Физкультура при близорукости под редакцией анисимова
ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ БЛИЗОРУКОСТИ
Казначеева Регина Владимировна
Студент 1 курса, кафедра экономики, ОГИМ, г. Оренбург
E-mail: hegine.d@mail.ru
Бровиков Дмитрий Владимирович
научный руководитель, ст. преподаватель ОГИМ г. Оренбург, мастер спорта России по вольной борьбе
Как известно, жизнь человека — невозможна без органов чувств. Ведь благодаря им мы познаем мир. Самым важным из органов чувств является зрение. Ученые доказали, что 95 % сведений о мире мы получаем благодаря зрению. Слабое зрение лишает человека полноты сведений о мире.
Одной из болезней глаз является близорукость. Значительно возросло в последнее время число людей страдающих этим недугом. Люди в очках стали неотъемлемой частью современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукости подвержены в основном молодое население страны. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2 % и более. У студентов вузов этот процент ещё выше.
Близорукость — это доставляющий неприятности изъян человека. Неприятности состоят в том, что человек страдающий близорукостью не может видеть четко предметы, которые находятся на некотором расстоянии от глаз. Ученые доказали, что близорукость в большинстве случаев является приобретенной. Ее приобретаю чаще всего дети в начальной школе и работники чей рабочий день состоит из работы за компьютером. К сожалению это изъян нельзя считать безобидным. И требует срочного лечения, что б это не привело к полной потере зрения.
Близорукость так же страшна увеличением глазного яблока, вследствие этого происходит стяжение его оболочек. Эти симптомы страшны для сетчатки и сосудистой оболочки. Питание сетчатки нарушается, за счет этого происходит отслоение сетчатки, это может привести к ужасным последствиям — к слепоте.
Исследования близорукости и ее происхождения, помогли выработать специальные упражнения и допустимые нагрузки для людей страдающих этим недугом. Ученые доказали, что студенты со сниженной физической активностью страдают плохой памятью и сниженной умственной активностью. В настоящее время в студенческую программу физического воспитания включают общеразвивающие игры, специальные упражнения и упражнения направленные на развитие и укрепление мышц глаза.
В последнее время возрос интерес молодых людей к спорту. Основную массу из них представляют собой дети и подростки. Нужно учитывать, факт того что многие из числа молодых людей близоруки. Для них нужно подбирать индивидуальные формы занятий и нагрузки.
Важное условие занятий близоруких спортом, является врачебный контроль и соблюдение положенных нагрузок. Лечебные занятия спортом могут повлиять на стабилизацию зрения, а в некоторых случаях и восстановлению его. Существует еще и вероятность того, что зрение может ухудшиться после нагрузок. Это зависит от выбора спортивных нагрузок и степени близорукости.
Врачи часто рекомендуют заниматься спортом при не прогрессирующей близорукости. Рекомендуется снимать очки на время занятий спортом, если это позволяет зрение. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. Тогда рекомендуют надевать линзы, которые одеваются на глазное яблоко. Занятия спортом, связанным с большими нагрузками и подниманием тяжестей, запрещается при прогрессирующей близорукости. Если же в процессе занятий близорукость прогрессирует, то спортсмену рекомендуют прекратить занятия или значительно снизить нагрузки. Хотя как показывают многие исследования, занятия спортом помогают стабилизировать зрение и повысить общее физическое состояние молодых людей. Спортивные игры, туризм в большей степень влияют на физическое состояние детей и подростков.
Лечебная физкультура при близорукости
Комплекс физкультуры для близоруких включает в себя, как общеразвивающие так и специальные упражнения для глаз. Известно, что у близоруких нарушение осанки, искривление позвоночника. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Эти упражнения можно выполнять и дома, но обязательно под наблюдением родителей. Для этого нужно родителям изучить методический материал и следить за нагрузками ребенка. Чем раньше начнет тренировки человек тем лучше и быстрей будет результат.
Минимальный курс занятий этими упражнениями 3 месяца. Уместней будет разделить этот курс на 2,подготовительный и основной (тренажерный).
Желательно время подготовительного периода 12—15 дней.
Задачами этого периода являются:
1. общее укрепление организма;
2. адаптация к физической нагрузке;
3. активизация функций дыхательной и сердечнососудистой систем;
4. улучшение осанки;
5. укрепление мышечно-связочного аппарата;
6. повышение эмоционального состояния.
Занятия лечебной физкультурой
Молодым людям, страдающим близорукостью, рекомендуется заниматься лечебными упражнениями по физкультуре. Лечебные занятия способствуют стабилизации зрения и улучшению его.
Ориентировочный комплекс упражнений лечебной гимнастики:
1. Исходное положение — стоя, кисти на затылке. 1—2-поднять руки вверх, прогнуться, 3—4 вернуться в исходное положение. Повторить 3—4 раза.
2. Исходное положение — стоя или сидя. Медленные круговые движения головой. По 8 раз в каждом направлении.
3. В течении 1 минуты самомассаж затылка.
4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40—45 сек.
5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами па глазные яблоки в течение 25—30 сек.
6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1—2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30—35 сек.
8. Выполнять быстрые моргания в течение 15—20 сек.
9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.
Физическая культура для студентов с близорукостью.
Главное значение в физическом развитии студентов, является занятия физической культурой в ВУЗах.
Обязательные занятия студентов физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.
Студенты с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр занимаются в подготовительной группе. В этой группе исключены участия в соревнованиях.
Студенты с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.
Для студентов находящихся в специальной группе разработаны специальные лечебные занятия.
Спортивные игры с мячом очень важны. При игре в волейбол, баскетбол, теннис очень полезно переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно. Эти игры способствую профилактики прогрессирования и аккомодации близорукости, стабилизации зрения и улучшению его.
В занятиях нужно исключить прыжки с высоты более 1,5 м., упражнения которые требуют большую и продолжительную физическую нагрузку.
В отличии от студентов основной медицинской группы у студентов подготовительной группы должна быть ниже степень нервно-мышечного напряжения и нагрузка в общем при занятиях физической культурой.
Студенты занимающиеся в подготовительной группе так же должны заниматься самостоятельными занятиями, которые включают в себя упражнения для мышц глаза.
В специальной группе должны заниматься студенты с высокой степенью близорукости. Для их занятий практикуются такие формы занятий:
1. самостоятельные и обязательные занятия;
2. самостоятельные занятия должны включать в себя: упражнения по укреплению мышц глаз, закаливание организма, дыхательные упражнения, упражнения для укрепления мышц спины. Ко всему перечисленное еще и занятия лечебной гимнастикой.
Активный образ жизни, занятия спортом улучшают физическое состояние молодых людей. Повышает их сопротивляемость к болезням, но для людей страдающих близорукостью занятия физическими упражнения составляют некоторые затруднения. Специально для таких людей были разработаны лечебные занятия.
Хотя каждый должен сам контролировать нагрузки, уменьшать их или увеличивать в зависимости от самочувствия.
Заболевание глаз, такое как близорукость, возникает и прогрессирует у молодых людей, которые не соблюдают зрительный режим. Ослабления зрения способствует острым хроническим и респираторным и инфекционным заболеваниям.
Укрепляют организм и восстанавливают его после болезни — физические упражнения и спорт. Физические упражнения помогают организму в любом возрасте. Студенты, страдающие близорукостью, должны помимо занятий физической культурой, заниматься самостоятельной подготовкой и укреплять мышцы глаз.
Заболевания глаз должны волновать не только медиков, но и самих людей. Зрение каждого из нас зависит от нас самих. Ведь одно из самых главных органов чувств человека — это зрение. Без него мы не сможем полно познавать мир.
Список литературы:
- Аветисов Э.С. Близорукость/Под общ. ред. Э.С. Аветисова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М., 2002. — 284 с.
- Глазные болезни: Учебник/Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина — 2000 г — 448 с.
- Физкультура при близорукости/ Под ред. Анисимова, Москва — 2003 г
Источник
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный горный университет»
Кафедра физической культуры
Лечебная физическая культура при миопии
Реферат по физической культуре
Преподаватель: Старцева И.И.
Студент: Чикурова О.С.
Группа: ПВ-13
Содержание
Введение
3
1.Понятие миопии
4
2. Близорукость и занятия спортом
7
3. Лечебная физкультура при близорукости
9
4.Занятия лечебной физкультурой
10
4.1.Занятия физической культурой по избранной системе
11
Заключение
14
Список литературы
15
Введение
Физическая активность — одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.
Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие его в регулировании своего общего режима и, в частности, режима движений, воспитывает правильное отношение больных к закаливанию организма естественными факторами природы.
1.Понятие миопии.
Миопия (близорукость) — наиболее частый дефект зрения. Прогрессирование миопии может приводить к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. Осложненная миопия — одна из главных причин инвалидности вследствие заболеваний глаз. Медико-социальная значимость проблемы усугубляется тем, что осложненная миопия поражает людей в самом работоспособном возрасте. Многолетние исследования, выполненные в Московском научно- исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца, позволили сформулировать теорию происхождения миопии и обосновать пути и методы ее профилактики и лечения.
На основе этих исследований выделено 2 основных патогенетических звена миопии:
-
несоответствие между возможностями ослабленного аккомодационного аппарата глаз и зрительной нагрузкой; -
ослабление прочностных свойств склеры, и ее растяжение под влиянием внутриглазного давления.
По первому механизму формируется более благоприятная форма миопии, которая остается только оптическим недостатком глаза, по второму — миопия как серьезная болезнь, склонная к прогрессированию и возникновению осложнений.
В происхождении обеих форм миопии существенное значение имеет генетический фактор, причем первая форма миопии наследуется преимущественно по аутосомно-доминантному, а вторая — по аутосомно-рецесспвному типу. Наследственно обусловленная миопия несколько раньше проявляется у девочек, чем у мальчиков. Это связано, по-видимому, с модифицирующим влиянием пола и эндокринными изменениями в организме в период полового созревания.
На основе «близнецовых исследований» показано, что по наследуемости в нисходящем порядке располагаются длина оси глаза, преломляющая сила роговицы, общая рефракция, преломляющая сила хрусталика. Установлена низкая пенетрантность и экспрессивность гена, детерминирующего миопию. Это указывает на то, что доминантно наследуемый ген миопии реализует свое действие только под влиянием неблагоприятных условий внешней среды или при взаимодействии с другими генами.
При ослабленной аккомодационной способности напряженная зрительная работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной. В этих случаях организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается главным образом посредством направленного умеренного удлинения переднезадней оси глаза в период его роста и формирования рефракции. Возникает миопия, которая хотя и несколько прогрессирует, но, как правило, не достигает более 3,0—4,0 дптр.
Через аппарат аккомодации опосредуется влияние многих неблагоприятных факторов, способствующих развитию миопии. Эти факторы либо затрудняют его деятельность:
-
неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы, -
анизометроппя, -
астигматизм,
либо «поражают» сам аппарат:
-
нарушение регионарной гемодинамики, -
дисфункция цилиарной мышцы вследствие расстройства симпатической -
парасимпатической иннервации, -
хронические инфекционные заболевания, -
общая гиподинамия.
На основе данных о роли ослабленной аккомодации в происхождении миопии была выдвинута идея о возможности профилактики миопии и е прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза при помощи физических упражнений и медикаментозных средств.
Разработаны специальные упражнения для цилиарной мышцы со сменными линзами, с использованием лазерного стекла и более простые домашние упражнения. Выявлено стимулирующее влияние ряда медикаментов на цилиарную мышцу. Перечисленные лечебные меры нормализуют или значительно повышают показатели аккомодации и регионарной гемодинамики и снижают частоту и степень прогрессирования миопии в 3—5 раз.
На большом клиническом материале показана принципиальная возможность предупреждения самого возникновения миопии путем проведения систематических тренировочных курсов в группе риска, т. е. у школьников с пониженным запасом относительной аккомодации.
В последнее время разработана методика бесконтактного транссклерального воздействия на цилиарную мышцу с помощью низкоэнергетического лазерного излучения. Такое воздействие улучшает все показатели аккомодации и кровоснабжение цилиарной мышцы.
Поскольку прогрессирующая и осложненная миопия вызывает утрату трудоспособности в связи с понижением зрения, изучение ее патогенеза приобретает особое значение.
2. Близорукость и занятия спортом
Спорт все шире и шире входит в жизнь наших людей. Особенно велика тяга к нему детей и подростков. Однако, учитывая значительный процент близорукости среди них, следует с особым вниманием подходить к выбору соответствующего вида спорта и допустимых нагрузок.
Непременное условие для занятий спортом близоруких — это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения. Спортивные занятия могут благотворно влиять на состояние глаз при близорукости и способствовать ее стабилизации, но могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям. Все зависит от степени близорукости, а также от специфики избранного вида спорта и дозировки спортивных нагрузок.
При не осложненной, стационарной (т.е. не прогрессирующей) близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать.
В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция, т.е. линзы, надеваемые непосредственно на глазное яблоко.
При осложненной или прогрессирующей близорукости противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, например, борьба, поднятие тяжестей, с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения.
По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются лица, имеющие близорукость свыше 3 диоптрий. Если ж в процессе занятий близорукость прогрессирует и увеличивается до 6 диоптрий, то спортсмену рекомендуют прекратить активные занятия и значительно снизить нагрузки.
В то же время, как показали исследования и спортивная практика, умеренные нагрузки, занятия массовыми видами спорта (с учетом противопоказаний) способствуют, как правило, улучшению или стабилизации зрения и значительно повышают общее физическое развитие детей и подростков. Особую пользу им приносят спортивные игры, плавание, туризм.
3. Лечебная физкультура при близорукости
В комплексе лечебной физкультуры включаются как общеразвивающие, так и специальные упражнения для глаз. Учитывая, что у близоруких часто наблюдается нарушение осанки, искривления позвоночника (сколиозы) из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе на близком расстоянии. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Последние играют важную роль в усилении лёгочной вентиляции, улучшении окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того дыхательные упражнения служат средством периодического снижения нагрузки.
Минимальная продолжительность курса лечебной физкультуры для студентов, страдающих близорукостью, составляет 3-4 месяца. Целесообразно разделить его на 2 периода подготовительный и основной (тренировочный).
Подготовительный период обычно продолжается 12-15 дней.
Задачами этого периода являются:
1. адаптация к физической нагрузке;
2. общее укрепление организма;
3. активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
4. улучшение осанки;
5. укрепление мышечно-связочного аппарата;
6. повышение эмоционального состояния.
В помещении – занятие может быть построено по типу утренней гигиенической гимнастики, с элементами самомассажа глаз и мышц задней поверхности шеи. Ориентировочная продолжительность 25-30 мин.
4.Занятия лечебной физкультурой.
Лицам с близорукостью слабой степени (3-6 дптр) необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.
Ориентировочный комплекс упражнений лечебной гимнастики:
1. Исходное положение — стоя, кисти на затылке. 1-2-поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
2. Исходное положение – стоя или сидя. Медленные круговые движения головой по 8 раз в каждом направлении.
3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.
4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40-45 сек.
5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами па глазные яблоки в течение 25-30 сек.
6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1—2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30-35 сек.
8. Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.
9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.
4.1.Занятия физической культурой по избранной системе
Программа самостоятельных занятий физкультурой для лиц, имеющих близорукость средней степени, может включать разнообразные средства – подвижные и некоторые спортивные игры, занятия лёгкой атлетикой, женской и ритмической гимнастикой, турпоходы без переноски больших тяжестей, лыжные прогулки, катание на коньках и велосипеде, плавание и др. Однако важно учитывать некоторые особенности выполнения отдельных упражнений.
Лицам с близорукостью средней степени противопоказано принимать участие в соревнованиях по футболу, баскетболу, регби и хоккею из-за возможности получения травмы головы и отслойки сетчатки. Это совсем не значит, что нельзя выполнять, отдельные элементы футбола и баскетбола, тренируясь на площадке или на стадионе.
Можно заниматься также ходьбой в среднем и быстром темпе, бегом трусцой в медленном и среднем темпе, прыжками в длину и высоту (количество прыжков ограничивать до 6-8), бегом по пересечённой местности.
Занимаясь ритмической гимнастикой, используйте музыку с темпом не более 100-110 тактов в минуту, делайте паузы для отдыха, включайте в комплекс дыхательные и специальные упражнения для мышц глаз.
Находясь в турпоходе, чаще делайте привал, при этом снимайте рюкзак с плеч.
Ниже приводятся комплексы упражнений, которые рекомендуется использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.
-
Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. 1-2 – поднять руки через стороны вверх, потянуться – вдох, передать мяч в левую руку; 3- 4 – руки через стороны опустить – выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая голову. Повторить 6-8 раз. -
Исходное положение – стоя, руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении. -
Исходное положение – стоя, держать мяч сзади. 1 – отвести плечи назад – вдох, 2 – наклониться вперёд прогнувшись (спина прямая), руки отвести назад – вдох. Смотреть на неподвижный предмет, находящийся на уровне головы. Повторить 10-12 раз. -
Исходное положение — стоя, держать мяч сзади. 1 – присесть, мячом коснуться пола, туловище держать прямо, 2 – вернуться в исходное положение, смотреть на неподвижный предмет на уровне головы. Повторить 10-16 раз. -
Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. Круговые движения туловищем (тазом), мяч передавать из одной руки в другую по кругу. Повторить 8-10 раз в каждом направлении. -
Исходное положение – стоя, мяч держать впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8-10 раз каждой ногой. -
Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. 1 – мах правой ногой вперёд – вверх, мяч из правой передать в левую руку под ногой; 2 –опустить ногу; 3-4 – то же, передавая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой. -
Исходное положение – стоя, мяч прижать ко лбу. 8-10 раз надавить лбом на мяч (не сильно!), затем мяч прижать к затылку и вновь 8-10 раз надавливать на мяч. Повторить 2—3 раза. -
Исходное положение – сидя, закрыть глаза и выполнять самомассаж мышц задней поверхности шеи в течение 40—45 сек. -
Выполнить упражнение «метка на стекле» в течение 1—2 мин. -
Бег на месте в среднем темпе (варианты: выбрасывая прямые ноги и вперед или назад, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пяткой касаться ягодиц) в течение 1-2 мин. с последующим переходом на ходьбу. -
Исходное положение – стоя, руки вверх — вдох, опустить — выдох. Повторить 4-6 раз. -
Исходное положение – сидя на полу, упор руками сзади, мяч держать стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами. Смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении. -
Исходное положение – сидя па полу, упор руками сзади. Не отрывая рук и стоп от пола, трижды сгибать и разгибать ноги, подавая туловище вперед, затем сесть. Повторить 4-6 раз. -
Исходное положение – сидя па полу, упор руками сзади. 1 — поднять туловище (таз), голову назад, прогнуться, 2 — вернуться в исходное положение. Повторить 8—10 раз. -
Исходное положение – лежа на спине, мяч между стопами. 1 — поднять ноги и коснуться мячом пола за головой, 2 — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз. -
Исходное положение – лежа па спине, ноги согнуты, коленями сжать мяч. Ритмично надавливать па мяч в течение 10-15 сек. Повторить 10—15 раз. -
Исходное положение — лежа па спине, ноги согнуты, коленями сжать мяч, руки согнуты. 1-2 – наклонить согнутые ноги в сторону, коленом коснуться пола, 3-4 – наклонить ноги в другую сторону. Повторить 10- 12 раз. -
Упражнение то же, но стопы оторваны от пола. Повторить 8—10 раз. -
Исходное положение – лежа на спине, мяч держать впереди. Поднять голову и плечи, сесть и вновь лечь. Глазами следить за мячом. Повторить 8-10 раз.
Заключение
ЛФК — метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма — движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности больного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Под редакцией Анисимова «Физкультура при близорукости», Москва 1993г.
2. Медицинский журнал, 1996г.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Миопия
Источник