Врожденная близорукость наследуется как аутосомный
У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.
Ответ
Светловолосый голубоглазый мужчина aabb.
Гетерозиготная кареглазая светловолосая женщина aaBb.
P | aabb | x | aaBb |
G | ab | aB | |
ab | |||
F1 | aaBb | aabb | |
светл. карегл. | светл. голуб. |
Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек – как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врожденная близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких и с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.
Ответ
А — врожденная близорукость, а — нормальное зрение.
B — веснушки, b — отсутствие веснушек.
Отец A_bb, мать aaB_.
Дети
A_bb, aaB_.
Если отец bb, то все его дети имеют b, значит второй ребенок aaBb.
Если мать aa, то все её дети имеют a, значит первый ребенок Aabb.
Если первый ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит мать aaBb.
Если второй ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит отец Aabb.
P | Aabb | x | aaBb | |
G | Ab | aB | ||
ab | ab | |||
F1 | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
близ. весн. | близ. без весн. | норм. зрен. весн. | норм. зрен. без весн. | |
1/4 |
Вероятность рождения близоруких детей с веснушками 25%, работает закон независимого наследования.
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Ответ
В потомстве проявились рецессивные признаки, которые у родителей находились в скрытом состоянии.
А — свободная мочка уха, а — сросшаяся мочка уха.
B — треугольная ямка на подбородке, b — гладкий подбородок.
Ребенок aabb, родители A_B_.
Ребенок
аа получил одну а от отца, другую от матери; одну b от отца, другую от матери, следовательно, родители AaBb.
AB | Ab | aB | ab | |
AB | AABB | AABb | AaBB | AaBb |
Ab | AABb | AAbb | AaBb | Aabb |
aB | AaBB | AaBb | aaBB | aaBb |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
9 A_B_ свободная мочка уха, треугольная ямка на подбородке
3 A_bb свободная мочка уха, гладкий подбородок
3 aaB_ сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке
1 aabb сросшаяся мочка уха, гладкий побдородок
Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки — черное оперение (А), хохлатость (В).
Ответ
A — черное оперение, а — бурое оперение.
B — хохлатость, b — без хохла.
Петух A_B_, курица A_B_.
Цыплята A_B_ 10 шт., aaB_ 5 шт., A_bb 3 шт., aabb 2 шт.
Если ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит родители AaB_.
Если ребенок имеет bb, то он взял
одну b от матери и одну от отца, значит родители AaBb.
AB | Ab | aB | ab | |
AB | AABB | AABb | AaBB | AaBb |
Ab | AABb | AAbb | AaBb | Aabb |
aB | AaBB | AaBb | aaBB | aaBb |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
9 A_B_ черные хохлатые
3 A_bb черные без хохла
3 aaB_ бурые хохлатые
1 aabb бурые без хохла
Закономерность наследования признаков – закон независимого наследования.
Продолжение
Источник
Задачи на дигибридное скрещивание
У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.
Светловолосый голубоглазый мужчина aabb.
Гетерозиготная кареглазая светловолосая женщина aaBb.
P aabb x aaBb
G ab aB
ab
F1 aaBb aabb
светл.
карегл. светл.
голуб.
Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек – как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врожденная близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких и с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.
А — врожденная близорукость, а — нормальное зрение.
B — веснушки, b — отсутствие веснушек.
Отец A_bb, мать aaB_.
Дети A_bb, aaB_.
Если отец bb, то все его дети имеют b, значит второй ребенок aaBb.
Если мать aa, то все её дети имеют a, значит первый ребенок Aabb.
Если первый ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит мать aaBb.
Если второй ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит отец Aabb.
P Aabb x aaBb
G Ab aB
ab ab
F1 AaBb Aabb aaBb aabb
близ.
весн. близ.
без
весн. норм.
зрен.
весн. норм.
зрен.
без
весн.
1/4
Вероятность рождения близоруких детей с веснушками 25%, работает закон независимого наследования.
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
В потомстве проявились рецессивные признаки, которые у родителей находились в скрытом состоянии.
А — свободная мочка уха, а — сросшаяся мочка уха.
B — треугольная ямка на подбородке, b — гладкий подбородок.
Ребенок aabb, родители A_B_.
Ребенок аа получил одну а от отца, другую от матери; одну b от отца, другую от матери, следовательно, родители AaBb.
AB Ab aB ab
AB AABB AABb AaBB AaBb
Ab AABb AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb
9 A_B_ свободная мочка уха, треугольная ямка на подбородке
3 A_bb свободная мочка уха, гладкий подбородок
3 aaB_ сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке
1 aabb сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке
Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки — черное оперение (А), хохлатость (В).
A — черное оперение, а — бурое оперение.
B — хохлатость, b — без хохла.
Петух A_B_, курица A_B_.
Цыплята A_B_ 10 шт., aaB_ 5 шт., A_bb 3 шт., aabb 2 шт.
Если ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит родители AaB_.
Если ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит родители AaBb.
AB Ab aB ab
AB AABB AABb AaBB AaBb
Ab AABb AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb
9 A_B_ черные хохлатые
3 A_bb черные без хохла
3 aaB_ бурые хохлатые
1 aabb бурые без хохла
Закономерность наследования признаков – закон независимого наследования.
При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные, шаровидные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
Если в первом поколении все потомство одинаковое (единообразное, первый закон Менделя), значит, скрещивали гомозигот, у потомства проявился доминантный признак.
А — красные плоды, а — желтые плоды.
B — шаровидные плоды, b — грушевидные плоды.
Родители AABB, aabb.
P AABB x aabb
G AB ab
F1 AaBb
красн.
шар.
100%
Во втором поколении при скрещивании дигетерозигот получится расщепление по фенотипу 9:3:3:1.
AB Ab aB ab
AB AABB AABb AaBB AaBb
Ab AABb AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb
При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
А — пурпурный стебель, а — зеленый стебель.
B — красные плоды, b — желтые плоды.
Родители A_B_, aaB_.
Потомство A_B_ 722 шт., A_bb 231 шт.
По признаку цвета стебля всё потомство получилось одинаковое, следовательно, скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), родители AA и aa.
По признаку цвета плодов получилось расщепление 3:1, следовательно, скрещивали двух гетерозигот (второй закон Менделя), родители Bb и Bb.
P AABb x aaBb
G AB aB
Ab ab
F1 AaBB AaBb AaBb Aabb
пурпур.
красн. пурпур.
красн. пурпур.
красн. пурпур.
желт.
Соотношение генотипов 1:1:1:1.
Соотношение фенотипов 3:1.
При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Первый раз скрещивали растение с полосатыми и растение с зелеными плодами, получили единообразие (всё потомство с зелеными плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.
Второй раз скрещивали растение с длинными плодами и растение с круглыми плодами, получили единообразие (все потомство с круглыми плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.
А — зеленые плоды, а — полосатые плоды.
B — круглые плоды, b — длинные плоды.
Растение, которое участвовало в обоих скрещиваниях — aabb.
Первое скрещивание было aabb x ААB_. Т.к. по признаку формы было расщепление, генотип родителя AABb.
Второе скрещивание было aabb x ааB_. Т.к. расщепления в потомстве не было совсем, генотип родителя aaBB.
У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.
А — черная шерсть, а — коричневая шерсть.
B — длинная шерсть, b — короткая шерсть.
Самка A_B_, самец aabb (анализирующее скрещивание – скрещивание с рецессивной гомозиготой).
Потомство A_B_, aaB_.
Поскольку имеется потомки аа, они взяли один а от матери, один от отца. Следовательно самка AaB_.
По признаку цвета шерсти в потомстве нет расщепления, следовательно скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), самка AaBB.
P AaBB x aabb
G AB ab
aB
F1 AaBb aaBb
черн.
длин. коричн.
длин.
Задачи на дигибридное скрещивание
3 задачи про томаты.У томатов круглая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) – над желтой (в).
1. Растение с красными круглыми плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве все растения дали красные круглые плоды. Каковы генотипы родителей и гибридов. Составьте схему скрещивания
Решение:
А — круглая Р ААВВ х аавв
а — грушевидная круг.крас. гр. ж.
В — красная G АВ ав
в — желтая F1 АаВв
_________ круг.крас.
Р — ? F1 — ?
2. Фенотипы родителей такие же, как в предыдущей задаче, но результат иной: 25% растений дают красные округлые плоды, 25% — красные, грушевидные, 25% — желтые, круглые, 25% — желтые, грушевидные. Каковы генотипы родителей и потомства?
Решение:
А — круглая Р АаВв х аавв
а — грушевидная круг.крас. гр. ж.
В — красная G АВ; Ав; аВ; ав ав
в — желтая F1 25%АаВв; 25%Аавв; 25%ааВв; 25%аавв
_________ круг.крас. круг.ж. гр.крас. гр.ж.
Р — ? F1 —
3. Фенотипы родителей те же, но результат расщепления иной: 50% растений дают красные, круглые плоды и 50% — красные, грушевидные плоды. Каковы генотипы родителей и потомства?
Решение:
А — круглая Р АаВВ х аавв
а — грушевидная круг.крас. гр. ж.
В — красная G АВ; аВ; ав
в — желтая F1 50 %АаВв; 50 %ааВв;
_________ круг.крас. гр.крас.
Р — ? F1 —
4. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) — на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосового голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.
5. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма — (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F1 и F2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?
6. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырех фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).
7. Кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше, чем левой, женился на голубоглазой женщине, которая была левшой. Определите, каких детей следует ожидать в этой семье, если известно, что доминирующим является ген, определяющий карий цвет глаз, и ген, определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. Какое число вариантов возможно в случае, если мужчина гетерозиготен по обоим генам?
8. Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова их вероятность?
9. Посеяна желтая морщинистая горошина неизвестного происхождения. Какие могут быть семена на растении гороха, выросшем из этой горошины?
Источник
Тема урока: «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание», мы научимся решать задачи на дигибридное скрещивание, закрепим знания об особенностях наследования признаков при дигибридном скрещивании.
Решение генетических задач на дигибридное скрещивание
Дигибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по двум парам альтернативных признаков. К дигибридному скрещиванию предъявляются следующие требования:
1. Каждый признак должен контролироваться одним геном.
2. Гены должны находиться в разных хромосомах.
Задачи на дигибридное скрещивание требуют знания законов Менделя по наследованию признаков двух пар аллельных генов (но являющихся по отношению друг к другу неаллельными), находящимися в разных парах гомологичных хромосом, поэтому наследуемых не сцепленно.
Задача 1
У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.
Условие задачи
Обозначим ген, отвечающий за красную окраску плодов – А
за желтую окраску плодов – а
за гладкие плоды – В
за опушенные плоды – в
F2 – ?
Родительские организмы гомозиготные и имеют генотипы ААВВ и аавв (Рис. 1), они продуцируют гаметы одного типа.
Рис. 1. Схема скрещивания (Источник)
Растение с красными плодами образует гаметы, несущие доминантные аллели АВ, а растение с желтыми плодами образует гаметы, несущие рецессивные аллели ав. Сочетание этих гамет приводит к образованию дигетерозиготы АаВв, поскольку гены А и В доминантные, то все гибриды первого поколения будут иметь красные и гладкие плоды.
Скрестим растения с красными и гладкими плодами из поколения F1c растением, имеющим желтые и опушенные плоды (Рис. 2). Определим генотип и фенотип потомства.
Рис. 2. Схема скрещивания (Источник)
Один из родителей является дигетерозиготой, его генотип АаВв, второй родитель гомозиготен по рецессивным аллелям, его генотип – аавв. Дигетерозиготный организм продуцирует следующие типы гамет: АВ, Ав, аВ, ав; гомозиготный организм – гаметы одного типа: ав. В результате получается четыре генотипических класса: АаВв, Аавв, ааВв, аавв и четыре фенотипических класса: красные гладкие, красные опушенные, желтые гладкие, желтые опушенные.
Расщепление по каждому из признаков: по окраске плодов 1:1, по кожице плодов 1:1.
Это типичное анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с доминантным фенотипом. Дигибридное скрещивание представляет собой два независимо идущих моногибридных скрещивания, результаты которых накладываются друг на друга. Описанный механизм наследования при дигибридном скрещивании относится к признакам, гены которых расположены в разных парах негомологичных хромосом, то есть в одной паре хромосом располагаются гены, отвечающие за окраску плодов томата, а в другой паре хромосом располагаются гены, отвечающие за гладкость или опушенность кожицы плодов.
Задача 2
От скрещивания двух растений гороха, выросших из желтых и гладких семян, получено 264 желтых гладких, 61 желтых морщинистых, 78 зеленых гладких, 29 зеленых морщинистых семян. Определите, к какому скрещиванию относится наблюдаемое соотношение фенотипических классов.
В условии дано расщепление от скрещивания, получено четыре фенотипических класса со следующим расщеплением 9:3:3:1, и это свидетельствует о том, что были скрещены два дигетерозиготных растения, имеющих следующий генотип: АаВв и АаВв (Рис. 3).
Рис. 3 Схема скрещивания к задаче 2 (Источник)
Если построить решетку Пеннета, в которой по горизонтали и вертикали запишем гаметы, в квадратиках – зиготы, полученные при слиянии гамет, то получим четыре фенотипических класса с указанным в задаче расщеплением (Рис. 4).
Рис. 4. Решетка Пеннета к задаче 2 (Источник)
Задача 3
Неполное доминирование по одному из признаков. У растения львиный зев красная окраска цветков не полностью подавляет белую окраску, сочетание доминантного и рецессивного аллелей обуславливает розовую окраску цветов. Нормальная форма цветка доминирует над вытянутой и пилорической формой цветка (Рис. 5).
Рис. 5. Скрещивание львиного зева (Источник)
Скрестили между собой гомозиготные растения с нормальными белыми цветками и гомозиготным растением с вытянутыми красными цветками. Необходимо определить генотип и фенотип потомства.
Условие задачи:
А – красная окраска – доминантный признак
а – белая окраска – рецессивный признак
В – нормальная форма – доминантный признак
в – пилорическая форма – рецессивный признак
ааВВ – генотип белой окраски и нормальной формы цветка
ААвв – генотип красных пилорических цветков
F1– ?
Они продуцируют гаметы одного типа, в первом случае гаметы, несущие аллели аВ, во втором случае – Ав. Сочетание этих гамет приводит к возникновению дигетерозиготы, имеющий генотип АаВв – все гибриды первого поколения будут иметь розовую окраску и нормальную форму цветков (Рис. 6).
Рис. 6. Схема скрещивания к задаче 3 (Источник)
Скрестим гибриды первого поколения для определения окраски и формы цветка у поколения F2 при неполном доминировании по окраске.
Генотипы родительских организмов – АаВв и АвВв,
гибриды образуют гаметы четырех типов: АВ, Ав, аВ, ав (Рис. 7).
Рис. 7. Схема скрещивания гибридов первого поколения, задача 3 (Источник)
При анализе полученного потомства можно сказать, что у нас не получилось традиционного расщепления по фенотипу 9:3 и 3:1, так как у растений наблюдается неполное доминирование по окраске цветков (Рис. 8).
Рис. 8. Таблица Пеннета к задаче 3 (Источник)
Из 16 растений: три красных нормальных, шесть розовых нормальных, одно красное пилорическое, два розовых пилорических, три белых нормальных и одно белое пилорическое.
Заключение
Мы рассмотрели примеры решения задач на дигибридное скрещивание.
Пример решения задач на наследование некоторых признаков у человека
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью.
Задача 4
Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазового левшу, у них родилось два ребенка – голубоглазый правша и голубоглазый левша. Определить генотип матери.
Запишем условие задачи:
А – карие глаза
а – голубые глаза
В – праворукость
в – леворукость
аавв – генотип отца, он гомозиготен по рецессивным аллелям двух генов
А – ? В – ? – генотип матери имеет два доминантных гена и теоретически может иметь
генотипы: ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв.
F1 – аавв, ааВ – ?
При наличии генотипа ААВВ у матери не наблюдалось бы никакого расщепления в потомстве: все дети были бы кареглазыми правшами и имели бы генотип АаВв, поскольку у отца образуются гаметы одного типа ав (Рис. 9).
Рис. 9. Схема скрещивания к задаче 4 (Источник)
Два ребенка имеют голубые глаза – значит, мать гетерозиготна по цвету глаз Аа, кроме этого один из детей – левша – это говорит о том, что мать имеет рецессивный ген в, отвечающий за леворукость, то есть мать – типичная дигетерозигота. Схема скрещивания и возможные дети от этого брака представлены на Рис. 10.
Рис. 10. Схема скрещивания и возможные дети от брака (Источник)
Тригибридное скрещивание
Тригибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по трем парам альтернативных признаков.
Пример: скрещивание гороха с желтыми гладкими семенами и пурпурной окраской цветков с зелеными морщинистыми семенами и белой окраской цветков.
У тригибридных растений проявятся доминантные признаки: желтая окраска и гладкая форма семян с пурпурной окраской цветка (Рис. 11).
Рис. 11. Схема тригибридного скрещивания (Источник)
Тригибридные растения в результате независимого расщепления генов продуцируют
восемь типов гамет – женских и мужских, сочетаясь, они дадут в F264 комбинации, 27 генотипов и 8 фенотипов.
Список литературы
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – Дрофа, 2010.
- Беляев Д.К. Общая биология. Базовый уровень. – 11 издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012.
- Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Общая биология, 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Biorepet-ufa.ru (Источник).
- Kakprosto.ru (Источник).
- Genetika.aiq.ru (Источник).
Домашнее задание
- Дать определение дигибридному скрещиванию.
- Написать возможные типы гамет, продуцируемых организмами со следующими генотипами: ААВВ, CcDD.
- Дать определение тригибридному скрещиванию.
Источник