Воспитание и обучение детей с патологией сетчатки и зрительного нерва
Атрофия зрительного нерва
Краткая характеристика заболевания
Атрофия зрительного нерва — патологический процесс, характеризуется отмиранием всех или части волокон зрительного нерва. Зрительный нерв выполняет проводящую функцию, передает информацию, полученную с сетчатки, в виде импульсов на зрительный анализатор в головном мозге.
При атрофии волокон зрительного нерва происходит нарушение в проводимости импульсов. Меняется цвето- и световосприятие, нарушается динамика восприятия картинки, полученная информация передается в искаженном виде и т.д. Частичная атрофия предусматривает возможность лечения, полная атрофия приводит к слепоте.
Причины
Причины, из-за которых возникает атрофия нерва у детей, могут быть следующими:
— наследственность и наличие врожденной патологии;
— наличие патологических процессов в сетчатке глаза и зрительном нерве — перекручивание нерва, дистрофия
— причины также могут скрываться в патологиях нервной системы при поражении ЦНС. Сюда можно отнести энцефалит, менингит. Сильные интоксикации, различные виды опухолей, травмы черепа или абсцессы;
— атрофия нерва у детей может появиться при наличии такой причины, как патология периферических и центральных артерий сетчатки.
Атрофия нерва глаза у детей может появиться в случае негативной наследственности и врожденных патологиях или в случае нарушений в питании зрительного нерва.
При этом заболевании характерным признаком являются нарушения функции зрения. Начальные симптомы можно заметить уже в первые дни жизни малыша при врачебном осмотре. Исследуются зрачки ребенка, определяется реакция на свет, изучается, как ребенок следит за движением ярких предметов в руке доктора или мамы.
Трудности у ребенка при данном заболевании можно наблюдать следующие:
Снижение остроты зрения. С этого начинается атрофия у всех детей. Со временем умеренное нарушение видимости перерастает в более конкретизированные симптомы: нарушения восприятия цветов, недостаточная резкость изображений и др. Ребенку очень сложно рассмотреть предмет.
Частичное или полное отсутствие бокового зрения. На поздних стадиях заболевания проявляется резким ограничением бокового зрения. Для осмотра целой картинки ребёнку приходится поворачивать голову.
Боль в глазах. Первые признаки могут не сопровождаться болезненностью. Часто болевые ощущения возникают по мере того, как поле зрения ребёнка сужается. Постоянная боль в глазах приносит ребенку дискомфорт.
«Пятна» перед глазами. Жалобы ребёнка на черные круги, которые не позволяют рассмотреть изображения, помогают распознать атрофию. Это симптом поздней стадии заболевания.
Ребенок раздражителен, отстает в общей моторики.
Рекомендации по зрительным нагрузкам:
Вторая или третья зрительная нагрузка.
Рекомендации по ограничению при физических нагрузках:
Противопоказания по физическим нагрузкам. Разрешены физические упражнения, выполняемые ребенком на слух. Также полезна физкультура в бассейне.
Мероприятия осуществляемые тифлопедагогом:
При данном нарушении зрения тифлопедагог выполняет следующие мероприятия:
- При подготовке раздаточного дидактического материала Обращать внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40% ) по сравнению с нормой.
- Контраст изображений изучаемых объектов и процессов 80-100 % высокая цветонасыщенность, особое внимание к белому и красному цветам. Натуральные объекты организмов и веществ с этой окраской рассматривать с помощью фоновых экранов.
- Учебная загруженность снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой. Часть заданий дается в виде смысловых и расчетных заданий, а также восприятие на слух.
- Рассаживать ребенка за первым столом от доски
- Допустимая зрительная нагрузка до 15 мин, отдых-3 -5 мин. Проводить не менее 2 -х зрительных гимнастик за занятие.
- Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой.
- Постоянный контроль за утомлением дошкольников и школьников
Предполагаемые игры и упражнения:
Игровые упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения:
Игровое упражнение «Посмотри сквозь пальчики».
Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль. Повторить 15 раз.
Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.
Если головой вертеть
И на палец не глядеть,
Палец быстро убегает
Почему – никто не знает.
Игровое упражнение «Световые ванны».
На свежем воздухе, закрыв глаза, встать лицом к солнцу, поворачивать голову то в одну, то в другую сторону.
Глазки солнцу покажи,
«Здравствуй!» — солнышку скажи.
- Игровое упражнение «Моргание».
Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть глаза, поморгать ими так, как бабочка машет крыльями.
- Глазодвигательные тренинги.
Перемещать взгляд на предметы, подвешенные в разных местах комнаты: игрушки, буквы, цифры.
- Точечный массаж.
Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии 1 см от внутреннего угла глаза. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии в 1 см от внешнего угла глаз.
- «Прищепочки».
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу бровей от переносицы к вискам.
- «Метка на стекле».
Смотреть на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет.
- «Жмурки».
Закрыть крепко глаза на 1-2 минутки. Широко раскрыть глаза на выдохе. Повторить 5 раз.
Общеукрепляющие упражнения для глаз.
- «Круговые движения головы».
Очень медленно производить круговые движения головы в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большее пространство.
- «Горизонтали».
Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая голова).
- «Вертикали».
Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).
Требования к оборудованию, пособиям, коррекционным играм:
Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных предметов;
Соотношение с реальным цветом объектов и высокой цветовой контраст (80 -95%);
Чѐткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.
Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.
Располагать детали на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
зрения)
Источник
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с близорукостью.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с дальнозоркостью.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с аномалиями и заболеваниями роговой оболочки.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией хрусталика.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией сосудистого тракта.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией сетчатки и зрительного нерва.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с глаукомой.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с косоглазием и амблиопией.
Тема 12. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением слуха.
Детские сады для тугоухих и глухих. Показания и порядок направления детей в детские сады.
Школы для глухих детей. Показания и порядок направления в школы.
Школы для тугоухих и позднооглохших детей. Показания и порядок направления в школы.
Задачи и функции спецшкол для слабослышащих. Два отделения в школах данной категории.
Тема 13. Задачи и функции специализированных детских садов для детей с нарушением слуха.
Задачи специализированного детского сада: формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи; организация и проведение комплекса лечебно-компенсаторных мероприятий; всестороннее воспитание детей с нарушением слуха; подготовка детей к поступлению в школу. Организация режима дня: общеобразовательные занятия; игровая деятельность; деятельность детей в быту. Вся работа детских садов строится по принципу двух потоков: глухие и слабослышащие с недоразвитой речью; слабослышащие и позднооглохшие, владеющие речью или ее остатками.
Тема 14. Взаимосвязь лечебной и коррекционно-педагогической работы.
Педагогические аспекты медицинского обслуживания детей с нарушением слуха. Педагог должен иметь представления о следующих вопросах: течение беременности и родов; состояние наследственности; особенности физического, интеллектуального развития ребенка. Когда и как впервые обнаружено снижение или отсутствие слуха. Какое лечение проведено. Состояние слуха в момент обследования ребенка; состояние речи; общее состояние здоровья: психоневрологическая сфера, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, состояние зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Использование методов компенсации нарушений слуха.
— Тема 15. Развитие слухового восприятия.
Задачи развития слухового восприятия у глухих детей: расширение представлений о звуках окружающей действительности; различение элементов речи; использование остаточного слуха.
Задачи развития слухового восприятия у слабослышащих детей: расширение восприятия речи на слух; развитие словесной речи; формирование навыков правильного произношения слов и фраз.
Развитие слухового восприятия основывается на установлении условно-рефлекторных связей между слуховыми и кинестетическими раздражителями. Основные условия: соответствие звуков слуховым возможностям детей; значимость звуков; постепенность перехода от грубых к более тонким дифференцировкам.
Тема 16. Использование технических средств коррекции и компенсации.
Индивидуальные слуховые аппараты. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования. Современные слуховые аппараты. Протезирование слуха. Электродно-имплантационное протезирование.
Тема 17. Развитие и использование сохранных анализаторов.
Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Значение состояния основных зрительных функций.
Зрительное восприятие устной речи. Чтение с губ. Офтальмо-гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с нарушением слуха.
Тактильно-вибрационное восприятие. Приборы, рассчитанные на использование тактильно-вибрационного ощущения.
Источник
1. Врожденная и приобретенная патология зрения у детей
Офтальмогигиенические
рекомендации при воспитании
и обучении
Кафедра спецпсихологи КГПУ
2. Врожденная патология
• Благодаря хорошему зрению,
дети познают окружающий мир. В
первые годы жизни наиболее
интенсивно развивается
зрительный аппарат ребёнка,
формируется зрение. В этот
период достигается лучший
эффект при коррекции
выявленных заболеваний. От
этого зависит успешная учёба,
адекватное формирование
личности ребёнка.
• Первичный осмотр глаз
проводится педиатром в роддоме
для выявления врожденных
заболеваний и аномалий глаз. В
случае выявления таковых
родителям даются подробные
рекомендации. На рисунке
врожденная колобома радужки.
3. Врожденная патология
Врожденная патология органа зрения
возникает в результате нарушения
развития тканей глаза во
внутриутробном периоде.
Причины → инфекционные
заболевания во время беременности,
воздействие токсических веществ,
рентгеновское облучение и т.д. На
второй неделе эмбриональной жизни
ребенка происходит формирование
первичного глазного пузыря. На
четвертой неделе появляется хрусталик.
В период 4-6 недель образуется артерия,
питающая хрусталик и стекловидное
тело. В 8 месяцев у плода заканчивают
свое формирование сетчатка и
зрительный нерв, а также оформляются
роговица, склера.
Таким образом, на протяжении всего
срока беременности глаз ребенка очень
уязвим. На рис. Альбинизм.
4.
Врожденные аномалии развития век:
Анкилоблефарон
Эпикантус
Колобома век
Аблефария
Альбинизм
5. Приобретенная патология зрения
• Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все
отделы зрительного анализатора работают
гармонично и без помех.
• Но может наступить момент, когда, например,
тускнеют и блекнут краски или границы предметов
становятся размытыми, а иногда появляются
искажения или темные «завесы» перед глазами и
т.д. — это, значит, произошло нарушение работы
зрительного анализатора и пришла болезнь.
• Наиболее распространенные формы нарушения
зрения у детей → спазм аккомодации,
близорукость, дальнозоркость,
астигматизм и косоглазие.
6. Спазм аккомодации
• Спазмом аккомодации называют
перенапряжение цилиарной мышцы,
которое не проходит, даже когда глаз в
нем не нуждается.
• Спазм сопровождается напряжением
зрения вдаль, зрительным утомлением
при работе на близком расстоянии.
Часто его называют ложной
близорукостью.
7. Спазм аккомодации
• Школьник, у которого развивается напряжение
цилиарной мышцы, становится
раздражительным, быстро устает, снижает свою
успеваемость, жалуется на головные боли.
Продолжительность спазма колеблется от
нескольких месяцев до нескольких лет, в
зависимости от общего состояния ребенка,
режима его жизни и занятий, своевременности
диагностики и правильно назначенного
лечения глаз.
• Профилактика спазма аккомодации должна
осуществляться родителями, педагогами и
офтальмологами.
8. Виды клинической рефракции
1.
Эметропия – главный фокус совпадает с сетчаткой.
Это следствие наиболее благоприятного сочетания
анатомо-оптических элементов глаза.
2. Аметропии:
• Гиперметропия (дальнозоркость)– главный фокус
располагается за сетчаткой. Поэтому гиперметропам
приходится постоянно напрягать аккомодацию.
• Миопия (гиперметропия) – главный фокус располагается
перед сетчаткой. А на сетчатке изображение
рассеивается, поэтому миопы прищуривают глаза.
• Астигматизм (аномалии рефракции) – сочетание в одном
глазу разных рефракций или различных степеней
рефакций одного вида.
9.
Ход лучей при
различных видах
клинической рефракции:
а – эмметропия; б –
миопия;
в — гиперметропия
10. Дальнозоркость
• В отличие от близорукости, это не
приобретенное, а врожденное состояние,
связанное с особенностью строения
глазного яблока.
• Первые признаки появления
дальнозоркости — ухудшение остроты
зрения вблизи, стремление отодвинуть
текст от себя.
• В более выраженных и поздних стадиях понижение зрения вдаль, быстрая
утомляемость глаз, покраснение и боли,
связанные со зрительной работой.
11. Близорукость
• Как правило, это приобретенное заболевание,
когда в период интенсивной длительной
нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач,
игр на компьютере) из-за нарушения
кровоснабжения происходят изменения в
глазном яблоке, приводящие к его растяжению.
В результате такого растяжения ухудшается
зрение вдаль, которое улучшается при
прищуривании или надавливании на глазное
яблоко.
12.
13.
• Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет
свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс
происходит от 1-го до 5-го года жизни. Рост глазного
яблока продолжается до 14-15 лет. Соответственно с
этим меняется и преломляющая сила глаза, что
сказывается на способности глаза видеть предметы
четко — остроте зрения. Острота зрения равная 1.0 D,
формируется у детей не сразу.
• При рождении большинство детей склонны к
дальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается
число детей с нормальным зрением.
• Однако, от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения
у детей бывает близорукость.
14. Причины близорукости (миопии)
• Наследственные факторы.
• Неблагоприятные условия
внешней среды → фактор
усиленной зрительной
нагрузки на глаза, в
особенности при зрении на
близком расстоянии.
Близорукость возникает в
первые годы обучения в школе
и активно прогрессирует с
возрастом.
15.
• Развитие близорукости подавляющим
большинством офтальмологов
рассматривается как процесс,
протекающий под влиянием
факторов внешней среды у лиц,
имеющих к ней наследственную
предрасположенность.
• Только так можно понять, почему в
школе, где все находятся в одинаковых
условиях обучения, близорукость
развивается далеко не у всех.
16. Факторы, способствующие прогрессированию миопии
• Недостаточное освещение рабочего
места (особенно при искусственном
освещении).
!!!→ недостаточная освещенность рабочего
места в домашних условиях во время
приготовления уроков и чтения.
• Неприспособленная или плохо
приспособленная мебель для занятий.
Очень важно, чтобы в домашней обстановке
размеры мебели соответствовали росту детей.
• Неправильная посадка за рабочим
столом. Чтение и письмо, сильно склонив
голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в
неудобном положении способствует развитию
ослаблению зрения.
17.
• Все случаи близорукости делят по их
степени на 3 группы: слабую до 3,0D,
среднюю до 6,0D и высокую
(сильную) — от 6,0D и выше.
• Считается, что на долю миопии
слабой, средней и высокой степени
приходится 82 %, 12 % и 6 %
соответственно.
• В школьном возрасте чаще
наблюдаются случаи миопии слабой и
средней степени.
18.
• Прогрессирование близорукости может
привести к серьезным изменениям в глазу и
значительной потере зрения, которое под
влиянием очков улучшается лишь в малой
степени или не улучшается совсем. Эти
изменения наблюдаются в основном в
заднем отделе глаза, который подвергается
растяжению, и прежде всего, затрагивают
область диска зрительного нерва.
• При очень высокой степени миопии
происходят дегенеративные изменения
сетчатки, которые могут привести к одному
из самых серьезных осложнений миопии —
отслойке сетчатки.
19. Учителю и родителям необходимо:
1. Оздоровительные мероприятия в классах проводить по
принципу ограничения зрительного напряжения и усиления
физической и слуховой нагрузки.
2. Трудовое воспитание у детей с близорукостью не должно
сопровождаться длительной зрительной нагрузкой (шитье,
рисование, лепка).
3. В процессе урока должна быть физкультура для глаз
(специальные упражнения).
4. Осуществлять контроль за правильной посадкой,
ношением очков.
5. Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся,
меняя ряды.
6. Учащимся с близорукостью не рекомендуются
спортивные соревнования, поднятия тяжестей (можно
назначать: плавание без прыжков с высоты, гребля, бег
трусцой, теннис и др.).
7. Делать перерывы при чтении на 10-15 минут, через
каждые 30-45 минут. Ограничить просмотр телепередач до
30 минут.
8. Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и
занятий детей дома.
20. Рекомендуемые упражнения:
• Выполняется сидя. Откинувшись назад,
сделать глубокий вдох, затем, наклонившись
вперед, выдох. Повторить 5—б раз.
• Выполняется сидя. Откинувшись на спинку
парты, прикрыть веки, крепко зажмурить
глаза, открыть веки. Повторить 5— 6 раз.
• Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть
голову вправо, посмотреть на локоть правой
руки; повернуть голову влево, посмотреть на
локоть левой руки, вернуться в исходное
положение. Повторить 5—б раз.
21.
• Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на
кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох),
следить глазами за руками, не поднимая
головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5
раз.
• Выполняется сидя. Поднять глаза кверху,
сделать ими круговые движения по часовой
стрелке, затем сделать ими круговые движения
против часовой стрелки. Повторить 5—б раз.
• Упражнения выполняются по возможности в
середине каждого урока, а также на перемене и
обязательно через каждые 40—50 мин
зрительной работы в домашних условиях.
Продолжительность однократной тренировки
3—5 мин.
22. Профилактические мероприятия по предупреждению зрительных расстройств
• Для учащихся первых классов, впервые
приступившим к занятиям, четыре урока
ежедневно- непосильная нагрузка, в том числе и
для органа зрения. Поэтому учителю следует
увеличивать число уроков в день постепенно.
Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и
даже по 2 урока в день. Это должно
сопровождаться и сменой одного вида
деятельности другим.
• Учащиеся 1-х классов при обычном режиме
занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока
наблюдалось значительное понижение остроты
зрения, устойчивости ясного видения, скорости
зрительно-моторных реакций, общей
работоспособности.
23.
• Количество уроков и их чередование по
трудности и степени зрительного
напряжения заметно уменьшает
зрительную утомляемость. Учебные
занятия в 2 смены еще имеют место в
наших школах.
• С позиции гигиены детского зрения все
учащиеся с 1 по 4 класс должны
заниматься только в первую смену. У
них остается больше времени для отдыха.
Занятия в первую смену проходят и в
более благоприятных условиях освещения.
24. Астигматизм
• Это особый вид оптического строения глаза.
Явление это врожденного или
приобретенного характера обусловлено чаще
всего, неправильностью кривизны
роговицы.
• Выражается в понижении зрения как вдаль,
так и вблизи, снижении зрительной
работоспособности, быстрой утомляемости и
болезненных ощущениях в глазах при работе
на близком расстоянии.
25. Косоглазие
• Это положение глаз, при котором зрительная
линия одного глаза направлена на
рассматриваемый предмет, а другого отклонена в сторону.
• Отклонение в сторону носа называется
сходящимся косоглазием,
— к виску — расходящимся,
— вверх или вниз — вертикальным.
• Развивается косоглазие вследствие нарушения
согласованной работы мышц глаза. При этом
работает только один здоровый глаза, косящий
же глаз практически бездействует, что
постепенно ведет к стойкому понижению
зрения
26. Воспалительные заболевания глаза
• Наиболее часто у детей встречаются
конъюнктивиты (воспаления
конъюнктивы).
• Признаки→ покраснение конъюнктивы,
зуд, жжение, гнойное отделяемое,
слезотечение и т.д.
• Причины → бактериальная и вирусная
инфекция, токсико-аллергические
факторы и др.
• Наиболее высокий уровень
заболеваемости у новорожденных и среди
детей в детских садах
27. Принципиальная схема лечения острого бактериального конъюнктивита
1. Антибиотики:
• Ципромед 0,3%
• Нормакс 0,4%
• Левомецитин 0,25% и т.д.
2. Сульфаниламиды:
• Сульфацил натрия 10-20-30%
28. Принципиальная схема лечения острого вирусного конъюнктивита
1. Вирусостатики:
• Мазь оксолиновая
• Завиракс
• Полудан
• Флориналевая мазь
2. Специфические средства:
• Иммуноглобулины
• Гаммаглобулины
3. Глюкокортикостероиды
29. Меры профилактики распространения конъюнктивита в детском коллективе
1. Иметь в виду инкубацию (для
бактериальных – 2-3 дня, вирусных – 410 дней)
2. Изоляция (дети должны быть дома)
3. Кварцевание игрушек и
посуды,индивидуальные предметы
4. Обработка рук, чистота одежды
5. Уборка, проветривание
6. Лечение до полного выздоровления
7. Профилактика болезни у родителей
30.
• Ячмень – гнойное воспаление
волосяного мешочка ресницы или
сальной железы;
• Халазион – гнойное воспаление
мейбомиевой железы в толще века;
• Первая помощь: антибиотики, сухое
тепло, УВЧ, рассасывающие
средства;
31.
32. Абсцесс, флегмона орбиты
Воспаление
тканей орбиты
Причины:
1. Септический
занос
2. Воспаление
пазух носа и
верхней
челюсти
3. Травмы
—
Абсцесс, флегмона
33.
Каналикулит
Острый дакриоцистит
Источник