Зашумленные изображения для тренировки сетчатки глаза у детей
Зашумлённые картинки (они же наложенные изображения, они же наложенные фигуры Поппельрейтера) пришли на помощь детям из военной психоневрологии.
Наложенные изображения были придуманы для изучения зрительных нарушений у солдат, получивших черепно-мозговые травмы на войне. Но как происходит со многими полезными находками, применяются гораздо шире.
Зашумлённые изображения для детей
В чём польза занятий с ними?
Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия ребёнка. Чем лучше ученик распознаёт зрительные образы, тем быстрее и лучше овладеет он письмом и чтением.
Обычно про математику – геометрию, черчение – не вспоминают, и совершенно напрасно. Вот уж там качество распознавания зрительных образов и манипулирование ими в умственном плане важны, как нигде в школе. Просто будет это ещё не скоро.
Так что связь между базовыми учебными навыками и развитостью зрительного восприятия практически прямая.
Интенсивное развитие функций, обеспечивающих зрительно-пространственное различение предметов, происходит в дошкольном детстве. Например,
- начиная с шести лет, поле зрения дошкольника быстрыми шагами приближается к полю зрения взрослого по величине;
- острота зрения формируется до семи лет
Но не у всех здоровых дошкольников подобные функции успевают сформироваться к первому классу. А есть ведь ещё дети с ОВЗ, находящиеся на инклюзивном обучении и имеющие задержку развития изначально.
Недостатки зрительно-пространственного восприятия в школе
В результате имеем трудности обучения, обусловленные недостатками зрительно-пространственного восприятия. Если минимально кратко:
- ученику с трудом удаётся запоминать, как выглядят буквы, цифры, отдельные графические элементы; он путает их по сходству или конфигурации, не дописывает элементы или добавляет лишние;
- пишет зеркально;
- при чтении долго не может припомнить буквы, переставляет буквы и слоги в словах, что затрудняет понимание читаемого.
- путает геометрические фигуры, заменяет сходные по форме.
Но и этого достаточно, чтобы отравить ученику жизнь. Так что работы по доформировыванию недостатков зрительно-пространственного восприятия в начальной школе хватает.
Но лучше бы проблемы решить в дошкольном возрасте. Стало быть, тренировать зрительное восприятие полезно с 4-5 лет.
Как развить зрительное восприятие у дошкольников
Один из распространённых способов – зашумлённые картинки.
Анализ зашумлённых картинок
Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.
Поскольку игру полезно использовать в работе с разными категориями детей (нормой, ЗПР, логопатами и т. д.), сперва надо выяснить, с картинок какой сложности начинать работу.
Предъявите малышу несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).
Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его пальчиком.
Обратите внимание! Соскальзывает малыш при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.
Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста.
Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической запущенности.
Получив небольшое представление о воспитаннике, можно подбирать материал для работы. В интернете много карточек с наложенными картинками, будет нетрудно подобрать подходящие.
Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.
Парные зашумлённые изображения
Это усложнение
Цель: формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий
Предложим малышу рассмотреть парные изображения (на этапе обучения они минимально друг от друга отличаются). Найти, назвать и показать отличия.
1. Поначалу на одной картинке чего-то не достаёт или добавляется лишний предмет. Затем число лишних или добавленных предметов возрастает до 5-7.
2. Потом задание посложнее, например, чем отличаются контуры предметов на парных картинках
Создание наложенных изображений
Процесс создания зашумлённых картинок своими руками повышает мотивацию к занятию, поскольку процесс творческий. Ребятам постарше интересно, а как это сделано. Они начинают присматриваться, анализировать. Спрашивают, почему картинки называются зашумлёнными.
Показываем самые простые способы, как это можно нарисовать вручную и на компьютере.
Затем ребятишки самостоятельно предлагают разные варианты зашумления. После самостоятельной работы, приводящей к пониманию устройства наложенных друг на друга изображений, анализ улучшается даже на письме. Дети начинают сравнивать: где правильно написано, где неправильно и почему. Значит улучшается самоконтроль. Лишний раз убеждаешься, что лучше всего учит личный опыт: делаю — узнаю — понимаю — контролирую себя.
Варианты игры в наложенными изображениями
Какие ещё варианты заданий с наложенными картинками доступны дошкольникам? Они перечислены ниже.
1. Найти и выделить среди овощей – фрукт (или наоборот: фрукт среди контуров овощей).
2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).
3. Найти и выделить указанную цифру и букву.
4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
5. Выделить контуры животных жарких стран.
6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).
8. Выделить силуэты северных животных.
9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
10. Найти контур животного посреди насекомых.
11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.
Указанный контур дети могут выделить разными способами:
• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур), карандашами, восковыми мелками или пастелью;
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.
Как мы уже замечали, наложенных изображений в интернете море. Но иногда надо создать материал под конкретную тему или конкретного ребёнка. Это легко сделать с помощью трафаретов.
Для воспитанников младшего возраста подбираются трафареты с более крупными и простыми рисунками. Детям постарше можно взять 3-5 более мелких и сложных контуров предметов.
Источник
Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения, письма и состоянием зрительного восприятия. Психологами доказано: чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.
Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрослого человека.
Формирование остроты зрения происходит у ребенка до 7 лет. Однако у некоторых первоклассников наблюдаются недостатки зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти. Среди них могут быть:
• Нарушено формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента. Ребенок не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.
• Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
• Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
• Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник).
Для того, чтобы избежать подобных трудностей, необходимо вводить упражнения на тренировку зрительного восприятия уже с 4-5 лет.
Одним из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников является работа с зашумленными (наложенными) рисунками. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий:
• рассматривание объекта;
• выделение его существенных признаков;
• установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта;
• торможение признаков, которые не имеют существенного значения.
Работа с зашумленными рисунками имеет множество вариантов. Например:
1. Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов – овощ).
2. Найди и выдели среди домашних животных – дикого животного (или среди диких животных – домашнего).
3. Найди и выдели заданную цифру и букву.
4. Отыщи среди морских животных – силуэт сухопутного животного.
5. Выдели силуэты животных жарких стран.
6. Отыщи и выдели заданную геометрическую фигуру (или несколько геометрических фигур).
8. Выдели силуэты животных севера.
9. Найди и выдели среди домашних птиц – дикую (или среди диких птиц – домашнюю).
10. Найди силуэт животного среди насекомых.
11. Найди в ветвях силуэты животных и (или) птиц.
Заданный силуэт дети могут выделять различными способами:
• обводка, штриховка, раскрашивание красками, фломастерами, карандашами, мелками;
• с помощью песка или манной крупы (найденный силуэт закрашиваем клеем ПВА, затем посыпаем песком или манной крупой);
• вырезать силуэт с помощью ножниц.
Для детей младшего возраста подбирают трафареты с более крупным и простым рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных силуэтов.
Скачать комплект рисунков № 1
Скачать комплект рисунков № 2
Информация для родителей и педагогов, для тех, кому интересна наша деятельность: прочитать
Источник
Игровые задания по коррекции и развитию зрительного
восприятия
Для формирования активного и дифференцированного характера зрительного восприятия, его целостности и константности можно рекомендовать следующие игры и упражнения:
“Наложенные” изображения.
Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
“Точечные” изображения.
Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек.
“Спрятанные” изображения.
Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все “спрятанные” изображения.
“Зашумлённые” изображения.
Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, которые “зашумлёны”, т.е. перечёркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать. Изображения можно опознавать, пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или копировать через кальку.
“Парные” изображения.
Предъявляются два предметных изображения, внешне очень похожи друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
“Незаконченные” изображения.
Предъявляется изображение с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава и т.д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
“Перевернутые” изображения.
Предъявляются схематические изображения предметов, буквы, цифры, повёрнутые на 90-180°. Требуется их назвать.
“Разрезанные” изображения.
Предъявляются части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины). Требуется собрать из этих частей снова целые изображения.
“Перекрытые” изображения.
Предъявляются карточки со словами, цифрами, схематическими изображениями предметов, верхняя или нижняя части которые скрыты за полоской бумаги. Учащимся предлагается угадать, какое изображение находится на карточке.
Обобщённые схематические изображения.
Предъявляются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов.
Необходимо угадать, что это может быть.
Изображения подбираются в зависимости от учебного предмета (счёт, письмо, Человек и мир и т.д.) и темы урока.
Игровые задания по коррекции и развитию слухового
восприятия.
Для развития дифференцированного и осмысленного слухового восприятия можно рекомендовать проводить на уроках (в виде минутного отдыха) следующие игры и упражнения.
Кто что слышит? Учащимся предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или коридора. Рассказывать об их источнике.
Что я делаю? учащиеся с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам и стукам определяют действия, производимые учителем (листает книгу, переливает воду, роняет на пол линейку и т.д.).
Кто тебя позвал? Учащегося просят закрыть глаза и предлагают по голосу узнать того, кто назвал его имя.
Весёлые человечки. Учащимся предлагаются картинки со схематическими изображениями человечков. Фигурки отличаются друг от друга различным расположением рук и ног. Нужно повторить данное движение.
Куда пойдешь и что найдешь? В классе в различных местах прячут предметы или их изображения.
Учитель предлагает выполнить ряд действий по их поиску, например:
Вперед пойдешь – книгу найдешь…
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?
Найти спрятанный предмет. Какой — либо предмет прячут. Ученик ищет его, руководствуясь инструкциями учителя, например:
“Сделай шаг вперёд, сделай два шага вправо, еще шаг вперед” и т.д. до тех пор, пока предмет не будет найден.
Указанное упражнение можно применять (в виде минутки отдыха) на любом уроке.
Игровые задания по коррекции и развитию тактильно-двигательного восприятия
Чудесный мешочек. В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры , пластмассовые буквы и цифры). Ученику предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет или предметы (согласно теме урока).
Ходьба по контуру фигуры. На полу ниткой изображают геометрические фигуры, буквы, цифры. Ученику предлагают пройти по контуру фигуры .
Вариант игры – ученик сам задумывает фигуру или букву и «проходит» ёё.
Ничего не вижу. С закрытыми глазами выполнить какое –либо знакомое действие (убрать учебные принадлежности в портфель, написать мелом на доске слово, подойти к окну и т.д.).
Достань шарик. Педагог с ребенком рассматривают и ощупывают шарик и кубик. На дно емкости с водой педагог выкладывает несколько шариков и кубиков и предлагает ребенку достать только шарики. Затем шарики и кубики прячутся в емкости с песком. Ребенку предлагается выкопать только круглый «клад» руками.
Тактильное различие цифр или букв. Учащийся отводит руки назад ладонями наружу. На его ладони прописывается цифра или буква, которые затем должны быть угаданы учеником. Это задание может выполняться учениками в парах.
Дидактическая игра «Что бывает…( пушистое)». Скажи, что ты увидел на доске с картинок пушистое? (кот, шуба, одуванчик..)
Поймай киску. Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребёнка, а ребёнок закрытыми глазами определяет где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы- колючего ёжика, мокрую рыбку..
Картотека
игровых заданий
по коррекции и развитию
восприятия детей с УУО.
Источник
Многие из нас помнят еще со школьного возраста необычные картинки. Первоначально казалось, что это — обычный набор черточек и пятен, но если присмотреться к ним и не моргать — то можно было увидеть, как черточки преобразуются в объемный рисунок.
Это — стереокартинки. Если называть эти изображения по-научному, то — автостереограммы. Мегапопулярность такие картинки приобрели в 90-е годы. Их можно было в изобилии найти в журналах. Даже тетради и дневники выпускались со стереокартинками.
Как работают автостереограммы?
Как могут глаза видеть то, чего, вроде бы нет на картинке? На деле все просто. Глаза в расслабленном состоянии не смотрят на детали изображения, а стараются “охватить” его целиком. Таким образом, получается, что мы смотрим как бы сквозь картинку. В этот момент наши зрачки фокусируются на специальных вертикальных полосках, в которых зашифрованы трехмерные изображения.
Как увидеть изображение?
Самое главное — не давайте глазам напрягаться. Расслабьтесь, насколько это возможно. Не фокусируйтесь на отдельных деталях картинки, смотрите на нее целиком. Не стремитесь что-то разглядеть на ней: так зрение будет еще сильнее напрягаться и вы точно не увидите трехмерное изображение. Можно потренироваться пару дней. Даже через этот короткий промежуток времени вы сможете “настраиваться” на трехмерное изображение всего за несколько секунд.
Правда ли, что стереокартинки улучшают зрение?
Достоверных исследований на тему того, что регулярный просмотр автостереограмм улучшает зрение, нет. Но многие специалисты в области офтальмологии и психологи убеждены, что просмотр стереокартинок позволяет расслабить зрение, что определенно полезно.
Кроме того, если вы будете просматривать стереокартинки хотя бы по несколько минут в день, вы будете:
Тренировать свой аккомодационный аппарат. Он отвечает за правильный фокус на объектах, находящихся на разных расстояниях.
- Развивать бинокулярные функции зрительной системы.
- Улучшать кровообращение в глазных мышцах.
- Научитесь снимать глазное напряжение.
Начнем? Разомнитесь, расслабьтесь и посмотрите на картинку. Что вы видите?
Есть ли вред от стереокартинок?
Слишком долгий их просмотр может вызвать сухость глаз, поэтому не уделяйте этому занятию более 15 минут в день.
Я не могу увидеть изображение на стереокартинке, что мне делать?
- Максимально приблизьте картинку к глазам. Пусть фокус “размоется”. Удерживая такое состояние, медленно отводите картинку от глаз на большее расстояние, пока не увидите изображение. Если с первой попытки не получилось: не расстраивайтесь! Попробуйте еще раз!
- Между картинкой и глазами обозначьте точку, равноудаленную от глаз и от изображения. Фокусируйтесь на ней, смотря на изображение как бы через эту точку.
- Ленивый способ. Распечатайте картинку и повесьте ее на стене. Найдите прозрачный файл или кусок пластика и нарисуйте на нем точку. Приклейте его к картинке так, чтобы точка была посередине. Отойдите минимум на полметра от стены, фокусируйте взгляд на точке, а не на всей картинке. Вуаля!
Ниже для вас мы сделали подборку самых интересных стереокартинок! Что вы на них увидели? Пишите в комментариях!
А здесь? Отведите картинку подальше от глаз и изображение проявится!
Как насчет этой картинки? 🙂
За этой картинкой скрывается что-то большее, чем просто яркие пятна!
Этот вариант — достаточно сложный. Увидите, что зашифровано?
А здесь?
А что же скрывается под этой монохромностью?
И последняя картинка для самых стойких!
Сколько из представленных картинок вы расшифровали? Делитесь в комментариях! Поделитесь постом со своими друзьями: кто больше картинок найдет?
А развить свое мышление, внимание, память, улучшить продуктивность можно уже сегодня! Просто перейдите по ссылке!
Источник