Запишите определения палочки колбочки сетчатка желтое пятно слепое пятно

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 июля 2018;
проверки требуют 10 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Палочки.

Сечение слоя сетчатки глаза

Строение палочки сетчатки глаза: 1 — наружный сегмент (содержит мембранные диски), 2 — связующий отдел (ресничка), 3 — внутренний отдел (содержит митохондрии), 4 — основание с нервными окончаниями.

Па́лочки (англ. rod cells) — один из двух типов фоторецепторов, периферических отростков светочувствительных клеток сетчатки глаза, названный так за свою цилиндрическую форму. Это высокоспециализированные клетки, преобразующие световые раздражения в нервное возбуждение. Вторым типом фоторецепторов являются колбочки.

В среднем сетчатка глаза человека содержит около 92 миллионов палочек.[1]

Размеры палочек: длина 0,06 мм, диаметр 0,002 мм.

Палочки чувствительны к свету благодаря наличию в них специфического пигмента — родопсина (или зрительный пурпур). Под действием света происходит ряд очень быстрых превращений и обесцвечивание зрительного пигмента. Чувствительность палочки достаточна, чтобы зарегистрировать попадание даже 2-3 фотонов.

Плотность размещения палочек на различных участках сетчатки глаза неравномерна и может составлять от 20 до 200 тысяч на квадратный миллиметр. Причём на периферии сетчатки их плотность выше, чем к её середине, что определяет их участие в ночном и периферийном зрении. В центре сетчатки, в центральной ямке (жёлтом пятне), палочки практически отсутствуют.

Строение фоторецепторов[править | править код]

Палочки и колбочки сходны по строению и состоят из четырех отделов.

В строении палочки принято различать (см. рисунок):

  1. Наружный сегмент (содержит мембранные диски с родопсином),
  2. Связующий отдел (ресничка),
  3. Внутренний сегмент (содержит митохондрии),
  4. Область с нервными окончаниями.

В наружном сегменте палочки находится столбик содержащий большое количество мембранных дисков (около тысячи). Мембраны дисков содержат множество молекул светочувствительного пигмента родопсина. Диски представляют собой уплощенные мембранные мешочки, уложенные в виде стопки. Обращённая к свету, наружная часть столбика из дисков, постоянно обновляется, за счет фагоцитоза «засвеченных» дисков клетками пигментного эпителия, и постоянного образования новых дисков, в теле фоторецептора. Диски в колбочке постоянно обновляются (до сотни дисков в сутки). На полное обновление всех дисков фоторецептора требуется около 10 дней.

Внутренний сегмент — это область активного метаболизма, она заполнена митохондриями, поставляющими энергию для обеспечения процессов световосприятия, и полирибосомами, на которых синтезируются белки, участвующие в образовании мембранных дисков и зрительного пигмента. В этом же участке палочки располагается ядро.

К одному интернейрону, собирающему сигнал c сетчатки, как правило, подсоединяются несколько палочек, что дополнительно увеличивает чувствительность глаза (конвергенция). Такое объединение палочек в группы делает периферийное зрение очень чувствительным к движениям и отвечает за феноменальные способности отдельных индивидов к зрительному восприятию событий лежащих вне угла их зрения.

Палочки обладают интересной особенностью. В связи с тем, что все палочки содержат один и тот же светочувствительный пигмент — родопсин, их спектральная характеристика сильно зависит от уровня освещения. При слабом освещении, максимум поглощения родопсина составляет около 500 нм. (спектр сумеречного неба), при этом палочки ответственны за ночное зрение, когда цвета предметов неразличимы. При высоком уровне освещения, родопсин выцветает, его чувствительность падает, и максимум поглощения смещается в синюю область, что позволяет глазу, при достаточном освещении, использовать палочки как приёмник коротковолновой (синей) части спектра[2]. Доказательством того, что приёмником синей части спектра в глазу является палочка, может служить и тот факт, что при цветоаномалии третьего типа (тританопия), глаз человека не только не воспринимает синюю часть спектра, но и не различает предметы в сумерках (куриная слепота), а это указывает именно на отсутствие нормальной работы палочек. Сторонники трёхкомпонентных теорий объяснить эту закономерность до сих пор не могут (почему всегда, одновременно с прекращением работы синего приёмника, перестают работать и палочки).

Таким образом, при ярком свете, палочки совместно с колбочками (которые чувствительны к жёлто-зелёной и жёлто-красной частям спектра)[3] позволяют глазу различать и цвета окружающего нас мира.

Цветное зрение[править | править код]

Нормализованные графики чувствительности человеческих клеток-колбочек различных видов (К, С, Д) и клеток-палочек (П) к различным частям спектра. NB: ось длин волны на данном графике логарифмическая.

Палочки чувствительны в изумрудно-зеленой части спектра (максимум — 498 нм). В остальных частях спектра чувствительны колбочки разных видов. Наличие палочек и разных видов колбочек даёт человеку цветное зрение.

Длинноволновые и средневолновые колбочки (с пиками в жёлто-красном и сине-зелёном диапазонах) имеют широкие зоны чувствительности со значительным перекрыванием, поэтому колбочки определённого типа реагируют не только на свой цвет; они лишь реагируют на него интенсивнее других.[4]

В ночное время, когда поток электромагнитных волн недостаточен для нормальной работы колбочек, зрение обеспечивают только палочки, поэтому ночью человек не может различать цвета.

См. также[править | править код]

  • Анкирин 3
  • Колбочки

Примечания[править | править код]

  1. Curcio, C. A.; Sloan, K. R. et al. Human photoreceptor topography (англ.) // The Journal of Comparative Neurology (англ.)русск. : journal. — 1990. — Vol. 292, no. 4. — P. 497—523. — doi:10.1002/cne.902920402. — PMID 2324310.
  2. ↑ С. Д. Ременко, «Цвет и зрение», «Картеа Молдовеняскэ», Кишинёв, 1982 г.
  3. ↑ W. B. Marks, W. U. Dobelle, E. F. Mac Nichol. «Science», v 143, 1964, p 1181.

  4. Д. Хьюбел. Глаз, мозг, зрение. — под ред. А. Л. Бызова. — М.: Мир, 1990. — 172 с.

Источник

Сечение слоя сетчатки глаза

Строение колбочки (сетчатка).
1 — мембранные полудиски;
2 — митохондрия;
3 — ядро;
4 — синаптическая область;
5 — связующий отдел (перетяжка);
6 — наружный сегмент;
7 — внутренний сегмент.

Ко́лбочки (англ. cone) — один из двух типов фоторецепторов, периферических отростков светочувствительных клеток сетчатки глаза, названный так за свою коническую форму. Это высокоспециализированные клетки, преобразующие световые раздражения в нервное возбуждение, обеспечивают цветовое зрение. Другим типом фоторецепторов являются палочки.

Колбочки чувствительны к свету благодаря наличию в них специфического пигмента — йодопсина. В свою очередь йодопсин состоит из нескольких зрительных пигментов. На сегодняшний день хорошо известны и исследованы два пигмента: хлоролаб (чувствительный к жёлто-зелёной области спектра) и эритролаб (чувствительный к жёлто-красной части спектра).

В литературе представлены различные оценки, хотя и близкие числа колбочек в сетчатке человеческого глаза у взрослого человека со 100 % зрением. Так в[1] указывается число от шести до семи миллионов колбочек, большинство из которых содержится в жёлтом пятне.
Обычно указываемое количество в шесть миллионов колбочек в человеческом глазу было найдено Остербергом в 1935 году[2]. Учебник Ойстера (1999)[3] цитирует работу Curcio et al. (1990), с числами около 4,5 миллионов колбочек и 90 миллионов палочек в сетчатке человека[4].

Размеры колбочек: длина около 50 мкм, диаметр — от 1 до 4 мкм.

Колбочки приблизительно в 100 раз менее чувствительны к свету, чем палочки (другой тип клеток сетчатки), но гораздо лучше воспринимают быстрые движения.

Строение фоторецепторов[править | править код]

Колбочки и палочки сходны по строению и состоят из четырех участков.

В строении колбочки принято различать (см. рисунок):

  • наружный сегмент (содержит мембранные полудиски),
  • связующий отдел (перетяжка),
  • внутренний сегмент (содержит митохондрии),
  • синаптическую область.

Наружный сегмент заполнен мембранными полудисками, образованными плазматической мембраной, и отделившимися от неё. Они представляют собой складки плазматической мембраны, покрытые светочувствительным пигментом. Обращённая к свету, наружная часть столбика из полудисков, постоянно обновляется — за счет фагоцитоза «засвеченных» полудисков клетками пигментного эпителия и постоянного образования новых полудисков в теле фоторецептора. Так происходит регенерация зрительного пигмента. В среднем, за сутки фагоцитируется около 80 полудисков, а полное обновление всех полудисков фоторецептора, происходит примерно за 10 дней. В колбочках мембранных полудисков меньше, чем дисков в палочке, и их количество порядка нескольких сотен. В районе связующего отдела (перетяжки) наружный сегмент почти полностью отделен от внутреннего впячиванием наружной мембраны. Связь между двумя сегментами осуществляется через цитоплазму и пару ресничек, переходящих из одного сегмента в другой. Реснички содержат только 9 периферических дублетов микротрубочек: пара центральных микротрубочек, характерных для ресничек, отсутствует.

Читайте также:  Признаки повторной отслойки сетчатки

Внутренний сегмент это область активного метаболизма; она заполнена митохондриями, доставляющими энергию для процессов зрения, и полирибосомами, на которых синтезируются белки, участвующие в образовании мембранных дисков и зрительного пигмента. В этом же участке располагается ядро.

В синаптической области клетка образует синапсы с биполярными клетками. Диффузные биполярные клетки могут образовывать синапсы с несколькими палочками. Это явление называемое синаптической конвергенцией.

Моносинаптические биполярные клетки связывают одну колбочку с одной ганглиозной клеткой, что обеспечивает большую по сравнению с палочками остроту зрения. Горизонтальные и амакриновые клетки связывают вместе некоторое число палочек и колбочек. Благодаря этим клеткам зрительная информация еще до выхода из сетчатки подвергается определенной переработке; эти клетки, в частности, участвуют в латеральном торможении[5].

Цветное зрение[править | править код]

Нормализованные графики спектральной зависимости чувствительности к свету у человеческих клеток-колбочек различных видов — коротковолновых, средневолновых и длинноволновых (синий, зелёный и красный графики) и клеток-палочек (чёрный график). NB: ось длин волны на данном графике линейная.

Те же графики, но без нормализации светочувствительности

По чувствительности к свету с различными длинами волн различают три вида колбочек. Колбочки S-типа чувствительны в фиолетово-синей (S от англ. Short — коротковолновый спектр), M-типа — в зелено-желтой (M от англ. Medium — средневолновый), и L-типа — в желто-красной (L от англ. Long — длинноволновый) частях спектра. Наличие этих трёх видов колбочек (и палочек, чувствительных в изумрудно-зелёной части спектра) даёт человеку цветное зрение.

НазваниемаксимумНазвание цвета
S443 нмсиний
M544 нмзелёный
L570 нмкрасный

Длинноволновые и средневолновые колбочки (с пиками в жёлто-красном и сине-зелёном диапазонах) имеют широкие зоны чувствительности со значительным перекрыванием, поэтому колбочки определённого типа реагируют не только на свой цвет; они лишь реагируют на него интенсивнее других.[6]

Пигмент, чувствительный к фиолетово-синей области спектра, названный цианолаб, у человека кодируется геном OPN1SW[7][8][9].

В ночное время, когда поток фотонов недостаточен для нормальной работы колбочек, зрение обеспечивают только палочки, поэтому ночью человек не может различать цвета.

Пространственное разрешение глаза человека различается для разных цветов: На белом фоне ориентацию жёлтых линий определить сложно, поскольку жёлтый отличается от белого синей (коротковолновой) компонентой

Колбочки трёх видов распределены в сетчатке неравномерно[10]. Преобладают длинно- и средневолновые, коротковолновых колбочек гораздо меньше и они (как и палочки) отсутствуют в центральной ямке. Такая асимметрия объясняется цветовой аберрацией — изображение хорошо сфокусировано на сетчатке только в длинноволновой части спектра, то есть если количество «синих» колбочек и увеличить, чётче изображение не станет[11].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ The Rods and Cones of the Human Eye.
  2. Osterberg, G. Topography of the layer of rods and cones in the human retina (англ.) // Acta Ophthalmologica (англ.)русск. : journal. — Wiley-Liss, 1935. — Vol. Suppl. 13, no. 6. — P. 1—102.
  3. Oyster, C. W. The human eye: structure and function (неопр.). — Sinauer Associates (англ.)русск., 1999.
  4. Curcio, CA.; Sloan, KR.; Kalina, RE.; Hendrickson, AE. Human photoreceptor topography (англ.) // J Comp Neurol (англ.)русск. : journal. — 1990. — February (vol. 292, no. 4). — P. 497—523. — doi:10.1002/cne.902920402. — PMID 2324310.

  5. Н. Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Биология: в 3-х т. — Пер.с англ./ под.ред. Р.Сопера. — М.: Мир, 1993. — Т. 2. — С. 280—281.

  6. Д. Хьюбел. Глаз, мозг, зрение. — под ред. А. Л. Бызова. — М.: Мир, 1990. — 172 с.
  7. Nathans J., Thomas D., Hogness D. S. Molecular genetics of human color vision: the genes encoding blue, green, and red pigments (англ.) // Science : journal. — 1986. — April (vol. 232, no. 4747). — P. 193—202. — PMID 2937147.
  8. Fitzgibbon J., Appukuttan B., Gayther S., Wells D., Delhanty J., Hunt D. M. Localisation of the human blue cone pigment gene to chromosome band 7q31.3-32 (англ.) // Hum Genet : journal. — 1994. — February (vol. 93, no. 1). — P. 79—80. — PMID 8270261.
  9. ↑ Entrez Gene: OPN1SW opsin 1 (cone pigments), short-wave-sensitive (color blindness, tritan).
  10. ↑ Rods & Cones см. раздел The Receptor Mosaic.
  11. ↑ Brian A. Wandell, Foundations of Vision, Chapter 3: The Photoreceptor Mosaic (недоступная ссылка). Архивировано 5 марта 2016 года.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018;
проверки требуют 32 правки.

Слепое пятно правого глаза — на фотографии глазного дна светлое пятно справа (расположено медиально). Более тёмное на снимке пятно левее — макула (жёлтое пятно)

На периметрической карточке правого глаза слепое пятно (закрашенное оранжевое на рисунке) располагается латеральнее центра зрения — проекции жёлтого пятна (из-за осевой зеркальной проекции светопреломляющего аппарата глаза)

Слепо́е пятно́[1] (оптический диск, лат. punctum caecum) — имеющаяся в каждом глазу здорового человека (и всех зрячих хордовых животных) область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют светочувствительные рецепторы.

Эта особенность строения сетчатки хордовых часто упоминается в спорах об эволюции как пример нерационального дизайна, часто в сравнении с сетчаткой головоногих, у которых слепого пятна нет. Этот аргумент, однако, игнорирует все остальные, связанные с наличием слепого пятна, существенные отличия строения сетчатки хордовых от сетчатки головоногих рабдомерного типа[2]. В сетчатке человека, как и прочих хордовых, в отличие от рабдомерной сетчатки моллюсков, светочувствительные клетки по необходимости направлены наружным сегментом в сторону пигментного эпителия сетчатки, который осуществляет утилизацию отработавшего пигмента, питание и охлаждение фоточувствительного слоя. По этой причине нервные клетки и отходящие к мозгу аксоны расположены в сетчатке хордовых на поверхности сетчатки. Такое устройство сетчатки обеспечивает более плотную упаковку светочувствительных элементов и потенциально более высокое разрешение. Рабдомерное устройство имеет свои преимущества, например, способность воспринимать поляризацию света[3]. Акцентирование внимания только на одной детали, без попытки найти ей рациональное объяснение в более широком контексте строения глаза как целого и условий его функционирования у конкретного организма, делает аргумент о «нерациональности» скорее эмоциональным, чем научным.

Слепые пятна в каждом двух глаз находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз их влияние незаметно; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение, потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно, вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, образующие зрительный нерв. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету, поэтому в этой области сетчатки мы ничего не видим. Эта область именуется слепым пятном.

Читайте также:  Отслойка сетчатки глаза сколько стоит операция

История[править | править код]

Слепое пятно открыл Эдм Мариотт в 1668 году. Король Франции Людовик XIV развлекался со слепым пятном, наблюдая своих подданных, как будто у них не было голов[4].
Слепое пятно увеличивается при заболеваниях зрительного нерва, прогрессировании глаукомы.
Размеры слепого пятна имеют значение для безопасности дорожного движения (при значительном снижении зрения на одном глазе).

Обнаружение слепого пятна[править | править код]

Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент (на определенном, индивидуальном расстоянии лица от монитора) он исчезнет. Аналогичный опыт можно провести и с правым глазом.

Этим способом можно также оценить приблизительный угловой размер слепого пятна.

Точное расположение и размеры слепого пятна глаза определяются по его проекции при периметрии поля зрения глаза и при ретиноскопии.

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Жёлтое пятно

Источник

Технологическая карта урока

  1. Урок №1

  2. Тема: Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор

  3. Цели и задачи урока

На применение

Приводить примеры информации, которую человек получает с помощью зрения.

На оценку

Оценивать значение зрительного анализатора для человека.

Образовательные

Дать определение понятиям: рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно.

Объяснить принцип функционирования анализаторов, охарактеризовать структуру зрительного анализатора (вспомогательного аппарата и глазного яблока).

Привести примеры информации, получаемой человеком с помощью зрения.

Указать значимость зрения для человека.

Воспитательные

Формирование научного мировоззрения, представлений о взаимосвязи существования человека и окружающей среды.

Развивающие

Формировать умения: давать определения, объяснения и характеристику, приводить примеры, производить оценку, выделять главное.

  1. Тип урока: изучение нового материала

  2. Вид урока: урок-рассказ с элементами беседы

  3. Компонент содержания образования: знания о мире, репродуктивные умения.

  1. План урока

8. Деятельность

Цель урока: изучить строение, принципы функционирования и функции зрительного анализатора. (слайд №2)

Задачи урока:

  • Давать определения: рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно.

  • Объяснять принцип функционирования анализаторов; характеризовать структуру зрительного анализатора (вспомогательного аппарата и глазного яблока).

  • Приводить примеры информации, которую человек получает с помощью зрения.

  • Оценивать значение зрительного анализатора для человека. (слайд №3)

Вступительное слово:

Мы с вами живем в мире, который богат различными красками, звуками, запахами, и информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств, их у человека пять – органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния (слайд №4).

С помощью органов зрения люди воспринимают зрительную информацию и различают предметы, их цвет, форму, объем, размер (слайд №5). Органы слуха воспринимают звуковую информацию, позволяют понимать речь, музыку, звуки живой природы (слайд №6). А с помощью органов обоняния люди получают информацию о запахах окружающего мира (слайд №7). Человек также обладает осязанием. Кончики его пальцев ощущают температуру предмета, структуру поверхности (слайд №8). А вкусовые рецепторы языка дают возможность распознать вкус пищи (слайд №9).

Ученые установили, что 70% информации человек получает с помощью органов зрения, примерно 20% с помощью органов слуха и около 10 % с помощью обоняния, вкуса, осязания (слайд №10).

Первыми принимают на себя воздействие окружающей среды рецепторы – это отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные раздражители. Располагаются они в органах чувств (слайд №11).

Рецепторы органа зрения раздражаются только светом, слуха – звуками, а языка — вкусом предмета. В рецепторах возникают нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам передаются в определенную зону коры полушарий большого мозга. Именно здесь возникают ощущения, восприятия, представления (слайд №12).

Такую систему академик И. Павлов назвал анализаторами, впервые применив этот термин (слайд №13).

Анализатор — это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений (слайд№14).

Она состоит из трех частей: рецептора, пути передачи возбуждения (проводника) и соответствующей зоны коры полушарий большого мозга (мозговые центры). (слайд №15)

Начальной частью анализатора являются рецепторы. Они обеспечивают восприятие и первичный анализ внешней и внутренней среды организма. В них происходит превращение энергии раздражителя в нервный импульс (слайд №16).

Вторая часть анализатора представлена проводящими путями, по которым информация передается в центральную часть анализатора. Этот процесс основан на проведении возбуждения от рецепторов органов в кору больших полушарий головного мозга, при этом происходит частичная переработка информации (слайд №17).

Третья часть анализатора образована чувствительными зонами коры больших полушарий головного мозга. Здесь информация обрабатывается, и на ее основе выполняется ответная программа деятельности организма (слайд №18).

У человека выделяют следующие анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожно-мышечный (слайд №19).

Специфичность органов чувств является результатом приспособления организма к условиям внешней среды. Все анализаторы связаны между собой, дополняют друг друга и вместе дают полное представление об окружающем мире (слайд №20).

Давайте более подробно рассмотрим зрительный анализатор (слайд №21).

Значение зрения для человека достаточно велико, как уже было отмечено, с его помощью мы получаем примерно 70% информации, например, о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и т.д. А также зрительный анализатор контролирует двигательную и трудовую деятельность человека (слайд №22).

Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата (слайд №23).

Вспомогательный аппарат включает в себя брови, которые отводят от глаз пот со лба, веки и ресницы, защищающие глаза от мелкой пыли и яркого освещения, слезную железу и слезные канальцы, вырабатывающие слезную жидкость, которая согревает, увлажняет и очищает глаза, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды (слайд №24).

Таким образом, вспомогательный аппарат выполняет преимущественно двигательную и защитную функции.

Как уже было сказано, орган зрения включает в себя не только вспомогательный аппарат, но и глазное яблоко, которое является основной его частью.

Давайте ознакомимся со строением глазного яблока (слайд №25). Откройте учебник на странице 74 и рассмотрите рисунок «Строение глазного яблока».

Учитель рассказывает о строении глазного яблока, демонстрирует строение по плакату «Зрительный анализатор» или по слайду презентации:

Итак, глазное яблоко расположено в углублении черепа – глазнице. У взрослого человека оно имеет диаметр примерно 24 мм, также оно имеет шаровидную форму, покрыто тремя оболочками: наружной, средней, внутренней (слайд №26).

Слайд №27:

Наружная оболочка имеет заднюю непрозрачную часть – склеру и переднюю прозрачную часть – роговицу.

Средняя оболочка – это сосудистая оболочка, ее передняя часть называется радужкой, которая содержит пигмент, определяющий цвет глаз. В центре радужной оболочки расположен зрачок, пропускающий в глаз необходимое количество света.

Читайте также:  Отслоение сетчатки и травмы

За зрачком находится двояко выпуклый хрусталик, который меняя свою кривизну, обеспечивает четкое изображение на сетчатке.

Сетчатка – это внутренняя оболочка глазного яблока. В ней расположены рецепторы: палочек около 130 млн., они обеспечивают черно-белое видение, и около 7 млн. колбочек, дающих информацию о цвете.

Большинство колбочек расположено на сетчатке в желтом пятне, рядом с которым находится слепое пятно – это место выхода зрительного нерва, здесь рецепторы отсутствуют.

Внутри глаз заполнен прозрачным стекловидным телом.

Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку глаза. В нервных клетках сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые передаются в зрительную зону коры больших полушарий. Здесь вся информация анализируется и складывается в представление о предмете.

Поэтому говорят «глаза смотрят, а мозг видит» (слайд №28).

Теперь мы с вами посмотрим небольшой видеофильм, чтобы повторить новый материал (8 мин.). При просмотре нужно выполнить задание в печатной тетради №69.

Современная жизнь не всегда благоприятно влияет на глаза. Продолжительная работа за компьютером, просмотр телевизора, длительная зрительная нагрузка в школе, неправильное питание, вредные привычки способствуют ослаблению зрения и развитию ряда заболеваний. Как вы уже поняли из видеофильма, чаще всего человек сталкивается с двумя заболеваниями глаз: близорукостью и дальнозоркостью (слайд №29).

Близорукость — это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, которые расположены близко, а плохо — предметы, находящиеся вдали (слайд №30). При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой. Это может быть связано с удлиненной формой глазного яблока, или с кривизной хрусталика. При близорукости назначают очки с двояковогнутыми стёклами.

Если человек лучше видит предметы на далеком расстоянии, то такое состояние зрения называется дальнозоркостью (слайд №31). У дальнозоркого человека формируется укороченное глазное яблоко, и изображение фокусируется за сетчаткой. Данный дефект устраняется, если человек носит очки с двояковыпуклыми линзами.

При близорукости и дальнозоркости очень важно соблюдать правила гигиены, следить за освещением рабочего места, дома, а в яркий солнечный день носить темные очки.

С возрастом у человека может развиться катаракта, заболевание, вызванное помутнением хрусталика (слайд №32). Еще одно возрастное заболевание — глаукома, повышение внутриглазного давления (слайд №33). За последние годы эти болезни «помолодели».

Здоровые глаза позволяют человеку вести полноценную жизнь. Древние философы говорили, что глаза — самый ценный дар природы, и они как самый важный из органов чувств заслуживают пристального внимания и заботы (слайд №34).

Записывают число и тему урока в рабочую тетрадь.

Слушают рассказ учителя, прочитывают информацию на слайдах; походу рассказа выполняют задания в печатных тетрадях.

Выполняют задание в печатной тетради с.45 №62 (дают определение понятию рецепторы).

Выполняют задание в печатной тетради с.45 №62 (дают определение понятию анализатор).

Выполняют задание в печатной тетради №63 (дополняют схему «Состав анализатора»).

Выполняют задание в печатной тетради №66 (перечисляют структуры, которые относятся к вспомогательному аппарату органа зрения).

Открывают учебники на странице 74, рассматривают рисунок «Строение глазного яблока».

Слушают рассказ учителя, смотрят на плакат (слайд).

Выполняют задание в печатной тетради №64 (заполняют таблицу «Строение глазного яблока»).

Смотрят видеофильм по теме урока.

Выполняют задание в печатной тетради №69 (подписать дефекты зрения, изображенные на рисунке, дорисовать способы их исправления).

3. Закрепление

Давайте закрепим новый материал.

Выполните №65, вам нужно на рисунке подписать название частей глаза, обозначенных цифрами.

Учитель спрашивает одного из учеников, проверяет выполнение задания, затем представляет правильный ответ на слайде №35 презентации.

  1. Радужная оболочка

  2. Роговица

  3. Хрусталик

  4. Мышца

  5. Стекловидное тело

  6. Склера (Белочная оболочка)

  7. Желтое пятно

  8. Зрительный нерв

  9. Слепое пятно

  10. Сетчатка

Выполните №68, вам нужно записать определения понятий палочки, колбочки, сетчатка, желтое пятно.

Учитель спрашивает одного из учеников, проверяет выполнение задания, затем представляет правильный ответ на слайде №36 презентации.

Палочки – рецепторы сумеречного света.

Колбочки – рецепторы, обладающие меньшей светочувствительностью, но способные реагировать на цвета.

Сетчатка – внутренняя оболочка глаза, в которой расположены рецепторы (палочки, колбочки).

Жёлтое пятно – участок сетчатки, в котором располагается большинство колбочек.

Слепое пятно – это место выхода зрительного нерва, не имеющее рецепторов.

Устный опрос. Учитель всем задает вопросы:

  1. Что такое анализатор?(слайд №37)

  1. Что такое рецепторы? (слайд №38)

  1. Что такое склера? (слайд №39)

  1. Что такое роговица? (слайд №40)

  1. Что такое радужная оболочка? (слайд №41)

  1. Что входит во вспомогательный аппарат? (слайд №42)

  1. Объясните принцип функционирования анализаторов. (слайд №43)

  1. Приведите примеры информации, получаемой человеком с помощью зрения. (слайд №44)

  1. Каково значение зрения для человека? (слайд №45)

Учитель оценивает ответы учеников.

Выполняют задания в печатной тетради №65, 68.

Те, кто выполнили задание и готовы отвечать, поднимают руку.

Проверяют правильность выполнения задания, дополняют ответы.

Устно отвечают на вопросы учителя.

Анализатор — это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.

Рецепторы – это отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные раздражители.

Склера – это задняя непрозрачная часть наружной оболочки глаза.

Роговица – этопередняя прозрачная часть наружной оболочки глаза.

Радужная оболочка — это передняя часть сосудистой оболочки, содержащая пигмент, который определяет цвет глаз.

Вспомогательный аппарат включает в себя брови, веки и ресницы, слезная железа и слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды.

Под воздействием раздражителей в рецепторах возникают нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам передаются в определенную зону коры полушарий большого мозга, именно здесь возникают ощущения, восприятия, представления.

Информация о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и т.д.

Значение зрения для человека достаточно велико, с его помощью мы получаем примерно 70% информации.

4. Домашнее задание

Задать д/з (слайд №46):

Читать учебник с.72-77, с. 78-79 ответить устно на вопросы, выполнить задания в печатной тетради №67 (выписать название частей глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем попасть на сетчатку), 70 (написать рекомендации для сохранения хорошего зрения).

Дополнительное задание

письменно ответить на вопрос: Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Записывают д/з

5. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Отвечают на вопрос

9. Вывод по уроку (слайд №47)

  • Таким образом, мы сегодня узнали, что информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем с помощью органов чувств, большая ее часть к нам поступает при помощи органов зрения.

  • Мы познакомились с принципом функционирования анализаторов, со структурой зрительного анализатора. Мы выяснили, что такое рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно.

  • Также мы пришли к выводу, что глаза — самый ценный дар природы, и они как самый важный из органов чувств заслуживают пристального внимания и заботы.

Источник