Возрастные особенности сетчатки глаза
У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока – 17,3 мм, а у взрослого – 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость. К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3–6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам – на 70 % первоначального объема, а к 12–14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.
Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 мес жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3–4 мес жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.
Слезная жидкость имеет важное защитное значение, т. к. увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5–2 мес во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.
В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2–3 нед она появляется. Зрительное сосредоточение – фиксация взгляда на предмете появляется через 3–4 нед после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1–2 мин. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.
Возрастные особенности цветовосприятия. Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5–6 мес. Именно к 6 мес жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5–3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10–12 годам.
Возрастные особенности оптической системы глаза. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается и уменьшается объем аккомодации – принятие хрусталиком наиболее выпуклой формы после максимального уплощения, или наоборот, принятие хрусталиком максимального уплощения после наиболее выпуклой формы. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет – 8 см, 20 – 9 см, в 22 лет –10 см, в 25 лет– 12 см, в 30 лет – 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.
В 6 – 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.
Острота зрения у детей разного возраста
У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 мес она увеличивается и составляет 0,1, в 12 мес – 0,2, а в возрасте 5 –6 лет равна 0,8–1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9–1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних – у 55 %, в девятилетнем – у 66 %, у 12 – 13-летних – 90 %, у подростков 14 –16 лет – острота зрения, как у взрослого.
Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6–8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5–6 лет.
В раннем возрасте, между 6–9-м мес, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).
У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.
У слепых детей периферические, проводящие или центральные структуры зрительной системы морфологически и функционально не дифференцированы.
Глаза детей раннего возраста характеризуются небольшой дальнозоркостью (1–3 диоптрии), вследствие шарообразной формы глазного яблока и укороченной передне-задней оси глаза (таблица 7). К 7–12 годам дальнозоркость (гиперметропия) исчезает и глаза становятся эмметропическими, в результате увеличения передне-задней оси глаза. Однако у 30–40 % детей, вследствие значительного увеличения передне-заднего размера глазных яблок и, соответственно удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталика), развивается близорукость.
Возрастные закономерности развития скелета. Профилактика нарушений опорнодвигательного аппарата
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ или дошкольных учреждений (4 ч.)
1. Функции опорно-двигательного аппарата. Состав и рост детских костей.
2. Особенности формирования костей кисти, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей мозгового и лицевого черепа.
3. Изгибы позвоночника, их образование и сроки фиксации.
4. Гетерохронность развития мышц. Развитие двигательных навыков у детей. Становление массы, силы мышц. Выносливость детей и подростков. Двигательный режим.
5. Особенности реакции на физическую нагрузку в разном возрасте.
6. Правильная поза в положении сидя, стоя, при ходьбе. Нарушения осанки (сколиоз, усиление естественных изгибов позвоночника – лордозов и кифозов), причины, профилактика. Плоскостопие.
7. Школьная мебель. Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция и дифференция). Подбор, расстановка мебели и рассаживание учеников в классе.
Функции, классификация, строение, соединение и рост костей
Скелет – совокупность твердых тканей в организме человека – костной и хрящевой.
Функции скелета: опорная (к костям прикрепляются мышцы); двигательная (отдельные части скелета образуют рычаги, которые приводятся в движение прикрепляющимися к костям мышцами); защитная (кости образуют полости, в которых располагаются жизненно важные органы); минерального обмена; образования клеток крови.
Химический состав кости: органическое вещество – белок оссеин, входящий в состав межклеточного вещества костной ткани, составляет только 1/3 массы кости; 2/3 ее массы представлены неорганическими веществами, в основном, солями кальция, магния, фосфора.
В состав скелета входит около 210 костей.
Строение костей:
надкостница, состоящая изсоединительной ткани, содержащая кровеносные сосуды, питающие кость; собственно кость, состоящая из компактного и губчатого вещества. Особенности ее строения: тело – диафиз и два утолщения на концах – верхний и нижний эпифизы. На границе между эпифизом и диафизом находится хрящевая пластинка – эпифизарный хрящ, за счетделения клеток которого кость растет в длину. Плотная соединительнотканная оболочка – надкостница помимо сосудов и нервов содержит делящиеся клетки, остеобласты. Благодаря остеобластам происходит утолщение кости, а также заживление костных переломов.
Различают осевой скелет и добавочный.
Осевой скелет включает скелет головы (череп) и скелет туловища.
Сколиоз – боковое искривление позвоночника, при котором формируется т. н. «сколиотическая осанка». Признаки сколиоза: сидя за столом, ребенок сутулится, наклоняется на бок. При сильно выраженных боковых искривлениях позвоночного столба плечи, лопатки и таз асимметричны. Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Врожденные сколиозы встречаются в 23 % случаев. В их основе лежат различные деформации позвонков: недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т. д.
К приобретенным сколиозам относятся:
1) рахитические, проявляющиеся различными деформациями ОДА из-за дефицита в организме кальция. Их причиной являются мягкость костей и слабость мышц;
2) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении;
3) привычные (школьные), причиной которых могут быть неправильно подобранный стол или парта, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей, сумок, а не ранцев, длительное сидение за столом или партой и т. д.
На долю приобретенных сколиозов приходится около 80 %. При сколиозах отмечается асимметрия плечевого пояса и лопаток. При совместно выраженных лордозах и кифозах – выдвинутая вперед голова, круглая или плоская спина, выпяченный живот. Различают следующие виды сколиозов: грудные правосторонние и левосторонние, грудопоясничные.
Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 22585; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9184 — | 7394 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Вы без труда отличите глаза ребенка от глаз взрослого человека.
Голубоватого оттенка склера, голубая радужка, расположенная близко
к роговице, узкий зрачок, глазные яблоки сведены к переносице.
Глаза новорожденного обладают только световой чувствительностью. Под действием света вызываются в основном защитные реакции (сужение зрачка, смыкание век, поворот глазных яблок).
Новорожденный не способен различать предметы и цвета. Центральное зрение появляется на 2–3 месяце жизни (низкое — 0,1), к 6–7 годам — 0,8–1,0.
Цветоощущение формируется в возрасте 2–6 месяцев (прежде всего с восприятия красного цвета). Бинокулярное зрение формируется позже других зрительных функций — на 4 году жизни.
Глаз новорожденного имеет значительно более короткую переднезаднюю ось (17–18 мм), чем глаз взрослого (23–24 мм). Передняя камера
к моменту рождения сформирована, но мелкая (до 2 мм) в отличие от взрослого (3,5 мм). Роговица малого диаметра (8–9 мм). Количество водянистой влаги у новорожденных меньше (до 0,2 см3), чем у взрослых
(до 0,45 см3).
Преломляющая сила глаза новорожденного более высокая (80–
90,9 дптр), преимущественно за счет различия в преломляющей силе хрусталика (43 дптр — у детей и 20 дптр — у взрослых). Глаз новорожденного имеет, как правило, гиперметропическую рефракцию (дальнозоркий). Хрусталик новорожденных имеет шаровидную форму, в его составе преобладают растворимые белки (кристаллины).
Роговица и конъюнктива малочувствительны. Поэтому в этот период особенно опасно попадание в конъюнктивальный мешок инородных тел, которые не вызывают раздражения глаз и могут обусловить тяжелое повреждение роговицы (кератиты) вплоть до ее разрушения. Зрачок у детей до 1 года узкий — 2 мм (у взрослых — 3–4 мм) и слабо реагирует на свет, т. к. дилататор почти не функционирует. У новорожденных присутствует слезоотделение только за счет выработки слезы добавочными слезными железами конъюнктивы, поэтому новорожденные дети плачут без слез. Слезоотделение слезной железой начинается с 2–4 месяцев. Ресничное тело недостаточно развито, и аккомодация отсутствует.
Склера новорожденных тонкая (0,4 мм), имеет голубоватый оттенок, т. к. сквозь нее просвечивает сосудистая оболочка. Радужка новорожденных имеет голубоватую окраску, т. к. в переднем мезодермальном листке пигмент почти отсутствует и через строму просвечивает задняя пигментная пластинка. Постоянную окраску радужка приобретает к 10–12 годам.
Оси глазниц новорожденного конвергируют кпереди, что создает видимость сходящегося косоглазия. Глазодвигательные мышцы при рождении тонкие.
В первые 3 года происходит интенсивный рост глаза. Рост глазного яблока продолжается до 14–15 лет.
РАЗВИТИЕ ГЛАЗА И ЕГО АНОМАЛИИ[†]
Глазное яблоко формируется из нескольких источников (табл.).
Сетчатка является производным нейроэктодермы и представляет собой парное выпячивание стенки diencephalon в виде однослойного пузырька на ножке (рис. 10). Посредством инвагинации его дистальной части глазной пузырек превращается в двухстенный глазной бокал. Внешняя стенка бокала преобразуется в пигментную, а внутренняя — в нервную часть сетчатки. Отростки ганглиозных клеток сетчатки прорастают в ножку
бокала и формируют зрительный нерв.
Поверхностная эктодерма, прилежащая к глазному бокалу, впячивается в его полость и формирует хрусталиковый пузырек. Последний
превращается в хрусталик после заполнения полости растущими хрусталиковыми волокнами. Через щель, расположенную между краями бокала и хрусталика, мезенхимные клетки проникают внутрь бокала, где участвуют в образовании стекловидного тела.
Рис. 10. Развитие глаза:
1 — нейроэктодерма; 2 — глазной пузырек; 3 — глазной бокал; 4 — поверхностная эктодерма; 5 — хрусталиковый пузырек
Таблица
Источники развития глаза
Источник развития | Структура глаза |
Мезенхима | Сосудистая оболочка Фиброзная оболочка Стекловидное тело |
Нейроэктодерма | Сетчатка Гладкие мышцы глаза |
Поверхностная эктодерма, прилежащая к глазному бокалу | Хрусталик |
Аксоны ганглиозных клеток сетчатки | Зрительный нерв |
Миотомы головы | Поперечнополосатые мышцы |
Сосудистая и фиброзная оболочки развиваются из мезенхимы. Отделение роговичной мезенхимы от хрусталика ведет к появлению передней камеры глаза.
Поперечнополосатая мускулатура является производной миотомов головы.
Веки представляют собой кожные складки, растущие навстречу друг другу и смыкающиеся между собой спереди от роговицы. В толще их формируются ресницы и железы.
Аномалии развития органа зрения человека являются причиной слепоты в 50 % случаев, возникают вследствие наследственных мутаций
и влияния тератогенных факторов.
В первые 4 недели эмбриональной жизни из-за патологического развития глазного пузырька возникают большие пороки развития. Например, анофтальм — врожденное отсутствие глаза, микрофтальмия — состояние, при котором глазной пузырек образуется, но не происходит его дальнейшее нормальное развитие, все структуры глаза патологически малы.
Помутнение хрусталика (врожденная катаракта) находится на первом месте среди врожденной патологии глаз. Чаще она развивается вследствие неправильного отшнуровывания хрусталикового пузырька от эктодермы. При нарушении отшнуровывания хрусталикового пузырька от эктодермы, слабости передней капсулы формируется передний лентиконус — выпячивание на передней поверхности хрусталика. Среди других видов врожденной патологии хрусталика необходимо отметить его смещение
с обычного места расположения: полное (вывих, luxatio) и неполное (подвывих, subluxatio). Причиной такой эктопии и смещения хрусталика
в переднюю камеру или стекловидное тело обычно являются аномалии развития ресничного тела и ресничного пояска. При нарушении или
замедлении обратного развития сосудистой сумки хрусталика ее остатки
в виде пигментных отложений образуют сетевидные структуры на передней капсуле — зрачковые мембраны. Иногда встречается врожденная афакия (отсутствие хрусталика), которая может быть первичной (когда
не происходит закладки хрусталика) и вторичной (его внутриутробное рассасывание).
В результате неполного закрытия эмбриональной щели на стадии глазного бокала формируются колобомы — щели век, радужки, зрительного нерва, хориоидеи.
Неполное рассасывание мезодермы в углу передней камеры ведет
к нарушению оттока внутриглазной жидкости из передней камеры глаза
и развитию глаукомы. При аномалии дренажной системы глаза может иметь место аниридия — отсутствие радужки.
Аномалии роговицы включают микрокорнею, или малую роговицу, при этом она уменьшена в сравнении с возрастной нормой более чем на
1 мм, т. е. диаметр роговицы новорожденного может быть не 9, а 6–7 мм; мегалокорнеа, или макрокорнея — большая роговица, т. е. ее размеры увеличены против возрастной нормы более чем на 1 мм; кератоконус — состояние роговицы, при котором значительно конусообразно выступает ее центральная часть; кератоглобус — характеризуется тем, что поверхность роговицы имеет чрезмерно выпуклую форму на всем протяжении.
Одна из аномалий первичного стекловидного тела — это его гиперпластичность. Возникает при нарушении обратного развития артерии стекловидного тела, которая врастает через сосудистую щель в полость глазного бокала.
Распространенная аномалия — опущение верхнего века (птоз) — может возникнуть в связи с недоразвитием мышцы, поднимающей верхнее веко, или в результате нарушения ее иннервации.
В случае нарушения формирования глазной щели веки остаются сросшимися — анкилоблефарон.
Возникновение аномалий зрительного нерва связано с закрытием глазной щели в процессе эмбриогенеза на стадии формирования вторичного глазного пузыря или глазного бокала, с задержкой врастания нервных волокон в ножку глазного бокала — гипоплазия (уменьшение
диаметра) и аплазия (отсутствие) зрительного нерва или с персистенцией (задержкой развития) стекловидного тела — препапиллярные мембраны над диском зрительного нерва, а также с аномальным разрастанием
миелина за решетчатую пластинку склеры внутрь глаза — миелиновые волокна зрительного нерва.
Многие аномалии глаза можно диагностировать с помощью метода эхографии лицевых структур плода уже во 2-м триместре беременности.
Словарь эпонимов[‡]
Мейбомиева (Meibomian) железа — железа хряща века
Шлеммов (Schlemm) канал — венозный синус склеры
Боуменова (Bowman´s) мембрана — передняя пограничная пластинка
роговицы
Мембрана Бруха (Bruch´s) — пограничная пластинка собственно сосудистой оболочки
Мышца Брюкке (Brocke´s) — меридиональные волокна ресничной мышцы
Десцеметова (Descemet´s) мембрана — задняя пограничная пластинка роговицы
Фонтановы (Fontana) пространства — пространства между волокнами корнеосклеральной трабекулы
Мышца Горнера (Horner´s) — часть круговой мышцы глаза, направляющейся к слезному мешку (pars lacrimalis)
Железа Краузе (Krause) — слезная железа
Трабекула Леонардо да Винчи (Leonardo´s da Vinci) — корнеосклеральная трабекула
Железа Молля (Moll´s) — ресничная железа, открывающаяся на краю века
Мышца Мюллера (Müller´s) — часть мышцы, поднимающей верхнее веко
Тенонова (Tenoni) капсула — влагалище глазного яблока
Цинна (Zinn) кольцо— общее сухожильное кольцо
Поясок Цинна (Zinn) — ресничный поясок
Железы Цейсса (Zeis) — ресничные железы, открывающиеся на краю века
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………… 3
Оптическая система глаза……………………………………………………………… 3
Аккомодация глаза………………………………………………………………………. 5
Гидродинамика глаза……………………………………………………………………. 7
Мышцы глаза………………………………………………………………………………. 9
Бинокулярное зрение……………………………………………………………………. 11
Кровоснабжение глаза………………………………………………………………….. 12
Слезный аппарат………………………………………………………………………….. 15
Сетчатка и зрительный путь………………………………………………………….. 18
Возрастные особенности строения глаза………………………………………… 23
Развитие глаза и его аномалии………………………………………………………. 24
Литература………………………………………………………………………………….. 29
[*] Под термином оптической системы глаза, употребляемым в клинике, в анатомии понимают внутреннее ядро глаза.
[†] Аномалии (греч. anömalia) — врожденное стойкое, обычно не прогрессирующее, отклонение от нормальной структуры и функции.
[‡] Эпоним (греч. epönymos, epi — после, onoma — имя) — названия, носящие чье-либо имя (как правило, имя того, кто открыл данный орган, либо дал ему детальное описание). Жирным шрифтом выделены эпонимы, наиболее употребительные в клинической практике.
Источник