Взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами фразеологизм

Из предложений 28-30 выпишите фразеологизм. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова. (6)Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7)Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность… (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»… (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»… (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин… (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Источник

Тест ЕГЭ Задание № 22 Вариант 1

Из пред­ло­же­ния 15 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(15) Про­дол­же­ние и рас­ши­ре­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний от­кро­ет нам глаза на то зло, ко­то­рое мы пока не раз­ли­ча­ем.

Из пред­ло­же­ний 5-7 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(5) И ты берёшь те­перь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда за­кон­чит­ся урок, когда можно будет за­крыть за собой дверь клас­са, про­не­стись во весь дух по ко­ри­до­ру, сбе­жать вниз по лест­ни­це, за­пры­гать, как куз­не­чик: «Домой, домой!» (6)Не хо­чет­ся те­перь! (7)В один­на­дца­том клас­се учить­ся ве­се­ло.

3. Из пред­ло­же­ния 26 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(26) Когда льди­на, на ко­то­рой на­хо­ди­лись козы, по­до­шла к ро­ко­во­му месту столк­но­ве­ния с бе­ре­гом, у нас мороз по коже про­бе­жал от стра­ха за их судь­бу: в таком аду из ско­пив­ших­ся ле­дя­ных масс вы­жить было слож­но.

Из пред­ло­же­ния 9 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(9) Мы пошли ры­ба­чить за три­де­вять зе­мель на ста­рый, об­ме­лев­ший пруд.

5. Из пред­ло­же­ния 31 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(31) Шесть ко­пе­ек я вам зав­тра за­не­су или в конце кон­цов при­шлю.

6. Из пред­ло­же­ния 12-14 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(12) Это дело чести…(13)Ро­ма­нов Ф. С., мл. сер­жант, — про себя читал я. (14)Са­ля­мов М., ря­до­вой, Сань­ко А. Д., ря­до­вой…

Тест ЕГЭ Задание № 22 Вариант 1

Из пред­ло­же­ния 15 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(15) Про­дол­же­ние и рас­ши­ре­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний от­кро­ет нам глаза на то зло, ко­то­рое мы пока не раз­ли­ча­ем.

Из пред­ло­же­ний 5-7 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(5) И ты берёшь те­перь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда за­кон­чит­ся урок, когда можно будет за­крыть за собой дверь клас­са, про­не­стись во весь дух по ко­ри­до­ру, сбе­жать вниз по лест­ни­це, за­пры­гать, как куз­не­чик: «Домой, домой!» (6)Не хо­чет­ся те­перь! (7)В один­на­дца­том клас­се учить­ся ве­се­ло.

Читайте также:  Ультразвук от морщин вокруг глаз

3. Из пред­ло­же­ния 26 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(26) Когда льди­на, на ко­то­рой на­хо­ди­лись козы, по­до­шла к ро­ко­во­му месту столк­но­ве­ния с бе­ре­гом, у нас мороз по коже про­бе­жал от стра­ха за их судь­бу: в таком аду из ско­пив­ших­ся ле­дя­ных масс вы­жить было слож­но.

Из пред­ло­же­ния 9 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(9) Мы пошли ры­ба­чить за три­де­вять зе­мель на ста­рый, об­ме­лев­ший пруд.

5. Из пред­ло­же­ния 31 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(31) Шесть ко­пе­ек я вам зав­тра за­не­су или в конце кон­цов при­шлю.

6. Из пред­ло­же­ния 12-14 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(12) Это дело чести…(13)Ро­ма­нов Ф. С., мл. сер­жант, — про себя читал я. (14)Са­ля­мов М., ря­до­вой, Сань­ко А. Д., ря­до­вой…

 7. Из пред­ло­же­ний 1–6 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

Ино­гда к дяде Коле при­хо­дил в гости сель­ский ап­те­карь. (2)Звали этого ап­те­ка­ря Ла­за­рем Бо­ри­со­ви­чем. (3)С пер­во­го взгля­да это был до­воль­но стран­ный ап­те­карь. (4)Он носил сту­ден­че­скую ту­жур­ку. (5)На его ши­ро­ком носу едва дер­жа­лось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Ап­те­карь был ни­зень­кий, ко­ре­на­стый и очень яз­ви­тель­ный че­ло­век.

8. Из пред­ло­же­ния 12 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(12) Счи­тая, что в фор­ми­ро­ва­нии гря­ду­щих по­ко­ле­ний те­ле­ви­зо­ры иг­ра­ют не первую роль, я всё же од­на­ж­ды на­пи­сал ста­тью «Тво­рец или зри­тель?» в том смыс­ле, что если рань­ше в де­рев­не пели сами, то те­перь толь­ко слу­ша­ют, как поют, если рань­ше пля­са­ли сами, то те­перь толь­ко смот­рят, как пля­шут, и так далее, то есть вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся по­сте­пен­но по­тре­би­тель­ское от­но­ше­ние к ис­кус­ству вме­сто ак­тив­но­го, жи­во­го, твор­че­ско­го.

 7. Из пред­ло­же­ний 1–6 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

Ино­гда к дяде Коле при­хо­дил в гости сель­ский ап­те­карь. (2)Звали этого ап­те­ка­ря Ла­за­рем Бо­ри­со­ви­чем. (3)С пер­во­го взгля­да это был до­воль­но стран­ный ап­те­карь. (4)Он носил сту­ден­че­скую ту­жур­ку. (5)На его ши­ро­ком носу едва дер­жа­лось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Ап­те­карь был ни­зень­кий, ко­ре­на­стый и очень яз­ви­тель­ный че­ло­век.

8. Из пред­ло­же­ния 12 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(12) Счи­тая, что в фор­ми­ро­ва­нии гря­ду­щих по­ко­ле­ний те­ле­ви­зо­ры иг­ра­ют не первую роль, я всё же од­на­ж­ды на­пи­сал ста­тью «Тво­рец или зри­тель?» в том смыс­ле, что если рань­ше в де­рев­не пели сами, то те­перь толь­ко слу­ша­ют, как поют, если рань­ше пля­са­ли сами, то те­перь толь­ко смот­рят, как пля­шут, и так далее, то есть вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся по­сте­пен­но по­тре­би­тель­ское от­но­ше­ние к ис­кус­ству вме­сто ак­тив­но­го, жи­во­го, твор­че­ско­го.

Ключ

Вариант 1

Открыть глаза

Во весь дух

Мороз по коже

За тридевять земель

В конце концов

Дело чести

С первого взгляда

Играют роль

Вариант 2

Сердце оборвалось

Рано или поздно

Сапоги просят каши

На второй план

Поднялась рука

Во весь дух

Махнули рукой

В первую очередь

Тест ЕГЭ Задание № 22 Вариант 2

Из пред­ло­же­ния 38 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(38) А потом, когда я уже спу­стил­ся в метро, у меня вдруг как будто серд­це обо­рва­лось.

2. Из пред­ло­же­ния 25 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(25) Нет муд­ро­сти в том, что кто-то, за­ви­дев пре­крас­ное, бро­са­ет­ся к нему, при­со­еди­ня­ет к себе и де­ла­ет своей соб­ствен­но­стью: эта соб­ствен­ность не­ми­ну­е­мо рано или позд­но сде­ла­ет его своим рабом.

Из пред­ло­же­ний 1−5 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

Вот уже три года, как его не­за­слу­жен­но окле­ве­та­ли и ли­ши­ли ра­бо­ты, Иван Се­ме­нюта живёт дикой, бо­лез­нен­ной и страш­ной жиз­нью. (2)Он ютит­ся в полутёмном под­ва­ле, где сни­ма­ет самый сырой и хо­лод­ный угол. (3)Чем су­ще­ству­ет Се­ме­нюта, − он и сам не ска­жет. (4)Он не брит, не стри­жен, во­ло­сы тор­чат у него на го­ло­ве, точно взъеро­шен­ное сено, блед­ное лицо опух­ло не­здо­ро­вой под­валь­ной одут­ло­ва­то­стью, са­по­ги про­сят каши.

  (5)Но есть че­ты­ре дня в году, когда он ста­ра­ет­ся встрях­нуть­ся и из­ме­нить свой за­пу­щен­ный вид.

4.Из пред­ло­же­ний 28—30 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(28) Если бы меня по­про­си­ли на­звать глав­ное ка­че­ство ак­са­ков­ских книг, при­том одно, я на­звал бы ду­шев­ное здо­ро­вье, ко­то­рое не­воль­но пе­ре­ли­ва­ет­ся в чи­та­ю­ще­го эти книги. (29) От­сту­па­ют на вто­рой план суета, нер­воз­ность, вся­кая ме­лоч­ность, то­роп­ли­вость, мель­те­ше­ние — всё, что ме­ша­ет нам взгля­нуть во­круг яс­ны­ми и спо­кой­ны­ми гла­за­ми. (З0) Если каж­дый из нас по­пы­та­ет­ся при­смот­реть­ся вни­ма­тель­но к сво­е­му соб­ствен­но­му чув­ству род­ной земли, то он об­на­ру­жит, что это чув­ство в нём не сти­хий­но, что оно ор­га­ни­зо­ван­но и куль­тур­но, ибо оно пи­та­лось не толь­ко сти­хий­ным со­зер­ца­ни­ем при­ро­ды как та­ко­вой,

Тест ЕГЭ Задание № 22 Вариант 2

Из пред­ло­же­ния 38 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(38) А потом, когда я уже спу­стил­ся в метро, у меня вдруг как будто серд­це обо­рва­лось.

2. Из пред­ло­же­ния 25 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(25) Нет муд­ро­сти в том, что кто-то, за­ви­дев пре­крас­ное, бро­са­ет­ся к нему, при­со­еди­ня­ет к себе и де­ла­ет своей соб­ствен­но­стью: эта соб­ствен­ность не­ми­ну­е­мо рано или позд­но сде­ла­ет его своим рабом.

Из пред­ло­же­ний 1−5 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

Вот уже три года, как его не­за­слу­жен­но окле­ве­та­ли и ли­ши­ли ра­бо­ты, Иван Се­ме­нюта живёт дикой, бо­лез­нен­ной и страш­ной жиз­нью. (2)Он ютит­ся в полутёмном под­ва­ле, где сни­ма­ет самый сырой и хо­лод­ный угол. (3)Чем су­ще­ству­ет Се­ме­нюта, − он и сам не ска­жет. (4)Он не брит, не стри­жен, во­ло­сы тор­чат у него на го­ло­ве, точно взъеро­шен­ное сено, блед­ное лицо опух­ло не­здо­ро­вой под­валь­ной одут­ло­ва­то­стью, са­по­ги про­сят каши.

Читайте также:  Аминокапроновая кислота в косметологии вокруг глаз

  (5)Но есть че­ты­ре дня в году, когда он ста­ра­ет­ся встрях­нуть­ся и из­ме­нить свой за­пу­щен­ный вид.

4.Из пред­ло­же­ний 28—30 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(28) Если бы меня по­про­си­ли на­звать глав­ное ка­че­ство ак­са­ков­ских книг, при­том одно, я на­звал бы ду­шев­ное здо­ро­вье, ко­то­рое не­воль­но пе­ре­ли­ва­ет­ся в чи­та­ю­ще­го эти книги. (29) От­сту­па­ют на вто­рой план суета, нер­воз­ность, вся­кая ме­лоч­ность, то­роп­ли­вость, мель­те­ше­ние — всё, что ме­ша­ет нам взгля­нуть во­круг яс­ны­ми и спо­кой­ны­ми гла­за­ми. (З0) Если каж­дый из нас по­пы­та­ет­ся при­смот­реть­ся вни­ма­тель­но к сво­е­му соб­ствен­но­му чув­ству род­ной земли, то он об­на­ру­жит, что это чув­ство в нём не сти­хий­но, что оно ор­га­ни­зо­ван­но и куль­тур­но, ибо оно пи­та­лось не толь­ко сти­хий­ным со­зер­ца­ни­ем при­ро­ды как та­ко­вой, но вос­пи­ты­ва­лось всем преды­ду­щим ис­кус­ством, всей преды­ду­щей куль­ту­рой.

5. Из пред­ло­же­ний 52−54 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм со зна­че­ни­ем «не хва­та­ет ре­ши­мо­сти».

  (52) Тру­сость в тяж­кий для Ро­ди­ны час тре­бу­ет на­ка­за­ния. (53 ) Но у кого под­ня­лась бы сей­час рука на этого жал­ко­го, ссох­ше­го­ся, с по­тух­ши­ми от стра­да­ния гла­за­ми че­ло­ве­ка, пе­ре­жив­ше­го семь тысяч дней стра­ха, на­ка­зав­ше­го себя сверх вся­кой меры! (54) Этот че­ло­век и те­перь го­во­рит: «Живём один раз».

Из пред­ло­же­ний 5-7 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(5) И ты берёшь те­перь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда за­кон­чит­ся урок, когда можно будет за­крыть за собой дверь клас­са, про­не­стись во весь дух по ко­ри­до­ру, сбе­жать вниз по лест­ни­це, за­пры­гать, как куз­не­чик: «Домой, домой!» (6) Не хо­чет­ся те­перь! (7) В один­на­дца­том клас­се учить­ся ве­се­ло. 

Из пред­ло­же­ния 34 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(34) Как я бла­го­да­рен своим дру­зьям тех дав­них лет, что они не мах­ну­ли рукой, не ис­клю­чи­ли из слу­ша­ния му­зы­ки — а ведь и ис­клю­чать не нужно было, при то­гдаш­нем по-юно­ше­ски ра­ни­мом са­мо­лю­бии хва­ти­ло бы иро­ни­че­ской ре­пли­ки, чтобы я по­чув­ство­вал себя среди них, по­ни­ма­ю­щих и зна­ю­щих, лиш­ним.

Из пред­ло­же­ний 19-22 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм, ко­то­рый имеет зна­че­ние «сна­ча­ла»

(19) Нрав­ствен­ный долг — их глав­ный мотив. (20) По­сту­пок этих людей — не яркая вспыш­ка, а норма по­ве­де­ния, и вы­пы­ты­вать мотив дей­ствия, на­прав­лен­но­го на по­мощь че­ло­ве­ку, по­пав­ше­му в беду, было во­ис­ти­ну не­ле­по.

(21) На самом деле ис­сле­до­вать нужно в первую оче­редь нрав­ствен­ную ат­мо­сфе­ру, об­ста­нов­ку, поз­во­ля­ю­щую вос­пи­ты­вать в людях по­доб­ное по­ни­ма­ние чув­ства долга, по­доб­ную от­зыв­чи­вость. (22) Это дей­стви­тель­но не­об­хо­ди­мо, ибо важно, чтобы про­яв­ле­ние гу­ман­ных свойств че­ло­ве­че­ской души стало для каж­до­го есте­ствен­ной по­треб­но­стью.

но вос­пи­ты­ва­лось всем преды­ду­щим ис­кус­ством, всей преды­ду­щей куль­ту­рой.

5. Из пред­ло­же­ний 52−54 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм со зна­че­ни­ем «не хва­та­ет ре­ши­мо­сти».

  (52) Тру­сость в тяж­кий для Ро­ди­ны час тре­бу­ет на­ка­за­ния. (53 ) Но у кого под­ня­лась бы сей­час рука на этого жал­ко­го, ссох­ше­го­ся, с по­тух­ши­ми от стра­да­ния гла­за­ми че­ло­ве­ка, пе­ре­жив­ше­го семь тысяч дней стра­ха, на­ка­зав­ше­го себя сверх вся­кой меры! (54) Этот че­ло­век и те­перь го­во­рит: «Живём один раз».

Из пред­ло­же­ний 5-7 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(5) И ты берёшь те­перь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда за­кон­чит­ся урок, когда можно будет за­крыть за собой дверь клас­са, про­не­стись во весь дух по ко­ри­до­ру, сбе­жать вниз по лест­ни­це, за­пры­гать, как куз­не­чик: «Домой, домой!» (6) Не хо­чет­ся те­перь! (7) В один­на­дца­том клас­се учить­ся ве­се­ло. 

Из пред­ло­же­ния 34 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(34) Как я бла­го­да­рен своим дру­зьям тех дав­них лет, что они не мах­ну­ли рукой, не ис­клю­чи­ли из слу­ша­ния му­зы­ки — а ведь и ис­клю­чать не нужно было, при то­гдаш­нем по-юно­ше­ски ра­ни­мом са­мо­лю­бии хва­ти­ло бы иро­ни­че­ской ре­пли­ки, чтобы я по­чув­ство­вал себя среди них, по­ни­ма­ю­щих и зна­ю­щих, лиш­ним.

Из пред­ло­же­ний 19-22 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм, ко­то­рый имеет зна­че­ние «сна­ча­ла»

(19) Нрав­ствен­ный долг — их глав­ный мотив. (20) По­сту­пок этих людей — не яркая вспыш­ка, а норма по­ве­де­ния, и вы­пы­ты­вать мотив дей­ствия, на­прав­лен­но­го на по­мощь че­ло­ве­ку, по­пав­ше­му в беду, было во­ис­ти­ну не­ле­по.

(21) На самом деле ис­сле­до­вать нужно в первую оче­редь нрав­ствен­ную ат­мо­сфе­ру, об­ста­нов­ку, поз­во­ля­ю­щую вос­пи­ты­вать в людях по­доб­ное по­ни­ма­ние чув­ства долга, по­доб­ную от­зыв­чи­вость. (22) Это дей­стви­тель­но не­об­хо­ди­мо, ибо важно, чтобы про­яв­ле­ние гу­ман­ных свойств че­ло­ве­че­ской души стало для каж­до­го есте­ствен­ной по­треб­но­стью.

Источник

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Ребята отправились за грибами в лес, находившийся на противоположном берегу реки. (2)Они шли по тропинке вдоль речки, мост через которую был на другом конце посёлка. (3)С правой стороны реки, над обрывистыми склонами, шли сады и огороды. (4)Тропинка была довольно хорошая, и шестилетний Лёсик без особого труда поспевал за всеми.

(5)Внезапно впереди показалась собака, сидевшая чуть повыше тропы и грызшая большую кость с круглой шишкой на конце. (6)Собака была бездомная. (7)Это было видно по жёлтой шерсти, свалявшейся грязными комками. (8)И ещё по тому, как она спокойно расположилась здесь, на диком берегу речки.

Читайте также:  Уход за кожей вокруг глаз аптечными средствами

(9)Это была опасная встреча. (10)Ребята, остановившись, молча уставились на собаку. (11)Собака перестала грызть свою кость и, приподняв голову, а главное, не выпуская добычу изо рта, тоже молча уставилась на них.

(12)Чик мельком подумал, что она сейчас похожа на старого капитана с трубкой, про которого он читал какую-то книжку. (13)Но сейчас он не мог вспомнить, что это была за книжка. (14) Вид у старого капитана был свирепый, словно у льва, хотя на самом деле он оказался очень добрый.

(15)Конечно, могло случиться, что и эта собака добрая, но кто её знает. (16)Ребята молча бесконечные мгновения смотрели друг на друга, никто не решался ступить ни шагу, и всем от этого делалось всё страшней и страшней.

– (17)Чик, я боюсь, – тихо сказала Сонька, загораживаясь от собаки большой корзинкой, которую несла всю дорогу.

– (18)По-моему, она бешеная, – сказал Оник.

(19)Чик сам об этом подумал, однако решил, что сейчас правильней будет отрицать это, чтобы его маленькую команду не охватила паника. (20)Кроме того, ему не хотелось соглашаться с Оником, которого он считал трусоватым и давно пытался «перевоспитать».

– (21)У бешеной должна быть красная слюна, – сказал Чик.

– (22)Бешеные бегут к воде, – сказал Оник, – а она видишь куда пришла?

– (23)Глупости, – сказал Чик и, помертвев от страха, двинулся вперёд.

(24)Если бы Чик был один и встретился бы в таком месте с такой собакой, которая только смотрит и молчит, даже кости изо рта не вынимает, он просто повернулся бы и ушёл. (25)Но сейчас, на глазах у всех, он этого сделать не мог. (26)Чик, почти не шевеля опущенными вниз руками, с виду весьма уверенно проходил опасное место. (27)Хотя он не смотрел в сторону собаки, но краем глаза следил за ней и видел, что она тоже следила за ним. (28)Ему казалось, что с каждым шагом здоровенная морда её делается всё огромней и огромней и всё шире открывается красная зубастая пропасть рта.

«(29)Она похожа на старого капитана, – упрямо повторял про себя Чик. – (30)А старый капитан никогда никого не кусает, потому что он добрый».

(31)Чик прошёл для безопасности ещё шагов десять, остановился и перевёл дух. (32)Теперь все ребята на той стороне завидовали ему. (33)Чик дал знак Онику идти. (34)Оник продолжал стоять.

– (35)Ну, давай, Оник, пошевеливайся! – сказал Чик.

(36)Оник тоскливо смотрел на Чика и даже не пытался сойти с места. (37)И вдруг неожиданно для всех, содрогаясь смущённой улыбкой, Лёсик заковылял по тропе. (38)Он мужественно проковылял мимо собаки и подошёл к Чику.

– (39)Молодец, Лёсик, это смелый поступок, – сказал Чик и обнял его. (40)Лёсик благодарно засопел.

(41)Сонька не захотела оставаться одна и взяла Оника за руку. (42)Так, взявшись за руки, как маленькие, они вдвоём перешли опасное место.

– (43)Возьми у Соньки корзинку, – сердито сказал Чик, обращаясь к Онику.

– (44)За что? – спросил обиженно Оник.

(45)Чик выразительно посмотрел на него, напоминая, что он струсил. (46)Оник понял его намёк, но не принял его за уважительную причину. (47)Чика всегда поражало в людях равнодушие к вопросам личной доблести. (48)Сам он изо всех сил старался выглядеть смело, более храбрым, чем был на самом деле. (49)И для этого ему нередко приходилось понукать свою упирающуюся храбрость. (50)А Онику это и в голову не приходило. (51)Вот и теперь он глядел с недоумением на Чика и никак не мог понять, почему тот недоволен. (52)Немного подумав, он сказал:

– (53)Чик, я не струсил, просто я осторожный. (54)Собаку можно было и обойти.

– (55)Ничего, Чик, я сама корзинку понесу, – вмешалась Сонька. (56)Она любила, чтобы всё было хорошо.

(По Ф.А. Искандеру)*

* Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016) – известный российский прозаик, переводчик и поэт, автор цикла повестей «Детство Чика».

Показать полностью

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Собака тоже перестала грызть свою кость и, приподняв голову, а главное, не выпуская добычу изо рта, тоже молча уставилась на них.
  2. Вид у старого капитана был свирепый, словно у льва, хотя на самом деле он оказался очень добрый.
  3. Ему казалось, что с каждым шагом здоровенная морда её делается всё огромней и огромней и всё шире открывается красная зубастая пропасть рта.
  4. И для этого ему нередко приходилось понукать свою упирающуюся храбрость.
  5. Чик, я не струсил, просто я осторожный.

Запишите в поле для ответа выбранные номера подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Источник