Физическая культура для студентов с близорукостью

В данной статье рассматривается важность занятий физической культурой для студентов с близорукостью, а также некоторые рекомендации для студентов с близорукостью по поводу самостоятельных занятий физической активностью, а также рекомендации их преподавателям по поводу особенностей занятий с близорукими студентами.

Введение

На сегодняшний день около половины выпускников школ страдают от близорукости. Приходя в ВУЗы, абитуриенты даже не представляют, какое влияние на остроту их зрения окажет нагрузка от учёбы в университете. На сегодняшний день невозможно представить студента без гаджетов. Безусловно, все знают, что проводить много времени за компьютером вредно для зрения. Также чтение при тусклом освещении или в неправильной позе оказывает отрицательное влияние на глаза. Поэтому студенты часто ещё больше портят свое зрение за долгие годы обучения. Кроме того студенты, в зависимости от степени близорукости, имеют ограничения в занятиях физической культурой.

Так как на сегодняшний день огромное количество студентов страдают от близорукости, понимание того, как именно студенты должны заниматься на занятиях по физической культуре, является важной задачей как для преподавателей, так и для самих студентов, что показывает актуальность данной работы.

В работах Э. С. Аветисова подробно раскрывается тема близорукости у студентов и занятий физической культурой.

Целью данной работы в том, чтобы дать рекомендации в первую очередь студентам, а также преподавателям физической культуры, как стоит организовать занятия физической активностью не только на занятиях по физической культуре в ВУЗе, но и в свободное время.

Задача работы: показать, какие физические упражнения являются наиболее полезными, а какие, напротив – вредными. Также дать некоторые рекомендации по поводу организации упражнений на уроках по физической культуре и для самостоятельных занятий студентов.

В данной работе использовались методы: наблюдение, анализ, изучение материала, синтез и обобщение.

Основная часть

Близорукость (миопия) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации не может улучшить изображения отдалённых предметов, в связи с чем снижается острота зрения вдаль.

Принято выделять три степени миопии: низкую – до 3 дптр, среднюю – до 6 дптр и высокую – свыше 6 дптр. По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую (стационарную) и прогрессирующую [1, С. 126].

Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта [2, С. 258]. На сегодняшний день на зрение студентов также оказывают влияние компьютеры, смартфоны и т. д., которые также сильно напрягают глаза, что способствует ухудшению зрения. Из-за перехода на обучение с помощью интернета, студенты проводят за компьютером около 4-5 часов в день, что губительно для зрения.

При этом, безусловно, остается необходимость обеспечения студентам возможности заниматься на занятиях по физической культуре согласно рекомендациям офтальмологов. В зависимости от степени близорукости студентов можно отнести в разные группы – от основной до специальной. Студенты с низкой степенью миопии могут быть отнесены в основную группу, для них нет ограничений в выполнении требований по программе. Для студентов со стационарной близорукостью низкой степени разрешено большинство видов спорта, кроме бокса, хоккея и прыжков различных видов.

Студентов со средней степенью миопии следует выделить в подготовительную группу и исключить из программы прыжки с высоты более 1,5 м и упражнения, требующие сильного физического напряжения. Также для студентов с данной степенью близорукости следует обучить специальным упражнениям для мышц глаз, в особенности ресничной мышцы, а также упражнениям из лечебной физкультуры [2]. Кроме того, при занятиях легкой атлетикой необходимо учитывать то, что инвентарь, используемы при некоторых упражнения как шесты и планки для прыжков должны быть видны издали. Для этого их необходимо отметить флажками или же покрасить в яркий цвет. Также необходимо выбирать достаточно широкие дорожки для бега, без ям и кюветов [3]. Кроме того необходимо после каждого круга упражнений делать паузу на 20-30 секунд, для того, чтобы занимающиеся могли дать глазам отдохнуть – проморгать глазами. В начале и в конце занятия преподаватель должен убедиться, что все занимающиеся чувствуют себя комфортно, а в течение занятия они все занимались в щадящем режиме.

Студенты со средней степенью близорукости могут заниматься следующими видами спорта: велогонки, конный спорт, стрельба, фехтование, художественная гимнастика и фигурное катание. Виды спорта, включающие борьбу или прыжки, следует избегать. На занятиях физической культурой для студентов со средней степенью близорукости полезно проводить такие игры, как волейбол, футбол, баскетбол и теннис, так как перемещение взгляда с ближних объектов на дальние и наоборот полезно для них [2].

Читайте также:  Упражнения при близорукости для детей видео

Студентам с высокой степенью близорукости должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой [2, С. 259].

Студенты с высокой степенью близорукостью, но без патологических осложнений с хорошей физической подготовкой могут выполнять многие физические упражнения на ровне с практически здоровыми студентами. Студентам с высокой степенью миопии разрешается заниматься стрельбой, фехтованием, греблей, спортивной ходьбой, бегом на средние и длинные дистанции. Но нужно учитывать, что многие из этих видов спорта запрещены при осложненной близорукости.

Из лечебной физкультуры, рекомендуемой для студентов со средней и высокой степенями близорукости, студенты могут делать следующие упражнения:

  1. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5— 6 раз.
  2. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5—6 раз.
  3. И.п. — сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5—6 раз.
  4. И.п. — сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5—6 раз.
  5. И.п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.
  6. И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.
  7. И.п. — сидя, закрыть веки. В течение 30 с массировать их кончиками указательных пальцев [2, С. 230].

Оздоровление организма способствует улучшению состояния сетчатки глаза, также помогает ослабить прогрессирование близорукости. Поэтому физическая активность и лечебная физкультура важны для каждого студента, и в особенности для студента с миопией.

Заключение

Физическая активность необходима каждому человеку, тем более студенту с близорукостью, так как студенты получают большую нагрузку на глаза во время учёбы, а зрение у студентов с миопией может ухудшиться за годы учёбы довольно сильно. Физическая активность и лечебная физкультура может помочь студентам расслабить глаза после напряженной учебы. Также важно студентам не забывать об утренней гигиенической гимнастике и мерах по закаливанию организма, упражнениях для повышения уровня общей и силовой выносливости. Общее укрепление организма для студентов с близорукостью не менее важно, чем лечение. Преподаватель физической культуры должен помочь студентам осознать это.

Источник

В наше время очень остро поставлена проблема близорукости, чуть меньше половины выпускников страдают этим недугом. Проблемы со зрением могут быть с рождения, а так же могут быть приобретены в результате несоблюдения некоторых норм в процессе жизнедеятельности. Нагрузка от учебы в университете оказывает большое негативное влияние на зрение студентов, но они об этом даже не подозревают.

В современном мире образ студента без гаджетов кажется нам чем-то неестественным и даже в какой-то степени несуразным. Для учебы в высшем учебном заведении или колледже студенту необходимо иметь компьютер и выход в интернет, но долгая работа за компьютером только усугубит и без того неприятную ситуацию с близорукостью. Однако не только гаджеты могут привести к таким последствиям, но ещё и чтение при плохом освещении или даже в неудобной для чтения позе. Все эти факторы приводят к тому, что за всё длительное время обучения в институте студенты только ещё больше портят своё зрение. В зависимости от того, какая степень близорукости у студента, он может либо получить освобождение от занятий физической культурой, либо иметь право не выполнять некоторые упражнения, которые могут ухудшить его зрение.

В связи с тем, что всё большее количество студентов имеет такой дефект зрения, как близорукость, проблема проведения занятий по физической культуре становится важной как для преподавателей, так и для самих учащихся высших учебных заведений или колледжей.

Читайте также:  Близорукость какие очки плюс или минус

Студентам и преподавателям необходимо знать о том, какие упражнения для поддержания физической формы несут положительный и оздоровительный характер, а также об упражнениях, которые могут нанести вред студенту с близорукостью и ухудшить ситуацию.

Близорукость, так же её называют миопией, представляет собой сильную рефракцию, в связи с этим напряжение цилиарной мышцы глаза не помогает улучшить изображения предметов, находящихся на расстоянии, то есть зрение не может приспособиться к изменению внешних условий, в связи с этим ухудшается способность человека видеть объекты, которые находятся от него вдали. С близорукостью борются с помощью эксимерных (ультрафиолетовых, газовых) лазеров, этот метод считается наиболее эффективным, и с помощью специальных лечебных тренажеров для стимуляции мышцы, отвечающей за аккомодацию глаза. Существует еще один традиционный способ борьбы с миопией — это использование специальных медицинских очков «для близорукости», помогает восстановить свойства хрусталика глаза. Так же улучшить четкость окружающих объектов можно при помощи контактных линз, но только на время ношения.

В медицине представляют три степени осложнения близорукости: низкую – до -3 диоптрий, среднюю –  от -3,25 до -6 диоптрий и высокую – от -6 диоптрий и ниже [2, С. 126]. При близорукости более -6 диоптрий, студент считается ограниченно годным к военной службе, а более -12 диоптрий вовсе не годным к службе в армии. По мере развития миопию разделяют на  непрогрессирующую и прогрессирующую. Прогрессирующая миопия является более сложной степенью, нежели не прогрессирующая.                            

В соответствии с переходом студентов на старшие курсы обучения, у их значительной части наблюдается склонность миопии к её прогрессии. Очевидно, это происходит из-за того, что во время учебы у студентов наблюдается высокая зрительная нагрузка, очень малая двигательная активность, а так же несоблюдение гигиенического режима быта и труда [3, С. 258]. В нашем современном мире, в эру повсеместного развития вычислительной техники и технологий, компьютеры и смартфоны помогают студентам в обучении, но вместе с этим приходит нагрузка на зрение. Интернет играет всё большую роль в поисках студентами материала для обучения и учащимся приходится проводить за гаджетами всё больше времени и, соответственно, без влияния на зрение это время не проходит. Подобный подход к обучению может привести к ухудшению зрения и осложнению близорукости для учащихся, у которых она уже проявляется в какой-то степени.

Но при всем вышесказанном, по рекомендациям врачей-офтальмологов, студентам необходима возможность проведения занятий по физической культуре. Студентов причисляют к группам от основной до специальной, в зависимости от степени миопии. Студенты, у которых миопия низкой степени, будут отнесены к основной группе, потому что у них нет никаких препятствий для выполнения требований программы по физической культуре. Учащимся с низким уровнем не прогрессирующей, то есть стационарной, миопией разрешается принимать участие во всех видах спорта, кроме контактных, например таких, как хоккей или бокс.

Прыжки с высоты более чем в 1,5 метра и упражнения с большим физическим напряжением исключаются из программы физической культуры для подготовительной группы, к которой будут отнесены студенты со средней степенью миопии. Для этой группы так же будут включены в программу занятий физкультурой дисциплины специальной лечебной физической культуры и упражнения для глазных мышц, в большей степени для ресничной или, как её еще называют, цилиарной мышцы [3]. К началу и к концу упражнений физкультуры педагог должен удостовериться в том, что все учащиеся чувствуют себя в нормальном состоянии и способны упражняться, а сами занятия нужно проводить в облегченном, спокойном режиме.

Студентам со средней степенью миопии позволяется принимать участие в занятии такими видами спорта, как: велогонки, конный спорт, стрельба, фехтование, художественная гимнастика и фигурное катание. Такие виды спорта как прыжки и борьба не рекомендуются студентам с такой степенью миопии, как и любые другие похожие виды спорта. На занятиях физкультурой для учащихся с такой степенью близорукости полезно для выздоровления проводить такие подвижные игры, как волейбол, футбол, баскетбол и теннис, потому что во время этих игр им приходится следить глазами за предметами, которые то близко, то далеко от них, что хорошо сказывает на зрении самих студентов [3].

Читайте также:  Не годен к военной службе близорукость

Со студентами, которые страдают высокой степенью миопии немного сложнее — им придется занимать физической культурой в специальном медицинском учреждении  предназначенным для таких целей. Предлагаются к использованию такие нормы физического воспитания, как: обязательные занятия и занятия спортивными дисциплинами по выбору; самостоятельные занятия, включающие утренние гигиенические процедуры и гимнастику; а также упражнения для закаливания организма, меры по повышению выносливости, как общей, так и силовой. Важно не забывать о тренировке внутренней мышцы глаза, отвечающей за аккомодацию. Помимо того, крайне рекомендуются занятия лечебной физкультурой, которая помимо улучшения общего состояния здоровья улучшит ещё и положение со зрением [3, С. 259].

Учащиеся, у которых наблюдается высокая степень близорукости, но без отклоняющихся от нормы осложнений, с достаточной физической подготовкой могут участвовать в  выполнении большинства физических упражнений вместе со здоровыми студентами. Учащимся со степенью миопии  выше средней допускается заниматься такими видами спорта, как фехтование, гребля, спортивная ходьба, бег на все возможные виды дистанций, а так же спортивная стрельба. Но нужно принять во внимание то, что большее количество из перечисленных видов спорта запрещены для учащихся с осложненным высоким уровнем близорукости.

Приводится ряд упражнений из лечебной физкультуры, которые крайне рекомендуются к выполнению учащимися, у которых наблюдается близорукость в той или иной степени ее проявления:

  1. В сидячем положении откинутся на спинку стула. Глубокого вздохнуть, наклониться к поверхности стола, выдохнуть. Около пяти подходов.
  2.  В сидячем положении откинутся на спинку стула, закрыть и крепко зажмурить глаза, затем открыть глаза. Около пяти подходов.
  3. В сидячем положении положить руки на пояс. Голову повернуть направо и посмотреть на локоть соответствующей руки, затем налево и посмотреть на локоть соответствующей руки. Повторить около пяти подходов.
  4.  В сидячем положении. Поднять глаза к потолку и сделать круговые движения сначала по часовой, а потом движения против часовой стрелки. Повторить около пяти подходов.
  5.  В сидячем положении  вытянуть руки вперед. Взглянуть на кончики пальцев, не поднимая головы смотря на кончики пальцев поднять руки вверх и вдохнуть, затем так же смотря на кончики пальцев вернуть руки в исходной положение, выдохнуть. Повторить от 3 до 5 подходов.
  6. В позе сидя. Направить свой взгляд прямо, и смотреть так на протяжении 2-3 секунд, затем направить взгляд на кончик носа и смотреть на него 5 секунд. Повторить примерно 8 раз.
  7. В позе сидя закрыть глаза. Массажировать их на протяжении 25-30 секунд кончиками пальцев [3, С. 230].

Общее улучшение здоровья организма приводит к улучшению положения сетчатки глаза и, соответственно, помогает ослабить близорукость. Отсюда следует, что регулярное занятие спортом и лечебной физической культурой помогает человеку поддерживать здоровье, а человеку с миопией помогает также бороться со своим недугом.

В заключение надо сказать, что в связи с тем, что во время учебы у студентов с миопией может значительно ухудшится зрение из-за постоянных зрительных нагрузок во время чтения или написания учебного материала, физическая нагрузка необходима всем  учащимся, тем более студентам близорукостью.

Снять напряжение с глаз после затянувшегося учебного дня поможет лечебная физкультура и спортивные нагрузки. Занятия, целью которых является повышение уровня силовой выносливости, так же очень важны и не стоит забывать об утренних гигиенических процедурах и. Не менее важно упрочение организма общими нагрузками, не стоит забывать массажировать глаза для снятия напряжения после работы. Прежде всего, сам педагог, преподаватель физкультуры, должен помочь учащимся учебных заведений понять это.

Миопия у молодых людей, студентов — это очень серьезный дефект зрения, который будет мешать на протяжении всей жизни и с ним нужно бороться, в первую очередь самим студентам. Если своевременно не принять меры по борьбе с близорукостью, она может привести к значительной потере зрения и снижению трудоспособности.

Список литературы:

  1. Физическая культура для студентов с близорукостью №57-3, 25.12.2016. URL: https://novainfo.ru/article/9908 (дата обращения: 15.05.2019)
  2. Бочкарёва А. А., Ерошевский Т. И., Нестеров А. П. Глазные болезни: учебник. – М.: Медицина, 1977. 264 с.
  3. Аветисов Э. С. Близорукость – М.: Медицина, 1999. 285 с.
  4. Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., Курпан Ю. И. Занятия физической культурой при близорукости – М.: Физкультура и спорт, 1983. 103 с.

Источник