Врожденная близорукость наследуется как доминантный
У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.
Ответ
Светловолосый голубоглазый мужчина aabb.
Гетерозиготная кареглазая светловолосая женщина aaBb.
P | aabb | x | aaBb |
G | ab | aB | |
ab | |||
F1 | aaBb | aabb | |
светл. карегл. | светл. голуб. |
Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек – как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врожденная близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких и с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.
Ответ
А — врожденная близорукость, а — нормальное зрение.
B — веснушки, b — отсутствие веснушек.
Отец A_bb, мать aaB_.
Дети
A_bb, aaB_.
Если отец bb, то все его дети имеют b, значит второй ребенок aaBb.
Если мать aa, то все её дети имеют a, значит первый ребенок Aabb.
Если первый ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит мать aaBb.
Если второй ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит отец Aabb.
P | Aabb | x | aaBb | |
G | Ab | aB | ||
ab | ab | |||
F1 | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
близ. весн. | близ. без весн. | норм. зрен. весн. | норм. зрен. без весн. | |
1/4 |
Вероятность рождения близоруких детей с веснушками 25%, работает закон независимого наследования.
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Ответ
В потомстве проявились рецессивные признаки, которые у родителей находились в скрытом состоянии.
А — свободная мочка уха, а — сросшаяся мочка уха.
B — треугольная ямка на подбородке, b — гладкий подбородок.
Ребенок aabb, родители A_B_.
Ребенок
аа получил одну а от отца, другую от матери; одну b от отца, другую от матери, следовательно, родители AaBb.
AB | Ab | aB | ab | |
AB | AABB | AABb | AaBB | AaBb |
Ab | AABb | AAbb | AaBb | Aabb |
aB | AaBB | AaBb | aaBB | aaBb |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
9 A_B_ свободная мочка уха, треугольная ямка на подбородке
3 A_bb свободная мочка уха, гладкий подбородок
3 aaB_ сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке
1 aabb сросшаяся мочка уха, гладкий побдородок
Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки — черное оперение (А), хохлатость (В).
Ответ
A — черное оперение, а — бурое оперение.
B — хохлатость, b — без хохла.
Петух A_B_, курица A_B_.
Цыплята A_B_ 10 шт., aaB_ 5 шт., A_bb 3 шт., aabb 2 шт.
Если ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит родители AaB_.
Если ребенок имеет bb, то он взял
одну b от матери и одну от отца, значит родители AaBb.
AB | Ab | aB | ab | |
AB | AABB | AABb | AaBB | AaBb |
Ab | AABb | AAbb | AaBb | Aabb |
aB | AaBB | AaBb | aaBB | aaBb |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
9 A_B_ черные хохлатые
3 A_bb черные без хохла
3 aaB_ бурые хохлатые
1 aabb бурые без хохла
Закономерность наследования признаков – закон независимого наследования.
Продолжение
Источник
У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.
Светловолосый голубоглазый мужчина aabb.
Гетерозиготная кареглазая светловолосая женщина aaBb.
P | aabb | x | aaBb |
G | ab | aB | |
ab | |||
F1 | aaBb | aabb | |
светл. карегл. | светл. голуб. |
Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек – как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врожденная близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких и с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.
А — врожденная близорукость, а — нормальное зрение.
B — веснушки, b — отсутствие веснушек.
Отец A_bb, мать aaB_.
Дети A_bb, aaB_.
Если отец bb, то все его дети имеют b, значит второй ребенок aaBb.
Если мать aa, то все её дети имеют a, значит первый ребенок Aabb.
Если первый ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит мать aaBb.
Если второй ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит отец Aabb.
P | Aabb | x | aaBb | |
G | Ab | aB | ||
ab | ab | |||
F1 | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
близ. весн. | близ. без весн. | норм. зрен. весн. | норм. зрен. без весн. | |
1/4 |
Вероятность рождения близоруких детей с веснушками 25%, работает закон независимого наследования.
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
В потомстве проявились рецессивные признаки, которые у родителей находились в скрытом состоянии.
А — свободная мочка уха, а — сросшаяся мочка уха.
B — треугольная ямка на подбородке, b — гладкий подбородок.
Ребенок aabb, родители A_B_.
Ребенок аа получил одну а от отца, другую от матери; одну b от отца, другую от матери, следовательно, родители AaBb.
AB | Ab | aB | ab | |
AB | AABB | AABb | AaBB | AaBb |
Ab | AABb | AAbb | AaBb | Aabb |
aB | AaBB | AaBb | aaBB | aaBb |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
9 A_B_ свободная мочка уха, треугольная ямка на подбородке
3 A_bb свободная мочка уха, гладкий подбородок
3 aaB_ сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке
1 aabb сросшаяся мочка уха, гладкий побдородок
Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки — черное оперение (А), хохлатость (В).
A — черное оперение, а — бурое оперение.
B — хохлатость, b — без хохла.
Петух A_B_, курица A_B_.
Цыплята A_B_ 10 шт., aaB_ 5 шт., A_bb 3 шт., aabb 2 шт.
Если ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит родители AaB_.
Если ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит родители AaBb.
AB | Ab | aB | ab | |
AB | AABB | AABb | AaBB | AaBb |
Ab | AABb | AAbb | AaBb | Aabb |
aB | AaBB | AaBb | aaBB | aaBb |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
9 A_B_ черные хохлатые
3 A_bb черные без хохла
3 aaB_ бурые хохлатые
1 aabb бурые без хохла
Закономерность наследования признаков – закон независимого наследования.
Ответ или решение 1
1. А — близорукость, а — норма; В — веснушки, в — чистая кожа.
У матери нормальное зрение и нет веснушек — аавв, среди детей есть ребенок с нормальным зрением и веснушками — отец гетерозиготен — АаВв.
РР ж аавв(н,ч) х м АаВв(б,в)
м/ж АВ Ав аВ ав ав АаВв(б,в) Аавв(б,ч) ааВв(н,в) аавв(н,ч)
25% — близорукость, веснушки;
25% — близорукость, чистая кожа;
25% — норма, веснушки;
25% — норма, чистая кожа.
3 закон Менделя.
2. А — темные волосы, а — светлые; В — карие глаза, в — голубые.
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Задачи на дигибридное скрещивание
У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.
Светловолосый голубоглазый мужчина aabb.
Гетерозиготная кареглазая светловолосая женщина aaBb.
Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек – как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врожденная близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких и с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.
А — врожденная близорукость, а — нормальное зрение.
B — веснушки, b — отсутствие веснушек.
Отец A_bb, мать aaB_.
Если отец bb, то все его дети имеют b, значит второй ребенок aaBb.
Если мать aa, то все её дети имеют a, значит первый ребенок Aabb.
Если первый ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит мать aaBb.
Если второй ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит отец Aabb.
F1 AaBb Aabb aaBb aabb
Вероятность рождения близоруких детей с веснушками 25%, работает закон независимого наследования.
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
В потомстве проявились рецессивные признаки, которые у родителей находились в скрытом состоянии.
А — свободная мочка уха, а — сросшаяся мочка уха.
B — треугольная ямка на подбородке, b — гладкий подбородок.
Ребенок aabb, родители A_B_.
Ребенок аа получил одну а от отца, другую от матери; одну b от отца, другую от матери, следовательно, родители AaBb.
AB AABB AABb AaBB AaBb
Ab AABb AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb
9 A_B_ свободная мочка уха, треугольная ямка на подбородке
3 A_bb свободная мочка уха, гладкий подбородок
3 aaB_ сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке
1 aabb сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке
Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки — черное оперение (А), хохлатость (В).
A — черное оперение, а — бурое оперение.
B — хохлатость, b — без хохла.
Петух A_B_, курица A_B_.
Цыплята A_B_ 10 шт ., aaB_ 5 шт ., A_bb 3 шт ., aabb 2 шт .
Если ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит родители AaB_.
Если ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит родители AaBb.
AB AABB AABb AaBB AaBb
Ab AABb AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb
9 A_B_ черные хохлатые
3 A_bb черные без хохла
3 aaB_ бурые хохлатые
1 aabb бурые без хохла
Закономерность наследования признаков – закон независимого наследования.
При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные, шаровидные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
Если в первом поколении все потомство одинаковое (единообразное, первый закон Менделя), значит, скрещивали гомозигот, у потомства проявился доминантный признак.
А — красные плоды, а — желтые плоды.
B — шаровидные плоды, b — грушевидные плоды.
Родители AABB, aabb.
Во втором поколении при скрещивании дигетерозигот получится расщепление по фенотипу 9:3:3:1.
AB AABB AABb AaBB AaBb
Ab AABb AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb
При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
А — пурпурный стебель, а — зеленый стебель.
B — красные плоды, b — желтые плоды.
Родители A_B_, aaB_.
Потомство A_B_ 722 шт., A_bb 231 шт.
По признаку цвета стебля всё потомство получилось одинаковое, следовательно, скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), родители AA и aa.
По признаку цвета плодов получилось расщепление 3:1, следовательно, скрещивали двух гетерозигот (второй закон Менделя), родители Bb и Bb.
F1 AaBB AaBb AaBb Aabb
Соотношение генотипов 1:1:1:1.
Соотношение фенотипов 3:1.
При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Первый раз скрещивали растение с полосатыми и растение с зелеными плодами, получили единообразие (всё потомство с зелеными плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.
Второй раз скрещивали растение с длинными плодами и растение с круглыми плодами, получили единообразие (все потомство с круглыми плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.
А — зеленые плоды, а — полосатые плоды.
B — круглые плоды, b — длинные плоды.
Растение, которое участвовало в обоих скрещиваниях — aabb.
Первое скрещивание было aabb x ААB_. Т.к. по признаку формы было расщепление, генотип родителя AABb.
Второе скрещивание было aabb x ааB_. Т.к. расщепления в потомстве не было совсем, генотип родителя aaBB.
У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.
А — черная шерсть, а — коричневая шерсть.
B — длинная шерсть, b — короткая шерсть.
Самка A_B_, самец aabb (анализирующее скрещивание – скрещивание с рецессивной гомозиготой).
Потомство A_B_, aaB_.
Поскольку имеется потомки аа, они взяли один а от матери, один от отца. Следовательно самка AaB_.
По признаку цвета шерсти в потомстве нет расщепления, следовательно скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), самка AaBB.
Задачи на дигибридное скрещивание
3 задачи про томаты.У томатов круглая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) – над желтой (в).
1. Растение с красными круглыми плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве все растения дали красные круглые плоды. Каковы генотипы родителей и гибридов. Составьте схему скрещивания
А — круглая Р ААВВ х аавв
а — грушевидная круг.крас. гр. ж.
В — красная G АВ ав
в — желтая F 1 АаВв
2. Фенотипы родителей такие же, как в предыдущей задаче, но результат иной: 25% растений дают красные округлые плоды, 25% — красные, грушевидные, 25% — желтые, круглые, 25% — желтые, грушевидные. Каковы генотипы родителей и потомства?
А — круглая Р АаВв х аавв
а — грушевидная круг.крас. гр. ж.
В — красная G АВ; Ав; аВ; ав ав
в — желтая F 1 25%АаВв; 25%Аавв; 25%ааВв; 25%аавв
_________ круг.крас. круг.ж. гр.крас. гр.ж.
3. Фенотипы родителей те же, но результат расщепления иной: 50% растений дают красные, круглые плоды и 50% — красные, грушевидные плоды. Каковы генотипы родителей и потомства?
А — круглая Р АаВВ х аавв
а — грушевидная круг.крас. гр. ж.
В — красная G АВ; аВ; ав
в — желтая F 1 50 %АаВв; 50 %ааВв;
_________ круг.крас. гр.крас.
4. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) — на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосового голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.
5. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма — (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F 1 и F 2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?
6. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырех фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).
7. Кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше, чем левой, женился на голубоглазой женщине, которая была левшой. Определите, каких детей следует ожидать в этой семье, если известно, что доминирующим является ген, определяющий карий цвет глаз, и ген, определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. Какое число вариантов возможно в случае, если мужчина гетерозиготен по обоим генам?
8. Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова их вероятность?
9. Посеяна желтая морщинистая горошина неизвестного происхождения. Какие могут быть семена на растении гороха, выросшем из этой горошины?
Источник
Другие типы взаимодействия генов
Предыдущий пример с цветом глаз — пример полного доминирования, то есть доминантный ген полностью заглушает рецессивный ген. Признак, проявляющийся в генотипе, соответствует доминантной аллели. Но бывают случаи, когда доминантный ген не подавляет рецессивный полностью, и в потомстве проявляется нечто среднее — новый признак (кодоминирование), или проявляют себя оба гена (неполное доминирование).
Кодоминирование — редкое явление. В организме человека кодоминирование проявляется только наследованием групп крови. Пусть у одного из родителей вторая группа крови (АА), у второго — третья группа (ВВ). Оба признака А и В доминантны. При скрещивании получим, что у всех детей четвертая группа крови, кодируемая как АВ. То есть в фенотипе проявились оба признака.
Также наследуется окраска многих цветочных растений. Если скрестить красный и белый рододендрон, то в результате может получиться и красный, и белый, и двухцветный цветок. Хотя красный цвет и доминантен в данном случае, он не подавляет рецессивный признак. Это взаимодействие, при котором в генотипе оба признака проявятся одинаково интенсивно.
Другой необычный пример связан с кодоминированием. При скрещивании красной и белой космеи в результате может получиться розовая. Розовый цвет появляется в результате неполного доминирования, когда доминантный аллель взаимодействует с рецессивным. Таким образом, формируется новый, промежуточный признак.
- Врожденная — как уже отмечалось, обусловлена наследственностью, рождением младенца раньше срока, а также может появляться в следствии развития разных патологий в организме. Зачастую ее проявление проходит стабильно, но иногда может стремительно прогрессировать. Детей с врожденной близорукостью ставят на учет офтальмолога с самого рождения.
- Школьная — миопия за школьной партой возникает из-за интенсивной нагрузки на глаза и неподходящих условий работы.
- Ложная — часто встречается у школьников. При интенсивной нагрузке на глаза происходят проблемы с цилиарной мышцой, спазм аккомодации. Глазное яблоко не несет видимых изменений, если сравнивать с настоящей миопией. Хотя проявления таких заболеваний похожи, происхождение у них разное. Детская близорукость, зачастую, устраняется при помощи специальных аппаратов. В этом случае, в очках потребности нет.
Фото 1. Мальчик проходит лечение от ложной близорукости на специальном аппарате. Если процедуры начаты вовремя, то через некоторое время зрение возвращается к норме.
- Прогрессирующая близорукость — диагностируют как запущенный и опасный вид миопии, если своевременно не заняться лечением, зрение заметно испортится. Если ежегодно миопия растет (более, чем на 1 диоптрию) это становится очередным звоночком для особого наблюдения у офтальмолога, что позже может привести к хирургическому вмешательству.
Неполное доминирование (указаны гены, контролирующие признак)
Признаки | Варианты | ||
Расстояние | Большое | Среднее | Малое |
Размер | Большие | Средние | Маленькие |
Размеры | Большой | Средний | Маленький |
Тип | Курчавые | Вьющиеся | Прямые |
Цвет | Очень | Темные | Светлые |
Размер | Большой | Средний | Маленький |
Рецессивный признак — это признак, который не проявляет себя, если в генотипе есть доминантный аллель того же признака. Чтобы лучше понять это определение, разберемся с тем, как на генетическом уровне происходит кодирование признаков.
Многие рецессивные признаки возникли в результате генных мутаций. Вспомним, например, опыт Томаса Моргана с мушками-дрозофилами. Нормальный цвет глаз для мушек — красный, а причиной белоглазости некоторых мушек была мутация в Х-хромосоме. Так и появился рецессивный признак, сцепленный с полом.
Гемофилия А и дальтонизм также относятся к рецессивным признакам, сцепленным с полом.
Р: ХХ х Х d У;
F1: ХХ d. ХХ d. ХУ, ХУ.
То есть, если отец страдал дальтонизмом, а мать была здорова, то все дети будут здоровы, но девочки будут носителями гена дальтонизма, который с вероятностью 50% проявится у их детей мужского пола. У женщин дальтонизм случается крайне редко, так как здоровая Х-хромосома компенсирует мутантную.
Методы изучения наследственности человека. Их достоинства и возможности. Клинико-генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, цитогенетический, биохимический, иммунологический методы. Методы рекомбинантной ДНК и гибридизации соматических клеток. Биологическое и математическое моделирование. Пренатальная (дородовая) диагностика. Дерматоглифика.
Анализ закономерностей наследования признаков человека на основе составления родословной был предложен Ф.Гальтоном в 1865 году, а система обозначений — Юстом в 1931 году. Принятые в настоящее время обозначения представлены на
Рис.1 Система обозначений для родословных
Этот метод применим, если известны прямые родственники пробанда — человека, в отношении которого составляется родословная и который сам является обладателем определенного наследственного признака.
С помощью генеалогического метода можно выяснить характер наследования. доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом. Если признак является доминантным аутосомным, то в родословной как правило, такой признак проявляется в каждом поколении, его
Рис.3 Родословная с аутосомно — рецессивным наследованием
Сцепленные с Х-хромосомой рецессивные признаки проявляются, как правило, у мужчин, так как для этого достаточно одной дозы гена в Х- хромосоме. Особь, у которой рецессивный ген проявляется в одной дозе, называется гемизиготой. У женщин такие признаки проявляются значительно реже, так как для этого нужно, чтобы обе Х-хромосомы несли рецессивные
Рис.4 Родословная с Х-сцепленным рецессивным наследованием
Рис.5 Родословная с У-сцепленным наследованием
2.Близнецовый метод.
Близнецами называют одновременно родившихся особей. На их долю приходится 1% от всех новорожденных. Если близнецы появились из одной оплодотворенной клетки, которая по каким-то причинам в ходе дробления, разделилась на несколько обособленных клеток, которые стали развиваться независимо друг от друга, то их называют однояйцевыми (ОБ). Однояйцевые близнецы имеют одинаковый генотип, они всегда одного пола.
ОБ По сути- это клон, «изготовленный» природой. Для характеристика сходства ОБ используют понятиеконкордантность или совпадение в проявлении признаков, которую выражают в процентах. Если наличие одного признака у ОБ всегда сопровождается наличием того же признак у второго близнеца, то говорят о 100% конкордантности. Многие морфологические признаки у ОБ имеют 100% конкордантность: форма лица, глаз, бровей, носа, окраска глаз, волос и т.п.
Такие близнецы представляют большой интерес для изучения роли наследственности и среды в формировании признаков человека, в том числе и таких сложных, как психические. Было сделано интересное наблюдение. у разлученных ОБ, очень часто наблюдается удивительное сходство не только морфологических, но и психологических особенностей: сходные пристрастия, приоритеты, профессии, семейный уклад. Был сделан вывод о том. что «сходные генотипы выбирают сходную среду» (12)
В психогенетике – одном из направлений генетики человека, используют такой вариант близнецового метода, как «метод контрольного близнеца». С этой целью в экспериментальной группе обучают одного из ОБ, а другой близнец служит для него контролем. С помощью такого метода были получены интересные данные для педагогов. Показано, например, что обучение с помощью моделей эффективнее, чем простое копирование, поскольку улучшается не только конструктивная деятельность ребенка, но и перестраиваются другие психические функции ребенка.
А вот оптимальных способов обучения чтению нет, эффективность способа зависит от уровня интеллектуального развития ребенка. Были получены данные, свидетельствующие о том, что в раннем детстве созревание существенно определяется генетической программой, поэтому, например, длительность удержания эффекта тренировки у МБ одинаковы. Разница в речевом развитии, стимулированном тренировкой в возрасте 1,5 – 2 лет, стирается в течение 3-х месяцев(12).
^3. Цитогенетический метод
Препараты для анализа кариотипа готовят из делящихся клеток лейкоцитов периферической крови. Разработка методики приготовления и анализа хромосом ознаменовала возникновение новой отрасли исследований – клинической цитогенетики (более подробно о хромосомах см. гл. «Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека»)
^5.Биохимический метод
Объектами биохимической диагностики могут быть моча, пот, плазма и сыворотка крови, форменные элементы крови и т.д. Биохимические методы позволяют выявить продукты нарушенного метаболизма. Ранняя диагностика заболеваний обмена позволяет своевременно начать лечение, скорректировать фенотип организма (11).
Система скрещивания оказывает влияние на распределение генотипов в популяции. При случайном скрещивании (панмиксии) соотношение генотипов в популяции описывается законом (и соответствующей формулой) Харди-Вайнберга. Именно он лежит в основе популяционно – статистического метода.
Смысл этого закона заключается в том, что если на панмиктическую популяцию не действуют факторы, изменяющие частоты генов, то ее структура остается неизменной в ряду поколений и представлена формулой рАА 2рq Аа qаа =1, где рА- частота доминантного аллеля, qа — частота рецессивного аллеля. Приведенная формула описывается следующим образом: доля доминантных гомозигот равно квадрату частоты встречаемости доминантного аллеля, доля гетерозигот равна удвоенному произведению частоты встречаемости доминантного и рецессивного аллелей, а доля рецессивных гомозигот равна квадрату частоты встречаемости рецессивного аллеля.
Установленная закономерность справедлива для идеальной популяции, которая отвечает таким требованиям, как неограниченно большое число особей, что обеспечивает возможность случайного скрещивания; отсутствие мутационного процесса, изменяющего частоты генов; отсутствие оттока генов за счет естественного отбора; отсутствие миграций.
Идеальных популяций в природе не существует. В ходе эволюции происходит непрерывная замена одних генотипов другими путем изменения в популяции численного соотношения качественно различающихся генотипов. Равновесие генотипов в панмиктической популяции, описанное Харди и Вайнбергом, основанное на сохранении относительных частот генов, изменяется под действием ряда постоянно действующих факторов. К ним относятся мутационный процесс, отбор, изменение численности, изоляция и ряд других.
Отбором называют процесс переживания организмов, генотипы которых обеспечивают их наибольшую приспособленность к условиям среды. Наиболее эффективным является отбор, направленный против доминантных вредных мутаций. Скорость устранения их значительно выше, чем для рецессивных мутаций, т.к. как правило, они сразу проявляются в фенотипе. Но правила имеют исключения.
Так, мутация гена 4 хромосомы приводит к заболеванию хореей Гентингтона, которое характеризуется дегенеративным изменением нервной системы, приводящим к непроизвольным движениям лица и конечностей, затрудненной речи и прогрессирующему слабоумию. Проявляется эта наследственная болезнь в возрасте 35-40 лет, когда больные уже оставили потомков, поэтому такие доминантные гены элиминируются из популяции медленно.
Затруднена и элиминация доминантных генов. которые имеют не 100% пенетрантность. (Пенетрантность – способность гена реализоваться в признак). Так, у человека злокачественная парная опухоль глаз у детей – ретинобластома, обусловлена экспрессией мутантного доминантного гена 13 хромосомы, который имеет пенетрантность 80%. Следовательно 20% генов могут не проявиться и перейти в следующее поколение.
Чем популяция меньше, тем рецессивные гены распространятся быстрее. Именно поэтому в небольших изолированных популяциях (изолятах) чаще происходит выщепление рецессивных генов, которое являются следствием инбридинга – близкородственного скрещивания. Разные изоляты несут различные концентрации сходных генов. Так на Марианских островах смертность среди местного населения от бокового амиотрофического склероза в 100 раз превышает смертность от этой болезни в других странах.
№ | ПРИЗНАКИ | Конкордантность | |
МБ | ДБ | ||
Нормальные | |||
Группа крови | 100 | 46 | |
Цвет глаз | 99,5 | 28 | |
Цвет волос | 97 | 23 | |
Патологические | |||
Косолапость | 32 | 3 | |
«Заячья губа» | 33 | 5 | |
Врожденный | 41 | 3 | |
Корь | 98 | 94 | |
Туберкулез | 37 | 15 | |
Эпилепсия | 67 | 3 | |
Шизофрения | 70 | 13 | |
Ревматизм | 20,3 | 61 | |
Гипертония | 26,2 | 10 |
Диагностика
Первичный осмотр, происходит еще при рождении, но обнаружить патологию сразу, невозможно. В продвинутых и специально оборудованных для этого кабинетах плохую видимость глаз можно обозначить уже с трех месяцев от рождения.
Внимание! Чем раньше диагностируют близорукость, тем лучше. Если не заметить патологию на первых порах, она способна привести к ухудшению зрения.
Выявить заболевание можно следующими способами:
- Офтальмоскоп — определяет размер и форму роговицы, оценивает переднюю камеру глаза, осматривается глазное дно. При миопии возникает миопический конус, так же отмечают атрофическое изменение глазного дна, выражаемое пигментацией и кровоизлиянием, при высокой миопии — идет отслоение сетчатки.
- Визуальный осмотр — чаще всего назначают новорожденным и детям до трёх лет. В период осмотра проверяют величину, положение и форму глаз, а также насколько хорошо малыш фиксирует взгляд на ярких и движущихся предметах.
- Применение таблиц — дальнее и ближнее зрение исследуют с помощью таблиц и специальных корригирующих стёкол и без них. Остроту зрения обычно определяют если глаз способен хорошо различать две точки, удаленные друг от друга на минимальном расстоянии. Результат считается положительным, при способности пациента видеть их с угловым разрешением, который равен одной минуте. Такое зрение стопроцентное, или V=1.0.
- Компьютерная рефрактометрия — определяет степень рефракции и устанавливает тип астигматизма при его наличии.
Фото 2. Процесс прохождения компьютерной рефрактометрии. Данный способ обладает высокой точностью в выявлении нарушений зрения.
Как часто заболевание передается по наследству?
В цело?