Дистрофия сетчатки глаза тест

Возрастная макулярная дегенерация (ВМД) –это хроническое прогрессирующее заболевание. Для него характерно поражение центральной зоны глазного дна – макулы или желтого пятна.

Возрастная макулярная дегенерация – это двустороннее заболевание сетчатки глаза. Примерно в 60% случаев поражаются оба глаза, однако, сетчатка глаза поражается и активно прогрессирует на одном глазу. Как правило пациент не сразу замечает проблемы со зрением, поскольку на начальном этапе всю зрительную нагрузку на себя берет лучше видящий глаз.

Возрастная макулярная дегенерация поддается диагностике на ранних стадиях. Для людей, имеющих факторы риска (возраст 55-80 лет, пол (женщины болеют в два раза чаще), курение, наследственность, сердечно-сосудистые заболевания) обследование у офтальмолога 1-2 раза в год должна рассматриваться как норма. Диагностика ВМД основывается на данных анамнеза и специального обследования.

Первичными жалобами пациента при ВМД являются:

  • Появление в центральном зрении темных пятен (скотом);
  • Выпадение букв при чтении;
  • Нечеткость изображений;
  • Искажения предметов (метаморфопсии);
  • Ухудшения цветовосприятия;
  • Ослабление зрения в темноте и при слабой освещенности.
    Дистрофия сетчатки глаза тестНекоторые признаки ВМД могут проявляться до момента непосредственного ухудшения зрения, но только предметное исследование глаза поможет выявить их своевременно.

Методы офтальмологического осмотра включают в себя:

  • исследование остроты зрения;
  • визоконтрастометрию (исследование зрительных функций);
  • рефрактомерию;
  • исследование центрального поля зрения;
  • офтальмоскопию (проверка остроты зрения, состояния глазного дна);
  • А и В-сканирование (при недостаточно прозрачных оптических средах глазах, при cубретитальной геморрагии).

Для дифференциальной и уточняющей диагностики больной может быть направлен в высокоспециализированные диагностические центры, где
проводится комплекс уточняющих методов исследования:

  • визоконтрастометрия;
  • компьютеризированная микропериметрия (исследование поля зрения);
  • фундус микропериметрия;
  • цветное фотографирование глазного дна;
  • оптическая когерентнтная томография (ОКТ) исследование, которое сканирует отдельные слои сетчатки;
  • флуоресцентная антиография (ФАГ) (с помощью внутривенного введения флюоресцина определяет изменения структуры сосудов сетчатки);
  • электрофизиологические исследования (ЭФИ)

Наиболее простым способом определения наличия ВМД является тест Амслера. Решетка или сетка Амслера.

Сетка Амслера — лист бумаги, где на черном или белом фоне нарисован квадрат, расчерченный на 400 маленьких квадратов. В центре сетки имеется черная точка, на которой испытуемый фокусирует взгляд. Все линии сетки параллельные и ровные, а углы – прямые. Для удобства проведения процедуры больное может распечатать тест Амслера.Дистрофия сетчатки глаза тест
Условия проведения теста Амслера:

  1.  Проводите тестирование только тогда, когда вы здоровы и не чувствуете усталости. Надо иметь ввиду, что такие факторы, как хронический стресс, алкоголь и прием некоторых лекарственных средств могут повлиять на результат пробы;
  2. Если вы постоянно носите очки или контактные линзы – проверьте их чистоту и прозрачность, и только потом наденьте;
  3.  В помещении, где проводится тест, должно быть хорошее освещение (лучше если оно будет естественным;
  4.  Во время исследования ни в коем случае не прищуривайте глаза и не наклоняйте голову. Кроме того, нельзя переводить взгляд с центральной точки таблицы;
  5. Начинать исследование нужно с того глаза, который видит лучше.

Как проверить зрение при помощи сетки Амслера:

  1. Удобно расположитесь на стуле;
  2. Расположите решетку Амслера таким образом, чтобы расстояние между ней и вашими глазами было приблизительно 25-30 см;
  3.  Наденьте линзы или очки, если вы их носите;
  4. Прикройте один глаз листом непрозрачной бумаги. Ни в коем случае не прижимайте глаз рукой, так как это может дать ложноположительный результат;
  5. Вторым глазом взгляните на темную точку в центре сетки и сфокусируйтесь на ней 3-5 секунд;
  6. Теперь медленно приближайтесь к сетке, не отрывая глаз от центральной черной точки, пока расстояние до таблицы не станет приблизительно 20 см;
  7. Проанализируйте картинку, которая у вас перед глазами: имеется ли искажение линий и углов? Все ли квадратики правильной формы и одинаковые? Нет ли в таблице мест, которые кажутся вам расплывчатыми или затуманенными?;
  8. После этого повторите эти же действия для второго глаза.

Как оценить результат:

Если вы увидели совершенно четкое изображение, на котором все линии идут параллельно, квадраты одинаковые, а углы – прямые, то у вас нормальное зрение и признаки макулярной дистрофии отсутствуют. Если же изображение искажается, то необходимо в срочном порядке посетить кабинет офтальмолога.

Дистрофия сетчатки глаза тест

В связи с тем, что тест Амслера не отнимает много времени и материальных затрат, удобен и прост в использовании, настоятельно рекомендуем больным с ВМД регулярно использовать его в домашних условиях.

Раннее выявление и лечение ВМД для прекращения ухудшения зрения может сохранить пациентам качество жизни и независимость.

Публикация подготовлена при поддержке Фонда Президентских Грантов.

Источник

Разработано и успешно применяется на практике множество различных методик и тестов для проверки зрения. Среди них, используемый с 1945 года, тест Амслера для глаз (сетка или решётка Амслера), предложенный Марком Амслером, офтальмологом из Швейцарии, и позволяющий буквально выявить дефекты зрения. Этот несложный диагностический инструмент помогает выявлять нарушения в центральной части поля зрения, вызванное патологическими изменениями сетчатки, макулы (желтого пятна, к примеру, возрастная дегенерация желтого пятна, мембрана Эпиретина), а также зрительного нерва и путь передачи визуальной информации к мозгу.

Кому необходима проверка зрения при помощи теста – решетка Амслера

До сих пор учёные не могут указать причины появления и развития ВДМ (возрастной дегенерации макулы). Известно одно – люди в возрасте старше 45 лет, и особенно выше 75 лет, более подвержены риску развития различных заболеваний глаз, среди которых и возрастная дегенерация желтого пятна. С возрастом может возникнуть и еще одна проблема – пингвекула. Поэтому, если вы входите в группу риска по возрасту, то можете использовать эту сетку в домашних условиях для контроля за состоянием своего зрения подобное тестирование не ответит на вопрос, почему падает зрение.

Кроме возраста, есть ещё несколько факторов, которые способствуют возникновению дегенерации желтого пятна:

  • если имеется семейная предрасположенность;
  • курение;
  • жирная пища;
  • женский пол;
  • кавказские нации.

Но использование данного инструмента не означает, что вы не должны посещать своего окулиста, так как вы можете легко пропустить первые признаки заболевания, которые сможет обнаружить только специалист. Многие симптомы списывают синдром компьютерного зрения, упуская важные отклонения.

Первоначально сетка Амслера была чёрно-белой. Цветной вариант с синей и жёлтой сеткой более чувствителен и может использоваться для тестирования широкого спектра нарушений визуального пути, связанных с сетчаткой, зрительным нервом и гипофизом.

Условия проведения теста для глаз

Сетка Амслера представляет собой сетку из 21 горизонтальных и 21 вертикальных линий размером 40Х40 см с изображением точки в центре поля (то есть, размер ячейки 2Х2 см), обычно чёрную на белом фоне, либо белую на чёрном (это не так важно, главное, чтобы было контрастное изображение). Лучшие витамины для глаз для дальнозоркости собраны тут.

Наденьте очки для чтения, даже если вы пользуетесь только покупными из магазина. Либо, если используете в повседневной жизни контактные линзы, то также желательно при тестировании воспользоваться ими. Необходимо отметить, что очки и контактные линзы должны быть чистыми при проведении теста. Бывают ли очки для дальтоников, узнайте по ссылке.

Последовательность выполнения

Тестирование для глаз решёткой Амслера достаточно легкое и занимает всего лишь несколько минут. Порядок выполнения теста следующий:

  1. Разместите лист с изображением сетки Амслера примерно на 35-40 сантиметров от своего лица. По высоте, центр сетки должен располагаться на уровне глаз.
  2. Проводить проверку нужно для каждого глаза отдельно: наложите ладонь руки на один глаз, но ни в коем случае не надавливайте на него. Лучше прикрывать глаз листом бумаги или даже лопаткой, как в кабинете окулиста.

Сосредоточьте внимание на точке в центре сетки и ответьте на несколько вопросов:

  1. Не выглядит ли часть линий в сетке волнистыми, нечёткими или искривлёнными?
  2. Все ли ячейки сетки квадратные?
  3. Существуют или нет прорехи (недостающие области), либо тёмные пятна в сетке?
  4. Хорошо ли вам видны стороны и углы решётки (вы должны постоянно следить за точкой в центре изображения, не переводя внимание куда-либо ещё)?

Если всё в порядке, не прерываясь, подвиньтесь к изображению сетки сантиметров на 10 ближе, но чтобы вы так же чётко видели линии и снова проведите проверку. Чем отличается монокулярное зрение от бинокулярного, можно узнать в данном материале.

После тестирования первого глаза необходимо проверка второго, снова повторив эти четыре пункта.

Оценка результатов

Если тест положительный или у вас возникли сомнения в точности тестирования, незамедлительно расскажите об этом вашему окулисту. Также сделайте пометки на сетке Амслера, которые вы видите с искажениями (напечатайте две сетки, если вы заметили проблемы в каждом глазу), и возьмите сетку, когда соберётесь попасть на прием к вашему офтальмологу. Что такое гиперметропия слабой степени, узнайте здесь.

Очень важно упомянуть о профилактике всех выше перечисленных глазных заболеваний, которые выявляются при помощи этого теста. Конечно же нет прямых способов предотвращения, но наблюдение за своим здоровьем и ведение правильного образа жизни значительно позволяет снизить риск их появления. Необходимо следить за рационом питания (употреблять больше фруктов и овощей в сыром виде, продуктов с минимальным содержанием жиров), отказаться от курения и алкоголя, носить солнцезащитные очки, чтобы защитить глаза от ультрафиолетового излучения, постоянно делать небольшие физические упражнения (например, легкий бег), контролировать свой вес (по необходимости похудеть или привести вес к идеальному состоянию). И главное правило, регулярное посещения окулиста для осмотра глазного дна. Подробнее про осмотр глазного дна с линзой Гольдмана, можно узнать в статье.

Тестируйте свои глаза сеткой Амслера по возможности не реже одного раза в год, как рекомендует ваш врач, или сразу, как только заметите даже незначительные изменения в вашем зрении.

Данный тест (особенно, если он проведен самостоятельно, не под наблюдением врача) не может со стопроцентной уверенностью указывать на наличие, либо отсутствие вышеперечисленных болезней глаз. Только врач-офтальмолог поставит точный диагноз и сделает правильное заключение, проведя тест, соблюдая все требования и условия. Обращайтесь только в офтальмологические центры или местные больницы.

Видео

Данное видео расскажет Вам как проводится тест Амслера.

Выводы

  1. Тест Амслера – простой и в то же время действенный диагностический инструмент. Он может применяться для выявления дистрофии сетчатки, патологических изменений макулы и зрительного нерва.
  2. Тест можно провести в домашних условиях, следуя изложенным инструкциям. Также дома можно пройти тест на дальтонизм и косоглазие.
  3. Важно понимать, что полноценный диагноз может поставить только офтальмолог. Даже если вы выявили какие-либо зрительные отклонения, первое, что вам нужно сделать – обратиться к специалисту.

Источник

В зрелом и пожилом возрасте увеличивается риск макулярной дегенерации сетчатки. При этой патологии в сетчатой оболочке происходят необратимые изменения, что ведет сначала к ухудшению зрения, а потом и к слепоте. Для выявления заболевания нередко применяют тест Амслера. Как он проводится, расскажем в этой статье.

Как меняется зрение при патологии макулы?

Сетчатка является важнейшей оболочкой глаза

Сетчатка является важнейшей оболочкой глаза, которая отвечает непосредственно за восприятие изображения, передачу его в головной мозг, обеспечивает цветовое зрение. Любые поражения в области сетчатки могут приводить к ухудшению зрительной функции. Наиболее выраженные патологии зрения наблюдаются в том случае, когда нарушения затрагивают центральную зону сетчатой оболочки — так называемую макулу. Здесь располагаются светочувствительные структуры, которые обеспечивают качественное центральное зрение.

С возрастом в области макулы могут происходить патологические изменения — нарушается питание тканей, происходит дегенерация клеток. Такое заболевание называют возрастной макулодистрофией. По статистике, ВМД входит в перечень самых распространенных причин полной или частичной утраты зрения.

Избежать слепоты при макулярной дистрофии можно в том случае, если заболевание было выявлено на ранней стадии и вовремя начато лечение.

Кому назначают проведение теста Амслера?

тест Амслера

Одним из характерных симптомов макулодистрофии является снижение остроты центрального зрения. Иногда прямо в центре зрительного поля человек может видеть затемнение. При обнаружении подобных симптомов рекомендуется пройти так называемый тест Амслера.

Он представляет собой особым образом расчерченную таблицу, это сетка Амслера. В зависимости от того, что видит пациент на данной таблице, можно сделать вывод о наличии или отсутствии дефектов в зоне макулы.

В целях профилактики все люди старше 40 лет должны регулярно проверять состояние глаз у офтальмолога.

В рамках осмотра врач, вероятнее всего, предложит пройти и тест на ВМД. Помимо регулярных осмотров, можно тест Амслера распечатать из интернета и регулярно проводить самодиагностику.

Как проверить зрение при помощи сетки Амслера?

проверить зрение при помощи сетки Амслера

Чтобы проверить зрение, тест Амслера не обязательно должен быть в распечатанном виде. Если под рукой нет бумажного варианта, можно воспользоваться онлайн-версией тестовой сетки. Алгоритм проверки центрального зрения в обоих случаях будет идентичным:

  • Рисунок располагают на уровне глаз на расстоянии 30 см от лица. Некоторые специалисты рекомендуют сначала отодвинуть сетку на расстояние вытянутой руки и только потом постепенно приближать ее к глазам.

  • Проверку проводят поочередно для каждого глаза, поэтому один глаз должен быть закрыт.

  • Взгляд необходимо зафиксировать на черной точке в самом центре рисунка.

  • После этого оцените ровность линий, размер квадратов, видимость рисунка.

  • Повторите диагностику для второго глаза.

После того как Вы провели тест Амслера для глаз на зрение, можно сделать предварительный вывод о наличии или отсутствии дефектов в области сетчатки.

Если обоими глазами в диагностической сетке Вы видели исключительно ровные четкие линии, все квадраты решетки были одинаковых размеров, не было искажений, обесцвеченных или затуманенных зон, то риск макулодистрофии минимален.

Если же линии при прохождении теста казались изогнутыми, неравномерно окрашенными, квадраты — деформированными и неодинаковыми по размеру, а также при наличии других искажений, есть вероятность дегенеративных изменений в сетчатке. В этом случае обязательно следует обратиться к врачу за более точной диагностикой и назначением грамотной терапии.

Читайте также:  Врожденная отслойка сетчатки глаза

Тестируя состояние сетчатки глаза и центрального зрения, нужно придерживаться нескольких правил:

  • Проводить тест желательно в утренние часы, после полноценного ночного отдыха.

  • Тем, кто носит контактные линзы или очки, проходить исследование нужно в средствах оптической коррекции.

  • Помещение должно быть хорошо освещено.

Стоит отметить, что сетка Амслера — тест достаточно информативный, однако он не заменяет регулярных осмотров офтальмолога, особенно в возрасте старше 45 лет.

Источник

Òåñò Àìñëåðà (ÒÀ) (Ñåòêà Àìñëåðà, Ðåøåòêà Àìñëåðà)  — íàèáîëåå ïðîñòîé è áûñòðûé ñïîñîá ïðîâåðêè öåíòðàëüíîãî ïîëÿ çðåíèÿ  äëÿ âûÿâëåíèÿ  ïàòîëîãèé öåíòðàëüíîé îáëàñòè ñåò÷àòêè (ìàêóëîäèñòðîôèÿ).  íîðìå ïðè âûïîëíåíèè ÒÀ âèäèìîå èçîáðàæåíèå äîëæíî áûòü îäèíàêîâî íà îáåèõ ãëàçàõ, ëèíèè äîëæíû áûòü ðîâíûå, áåç èñêàæåíèé, ïÿòåí è ñêðèâëåíèé. ÒÀ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êâàäðàòíóþ ðåø¸òêó ñî 192-ìÿ ðàâíûìè ÿ÷åéêàìè, ïî ñåðåäèíå êîòîðîé ðàñïîëîæåíà æèðíàÿ òî÷êà.
Âïåðâûå âîçðàñòíàÿ ìàêóëÿðíàÿ äåãåíåðàöèÿ áûëà îïèñàíà Îòòî Õààáîì â 1885 ãîäó. ÒÀ áûë ðàçðàáîòàí øâåéöàðñêèì ïðîôåññîðîì îôòàëüìîëîãèè Ìàðêîì Àìñëåðîì (Marc Amsler) è øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ ñ 1945 ãîäà. Î÷åíü ïîõîæåå òåñòîâîå èçîáðàæåíèå áûëî ïðåäëîæåíî åùå â 1752 ãîäó àíãëèéñêèì îïòèêîì ïî èìåíè James Ayscough , êîòîðîå îäíàêî íå èñïîëüçîâàëîñü äëÿ äèàãíîñòèêè öåíòðàëüíûõ ïîëåé çðåíèÿ íà íàëè÷èå äåôåêòîâ.

ñì. òàêæå Ìàêóëà — Macula lutea
(https://www.proza.ru/2015/08/08/1152)

Ëèòåðàòóðà

1. Òåñò ÀÌÑËÅÐÀ  (òåñò íà îïðåäåëåíèå ìàêóëîäèñòðîôèè)
(https://www.excimerclinic.ru/eye-tests/distrof_macul/)
Íàèáîëåå ïðîñòîé è áûñòðûé ñïîñîá ïðîâåðêè öåíòðàëüíîãî ïîëÿ çðåíèÿ (âðåìÿ íà åãî ïðîâåäåíèå – 10-15 ñåêóíä). Âûïîëíÿéòå åãî ðåãóëÿðíî (äàæå åæåäíåâíî) äëÿ îöåíêè çðåíèÿ è âîçìîæíîãî ïîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ñèìïòîìîâ âîçðàñòíîé ìàêóëÿðíîé äåãåíåðàöèè.
1. Íàäåíüòå î÷êè èëè êîíòàêòíûå ëèíçû (åñëè Âû èõ îáû÷íî íîñèòå).
2. Ðàñïîëîæèòå ñåòêó ïåðåä ñîáîé íà ðàññòîÿíèè 20-30 ñì.
3. Ïðèêðîéòå 1 ãëàç.
4. Ñîñðåäîòî÷èâ âçãëÿä íà öåíòðàëüíîé òî÷êå, îöåíèòå îñòàëüíóþ ÷àñòü ñåòêè.
• Âñå ëè ëèíèè ñåòêè ïðÿìûå è ðîâíûå?
• Âñå ëè êâàäðàòû ðåøåòêè îäèíàêîâîãî ðàçìåðà?
• Íåò ëè çîí, ãäå ðèñóíîê èñêàæàåòñÿ, çàòóìàíèâàåòñÿ, îáåñöâå÷èâàåòñÿ?
Ïîâòîðèòå òåñò äëÿ äðóãîãî ãëàçà.
 íîðìå, ïðè âûïîëíåíèè òåñòà Àìñëåðà, âèäèìîå èçîáðàæåíèå äîëæíî áûòü îäèíàêîâî íà îáîèõ ãëàçà, ëèíèè äîëæíû áûòü ðîâíûå, áåç èñêàæåíèé, ïÿòåí è èñêðèâëåíèé, ÷òî ñîîòâåòñâóåò íîðìå.

2. Òåñò Àìñëåðà
(https://infoglaza.ru/profilaktika/160-test-amslera)
Òåñò Àìñëåðà (Ñåòêà Àìñëåðà, Ðåøåòêà Àìñëåðà) áûë ðàçðàáîòàí øâåéöàðñêèì ïðîôåññîðîì îôòàëüìîëîãèè Ìàðêîì Àìñëåðîì (1891-1968) è øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ ñ 1945 ãîäà.
Òåñò ïî ñåòêå Àìñëåðà ïðåäíàçíà÷åí äëÿ âûÿâëåíèÿ  ïàòîëîãèé öåíòðàëüíîé îáëàñòè ñåò÷àòêè (ìàêóëîäèñòðîôèÿ). Òàêæå òåñò ïðèçâàí ïîêàçàòü,  èìååòñÿ  ëè ïîâðåæäåíèå çðèòåëüíîãî íåðâà.  Ñåòêà Àìñëåðà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êâàäðàòíóþ ðåø¸òêó ñî 192-ìÿ ðàâíûìè ÿ÷åéêàìè, ïî ñåðåäèíå êîòîðîé ðàñïîëîæåíà æèðíàÿ òî÷êà.
Êàê ïðîâîäèòñÿ òåñò «Ñåòêà Àìñëåðà»
1. Ðàçìåñòèòåñü òàê, ÷òîáû ðàññòîÿíèå îò ðåø¸òêè äî ãëàç áûëî ðàâíî äëèíå âûòÿíóòîé ðóêè.
2. Åñëè Âû îáû÷íî íîñèòå î÷êè èëè êîíòàêòíûå ëèíçû, òî ñåé÷àñ îíè äîëæíû áûòü íà Âàñ, ò.å. Âû äîëæíû  õîðîøî âèäåòü ñåòêó òåñòà.
3. Çàêðîéòå ðóêîé èëè ëèñòîì áóìàãè îäèí ãëàç.
4. Äðóãèì ãëàçîì ïîñìîòðèòå íà òî÷êó â ñåðåäèíå ðåø¸òêè. Ñìîòðèòå íà íåå â òå÷åíèå 3-5 ñåêóíä, çàòåì íà÷èíàéòå ïîñòåïåííî ïðèáëèæàòüñÿ ê òàáëèöå, íå îòðûâàÿ ïðè ýòîì âçãëÿä îò òî÷êè â ñåðåäèíå, ïîêà íå äîñòèãíåòå ðàññòîÿíèÿ îêîëî 20 ñì.
5. Ïðîäåëàéòå òî æå ñàìîå ñî âòîðûì ãëàçîì.
Åñëè âî âðåìÿ ïðîõîæäåíèÿ òåñòà âñå ëèíèè ñåòêè Àìñëåðà áûëè ðîâíûìè è íåïðåðûâíûìè, òî ïðèçíàêîâ ïàòîëîãèé öåíòðàëüíîé îáëàñòè ñåò÷àòêè (ìàêóëû) íå âûÿâëåíî.

3. Ìàêóëîäèñòðîôèÿ ñåò÷àòêè

Ìàêóëîäèñòðîôèÿ – ãðóïïà çàáîëåâàíèé, ïðè êîòîðûõ ïîðàæàåòñÿ è èñòîùàåòñÿ öåíòðàëüíàÿ ÷àñòü ñåò÷àòêè ãëàçà (ìàêóëà) è, ñëåäîâàòåëüíî, íàðóøàåòñÿ öåíòðàëüíîå çðåíèå. Âîçðàñòíàÿ ìàêóëîäèñòðîôèÿ – ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïðè÷èíà ïîòåðè çðåíèÿ ó ëþäåé ñòàðøå 50 ëåò.
ÏÐÈ×ÈÍÛ ÌÀÊÓËÎÄÈÑÒÐÎÔÈÈ
Çàáîëåâàíèå ñâÿçàíî ñ íàðóøåíèåì ôóíêöèè ìàêóëû, êîòîðàÿ îòâå÷àåò çà öåíòðàëüíîå çðåíèå. Òî÷íàÿ ïðè÷èíà ìàêóëîäèñòðîôèè íå èçâåñòíà, íî âûäåëÿþò ðÿä ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ åå ðàçâèòèþ:
— âîçðàñò (ðèñê â âîçðàñòå îò 55 ëåò ñîñòàâëÿåò 10%, îò 75 ëåò – 30%)
— íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü
— ïîë (æåíùèíû áîëåå ñêëîííû ê ìàêóëîäèñòðîôèè)
— ñâåòëûé öâåò ãëàç
— ðàñà (åâðîïåéöû áîëåå ïîäâåðæåíû ìàêóëîäèñòðîôèè, ÷åì àôðîàìåðèêàíöû)
— îæèðåíèå èëè äèåòà ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì æèðîâ
— íåäîñòàòîê âèòàìèíîâ è ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ
— êóðåíèå
— ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå çàáîëåâàíèÿ
— óëüòðàôèîëåòîâîå èçëó÷åíèå
 
ÑÈÌÏÒÎÌÛ ÌÀÊÓËÎÄÈÑÒÐÎÔÈÈ
Íà÷àëüíàÿ ñòàäèÿ áîëåçíè (ñóõàÿ ìàêóëîäèñòðîôèÿ) îáû÷íî ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî è áåçáîëåçíåííî, ñîïðîâîæäàÿñü ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè:
— çàòðóäíåíèÿ ïðè ÷òåíèè è ðàáîòå, òðåáóþùåé ÷åòêî âèäåòü ìåëêèå äåòàëè
— íåîáõîäèìîñòü áîëåå ÿðêîãî îñâåùåíèÿ ïðè ÷òåíèè
— çàòðóäíåíèÿ àäàïòàöèè â òåìíîòå (êîãäà èç îñâåùåííîé êîìíàòû ÷åëîâåê âõîäèò â òåìíóþ)
— çàòóìàíèâàíèå çðåíèÿ
— èñêàæåíèå ïå÷àòíîãî òåêñòà
— òðóäíîñòè â ðàñïîçíàâàíèè ëèö
— ñëåïîå ïÿòíî â ïîëå çðåíèÿ
— ãàëëþöèíàöèè
Äàííûå ñèìïòîìû ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ ñíà÷àëà òîëüêî íà îäíîì ãëàçó, ïîýòîìó ÷àñòî íà íèõ íå îáðàùàþò âíèìàíèå.
Ïðè âëàæíîé ìàêóëîäèñòðîôèè ìîæåò ïðîèçîéòè ðåçêàÿ ïîòåðÿ öåíòðàëüíîãî çðåíèÿ. Ê âûøåïåðå÷èñëåííûì ñèìïòîìàì äîáàâëÿåòñÿ èñêàæåíèå ïðÿìûõ ëèíèé è ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþùååñÿ ñëåïîå ïÿòíî.
 
ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÀ ÌÀÊÓËÎÄÈÑÒÐÎÔÈÈ
Ìàêóëîäèñòðîôèÿ ñåò÷àòêè ãëàçà äèàãíîñòèðóåòñÿ íà îôòàëüìîëîãè÷åñêîì îñìîòðå, ïðè ýòîì âûñëóøèâàþòñÿ æàëîáû ïàöèåíòà è ïðîâîäèòñÿ îñìîòð ãëàçíîãî äíà (îôòàëüìîñêîïèÿ), ôëþîðåñöåíòíàÿ àíãèîãðàôèÿ (èññëåäîâàíèå ñîñóäîâ ñåò÷àòêè), îïðåäåëåíèå ïîëåé çðåíèÿ è òåñò ñ ðåøåòêîé Àìñëåðà (íà íàëè÷èå èñêàæåíèé).
 
ËÅ×ÅÍÈÅ ÌÀÊÓËÎÄÈÑÒÐÎÔÈÈ
Ïðè íà÷àëüíîé ñòàäèè ìàêóëîäèñòðîôèè ïðèìåíÿåòñÿ ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå ñ öåëüþ îñòàíîâêè äàëüíåéøåãî åå ïðîãðåññèðîâàíèÿ: ñðåäñòâà äëÿ óêðåïëåíèÿ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ ãëàçà, óëó÷øåíèÿ îáìåííûõ ïðîöåññîâ â ñåò÷àòêå, âèòàìèíû.
Ýôôåêòèâíûì ìåòîäîì ëå÷åíèÿ âëàæíîé ìàêóëîäèñòðîôèè ÿâëÿåòñÿ âíóòðèãëàçíîå ââåäåíèå ïðåïàðàòà Ëóöåíòèñ, êîòîðûé ââîäèòñÿ â ïîëîñòü ãëàçà è ïîäàâëÿåò àêòèâíîñòü è ðîñò íîâîîáðàçîâàííûõ ñîñóäîâ è îòåê ñåò÷àòêè, ïðèâîäÿ íå òîëüêî ê ñòàáèëèçàöèè, íî è ê óëó÷øåíèþ çðåíèÿ. Îáû÷íî äåëàåòñÿ 5 èíúåêöèé â ãîä, êóðñ ëå÷åíèÿ ïðîäîëæàåòñÿ 2 ãîäà.
 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðè âëàæíîé ìàêóëîäèñòðîôèè ïðîâîäÿò ëàçåðíóþ êîàãóëÿöèþ ñåò÷àòêè, áëàãîäàðÿ ÷åìó áëîêèðóþò êðîâîòå÷åíèå èç íîâîîáðàçîâàííûõ ñîñóäîâ.
 
ÏÐÎÔÈËÀÊÒÈÊÀ ÌÀÊÓËÎÄÈÑÒÐÎÔÈÈ
Ñëåäèòå çà ñâîèì ïèòàíèåì, îíî äîëæíî áûòü ñáàëàíñèðîâàííûì è ñîäåðæàòü íåîáõîäèìûå ãëàçàì âèòàìèíû.
Îòêàæèòåñü îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê, â ÷àñòíîñòè, îò êóðåíèÿ.
Ïðîâåðüòå îðãàíèçàöèþ ñâîåãî ðàáî÷åãî ìåñòà è ïðàâèëüíîñòü îñâåùåíèÿ, îñîáåííî ïðè ðàáîòå, òðåáóþùåé çðèòåëüíîãî íàïðÿæåíèÿ, ÷òåíèè.
Ïîëüçóéòåñü ñîëíöåçàùèòíûìè î÷êàìè ïðè ÿðêîì ñîëíöå.
Ðåãóëÿðíî (1-2 ðàçà â ãîä) ïîñåùàéòå îôòàëüìîëîãà.

4. Äèñòðîôèÿ ñåò÷àòêè

Äèñòðîôèÿ (èñòîí÷åíèå) ñåò÷àòêè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðÿä çàáîëåâàíèé ñåò÷àòêè, âîçíèêàþùèõ êàê ñàìîñòîÿòåëüíî, òàê è ïîä âëèÿíèåì äðóãèõ áîëåçíåé. Îíà âûçûâàåòñÿ íàðóøåíèÿìè â ñîñóäèñòîé ñèñòåìå ãëàçà è ïîðàæåíèåì êëåòîê, îòâå÷àþùèõ çà çðåíèå âäàëü è âîñïðèÿòèå öâåòà.
Äèñòðîôèÿ ñåò÷àòêè ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ïðè÷èí óõóäøåíèÿ ëèáî ïîëíîé ïîòåðè çðåíèÿ êàê â ìîëîäîì âîçðàñòå, òàê è â ïîæèëîì âîçðàñòå. Î÷åíü ÷àñòî íà÷àëüíàÿ ñòàäèÿ äèñòðîôèè ñåò÷àòêè ïðîòåêàåò áåññèìïòîìíî, è ÷åëîâåê äàæå íå äîãàäûâàåòñÿ î ñóùåñòâóþùåì ó íåãî çàáîëåâàíèè. Îäíàêî äèñòðîôèÿ âåäåò ê ñåðüåçíûì îñëîæíåíèÿì — ðàçðûâó è ê îòñëîåíèþ ñåò÷àòêè, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ñèëüíûì óõóäøåíèåì è ïîòåðåé çðåíèÿ.
Öåíòðàëüíàÿ äèñòðîôèÿ ñåò÷àòêè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èçìåíåíèÿ, êîòîðûå âîçíèêàþò â ìàêóëÿðíîé îáëàñòè (ìåñòå íàèáîëåå ÷åòêîãî âèäåíèÿ ñåò÷àòêè). Ê äàííîìó âèäó äèñòðîôèé îòíîñÿòñÿ ìàêóëÿðíàÿ âîçðàñòíàÿ äèñòðîôèÿ è ñåðîçíàÿ öåíòðàëüíàÿ ðåòèíîïàòèÿ.
Öåíòðàëüíàÿ äèñòðîôèÿ ñåò÷àòêè âñòðå÷àåòñÿ â äâóõ ôîðìàõ:
— ñóõàÿ – ïðîäóêòû ìåòàáîëèçìà æåëòî-áåëîãî öâåòà íàêàïëèâàþòñÿ ìåæäó ñåò÷àòêîé è ñîñóäèñòîé îáîëî÷êîé â ôîðìå ãðàíóë;
— âëàæíàÿ – âíóòðèãëàçíàÿ æèäêîñòü èëè êðîâü ïðîñà÷èâàåòñÿ èëè «ïðîïîòåâàåò» ÷åðåç ñòåíêè ñîñóäîâ; ïðè âëàæíîé äèñòðîôèè ðåçêî ïîíèæàåòñÿ îñòðîòà çðåíèÿ.
 
ÏÐÈ×ÈÍÛ ÄÈÑÒÐÎÔÈÉ ÑÅÒ×ÀÒÊÈ
— îáùèå çàáîëåâàíèÿ (ñàõàðíûé äèàáåò, àòåðîñêëåðîç, ãèïåðòîíèÿ, çàáîëåâàíèå ïî÷åê, íàäïî÷å÷íèêîâ)
— ìåñòíûå (áëèçîðóêîñòü, óâåèòû)
— òðàâìû ãëàç
— ãåíåòè÷åñêàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü
 
ÑÈÌÏÒÎÌÛ ÄÈÑÒÐÎÔÈÉ ÑÅÒ×ÀÒÊÈ
— ñíèæåíèå îñòðîòû çðåíèÿ
— óõóäøåíèå èëè ïîòåðÿ ïåðèôåðè÷åñêîãî çðåíèÿ
— ñëîæíîñòè ñ îðèåíòàöèåé ïðè ïëîõîì îñâåùåíèè
— «ìóøêè» ïåðåä ãëàçàìè
 
ËÅ×ÅÍÈÅ ÄÈÑÒÐÎÔÈÈ ÑÅÒ×ÀÒÊÈ
Íà íà÷àëüíûõ ñòàäèÿõ äèñòðîôèè ñåò÷àòêè ïðîâîäèòñÿ ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå ñ öåëüþ îñòàíîâêè äàëüíåéøåãî åå ïðîãðåññèðîâàíèÿ: ñîñóäîðàñøèðÿþùèå ïðåïàðàòû, àíãèîïðîòåêòîðû, êîðòèêîñòåðîèäû, àíòèîêñèäàíòû, ñðåäñòâà äëÿ ðàñøèðåíèÿ è óêðåïëåíèÿ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ ãëàçà, óëó÷øåíèÿ îáìåííûõ ïðîöåññîâ â ñåò÷àòêå, âèòàìèíû.
Ê ôèçè÷åñêèì ìåòîäàì ëå÷åíèÿ ìîæíî îòíåñòè ôîíî- è ýëåêòðîôîðåç, óëüòðàçâóê, ìèêðîâîëíîâóþ òåðàïèÿ è ëàçåðíóþ êîàãóëÿöèþ (ïðåäîòâðàùàåò îòñëîåíèå ñåò÷àòêè è èñïîëüçóåòñÿ â êà÷åñòâå åå ïðîôèëàêòèêè).
Êàê îáû÷íî â ñëó÷àÿõ ñ çàáîëåâàíèÿìè ñåò÷àòêè, ÷åì ðàíüøå íà÷èíàåòñÿ ëå÷åíèå, òåì îíî ýôôåêòèâíåå.

Читайте также:  Лазерное укрепление сетчатки эксимер

5. Ñåòêà Àìñëåðà ðó.ÂÈÊÈ
Ñåòêà Àìñëåðà èëè ðåøåòêà Àìñëåðà (Marc Amsler) ïðèìåíÿåòñÿ â îôòàëüìîëîãèè â êà÷åñòâå ïðîñòîãî ôóíêöèîíàëüíîãî òåñòà, ïîçâîëÿþùåãî ïðîâåðèòü öåíòðàëüíóþ îáëàñòü ïîëÿ çðåíèÿ ãëàçà. Îí áûë èçîáðåòåí øâåéöàðñêèì îôòàëüìîëîãîì Ìàðêîì Àìñëåðîì. Î÷åíü ïîõîæåå òåñòîâîå èçîáðàæåíèå áûëî ïðåäëîæåíî åùå â 1752 ãîäó àíãëèéñêèì îïòèêîì ïî èìåíè James Ayscough , êîòîðîå îäíàêî íå èñïîëüçîâàëîñü äëÿ äèàãíîñòèêè öåíòðàëüíûõ ïîëåé çðåíèÿ íà íàëè÷èå äåôåêòîâ.

6. Marc Amsler de.wikipedia
Marc Amsler ( 5. Februar 1891 in Vevey, Schweiz; † 3. Mai 1968) war Professor der Augenheilkunde an der Zurcher Augenklinik der Universit;t Z;rich.[1][2] Er ;bernahm diese Stelle 1944 von seinem Vorgnger, Prof. Alfred Vogt. Vorher war er seit 1935 Chefarzt der Augenheilkunde in Lausanne, wo er diese Stelle von Jules Gonin (1870–1935) ;bernommen hatte. Obwohl er am besten f;r seinen Amsler-Gitter-Sehtest mit Hilfe des Amsler-Netzes bekannt war, hat er auch Fortschritte in der Kenntnis der Uveitis erzielt. Der Amsler-Gitter-Sehtest[3] war die Weiterentwicklung eines Sehtests von Edmund Landolt. Man pr;ft damit den Ort der h;chsten Sehsch;rfe (Gelber Fleck bzw. Makula) derRetina, wobei Makuladegeneration erkennbar wird. Amsler hat auch ber Keratoconus publiziert. 1951 fhrte Amsler die erste Hornhautverpflanzung an der Z;rcher Augenklinik durch.[4] Er war an dieser Stelle bis 1961 t;tig, danach wurde sie von Rudolf Witmer (1919–1992) bernommen.

Âåâå
Âåâå; (ôð. Vevey [v;v;], ôðàíêîïðîâ. Vev;) — ãîðîä íà çàïàäå Øâåéöàðèè, âî ôðàíêîÿçû÷íîì êàíòîíå Âî. Îäèí èç îñíîâíûõ öåíòðîâ Øâåéöàðñêîé Ðèâüåðû.
Âåâå ðàñïîëîæåí íà áåðåãó Æåíåâñêîãî îçåðà, ìåæäó Ëîçàííîé è Ìîíòð¸, â öåíòðå òðàäèöèîííîãî âèíîäåëü÷åñêîãî ðåãèîíà Ëàâî (ôð. Lavaux).

7. Marc Amsler en.wiki
From Wikipedia, the free encyclopedia
Marc Amsler (born February 5, 1891 in Vevey, Switzerland; died May 3, 1968) was a professor of ophthalmology at der Zurich Eye Clinic at the University of Zurich.[1][2] He took the position as professor of ophthalmology in Zurich in 1944. His predecessor was Prof. Alfred Vogt. Prior to assuming the position at Zurich, Dr. Amsler was chief ophthalmologist in Lausanne, since 1935. His predecessor there, under whom he worked beforehand, was Jules Gonin. He is best known for the Amsler grid test. He also contributed to the progress in understanding of uveitis. The Amsler grid was an improvement over the initial work done by the ophthalmologist Edmond Landolt. The grid tests the function of the macula, a part of the retina, so that macular degeneration can be identified. Amsler also published works on keratoconus. In 1951, Dr. Amsler performed the first corneal transplantation at the Zurich Eye clinic.[3] He was professor and chief of the Zurich Eye Clinic until 1961. His successor was Rudolf Witmer.
Ìàðê Àìñëåð (ðîäèëñÿ 5 ôåâðàëÿ 1891 â Âåâå, Øâåéöàðèÿ, óìåð 3 ìàÿ 1968) áûë ïðîôåññîðîì îôòàëüìîëîãèè â  Öþðèõ ãëàçíîé êëèíèêîé Óíèâåðñèòåòà Öþðèõà [1] [2] Îí çàíÿë äîëæíîñòü ïðîôåññîðà îôòàëüìîëîãèè â. Öþðèõ â 1944 ãîäó Åãî ïðåäøåñòâåííèê áûë ïðîôåññîð Àëüôðåä Âîãò. Äî âñòóïëåíèÿ â äîëæíîñòü â Öþðèõå, äîêòîð Àìñëåð áûë ãëàâíûé îôòàëüìîëîã â Ëîçàííå, ñ 1935 ãîäà åãî ïðåäøåñòâåííèê òàì, ïîä êîòîðûì îí ðàáîòàë çàðàíåå, Æþëü Ãîíåí. Îí ÿâëÿåòñÿ ñàìûì èçâåñòíûì çà ñåòêè òåñòà Àìñëåðà. Îí òàêæå âíåñ âêëàä â ïðîãðåññ â ïîíèìàíèè óâåèò. Àìñëåð ñåòêà óëó÷øåíèå ïî ñðàâíåíèþ ñ ïåðâîíà÷àëüíîé ðàáîòû, ïðîäåëàííîé îôòàëüìîëîãà Ýäìîíä Ëàíäîëüòà. Ñåòêà òåñòèðóåò ôóíêöèþ æåëòîãî ïÿòíà, ÷àñòü ñåò÷àòêè, òàê ÷òî äåãåíåðàöèÿ æåëòîãî ïÿòíà ìîãóò áûòü èäåíòèôèöèðîâàíû. Àìñëåð òàêæå îïóáëèêîâàë ðàáîòû ïî êåðàòîêîíóñà.  1951 ãîäó ä-ð Àìñëåð âûïîëíèë ïåðâóþ òðàíñïëàíòàöèþ ðîãîâèöû â êëèíèêå Öþðèõà ãëàç. [3] Îí áûë ïðîôåññîðîì è íà÷àëüíèêîì êëèíèêè Öþðèõà ãëàç äî 1961 Åãî ïðååìíèêîì áûë Ðóäîëüô Âèòìåð.
Óâåèò — âîñïàëåíèå ñîñóäèñòîé îáîëî÷êè ãëàçà (óâåàëüíîãî òðàêòà). Ýòî çàáîëåâàíèå ÿâëÿåòñÿ ÷àñòîé ïðè÷èíîé ñëàáîâèäåíèÿ è ñëåïîòû (îêîëî 25 %). Ïðè óâåèòå íåîáõîäèìî ñðî÷íî îáðàòèòüñÿ ê îôòàëüìîëîãó. Ãëàâíûìè ñèìïòîìàìè çàáîëåâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ «òóìàí» ïåðåä ãëàçàìè, óõóäøåíèå çðåíèÿ (âîçìîæíà äàæå ïîëíàÿ ñëåïîòà), ïîêðàñíåíèå ãëàç, ñâåòîáîÿçíü è ñëåçîòå÷åíèå[

Êåðàòîêîíóñ (îò äð.-ãðå÷.  — «ðîã» è  — «êîíóñ») — äåãåíåðàòèâíîå íåâîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèåãëàçà, ïðè êîòîðîì ðîãîâèöà èñòîí÷àåòñÿ è ïðèíèìàåò êîíè÷åñêóþ ôîðìó. Êåðàòîêîíóñ ìîæåò ïðèâåñòè ê ñåðü¸çíîìó óõóäøåíèþ çðåíèÿ. ×àùå âñåãî ïàöèåíòû ïðåäúÿâëÿþò æàëîáû íà ñâåòîáîÿçíü, äâîåíèå, ðàçìàçûâàíèå èçîáðàæåíèÿ. Çàáîëåâàíèå ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííîé ôîðìîé äèñòðîôèè ðîãîâèöû.
øâåéöàðñêèé îôòàëüìîëîã. Ïðåîïîäàâàë è ïðàêòèêîâàë, áûë ïðîôåññîðîì â Ãëàçíîé Êëèíèêå Öþðèõà. Â 1944 ã. ñòàë ïðîôåññîðîì â óíèâåðñèòåòå â Öþðèõå.

8. Ìàêóëîäèñòðîôèÿ ðó.ÂÈÊÈ
Ìàêóëîäèñòðîôèÿ — îáùåå íàçâàíèå äëÿ ãðóïïû çàáîëåâàíèé, ïðè êîòîðûõ ïîðàæàåòñÿ ñåò÷àòêà ãëàçà è íàðóøàåòñÿ öåíòðàëüíîå çðåíèå.  îñíîâå ìàêóëîäèñòðîôèè ëåæèò ïàòîëîãèÿ ñîñóäîâ è èøåìèÿ (íàðóøåíèå ïèòàíèÿ) öåíòðàëüíîé çîíû ñåò÷àòêè, êîòîðàÿ îòâå÷àåò çà öåíòðàëüíîå çðåíèå. Âîçðàñòíàÿ ìàêóëîäèñòðîôèÿ — îäíà èç ñàìûõ ÷àñòûõ ïðè÷èí ñëåïîòû ó ëþäåé ñòàðøå 55 ëåò.
Âïåðâûå âîçðàñòíàÿ ìàêóëÿðíàÿ äåãåíåðàöèÿ áûëà îïèñàíà Îòòî Õààáîì â 1885 ãîäó.

Источник