Выявление слепого пятна на сетчатке глаза вывод

8 класс

Оценка: Ф.И.__________________________

Дата__________________________

Лабораторная работа № 6.

ОБНАРУЖЕНИЕ «СЛЕПОГО ПЯТНА».

ЗРАЧКОВЫЙ РЕФЛЕКС.

Цель работы: научиться находить область «слепого пятна» для своих глаз; наблюдать результат действия зрачкового рефлекса; познакомиться с явлением содружественной реакции зрачков глаз; сформулировать выводы о морфофизиологических причинах данных явлений.

Материалы и оборудование: фонарик с матовым фильтром, яркий водный фломастер, линейка; ЦОР: презентация «Зрительный анализатор», презентация «Оптические иллюзии».

Инструктивная карточка.

  1. Проведите опыт по обнаружению области «слепого пятна»:

  • работа проводится по очереди в паре;

  • нанесите яркую точку на ноготь указательного пальца правой руки;

  • закройте левый глаз;

  • поместите указательные пальцы обеих рук вместе прямо перед собой на комфортном расстоянии от глаз;

  • внимательно смотрите только на указательный палец левой руки;

  • не переводя взгляд на правый указательный палец, начинайте медленно отводить его вправо;

  • остановите движение пальца, когда перестанете видеть яркую точку и сам ноготь указательного пальца правой руки;

  • зафиксируйте расстояние между пальцами;

  • измерьте расстояние с помощью напарника;

  • запишите данные в таблицу с математическим округлением до 0,5см;опыт повторяет напарник и заносит свои данные в таблицу.

2. Обработка результатов.

Данные всего класса занесите в таблицу (количество ячеек делается по количеству присутствующих учеников).

2

Область

см

Проведите анализ результатов всего класса и ответьте на вопросы.

* Область «слепого пятна» — постоянная величина или индивидуальная?

* Какую величину можно назвать «нормой» и есть ли она?

3. Проведите эксперимент по выявлению реакции зрачков на свет.

  • Внимательно прочитайте определения.

Прямые зрачковые рефлексы – изменение величины зрачка в ответ на раздражитель (свет, боль).

Содружественные зрачковые рефлексы – сужение зрачка одного глаза при воздействии светового раздражителя на другой.

  • Проведите эксперименты, работая в паре; результаты занесите в таблицу.

откройте одновременно

В затемненном месте осветите фонариком только один глаз

4. Познакомьтесь с презентацией «Зрительный анализатор» и найдите объяснение своим наблюдениям.

5. Посмотрите презентацию «Оптические иллюзии» и выберите верный ответ (нужное – подчеркнуть).

Причиной оптических иллюзий является:

неправильное восприятие объекта глазами;

неправильный анализ информации в зрительных зонах мозга.

Подведение итогов работы.

Заполните пропуски в тексте.

Зрительный анализатор начинается с расположенных в глазу человека фоторецепторов. Их два вида:___________________ и ____________________. Они образуют внутреннюю светочувствительную оболочку глаза – _________________. Нервные отростки фоторецепторов соединяются в проводящий путь: ___________________________________. Место его выхода лишено фоторецепторов, не воспринимает световые волны и называется ________________

_______________. Его положение и размер имеют _____________________________ характер. Заканчивается зрительный анализатор в _____________________________

_____________ коры больших полушарий, расположенных в затылочных долях. Там осуществляется обработка зрительной информации. Поэтому говорят, что человек видит не глазами, а __________________.

Для правильной работы глаз важны зрачковые _________________________ рефлексы двух видов:___________________ и ________________________________.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018;
проверки требуют 33 правки.

Слепое пятно правого глаза — на фотографии глазного дна светлое пятно справа (расположено медиально). Более тёмное на снимке пятно левее — макула (жёлтое пятно)

На периметрической карточке правого глаза слепое пятно (закрашенное оранжевое на рисунке) располагается латеральнее центра зрения — проекции жёлтого пятна (из-за осевой зеркальной проекции светопреломляющего аппарата глаза)

Слепо́е пятно́[1] (оптический диск, лат. punctum caecum) — имеющаяся в каждом глазу здорового человека (и всех зрячих хордовых животных) область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют светочувствительные рецепторы.

Эта особенность строения сетчатки хордовых часто упоминается в спорах об эволюции как пример нерационального дизайна, часто в сравнении с сетчаткой головоногих, у которых слепого пятна нет. Этот аргумент, однако, игнорирует все остальные, связанные с наличием слепого пятна, существенные отличия строения сетчатки хордовых от сетчатки головоногих рабдомерного типа[2]. В сетчатке человека, как и прочих хордовых, в отличие от рабдомерной сетчатки моллюсков, светочувствительные клетки по необходимости направлены наружным сегментом в сторону пигментного эпителия сетчатки, который осуществляет утилизацию отработавшего пигмента, питание и охлаждение фоточувствительного слоя. По этой причине нервные клетки и отходящие к мозгу аксоны расположены в сетчатке хордовых на поверхности сетчатки. Такое устройство сетчатки обеспечивает более плотную упаковку светочувствительных элементов и потенциально более высокое разрешение. Рабдомерное устройство имеет свои преимущества, например, способность воспринимать поляризацию света[3]. Акцентирование внимания только на одной детали, без попытки найти ей рациональное объяснение в более широком контексте строения глаза как целого и условий его функционирования у конкретного организма, делает аргумент о «нерациональности» скорее эмоциональным, чем научным.

Читайте также:  Слои сетчатки в центральной ямке

Слепые пятна в каждом двух глаз находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз их влияние незаметно; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение, потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно, вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, образующие зрительный нерв. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету, поэтому в этой области сетчатки мы ничего не видим. Эта область именуется слепым пятном.

История[править | править код]

Слепое пятно открыл Эдм Мариотт в 1668 году. Король Франции Людовик XIV развлекался со слепым пятном, наблюдая своих подданных, как будто у них не было голов[4].
Слепое пятно увеличивается при заболеваниях зрительного нерва, прогрессировании глаукомы.
Размеры слепого пятна имеют значение для безопасности дорожного движения (при значительном снижении зрения на одном глазе).

Обнаружение слепого пятна[править | править код]

Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент (на определенном, индивидуальном расстоянии лица от монитора) он исчезнет. Аналогичный опыт можно провести и с правым глазом.

Этим способом можно также оценить приблизительный угловой размер слепого пятна.

Точное расположение и размеры слепого пятна глаза определяются по его проекции при периметрии поля зрения глаза и при ретиноскопии.

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Жёлтое пятно
  • Слепота невнимания

Источник

Практическая работа № 13

Выявление функций зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.

Цель: обнаружение сужения и расширения зрачка; проследить за работой хрусталика;

Оборудование: квадратный лист плотной черной бумаги размером 4×4 см с точечным отверстием посередине (его делают иголкой); листы плотной белой бумаги с отверстием посередине, диаметр отверстия 1 см. По краям отверстия по радиусам написаны буквы;

Ход работы:

1. Работа проводится в парах. Испытуемому предлагают непрерывно смотреть правым глазом через отверстие на окно или другой яркий источник света (например, настольная лампа). Левый глаз у испытуемого вначале закрыт. Затем, продолжая смотреть через отверстие правым глазом, он открывает левый. Что в этот момент произошло? Наблюдения занесите в таблицу №1. ( В этот момент испытуемому отверстие в бумаге кажется более узким).

2. Испытуемый снова закрывает левый глаз. Что наблюдает испытуемый? Наблюдения занесите в таблицу №1. ( Испытуемый видит снова отверстие в бумаге более широким).

3. Дайте объяснение наблюдаемым явлениям. Результаты занесите в таблицу №1. ( Изменение размера отверстия – явление кажущееся т.е.иллюзорное. На самом деле расширяется и суживается зрачок правого глаза под влиянием света и темноты, воздействующей на левый глаз. То есть зрачки обоих глаз сужаются и расширяются одновременно благодаря рефлексам среднего мозга).

Таблица№1

Результаты опыта

Выводы

Правый глаз смотрит через точечное отверстие, левый глаз открывается

Правый глаз смотрит через точечное отверстие, левый глаз закрыт

.

Ответ:

Результаты опыта

Выводы

Правый глаз смотрит через точечное отверстие, левый глаз открывается

Кажется, что диаметр отверстия становится уже.

Свет воздействует на левый глаз и вызывает сужение правого и левого зрачка. Рефлекс среднего мозга.

Правый глаз смотрит через точечное отверстие, левый глаз закрыт

Кажется, что диаметр отверстия становится шире.

Темнота воздействует на глаз и вызывает расширение правого и левого зрачка. Рефлекс среднего мозга.

4. А) Лист белой бумаги с отверстием посередине держат на расстоянии 10-15 см от глаз так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие была бы видна доска с написанным на ней текстом или рисунком. Второй глаз лучше закрыть. Испытуемому предлагают прочесть текст на доске. Ответьте на вопрос:

  • Почему буквы на листе белой бумаге кажутся размытыми, когда вы читаете текст на доске? ( Человек рассматривает далекий предмет. Благодаря вегетативным рефлексам среднего мозга хрусталик стал более плоским и близкие предметы, в данном случае буквы. Проецируясь на сетчатку, оказываются вне фокуса).

Б) Испытуемому предлагают смотреть на буквы, окружающие отверстие в листе бумаги.

Ответьте на вопрос:

  • Почему буквы на бумаге видны четко, а текст на доске кажется расплывчатым?(Хрусталик настроен на близкое расстояние. Он стал более выпуклым и потому видимое через отверстие в листе изображение далеких предметов на сетчатке оказалось не в фокусе).

Читайте также:  Острый некроз сетчатки что это такое

5. На основании проведенных исследований составьте некоторые гигиенические правила, ответив на следующие вопросы:

А) Почему вредно читать лежа, в трамваях, автобусах, поездах? ( Книгу держат в руках, опора отсутствует, поэтому текст все время меняет свое положение. Он то приближается к глазам, то удаляется от них, вызывая перенапряжение ресничной мышцы, изменяющей кривизну хрусталика. Кроме того, часть страницы то попадает в тень, то оказывается освещенной слишком сильно, от этого перенапрягаются гладкие мышцы радужной оболочки. Но более всего страдает нервная система, ведь регуляция ширины зрачка и кривизны хрусталика осуществляется средним мозгом).

Б) Почему не рекомендуют читать на ночь?

( Содержание книги может вызвать резкое возбуждение и бессонницу. Некоторые люди быстро засыпают при чтении. Однако это привычка приводит к тому, что печатный текст вызывает сон в любое время, при подготовке к урокам тоже).

Источник

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)

В постоянно изменяющихся условиях живой организм может существовать только в том случае, если он непре­рывно получает и анализирует информацию, поступаю­щую как из окружающего мира, так и из внутренней среды собственного тела. Вся информация поступает в цен­тральную нервную систему, где перерабатывается и ана­лизируется. Функцию восприятия внешней и внутренней информации, передачу ее и анализ в высших отделах моз­га осуществляет система анализаторов.

РАБОТА 1.

Тема. Глазные мышцы.

Цель: определение функций глазных мышц.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: указка, карандаш или ав­торучка.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь просит испытуемого внимательно сле­дить за движением карандаша, который располагается на расстоянии 20 см от его глаз. Исследователь перемещает карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает им окружность. Все это время он внимательно наблюдает за движением глаз испытуемого.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Ответьте на вопросы: Почему происходит движение глазного яблока? Какие мышцы глаз обеспечивают это движение? Сколько мышц может одновременно приводить в движение глазное яблоко?

РАБОТА 2.

Тема. Аккомодация глаза.

Цель: познакомить с физиологическими причинами ак­комодации.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: деревянная рамка разме­ром 15×20 см с хорошо натянутой на ней марлей. Лист бумаги с печатным текстом.

1.Под аккомодацией понимают способность глаза к яс­ному видению разноудаленных предметов. В основе акко­модации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривиз­ны хрусталика. Для ясного видения предмета лучи, отра­жающиеся от предмета, должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы вид­ны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой. Одинаково ясно видеть раз­ноудаленные от глаз предметы невозможно.

ХОД РАБОТЫ

Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоя­нии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо види­мыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплы­ваются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и буквы.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Нарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных пред­метов, объясните физиологические механизмы аккомодации.

РАБОТА 3.

Тема. Астигматизм.

Цель: познакомиться с одной из методик обнаружения астигматизма.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: для работы необходим ри­сунок (чертеж для выявления астигматизма).

Астигматизм зависит от неодинаковой кривизны раз­личных участков преломляющих поверхностей глаза, осо­бенно роговицы. Поэтому лучи, идущие от одной точки, но через разные участки преломляющих поверхностей, будут по-разному преломляться и вследствие этого схо­диться не в одной точке. В результате возникает некоторая неясность, расплывчатость изображения.

ХОД РАБОТЫ

Для наблюдения астигматизма предложите испытуе­мому рассмотреть рисунок, на котором одни линии расположены вертикально, а другие — горизонтально, толщина всех линий обязательно должна быть одинако­вой. Испытуемый отмечает, какие линии, горизонтальные или вертикальные, более отчетливы.

Приближая рисунок к глазу и отодвигая его, определи­те, впереди сетчатки или за ней сходились лучи, идущие от менее ясно видимых линий. Если, например, при прибли­жении рисунка горизонтальные линии стали более отчет­ливыми, то это означает, что лучи, идущие от этих линий, при начальном положении рисунка сходились впереди сетчатки, а при приближении рисунка к глазу точки схож­дения лучей переместились на сетчатку, т.е. изображение оказалось в фокусе.

Вращая рисунок, отметьте, что представление о тол­щине линий все время меняется соответственно изменению их положения.

Читайте также:  По сетчатке распределены равномерно палочки или колбочки

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Объясните наблюдаемое явление. Предложите возмож­ные способы устранения явления астигматизма.

РАБОТА 4.

Тема. Острота зрения.

Цель: научиться определять остроту зрения с помощью типовых таблиц.

Материалы и оборудование: таблицы для определения остроты зрения, указка.

Объект исследования: человек.

Острота зрения человека определяется способностью его глаза различать две близко расположенные друг от друга точки как раздельные. Таблица состоит из несколь­ких рядов букв или незамкнутых окружностей, по-разному расположенных. В каждой строке знаки одинаковы по размеру, в каждой нижней строке они меньше, чем в верх­ней, т.е. величина знаков уменьшается сверху вниз. У каж­дой строки стоит число, обозначающее расстояние (в мет­рах), на котором нормальный глаз должен видеть детали знаков данной строки. Справа от каждой строки указана острота зрения, которая рассчитывается по формуле, где V — острота зрения, 6 — расстояние исследуемого глаза до таблицы, Д — расстояние, с которого данная строка пра­вильно читается нормальным глазом.

Формула расчета остроты зрения

ХОД РАБОТЫ

Таблицу вешают на стену. Испытуемому предлагают сесть на расстоянии 5 м от таблицы и закрыть один глаз специальным щитком, темной повязкой или рукой. Указ­кой показывают ту или иную букву или незамкнутую ок­ружность, выясняя, какую из строк испытуемый отчетливо видит. Затем эту процедуру повторяют с другим глазом.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Опишите методику определения остроты зрения. Запи­шите результаты исследования. По результатам измерения дайте индивидуальную характеристику остроты зрения различных испытуемых. (Средние показатели остроты зрения у человека: нормальная — 1,0 и выше, пониженная -от 0,8 и ниже, повышенная — 1,5-2,0.)

РАБОТА 5.

Тема. Слепое пятно на сетчатке глаза (опыт Мариотта).

Цель: познакомиться с одним из методов обнаружения слепого пятна у человека.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: рисунок для выявления слепого пятна, лист бумаги, карандаш, обернутый белой бумагой, линейка.

Участок сетчатки, на котором сходятся волокна, обра­зующие зрительный нерв, носит название слепого пятна. При попадании лучей на слепое пятно изображение не возникает вследствие отсутствия в этом участке светочув­ствительных элементов. В норме площадь слепого пятна колеблется от 2,5 до 6 мм2.

Рис. 2 Рисунок для выявления слепого пятна

ХОД РАБОТЫ

Поместите перед глазами заранее подготовленный ри­сунок (рис. 2). Закрыв левой рукой левый глаз и держа карточку в вытянутой правой руке, медленно приближай­те ее к открытому правому глазу. При этом вы должны фиксировать взгляд на левом изображении (крестике). На расстоянии 20-25 см от глаза правое изображение (круг) исчезнет. Это является доказательством наличия на сет­чатке слепого пятна.

Затем опыт повторяется, в этом случае вы закрываете правый глаз и фиксируете левым глазом правое изображе­ние на карточке.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Сделайте краткое описание опыта и укажите расстояние от глаза до карточки в момент, когда второе изображение исчезнет.

РАБОТА 6.

Тема. Цветное зрение.

Цель: отработать одну из методик исследования цвет­ного зрения.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: полихроматические табли­цы Е.Б.Рабкина (можно заменить их самодельными), спе­циальный экран для поочередного закрывания каждого глаза, сантиметровая линейка, секундомер либо часы с секундной стрелкой.

Глаз человека может не только различать оттенки бе­лого, серого и черного цветов, но и способен видеть все цвета радуги и различать их оттенки. Однако встречаются люди, у которых имеется то или иное нарушение цветного восприятия. Полная цветная слепота встречается редко. Люди, страдающие этой формой расстройства цветового зрения, видят только различные оттенки серого цвета. Частичная цветовая слепота встречается чаще. Различают три вида частичной слепоты. Люди с первым видом не способны различать оттенки красного и зеленого. Со вто­рым — также не различают красный и зеленый цвета, но они, в отличие от первых, путают также светло-зеленые тона с темно-красными и фиолетовые с голубыми. Люди с третьим видом частичной слепоты не способны различать синий и фиолетовый цвета. Это расстройство зрения встречается крайне редко.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемый садится спиной к свету, экспериментатор показывает поочередно 25 таблиц. Они должны быть рас­положены на уровне глаз испытуемого, на расстоянии 1 м от него. При демонстрации таблиц у испытуемого спра­шивают, что на них изображено. Продолжительность экс­позиции одной таблицы — около 5 с. Каждый глаз обсле­дуется раздельно, при этом второй глаз закрывается спе­циальным экраном.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Запишите результаты исследования вашего цветовосприятия.

РАБОТА 7.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник