Глаза цветка видят что все вокруг

Глаза человека — это не только его душа, но и целый мир загадок. Почему говорят, что раньше люди не видели синий, хотя египтяне вовсю расцвечивали им свои гробницы и украшения? Как некоторым людям удается видеть ультрафиолетовое излучение, а другим — различать сразу 100 млн оттенков? Существует ли на самом деле творческое видение? Так много вопросов, на которые у современных ученых наверняка должны быть ответы.

Мы в AdMe.ru решили выяснить, как различается видение разных людей в зависимости от образа мыслей, культуры, времени и других обстоятельств. Аккуратнее, после этой статьи вы можете увидеть мир в новом свете.

Почему древние люди не отличали цвет фуксии от белого, а фиолетовый путали с синим?

10 тыс. лет назад люди видели цвета так же, как и мы, но использовали обобщенные названия. Светлые оттенки приравнивались к белому цвету, темные — к черному. Цвет фуксии был ярким и светлым, поэтому стоял в одном ряду с белым или желтым. Фиолетовый и синий были похожими и стояли в одном ряду, приравниваясь к темному или черному. Позже оттенки начали распределять между красным, желтым, зеленым и сине-зеленым цветами (фиолетовый вместе с синим попадали в разряд сине-зеленого цвета).

В речи люди описывали оттенки цвета через контекст — так, как сегодня мы объясняем вкус. Слов «сладкий», «соленый», «кислый», «острый» или «горький» часто оказывается недостаточно, чтобы точно передать смысл, и мы используем уточнение: сравните, например, фразы «как кислый лимон» и «как кислый кофе».

Древние египтяне видели синий цвет, а греки — нет?

Египтолог Ричард Х. Уилкинсон (Richard H. Wilkinson) заметил, что для каждого цвета существовало конкретное значение.

Например, художники всегда изображали мужчин с красно-коричневой кожей, женщин — со светло-коричневой, а богов — с золотой, потому что верили, что кожа богов и фараонов действительно из золота. Исключением был Осирис, который получил черную или зеленую кожу — символ новой жизни и воскрешения. Это подчеркивало его историю: он был убит богом Сетом и воскрешен богиней Исидой, чтобы затем править загробным миром.

Синий и голубой цвета были самыми популярными у египтян, они символизировали истину, правду, рождение и жизнь. Небеса и воды плодородного Нила были синими, амулеты плодородия и татуировки для женщин в виде божка Беса чаще были также синего цвета. Но значение каждого цвета было неразрывно привязано и к контексту изображения.

Это заметнее в языке древних греков: описывая объекты, они группировали их по качествам. Например, небо называли бронзовым, потому что оно ослепительно, как лезвие меча. Море — пурпурно-красным, как и вино, потому что они оба символизируют свежесть, жизнь. Но правда ли, что греки не различали синий цвет?

Загадка: как в оригинале выглядела эта древнегреческая статуя?

Правильный ответ: вариант А.

Ученые Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) и Ульрике Кох-Бринкманн (Ulrike Koch-Brinkmann) доказали, что античные статуи и общественные здания выполнены в цвете. Пигменты в красках были минеральными, но сам носитель — органическим, поэтому со временем бактерии разрушали его, и краски осыпались. Оказалось, что наши представления о минимализме цвета в античные времена далеки от реальности. И, конечно, греки прекрасно различали оттенки синего, выделяя его в отдельную категорию цвета.

На основе исследований в 2007 году американские и немецкие ученые разработали выставку, где представлены античные статуи и здания в оригинальной расцветке. Сложно поверить, что сотни лет назад древнегреческие мастера использовали такое разнообразие цветов, украшения в виде бронзовых вставок и выпуклые зрачки глаз из черного камня.

Еще Аристотель, древнегреческий философ и воспитатель Александра Македонского, в своих трудах рассказывал о 7 основных цветах: черном, белом, красном, желтом, зеленом, синем и фиолетовом. Он связывал их с 7 нотами, небесными телами и днями недели.

Сегодня мы называем 11–12 основных категорий цвета в языке, и это косвенно указывает на степень развития общества. Есть и те, кто легко определяет малейшую разницу в оттенках цветов и использует в 10 раз больше определений.

Например, «шартрез», «лайм» и «трилистник» — это названия цветов зеленого оттенка, которые для большинства выглядят как зеленый или светло-зеленый цвет. Проверить, насколько чувствительны глаза к цвету, можно с помощью этого теста.

Ни один человек не различает синие цвета до года

В рамках исследований выяснилось, что дети в возрасте от 4 до 8 месяцев быстрее распознавали зеленый круг на синем фоне, чем голубой круг на синем фоне. Эти выводы поставили ученых перед новой загадкой: способность распознавать цвета является врожденной или приобретенной?

Некоторые люди видят в 100 раз больше цветов, чем остальные. Посчитайте, сколько полосок видите вы:

Менее 20 полосок: возможно, у вас 2 типа светочувствительных колбочек. Как и у 1/4 населения мира. Вы различаете чуть меньше цветов, чем большинство. Видеть полный спектр помогут специальные очки или приложения, разработанные для всех видов дальтонизма.

От 20 до 36 полосок: у вас, скорее всего, 3 типа светочувствительных колбочек. Вы, как и большинство людей, различаете большое число цветовых оттенков.

Более 37 полосок: похоже, вы относитесь к числу тетрахроматов. У них сразу 4 типа светочувствительных колбочек. Такие люди распознают примерно 100 млн цветов, как пчелы, некоторые птицы и художница Кончетта Антико, которая создает такие картины:

Наличие сразу 4 типов колбочек является редкой мутацией и встречается среди женщин, у которых в роду есть мужчины с дальтонизмом. Но даже люди с одинаковыми глазами — близнецы — воспринимают цвет по-разному. Сам мозг определяет цвет в зависимости от настроения, эмоций и воспоминаний.

Читайте также:  Как правильно делать массаж вокруг глаз от морщин

Как описать цвет, если в языке нет его названия?

Некоторые люди заметили, что часто мы применяем по отношению к одному и тому же цвету разные названия из-за трудностей восприятия. Вспомните загадку с платьем: одни считали его бело-золотым, другие — черно-синим.

В языке йеле, используемом на острове в Папуа — Новой Гвинее, существует другой подход к определению цвета. Вместо отдельного названия используют название предмета, который при любых обстоятельствах выглядит неизменно. Например, слово «ночь» означает черный цвет, «какаду» — белый, «сок» — темно-красный, «незрелый» — зеленый, «вода у рифа» — голубой.

Но даже такой подход не защитит вас от иллюзий, которые намеренно создает ваш собственный мозг. Посмотрите на картинку и скажите, какого цвета круги за полосками:

Дело в том, что они все одного цвета. Это оптическая иллюзия Манкера-Уайта. Из-за разноцветных полосок на картинке кажется, что круги 4 разных оттенков. Думаете, что теперь это легкая задачка? Попробуйте точно ответить, какого цвета сердца за полосками:

Ответ: все они одинакового цвета — желтого.

Можно ли услышать цвет или увидеть время?

Да, нейрологический феномен синестезии тоже является игрой нашего разума. Люди-синестестики представляют, что буква «Д» непременно, допустим, синего цвета, а имя «Алексей» может вызвать у них во рту горький привкус.

Известными синестетиками были Владимир Набоков, Ференц Лист, Дюк Эллингтон и Ван Гог. Если вам кажется, что вы тоже синестетик, проверьте себя и примите участие в исследованиях, чтобы помочь науке в познании этого удивительного состояния.

Почему люди с аутизмом иначе видят мир?

Их мозг воспринимает увиденное иным образом: он фокусируется на центре изображения и воспринимает его целиком, не обращая внимания на значительные детали, например лица людей или яркие акценты. От общего к частному: чем дольше глаза обозревают, тем выразительнее становится каждая деталь в мозге.

Такой способ восприятия информации может стать преимуществом для детектива. У большинства людей мозг видит картинку наоборот: сначала запоминает частные, значительные детали, а затем пытается достроить и сформировать целостное изображение.

Существует ли творческое видение на самом деле?

Допустим, каждый ваш глаз видит обособленное изображение. В результате мозг обычного человека постоянно выбирает, какое из них будет основным, — и это называется бинокулярным соревнованием. Человек видит то картинку правого глаза, то картинку левого. Но у некоторых людей мозг выбирает сразу 2 картинки, и получается как бы структурированное изображение.

Эта особенность встречается у людей, занимающихся творчеством, открытых к общению и любознательных. Благодаря ей они распознают вокруг себя символы и образы, незаметные для обычных людей. Тренировать ее можно, разглядывая, к примеру, ковер или облака.

Загадка: можно ли ясной ночью разглядеть огонь свечи с расстояния в 48 км?

Ответ: нет. Чем выше интенсивность фона, тем ярче должен быть объект, чтобы мы его видели. Доказано, что в реальном мире при ясной погоде ночью невооруженным глазом можно увидеть пламя свечи с расстояния не более 2 576 м.

Человеческий глаз не единственный орган зрения

Некоторые люди видят ультрафиолетовое излучение: это происходит, когда удаляют хрусталик, именно он «фильтрует» УФ-излучение. Для них все люди покрыты веснушками, тоник и обычная вода — разного цвета, а птицы, цветы и некоторые грибы выглядят ярче.

Человек распознает инфракрасное излучение благодаря рецепторам на коже, которая воспринимает его в виде теплового излучения. Вы замечаете это: ускоряется кровоток, расширяются сосуды, усиливается потоотделение. Некоторые ученые отмечают, что глаз способен увидеть вспышки зеленого света при использовании инфракрасного лазера — факт, который требует пересмотра возможностей человеческого зрения.

Источник

Помните случаи, когда вы закрываете глаза, то замечаете что-то, напоминающее изменчивый мерцающий узор из «звездочек» всевозможных цветов, создающий своеобразное световое шоу внутри ваших закрытых век? Многие люди, которые наблюдали такое явление ошибочно считают, что это остаточная картинка того, что они видели перед тем, как закрыли глаза.

Остаточное изображение может быть только частью этого явления. Настоящая причина, по которой мы видим этот расплывчатый фейерверк за закрытыми веками глаз связана с фосфенами!

Фосфен. Источник изображения: igloomag.com

Фосфены — это движущиеся визуальные образы (обычно в форме звездочек и пятен), которые мы видим, когда закрываем глаза. Слово «фосфен» происходит от греческого слова «phos» (свет) и «phainein» (показывать)

Откуда берутся фосфены?

Считается, что они вызваны внутренними электрическими зарядами, которые генерирует сетчатка глаза, даже когда она находится в «состоянии покоя» и на нее не поступает свет, когда наши глаза закрыты.

Клетки в сетчатке возбуждаются в отсутствие света, что приводит к «видимым» внутри век образам, которые воспринимаются как звездочки, вспышки или нечеткие световые пятна в форме кругов или завихрений. Часто многие люди, закрыв глаза, видят подобное изображение:

Графическое представление фосфенов.

Еще фосфены могут появляться из-за механической стимуляции сетчатки посредством приложенного давления или напряжения. Физическое давление на сетчатку стимулирует ее и генерирует фосфены. Вы сами можете проверить это — закройте глаза и аккуратно надавите на них, вы тут же вы увидите фосфен, проецируемый на ваше веко, который будет длиться секунду или больше перед тем, как исчезнуть. Будьте осторожны, не надавливайте слишком сильно или слишком резко, так как это может повредить ваши глаза!

Фосфены. Гравюра из медицинского словаря (Поль Лабарт — 1885). Источник изображения: Shutterstock.com

Читайте также:  Термический ожог кожи вокруг глаз

Таким вот образом физическое давление может стимулировать сетчатку и заставлять ее видеть свет, которого «в ней нет».

Иногда человек может видеть вспышки или пятна света во время чихания, сильного кашля, сильного удара по голове или изменения кровяного давления, например, после слишком быстрого вставания.

Также фосфены могут быть вызваны резкими звуками или сильными магнитными полями, которые могут оказывать влияние на зрительные нервы.

Опасны ли фосфены и все ли люди могут их видеть?

Люди, которые родились слепыми никогда не видят фосфены. Однако, если человек потерял зрение в результате болезни или травмы, то у него, как правило, не теряются все зрительные функции. Фосфены могут возникать в разных частях зрительной системы, поэтому люди, которые когда-то были зрячими часто сохраняют способность наблюдать это явление.

Несмотря на то, что фосфены обычно безвредны, они могут свидетельствовать о каком-то серьезном заболевании. Если вы видите вспышки света в вашей повседневной жизни, даже не нажимая на глаза, то обратитесь к окулисту. Для определения точной причины может потребоваться комплексное обследование.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал Научпоп. Наука для всех. Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!

Источник

Ïèñàòåëü Áåðíàðä Íüþìåí òî÷íî ñôîðìóëèðîâàë ïðåèìóùåñòâî âíåçàïíîñòè â áîþ: «ß íèêîãäà íå ñëûøàë î òàêèõ âîéñêàõ, ÷òî óñòîÿëè áû ïåðåä íî÷íîé àòàêîé ñ òûëà». Êàêèìè áû áîåâûìè èñêóññòâàìè âû íè âëàäåëè, ñêîëüêî áû îðóæèÿ íè íîñèëè ñ ñîáîé, — åñëè âàñ ñçàäè óäàðÿò ïî ãîëîâå, âàì óæå íè÷åãî íå ïîìîæåò. Êàê èçáåæàòü âíåçàïíîãî íàïàäåíèÿ? Ýòî ïðîñòî. Íàäî áûòü áäèòåëüíûì.

Íî ëó÷øèé èç áîéöîâ ëþáîãî ýëèòíîãî ñïåöïîäðàçäåëåíèÿ ìîæåò ñòàòü æåðòâîé íåîæèäàííîñòè. Ïðîáëåìà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ìû íå ñïîñîáíû áûòü áäèòåëüíûìè ïîñòîÿííî. Íàøà ïñèõèêà íå â ñîñòîÿíèè âîñïðèíèìàòü è àíàëèçèðîâàòü èíôîðìàöèþ îá îêðóæàþùåì ìèðå äîëüøå äâóõ ÷àñîâ êðÿäó. Ïîòîì âíèìàíèå ðàññåèâàåòñÿ.

Ñòîëêíóâøèñü ñ ýòîé ïðîáëåìîé âî âðåìÿ Âòîðîé ìèðîâîé, àìåðèêàíñêèå ýêñïåðòû ïî ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîäãîòîâêå 82-é âîçäóøíî-äåñàíòíîé äèâèçèè ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî ñîñòîÿíèå ãîòîâíîñòè ÷åëîâåêà ìîæíî ðàçäåëèòü íà óñëîâíûå óðîâíè, îáîçíà÷àåìûå ðàçíûìè öâåòàìè.

Ê ñîæàëåíèþ, èñòîðèÿ íå ñîõðàíèëà èìåí ïîäëèííûõ àâòîðîâ «öâåòîâîãî êîäà ãîòîâíîñòè», è íàì îí èçâåñòåí êàê «êîä Êóïåðà» — â ÷åñòü ïîëêîâíèêà Äæåôôà Êóïåðà, ñäåëàâøåãî ýòó âîåííóþ ðàçðàáîòêó äîñòîÿíèåì øèðîêîé îáùåñòâåííîñòè. Òåðìèí «öâåòîâîé êîä» âïåðâûå áûë èñïîëüçîâàí èì â êíèãå «Ïðèíöèïû ëè÷íîé ñàìîçàùèòû» â 1972 ãîäó.

Öâåòîâàÿ ñåãðåãàöèÿ

Öâåòîâîé êîä — ýòî óñëîâíîå îáîçíà÷åíèå ñòåïåíåé âîçáóæäåíèÿ ÷åëîâå÷åñêîé ïñèõèêè, ñòèìóëèðîâàííûõ âíåøíèìè ðàçäðàæèòåëÿìè. Ýòî ïÿòü ñîñòîÿíèé áäèòåëüíîñòè, ïåðåõîä ìåæäó êîòîðûìè ìîæåò áûòü îáóñëîâëåí êàê âíóòðåííåé ìîòèâàöèåé («ñîñðåäîòî÷üñÿ!»), òàê è âíåøíåé («÷òî ýòî òàì ãðîìûõíóëî?»)

Êîä Êóïåðà â æèçíè

 èäåàëå ïåðåõîä ìåæäó öâåòàìè äîëæåí áûòü îñîçíàííûì è äîáðîâîëüíûì, à íå ïîä âîçäåéñòâèåì âíåøíèõ ñèãíàëî⠗ êëàêñîíà íåñóùåãîñÿ íà âàñ ãðóçîâèêà èëè îòáëåñêà íîæà â ïîäâîðîòíå. Äëÿ ýòîãî ñóùåñòâóåò ïðîñòîé è íàäåæíûé ñïîñîá. Òàê êàê æèçíü â öåëîì ðóòèííà è îäíîîáðàçíà (äîì-ïîäúåçä-óëèöà-îñòàíîâêà-òðàíñïîðò-ðàáîòà è â îáðàòíîì ïîðÿäêå), òî ñâîè òèïè÷íûå ìàðøðóòû ñëåäóåò îöåíèòü ñ òî÷êè çðåíèÿ óãðîçû è ðàñêðàñèòü â ñîîòâåòñòâóþùèå öâåòà. Äîì — áåëûé, ïîäúåçä è óëèöà — æåëòûé óòðîì, îðàíæåâûé âå÷åðîì, ïîäâîðîòíÿ — âñåãäà êðàñíûé. Îöåíèòå êàðòó ñâîåé æèçíè. Åñëè êðàñíîãî è îðàíæåâîãî ìíîãîâàòî — ìîæåò, èìååò ñìûñë ïîìåíÿòü ìàðøðóò èëè ðàñïèñàíèå. Óïðàâëÿòü ñîñòîÿíèåì ñâîåé áäèòåëüíîñòè íå ñëîæíåå, ÷åì, ñêàæåì, àâòîìîáèëåì — ïîíà÷àëó ýòî òðåáóåò ïîñòîÿííîé ñîñðåäîòî÷åííîñòè, ïîòîì ïðåâðàùàåòñÿ â àâòîìàòè÷åñêèé íàâûê.

1.Ïåðâûé öâåò — áåëûé. Ñîñòîÿíèå ïîêîÿ, ðàçíîâèäíîñòü áîäðñòâîâàíèÿ, íàèáîëåå áëèçêàÿ êî ñíó. Ìîçã îòäûõàåò. Óãðîçû íåò. Âû ñèäèòå äîìà, ïåðåä òåëåâèçîðîì, ðóæüå ñòîèò â ñåéôå, íà óëèöå äðåìëåò ðîòâåéëåð. Îêðóæàþùèé ìèð ïðèâû÷åí, çíàêîì, íåîïàñåí. Ìîæíî äóìàòü î ÷åì óãîäíî. Óðîâåíü êîðòèçîëà — «ãîðìîíà òðåâîãè» — â êðîâè áëèçîê íóëþ.  «áåëîì öâåòå» ÷åëîâåê ïðàêòè÷åñêè íå ñïîñîáåí ðåàãèðîâàòü íà âíåçàïíóþ óãðîçó. Ïðè ëþáîé îïàñíîñòè ñðàáàòûâàåò áàçîâûé ñòàðò-ðåôëåêñ è âûäàåò îäíó èç òðåõ ñòàíäàðòíûõ ðåàêöèé: áåé-áåãè-çàìðè. Àòàâèñòè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ «çàìðè» (ïðèêèíüñÿ ìåðòâûì, è õèùíèê òåáÿ íå çàìåòèò) ïðîÿâëÿåòñÿ ó 75% ëþäåé, ÷òî ìèíèìèçèðóåò øàíñû íà âûæèâàíèå.  «áåëîì öâåòå» ïîñòîÿííî ïðåáûâàþò ëþäè ñ ïîâûøåííûì óðîâíåì äîôàìèíà (íàïðèìåð, âëþáëåííûå) è, ðàçóìååòñÿ, íàõîäÿùèåñÿ ïîä âîçäåéñòâèåì ïñèõîòðîïíûõ âåùåñòâ èëè àëêîãîëÿ.

Читайте также:  Рисунок мир вокруг нас глазами ребенка

2. Âòîðîé öâåò — æåëòûé. Ýòî áäèòåëüíîñòü. Óãðîçà åñòü, íî îíà àáñòðàêòíà. Âû âûøëè èç äîìà, ñìîòðèòå ïî ñòîðîíàì. Âû îáðàùàåòå âíèìàíèå íà ëóæè ïîä íîãàìè è îòêðûòûå êàíàëèçàöèîííûå ëþêè, ñëåäèòå çà öâåòîì ñâåòîôîðà è íå çàáûâàåòå ïîãëÿäåòü íàëåâî-íàïðàâî ïðè ïåðåõîäå óëèöû. Âñå ýòî ìîçã ïðîäåëûâàåò àâòîìàòè÷åñêè, â ôîíîâîì ðåæèìå. Ëó÷øàÿ èëëþñòðàöèÿ «æåëòîãî öâåòà» — ýòî ìàøèíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü âîäèòåëÿ çà ðóëåì. Êîíòðîëü äâèæåíèÿ ñïåðåäè, ñçàäè, ñëåâà è ñïðàâà, äîðîæíûå çíàêè, ñâåòîôîðû, ïåøåõîäû, ìîòîöèêëèñòû, íåàäåêâàòíûå âîäèòåëè — âñå ýòî íå ìåøàåò ïàðàëëåëüíî ñëóøàòü ìóçûêó, ðàçãîâàðèâàòü, äóìàòü î ÷åì-òî ïîñòîðîííåì.  «æåëòîì» ÷åëîâåê ìîæåò íàõîäèòüñÿ äîñòàòî÷íî äîëãî — äî 10−15 ÷àñîâ êðÿäó.

3. Òðåòèé öâåò — îðàíæåâûé. Íàñòîðîæåííîñòü. Óãðîçà åñòü, è îíà ðåàëüíà. ×òî-òî óãðîæàåò íåïîñðåäñòâåííî âàì. Òðåáóåòñÿ ïðåäïðèíÿòü îïðåäåëåííûå øàãè, ïðîñ÷èòàòü âîçìîæíûå ïîñëåäñòâèÿ, ñäåëàòü âûáîð.  êðîâü âûáðàñûâàåòñÿ àäðåíàëèí, íîðàäðåíàëèí, êîðòèçîë. Ïóëüñ ïîäíèìàåòñÿ äî ñòà óäàðîâ â ìèíóòó. Âîçíèêàåò ýôôåêò òóííåëüíîãî çðåíèÿ — óãîë îáçîðà ñîêðàùàåòñÿ îò 120 äî 10 ãðàäóñîâ, âñå âíèìàíèå ïðèêîâàíî ê óãðîçå (÷òî íå òàê óæ è õîðîøî, âåäü óãðîçà ìîæåò áûòü íå îäíà). Ýòî ñîñòîÿíèå ÷àñîâîãî, óñëûøàâøåãî ïîäîçðèòåëüíûé øîðîõ â êóñòàõ; ïåøåõîäà, ïåðåáåãàþùåãî äîðîãó íà êðàñíûé; äåâóøêè, â îäèíî÷êó âîçâðàùàþùåéñÿ íî÷üþ äîìîé ÷åðåç ïàðê.  ýòîì ñîñòîÿíèè ÷åëîâåê ìîæåò ïðåáûâàòü îò 45 ìèíóò äî äâóõ ÷àñîâ, â çàâèñèìîñòè îò òðåíèðîâàííîñòè ïñèõèêè — òî÷íî êàê ñîáàêà, ðàáîòàþùàÿ íà ïîèñê íàðêîòèêîâ èëè âçðûâ÷àòêè. Ïîòîì ïñèõèêà òîðìîçèòñÿ, ÷åëîâåê ïîñòåïåííî âîçâðàùàåòñÿ â «æåëòûé», à ïîòîì è â «áåëûé öâåò». Èìåííî ïîýòîìó ïî óñòàâó êàðàóëüíîé ñëóæáû ÷àñîâûõ â àðìèè ìåíÿþò êàæäûå äâà ÷àñà.

4. ×åòâåðòûé öâåò — êðàñíûé. Áîðüáà çà âûæèâàíèå. Óãðîçà èç ïîòåíöèàëüíîé ñòàëà ðåàëüíîé. Ñõâàòêà íà÷àëàñü, â ïåðâóþ î÷åðåäü — ñ ñàìèì ñîáîé. Ïóëüñ ïîäíèìàåòñÿ äî 160 óäàðîâ â ìèíóòó, îðãàíèçì ïåðåõîäèò â ñîñòîÿíèå ñòðåññà. Òîðìîçèòñÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà, àêòèâèðóåòñÿ ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà ìîçãà. Âî ðòó ïåðåñîõëî, ðóêè äðîæàò, ìåëêàÿ ìîòîðèêà íå ðàáîòàåò, êîæà áëåäíååò, çðà÷êè ðàñøèðÿþòñÿ. Çàòî ïîâûøàåòñÿ áîëåâîé ïîðîã, óñèëèâàåòñÿ ãðóáàÿ ìîòîðèêà, óñêîðÿåòñÿ îáìåí âåùåñòâ, ïå÷åíü ãîíèò â êðîâü ãëèêîãåíû, ÷òîáû áûñòðåå ñæå÷ü ñàõàð è äàòü îðãàíèçìó ýíåðãèþ äëÿ âûæèâàíèÿ. Ñàìîå ïå÷àëüíîå — ïîñòåïåííî ïåðåñòàþò ðàáîòàòü ëîáíûå äîëè ìîçãà, ñïîñîáíîñòü ê ëîãè÷åñêîìó ìûøëåíèþ çíà÷èòåëüíî ñíèæàåòñÿ.  ðàñïîðÿæåíèè ÷åëîâåêà îñòàþòñÿ òîëüêî äâèãàòåëüíûå íàâûêè — âðîæäåííûå è íàòðåíèðîâàííûå, ïðèíèìàòü êàêèå-ëèáî îñîçíàííûå ðåøåíèÿ â «êðàñíîì öâåòå» ìû íå â ñîñòîÿíèè.

5. Ïÿòûé, ïîñëåäíèé öâåò — ÷åðíûé. Øîê. Ñîñòîÿíèå, íàèáîëåå áëèçêîå ê ñìåðòè. Ìîçã íå ðàáîòàåò, îðãàíû ÷óâñòâ íå âîñïðèíèìàþò îêðóæàþùóþ äåéñòâèòåëüíîñòü, øàíñû íà âûæèâàíèå ðàâíû íóëþ.

Îò áåëîãî ê ÷åðíîìó

Ïåðåõîäû ìåæäó öâåòàìè äîëæíû îñóùåñòâëÿòüñÿ ïîñëåäîâàòåëüíî; ëþáîé ðåçêèé ïåðåõîä (èç áåëîãî â êðàñíûé, íàïðèìåð) ÷ðåâàò ïðîâàëèâàíèåì â «÷åðíûé», êîãäà ïñèõèêà íå óñïåâàåò ðàçîãíàòüñÿ äî íóæíûõ îáîðîòîâ. Îáðàòíûå ïåðåõîäû òàêæå îñóùåñòâëÿþòñÿ ïîøàãîâî, ìû íå ìîæåì èç îðàíæåâîãî âåðíóòüñÿ ñðàçó â áåëûé — ïóëüñ åùå ñëèøêîì âûñîê.

Âîîáùå íàøà ïñèõèêà ñòîëü çàâèñèìà îò ôèçèîëîãèè, ÷òî ìîçã íå â ñîñòîÿíèè ðàçëè÷èòü — ïîäíÿëñÿ ëè ïóëüñ îò ðåàëüíîé óãðîçû èëè ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè. Êàê êîñìîíàâòû â öåíòðèôóãå ñ òðóäîì ðåøàþò àðèôìåòè÷åñêèå çàäà÷êè, òàê è ÷åëîâåê ïîñëå èíòåíñèâíîé òðåíèðîâêè ñ ïðåâûøåíèåì ðåñïèðàòîðíîãî ïîðîãà (êîãäà èç-çà íåäîñòàòêà êèñëîðîäà òåðÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ãîâîðèòü) ÷óâñòâóåò ñåáÿ ïðèáëèçèòåëüíî òàê æå, êàê åñëè áû åãî ðàçóì íàõîäèëñÿ â «êðàñíîì öâåòå».

Ýòà îñîáåííîñòü îðãàíèçìà ñ óñïåõîì èñïîëüçóåòñÿ â òàê íàçûâàåìûõ ñòðåññ-óïðàæíåíèÿõ, îñíîâíàÿ çàäà÷à êîòîðûõ íå ïîèçäåâàòüñÿ íàä òðåíèðóåìûì, íî àäàïòèðîâàòü åãî ïñèõèêó ê ñîñòîÿíèþ ñòðåññà. Ïîýòîìó, êîãäà â êèíî ñåðæàíò îðåò íà ìîðïåõîâ è ïèíàåò èõ íîãàìè, îí íå òîëüêî ïðîÿâëÿåò ñâîþ ñàäèñòñêî-ñåðæàíòñêóþ ñóùíîñòü, íî è ïðèó÷àåò áîéöîâ äåéñòâîâàòü â «êðàñíîì öâåòå». Òàêæå äëÿ ïåðåõîäîâ ìåæäó öâåòàìè èñïîëüçóþòñÿ òðèããåðû — îïðåäåëåííûå âåùè, âûçûâàþùèå ó íàñ ÷óâñòâî òðåâîãè. Íàïðèìåð, âîé ñèðåíû, çàïàõ äûìà, ôèçè÷åñêèé êîíòàêò ñ íåçíàêîìûì ÷åëîâåêîì è ò. ä.

Ìû ôèêñèðóåì âñå îïàñíîå äëÿ íàøåãî âûæèâàíèÿ òàê æå àâòîìàòè÷åñêè, êàê ìóæ÷èíû îáðàùàþò âíèìàíèå íà ñèìïàòè÷íûõ æåíùèí, ïðîõîäÿùèõ ìèìî. È òî è äðóãîå âåëèò íàì äåëàòü èíñòèíêò âûæèâàíèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, áîëüøèíñòâî ëþäåé èãíîðèðóþò ñèãíàëû îïàñíîñòè, ïîëàãàÿ, ÷òî åñëè ðàíüøå ñ íèìè íè÷åãî ïëîõîãî íå ïðîèñõîäèëî, òî íå ïðîèçîéäåò è âïðåäü.

(ñ) Àíòîí Ôàðá

Источник