Выявление слепого пятна на сетчатке глаза лабораторная
Теоретическая
часть. Все
нервные волокна, выходящие из сетчатки
лежат в виде переплетенного пучка на
пути света, создавая препятствие на
пути его попадания в рецепторы. Кроме
того, в том месте, где они выходят из
сетчатки по направлению к мозгу,
отсутствуют светочувствительные
элементы — это так называемое слепое
пятно. В
норме площадь слепого пятна от 2,5 до 6
мм2.
Свет, попадающий
на сетчатку в области слепого пятна не
воспринимается элементами сетчатки,
поэтому остается «дефект» изображения,
проецируемого на сетчатку. Однако
наличие слепого пятна не сказывается
на целостности зрительного восприятия.
Этот эффект или, точнее, дефект слепого
пятна компенсируют высшие зрительные
центры.
Для обнаружения слепого пятна существует
несколько специальных рисунков.
Цель. Обнаружение на сетчатке участка
не содержащего светочувствительных
рецепторов.
Оборудование и материалы. Специальные
рисунки для обнаружения слепого пятна.
Ход работы. Слепое пятно для правого
глаза обнаруживается правее центрального
луча, а для левого – левее. При этих
условиях в первом случае пропадает
правая часть рисунка, а во втором левая.
Поэтому для правого глаза необходимо
установить рисунок так, чтобы прямо
против глаза находилась левая часть
рисунка (например, центральный кружок
на рис. 21 и 22 или круг на рис. 23), а для
левого – правая часть рисунка
(перечеркнутая точка на рис. 21 или крест
на рис. 23).
Для обнаружения слепого пятна левого
глаза поместите перед глазами рисунок
23. Закрыв правый глаз, левым фиксируйте
крест, расположенный в правой части
рис. 23. Если необходимо удаляйте или
приближайте рисунок пока не будет
достигнут стойкий эффект. На определенном
расстоянии от глаз круг выпадет из поля
зрения. Для обнаружения слепого пятна
правого глаза, закрыв левый глаз, правым
фиксируйте круг, расположенный в левой
части рис. 23. Проделайте аналогичные
действия для рис. 21, 22.
Рис. 21.
Рис. 22.
Рис. 23.
Вывод.
Объясните почему, найденный участок
сетчатки не реагирует на действие
светового раздражителя.
Лабораторная работа № 40. Формирование изображения на сетчатке
Теоретическая
часть.
Непосредственно за зрачком располагается
прозрачный хрусталик, который эластичен,
он может менять свою кривизну благодаря
специальным мышцам. Световые лучи от
предметов проходят через зрачок,
хрусталик и стекловидное тело. У людей
с нормальным зрением лучи попадают
точно на сетчатку и образуют на ней
четкие изображения предметов (рис. 24,
25).
Рис. 24. Схема
горизонтального сечения правого глаза.
Рис.
25. Ход лучей от объекта (О) к изображению
(I)
в простой оптической системе. F1,
F2
– фокусы, Н – главная точка, N
– узловая точка. Показатель преломления
n2
> n1.
Изображение на
сетчатке получается хотя и четким, но
перевернутым. Почему же тогда мы не
видим все вокруг нас перевернутым вверх
ногами? Один австрийский ученый изобрел
специальные очки, переворачивающие
изображение на сетчатке. Он их носил
постоянно. Первое время он видел все
предметы вверх ногами, но вскоре вновь
научился видеть их нормально. В этих
очках он смог даже научиться ездить на
велосипеде. Но стоило ему снять очки,
как первое время он снова видел все
окружающие предметы перевернутыми.
Значит, такая особенность нашего глаза
исправляется с помощью обучения и
тренировки, в которой участвуют не
только зрительная, но и другие сенсорные
системы. Следовательно, зрительное
восприятие окружающего мира основывается
не только на самих зрительных ощущениях,
а использует сведения и от других
сенсорных систем. Среди них главную
роль выполняют органы равновесия,
мышечного и кожного чувства. В результате
взаимодействия этих сенсорных систем
возникают целостные образы предметов
и явлений.
Цель.
Доказательство формирования на сетчатке
перевернутого изображения.
Оборудование
и материалы.
Лист плотной бумаги, булавка.
Ход
работы. Опыт
№ 1. В куске
плотной бумаги проколите булавкой
маленькое отверстие. Встаньте лицом к
окну, или направьте взгляд на люминесцентную
лампу. Возьмите булавку головкой верх,
расположите ее на расстоянии 2 см от
глаза, за ней на расстоянии 4-5 см бумагу
(отверстие должно располагаться строго
за булавочной головкой). Смотрите через
отверстие в бумаге на яркое дневное
небо, или люминесцентную лампу. В светлом
отверстии вы увидите перевернутое
изображение (рис. 26).
Объяснение.
Тень булавки на сетчатке будет прямой,
но изображение булавки на ней будет
казаться перевернутым. Любое перемещение
булавки в стороны будет восприниматься
как перемещение ее изображения в обратном
направлении. Очертание булавочной
головки не очень четкое, будет казаться
при этом находящимся по ту сторону
листка бумаги. Подобный эффект обусловлен
тем, что булавка находится в пределах
фокусного расстояния от хрусталика
(переднее фокусное расстояние хрусталика
17,05 мм, заднее — 22,78 мм) поэтому на сетчатку
попадает не перевернутое изображение
как обычно, а прямое. Но поскольку в
процессе индивидуального развития
благодаря взаимодействию зрительного,
вестибулярного и соматосенсорного
анализатора головной мозг (кора больших
полушарий) научился переворачивать
зрительный образ предмета и формировать
«нормальную» картину мира, то он тоже
самое проделывает с прямым изображением
предмета.
Опыт № 2.Проколите в куске
плотной бумаги три отверстия, расположенные
в вершинах равностороннего треугольника
со сторонами приблизительно равными
1,5-2 мм. Затем расположите так же как в
опыте № 1 булавку и бумагу перед
глазом. Будут видны три перевернутых
изображения булавки.
Объяснение.Эти три изображения
образуются благодаря тому, что лучи
света, проходящие через каждое отверстие,
не пересекаются, так как отверстия
находятся на передней фокальной плоскости
хрусталика. Каждый пучок дает прямую
тень на сетчатке, и каждая тень
воспринимается нами как перевернутое
изображение.
Опыт № 3.Приставьте к глазу
бумагу с тремя отверстиями, а к источнику
света — бумагу с одним отверстием, вы
увидите обращенный (перевернутый)
треугольник.
Оформление отчета.Зарисуйте схему
преломления лучей хрусталиком глаза.
Объясните механизм формирования
изображения на сетчатке.
Вывод.Дайте заключение о характере
изображения, формирующегося на сетчатке.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Место выхода зрительного нерва из глазного яблока (диск зрительного нерва) называют слепым пятном. Оно не содержит фоторецепторов и поэтому нечувствительно к свету.
Для работы необходимы: картинки с изображением черных точек, белых кругов или крестиков, испытуемые.
Ход работы. Закрыв правый глаз, смотрим левым на верхний крестик, с расстояния 20—25 сантиметров. Вы заметите, что средний большой белый кружок исчезает совершенно, хотя оба меньших кружка по бокам его хорошо видны. Если, не меняя положения рисунка, смотреть на нижний крестик, кружок исчезает только отчасти.
Явление это обусловлено тем, что при указанном положении глаза относительно фигуры изображение кружка попадает на так называемое слепое пятно — место входа зрительного нерва, нечувствительное к световым раздражениям.
Еще одна возможность определения повторения знаменитого опыта Мариотта. Держите рисунок на расстоянии сантиметров 20 от вашего правого глаза (закрывши левый) и смотрите на крестик, помещенный слева; медленно приближайте рисунок к глазу: непременно наступит момент, когда большое черное пятно на скрещении обеих окружностей бесследно исчезнет
Вы не увидите черного пятна, хотя оно будет. Этот опыт, впервые произведенный в 1668 г. (в несколько ином виде) знаменитым физиком Мариоттом, очень забавлял придворных Людовика XIV. Мариотт проделывал опыт так: помещал двух вельмож на расстоянии 2 м друг против друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку,— тогда каждому казалось, что у его визави нет головы.
Как это ни странно, но люди только в XVII веке узнали, что на сетчатке их глаз существует «слепое пятно», о котором никто раньше не думал. Это то место сетчатой оболочки, где зрительный нерв вступает в глазное яблоко и еще не разделяется на мелкие разветвления, снабженные элементами, чувствительными к свету.
Мы не замечаем черной дыры в поле нашего зрения вследствие долговременной привычки. Если вы носите очки, то можете проделать такой опыт: наклейте кусочек бумаги на стекло очков (не в самой середине, а сбоку). В первые дни бумажка будет мешать смотреть; но пройдет неделя, другая, и вы так привыкнете к ней, что перестанете даже ее замечать. Впрочем, это хорошо знает каждый, кому приходилось носить очки с треснувшим стеклом: трещина замечается только в первые дни. Точно так же, в силу долговременной привычки, не замечаем мы слепого пятна нашего глава. Кроме того, оба слепых пятна отвечают различным участкам поля зрения каждого глаза, так что при зрении двумя глазами ее бывает пробела в их общем поле зрения.
Не думайте, что слепое пятно нашего поля зрения незначительно; когда вы смотрите (одним глазом) на дом с расстояния 10 м, то, из-за слепого пятна, не видите довольно обширной части его фасада, имеющей в поперечнике более метра; в нем умещается целое окно. А на небе остается невидимым пространство, равное по площади 120 дискам полной Луны!
Рекомендации к оформлению работы. Запишите в тетради вывод относительно того, почему определенный участок сетчатки не реагирует на действие светового раздражителя.
Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 12758; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9728 — | 7438 — или читать все…
Читайте также:
Источник
8 класс
Оценка: Ф.И.__________________________
Дата__________________________
Лабораторная работа № 6.
ОБНАРУЖЕНИЕ «СЛЕПОГО ПЯТНА».
ЗРАЧКОВЫЙ РЕФЛЕКС.
Цель работы: научиться находить область «слепого пятна» для своих глаз; наблюдать результат действия зрачкового рефлекса; познакомиться с явлением содружественной реакции зрачков глаз; сформулировать выводы о морфофизиологических причинах данных явлений.
Материалы и оборудование: фонарик с матовым фильтром, яркий водный фломастер, линейка; ЦОР: презентация «Зрительный анализатор», презентация «Оптические иллюзии».
Инструктивная карточка.
Проведите опыт по обнаружению области «слепого пятна»:
работа проводится по очереди в паре;
нанесите яркую точку на ноготь указательного пальца правой руки;
закройте левый глаз;
поместите указательные пальцы обеих рук вместе прямо перед собой на комфортном расстоянии от глаз;
внимательно смотрите только на указательный палец левой руки;
не переводя взгляд на правый указательный палец, начинайте медленно отводить его вправо;
остановите движение пальца, когда перестанете видеть яркую точку и сам ноготь указательного пальца правой руки;
зафиксируйте расстояние между пальцами;
измерьте расстояние с помощью напарника;
запишите данные в таблицу с математическим округлением до 0,5см;опыт повторяет напарник и заносит свои данные в таблицу.
2. Обработка результатов.
Данные всего класса занесите в таблицу (количество ячеек делается по количеству присутствующих учеников).
2
Область
см
Проведите анализ результатов всего класса и ответьте на вопросы.
* Область «слепого пятна» — постоянная величина или индивидуальная?
* Какую величину можно назвать «нормой» и есть ли она?
3. Проведите эксперимент по выявлению реакции зрачков на свет.
Внимательно прочитайте определения.
Прямые зрачковые рефлексы – изменение величины зрачка в ответ на раздражитель (свет, боль).
Содружественные зрачковые рефлексы – сужение зрачка одного глаза при воздействии светового раздражителя на другой.
Проведите эксперименты, работая в паре; результаты занесите в таблицу.
откройте одновременно
В затемненном месте осветите фонариком только один глаз
4. Познакомьтесь с презентацией «Зрительный анализатор» и найдите объяснение своим наблюдениям.
5. Посмотрите презентацию «Оптические иллюзии» и выберите верный ответ (нужное – подчеркнуть).
Причиной оптических иллюзий является:
неправильное восприятие объекта глазами;
неправильный анализ информации в зрительных зонах мозга.
Подведение итогов работы.
Заполните пропуски в тексте.
Зрительный анализатор начинается с расположенных в глазу человека фоторецепторов. Их два вида:___________________ и ____________________. Они образуют внутреннюю светочувствительную оболочку глаза – _________________. Нервные отростки фоторецепторов соединяются в проводящий путь: ___________________________________. Место его выхода лишено фоторецепторов, не воспринимает световые волны и называется ________________
_______________. Его положение и размер имеют _____________________________ характер. Заканчивается зрительный анализатор в _____________________________
_____________ коры больших полушарий, расположенных в затылочных долях. Там осуществляется обработка зрительной информации. Поэтому говорят, что человек видит не глазами, а __________________.
Для правильной работы глаз важны зрачковые _________________________ рефлексы двух видов:___________________ и ________________________________.
Источник
Оборудование:
лист
белой бумаги с рисунком в виде чёрных
кружка и крестика, расположенных на
расстоянии 6-8 см друг от друга.
Выполнение
работы.
Закроем
правый глаз и левым будем смотреть на
крестик. Приближая и удаляя от него
рисунок, найдём такое положение, при
котором кружок не виден: его изображение
попало на слепое пятно левого глаза
(r=2
см).Закроем
левый глаз, правым будем смотреть на
кружок, обнаружим слепое пятно правого
глаза (r=2,5
см).
Вывод:
слепое пятно в каждом глазу сдвинуто
к переносице от правой оптической оси
глаза и не мешает нормальному зрению.
Практическая
работа №3
Наблюдение изменения диаметра зрачка.
Оборудование:
плоское зеркало, линейка.
Выполнение
работы.
1.
Поворачиваемся в сторону тёмного
предмета и наблюдаем в зеркале изображение
глаза.
2.
Измеряем размер зрачка.
3.
Переведём взгляд на ярко освещенный
предмет, обнаружим заметное уменьшение
зрачка.
4.
Измеряем размер зрачка.
Измерения.
Диаметр
зрачка:
Тёмный
предмет 2 мм
Освещённый
предмет 4 мм
Вывод:
зрачок играет роль диафрагмы, автоматически
меняющей свой размер в зависимости от
освещённости глаза.
Приложение №2.
Гигиена
зрения.
Наши
глаза настолько драгоценны, что мы
просто обязаны их беречь. Существует
немало правил, которым нужно следовать.
—
Очень важно читать при хорошем освещении,
чтобы не перенапрягать глаза. Вот что
нужно помнить об освещении.
—
Лампа при чтении должна находиться
сверху и сзади, чтобы свет падал из-за
твоего плеча. Нельзя читать, когда яркий
свет направлен прямо тебе в лицо: от
этого перенапрягаются глаза.
—
Свет в помещении должен быть достаточно
ярким. Нельзя читать в полумраке, с
трудом разбирая буквы. При дневном свете
рабочий стол должен стоять так, чтобы
окно находилось слева.
—
При искусственном освещении настольная
лампа должна находиться слева и быть
обязательно прикрытой абажуром, чтобы
прямые лучи света не попадали в глаза.
Мощность лампы рекомендуется в пределах
от 60 до 80 ватт, при этом не исключается
общее освещение в комнате. Оно необходимо
для того, чтобы не создавался резкий
переход при переводе взгляда с освещенной
книги или тетради к темноте комнаты.
Резкий контраст быстро утомляет –
появляются чувство напряжения и рези
в глазах.
—
Чрезмерно яркий свет, а тем более свет
лампы без абажура ослепляет, вызывает
резкое напряжение и утомление зрения.
Вредно читать в движущемся транспорте,
т.к. книга из-за постоянных толчков то
приближается, то удаляется от глаз, то
отклоняется в сторону.
—
Очень вредно держать книгу на расстоянии
ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем
предметы на близком расстоянии, мышечный
аппарат глаза напрягается, возникает
быстрое утомление и ухудшение зрительного
восприятия.
—
Каждый, кто собирается провести длительное
время на солнце, должен надеть
солнцезащитные очки. Оказывается, глаза
могут получить солнечный ожог. При ожоге
глаз конъюнктива краснеет и опухает,
глаза болят и чешутся, а зрение ухудшается
— человек видит все вокруг нечетким, как
бы размытым. При неярком свете
солнцезащитные очки нужно снять. Когда
освещение слабое, темные очки только
мешают видеть.
—
Чтобы не перенапрягать глаза, не следует
смотреть телевизор слишком долго. Когда
смотришь телевизор, садись не ближе,
чем за два метра от экрана.
Сейчас
повсеместно распространены компьютеры.
Но, к большому сожалению, длительная
работа за компьютером очень плохо
воздействует на глаза. Выполнение
нижеследующих рекомендаций поможет
снизить утомление при работе за
компьютером.
—
Во время работы следует располагаться
на расстоянии вытянутой руки от экрана.
Компьютер должен быть установлен так,
чтобы, подняв глаза от экрана, можно
было бы увидеть самый отдаленный предмет
в комнате. После каждых 40-45 минут работы
необходима пауза. Очень полезно моргание
— это естественный способ смазки и
очищение поверхности глаза.
В
предупреждении близорукости большую
роль играет свет, особенно в утренние
часы, когда на организм оказывают
воздействие ультрафиолетовые лучи. При
ультрафиолетовом голодании происходит
нарушение фосфорно-калциевого обмена,
снижается работоспособность аппарата
аккомодации. Под влиянием ультрафиолетовых
лучей провитамин D, находящийся в коже,
переходит из недеятельного состояния
в активное, способствуя тем самым
правильному усвоению солей кальция и
фосфора.
Большое
значение для хорошего зрения имеет
правильное питание, включающее достаточное
количество витаминов, особенно D и A.
Витамин D содержится в таких продуктах,
как печень убойного скота, сельдь, желток
яиц, сливочное масло.
Витамин
А является компонентом зрительного
пурпура (родопсин), который входит в
состав палочек и обеспечивает сумеречное
зрение, участвует в биохимических
процессах глаза. При его недостатке
нарушается острота зрения, кожа лица
теряет эластичность, легко подвергается
воспалительным процессам. Витамином А
наиболее богаты печень трески и убойного
скота, желток куриного яйца, сливки,
сливочное масло. Провитамин А — каротин
— вещество, из которого организм человека
синтезирует витамин А. В довольно больших
количествах содержится в моркови,
сладком перце, облепихе, шиповнике,
зеленом луке, петрушке, щавеле. Есть
провитамин А также в абрикосах, шпинате,
салате.
Источник