿþòñÿ óãíåòàþùèå ìûñëè (ê ïðèìåðó, ÷òî ÿ ìîãó ðàçáèòü îêíî èëè ïðûãíóòü â ëåñòíè÷íûé ïðîëåò), ïðîïàäàåò ñîí, ÿ ïîíèìàþ, ÷òî íóæíî óâåëè÷èòü äîçèðîâêó ëåêàðñòâà, à äåëàòü ýòî ëó÷øå ïîä ïðèñìîòðîì âðà÷à.

ϸòð, 25 ëåò. Äèàãíîç: øèçîòèïè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî

— Äî òîãî êàê ïîïàë â ïñèõèàòðè÷åñêóþ áîëüíèöó, äàæå íå äóìàë, ÷òî ó ìåíÿ ïñèõè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî. Ýòî áûë 2013 ãîä, ìíå áûëî 20 ëåò. Ñòðàííîñòè íà÷àëè ïðîèñõîäèòü, êîãäà ó÷èëñÿ â âûïóñêíîì êëàññå.

Ïîñëå 10 êëàññà ëåòî ïðîâåë â Âîëîêîëàìñêå: èãðàë â ôóòáîë, çàíèìàëñÿ ñïîðòîì. ß áûë íåâåðîÿòíî ñèëüíûì, ÷óâñòâîâàë âêóñ æèçíè, èíòåëëåêòóàëüíóþ ñèëó, âëàñòü íàä òåëîì. Êîãäà âåðíóëñÿ â ×åðåïîâåö, íàñòðîåíèå ñòàëî ñïàäàòü, õóæå ñòàëî. Ïîêàçàëîñü, ÷òî ÿ äàþ ñåáå íåäîñòàòî÷íóþ íàãðóçêó, íà÷àë áåãàòü.

Íàñòóïèë îêòÿáðü, à ÿ áåãàë â ôóòáîëêå è øîðòàõ, ïîòîìó ÷òî ìíå êàçàëîñü, ÷òî íóæíî ðàáîòàòü åùå èíòåíñèâíåå. Ïîñëå îäíîé èç ïðîáåæåê ñòàëî ñîâñåì ïëîõî, íî ðåøèë, ÷òî íàãðóçêè íóæíî óñèëèòü, íà÷àë ïðèíèìàòü ëåäÿíîé äóø. Ñîçíàíèå ñïóòûâàëîñü âñå ñèëüíåå, íà÷àëà áîëåòü ãîëîâà. Çà íåäåëþ áîëü âûðîñëà äî îùóùåíèÿ, ÷òî â çàòûëîê ìíå âîòêíóëè òîïîð.

Ýòî ÷óâñòâî ñîõðàíÿëîñü ïîñòîÿííî, ñ óòðà è äî âå÷åðà. Ñòàëî ñëîæíî ðåàãèðîâàòü íà ðå÷ü ëþäåé, ÿ ïåðåñòàë ÷óâñòâîâàòü äèàëîãè. Íî ê âðà÷ó íå ïîøåë: êàçàëîñü, Áîã äàë èñïûòàíèå, êîòîðîå ÿ äîëæåí ïðîéòè â îäèíî÷êó.

Îäíàæäû ìíå ïîêàçàëîñü, ÷òî åñëè äîéäó äî Ìîñêâû, òî âñå ñòàíåò êàê ðàíüøå, ÿ èñöåëþñü. Ïîøåë ïåøêîì ïî çàìåðçøåìó Ðûáèíñêîìó âîäîõðàíèëèùó. Äîøåë äî Ãîðîäèùà, âûøåë íà ëåä, äîøåë äî îñòðîâà, ãäå ðåøèë çàíî÷åâàòü. Òîëüêî òàì ÿ ïîíÿë, ÷òî ìàìà áóäåò áåñïîêîèòüñÿ, è ðåøèë âåðíóòüñÿ. ×óòü íå óòîíóë ïî ïóòè, íî ê äâóì ÷àñàì íî÷è äîáðàëñÿ äî äîìà. Ýòî îäíà èç ïåðâûõ ñòðàííîñòåé.

ß æèâó íà ãðàíè. Ìíå òÿæåëî, êîãäà âîêðóã ëþäè, êàæåòñÿ, ÷òî êòî-òî ÷èòàåò ìîè ìûñëè. Èç-çà ýòîãî ÿ íå åçæó â àâòîáóñàõ. Ê ïðèìåðó, ÿ ÷èòàþ Ñàðòðà (ÿ íàçûâàþ ýòî «áðåä êíèãè»), ìíå èíòåðåñíî, ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ýêçèñòåíöèàëèçì — ýòî êðóòî, è êíèãà ìíå íðàâèòñÿ. À ïîòîì âêðàäûâàåòñÿ ÷óâñòâî: âäðóã íà 10-é è 15-é ñòðàíèöàõ ÷òî-òî èçìåíèëè. ×üÿ-òî çëàÿ âîëÿ (ñàòàíèñòû, ìàñîíû èëè åùå êòî) ñïåöèàëüíî òàì ÷òî-òî èçìåíèëà, è ýòî çàãèïíîòèçèðóåò ìåíÿ, ïîâëèÿåò íà ìåíÿ, èçìåíèò âñþ ìîþ æèçíü. È ÿ íà÷èíàþ çàöèêëèâàòüñÿ.

Ñåé÷àñ ÿ ïîíèìàþ, ÷òî ýòî áðåä, ÿ ìîãó âêëþ÷èòü êðèòèêó, íî â òîò ìîìåíò ýòîò áðåä íà÷èíàåò ïîæèðàòü ìåíÿ.  ýòîò ìîìåíò ïðîèñõîäèò ðàçäåëåíèå: ñ îäíîé ñòîðîíû ÿ õî÷ó çíàíèÿ, ïðîñâåùåíèÿ, õî÷ó ñòðåìèòüñÿ ê âåëèêèì ýêçèñòåíöèàëèñòàì-ôèëîñîôàì, íî áðåä ïðåïÿòñòâóåò ýòîìó, âíóòðè íà÷èíàåòñÿ áîðüáà. ß ÷èòàþ, íî ñàì óæå íå ïîëíîñòüþ â êíèãå. Ïûòàþñü ïîíÿòü, ÷òî ÷èòàþ, óñâîèòü ýòî, íî ïîëó÷àåòñÿ äàëåêî íå âñåãäà.

Áðåä áîëüíûå ïåðåíîñÿò ïî-ðàçíîìó. ϸòð ðàññêàçàë ïðî ìåòîä «óñòóïàíèÿ». Îí íàó÷èëñÿ ãîâîðèòü íàâÿç÷èâûì ìûñëÿì è ÷óâñòâàì: «Õîðîøî, ïóñòü áóäåò òàê».

— Ïîìîãàåò íå âñåãäà, — ïðîäîëæàåò ϸòð. — Íî ÿ çíàþ, ÷òî ñ áðåäîì íå íóæíî áîðîòüñÿ, ïûòàòüñÿ ëîãè÷åñêè ïîáåäèòü åãî — ýòî íåâîçìîæíî. Òîëüêî èçìîòàåøüñÿ. Êàçàëîñü áû, íå ìîãó ÷èòàòü êíèãè, íó è ëàäíî, ÷òî ïîäåëàåøü. Íåïðèÿòíî, íî â áëèæàéøóþ íåäåëþ ìîæíî çàíÿòüñÿ ÷åì-òî äðóãèì — óâåðåí, åñòü êó÷à ëþäåé, êîòîðûå âîîáùå êíèã íå ÷èòàþò.

Íî áðåä íà÷èíàåò íàâÿçûâàòüñÿ è ïîñëå ÷òåíèÿ — ïîÿâëÿåòñÿ ìûñëü, ÷òî ÿ âûíóæäåí æåðòâîâàòü ÷òåíèåì, ÷òîáû èçáåæàòü áðåäà, à çíà÷èò, ÿ åìó ñäàþñü, è îí ñóùåñòâóåò íà ñàìîì äåëå. À åñëè êòî-òî ïîìåíÿë êíèãó, òî îí ìîã ïîìåíÿòü ÷òî-òî è â ìóçûêå, è â âèäåî íà þòóáå.

Èç-çà ýòîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ðîæäàåòñÿ «Áðåä ðåàëüíîñòè», â êîòîðîì âñå, ÷òî íè ïðîèñõîäèò, äåëàåòñÿ ñïåöèàëüíî. Ýòî ñòðàøíî! Ýòè ñîñòîÿíèÿ ôîíîì ïðåñëåäóþò ìåíÿ ïîñòîÿííî. Íå áûëî òàêîãî, ÷òîáû ÿ ïî÷óâñòâîâàë îäíîçíà÷íîñòü ïðîèñõîäÿùåãî, âñåãäà åñòü íàïðÿæåíèå. Áûâàåò ëåã÷å, êîãäà ïðèìåíÿåøü ïðàêòèêè.

Êîãäà ïîñòóïèë â ÌÔÒÈ, ñ ìûøëåíèåì è êîììóíèêàöèåé ó ìåíÿ áûëî ïëîõî, íî â ëó÷øåì òåõíè÷åñêîì âóçå ñòðàíû ýêçàìåíû ñäàâàë áåç ïðîáëåì. ß áûë êàê ðîáîò, êîòîðûé ìîæåò ðåøàòü ñëîæíûå çàäà÷è, íî íå ñïîñîáåí íà îáùåíèå, íå ìîæåò ïî÷óâñòâîâàòü ñîáåñåäíèêà. Ïûòàëñÿ ïðèìåíÿòü äûõàòåëüíûå ïðàêòèêè, áîðîëñÿ ñ ñîáîé, íî ïîñëå äâóõ ñåññèé ðåøèë, ÷òî íè÷åãî íå çíàþ, è ìíå íóæíî ñíîâà íà ïåðâûé êóðñ.

Óåõàë â Ïåòåðáóðã â ïîëèòåõ. Òàì êî ìíå âåðíóëîñü îùóùåíèå ÿñíîñòè. Ãîëîâíàÿ áîëü óòèõëà, à æèçíü ïðèîáðåëà êðàñêè. Äîáèëñÿ ýòîãî ìåäèòàöèåé: ÿ ñìîòðåë íà áîëü èçíóòðè, è îíà ðàñòâîðÿëàñü, ìíå ñòàíîâèëîñü î÷åíü õîðîøî, òåëî îõâàòûâàëà ýéôîðèÿ. ß íàó÷èëñÿ âûçûâàòü ýòî îùóùåíèå â ëþáîé ìîìåíò: íà óëèöå, â óíèâåðñèòåòå, â îáùåæèòèè.

Îäíàæäû ÿ ëåæàë â ýòîé ýéôîðèè, çàñûïàë, êîãäà â òðè ÷àñà íî÷è ìåíÿ ðàçáóäèë ñîñåä î÷åíü ãðîìêèì ñìåõîì. ß ïî÷óâñòâîâàë ñèëüíûé ãíåâ, íî îñòàâèë ðåàêöèþ â ñåáå. Ïîòîì ïðîèçîøëî åùå íåñêîëüêî ïîõîæèõ ñèòóàöèé, è ìåíÿ ïðîñòî ðàçîðâàëî! Ëþòûé ãíåâ ïåðåâåñèë îùóùåíèå ýéôîðèè, êîòîðóþ ÿ òåïåðü íå ìîã âåðíóòü íèêàêîé ìåäèòàöèåé.

ß òðè äíÿ íå ìîã ñïàòü, íå ìîã ðàññëàáèòüñÿ, íà÷àëèñü íàâÿç÷èâûå ìûñëè, èäåè, êîòîðûå óñóãóáëÿëèñü ïðàêòè÷åñêè êàæäûé äåíü â òå÷åíèå ïîëóãîäà. Ýòè ìûñëè íà÷àëè ÷óâñòâîâàòüñÿ ôèçè÷åñêè, îíè áèëè ïî òåëó óäàðàìè, îòäàâàëèñü â ðóêè, â íîãè.

Òåïåðü ÿ çíàþ, ÷òî ýòî ñåíåñòîïàòèÿ, òåëåñíàÿ ïñåâäîãàëëþöèíàöèÿ. Ýòî ïîõîæå íà ñèëüíóþ ýìîöèþ, êîòîðàÿ ó îáû÷íîãî ÷åëîâåêà ìîæåò îñòàâèòü îùóùåíèå â ãðóäè. Çäåñü æå îíè îòäàâàëèñü â êîíå÷íîñòÿõ, â ñïèíå è îñòàâëÿëè äîëãèå ñëåäû. ß áûë âåñü â ýòèõ îùóùåíèÿõ.

Îäíàæäû ÿ ïðî÷èòàë, ÷òî èíôðàçâóê, êîòîðûé íàõîäèòñÿ çà ïðåäåëàìè ñëûøèìîñòè, âðåäåí äëÿ çäîðîâüÿ. Ìåíÿ çàöèêëèëî: ÿ íà÷àë õóæå ñïàòü èç-çà ñîñåäñêîãî íîóòáóêà, êîòîðûé «óãðîæàë» êóëåðàìè. Íà÷àë ñòðàííî ñåáÿ âåñòè, âûêëþ÷àë íîóòáóê ñîñåäà, êîãäà òîò âûõîäèë èç êîìíàòû. Çàòåì ýòî ïåðåíåñëîñü íà âñå ýëåêòðîïðèáîðû, âêëþ÷åííûå â ðîçåòêó. Ïñèõîç ïðîÿâèëñÿ, êîãäà ÿ íà÷àë èñïûòûâàòü ñèëüíûå ïàíè÷åñêèå àòàêè. Îäíàæäû â ìàãàçèíå ÿ ïî÷óâñòâîâàë, ÷òî ñåé÷àñ óìðó. Íîãè îêàìåíåëè, ÿ ñ òðóäîì äîøåë äî êàññû, ïîòîì äî îáùåæèòèÿ, ãäå çàëåç ïîä îäåÿëî è ïîäóìàë, ÷òî ýòî êîíåö. Äâà ðàçà âûçûâàë ñêîðóþ.  ïåðâûé ðàç ìíå ïîñîâåòîâàëè ìíå îáðàòèòüñÿ ê ïñèõèàòðó, à âî âòîðîé ïðîñòî îáìàòåðèëè.

Áîëüíûå øèçîôðåíèåé íóæäàþòñÿ â ïîæèçíåííîé ïîääåðæèâàþùåé òåðàïèè. Îäíàêî î÷åíü ÷àñòî ïàöèåíò íå ïðèçíàåò áîëåçíü, ïîýòîìó ïðîöåíò ïàöèåíòîâ, êîòîðûå ñ÷èòàþò ñåáÿ ïñèõè÷åñêè íåçäîðîâûìè, î÷åíü ìàë.

«Çà íèìè ñëîæíî íàáëþäàòü, ñëîæíî îáúÿñíèòü, ÷òî íåîáõîäèì ïðèåì ëåêàðñòâ, ÷òîáû íå íàñòóïèëî îáîñòðåíèå. Ñîþç âðà÷à è ïàöèåíòà âî âðåìÿ ëå÷åíèÿ — ýòî êîìïëàåíñ. Åñëè îí ñôîðìèðîâàí — âñå õîðîøî: ïàöèåíò ïðèçíàë áîëåçíü, îí çíàåò ïðèçíàêè îáîñòðåíèÿ, êîãäà åìó íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ïñèõèàòðó», — ïðîäîëæàåò Âèòàëèé Âîðîíîâ.

Îòñóòñòâèå ó áîëüíîãî îñîçíàíèÿ, ÷òî îí áîëåí, íàçûâàåòñÿ àíîçîãíîçèåé. Èíîãäà âðà÷àì ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ñ îòðèöàíèåì áîëåçíè íå òîëüêî ñî ñòîðîíû áîëüíîãî, íî è åãî áëèçêèõ. Òàêîå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ äàæå ñðåäè îáðàçîâàííûõ ëþäåé.

×àùå âñåãî ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà âûÿâëÿþòñÿ ïîñëå ýêñòðåííîé ãîñïèòàëèçàöèè.  ×åðåïîâöå åñòü ñïåöèàëèçèðîâàííàÿ áðèãàäà ñêîðîé ïîìîùè ¹ 17, êîòîðàÿ ñîñòîèò èç âðà÷åé-ïñèõèàòðîâ. Åñëè îíè äèàãíîñòèðóþò ïñèõè÷åñêóþ ïàòîëîãèþ, áîëüíîãî çàáèðàþò â äèñïàíñåð.  ìåíåå òÿæåëûõ ñîñòîÿíèÿõ áîëüíûå ìîãóò îáðàòèòüñÿ ê ó÷àñòêîâîìó.

 ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîì äèñïàíñåðå îêàçûâàþòñÿ òðè âèäà ïîìîùè:

ñòàöèîíàðíàÿ, êîãäà ïàöèåíò ëîæèòñÿ äëÿ êóðñà ëå÷åíèÿ,

äíåâíîé ñòàöèîíàð, êîãäà ïàöèåíò ïîñåùàåò äèñïàíñåð åæåäíåâíî, íî íî÷óåò äîìà,

àìáóëàòîðíîå ëå÷åíèå.

Áîëüíûå â äèñïàíñåðå íóæäàþòñÿ â ïîñòîÿííîì íàáëþäåíèè ïñèõèàòðà, ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè è îòñëåæèâàíèè ñîñòîÿíèÿ. Äëÿ ïàöèåíòîâ, ñêëîííûõ ê ïðàâîíàðóøåíèÿì èëè ñîâåðøàâøèõ èõ â ïðîøëîì, ïðèìåíÿåòñÿ «àêòèâíîå äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå». Òàêèå ëþäè (â ×åðåïîâöå èõ íå áîëüøå ñîòíè) îáÿçàíû ÿâëÿòüñÿ â äèñïàíñåð åæåìåñÿ÷íî.

Äëÿ ëå÷åíèÿ íåâðîçîâ èñïîëüçóåòñÿ ìíîæåñòâî ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåòîäîâ, ñðåäè êîòîðûõ ýëåêòðîñòèìóëÿöèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà, ñâåòîëå÷åíèå, ýëåêòðîñîí è ìàññàæ.  îñîáî ñåðüåçíûõ ñëó÷àÿõ, êîãäà äðóãèå ñïîñîáû íå ïîìîãàþò, èñïîëüçóåòñÿ ýëåêòðîñóäîðîæíàÿ òåðàïèÿ: ÷åðåç ìîçã ïðîïóñêàåòñÿ ýëåêòðîòîê, âûçûâàþùèé «ïåðåçàãðóçêó».

«Òî, ÷òî ìû ïðèâûêëè âèäåòü â ôèëüìàõ ïðî ïñèõáîëüíèöû, ïðèçíàíî íåãóìàííûì. Ñåé÷àñ ýëåêòðîñóäîðîæíàÿ òåðàïèÿ ïðèìåíÿåòñÿ òîëüêî â èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ, êîãäà âðà÷è íå ìîãóò ïîìî÷ü ïàöèåíòó ìåäèêàìåíòîçíî. Êàê ïðàâèëî, ýòî øèçîôðåíèÿ ñî ñòîéêèìè ñèìïòîìàìè, òÿæåëàÿ äåïðåññèÿ ñ ñóèöèäàëüíûìè òåíäåíöèÿìè, êîãäà ÷åëîâåê ïîñòîÿííî íàõîäèòñÿ íà ãðàíè ñàìîóáèéñòâà. Êàê ïðàâèëî, âîñïîìèíàíèÿ î ïðîöåäóðå ñòèðàþòñÿ, íî áûâàëè ñëó÷àè, êîãäà áîëüíûå æàëîâàëèñü íà áîëåçíåííîñòü. Ñåé÷àñ ìû ãîòîâèìñÿ ê òîìó, ÷òîáû çàïóñòèòü ýòó ïðîöåäóðó ó íàñ â äèñïàíñåðå. Ïðîöåäóðà áóäåò ïðîâîäèòüñÿ ïîä êðàòêîâðåìåííûì íàðêîçîì, êóïëåíî àíåñòåçèîëîãè÷åñêîå îáîðóäîâàíèå. Íàì îñòàëîñü òîëüêî ïîëó÷èòü ëèöåíçèþ, — äåëèòñÿ ïëàíàìè Âèòàëèé Âîðîíîâ. — Ýòà ïðîöåäóðà äëÿ î÷åíü òÿæåëûõ ôîðì çàáîëåâàíèÿ, íî åñëè áû îíè íå âñòðå÷àëèñü, ìû áû è íå çàäóìûâàëèñü î òàêîì ëå÷åíèè. Åñòü áîëüíûå, êîòîðûå íå ðåàãèðóþò íà ëåêàðñòâà, îíè âûíóæäåíû ïðåáûâàòü â ãàëëþöèíàöèÿõ, â áðåäó èëè ñèëüíîì âîçáóæäåíèè ìåñÿöàìè. Ýòî îïàñíî äëÿ æèçíè ïàöèåíòà è îêðóæàþùèõ».

Ñ øèçîôðåíèåé ñëîæíî óñòðîèòüñÿ íà ðàáîòó, ïîýòîìó ÷àùå âñåãî îôîðìëÿåòñÿ èíâàëèäíîñòü. Ïîëó÷èòü äàííûå î òðóäîóñòðîéñòâå èíâàëèäîâ ñ ïñèõè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè â ×åðåïîâöå íåâîçìîæíî: â îòäåëåíèè çàíÿòîñòè òàêóþ ñòàòèñòèêó íå âåäóò.

Ñåðãåé:

— Ó ìåíÿ âòîðàÿ ãðóïïà èíâàëèäíîñòè. Êîãäà âåðíóëñÿ èç àðìèè, ïîëòîðà ãîäà ðàáîòàë íà çàâîäå â ìåáåëüíîì öåõå, íî èç-çà ñîêðàùåíèé óøåë. Ïîøåë íà ñòðîéêó ïëîòíèêîì, íî äîëãî íå ïðîðàáîòàë. Áûâàåò, ìûñëè áåãóò, íî÷ü èç-çà ýòîãî íå ïîñïèøü, à óòðîì ïðîñòî íå â ñîñòîÿíèè âûéòè íà ðàáîòó. Íà êàæäîì èç íîâûõ ìåñò íå çàäåðæèâàëñÿ äîëüøå ÷åì íà òðè ìåñÿöà. Ïîòîì â áîëüíèöó, à îòòóäà ïðèõîäèòü íà ñòàðîå ìåñòî óæå íåóäîáíî. Ðàáîòàë, ñêîëüêî ñèë õâàòàëî: ó ÷àñòíèêîâ, ñ îòöîì. Ñåé÷àñ áåç ðàáîòû ìíå òÿæåëî — ïåíñèÿ âñåãî äåâÿòü òûñÿ÷. Íî íà äâå íåäåëè íèêòî íå âîçüìåò è äåíåã íå çàïëàòèò.

ϸòð:

— ß ðàáîòàþ ÷åðåç Èíòåðíåò: íåò âîñüìè÷àñîâîãî ðàáî÷åãî äíÿ, íåò íåçíàêîìûõ ëþäåé, íå íóæíî èì ÷òî-òî îáúÿñíÿòü èëè ñòîÿòü íà êàññå. ß äàæå ìîãó ïèñàòü ëþäÿì â Èíòåðíåòå, è ýòî íàìíîãî ïðîùå, ÷åì ðàçãîâàðèâàòü ñ íèìè âæèâóþ. ß ïèøó ñòèõè è õîòåë áû âûñòóïèòü ãäå-íèáóäü ñ íèìè, íî ïîêà ýòî íåâîçìîæíî. Ñòèõè äàþò ìíå ñìûñë æèçíè, ýòî ïîìîãàåò ìíå. Äóìàþ, ýòî õîðîøåå çàíÿòèå äëÿ ìîåãî çäîðîâüÿ, âåäü åñëè åñòü õîòü êàêîé-òî ñìûñë ñóùåñòâîâàíèÿ, ýòî ïðèäàåò ñèë äëÿ áîðüáû.

Äëÿ êàæäîãî õàðàêòåðíû ñâîè îñîáåííîñòè õàðàêòåðà è òåìïåðàìåíòà. Ïðîÿâëÿòüñÿ îíè ìîãóò â âèäå àêöåíòóàöèè õàðàêòåðà, à ìîãóò è â ðàìêàõ ðàññòðîéñòâà ëè÷íîñòè — åñëè âûõîäÿò çà ðàìêè íîðìû íàñòîëüêî, ÷òî íàðóøàþò àäàïòàöèþ â îáùåñòâå. Òàê, èíòðîâåðòû ìîãóò âûíàøèâàòü ïåðåæèâàíèÿ â ñåáå, áûòü íåîáùèòåëüíûìè, íî â êîëëåêòèâå óäåðæèâàþòñÿ. Åñëè æå ìèð ÷åëîâåêà îãðàíè÷åí ÷åòûðüìÿ ñòåíàìè, à îáùàåòñÿ îí òîëüêî ñ ðîäñòâåííèêàìè è ðîäèòåëÿìè — ýòî óæå øèçîèäíîå ðàññòðîéñòâî.

«Íåâðîòè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè ñòðàäàþò ïðàêòè÷åñêè âñå, — êîíñòàòèðóåò Âèòàëèé Âîðîíîâ. — Ñàìîå ëåãêîå — íåâðàñòåíèÿ, êîãäà íåðâíàÿ ñèñòåìà è ïñèõèêà èñòîùåíû ÷ðåçìåðíûìè íàãðóçêàìè: ñòðåññ, ïåðåæèâàíèÿ, ïðîáëåìû íà ðàáîòå. Ýòî àêòóàëüíî: èç-çà îïòèìèçàöèé è ñîêðàùåíèé îäèí ÷åëîâåê ÷àñòî ðàáîòàåò çà ïÿòåðûõ, âîçíèêàåò ïîñòîÿííîå ÷óâñòâî óñòàëîñòè, ãîëîâíûå áîëè, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ, ïðîáëåìû ñî ñíîì. Ýòî êðàòêîâðåìåííîå ðàññòðîéñòâî. Ëå÷èòñÿ ïîëíîöåííûì îòäûõîì, ïîýòîìó ìíîãèå íå îáðàùàþòñÿ ê âðà÷ó. Èç-çà ýòîãî âûÿâëÿåìîñòü ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ íåâûñîêà».

Ñåìåí Ìàíóéëîâ

Èñòî÷íèê: ÷åðèíôî òî÷êà ðó /news/99686-na-grani-dvuh-mirov-kak-zivut-i-cto-cuvstvuut-bolnye-sizofreniej

Источник

Читайте также:  Лечение глаз огнем свечи