Засветы для лечения глаз
Описание
Автор: В.И. Поспелов, Г.Е. Поспелова
Амблиопия с центральной зрительной фиксацией (ЦЗФ) – наиболее частая причина понижения зрения у детей, прежде всего, дошкольного возраста.
Среди них ее частота варьирует, по данным разных авторов, от 3,5 до 17,6%. Наиболее частые ее причины – рефракционные нарушения: астигматизм, анизометропия, гиперметропия средней и высокой степени, врожденная близорукость.
Диагностика этой амблиопии не представляет особых трудностей.
Минимальный уровень остроты зрения с коррекцией у детей равен 0,1?возраст (лет)+0,1 (в 3 года – 0,4, в 4 года – 0,5 и т.д.).
Понижение ее ниже этого уровня при отсутствии каких-либо структурных повреждений глаза следует расценивать как наличие амблиопии.
Определить состояние зрительной фиксации (центральная, нецентральная) можно с помощью ручного электроофтальмоскопа или щелевой лампы путем ретиноскопии.
Следовательно, ее диагностика доступна любому офтальмологу.
Для лечения амблиопии с ЦЗФ мы используем лечебный комплекс, который включает следующее.
1. Оптимальная очковая (контактная) коррекция аметропии. Подбор очков и КЛ у детей проводят по общепринятым правилам.
2. Окклюзия. Пациентам без косоглазия ее назначают на 25-50% периода бодрствования, при косоглазии – на весь день.
При одинаковом понижении остроты зрения на оба глаза по четным дням закрывают правый глаз, по нечетным – левый. Когда в конце одного и в начале другого месяца рядом оказываются два нечетных дня, то оба дня перекрывают левый глаз.
Если зрение понижено на оба глаза в разной степени, или только на один глаз, то хуже видящий глаз перекрывают в течение одного дня, лучше видящий глаз – в течение 2, 3, 4, 6, 9 или 13 дней, после чего цикл повторяют до конца лечения. Чем больше разница в остроте зрения между глазами, тем большее число дней закрывают лучший глаз.
Общее правило плеоптики:
чем ниже острота зрения, чем больше разница в зрении правого и левого глаза и чем быстрее нужно развить функции амблиопичного глаза, тем на больший промежуток времени следует ежедневно закрывать парный глаз.
3. Перифовеальная депривация. Она может быть осуществлена с помощью засвета по Кюпперсу (слепящий засвет сетчатки с экранированием фовеолы).
Однако длительное и многократное применение слепящих засветов содержит угрозу развития дистрофии сетчатки глаза. В связи с этим мы используем экранирующую депривацию – перифовеальную пенализацию.
Ее осуществляют одним из трех способов:
а) С помощью игрушки «калейдоскоп».
Недостатки способа: «мягкость» депривации из-за попадания на периферию сетчатки глаза света, отраженного от заключенных в игрушке зеркал, что приводит к снижению эффекта депривации; эта игрушка почему-то сейчас крайне редко бывает в продаже.
б) С помощью дырчатых очков (Laser-vision).
Тренировки в них должны проводиться не менее 1,5 часов ежедневно, не тренируемый глаз должен быть закрыт окклюзией.
Недостатки этого способа: высокая рыночная стоимость очков и «мягкость» депривации из-за попадания света на периферию сетчатки глаза через многочисленные отверстия на периферии поля зрения.
в) С помощью специального устройства – перифовеального пенализатора (ПЕН).
Он представляет собой изготовленную из непрозрачного материала трубку длиной 100 и диаметром 35-40 мм, один конец которой перекрыт диафрагмой с круглым отверстием диаметром 15, 10 или 5 мм.
Внутренняя поверхность ПЕНа должна быть темной, не отражающей света.
ПЕН легко изготовить так.
Из картона вырезают прямоугольник размером 10?12-14 см. На одну его поверхность наклеивают такого же размера кусок неблестящей, черной ткани (сукно, фланель).
Картон сворачивают в трубку (тканью во внутрь) так, чтобы меньшая его сторона (10 см) стала длиной цилиндра.
Продольный стык, заклеивают без щелей и отверстий. Из картона же вырезают три диска, равные диаметру полученной трубки.
В центре одного из них делают круглое отверстие диаметром 15 мм (диафрагма N 1), в другом – 10 мм (диафрагма N 2), в третьем – 5 мм (диафрагма N 3).
Диафрагмой № 1 перекрывают любое отверстие трубки и укрепляют ее так, чтобы при необходимости ее легко можно было бы заменить другой диафрагмой.
В стыке между краями диафрагмы и трубки не должно быть отверстий.
ПЕН готов.
Перед тренировкой зрения кто-либо из родителей приставляет ПЕН открытым отверстием к своему глазу и, закрыв второй глаз, определяет и запоминает расстояние, с которого через отверстие в диафрагме ПЕНа видно примерно 2/3 экрана телевизора.
Далее больному закрывают не тренируемый глаз, дают ему в руку ПЕН, который он приставляет открытым отверстием к тренируемому глазу поверх очков, и через расположенное на противоположном от глаза конце ПЕНа отверстие в диафрагме ему предлагают стоя (!) смотреть телепередачу (видеофильм).
Чтобы четче видеть изображение на экране, ребенок будет подходить к телевизору. Однако диафрагма при этом будет уменьшать видимую им часть экрана.
Чтобы видеть большую его часть ребенок будет вынужден отходить от телевизора. Так в процессе тренировки он и должен то приближаться к телевизору, то отходить от него.
Упражнения зрения нужно делать несколько раз в день, в общей сложности не менее 1,5 часов ежедневно.
Самое лучшее условие лечения: “Без ПЕНа телевизор не смотреть!”
По мере повышения остроты зрения ребенок будет смотреть телепередачи с все более далекого расстояния.
Через какое-то время он начнет их смотреть с места, с которого видно 2/3 экрана телевизора, или еще дальше.
В таком случае нужно диафрагму № 1 заменить диафрагмой № 2, определить и запомнить расстояние, с которого через нее видно 2/3 экрана телевизора, провести с ней весь цикл тренировок, после чего таким же путем перейти на упражнения с диафрагмой № 3.
С ней лечение проводят до тех пор, пока ребенок не станет смотреть телепередачи с расстояния, с которого через ПЕН виден весь экран телевизора.
Проведенные нами исследования показали, что у детей, достигших этого результата, острота зрения бывшего амблиопичного глаза варьирует от 1,2 до 1,6.
Некоторые дети при просмотре телепередачи, стоят на одном месте близко к телевизору. При этом они “незаметно для родителей” убирают ПЕН от глаза, либо быстро поворачивают его в направлении разных частей экрана. Естественно, при этом никакой тренировки зрения не происходит.
В такой ситуации родителям следует дисциплинировать ребенка – при обнаружении этой “хитрости” в первый раз ему запрещают смотреть интересные для него передачи на один день, заменяя их «не интересными» для него программами.
При повторных нарушениях запрет продлевают на два (три и т.д.) дня.
4. Тренировки силы (объема) абсолютной аккомодации амблиопичного глаза.
Она является необходимым компонентом лечения амблиопии, так как снижение силы аккомодации является таким же постоянным признаком амблиопии, как и понижение остроты зрения. Для ее повышения предложены многочисленные способы и устройства.
Однако того же результата можно добиться и довольно «примитивными» упражнениями. Своим пациентам для лечения в домашних условиях мы рекомендуем три вида упражнений.
Упражнение 1 для повышения силы аккомодации проводят у окна, через которое виден горизонт.
Закрывают один глаз, берут в руку мелкий текст (например, карманный календарь) и медленно приближают его к открытому глазу до тех пор, пока текст не станет плохо различимым.
Затем еще медленнее отодвигают его от глаза, стараясь снова увидеть его четким.
Как только четкость текста будет восстановлена, цикл повторяют то приближая текст до ухудшения четкости, то удаляя его от глаза до ее восстановления.
Через 2-2,5 минуты делают минутный отдых, во время которого пациент старается рассмотреть через окно расположенные вдали предметы.
Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.
Упражнение 2 для повышения устойчивости аккомодации проводят так же, только текст устанавливают в ближайшую точку ясного зрения и стараются четко его видеть в течение 2-2,5 мин на неизменном расстоянии от глаза.
Затем делают минутную паузу, во время которой стараются рассмотреть через окно далекие предметы, и далее цикл повторяют.
Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.
Упражнение 3 для повышения мобильности аккомодации проводят стоя к окну лицом.
Во время упражнения текст устанавливают в ближайшую точку ясного зрения так, чтобы он не мешал видеть через окно горизонт (нужно слегка опустить текст).
Далее то в течение 5-10 секунд рассматривают текст, то в течение такого же периода времени смотрят на горизонт, стараясь четко увидеть далекие предметы.
Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.
При тренировках можно менять упражнения: в одном сеансе делать упражнение 1, в следующем – упражнение 2, в третьем – упражнение 3, или в ином порядке.
Дети с
гиперметропией
и
гиперметропическим астигматизмо
м сначала проводят упражнения в очках. При этом, по мере усиления аккомодации, у них происходит повышение некорригированной остроты зрения.
Через какое-то время у многих детей она становится равной остроте зрения в очках. С этого момента упражнения можно проводить без очков. Дети с врожденной близорукостью проводят тренировки только в очках.
Применяемый нами комплекс лечения амблиопии с ЦЗФ не требует использования специальных тренажеров, паттерн-стимуляторов и дорогих компьютерных программ для сенсорной тренировки.
Последняя происходит при перифовеальной пенализации и при тренировках аккомодации глаза.
Этот лечебный комплекс используется при лечении в домашних условиях. Он высоко эффективен, так как в конечном итоге амблиопия с ЦЗФ с его помощью рано или поздно излечивается у всех пациентов.
Наше утверждение основано на результатах лечения этим комплексом более тысячи детей, страдавших этим дефектом зрения.
Лечебный комплекс может использовать в своей практике и рекомендовать своим пациентам любой врач-офтальмолог, что особо важно для врачей, работающих в детских поликлиниках и ЦРБ (ТМО).
Скачать
Источник
Администратор
Регистрация: 24.06.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 16,101
Сказал(а) спасибо: 5,801
Поблагодарили 9,511 раз(а)
Репутация: 93733689
Лечение косоглазия методом последовательных образов — фотовспышка
Родителям и пациентам о лечении методом последовательных образов на основе лампы–фотовспышки
Мозг косящих получает несимметричную зрительную информацию и у 90% из них вырабатывает привычку к «косоглазому зрению». Чем раньше болезнь возникла, чем позже начато ее лечение, тем эта привычка сильнее. Попытки устранить такое косоглазие только операцией обречены на неудачу. После нее мозг, не владеющий навыком «прямоглазого зрения», по имеющейся у него привычке к «косоглазому зрению» даст команду глазным мышцам на восстановление исходной, привычной для него «косой» позиции глаз. Поэтому перед операцией у такого пациента нужно максимально ослабить ненормальную привычку путем постоянного перекрывания (окклюзии) то одного, то другого глаза и на этом фоне обучить его нормальному, «прямоглазому зрению». Обучение начинают с использования метода последовательных образов.
Если сначала некоторое время посмотреть правым глазом в центр яркого, расположенного горизонтально, линейного источника света, а затем левым – в центр расположенного вертикально, то сразу после такого засвета не косившие лица с хорошим зрением при закрытых глазах в течение некоторого периода времени (от нескольких секунд до 1-5 минут) видят светлые полоски, которые образуют фигуру креста. Имеющие косоглазие, осложненное «косоглазым зрением» видят либо только одну из полосок, либо обе полоски, расположенные в разных местах, и крайне редко – тоже фигуру креста.
Упражнения, направленные на развитие правильного зрения двумя глазами, проводят с помощью специального устройства, выполненного, например, на основе лампы–фотовспышки, далее – лампы (рис. 1, поз. 1).
Световой проем лампы закрывают сначала белой бумагой–калькой (рис. 1, поз. 4), затем, поверх нее, непрозрачным экраном (рис. 1, поз. 3), выполненным, например, из картона. В экране предварительно проделывают отверстие в виде замочной скважины для двустороннего ключа. Диаметр центрального круга (рис. 1, поз.5) в этом отверстии делают величиной 5-10 мм, ширина боковых прорезей (рис. 1, поз. 4) должна быть меньше – 3-5 мм, размер длины прорезей значения не имеет. В центре круглой части отверстия на бумагу–кальку карандашом или ручкой наносят метку для фиксации взгляда в виде хорошо заметной точки (рис. 1, поз. 6).
Тренировку осуществляют так. Пациент плотно закрывает левый глаз, перед ним на расстоянии 15–20 см от правого глаза помещают лампу так, чтобы прорези отверстия в экране расположились горизонтально. Пациенту предлагают фиксировать правым глазом метку для фиксации (рис. 1, поз. 6), после чего, нажимая на включатель лампы (рис. 1, поз. 2) делают 2–3 вспышки. Затем пациент плотно закрывает засвеченный правый глаз и открывает левый. Лампу поворачивают на 90° так, чтобы прорези отверстия в экране расположились вертикально. Пациенту предлагают фиксировать взглядом метку для фиксации левым глазом и делают так же 2–3 вспышки.
После засвета пациент закрывает оба глаза и наблюдает так называемый последовательный образ. При этом возможны 3 варианта его восприятия. При нормальном «прямоглазом» восприятии он видит вертикальную и горизонтальную полоски, которые образуют фигуру креста (рис. 2, поз. А). При подавлении нормального восприятия он видит то горизонтальную полоску, как это показано на рисунке 2 (поз. В), то вертикальную.
При этом полоски сменяют друг друга в одном месте. При «косоглазом зрении» вертикальная и горизонтальная полоски видны одновременно, однако они располагаются в разных местах (рис. 2, поз. С). Через какое-то время пациент перестает видеть либо весь последовательный образ, либо его часть (горизонтальную или вертикальную полоску). Так заканчивается один засвет.
В начале лечения нужно определить длительность видения последовательного образа, чтобы затем определить количество проводимых ежедневно засветов. Например, если последовательный образ сохраняется в течение 2 минут, а лечение рекомендуется проводить по 60 минут, то, следовательно, ежедневно нужно делать по 30 засветов (60:2=30).
При «косоглазом зрении» (рис. 2, поз. С) пациент должен заниматься ежедневно в общей сложности не менее 60 минут. Закрыв глаза после засвета, он должен стремиться как можно быстрее фиксировать свое внимание то на центре вертикальной, то на центре горизонтальной полоски так, чтобы каждая из них во время фиксации на ней внимания воспринималась как расположенная не только прямо перед глазом но и прямо перед собой. В некоторых случаях этому можно помочь так. На лицо пациента направляют свет настольной лампы. Пациент, сохраняя глаза закрытыми, дополнительно перекрывает то один, то другой глаз рукой. В других случаях лучше получается, если пациент оба глаза дополнительно плотно закрывает ладонями. По мере увеличения скорости попеременной фиксации полоски приближаются друг к другу и через какое-то время «сливаются», образовав в целом фигуру «крест» (рис. 2, поз. А). Как только это про-изойдет, пациент должен продолжить попеременную фиксацию полосок, но теперь ему нужно смотреть не на их центр, а на боковые выступы (концы креста), например, так: верхний – правый – нижний – левый – верхний и так далее. Через какое-то время фигура «крест» начнет возникать у него сразу после засвета и закрытия глаз. Для закрепления полученного нормального восприятия (рис. 2, поз. А) ежедневные упражнения нужно продолжить с той же длительностью (не менее 60 минут в день) еще в течение месяца, после чего время занятий уменьшают в 3–4 раза. Далее эти упражнения проводят по 15–20 минут ежедневно до конца лечения косоглазия и еще около 3 лет после отмены окклюзии.
При подавлении нормального восприятия (рис. 2, поз. В) пациент должен также заниматься не менее 60 минут ежедневно. При этом, увидев, например, горизонтальную полоску, ему нужно как можно скорее вызвать восприятие вертикальной, затем опять горизонтальной и так далее. Эта задача облегчается, если использовать описанный выше способ с освещением закрытых глаз и попеременным перекрыванием их рукой. После достижения устойчивого восприятия фигуры «крест» ежедневные упражнения нужно продолжить с той же длительностью еще в течение месяца. Далее, время занятий уменьшают и упражнения так же проводят по 15–20 минут ежедневно до конца лечения косоглазия и еще около 3 лет после отмены окклюзии.
Если у пациента обнаруживается нормальное «прямоглазое» восприятие (рис. 2, поз. А), упражнения с последовательными образами проводят ежедневно по 10–15 минут до конца лечения косоглазия и еще около 3 лет после отмены окклюзии.
Автор: В.И. Поспелов, профессор кафедры офтальмологии с курсом ПО. Красноярский государственный медицинский университет.
Версия для печати в присоединенном файле.
__________________
Есть желание, — тысяча способов; нет желания, — тысяча поводов! /Петр-I/.
Вокзал видел больше искренних поцелуев, чем загс. А стены больницы слышали больше искренних молитв, чем церковь.
Люди, будьте человеками, пожалуйста.
Источник
Суть метода заключается в том, что в правый глаз проводится засвет линейным объектом, расположенным горизонтально, в левый глаз — располо¬женным вертикально. При этом пациент должен смотреть в центр объекта. Закрыв попеременно глаза, пациент видит последовательные образы (правым глазом горизонталь¬ный линейный объект, левым вер-тикальный). (Рис 1)
Закрыв, оба глаза одновременно ребенок может увидеть такую картину:
- Правильный крест — соответствует нормальной корреспонденции сетчаток (НКС). У ребенка получается сразу правильный крест с одним кругом в центре, значит у него нормальная корреспонденция сетчаток (НКС).
- Два образа рядом — аномальная корреспонденция сетчаток (АКС). Поле засвета у ребенка появляется два образа. Особенность заключается в том, что один объект расположен как бы прямо перед ним, а другой несколько сбоку. Это объясняется тем, что один глаз в мозг посылает правильную информацию, а другой нет.
- Только один объект — функциональная скотома подавления (ФСП). После засвета ребенок видит только один образ с ведущего глаза, другой подавлен.
Выполнение метода
Для лечения последовательными образами в домашних условиях используется лампа — фотовспышка, передняя по¬верхность которой прикрыта белой калькой. На кальку необходимо по¬местить непрозрачный экран с диафрагмой в виде линейного объекта с утолщением, в виде круга по сере¬дине (замочная скважина). Круг по середине необходим для правильной фиксации глазом объекта, а также оценки правильности креста (Рис.2). В начале засвечиваем правый глаз.
Для этого левый глаз ребенка плотно прикрываем ладонью и предлагаем внимательно фиксиро¬вать линейный объект в центре круга. Фотовспышку с диафрагмой уста¬навливаем боковыми прорезями го-ризонтально на 8-10 см. от глаза ре¬бенка и производим 2-3 засвета.
То же повторяем для левого глаза с той лишь разницей, что фотовспышку с диафрагмой устанавливаем боковы¬ми прорезями вертикально. Ребёнок закрывает глаза. Перед ним возни¬кает картина, описанная ранее, в за¬висимости от вида ретино-корти¬кальной связи (НКС, АКС, ФСП).
При проведении засветов дли¬тельность удержания последователь¬ных образов, ребенком закрытыми глазами 6-8 минут. Чтобы продлить их удержание тренировки лучше проводить в темном помещении. Для активации образов, а также для акцентирования внимание на каждом из них используют прямой источник света. Для этого используют обыч¬ную настольную лампу, направлен¬ную на глаза ребенка.
При перекрывании закрытого глаза рукой последовательный образ возникший в нем усиливается, что позволяет во время тренировок переключать внимание с одного объекта на другой. Тренировки проводят единообразно для всех видов ретино-кортикальной связи. Цель наработать частоту переключения мозга с одного глаза на другой, что позволит создать бинокулярный образ. Это достигается путем попеременной фиксации внимания, то на горизонтальном об¬разе, то на вертикальном.
Правильная фиксация образа заключается в том, что он должен находится прямо перед ребенком. Использование перекрывания закрытых глаз рукой то правого, то левого позволит ребенку быстрее освоить это упражнение. Начинать нужно с медленных пере¬ключений и постепенно все быстрее и быстрее. Максимальная частота достигается, когда перед глазами перемещают растопыренные пальцы. Эффективность тренировок проявляется в сближении двух образов при АКС и в появлении двух образов одновременно при ФСП.
Тренировки проводят ежедневно до 3-5 раз в день по 15-20 мин. Желаем ВАМ успешного лечения!
Скачать PDF версию
Источник