Формирование зрения сетчатки глаза

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии «Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Автор: учитель биологии МКОУ «Лицей г. Малмыжа» Суворова Н. В.

Описание слайда:

Автор: учитель биологии МКОУ «Лицей г. Малмыжа» Суворова Н. В.

2 слайд

Анализаторы Это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и

Описание слайда:

Анализаторы Это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.

3 слайд

Зрительный анализатор Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, вспом

Описание слайда:

Зрительный анализатор Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, вспомогательного аппарата, проводящих путей и зрительной коры головного мозга.

4 слайд

1.Где расположен глаз, какие вспомогательные органы защищают наши глаза? 2. С

Описание слайда:

1.Где расположен глаз, какие вспомогательные органы защищают наши глаза? 2. Сколько мышц может приводить в движение глазное яблоко? (6 – наружная прямая, внутренняя прямая, нижняя прямая, верхняя прямая, нижняя косая, верхняя косая) Орган зрения – глаз

5 слайд

Глазное яблоко и вспомогательный аппарат Глазное яблоко располагается в глазн

Описание слайда:

Глазное яблоко и вспомогательный аппарат Глазное яблоко располагается в глазнице черепа. К вспомогательному аппарату глаза относятся веки, слёзный аппарат, мышцы глазного яблока, брови.

6 слайд

Строение глазного яблока

Описание слайда:

Строение глазного яблока

7 слайд

ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА 1. Склера (+роговица) Скле́ра – белковая оболочка – наружная п

Описание слайда:

ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА 1. Склера (+роговица) Скле́ра – белковая оболочка – наружная плотная соединительнотканная оболочка глаза, выполняющая защитную и опорную функцию.

8 слайд

Рогови́ца (роговая оболочка) — передняя наиболее выпуклая прозрачная часть гл

Описание слайда:

Рогови́ца (роговая оболочка) — передняя наиболее выпуклая прозрачная часть глазного яблока, одна из светопреломляющих сред глаза.

9 слайд

2. Сосудистая оболочка глаза Средняя оболочка глазного яблока. Играет важную

Описание слайда:

2. Сосудистая оболочка глаза Средняя оболочка глазного яблока. Играет важную роль в обменных процессах, обеспечивая питание глаза и выведение продуктов обмена. Она богата кровеносными сосудами и пигментом глазного яблока.

10 слайд

Радужная оболочка (радужка) – тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием (

Описание слайда:

Радужная оболочка (радужка) – тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием (зрачком) в центре; расположена за роговицей, перед хрусталиком. Радужка содержит различное количество пигмента, от которого зависит её окраска — «цвет глаз». Зрачок – круглое отверстие, через которое лучи света проникают внутрь и достигают сетчатки (величина зрачка изменяется в зависимости от интенсивности светового потока: при ярком свете он у́же, при слабом и в темноте — шире).

11 слайд

3. Сетчатка глаза Сетчатка (лат. retína) — внутренняя оболочка глаза, являюща

Описание слайда:

3. Сетчатка глаза Сетчатка (лат. retína) — внутренняя оболочка глаза, являющаяся периферическим отделом зрительного анализатора.

12 слайд

 Какое строение имеет сетчатка глаза? Желтое пятно - Слепое пятно -

Описание слайда:

Какое строение имеет сетчатка глаза? Желтое пятно — Слепое пятно —

13 слайд

Желтое пятно и слепое пятно

Описание слайда:

Желтое пятно и слепое пятно

14 слайд

Строение сетчатки Анатомически сетчатка представляет собой тонкую оболочку, п

Описание слайда:

Строение сетчатки Анатомически сетчатка представляет собой тонкую оболочку, прилежащую на всём своём протяжении с внутренней стороны к стекловидному телу, а с наружной — к сосудистой оболочке глазного яблока. В ней выделяют две части: зрительную часть (рецептивное поле — участок с фоторецепторными клетками (палочками или колбочками) и слепую часть (область на сетчатке, которая не чувствительна к свету). Свет падает слева и проходит через все слои, достигая фоторецепторов (колбочек и палочек). Которые и передают сигнал по зрительному нерву в мозг.

15 слайд

Строение сетчатки

Описание слайда:

Строение сетчатки

16 слайд

Глаз, как и всякая собирающая линза, дает на сетчатке перевернутое изображени

Описание слайда:

Глаз, как и всякая собирающая линза, дает на сетчатке перевернутое изображение, действительное и уменьшенное.

17 слайд

Хруста́лик — прозрачное тело, расположенное внутри глазного яблока напротив з

Описание слайда:

Хруста́лик — прозрачное тело, расположенное внутри глазного яблока напротив зрачка; являясь биологической линзой, хрусталик составляет важную часть светопреломляющего аппарата глаза. Хрусталик представляет собой прозрачное двояковыпуклое округлое эластичное образование.

18 слайд

Аккомодация

Описание слайда:

Аккомодация

19 слайд

Гигиена зрения

Описание слайда:

Гигиена зрения

20 слайд

Дальнозоркость Дальнозоркость (гиперметропия) — особенность рефракции глаза,

Описание слайда:

Дальнозоркость Дальнозоркость (гиперметропия) — особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далеких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой. В молодом возрасте при не слишком высокой дальнозоркости с помощью напряжения аккомодации можно сфокусировать изображение на сетчатке. Одной из причин дальнозоркости может быть уменьшенный размер глазного яблока на передне-задней оси. Практически все младенцы — дальнозоркие. Но с возрастом у большинства этот дефект пропадает в связи с ростом глазного яблока. Причина возрастной (старческой) дальнозоркости (пресбиопии) — уменьшение способности хрусталика изменять кривизну. Этот процесс начинается в возрасте около 25 лет, но лишь к 40—50 годам приводит к снижению остроты зрения зрения при чтении на обычном расстоянии от глаз (25—30 см).

21 слайд

Близорукость Близорукость (миопия) — это дефект зрения, при котором изображен

Описание слайда:

Близорукость Близорукость (миопия) — это дефект зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней. Наиболее распространённая причина — увеличенное (относительно нормального) в длину глазное яблоко. Более редкий вариант – когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее чем надо (и, как следствие, они опять-таки сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании удаленных предметов, на сетчатке возникает нечеткое, размытое изображение. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введением информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало ещё более серьёзным.

Читайте также:  Болезни сетчатки в контакте

22 слайд

Коррекция зрения хирургическая коррекция зрения Виртуальная коррекция зрения

Описание слайда:

Коррекция зрения хирургическая коррекция зрения Виртуальная коррекция зрения лазерная коррекция зрения Коррекция зрения контактными линзами Очки — простой способ коррекции зрения!

23 слайд

Проверочный тест по теме «Зрительный анализатор» Выберите правильный ответ 1.

Описание слайда:

Проверочный тест по теме «Зрительный анализатор» Выберите правильный ответ 1. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это: а) сетчатка б) Роговица в) Радужка 2. Роговица глаза выполняет функцию: а) питания б) пропускания солнечных лучей в) защиты 3. Зрачок находится: а) в хрусталике б) в стекловидном теле в) в радужке 4. Оболочка глаза, содержащая палочки и колбочки – это: а) белочная оболочка б) сетчатка в) сосудистая оболочка 5. Палочки – это: а) рецепторы сумеречного света б) части стекловидного тела в) рецепторы цветного зрения 6. Колбочки – это: а) рецепторы сумеречного света б) части роговицы в) рецепторы, воспринимающие цвет 7. К куриной слепоте приводит нарушение функций: а) палочек б) колбочек в) хрусталика 8. При слабом свете зрачок: а) рефлекторно сужается б) рефлекторно расширяется в) не изменяется 9. Сетчатка глаза: а) защищает от механических повреждений б) снабжает глаз кровью в) преобразует лучи света в нервные импульсы 10. Если лучи света фокусируются позади сетчатки , это вызывает: а) близорукость б) дальнозоркость в) слепоту

24 слайд

Проверь себя! 1. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это: а) сетчатка

Описание слайда:

Проверь себя! 1. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это: а) сетчатка б) Роговица в) Радужка 2. Роговица глаза выполняет функцию: а) питания б) пропускания солнечных лучей в) защиты 3. Зрачок находится: а) в хрусталике б) в стекловидном теле в) в радужке 4. Оболочка глаза, содержащая палочки и колбочки – это: а) белочная оболочка б) сетчатка в) сосудистая оболочка 5. Палочки – это: а) рецепторы сумеречного света б) части стекловидного тела в) рецепторы цветного зрения 6. Колбочки – это: а) рецепторы сумеречного света б) части роговицы в) рецепторы, воспринимающие цвет 7. К куриной слепоте приводит нарушение функций: а) палочек б) колбочек в) хрусталика 8. При слабом свете зрачок: а) рефлекторно сужается б) рефлекторно расширяется в) не изменяется 9. Сетчатка глаза: а) защищает от механических повреждений б) снабжает глаз кровью в) преобразует лучи света в нервные импульсы 10. Если лучи света фокусируются позади сетчатки , это вызывает: а) близорукость б) дальнозоркость в) слепоту

Выберите книгу со скидкой:

Формирование зрения сетчатки глаза

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Формирование зрения сетчатки глаза

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Формирование зрения сетчатки глаза

Курс повышения квалификации

Формирование зрения сетчатки глаза

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-144036

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

 Тема: «Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке.»

Цели:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся представление о строении глаза и его  функции как периферического звена зрительной сенсорной системы., выяснить роль оптической системы глаза и  сетчатки в формировании изображения;

Формировать навыки работы с учебником, инструктивными карточками, моделями органов человека.

  1. Развивающая: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, коммуникативность.
  2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение  к собственному организму, понимание уникальности своего организма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование   и материалы: таблица «Зрительный анализатор», учебник для  8  класса/ В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов/, тетрадь с печатной основой, раздаточный материал (тесты, рисунок строения глаза),клей, мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация. 

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу.
  2. Переход к изучению новой темы.

(На фоне слайда1)

Сейчас происходит одно из величайших чудес жизни, на экране мелькают изображения, и в это время в абсолютной темноте вашего мозга возникают яркие, живые, близкие и далёкие, красивые, приятные образы, потому что вы видите. Всё, что вы имеете в вашей жизни, приобрело ценность и смысл благодаря вашим глазам. Ведь вы узнали родителей, ваших друзей, ваш дом, словом, всё многообразие жизни, благодаря им. Без глаз вы никогда бы не познали внешний мир в полной мере. Если бы у вас не было глаз вы никогда бы не узнали, что такое цвет, форма, осенний пейзаж или лицо человека, потому что вы не смогли бы представить себе то, чего никогда не видели.

 Но у вас есть глаза, и благодаря им вы видите окружающий мир, не прилагая при этом никаких усилий. Но задумывались ли вы когда-нибудь, какое это чудо- видеть мир?

Читайте также:  Комплекс водорастворимых полипептидных фракций сетчатки глаза скота

Сегодня на уроке мы попробуем приоткрыть завесу этой тайны.

(слайд 2,3) – тема и задачи урока.

Тема: «Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке.»

III        изучение нового материала.

Человек воспринимает цвета окружающего мира с помощью глаза.

  1. Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.( слайд 4)
  1. Глаз

Глазное яблоко                                                           вспомогательный аппарат

Вначале давайте познакомимся со строением и функцией глазного яблока.

В этом нам поможет фильм.  При просмотре фильма обратите внимание на(слайд5)

1.структуры глазного яблока, их названия

2. на количество и название оболочек глазного яблока

  1. Просмотр учебного фильма «Строение глаза» (Слайд6)
  2. Откроем учебник на стр.87 рис 35. На нем изображено схематичное строение глаза.

 1.Найдите оболочки глаза. Как они называются?  Предположите, какие функции выполняют?

2. Найдите внутреннее ядро глаза( хрусталик,  стекловидное тело, переднюю и заднюю камеры глаза.)

  1. Рассказ учителя по таблице.

                Глазное яблоко покрыто белочной оболочкой (соединительнотканной), которая защищает глаз от механических и химических повреждений. В передней части глаза белочная оболочка прозрачная и называется роговицей. Она свободно пропускает световые лучи.

        Средняя оболочка – сосудистая (соединительнотканная) – пронизана густой сетью кровеносных сосудов, снабжающих глазное яблоко кровью. Внутренняя поверхность сосудистой оболочки содержит черный пигмент, который поглощает световые лучи. Передняя часть сосудистой оболочки – радужка – ее цвет определяется количеством и распределением пигмента. В центре радужной оболочки находится отверстие – зрачок. Он регулирует поступление внутрь глаза лучей света. При ярком свете зрачок рефлекторно сужается, а при слабом освещении расширяется.

За зрачком расположен хрусталик – двояковыпуклая линза, окруженная ресничной мышцей. Всю внутреннюю часть глазного яблока заполняет стекловидное тело – прозрачное студенистое вещество, которое поддерживает  внутриглазное давление.

            Световые лучи, преломляясь в роговице,  хрусталике, стекловидном теле, фокусируются на внутренней оболочке глазного яблока – сетчатке.

  1. Строение  и функции сетчатки

Самая важная часть глаза- это сетчатка, так как именно здесь начинается зрительное восприятие. Как же она устроена? (слайд7)

  1. В сетчатке расположены рецепторы глаза – палочки и колбочки, многочисленные нейроны и их отростки составляют густую сеть, которой сетчатка обязана своим названием. Палочки воспринимают форму предмета при слабом освещении, колбочки отвечают за цветное зрение. В сетчатке происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг в зрительную зону коры больших полушарий. В этой зоне происходит различение раздражений – формы предмета, окраски, величины и т. д. Четкость восприятия окружающего мира осуществляется рефлекторно, независимо от сознания, путем изменения кривизны хрусталика. На сетчатке можно выделить  два пятна : 1)желтое- через него проходит зрительная ось ,здесь сосредоточены только колбочки. Это место наилучшего видения.

2) слепое- место выхода зрительного нерва, здесь отсутствуют фоторецепторы.

  1. У вас на партах имеются модели глаза, они нам понадобятся для выполнения практической работы.

 Выполнение Практической  работы «Строение глаза» (по инструктивной карточке) (слайд8)

             Оформление практической работы в тетради.

  1. итак, что же мы выяснили ?

Схема «Строение глаза» (слайд9)

                                                Глаз

Глазное яблоко                                                                 вспомогательный аппарат

Оболочки                                        внутреннее ядро

Склера  сосудистая  сетчатка        хрусталик    стекловидное тело

                                                                            Камеры глаза

                           Передняя                  задняя

4.Роговица, передняя и задняя камеры, зрачок, хрусталик, стекловидное тело образуют оптическую систему глаза, через которую проходит свет, прежде чем попадает на сетчатку. (работа с Таблицей)

Это система линз так преломляет свет, что на сетчатке получается уменьшенное и перевернутое изображение.(слайд10) Зрачок регулирует количество света, поступающего на сетчатку. При ярком свете зрачок сужается, а при слабой освещенности – расширяется. Расширение наблюдается при эмоциональных и ориентировочных реакциях. Хрусталик преломляет световые лучи и фокусирует их на сетчатке. При расслаблении ресничной мышцы хрусталик становится плоским(слайд11) , при сокращении- выпуклым. Это необходимо для «дальнего» и « ближнего» видения. Способность глаза видеть на различном расстоянии обусловлена изменением формы хрусталика и называется аккомодацией. 

Читайте также:  Деструкция стекловидного тела отслоение сетчатки

 Давайте выясним предел аккомодации.

        Самонаблюдение « Аккомодация»

Цель: пронаблюдать работу хрусталика при различном удалении предмета от глаза, выявить расстояние наилучшего зрения.

Ход работы: расположите ладонь на расстоянии 25 см от глаз. Рассмотрите линии ладони. Медленно приближайте ладонь к носу. Что происходит с изображением? Каково расстояние наилучшего зрения?

Выводы: изображение становится нечетким, размытым. Расстояние наилучшего зрения 20 – 25 см от глаз, таким оно должно быть при чтении. Существует предел аккомодации – 12 см – максимальное сжатие хрусталика.

  1. Что такое аккомодация?

Аккомодация- способность глаза видеть на различном расстоянии благодаря изменению формы хрусталика.

   5.Вспомогательный аппарат глаза состоит из защитных образований, слезного и двигательного аппарата. (Слайд12)

Таким образом , глаз представляет собой сложную систему.

                                                        Глаз

Глазное яблоко                                                                 вспомогательный аппарат

Оболочки                                        внутреннее ядро                 защитные образования             слезный

                                                                                                                                                                       аппарат                            

Склера  сосудистая  сетчатка                                     хрусталик                                       двигательный аппарат

                                                 стекловидное тело

                                                                            Камеры глаза

                          Передняя                  задняя

Вот эта четкая, сложная, но хрупкая  система как никакая нуждается в защите. Эту роль выполняет вспомогательный аппарат глаза.  Он представлен защитными образованиями(брови, веки, ресницы) (слайд12), слёзным аппаратом(слезные железы, слезные каналы)(слайд12) и двигательным аппаратом( 3 пары глазодвигательных мышц, обеспечивающих произвольные движения глаз)(слайд12)    Защитные механизмы срабатывают благодаря безусловным рефлексам  морганию и слезоотделению.

  1. Просмотр фрагмента «Моргание . слезы» ( слайд13)
  2. Защитные механизмы глаза играют огромную роль, давайте ещё раз  о них вспомним.

Откройте рабочую тетрадь на стр 45.(Выполнение №4 тетрадь стр45)

  1. Вывод по уроку

 Глаз представляет собой сложную оптическую систему, работа которой зависит  от слаженного взаимодействия всех его структур. Глаз обеспечивает восприятие человеком окружающей действительности.

  1. Закрепление .

Выполнение тестового задания ( слайд14)

Из перечня I-X выберите соответствующие свойства каждой части глаза из перечня 1-10.

  1. хрусталик

I.Защита от пота, пыли и яркого света

  1. сетчатка

II.Сокращаясь, регулируют кривизну хрусталика

  1. ресничные мышцы

III.Проводит возбуждение в мозг

  1. зрачок

IV.Преломляет световые лучи

  1. стекловидное тело

V.Меняет свою форму (кривизну)

  1. зрительный нерв

VI.Состоит из светочувствительных клеток колбочек и палочек

  1. белочная оболочка и роговица

VII.Защитная оболочка глаза

  1. радужка

VIII.Отверстие в радужке

  1. сосудистая оболочка

IX.Окрашенная часть сосудистой оболочки

  1. защитные образования глаза

X.Питающий слой глазного яблока

  1. Домашнее задание (слайд15)

§18, №5стр45(тетрадь)

(Слайд16)  Посредством глаза , а не глазом смотреть на мир умеет разум (в свое время подметил английский поэт  Уильям Блейк)

Об этом мы поговорим на следующем уроке, и это уже будет другая история…

Источник