Близорукость упражнения с мячом
(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)
•И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить —выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6— раз.
•И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6— раз в каждом направлении.
•И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—0 раз каждой ногой.
•И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—0 раз каждой ногой.
•Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1— мин с последующим переходом на ходьбу.
•И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—0 раз в каждом направлении.
•И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз.
•И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.
Улучшение зрения по методу У. Бейтса
Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс предлагает комплекс упражнений, который он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать полным расслаблением и с помощью следующих упражнений.
•Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.
•Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
•Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
•В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.
•Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
•Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.
Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2— недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.
Профилактика травматизма
Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физической культурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревнований и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д.
Во время урока учителю следует постоянно контролировать самочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение координации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года.
Травмы при занятиях физической культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом неудовлетворительной профилактики травматизма. Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой организацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным поведением ученика при занятиях физическими упражнениями. Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику основным зрительным функциям.
2. Дайте характеристику основным глазным заболеваниям, наиболее часто встречающимся у детей школьного возраста.
3. Как вы понимаете термин «ребенок с нарушением зрения»?
4. Охарактеризуйте особенности физического развития детей со зрительной депривацией.
5. Охарактеризуйте особенности психического развитие детей с нарушением зрения.
6. В чем заключается коррекционная направленность уроков физического воспитания детей с депривацией зрения?
7. Перечислите противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения.
8. При каких офтальмологических заболеваниях предусмотрены противопоказания и к каким видам физических упражнений?
9. Перечислите задачи (общие и коррекционные) физического воспитания детей с депривацией зрения.
10. Перечислите методы и методические приемы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям.
11. Какие сохранные функции необходимо развивать у незрячих и слабовидящих детей на уроках физического воспитания?
12. Какие ориентиры используют незрячие школьники в процессе физического воспитания?
13. В чем заключается коррекционная направленность подвижных игр?
14. Дайте характеристику структуры и содержания урока коррекционной направленности.
15. Перечислите формы повышения двигательной активности детей с депривацией зрения.
16. Перечислите особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения
17. Перечислите условия предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.
18. В чем заключаются особенности регулирования физической нагрузки на уроках физкультуры, ритмики, ЛФК?
19. Существует ли разница в методике обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих детей?
Литература
1. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000.
2. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. — Донецк, 1997.
3. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков (перевод). —СПб., 1998.
4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.
5. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 2001.
6. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения. — СПб., 1997.
7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. — СПб., 2001.
8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.
9. Хаксли О. Как вернуть зрение // Перевод с англ. — М., 1997.
10. Шкарлова СИ., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. — Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.
11. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическое
пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучреждений и родителей. — М., 1997.
Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 660 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
физические упражнения при близорукости
^ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ
(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)
-
И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два»
поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить
мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить — выдох.
Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6—8 раз. -
И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые дви
жения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить
6—8 раз в каждом направлении. -
И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сги
бая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—10 раз каждой
ногой. -
И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз»
сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в ле
вую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет
«три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под
левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.
-
Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых но
гах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных
суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1—2 мин
с последующим переходом на ходьбу.
-
И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между
стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч.
Повторить 8—10 раз в каждом направлении.
-
И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять
руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» дер
жать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз. -
И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдав
ливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах,
распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча;
на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.
^ Профилактика травматизма
Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению
травматизма на занятиях физкультурой является одним из условий
эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с
ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому
воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не
только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий,
туристических походов, соревнований и пр. Надо объяснять детям о
необходимости остерегаться всего, — что может привести к травме, и
проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения,
соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика,
гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры,
туристические походы, спортивные соревнования и т. д.
Во время
урока учителю следует постоянно контролировать самочувствие детей.
Снижение работоспособности, нарушение координации движений, -внимания,
нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети
становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба
и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее
выражены в конце учебного года.
Травмы при занятиях физической
культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать
как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом
неудовлетворительной профилактики травматизма. Причины связаны с
состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой организацией и
методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного
контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к
каждому ребенку, с неправильным поведением ученика при занятиях
физическими упражнениями.
Источник
Специальные упражнения для наружных мышц глаз.
Приведенные ниже специальные физические упражнения (или их варианты) необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости не реже 3 – 4 раз в неделю.
Исходное положение (и. п.) – сидя. Крепко зажмурив глаза на 3 – 5 сек., а затем открыть глаза на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз, и улучшает кровообращение в них.
- И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения.
- И. п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2 – 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек., опустить руку. Повторять 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
- И. п. – стоя. Вытянуть вперёд руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
- И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы, и улучшает кровообращение.
- И. п. – сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 – 12 раз.
- И. п. – сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 – 6 раз).
Специальные физические упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаз.
При тренировках внутренних, цилиарных, мышц глаза проводится по методу, называемому «метка на стекле», и на «аккомодотренере».
При выполнении упражнения «метка на стекле» занимающийся в очках становится у окна на расстоянии 30 – 35 см от оконного стекла. На этом стекле, на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 – 5мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, пациент намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочерёдно переводит взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение проводится два раза в день в течение 25 – 30 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин., последующие два дня – 5 мин., а в остальные дни – 7 мин.
Для проведения упражнений на «аккомодотренере» необходимо изготовить простой прибор. Он представляет собой кусок плотного картона или фанеры в форме ракетки (примерно 20-и, 10см). В нижней части её (над рукояткой) делается горизонтальная щель, в которую вставляется линейка длиной 50 – 60см. Вертикально расположенная ракетка должна свободно перемещаться по линейке. На передней поверхности ракетки, в её центре, нанесена буква «с» величиной примерно 2мм.
Упражнения выполняются следующим образом. Тренирующийся надевает очки, полностью корригирующие близорукость, дополнительно прикрепив к ним +3 диоптрии, и приставляет к одному глазу (другой глаз прикрывает) линейку прибора. Затем медленно перемещает ракетку по линейке по направлению к глазу до тех пор, пока буква «с» не станет расплывчатой и похожей на букву «о». После этого упражнения занимающийся медленно отодвигает ракетку от глаза, добиваясь того, чтобы буква «с» вначале была ясно видна, а потом расплылась. Как только это произойдёт, ракетку вновь приближают к глазу, а затем отодвигают и т. д. Упражнение проводят в течение 10 мин. для каждого глаза отдельно с интервалом 10 – 20 мин. Необходимо следить за тем, чтобы буква на ракетке во время выполнения упражнения была хорошо освещена. Дополнительная линза в +3 диоптрии приставляется для более полного расслабления цилиарной мышцы.
Из приведённых далее физических упражнений, способствующих тренировке внутренних мышц глаз, используйте на каждом занятии с таким расчётом, чтобы упражнять цилиарные мышцы не менее 4 – 5 мин. Эти упражнения можно выполнять подряд или чередовать с общеразвивающими упражнениями.
- Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Выполнить 7 – 8 раз.
- Бросить мяч сильно об пол, дать ему возможность подняться вверх, поймать одной или обеими руками. Выполнить 6 – 7 раз.
- Передача мяча партнёру из-за головы. Выполнить 10 – 12 раз.
- Броски теннисного мяча в мишень. Повторить 6 – 8 раз каждой рукой.
- Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3 – 5м. Выполнить 12 – 15 раз.
- Верхняя (нижняя) передача партнёру волейбольного мяча. Выполнять 5 — 7 мин (5 – 7 мин. для нижней передачи).
- Игра в бадминтон через сетку и без неё в течение 15 – 20 мин.
- Игра в большой теннис у стенки и через сетку в течение 15 – 20 мин.
Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз.
При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.
- И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 – 12 раз.
- И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5 – 6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
- Мужчинам эти два упражнения можно выполнять с гантелью весом 1 – 3кг.
- И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15 – 20 сек. Дыхание произвольное.
- И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 – 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
- И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15 – 20 сек.
- И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6 – 8 раз каждой ногой.
- И. п. – то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10 – 15 сек. каждой ногой.
- И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6 – 8 раз.
- И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15 – 20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем противоположном.
- И. п. – стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч в одном и противоположном направлении 20 – 30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.
- И. п. – стоя, смотреть только вперёд. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8 – 10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более.
Упражнения для укрепления мышц шеи и спины.
У многих близоруких людей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому рекомендуется выполнять ежедневно приведённые ниже физические упражнения, включая их по 3 – 4 в каждый комплекс.
- Ходьба обычная, на носках, с небольшой подушечкой (наполненной песком) на голове.
- И. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться, вперёд прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперёд.
- И. п. – сидя на стуле, держаться руками за спинку внизу. Подать грудь вперёд, прогнуться, затем вернуться в и. п.
- И. п. – сидя на стуле (гимнастической скамейке), кисти на затылке. Наклонить голову вперёд, затем отводить её назад, оказывая руками небольшое сопротивление.
- И. п. – стоя, руки сзади в замок. Отводить руки назад, прогибаться.
- И. п. – стоя, гимнастическую палку держать сзади. Отводить её назад, прогибаться.
- И. п. – лёжа на спине, ноги согнуты, локти на кровати (кушетке; полу). Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять туловище (таз); вернуться в и. п.
- И. п. – то же. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, вернуться в и. п.
- И. п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову и плечи, прогнуться, вернуться в и. п.
- И. п. – то же. Приподнять голову, плечи и прямые ноги, прогнуться.
Упражнения для укрепления передней брюшной стенки.
Наклоненное вперёд туловище близорукого человека во время стояния, ходьбы и сидения способствует расслаблению и ослаблению мышц передней брюшной стенки. Поэтому рекомендуем регулярно выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 2 – 3 в каждый комплекс.
- И. п. – лёжа на спине, одна рука на животе. Сделать вдох, приподнимая брюшную стенку, затем выдох, втягивая её.
- И. п. – то же. Сделав вдох, и не выдыхая, выпятить, и втянуть брюшную стенку. Повторить несколько раз.
- И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову, руки вперёд, опустить.
- И. п. – лёжа на спине, руки, на затылке. Поднять голову и плечи, затем опустить.
- И. п. – лёжа на спине. Согнуть ноги и подтянуть к груди с помощью рук.
- И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги подняты. Развести ноги, затем выполнить скрестное движение, вновь развести.
- И. п. – сидя на полу, носками держаться за нижнюю рейку гимнастической стенки, руки вдоль туловища. Слегка наклониться назад, и вернуться в и. п. То же, кисти на затылке. То же, но руки подняты вверх.
При выполнении упражнений на укрепление передней брюшной стенки необходимо учитывать, что лицам с близорукостью высокой степенью нежелательны продолжительные и напряжённые переходы из положения, сидя в положение лёжа и обратно. Вдох выполняется в и. п., а при напряжении передней брюшной стенки – выдох. Степень применяемых усилий не должна быть большой.
Дыхательные упражнения.
- И. п. – стоя. На четыре счёта сделать вдох, затем на четыре счёта – выдох. Повторить 6 – 8 раз. То же, но вдох, и выдох делать на шесть счётов.
- Это же упражнение делать во время ходьбы. На четыре (шесть) шага – вдох, затем на четыре (шесть) – выдох.
- Сочетание медленного бега с углублённым дыханием.
- И. п. – стоя, руки на животе. При вдохе надавить руками на переднюю брюшную стенку, слегка выпятить живот, при выдохе втянуть брюшную стенку.
- И. п. – стоя. Сделать вдох и, не выдыхая, несколько раз выпятить живот вперёд, а затем втянуть. Повторить 5 – 6 раз.
- И. п. – стоя. Поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить – выдох.
- И. п. – стоя, кисти на затылке. Делая вдох на четыре счёта, локти отвести назад, лопатки соединить, прогнуться. При выдохе на четыре счёта – лопатки вперёд.
- И. п. – стоя. Поднять руки вверх, ногу – назад, вдох, и. п. – выдох. То же другой ногой.
- И. п. – стоя, руки сзади в замок. Отвести руки назад, прогнуться – вдох, и. п. – выдох. Повторить 8 – 10 раз.
- И. п. – стоя, руки вверх. Отводя руки назад – вдох, возвращая в и. п. – выдох. Повторить 4 – 6 раз.
Вдох выполнять через нос, а выдох – через рот.
Источник