Занятия физкультурой при астигматизм
педагогические науки
- Галеева Регина Камилевна, магистр, студент
- Башкирский государственный университет
- АСТИГМАТИЗМ
- ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
- ГИМНАСТИКА
В работе представлены рекомендации по самостоятельным занятиям физической культурой при астигматизме.
Похожие материалы
- Лечебная физическая культура при гипертонической болезни
- Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
- Использование прочностного анализа Компас-3D в учебном процессе
- Информационные технологии в образовании
- Семантическое поле «пища» как источник формирования узбекских фразеологизмов
Астигматизм — очень распространенное явление, влияющее на зрение большинства людей. Астигматизм можно назвать не болезнью, а состоянием глаз, возникающим в результате воздействия различных факторов. Наследственность является основной причиной развития этой патологии.
Астигматизм можно охарактеризовать как нарушение зрения, главный симптом которого – размытое изображение. Роговица глаза с астигматизмом не имеет сферической формы, ее меридианы имеют разные радиусы кривизны. Можно сказать, что у здорового глаза форма роговицы напоминает поверхность мяча. В то время как форма роговицы астигматичного глаза напоминает поверхность мяча для регби.
Специалистами определены следующие степени астигматизма:
- До 3 диоптрий — слабой степени;
- От 3 до 6 диоптрий — средней степени;
- Более 6 диоптрий — высокой степени.
При астигматизме средней и высокой степени запрещены силовые нагрузки и обычные занятия физической культурой. Поэтому необходимо самостоятельно выполнять комплекс специальных упражнений направленных на поддержание физической выносливости тела и укрепление здоровья глаз. В данный комплекс входят профилактические упражнения для глаз ,массаж глаз, а так же специальная гимнастика.
Лечебная физкультура при астигматизме:
- при помощи открытых глаз в ритме собственного дыхания в воздухе проводят восьмерку.
- указательный палец фиксируют на расстоянии 30 см от глаз и задерживают взгляд на его окончании на протяжении 2-3 секунд. Данную комбинацию проделывают 10 раз.
- на 5сек. прикрывают один глаз, а затем смотрят на кончик пальца обоими глазами. То же самое проделывают с другим глазом.
- необходимо присесть и немного приподнять голову. На 5сек. крепко зажмуривают глаза, после чего их открывают на такой же промежуток времени. Упражнение повторяют 5-7 раз.
- при исходном положении стоя необходимо поднять перед собой выпрямленную правую руку и зафиксировать на указательном пальце взгляд. Медленно, не отводя взгляда, палец приближают к глазам до появления его двоения.
- круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно
- быстро моргать в течение 15 с. Повторить 3-4 раза.
Массаж глаз при астигматизме
При астигматизме применяют следующие упражнения:
- приняв самое удобное положение, необходимо закрыть глаза и круговыми движениями массировать их веки большими пальцами рук. Данная процедура при астигматизме помогает отрегулировать внутриглазное давление;
- глаза закрывают, не напрягая их. Пальцами каждой руки одновременно нужно нажать на верхние веки и удерживать их несколько секунд. Данную процедуру проделывают несколько раз.
Комплекс гимнастики
- Велосипед»
И.п. — лежа на спине, руки ладонями к полу.
Круговые движения поднятыми ногами как при езде на велосипеде
- Углы»
И.п. — лежа на спине, руки ладонями к полу.
Поднять прямую правую ногу до угла 45о , опустить, повторить левой ногой.
- Лодка»
И.п. — лежа на животе, руки вытянуты вперед.
Поднять прямые ноги, руки, голову и плечи вверх, прогнуться, задержаться в этом положении, расслабиться
- Кошка»
И.п. — стоя на коленях с упором на прямые руки.
Прогнуть спину — вдох, выгнуть «колесом» — выдох.
Противопоказания
Запрещается подъем тяжестей свыше 2 кг, сильное напряжение мышц плечевого пояса, резкие движения. Несоблюдение данных противопоказаний может произойти отслойка сетчатки.
Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.
Таким образом, астигматизм представляет собой нарушение зрения в виде размытия изображения. Существуют различные степени данного заболевания, но все они требуют соблюдения режима нагрузок и выполнение специальных упражнений. Если зарядку для глаз, гимнастику и массаж проводить регулярно, то возможно достичь положительного эффекта.
Список литературы
- Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. – 448 с.
- Григорьев В.И, Иванов А.В, Курамшин Ю.Ф, Стуликов М.Н, Федотова А.А, Федотов Ю.Н. специальные виды туристической деятельности. Профессионально – прикладной туризм в физической культуре студентов: Учебник/ Под редакцией Ю.Н. Федотова, Е.И. Богданова. – СПб.: ООО «Копи – Ри», 2010. – 354 с.
- Бойко, Е.А. Упражнения для глаз / Е.А. Бойко. — М. : Рипол Классик, 2011. — 192 с.
- Бейтс, У. Идеальное зрение в любом возрасте / У. Бейтс. — СПб. : ИК «Крылов», 2010. — 152 с. — (Золотой фонд).
- Ваш семейный доктор. Лечение болезней глаз + курс лечебной гимнастики / сост. С.П. Кашин. — М. : Рипол Классик, 2013. — 576 с.
Источник
Российский Государственный Педагогический Университет
Имени А.И. Герцена
Институт Детства
Кафедра Физической Культуры
Реферат по теме: «Занятия физической культурой при миопии отягощенной астигматизмом средней степени»
Выполнила:
Студентка 3 курса 1 группы
Бычкова О.Е
Проверил:
Ремнев В.Д.
Санкт – Петербург
2010
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………………………3
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ПРЕДПОСЫЛКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА САМОКОНТРОЛЯ)………………………………………………4
1.1. Краткая характеристика заболевания………………………………………………………4
1.2. Влияние на работоспособность…………………………………………………………….4
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ МИОПИИ………………………………………………..5
2.1. Основные условия и средства физической культуры в системе ЗОЖ при миопии…….5
2.2. Выносливость………………………………………………………………………………..5
2.3. Сила…………………………………………………………………………………………..8
2.4. Гибкость…………………………………………………………………………………….11
2.5. Ловкость…………………………………………………………………………………….13
III. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИНАСТИКИ, ЛФК, КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ…15
Введение. Главная цель занятий физкультурой — это укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости.
Рекомендуется следующие формы самостоятельных занятий:
1. Утренняя гигиеническая гимнастика.
2. Лечебная гимнастика (гимнастика для глаз).
3. Занятия физкультурой по избранной программе.
4. Физкультурная пауза во время работы или учёбы.
5. Элементы самомассажа век и лицевых мышц
6. Закаливание организма.
7. Ведение дневника самоконтроля
Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом занимающегося. Готовность к достижениям характеризуется отношением к спортивной деятельности и требованиям, предъявляемым тренировкой. Осуществление подготовки спортсменов к спортивным достижениям — это сложный педагогический процесс, который подразделяется на образование и воспитание.
При организации самостоятельных занятий необходимо знать и выполнять следующие методические указания:1. Самостоятельные занятия физкультурой должны проводиться систематически, не реже 3 — 4 раз в неделю. Утренняя гигиеническая гимнастика и гимнастика для глаз — ежедневно.2. Упражнения и методика их выполнения должны соответствовать состоянию здоровья, степени близорукости и тренированности организма (перед началом занятий необходимо проконсультироваться с врачом).3. Занятие физической культурой состоит обычно из подготовительной, основной и заключительной частей. В подготовительной части выполняются дыхательные, общеразвивающие и специальные упражнения. Они подбираются так, чтобы подготовить организм к выполнению упражнений, запланированных в основной части занятий, а также обеспечить его тренировку и коррекцию зрения. В основную часть желательно по возможности включать игры. В заключительной части выполняются медленная ходьба, углубленное дыхание и упражнения на расслабление мышц. 4. Комплексы утренней гигиенической гимнастики составляются так, чтобы они включали упражнения для различных групп мышц и суставов, а также содержали общеразвивающие, специальные и дыхательные упражнения. Специальными в данном случае являются упражнения для наружных и внутренних мышц глаз. Они выполняются на фоне общеразвивающих и дыхательных упражнений, чередуются с ними или проводятся одновременно.5. Физическая нагрузка должна увеличиваться постепенно как на отдельном занятии, так и от одного занятия к другому. К концу занятия нагрузка уменьшается. Пульс может повышаться до 130 – 140 ударов в минуту. Нежелательно, чтобы после занятий ощущалась сильная усталость. Степень нервно-мышечного напряжения во время занятий должно быть средней, чтобы не вызывать значительного утомления организма и снижения остроты зрения.6. Общая физическая нагрузка зависит: от исходного положения, в котором выполняется упражнение; количества упражнений и числа их повторений; темпа и ритма; амплитуды движений, количества мышц, принимающих участие в движении; использования спортивных снарядов или предметов; наличия пауз для отдыха; степени нервно-мышечного напряжения, вызываемого новизной и сложностью упражнений; эмоционального фактора; метеорологических условий.7. Занятия физкультурой желательно проводить хорошо проветренном помещении (без сквозняка) или на свежем воздухе. При высокой температуре воздуха и ярком солнце упражнения лучше выполнять в тени.8. Занятие начинается обычно с ходьбы и углублённого дыхания (на 4 шага вдох, на 4 – 6 – выдох). Упражнения желательно сочетать с ритмичным дыханием. Вдох чаще выполняется при поднимании рук, разгибании туловища, выдох – при наклоне туловища и опускании рук и т. п.9. Выполнить дыхательное упражнение.
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ПРЕДПОСЫЛКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА САМОКОНТРОЛЯ)
1.1. Краткая характеристика заболевания.
Близорукость или миопия (от греч. μυωπία, «мио» — щуриться и «опсис» — взгляд, зрение) — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение падает не на сетчаткуглаза, а перед ней из-за того, что преломляющая система глаза обладает увеличенной оптической силой и слишком сильно фокусирует (относительно данного передне-заднего размера глазного яблока). Человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит вдаль и должен пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы.
Астигмати́зм (медицина) — дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению. Оптическими линзами сферической формы дефект компенсируется не полностью.
Является одной из разновидностей аметропий.
При астигматизме нарушение равномерной кривизны роговой оболочки глаза и/или хрусталика приводит к искажению зрения. Световые лучи не сходятся в одной точке на сетчатке, как это происходит в нормальном глазу, в результате на сетчатке формируется изображение точки в виде размытого эллипса, отрезка или «восьмерки». В некоторых случаях изображение вертикальных линий может казаться нечётким, в других горизонтальные или диагональные линии выявятся вне зоны фокусировки. Астигматизм часто развивается в раннем возрасте (обычно вместе с дальнозоркостью и близорукостью) и обычно сформировывается уже после первых лет жизни
1.2. Влияние на работоспособность.
Работоспособность — 1) способность органа или целого организма к активной деятельности в заданном режиме; 2)уровень функциональных возможностей организма (физиологической системы, органа), характеризующийся эффективностью (количеством и качеством) работы, выполняемой за определенный промежуток времени.
При миопии средней степени противопоказана работа, связанная с поднятием тяжести весом более 4 – 5 кг, наклонным положением туловища и сотрясением его, запрещены прыжки в высоту, длину Противопоказаны все виды борьбы, бокс, футбол, хоккей, водное поло, мото- и конный спорт, прыжки в воду, подводный спорт. Запрещается долгая работа за компьютером, чтение в плохо освещенных помещениях, долгий просмотр телевизора, резкие повороты головой, нахождение при ярком солнце на улице без темных очков, запрещены самостоятельные роды.
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ МИОПИИ.
Физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих специальных обязанностей.*
2.1. Основные условия и средства физической культуры в системе ЗОЖ при миопии.
«Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни » — Ю. П. Лисицин, Г. И. Царегородцев (1986г.)
Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» (1988) указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни:
1) объективные общественные условия;
2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни;
3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский и др.).
2.2. Выносливость — важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физ.воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению.
Виды выносливости:
1. Специальная выносливость — это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость — сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов.
Источник