Близорукость у ребенка 1 класса

Близорукость — заболевание, с которым часто сталкиваются подростки и дети младшего возраста. Эта патология требует особого контроля, правильной коррекции и своевременного лечения. Лишь при таких условиях зрение ребенка удастся стабилизировать, а в перспективе, возможно, и вовсе устранить нарушение. Узнаем, как лечить детскую миопию.

Миопия в детском возрасте: статистика

Близорукость у ребенка 1 класса

Миопия у детей дошкольного возраста и более старших подростков — распространенная патология в век современных технологий. Чаще всего такое заболевание, как близорукость диагностируют в возрасте 9-12 лет. Первые симптомы болезни ярко проявляются лишь в 25-30%

случаев, что существенно затрудняет диагностику на ранней стадии. Согласно медицинской статистике, от подобного нарушения рефракции страдает фактически треть старшеклассников. Из-за этого врачи-окулисты часто называют такую патологию «школьной близорукостью».
Миопия может возникать по разным причинам, но зачастую, когда речь не идет о наследственном факторе, болезнь поражает органы зрения в молодом возрасте преимущественно из-за повышенных нагрузок на зрительную систему. Переутомление возникает не только на уроках, но и вне классных комнат, во время подготовки домашнего задания и использования гаджетов (ноутбука, ПК, смартфона, планшета, игровой приставки и пр.). Вполне естественно, что, когда у ребенка диагностируют близорукость, его родители начинают беспокоиться, задаваясь вопросом, можно ли стабилизировать зрение или вылечить болезнь полностью.

Как близорукость у детей развивается?

Наука уже давно изучает факторы, провоцирующие появление миопии у детей и взрослых. Механизм развития этой глазной патологии достаточно изучен. Физиологическая причина возникновения болезни кроется в деформациях глазного яблока, которое в большинстве случаев имеет удлиненную форму. Еще одна причина — сбой в работе оптической системы глаза, когда роговица чрезмерно преломляет световые лучи. По этой причине изображение фокусируется не на самой сетчатой оболочке, как положено в норме, а перед ней. Подобные нарушения приводят к тому, что пациенты с миопией не могут достаточно четко разглядеть то, что происходит на удаленном расстоянии.

Близорукость у ребенка 1 класса
Чаще всего, если близорукость не наследственная, ее диагностируют в возрасте 9-12-ти лет, когда дети проходят интенсивное обучение в школе, часто используют современную технику. Факт хронического переутомления глаз способствует снижению четкости зрения. Для родителей в этот период важно вовремя показать ребенка окулисту. Своевременное лечение близорукости у детей дошкольного возраста поможет в будущем сохранить зрение.

Стадии развития миопии

Близорукость у ребенка может развиваться стремительно, особенно в условиях отсутствия коррекции зрения и должного лечения. Нагрузки на несформированный детский зрительный центр могут привести к обострению патологии. В зависимости от характера протекания заболевания, офтальмологи выделяют несколько стадий развития близорукости. По силе проявления рефракционных нарушений миопия бывает: слабой (до -3 диоптрий), средней (от -3 и до -6 диоптрий), высокой (более -6 диоптрий). А по скорости развития близорукость делят на:

  • Стационарную, когда изменения зрительных функций стабилизируются на определенном уровне, зрение при этом стремительно не ухудшается или его снижение незначительно.
  • Прогрессирующую, при которой зрение постоянно падает (может снижаться на несколько диоптрий в год).

Близорукость у ребенка 1 класса

Выбор лечения во многом зависит не только от вида патологии, но и от причины ухудшения рефракции. Миопия часто бывает приобретенной вследствие переутомления глаз, серьезных заболеваний, протекающих в организме, а также сбоев в работе оптической системы глаза. Также болезнь может носить наследственный, врожденный характер. 

Наследственный фактор

По статистике, близорукость передается по наследству лишь в 10-30% случаев. С рождением у малыша появляется предрасположенность к данной патологии, если она наблюдается у одного из родителей, но риск прогрессирования миопии вследствие наследственного фактора все же незначителен. Однако, когда близорукостью разной степени страдают оба родителя, шансы возникновения проблемы несколько возрастают. Поэтому в таких случаях офтальмологи советуют проявлять повышенное внимание к зрению ребенка. 
Преимущественно миопия у детей является приобретенной. Зачастую заболевание вызвано систематическим зрительным переутомлением, несоблюдением режима дня, несбалансированным питанием, длительным времяпровождением у экранов гаджетов и прочими факторами.

Близорукость у ребенка 1 класса

Проблемно обнаружить нарушение рефракции при близорукости у детей дошкольного возраста, поскольку ребенок и сам может не подозревать о том, что с его зрением что-то не так. Помочь с диагностикой и способствовать стабилизации процессов в глазном яблоке малыша может только врач-окулист.

Другие причины появления близорукости

Помимо генетики, на процесс появления нарушений зрительных функций, характерных для близорукости, влияют и другие причины:

  • Недоношенность. Согласно медицинской статистике, примерно у трети младенцев, которые появились на свет раньше положенного срока, в будущем диагностируют зрительные несовершенства.
  • Врожденные дефекты зрительной системы. Дети нередко рождаются с уже имеющимися предрасположенностями к близорукости, вызванными всевозможными патологиями органов зрения, такими как дистрофия аккомодационной глазной мышцы и пр.        
  • Сопутствующие патологии. Опухоли, травмы головы, заболевания полости рта и носоглотки, инфекционные заболевания и гормональные сбои могут спровоцировать развитие этой глазной патологии.
  • Зрительное переутомление. Из-за повышенных нагрузок часто возникает спазм зрительного нерва и напряжение глазодвигательных мышц, что создает благоприятные условия для развития близорукости. 
  • Очки или линзы с неподходящими диоптриями), это в перспективе приведет к еще более сложным отклонениям.

Кроме того, болезнь развивается и на фоне других патологий, связанных с общим состоянием организма, таких как, например, сахарный диабет или аденоиды. Немаловажную роль играет состояние опорно-двигательного аппарата ребенка (в частности, близорукостью страдают дети со сколиозом и те, у кого наблюдается плоскостопие).  На процесс прогрессирования патологии влияет все, начиная от правильного питания, соблюдения трудового дня, заканчивая работой за компьютером или просмотром телевизора.

Какие симптомы укажут на детскую близорукость?

Важным критерием успешного лечения близорукости у детей школьного возраста считается факт ранней диагностики. Ребенок может сам рассказать о том, что стал хуже видеть. Однако в ряде случаев подростки умышленно могут скрывать нарушения в работе органов зрения, поскольку опасаются, что родители обяжут их носить очки для коррекции.

О миопии расскажут такие симптомы:

  • повышенная утомляемость глаз, даже при незначительных нагрузках;
  • регулярные проявления головной боли;

Близорукость у ребенка 1 класса

  • маленькие дети часто трут глаза руками, не могут продолжительное время сосредоточиться на конкретном задании, отвлекаются, щурятся;
  • при письме, чтении или работе с приближенными предметами в случае близорукости маленький ребенок старается максимально приблизиться к ним.

При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков требуется помощь окулиста. Врач проведет диагностику и назначит корректное лечение детской близорукости.

Как диагностируют близорукость у детей?

Своевременно обнаружить близорукость поможет ответственный подход к здоровью глаз и визит к офтальмологу (посещать клинику детям необходимо один раз в год). Как правило, в большинстве российских школ организуется ежегодное плановое обследование, в рамках которого врач дает определенные рекомендации пациентам. Родители и сами могут инициировать поход к врачу, если заметят соответствующие изменения в поведении их ребенка.
Перед тем как определять близорукость у детей, специалист проводит общий опрос на предмет имеющихся жалоб на зрение, хронических или текущих заболеваний, устанавливает конкретные сроки их появления. Чем больше первичной информации будет предоставлено, тем проще и точнее будет исследование.

Близорукость у ребенка 1 класса

Как проводится диагностика:

  • Визуальный осмотр, позволяющий верно определить положение и форму глазного яблока.
  • Диагностика с помощью офтальмоскопа, в ходе которой определяются ключевые параметры роговицы, передней камеры, глазного дна и стекловидного тела.
  • В рамках скиаскопии врач определит остроту зрения и степень близорукости ребенка, если таковая присутствует.

В качестве дополнительного метода исследования может быть проведено УЗИ, по результатам которого офтальмолог сможет оценить размеры передне-задних осей обоих глаз маленького пациента.

Частота планового осмотра для выявления близорукости у детей малого возраста

Впервые врачи исследуют глаза ребенка сразу после рождения, а затем в 3-х месячном возрасте. Офтальмолог смотрит, какова величина, форма, а также положение глазных яблок грудничка. Врач определяет, насколько ребенок фокусирует взгляд на ярких игрушках, что, в частности, позволяет выявить, начало ли у младенца формироваться цветовое зрение. В три месяца от рождения может быть проведена скиаскопия, т.е. взята теневая проба для определения показателей рефракции.
Следующий плановый осмотр должен быть проведен не позднее 6-месячного возраста. Именно в этот период дети подвержены развитию косоглазия, при первых признаках которого необходимо обратиться к лечащему врачу. Несинхронная работа глазных яблок может стать верным признаком развития близорукости у детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Когда выписывают очки для зрения при близорукости

В годовалом возрасте родители малыша уже самостоятельно имеют возможность заподозрить неправильную работу зрительной системы их ребенка, который может щуриться, часто моргать, тереть глаза руками, стараться чрезмерно приблизить к себе окружающие предметы. Особенно важно показать грудничка окулисту в годовалом возрасте, если существуют риски наследственной заболеваемости глаз или у ребенка обнаружен сахарный диабет.
В 3-х годовалом возрасте детям, помимо перечисленных методов диагностики, могут назначать ультразвуковое исследование. Также впервые врачи имеют возможность проверить зрение малыша с помощью специальных таблиц.
Гораздо проще происходит диагностирование близорукости у детей школьного возраста, когда ребенок осмысленно идет на контакт с врачом. В этот период особенно важно следить за правильностью развития зрительных функций, поскольку глаза ребенка начинают претерпевать повышенные нагрузки.

Как лечится близорукость у детей школьного возраста?

При определении подходящих методов, которыми будет производиться лечение детской близорукости, важным аспектом является определение степени отклонения показателей рефракции. Перед тем как назначить лечение, врач постарается максимально точно установить, насколько близорукость прогрессирует, есть ли текущие осложнения.
В раннем возрасте полностью вылечить детскую близорукость не представляется возможным, поэтому основной упор медики делают на то, чтобы стабилизировать соответствующие показатели, не дать патологии прогрессировать. Коррекция близорукости у детей очковой оптикой или контактными линзами поможет предупредить развитие осложнений.

Чем раньше начать корректировать заболевание, тем выше шансы, что во взрослом возрасте у человека стабилизируется зрение. В лечении детской миопии применяется, как правило, комплексный подход, помогающий добиться хороших результатов.

Исправление близорукости оптическими средствами

контактными линзами, в зависимости от предпочтений. 
Коррекция зрения у детей дошкольного  и младшего школьного возраста преимущественно осуществляется с помощью очков. Это связано с тем, что малыши еще не понимают важность соблюдения правил гигиены при ношении линз, как и необходимости ухода за такой оптикой.
Считается, что носить средства контактной коррекции можно с 14 лет. Но офтальмологи утверждают, что дети могут использовать линзы и в более раннем возрасте в том случае, если ребенок может делать это осознанно. Для первого знакомства с такими оптическими изделиями лучше выбрать одноразовые модели, которые не требуют ухода.

Медикаментозное лечение

Для улучшения и поддержания зрения при близорукости офтальмолог может порекомендовать ребенку медикаментозное лечение с помощью, таких средств как:

  • капли: «Ирифрин», «Эмоксипин», «Уджала» и пр.;
  • группа препаратов (капель) с атропином (0,01%);
  • витаминные комплексы.

Если у ребенка диагностировали близорукость, должен использоваться комплексный подход к лечению. То есть применение препаратов назначается параллельно с ношением оптики и проведением аппаратных процедур. 

Современные аппаратные методы лечения близорукости у детей

В некоторых современных клиниках имеется целый комплекс современного оборудования, направленного на исправление детской миопии. В последнее время особую популярностью приобрел метод лечения с помощью инфракрасного излучения. Офтальмологи утверждают, что такой прием способствует снятию спазма аккомодации, улучшению питания тканей глаза и в целом положительно влияет на зрительную систему. Воздействие инфракрасным излучением на глаз осуществляется с близкого расстояния. Не менее востребованным является вакуумный массаж. Эта процедура позволяет увеличить кровообращение, улучшить гидродинамику глаза и, как следствие, работу цилиарной мышцы. 
Лазерная терапия (не путать с лазерной коррекцией) позволяет улучшить функции аккомодации и пространственное зрение. При проведении такой процедуры на экран, расположенный на расстоянии 8-10 см от глаза, подается лазерное излучение. Затем ребенок наблюдает за появляющимися на экране картинками, а точнее изменениями их объемов и структуры, что оказывает лечебное воздействие.

Близорукость у ребенка 1 класса

Еще один популярный метод — электростимуляция дозированным током небольшой интенсивности. Такое воздействие способствует улучшению проводимости импульсов зрительного нерва. Эта процедура достаточно безболезненная для ребенка.
Наиболее современным аппаратным методом лечения детской близорукости является комплекс «Реамед». Это прибор, который оптимизирует работу нейронов зрительной коры за счет специальных датчиков. Устройство фиксирует энцефалограмму мозга и заставляет его сокращать периоды неконтрастного зрения (картинка появляется только во время «правильного» зрения и пропадает, как только оно становится нечетким).

Ночная коррекция детской близорукости

Современные методы лечения близорукости предполагают, в том числе, ночную коррекцию. Уже с 6-летнего возраста маленьким пациентам могут назначаться специальные ортокератологические жесткие линзы, которые надевают перед сном на 6-8 часов. За этот период воздействия на глаз происходит частичное изменение формы роговицы из-за жесткой фиксации оптики. Как результат, изменяются показатели преломляющей силы и на протяжении всего светового дня ребенок гораздо лучше видит окружающий мир. При этом оптические изделия способствуют снятию спазма аккомодации. Эффект от ночных линз может продолжаться до 48 часов. Затем требуется повторное применение.

Хирургическое вмешательство

Близорукость у ребенка 1 класса

Оперативное лечение детской близорукости, как правило, не производится. Существуют различные методики рефракционной хирургии, способствующие исправлению глазных аномалий у взрослых, например склеропластика, лазерная коррекция и прочие, однако к детям они неприменимы. В подавляющем большинстве случаев это связано с отсутствием предсказуемого результата и риском возникновения различных осложнений. Несмотря на доказанную эффективность и безопасность хирургических методов лечения, при которых зрение восстанавливается, детям не назначают их до момента, пока они не достигнут совершеннолетнего возраста.

Общеукрепляющие методы профилактики близорукости у детей

Чтобы получить максимальный эффект по мере того, как проводится лечение детской близорукости, следует поддерживать организм ребенка в хорошей форме и здоровом состоянии. В этом поможет соблюдение режима дня, сбалансированное питание, умеренная активность, прогулки на свежем воздухе, которые, по возможности, должны заменить времяпровождение за компьютером или телевизором.
Признаки близорукости у детей разного возраста могут появляться на фоне несоблюдения правил гигиены. Важно научить малыша правильно организовывать рабочее пространство, помочь в настройках освещения, а также уберечь ребенка от потенциальных рисков развития и прогрессирования близорукости (на зрение негативно влияет привычка читать во время движения транспорта, неправильная осанка, злоупотребление вредными продуктами, например, такими как чипсы и газировка).

Источник

По данным НИИ офтальмологии имени Гельмгольца, близорукость среди школьников (70–80-х годов) составляла от 7,4 до 8,4 процента. Но если в 1-х классах это было 2,1, то в 10-х классах — от 16,2 до 32,2 процента.

Если близорукость возникла, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость — это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями, приводящими к инвалидности.

Одна из причин близорукости раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии).

Особое значение приобретает эта проблема в связи со школьной реформой и охраной зрения у шестилеток. Занятия с ними должны вестись так, чтобы не провоцировать развитие близорукости.

На пороге 60-х годов близорукость была характерна для возраста от 10 до 18 лет. Сейчас она возникает у младше школьников и даже воспитанников детских садов. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой детей. Многие родители с гордостью говорят о том, что их дети читать начинают в ясельном возрасте. А это опасно, поскольку аккомодация еще не созрела.

Читайте также:  Близорукость мушки перед глазами

Там, где дети «кабинетные» (этим грешат специальные школы), близоруких больше. А вот деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение.
Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки.

Школьники не должны забывать и о том, что существует немало профессий, где близорукость недопустима.
С близорукостью никто не хочет мириться. Близорукость — массовый дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. В течение многих лет близорукость занимает одно из первых мест по инвалидности. Специалисты многих стран — а среди них не только врачи, но и инженеры, физики, химики, механики — неутомимо постигают механизмы близорукости, создавая различные способы ее предотвращения.
Даже одно перечисление гипотез и методов лечения глазных болезней займет уйму времени. Сегодня мы уже знаем немало. В течение последних двадцати лет многое изучено, и главный вклад в достижение мировой офтальмологии внесли советские ученые.

Отличное зрение — важная составная часть здоровья.
Всем надлежит заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста не забывайте об этом. Любое понижение остроты зрения должно вызывать законный вопрос: что это, с чем связано? Как приостановить возможный процесс близорукости?
Основное направление профилактики близорукости — укрепление физического состояния. Исключительно важно это для учащихся городских школ, особенно специальных — с преподаванием иностранных языков, физико-математических и других дисциплин, где порой физкультуре уделяется мало времени.

Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно (детям — под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз.

Близорукость у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса.
Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.

В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом.

Соблюдение гигиенических условий работы — очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка.

Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 — 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.

Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.

Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.

Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.

Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 — 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки. Можно просто подложить под верхний край книги какой-либо предмет.
Домашние занятия учащихся 1— 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 — 2 ч, учащихся 3 — 4-х классов — 2 ч, старших школьников — не более 3 — 4 ч. При этом через каждые 30 — 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.

Желательно, чтобы летние каникулы дети проводили за городом, среди зелени. На этот период следует до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.

Детям вредно долго смотреть телепередачи.
Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. К сожалению, не все придерживаются этих рекомендаций, в результате зрение детей страдает.

Очень плохо влияет на зрение чтение в трамвае, троллейбусе, автобусе. Плохое освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта утомляют глаза.

Повышенная зрительная нагрузка при малой физической активности — самый серьезный фактор, способствующий снижению остроты зрения.
Наряду с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна).
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15 — 30 с.

Читайте также:  Как вылечить близорукость у взрослого

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 — 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня — 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

Физкультура для близоруких школьников.

Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий

1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание ритмичное.

2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать. 4 — 6 раз.

3. И. п. (исходное положение) — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8 — 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с движением глаз 4 — 5 раз.

4. И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.

5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.

6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 — 12 раз.

7. И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.

8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;
б) и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Смотреть на колени. б раз;
в) и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 — 12 раз.

9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 — 5 мин.

10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10—15 мин.

11. Упражнения для мышц глаз:
а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;
б) и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;
в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.

12. Дыхательные упражнения.

В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.
В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о большой.

Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 — 2 кг)

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 — 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.

3 И п. — сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 — 10 раз.

4. И. п. — стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 — 4 раза в каждую сторону.

5. И. п. — то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 — 10 раз. Следить за мячом. При наклоне — выдох.

6. И. п. — лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 — 8 раз.

7. И. п. — лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8 — 10 раз.

8. И. п. — упор лежа (на руки).
Сгибание и разгибание рук. 8 — 10 раз.

9. И. п. — стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 — б раз.

10. И. п. — стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней) . 8 — 10 раз.

11. И. п. — стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 — 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая — вдох, при возвращении в и. п.— выдох.

12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 — 3 мин.

Источник: сайт «Спорт и семья»

Источник