Игра для детей с близорукостью

Татьяна Ефремова
Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»

Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»Игра для детей с близорукостью

В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

Поэтому на первый план в нашем детском саду выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп.

Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия. Деятельность по коррекции нарушений зрения осуществляется систематически с учетом рекомендаций врача офтальмолога.

В педагогической деятельности используются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

Представленные коррекционные игры и упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

Коррекционные упражнения и игры для развития зрительного восприятия.

1. Эффективны для повышения остроты зрения и развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. Например: при сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

Эти задания способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Игра для детей с близорукостью

2. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».

Игра для детей с близорукостью

Ребенку предлагается провести к цели: животных, машинки и др., ведя карандашом или пуговицей по лабиринту.

3. Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур». Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Нужно обвести контур. Полученное изображение можно вырезать, заштриховать.

Игра для детей с близорукостью

4. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения листьев. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

Игра для детей с близорукостью

5. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

6. По методике В. А. Ковалева В отдельных случаях дети выполняют данную гимнастику, следя глазами за тренажером «Флажок», «Рукавичка», «Цветные ладошки», которым управляет воспитатель, траектории движения флажка совпадают с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика укладывается в 1-2 минуты.

Игра для детей с близорукостьюИгра для детей с близорукостью

7. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком В. П. Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

8. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Тренажер «Бабочка»

Тренажер «Ладошки»

Тренажер «Маршруты глаз»

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем (указкой) или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

На плакате изображены линии — «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется в течение дня.

Игра для детей с близорукостьюИгра для детей с близорукостьюИгра для детей с близорукостьюИгра для детей с близорукостью

9. Схема зрительно двигательных проекций – разработана профессором В. Ф. Базарным применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

1. — Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. — Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. — Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. — Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. — Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

Игра для детей с близорукостью

10. «Метка на стекле» (по Э. С. Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Упражнения выполняются из положения стоя.

Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле (медленно посчитать до десяти, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и тоже медленно посчитать до десяти.

Игра для детей с близорукостью

11. Пальминг (автор У. Г. Бейтс)

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

Игра для детей с близорукостью

12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Игра для детей с близорукостью

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

В свободной деятельности использую игры на формирование координации в системе согласованного умения «глаз — рука» и коррекцию ее недостатков.

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие зрительной координации.

Игра для детей с близорукостью

«Собери из частей целое»

Игра для детей с близорукостью

«Выложи из палочек фигуру»

Игра для детей с близорукостью

«Пазлы»

Игра для детей с близорукостью

«Мозаика»,

Игра для детей с близорукостью

«Собери картинку из геометрических фигур»

Игра для детей с близорукостью

фланелеграф «Времена года»

Игра для детей с близорукостью

«Кто быстрее»

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

• У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;

• Повышается познавательная активность, улучшается психоэмоциональное состояние и здоровье детей.

Литература:

1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» — М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М. И. – М. ,1978.

3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

Читайте также:  Высокая близорукость у женщин

5. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. — Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7. Л. И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.

Источник

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Развивающие игры в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Данная консультация адресована тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям и другим педагогам, работающим и воспитывающим ребенка с нарушением зрения. Данные игры предназначены для коррекционно — педагогической работы с детьми дошкольного возраста с 3-7 лет в зависимости от этапов восстановительного лечения.

Цель: Подготовка ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием) к плеоптическому и ортопто-диплоптическому лечению в соответствии с его этапами.

Задачи:
1. Повышать остроту зрения и уровень контрастной чувствительности глаза.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, повышать мышечный тонус.
3. Формировать представление о сенсорных эталонах, развивать зрительное восприятие.
4. Развивать прослеживающую функцию глаза, точность фиксации взора.
5. Развивать зрительно-моторной координации движений.
6. Развивать зрительное восприятие.
7. Развивать пространственное восприятие и навыки ориентировки.
8. Развивать сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильную чувствительность)
Игра занимает в жизни ребенка значительное место. О том, что игра является, основной формой деятельности ребенка знают все педагоги, но дети об этом даже не подозревают и поэтому с большим интересом и желанием соглашаются играть в игры предложенные им.
Наш детский сад посещают дети с нарушением зрения. Игра, введенная в коррекционную работу в течение дня, имеет не только развивающее, но и лечебно-коррекционное значение. Одна и та же игра может преследовать много разных целей.
Например, игра «Чей домик?», в неё входят косточки четырех основных цветов (для детей младшей группы) и четыре коробочки с крышками тех же цветов. А для старших косточки тех цветов и оттенков, какие они уже прошли по программе и коробочки тех же цветов и оттенков. Цель данной игры это формирование у ребенка сенсорных эталонов цвета, а так же работа над повышением остроты зрения и развитию мелкой моторики.
В настоящее время выпускается и продается много развивающих игр, которые подходят для коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения.

Игры на повышение остроты зрения и развитие мелкой моторики

1. «Бусы» Нанизывание бусин на леску.
2. «Разноцветные палочки» Выкладывание фигур, картинок и узоров из цветных спичек.
3. «Мозаика» Выкладывание из нее узоров и картинок, выкладывание ритмического рисунка по цветам и т.д.
4. «Шнуровка» Протягивание шнурка через 10 – 12 отверстий в пластмассовой пластинке, которая имеет различные формы по прямой или через край.
5. «Цветовой диск» Ребенок вставляет в отверстие диска разноцветные полиэтиленовые палочки разного размера и цвета. В середину круга вставляют более длинные палочки. К краю – короче.
6. «Лото» (с крупными картинками)
7. «Круглый калейдоскоп».

Игровые упражнения и игры на развитие мелкой моторики

1. «Дидактический куб» Различные виды застежек.
2. «Обводка трафаретов разной сложности» Трафареты обводят и штрихуют их в разных направлениях.
3. «Выложи узор» Выкладывание узоров из цветного риса, цветных палочек, мелких геометрических фигур.
4. «Проведи шарик» Прокатывание шарика по лабиринту каждым пальцем руки по очереди.

Игры на развитие сенсорного восприятия

(цвет, форма, величина).

1. «Подбери по цвету»
2. «Волшебные цветы» Ребенок должен подобрать к цветной серединке цветка того же цвета лепестки.
3. «Закончи узор» Выполнение ритмического рисунка по цветам, по цветам и форме, по форме, цвету и величине.
4. «Чей домик?»
5. «Геометрическое лото»
6. «Построй башенку» Выкладывание квадратов от самого большого к самому маленькому.
7. «Собери матрешку или пирамидку»
8. «Цветной диск»
9. «Колумбово яйцо»
10. «Танграм»
11. Планшеты Никитина по разным возрастам

Игры на развитие прослеживающей функции глаза

1. «Поймай мышку» Игра состоит из палочки, на которой по середине прикреплена лента, на конце которой мышка. Ребенок раскручивает или закручивает ленту на палочку, при этом следит за мышкой глазами.
2. «Прокати шарик» В игру входят шарики, лоток для прокатывания шариков.
3. Различные проволочные лабиринты, на которых нанизаны различные фигурки или бусинки разных цветов. Ребенок двигает фигурку по лабиринту, при этом следит за ней глазами.
4. «Проследи по следу зайца, птицу»
5. «Биллиард»

Игры на развитие бинокулярного зрения

1. «Попади в трубочку» Ребенок забрасывает шарик, привязанный к веревочке на указке в трубочки разной высоты и толщины.
2. «Забей гвоздь» Ребенок деревянным молотком забивает гвоздики, которые находятся на подставке на разном расстоянии друг от друга.
3. «Набрось кольцо» игра состоит из контура лисички или Буратино с длинным носом и свисающего на нитке кольца. Ребенок, бросает вверх кольцо, должен набросить его на нос.
4. «Надень кольцо» Накидывание кольца прикрепленного к указке на нитке на конусообразные фигуры.
5. «Настольный баскетбол»
6. «Кольцеброс»
7. «Детский дартс»
8. Упражнение со «Стериотренером». Прибор состоит из линейки с отверстиями разного диаметра и шариком, на нитке, прикрепленным к концу линейки. Ребенок, держит линейку за ручку, раскачивая нитку с шариком, должен попасть шариком в каждое отверстие по очереди.
9. «Сбей кеглю»
10. «Поймай рыбку»
11. «Колпачки»
12. Игры на улице «Попади в цель», «Баскетбол»

Игры на развитие конструктивного праксиса

Игры с конструкторами, кубиками, деревянными и пластмассовыми строителями, «Лего», мозаиками и т. д.

Упражнения на развитие зрительного восприятия

1. «Найди пару»
2. «Найди цветному изображению его контур и силуэт»
3. «Разрезные картинки»
4. «Что спрятал художник?» (зашумленные и пересеченные изображения).
5. «Собери из частей целое»
6. «Найди отличия»
7. «Узнай по следу»
8. «Найди предмет по описанию»
и многие другие игры.

Игры на ориентировку в пространстве

1. «Угадай, кто, где стоит»
2. «Расскажи, что где находится»
3. «Положи, как я скажу»
4. «Найди предмет по указанным ориентирам»
5. «Найди спрятанную игрушку»
6. «Расставь кукольную мебель в уголке по рисунку» (работа со схемами).
7. «Найди по описанию»
8. «Пройди по лабиринту»
и многие другие.

Игры на развитие сохранных анализаторов

(на слух, осязание, обоняние)
1. «Угадай, чей голос»
2. «Что я делаю?» Узнать на слух действия совершаемые человеком.
3. «Угадай, что это?» Опознать предмет или музыкальный инструмент посредством восприятия на слух издаваемых им звуков.
4. «Где звенит колокольчик»
5. «Чудесный мешочек»
6. «Найди на ощупь все металлические, деревянные или пластмассовые предметы»
7. «Угадай, что ты ешь»
8. «Угадай по запаху»
9. «Собери картинки все кислые или сладкие, или соленые продукты»

Читайте также:  Улучшение зрения гимнастика для глаз при близорукости для улучшения зрения

Очень важно пробуждать интерес у детей к развивающим играм и в дальнейшем поддерживать его с помощью новых и еще более интересных игр.

Рекомендуем посмотреть:

Игра для детей с близорукостью
Психологическая игра для детей 5-7 лет. Дружная семейка

Игра для детей с близорукостью
Сюжютно-ролевые игры в детском саду

Игра для детей с близорукостью
Арт — терапия в детском саду. Рисование манкой

Игра для детей с близорукостью
Игры с бумагой для детей дошкольников

Похожие статьи:

Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет

Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости

Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет

Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет

Игры для дошкольников по теме: Транспорт

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Подвижные игры для дошкольников с нарушением зрения

Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Подвижная игра является упражнением, посредством которого, ребенок готовится к жизни. Это не заменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребёнок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребёнка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является чёткое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению подвижных игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в игровых задачах. Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.

Значение подвижных игр:

Совершенствование физических способностей ребенка;

Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма;

Укрепление нервной системы;

Создание условий для положительного психо-эмоционального состояния детей;

Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициатива;

Воспитание и формирование личностных качеств.

Цель подвижных игр: всестороннее развитие детей.

Задачи подвижных игр: Образовательные;

Воспитательные;

Оздоровительные.

Образовательные задачи.

В игровой деятельности создаются благоприятные условия для:

1. Развития внимания, памяти, ориентации, раскрытие потенциальных возможностей и творческой инициативы ребенка;

2. Расширение кругозора;

3. Закрепление полученных ЗУН;

4. Развитие связной и звуковой культуры речи;

5. Формирование ОБЖ.

Воспитательные задачи:

Воспитание волевых качеств (воля, целеустремленность, выносливость);

2. Нравственных качеств личности (сопереживание, взаимопомощь,

отзывчивость).

Оздоровительные задачи:

Усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций вовлечения всех мышечных групп в работу, усиление кровообращения.

Активизация работы легких, способствование насыщению организма ребенка кислородом, повышение общего жизненного тонуса.

Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Способствование развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соразмерять движения в соответствии с задачей, использование разнообразных действий и движений в игре.

Активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребенка.

Читайте также:  Прогноз врожденной близорукости у детей

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан сположительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Отличие подвижных игр от спортивных игр

  1. Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.
  2. Для судейства игры не требуются категории судейства.
  3. Отличие по рангам соревнований (чемпионата мира по пятнашкам не производится).
  4. Не требуется специальной техники и тактики игры.
  5. Не требуется уровня специальной физической подготовки (СФП).

Некомандные подвижные игры – игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других. Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящим и без водящего. Командные подвижные игры – это игры, в которых соревнования проводятся между коллективами. Действия участников подчинены интересам всего коллектива и должны быть согласованными. Например: игра между командами и имеют простые правила игры. Командные игры распадаются на два основных вида:

  • игры с одновременным участием всех играющих;
  • игры с поочередным участием всех играющих (эстафеты).

Эстафеты – это командные игры с поочередным участием игроков. По характеру перемещений эстафеты классифицируются на три группы: линейные, встречные, круговые.

Подвижные игры

«Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

Игра проводится вдвоем: взрослый (педагог, мама) и ребёнок.

Инвентарь: плоские  геометрические  фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух  размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).

Инструкция. Большие  фигуры выкладываются  на  полу, маленькие  выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребёнок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идёт искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя  нужную, встаёт на неё и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребёнок не найдет все фигуры.

Методические указания

· Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.

· «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».

· В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберёт больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.

«Найди мячик»

Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребёнок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребёнок отправляется на его поиски.

Методические указания

· Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика. Пока мячик прячут, ребёнок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребёнку уши.

· Игра проводится до четырёх раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.

· Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

 «Паровозик»

Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.

Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.

Инструкция. Все  участники  выстраиваются  в  колонну, хватом сверху  берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встаёт ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперёд-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».

Методические указания

· Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.

· Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперёд или назад.

· Смена движений происходит по команде ведущего.

 «Попади в мишень»

Цель: развитие слуховой памяти и меткости.

Игра проводится с группой из четырёх и более детей.

Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.

Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издаёт кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребёнок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздаётся звук, а ребёнок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребёнка к самой мишени и дать потрогать её. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберёт 5 баллов.

Методические указания

· Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря).

·  Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребёнка.

«Догони меня»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребёнок.

Инвентарь: площадка без препятствий размером 5×5 метров, колокольчик.

Инструкция. Взрослый берёт на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребёнка, а тот в свою очередь догоняет ведущего, ориентируясь на звук.

Методические указания

· Темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от ребёнка.

· Можно помогать ребёнку указаниями, например: «немного правее, левее» и т.д.

 «Горячий мяч»

Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.

Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.

Инвентарь: озвученный мяч.

Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передаётся из рук в руки.

Методические указания

· Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при построении игроков в круг незрячего ребёнка следует поставить рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры мяч нужно давать прямо в руки. Незрячему ребёнку необходимо объяснять, как держать руки наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу).

· Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останутся двое, которые и становятся победителями.

Источник