Лечение шизофрении через глаз
Шизофрения – достаточно распространенное психическое заболевание, которое проявляется нарушением мотивации, чувств, эмоционального восприятия и другими расстройствами личности. Симптоматика нарастает постепенно, но болезнь достаточно быстро прогрессирует. Чаще всего психическое расстройство диагностируется у молодых людей 18-30 лет, изначально пытающихсялечить депрессию. Этиология происхождения на сегодняшний день не изучена, завесой тайны покрыты и все симптомы недуга, поэтому шизофрения – это одно из самых загадочных заболеваний человеческой психики.
Причины развития шизофрении
Достоверно не установлены причины возникновения шизофрении. Зачастую недуг развивается у людей, которые имеют наследственную предрасположенность к болезни. Провоцирующими факторами могут выступать травмы головного мозга, сильные эмоциональные переживания, перенесенные серьезные болезни (в т. ч. инфекционное поражение центральной нервной системы) и прочее.
Признаки шизофрении
Клиническая картина шизофрении достаточно разнообразная и может проявляться по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей больного. Общие и наиболее распространенные симптомы:
- Слуховые и вербальные галлюцинации. Часто больные слышат «голос», который руководит и толкает на неадекватные, противоправные и аморальные поступки.
- Постоянное бредовое состояние. Человек может быть уверен в том, что он общается с жителями других планет, представителями потустороннего мира или может понимать язык птиц или животных. При этом у него не возникает никаких сомнений в реальности происходящего и отсутствует адекватная оценка своего поведения.
- Отсутствие любых эмоциональных проявлений.
- Снижение умственной активности и интеллектуального развития, нелогичность рассуждений и прочее.
- Социальная изоляция, нежелание идти на контакт с окружающими. Специалисты проводят аналогию такого состояния с аутизмом.
Методы лечения шизофрении
Диагностика заболевания, как правило, не составляет труда. Психиатр или психотерапевт проводит беседу с пациентом и его близкими, оценивая степень изменения его поведения. Тревожными признаками является замкнутость, неадекватность поведения, отсутствие эмоций, нелогичность мышления и прочее. Лабораторные или инструментальные тесты не способны подтвердить или опровергнуть наличие недуга, поэтому в постановке диагноза придется положиться на опыт врача.
Для лечения шизофрении применяется медикаментозная терапия, которая подразумевает применение различных психотропных препаратов и их комбинаций. Важно помнить, назначать лекарственный препарат, его дозировку и определять курс терапии должен исключительно врач, исходя из индивидуальных особенностей пациента, запущенности недуга и субъективных факторов.
Больным шизофренией назначаются препараты группы нейролептиков. Применение лекарства позволяет вернуть человека к здоровому мышлению и нормальному, адекватному поведению. Они снижают риск появления галлюцинаций, улучшают эмоциональный фон и помогают вернуться больному к привычному здоровому образу жизни.
Для лечения шизофрении могут применяться традиционные и атипичные нейролептики. К первой группе относятся:
- Слабые успокоительные препараты (Сонапакс, Терален, Тизерцин и др.). Они оказывают легкое седативное действие, не влияя на общее психическое состояние. Их преимущество – отсутствие побочной реакции, при этом недостаток – слабое действие. Такого рода препараты назначаются детям или людям преклонного возраста.
- Сильные антипсихотики оказывают антипсихотическое действие. Они эффективны при купировании острых приступов агрессии, возбуждения и буйства. Такие препараты вызывают серьезные побочные действия, в чем состоит их главный недостаток.
Атипичные нейролептики (Лепонекс, Рисполент и др.) – это лекарственные средства нового поколения, которые купируют психоз и при этом практически не вызывают побочного действия. Такого рода препараты помогают эффективно избавиться от галлюцинаций, эмоциональной опустошенности, нелогичности мышления и замкнутости.
Интересный факт: для купирования симптомов у представительниц прекрасного пола требуется большая доза нейролептиков, чем для лечения мужчин.
Реже больным шизофренией назначаются транквилизаторы, нормотимики и снотворные препараты.
В качестве лечения могут применяться реабилитационные методы, например, трудотерапия, смена обстановки (путешествие или переезд) и др. В крайних случаях применяются шоковые методы терапии: инсулиновая, электросудорожная и атропиновая.
Чаще всего используется инсулиновая. Ее суть – введение пациенту инсулина в определенной дозе и конкретной последовательностью для достижения гипогликемической комы. Такая терапия проводится в специальной палате при постоянном контроле за состоянием пациента и в присутствии инсулиновой медсестры. Доказано, что гипогликемия и кома эффективно борются с шизофренией. Однако метод достаточно опасный и требует большого опыта, ведь медсестра обязана знать все отличительные признаки гипогликемии и комы и должна оказать необходимую помощь.
Обязательной составляющей лечения шизофрении является психотерапия, которая может включать проведение гипноза или когнитивно-поведенческой терапии. Работа проводится индивидуально с больным, с семьей, а также в группе. Результат таких занятий зависит от опыта и квалификации психотерапевта. Главная задача врача – найти подход и общий язык с пациентом, разговорить его и провести четкую грань между реальностью и галлюцинациями, вымыслом.
Общие рекомендации по лечению шизофрении:
- Соблюдение режима и распорядка дня.
- Полный отказ от продуктов и напитков, стимулирующих центральную нервную системы: алкоголя, кофе, крепкого чая, шоколада и пр.
- Регулярные прогулки на свежем воздухе, сон с открытой форточкой.
- Ограничение просмотра телевизора, работы с гаджетами и чтения книг и магии или эзотерике.
Вылечить шизофрению невозможно, однако применение современных лекарственных препаратов и проведения психиатрической работы пациентом позволит купировать симптомы и ввести недуг в стадию ремиссии. Для достижения положительного результата важно соблюдать все предписания врача, а родные должны обеспечить правильный уход, проявить терпение и понимание.
Источник
Глазной контакт при шизофрении. Жесты при шизофренииПо признакам и динамике глазного контакта больные шизофренией отличаются от психически здоровых. Глазной контакт чаще отсутствует (0,23), среди больных с дефицитарными и кататоническими синдромами отсутствие контакта наблюдается в половине случаев. При этом чаще разглядываются руки, пол (0,12), дверь (0,08), при депрессивных и депрессивно-бредовых синдромах — окно (0,14). Отсутствие глазного контакта сопровождается активным избеганием взгляда при попытке заглянуть в глаза. Во всех случаях это коррелировало с негативной симптоматикой. У больных с параноидными, галлюцинаторно-параноидными синдромами и синдромом Кандинского — Клерамбо глазной контакт чаще непрерывен (0,46) и достоверно чаще сопровождается немигающим взглядом (0,18), взглядом исподлобья (0,34). В связи с этими особенностями у больных шизофренией вообще реже отмечается периодический глазной контакт (0,65), который находится в зависимости от стимулов, например, вопроса (0,43). При ответах на вопросы больные шизофренией в целом чаще смотрят на собеседника, когда отвечают на вопрос, и отводят взгляд при вопросе, в то время как психически здоровые чаще смотрят на собеседника при вопросе и отводят взгляд при ответе. У больных с дефицитарными и кататоническими проявлениями модификация глазного контакта не возникает даже при интенсивном воздействии стимулов. Лишь в одном случае у больного с депрессивно-бредовой симптоматикой отмечались изменения размера зрачка при беседе. Жест. При изучении жеста не обнаружено различий в типологии у больных и здоровых: системы жеста различались в зависимости от ведущего синдрома. Оказалось, что для психически больных с бредовыми синдромами характерны: жесты отстранения и отвращения, демонстрации, латентной тревоги, т. е. системы жеста агрессивно-предупредительного поведения. При депрессивных, депрессивно-параноидных, экспансивно-параноидных синдромах и в случаях, когда продуктивная психопатология связана с аффектом, отмечали чаще жест-акцент, жест обращения, задумчивости, завершенного действия, хлопка, латентной тревоги. При негативных, дефицитарных и кататонических синдромах преобладали жесты смущения, отстранения, покорности. Жесты дают возможность дискриминировать три группы синдромов: а) аффективные и продуктивные нарушения, связанные с аффектом, б) продуктивные, в) негативные и дефицитарные. Для первой группы характерны жесты сферы агонистического поведения, для второй — жесты, вызывающие высокую эмпатию и индукцию у собеседника, для третьей — жесты, направленные на минимизацию контакта и бегство от контакта, его прерывание. Моторика головы. Кивки и запрокидывание головы, являющиеся аккомпанементом контакта, при дефицитарных и кататонических синдромах нами не отмечались; при остальных психопатологических состояниях они встречались так же часто, как и у психически здоровых. В этом разделе мы не учитываем формы поведения, не связанные с контекстом, в частности стереотипии. Моторика плеч и туловища. При наблюдении у больных шизофренией с дефицитарными (0,12), кататоническими (0,15) синдромами чаще, чем у психически здоровых, отмечалась реакция плеча. У больных с параноидными синдромами и особенно с экспансивно-параноидными синдромами чаще отмечается кратковременное увеличение плеча (0,24). Замечено, что этот признак возникает только у мужчин и в тех случаях, когда вопрос психиатра направлен на выяснение особенностей психопатологии, являющихся для больного актуальными, но которые он диссимулирует. При длительном наблюдении у больных шизофренией отмечены и вздрагивания (0,08), возникавшие только на высоте аффекта (экспансивного) под влиянием сильного постороннего звука, изменения положения врача. При кататонических синдромах вздрагивания возникали (0,05) под воздействием незначительных стимулов (шелест бумаги, поднятие руки и т. д.). Фактически вздрагивания отражали степень напряженности и тревоги. У больных с кататоническими синдромами при вздрагивании за фасадом кататонии всегда можно было отметить параноидную симптоматику. Моторика груминга у больных шизофренией отмечается так же часто, как и у психически здоровых (0,51). При депрессивно-бредовых и ипохондрических синдромах в двух случаях отмечалась тенденция к обоюдному грумингу, но в целом нами наблюдался только аутогруминг. Спецификой груминга при шизофрении является его стереотипный характер, независимость от внешних стимулов в момент стереотипизации. Поглаживающие движения при дефицитарных и кататонических синдромах совершаются рукой с прямой кистью. — Также рекомендуем «Моторика манипулирования при шизофрении. Динамическая оценка моторных комплексов» Оглавление темы «Мимика и двигательные акты при шизофрении»: |
Источник
Êîëè÷åñòâî áîëüíûõ øèçîôðåíèåé íå ïðåâûøàåò 1% æèòåëåé.
Ïîñëåäíèå èññëåäîâàíèÿ ãîâîðÿò, ÷òî çà ðàçâèòèå áîëåçíè îòâå÷àåò ãåíåòèêà, îäíàêî ïîêà íå óäàëîñü âû÷ëåíèòü ãåí, îòâå÷àþùèé çà åå ïîÿâëåíèå.
Îáû÷íî øèçîôðåíèÿ âåäåò ê ðàñïàäó ïðîöåññîâ ìûøëåíèÿ è ýìîöèîíàëüíûõ ðåàêöèé. Áîëüøèíñòâî áîëüíûõ èìåþò èíâàëèäíîñòü.
Øèçîôðåíèÿ ïðîÿâëÿåò ñåáÿ ÿðêî, åå ñèìïòîìû âèäíû äàæå íå ìåäèêàì. ×àùå âñåãî áîëüíûå èñïûòûâàþò ñëóõîâûå ãàëëþöèíàöèè, âåäóò ðàçãîâîðû áåç ñîáåñåäíèêà.  òàêèå ìîìåíòû ÷åëîâåê âûãëÿäèò íàïðÿæåííûì. Ïî ñëîâàì ðîäñòâåííèêîâ, áîëüíîé áóäòî íå ñëûøèò èõ, ïðèñëóøèâàåòñÿ ê äðóãèì ãîëîñàì. Îí ìîæåò âûñêàçûâàòü ÿðêèå èäåè è ìûñëè, íî îíè íå ñîîòâåòñòâóþò ðåàëüíîñòè.
Îñíîâíîé ïðè÷èíîé áîëåçíè íàçûâàþò ãåíåòè÷åñêóþ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü. Åñëè îäèí èç ðîäèòåëåé áîëåë øèçîôðåíèåé, âåðîÿòíîñòü ðîæäåíèÿ â ñåìüå ðåáåíêà ñ òàêèì æå äèàãíîçîì ñîñòàâëÿåò 25%.
«Ïîñòóïàåò áîëüíîé, à ñ íèì ïðèõîäÿò ðîäèòåëè è ñïðàøèâàþò, îòêóäà ýòî, âåäü îíè è âñå ðîäñòâåííèêè çäîðîâû. Íà÷èíàåøü êîïàòü, è âûÿñíÿåòñÿ, ÷òî ïðàäåäóøêà îòëè÷àëñÿ ñòðàííûì ïîâåäåíèåì: õîäèë â îäåæäå èç áåðåñòû è æèë îäèí â ëåñó. Òî åñòü ãåí ïðîÿâèëñÿ ÷åðåç íåñêîëüêî ïîêîëåíèé â ðåáåíêå.
Îäíàêî íîñèòåëüñòâî ãåíà íå îçíà÷àåò, ÷òî ÷åëîâåê çàáîëååò øèçîôðåíèåé. Âñå çàâèñèò îò âûðàæåííîñòè: åñëè îíà íå ñèëüíàÿ, òî, ìîæåò, ÷åëîâåê ïðîñòî çàìêíóòûé; íåìíîãî ñèëüíåå øèçîèäíîå ðàññòðîéñòâî; âûðàæåíà âî âñþ ìîùü øèçîôðåíèÿ.
Ïðè ýòîì íîñèòåëü ãåíà óÿçâèì, çàáîëåâàíèå ìîæåò ðàçâèòüñÿ èç-çà ñòðåññà, âûçâàííîãî, ê ïðèìåðó, ñëóæáîé â àðìèè, ñìåðòüþ áëèçêèõ, ïîòðåáëåíèåì àëêîãîëÿ è íàðêîòèêîâ», ïîÿñíÿåò ãëàâíûé âðà÷ îáëàñòíîãî ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîãî äèñïàíñåðà ¹ 1 â ã. ×åðåïîâöå Âèòàëèé Âîðîíîâ.
Êëàññè÷åñêèé ñèìïòîì øèçîôðåíèè ãîëîñ â ãîëîâå. Âíóòðåííèé ãîëîñ åñòü ó âñåõ, è ýòî íîðìàëüíî òàê ðàññóæäàåò ÷åëîâåê. Íî ó øèçîôðåíèêà ãîëîñ íîñèò ÷óæåðîäíûé õàðàêòåð, áîëüíîé íå ìîæåò åãî êîíòðîëèðîâàòü. Îáû÷íî ãîëîñ â ãîëîâå êîììåíòèðóåò, äàåò ñîâåòû. Ñàìûìè ñòðàøíûìè âðà÷è íàçûâàþò èìïåðàòèâíûå, ïðèêàçûâàþùèå ãîëîñà. Ïîä èõ âîçäåéñòâèåì ïàöèåíò ìîæåò ñîâåðøàòü íåïðàâèëüíûå ïîñòóïêè, ïðåñòóïëåíèÿ èëè ñóèöèä.
Åùå îäèí ñèìïòîì ÿðêèé ïàðàíîèäíûé èëè ôàíòàñòè÷åñêèé áðåä.
Æóðíàëèñò «×åðèíôî» âñòðåòèëñÿ ñ ïàöèåíòàìè, ñòðàäàþùèìè øèçîôðåíèåé, è èõ ðîäíûìè è ïîïûòàëñÿ óçíàòü, ÷òî ïåðåæèâàþò áîëüíûå, ïî÷åìó îíè âåäóò ñåáÿ ñòðàííî è êàê íà ýòî ðåàãèðóþò «íîðìàëüíûå» ëþäè.
Èìåíà ãåðîåâ èçìåíåíû.
Ñåðãåé, 45 ëåò. Äèàãíîç: øèçîôðåíèÿ
 þíîñòè ÿ ïîëó÷èë ïî ãîëîâå â äðàêå, áûëî ñîòðÿñåíèå, ïîñëå ýòîãî ïîÿâèëèñü ñòðàõ è âîëíåíèå. Íî ê âðà÷ó ÿ íå ïîøåë. Ïîòîì âåðíóëñÿ èç àðìèè, íà÷àë âûïèâàòü, òóò è ïðîÿâèëèñü ñèìïòîìû øèçîôðåíèè. Áûâàëî, ìûñëè áåãóò îäíà çà äðóãîé, à áûâàëî, ÷òî èõ íåò âîîáùå. Ïîÿâèëàñü ïàðàíîéÿ, êàçàëîñü, ÷òî ìåíÿ ïðåñëåäóþò. Ñíà÷àëà ÿ îòðèöàë áîëåçíü, îñîáåííî â íåòðåçâîì ñîñòîÿíèè. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî ÿ ñïðàâëþñü, ïîýòîìó è ëåêàðñòâà, êîòîðûå âûïèñàë âðà÷, ÷àñòî íå ïðèíèìàë. Ñåìü ëåò íàçàä ÿ áðîñèë ïèòü, íà÷àë ëå÷èòüñÿ. Èíà÷å ãîäà áû, íàâåðíîå, íå ïðîæèë.
ß ñóùåñòâóþ â äâóõ ðàçíûõ ìèðàõ, è êîãäà íåðåàëüíûé ìèð íàñòóïàåò, ÿ íà÷èíàþ áîðîòüñÿ. Âíà÷àëå óâåëè÷èâàþ äîçó òàáëåòîê. ß ìåòåîçàâèñèìûé, òàê ÷òî çà äâà-òðè äíÿ äî ñìåíû ïîãîäû ïîÿâëÿåòñÿ áåñïîêîéñòâî. Ýòî ìîæåò ïðîèçîéòè â ëþáîå âðåìÿ ãîäà, íî ÷àùå îñåíüþ è âåñíîé. Ïîòîê ìûñëåé äî ïîðû íå ìåøàåò, ÿ ñïðàâëÿþñü ñ íèìè, íî ýòî óòîìëÿåò.
Ñòàðàþñü îòâëå÷üñÿ, ïåðåêëþ÷èòü âíèìàíèå íà ðåàëüíûå ïðåäìåòû âîêðóã: äâåðè, ñòóëüÿ, øêàô÷èêè.  òàêèå ìîìåíòû íå áóäåøü ÷òî-òî ñìîòðåòü èëè ñëóøàòü ìóçûêó îñòàåøüñÿ íàåäèíå ñ ñîáîé. Åñëè ïûòàòüñÿ íå äóìàòü îá ýòîì, áóäåò åùå õóæå. Òàê ÷òî ÿ ïåðåáèðàþ ìûñëè, è ýòî ïîìîãàåò.
ß ïðèíèìàþ ïî øåñòü òàáëåòîê åæåäíåâíî: òðè íåéðîëåïòèêà, óòðîì, äíåì è âå÷åðîì, åùå äâå ÷òîáû ñíÿòü ïîáî÷íûå ýôôåêòû. Èõ ìíå ïðèäåòñÿ ïðèíèìàòü ïîæèçíåííî. Äâà ðàçà â ãîä óêîëû. Ðàç èëè äâà â ãîä ëîæóñü â äèñïàíñåð, íî òî÷íîãî ðàñïèñàíèÿ íåò. Êîãäà ïîÿâëÿþòñÿ óãíåòàþùèå ìûñëè (ê ïðèìåðó, ÷òî ÿ ìîãó ðàçáèòü îêíî èëè ïðûãíóòü â ëåñòíè÷íûé ïðîëåò), ïðîïàäàåò ñîí, ÿ ïîíèìàþ, ÷òî íóæíî óâåëè÷èòü äîçèðîâêó ëåêàðñòâà, à äåëàòü ýòî ëó÷øå ïîä ïðèñìîòðîì âðà÷à.
ϸòð, 25 ëåò. Äèàãíîç: øèçîòèïè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî
Äî òîãî êàê ïîïàë â ïñèõèàòðè÷åñêóþ áîëüíèöó, äàæå íå äóìàë, ÷òî ó ìåíÿ ïñèõè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî. Ýòî áûë 2013 ãîä, ìíå áûëî 20 ëåò. Ñòðàííîñòè íà÷àëè ïðîèñõîäèòü, êîãäà ó÷èëñÿ â âûïóñêíîì êëàññå.
Ïîñëå 10 êëàññà ëåòî ïðîâåë â Âîëîêîëàìñêå: èãðàë â ôóòáîë, çàíèìàëñÿ ñïîðòîì. ß áûë íåâåðîÿòíî ñèëüíûì, ÷óâñòâîâàë âêóñ æèçíè, èíòåëëåêòóàëüíóþ ñèëó, âëàñòü íàä òåëîì. Êîãäà âåðíóëñÿ â ×åðåïîâåö, íàñòðîåíèå ñòàëî ñïàäàòü, õóæå ñòàëî. Ïîêàçàëîñü, ÷òî ÿ äàþ ñåáå íåäîñòàòî÷íóþ íàãðóçêó, íà÷àë áåãàòü.
Íàñòóïèë îêòÿáðü, à ÿ áåãàë â ôóòáîëêå è øîðòàõ, ïîòîìó ÷òî ìíå êàçàëîñü, ÷òî íóæíî ðàáîòàòü åùå èíòåíñèâíåå. Ïîñëå îäíîé èç ïðîáåæåê ñòàëî ñîâñåì ïëîõî, íî ðåøèë, ÷òî íàãðóçêè íóæíî óñèëèòü, íà÷àë ïðèíèìàòü ëåäÿíîé äóø. Ñîçíàíèå ñïóòûâàëîñü âñå ñèëüíåå, íà÷àëà áîëåòü ãîëîâà. Çà íåäåëþ áîëü âûðîñëà äî îùóùåíèÿ, ÷òî â çàòûëîê ìíå âîòêíóëè òîïîð.
Ýòî ÷óâñòâî ñîõðàíÿëîñü ïîñòîÿííî, ñ óòðà è äî âå÷åðà. Ñòàëî ñëîæíî ðåàãèðîâàòü íà ðå÷ü ëþäåé, ÿ ïåðåñòàë ÷óâñòâîâàòü äèàëîãè. Íî ê âðà÷ó íå ïîøåë: êàçàëîñü, Áîã äàë èñïûòàíèå, êîòîðîå ÿ äîëæåí ïðîéòè â îäèíî÷êó.
Îäíàæäû ìíå ïîêàçàëîñü, ÷òî åñëè äîéäó äî Ìîñêâû, òî âñå ñòàíåò êàê ðàíüøå, ÿ èñöåëþñü. Ïîøåë ïåøêîì ïî çàìåðçøåìó Ðûáèíñêîìó âîäîõðàíèëèùó. Äîøåë äî Ãîðîäèùà, âûøåë íà ëåä, äîøåë äî îñòðîâà, ãäå ðåøèë çàíî÷åâàòü. Òîëüêî òàì ÿ ïîíÿë, ÷òî ìàìà áóäåò áåñïîêîèòüñÿ, è ðåøèë âåðíóòüñÿ. ×óòü íå óòîíóë ïî ïóòè, íî ê äâóì ÷àñàì íî÷è äîáðàëñÿ äî äîìà. Ýòî îäíà èç ïåðâûõ ñòðàííîñòåé.
ß æèâó íà ãðàíè. Ìíå òÿæåëî, êîãäà âîêðóã ëþäè, êàæåòñÿ, ÷òî êòî-òî ÷èòàåò ìîè ìûñëè. Èç-çà ýòîãî ÿ íå åçæó â àâòîáóñàõ. Ê ïðèìåðó, ÿ ÷èòàþ Ñàðòðà (ÿ íàçûâàþ ýòî «áðåä êíèãè»), ìíå èíòåðåñíî, ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ýêçèñòåíöèàëèçì ýòî êðóòî, è êíèãà ìíå íðàâèòñÿ. À ïîòîì âêðàäûâàåòñÿ ÷óâñòâî: âäðóã íà 10-é è 15-é ñòðàíèöàõ ÷òî-òî èçìåíèëè. ×üÿ-òî çëàÿ âîëÿ (ñàòàíèñòû, ìàñîíû èëè åùå êòî) ñïåöèàëüíî òàì ÷òî-òî èçìåíèëà, è ýòî çàãèïíîòèçèðóåò ìåíÿ, ïîâëèÿåò íà ìåíÿ, èçìåíèò âñþ ìîþ æèçíü. È ÿ íà÷èíàþ çàöèêëèâàòüñÿ.
Ñåé÷àñ ÿ ïîíèìàþ, ÷òî ýòî áðåä, ÿ ìîãó âêëþ÷èòü êðèòèêó, íî â òîò ìîìåíò ýòîò áðåä íà÷èíàåò ïîæèðàòü ìåíÿ.  ýòîò ìîìåíò ïðîèñõîäèò ðàçäåëåíèå: ñ îäíîé ñòîðîíû ÿ õî÷ó çíàíèÿ, ïðîñâåùåíèÿ, õî÷ó ñòðåìèòüñÿ ê âåëèêèì ýêçèñòåíöèàëèñòàì-ôèëîñîôàì, íî áðåä ïðåïÿòñòâóåò ýòîìó, âíóòðè íà÷èíàåòñÿ áîðüáà. ß ÷èòàþ, íî ñàì óæå íå ïîëíîñòüþ â êíèãå. Ïûòàþñü ïîíÿòü, ÷òî ÷èòàþ, óñâîèòü ýòî, íî ïîëó÷àåòñÿ äàëåêî íå âñåãäà.
Áðåä áîëüíûå ïåðåíîñÿò ïî-ðàçíîìó. ϸòð ðàññêàçàë ïðî ìåòîä «óñòóïàíèÿ». Îí íàó÷èëñÿ ãîâîðèòü íàâÿç÷èâûì ìûñëÿì è ÷óâñòâàì: «Õîðîøî, ïóñòü áóäåò òàê».
Ïîìîãàåò íå âñåãäà, ïðîäîëæàåò ϸòð. Íî ÿ çíàþ, ÷òî ñ áðåäîì íå íóæíî áîðîòüñÿ, ïûòàòüñÿ ëîãè÷åñêè ïîáåäèòü åãî ýòî íåâîçìîæíî. Òîëüêî èçìîòàåøüñÿ. Êàçàëîñü áû, íå ìîãó ÷èòàòü êíèãè, íó è ëàäíî, ÷òî ïîäåëàåøü. Íåïðèÿòíî, íî â áëèæàéøóþ íåäåëþ ìîæíî çàíÿòüñÿ ÷åì-òî äðóãèì óâåðåí, åñòü êó÷à ëþäåé, êîòîðûå âîîáùå êíèã íå ÷èòàþò.
Íî áðåä íà÷èíàåò íàâÿçûâàòüñÿ è ïîñëå ÷òåíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ ìûñëü, ÷òî ÿ âûíóæäåí æåðòâîâàòü ÷òåíèåì, ÷òîáû èçáåæàòü áðåäà, à çíà÷èò, ÿ åìó ñäàþñü, è îí ñóùåñòâóåò íà ñàìîì äåëå. À åñëè êòî-òî ïîìåíÿë êíèãó, òî îí ìîã ïîìåíÿòü ÷òî-òî è â ìóçûêå, è â âèäåî íà þòóáå.
Èç-çà ýòîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ðîæäàåòñÿ «Áðåä ðåàëüíîñòè», â êîòîðîì âñå, ÷òî íè ïðîèñõîäèò, äåëàåòñÿ ñïåöèàëüíî. Ýòî ñòðàøíî! Ýòè ñîñòîÿíèÿ ôîíîì ïðåñëåäóþò ìåíÿ ïîñòîÿííî. Íå áûëî òàêîãî, ÷òîáû ÿ ïî÷óâñòâîâàë îäíîçíà÷íîñòü ïðîèñõîäÿùåãî, âñåãäà åñòü íàïðÿæåíèå. Áûâàåò ëåã÷å, êîãäà ïðèìåíÿåøü ïðàêòèêè.
Êîãäà ïîñòóïèë â ÌÔÒÈ, ñ ìûøëåíèåì è êîììóíèêàöèåé ó ìåíÿ áûëî ïëîõî, íî â ëó÷øåì òåõíè÷åñêîì âóçå ñòðàíû ýêçàìåíû ñäàâàë áåç ïðîáëåì. ß áûë êàê ðîáîò, êîòîðûé ìîæåò ðåøàòü ñëîæíûå çàäà÷è, íî íå ñïîñîáåí íà îáùåíèå, íå ìîæåò ïî÷óâñòâîâàòü ñîáåñåäíèêà. Ïûòàëñÿ ïðèìåíÿòü äûõàòåëüíûå ïðàêòèêè, áîðîëñÿ ñ ñîáîé, íî ïîñëå äâóõ ñåññèé ðåøèë, ÷òî íè÷åãî íå çíàþ, è ìíå íóæíî ñíîâà íà ïåðâûé êóðñ.
Óåõàë â Ïåòåðáóðã â ïîëèòåõ. Òàì êî ìíå âåðíóëîñü îùóùåíèå ÿñíîñòè. Ãîëîâíàÿ áîëü óòèõëà, à æèçíü ïðèîáðåëà êðàñêè. Äîáèëñÿ ýòîãî ìåäèòàöèåé: ÿ ñìîòðåë íà áîëü èçíóòðè, è îíà ðàñòâîðÿëàñü, ìíå ñòàíîâèëîñü î÷åíü õîðîøî, òåëî îõâàòûâàëà ýéôîðèÿ. ß íàó÷èëñÿ âûçûâàòü ýòî îùóùåíèå â ëþáîé ìîìåíò: íà óëèöå, â óíèâåðñèòåòå, â îáùåæèòèè.
Îäíàæäû ÿ ëåæàë â ýòîé ýéôîðèè, çàñûïàë, êîãäà â òðè ÷àñà íî÷è ìåíÿ ðàçáóäèë ñîñåä î÷åíü ãðîìêèì ñìåõîì. ß ïî÷óâñòâîâàë ñèëüíûé ãíåâ, íî îñòàâèë ðåàêöèþ â ñåáå. Ïîòîì ïðîèçîøëî åùå íåñêîëüêî ïîõîæèõ ñèòóàöèé, è ìåíÿ ïðîñòî ðàçîðâàëî! Ëþòûé ãíåâ ïåðåâåñèë îùóùåíèå ýéôîðèè, êîòîðóþ ÿ òåïåðü íå ìîã âåðíóòü íèêàêîé ìåäèòàöèåé.
ß òðè äíÿ íå ìîã ñïàòü, íå ìîã ðàññëàáèòüñÿ, íà÷àëèñü íàâÿç÷èâûå ìûñëè, èäåè, êîòîðûå óñóãóáëÿëèñü ïðàêòè÷åñêè êàæäûé äåíü â òå÷åíèå ïîëóãîäà. Ýòè ìûñëè íà÷àëè ÷óâñòâîâàòüñÿ ôèçè÷åñêè, îíè áèëè ïî òåëó óäàðàìè, îòäàâàëèñü â ðóêè, â íîãè.
Òåïåðü ÿ çíàþ, ÷òî ýòî ñåíåñòîïàòèÿ, òåëåñíàÿ ïñåâäîãàëëþöèíàöèÿ. Ýòî ïîõîæå íà ñèëüíóþ ýìîöèþ, êîòîðàÿ ó îáû÷íîãî ÷åëîâåêà ìîæåò îñòàâèòü îùóùåíèå â ãðóäè. Çäåñü æå îíè îòäàâàëèñü â êîíå÷íîñòÿõ, â ñïèíå è îñòàâëÿëè äîëãèå ñëåäû. ß áûë âåñü â ýòèõ îùóùåíèÿõ.
Îäíàæäû ÿ ïðî÷èòàë, ÷òî èíôðàçâóê, êîòîðûé íàõîäèòñÿ çà ïðåäåëàìè ñëûøèìîñòè, âðåäåí äëÿ çäîðîâüÿ. Ìåíÿ çàöèêëèëî: ÿ íà÷àë õóæå ñïàòü èç-çà ñîñåäñêîãî íîóòáóêà, êîòîðûé «óãðîæàë» êóëåðàìè. Íà÷àë ñòðàííî ñåáÿ âåñòè, âûêëþ÷àë íîóòáóê ñîñåäà, êîãäà òîò âûõîäèë èç êîìíàòû. Çàòåì ýòî ïåðåíåñëîñü íà âñå ýëåêòðîïðèáîðû, âêëþ÷åííûå â ðîçåòêó. Ïñèõîç ïðîÿâèëñÿ, êîãäà ÿ íà÷àë èñïûòûâàòü ñèëüíûå ïàíè÷åñêèå àòàêè. Îäíàæäû â ìàãàçèíå ÿ ïî÷óâñòâîâàë, ÷òî ñåé÷àñ óìðó. Íîãè îêàìåíåëè, ÿ ñ òðóäîì äîøåë äî êàññû, ïîòîì äî îáùåæèòèÿ, ãäå çàëåç ïîä îäåÿëî è ïîäóìàë, ÷òî ýòî êîíåö. Äâà ðàçà âûçûâàë ñêîðóþ.  ïåðâûé ðàç ìíå ïîñîâåòîâàëè ìíå îáðàòèòüñÿ ê ïñèõèàòðó, à âî âòîðîé ïðîñòî îáìàòåðèëè.
Áîëüíûå øèçîôðåíèåé íóæäàþòñÿ â ïîæèçíåííîé ïîääåðæèâàþùåé òåðàïèè. Îäíàêî î÷åíü ÷àñòî ïàöèåíò íå ïðèçíàåò áîëåçíü, ïîýòîìó ïðîöåíò ïàöèåíòîâ, êîòîðûå ñ÷èòàþò ñåáÿ ïñèõè÷åñêè íåçäîðîâûìè, î÷åíü ìàë.
«Çà íèìè ñëîæíî íàáëþäàòü, ñëîæíî îáúÿñíèòü, ÷òî íåîáõîäèì ïðèåì ëåêàðñòâ, ÷òîáû íå íàñòóïèëî îáîñòðåíèå. Ñîþç âðà÷à è ïàöèåíòà âî âðåìÿ ëå÷åíèÿ ýòî êîìïëàåíñ. Åñëè îí ñôîðìèðîâàí âñå õîðîøî: ïàöèåíò ïðèçíàë áîëåçíü, îí çíàåò ïðèçíàêè îáîñòðåíèÿ, êîãäà åìó íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ïñèõèàòðó», ïðîäîëæàåò Âèòàëèé Âîðîíîâ.
Îòñóòñòâèå ó áîëüíîãî îñîçíàíèÿ, ÷òî îí áîëåí, íàçûâàåòñÿ àíîçîãíîçèåé. Èíîãäà âðà÷àì ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ñ îòðèöàíèåì áîëåçíè íå òîëüêî ñî ñòîðîíû áîëüíîãî, íî è åãî áëèçêèõ. Òàêîå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ äàæå ñðåäè îáðàçîâàííûõ ëþäåé.
×àùå âñåãî ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà âûÿâëÿþòñÿ ïîñëå ýêñòðåííîé ãîñïèòàëèçàöèè.  ×åðåïîâöå åñòü ñïåöèàëèçèðîâàííàÿ áðèãàäà ñêîðîé ïîìîùè ¹ 17, êîòîðàÿ ñîñòîèò èç âðà÷åé-ïñèõèàòðîâ. Åñëè îíè äèàãíîñòèðóþò ïñèõè÷åñêóþ ïàòîëîãèþ, áîëüíîãî çàáèðàþò â äèñïàíñåð.  ìåíåå òÿæåëûõ ñîñòîÿíèÿõ áîëüíûå ìîãóò îáðàòèòüñÿ ê ó÷àñòêîâîìó.
 ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîì äèñïàíñåðå îêàçûâàþòñÿ òðè âèäà ïîìîùè:
ñòàöèîíàðíàÿ, êîãäà ïàöèåíò ëîæèòñÿ äëÿ êóðñà ëå÷åíèÿ,
äíåâíîé ñòàöèîíàð, êîãäà ïàöèåíò ïîñåùàåò äèñïàíñåð åæåäíåâíî, íî íî÷óåò äîìà,
àìáóëàòîðíîå ëå÷åíèå.
Áîëüíûå â äèñïàíñåðå íóæäàþòñÿ â ïîñòîÿííîì íàáëþäåíèè ïñèõèàòðà, ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè è îòñëåæèâàíèè ñîñòîÿíèÿ. Äëÿ ïàöèåíòîâ, ñêëîííûõ ê ïðàâîíàðóøåíèÿì èëè ñîâåðøàâøèõ èõ â ïðîøëîì, ïðèìåíÿåòñÿ «àêòèâíîå äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå». Òàêèå ëþäè (â ×åðåïîâöå èõ íå áîëüøå ñîòíè) îáÿçàíû ÿâëÿòüñÿ â äèñïàíñåð åæåìåñÿ÷íî.
Äëÿ ëå÷åíèÿ íåâðîçîâ èñïîëüçóåòñÿ ìíîæåñòâî ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåòîäîâ, ñðåäè êîòîðûõ ýëåêòðîñòèìóëÿöèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà, ñâåòîëå÷åíèå, ýëåêòðîñîí è ìàññàæ.  îñîáî ñåðüåçíûõ ñëó÷àÿõ, êîãäà äðóãèå ñïîñîáû íå ïîìîãàþò, èñïîëüçóåòñÿ ýëåêòðîñóäîðîæíàÿ òåðàïèÿ: ÷åðåç ìîçã ïðîïóñêàåòñÿ ýëåêòðîòîê, âûçûâàþùèé «ïåðåçàãðóçêó».
«Òî, ÷òî ìû ïðèâûêëè âèäåòü â ôèëüìàõ ïðî ïñèõáîëüíèöû, ïðèçíàíî íåãóìàííûì. Ñåé÷àñ ýëåêòðîñóäîðîæíàÿ òåðàïèÿ ïðèìåíÿåòñÿ òîëüêî â èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ, êîãäà âðà÷è íå ìîãóò ïîìî÷ü ïàöèåíòó ìåäèêàìåíòîçíî. Êàê ïðàâèëî, ýòî øèçîôðåíèÿ ñî ñòîéêèìè ñèìïòîìàìè, òÿæåëàÿ äåïðåññèÿ ñ ñóèöèäàëüíûìè òåíäåíöèÿìè, êîãäà ÷åëîâåê ïîñòîÿííî íàõîäèòñÿ íà ãðàíè ñàìîóáèéñòâà. Êàê ïðàâèëî, âîñïîìèíàíèÿ î ïðîöåäóðå ñòèðàþòñÿ, íî áûâàëè ñëó÷àè, êîãäà áîëüíûå æàëîâàëèñü íà áîëåçíåííîñòü. Ñåé÷àñ ìû ãîòîâèìñÿ ê òîìó, ÷òîáû çàïóñòèòü ýòó ïðîöåäóðó ó íàñ â äèñïàíñåðå. Ïðîöåäóðà áóäåò ïðîâîäèòüñÿ ïîä êðàòêîâðåìåííûì íàðêîçîì, êóïëåíî àíåñòåçèîëîãè÷åñêîå îáîðóäîâàíèå. Íàì îñòàëîñü òîëüêî ïîëó÷èòü ëèöåíçèþ, äåëèòñÿ ïëàíàìè Âèòàëèé Âîðîíîâ. Ýòà ïðîöåäóðà äëÿ î÷åíü òÿæåëûõ ôîðì çàáîëåâàíèÿ, íî åñëè áû îíè íå âñòðå÷àëèñü, ìû áû è íå çàäóìûâàëèñü î òàêîì ëå÷åíèè. Åñòü áîëüíûå, êîòîðûå íå ðåàãèðóþò íà ëåêàðñòâà, îíè âûíóæäåíû ïðåáûâàòü â ãàëëþöèíàöèÿõ, â áðåäó èëè ñèëüíîì âîçáóæäåíèè ìåñÿöàìè. Ýòî îïàñíî äëÿ æèçíè ïàöèåíòà è îêðóæàþùèõ».
Ñ øèçîôðåíèåé ñëîæíî óñòðîèòüñÿ íà ðàáîòó, ïîýòîìó ÷àùå âñåãî îôîðìëÿåòñÿ èíâàëèäíîñòü. Ïîëó÷èòü äàííûå î òðóäîóñòðîéñòâå èíâàëèäîâ ñ ïñèõè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè â ×åðåïîâöå íåâîçìîæíî: â îòäåëåíèè çàíÿòîñòè òàêóþ ñòàòèñòèêó íå âåäóò.
Ñåðãåé:
Ó ìåíÿ âòîðàÿ ãðóïïà èíâàëèäíîñòè. Êîãäà âåðíóëñÿ èç àðìèè, ïîëòîðà ãîäà ðàáîòàë íà çàâîäå â ìåáåëüíîì öåõå, íî èç-çà ñîêðàùåíèé óøåë. Ïîøåë íà ñòðîéêó ïëîòíèêîì, íî äîëãî íå ïðîðàáîòàë. Áûâàåò, ìûñëè áåãóò, íî÷ü èç-çà ýòîãî íå ïîñïèøü, à óòðîì ïðîñòî íå â ñîñòîÿíèè âûéòè íà ðàáîòó. Íà êàæäîì èç íîâûõ ìåñò íå çàäåðæèâàëñÿ äîëüøå ÷åì íà òðè ìåñÿöà. Ïîòîì â áîëüíèöó, à îòòóäà ïðèõîäèòü íà ñòàðîå ìåñòî óæå íåóäîáíî. Ðàáîòàë, ñêîëüêî ñèë õâàòàëî: ó ÷àñòíèêîâ, ñ îòöîì. Ñåé÷àñ áåç ðàáîòû ìíå òÿæåëî ïåíñèÿ âñåãî äåâÿòü òûñÿ÷. Íî íà äâå íåäåëè íèêòî íå âîçüìåò è äåíåã íå çàïëàòèò.
ϸòð:
ß ðàáîòàþ ÷åðåç Èíòåðíåò: íåò âîñüìè÷àñîâîãî ðàáî÷åãî äíÿ, íåò íåçíàêîìûõ ëþäåé, íå íóæíî èì ÷òî-òî îáúÿñíÿòü èëè ñòîÿòü íà êàññå. ß äàæå ìîãó ïèñàòü ëþäÿì â Èíòåðíåòå, è ýòî íàìíîãî ïðîùå, ÷åì ðàçãîâàðèâàòü ñ íèìè âæèâóþ. ß ïèøó ñòèõè è õîòåë áû âûñòóïèòü ãäå-íèáóäü ñ íèìè, íî ïîêà ýòî íåâîçìîæíî. Ñòèõè äàþò ìíå ñìûñë æèçíè, ýòî ïîìîãàåò ìíå. Äóìàþ, ýòî õîðîøåå çàíÿòèå äëÿ ìîåãî çäîðîâüÿ, âåäü åñëè åñòü õîòü êàêîé-òî ñìûñë ñóùåñòâîâàíèÿ, ýòî ïðèäàåò ñèë äëÿ áîðüáû.
Äëÿ êàæäîãî õàðàêòåðíû ñâîè îñîáåííîñòè õàðàêòåðà è òåìïåðàìåíòà. Ïðîÿâëÿòüñÿ îíè ìîãóò â âèäå àêöåíòóàöèè õàðàêòåðà, à ìîãóò è â ðàìêàõ ðàññòðîéñòâà ëè÷íîñòè åñëè âûõîäÿò çà ðàìêè íîðìû íàñòîëüêî, ÷òî íàðóøàþò àäàïòàöèþ â îáùåñòâå. Òàê, èíòðîâåðòû ìîãóò âûíàøèâàòü ïåðåæèâàíèÿ â ñåáå, áûòü íåîáùèòåëüíûìè, íî â êîëëåêòèâå óäåðæèâàþòñÿ. Åñëè æå ìèð ÷åëîâåêà îãðàíè÷åí ÷åòûðüìÿ ñòåíàìè, à îáùàåòñÿ îí òîëüêî ñ ðîäñòâåííèêàìè è ðîäèòåëÿìè ýòî óæå øèçîèäíîå ðàññòðîéñòâî.
«Íåâðîòè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè ñòðàäàþò ïðàêòè÷åñêè âñå, êîíñòàòèðóåò Âèòàëèé Âîðîíîâ. Ñàìîå ëåãêîå íåâðàñòåíèÿ, êîãäà íåðâíàÿ ñèñòåìà è ïñèõèêà èñòîùåíû ÷ðåçìåðíûìè íàãðóçêàìè: ñòðåññ, ïåðåæèâàíèÿ, ïðîáëåìû íà ðàáîòå. Ýòî àêòóàëüíî: èç-çà îïòèìèçàöèé è ñîêðàùåíèé îäèí ÷åëîâåê ÷àñòî ðàáîòàåò çà ïÿòåðûõ, âîçíèêàåò ïîñòîÿííîå ÷óâñòâî óñòàëîñòè, ãîëîâíûå áîëè, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ, ïðîáëåìû ñî ñíîì. Ýòî êðàòêîâðåìåííîå ðàññòðîéñòâî. Ëå÷èòñÿ ïîëíîöåííûì îòäûõîì, ïîýòîìó ìíîãèå íå îáðàùàþòñÿ ê âðà÷ó. Èç-çà ýòîãî âûÿâëÿåìîñòü ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ íåâûñîêà».
Ñåìåí Ìàíóéëîâ
Èñòî÷íèê: ÷åðèíôî òî÷êà ðó /news/99686-na-grani-dvuh-mirov-kak-zivut-i-cto-cuvstvuut-bolnye-sizofreniej
Источник