Ваши глаза вокруг головы
Автор: Н.И. КОЗЛОВ, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Российский журналист и телеведущий Владимир Соловьёв на одном из своих выступлений поделился наблюдением, как нужно смотреть на человека, чтобы оказаться для него хорошим собеседником: «Во время разговора смотрите человеку в правый глаз».
Прав ли он?
Владимир Соловьев прав частично. В чем он прав?
Если во время разговора у вас бегают глаза, это заставляет собеседника сомневаться в вашей искренности. Но когда вы не знаете, где остановить взгляд на лице собеседника и переводите свой взгляд туда-сюда, у вас как и получаются бегающие глаза. А когда вы сфокусировали свой взгляд на определенной точке, ваши глаза перестают бегать, движения становятся более спокойными. Вы создаете впечатление уверенного в себе человека, который знает, что говорит и умеет слушать.
Далее. Почему лучше смотреть человеку в правый глаз, а не в левый? (Уточнение: правый – это как видим мы, с нашей точки зрения. С точки зрения собеседника это у него левый глаз). Когда мы смотрим человеку в его правый глаз, для собеседника наша голова поворачивается своей левой стороной. А профессионалы знают, что именно такой поворот создает ощущение взаимного доверия и предложения более близких отношений. Если же вы смотрите влево, ваша голова повернута к собеседнику своей правой стороной, а это создает у него ощущение вашей закрытости.
Итого: если хотите создать между собой и собеседником скорее официальные отношения и большую дистанцию, смотрите ему в левый глаз. Если хотите создать более близкие отношения и вызвать у него ощущение доверия к вам – лучше смотреть в правый глаз.
Это верно. Но одновременно с этим это ошибочная рекомендация, потому что ваш взгляд не должен быть смотреть ни в правый, ни в левый глаз. Когда вы смотрите на любую фиксированную точку на лице собеседника, вы не видите общее выражение его лица. Вы можете пропустить мгновенную смену его эмоций, а это недопустимо!
Надо смотреть на лицо собеседника в принципе по-другому. Как?
Во-первых, надо смотреть на лицо целиком, как будто вы смотрите на лист бумаги A4. Вы умеете смотреть широким взглядом, ловя общее впечатление. Когда подруга показывает вам свой новый наряд, вы не будете рассматривать на ней каждую отдельную пуговицу, отдельно цвет верха и цвет низа: вы смотрите на общую картину, смотрите как это выглядит целиком.
Примерно так же смотрит опытный водитель на дорогу. У водителя немного расфокусированный взгляд, он смотрите не на конкретную точку, а на дорогу в целом.
Вам нужно привыкнуть смотреть так же на ваших собеседников: в этом случае у вас не будут бегать глаза, но вы будете видеть лицо собеседника целиком и можете мгновенно реагировать на любое его микродвижение.
А теперь уточняем.
В зависимости от ваших задач вы можете смотреть на лицо собеседника и шире, и уже.
В начале беседы, чтобы поймать его общее состояние, лучше держать максимально широкий взгляд, а именно отслеживать большой треугольник. Основание треугольника – линия плеч, вершина треугольника – голова собеседника. Внутренняя уверенность собеседника, его статусность, расположенность к вам всегда будет отражаться в этом треугольнике: голова наклонена или стоит прямо, поворачивается к вам левой или правой стороной, вжата в плечи или статусно приподнимается.
Когда же вы переходите к решению уже конкретных вопросов, лучше свое внимание держать внутри малого треугольника. Наверху линия бровей, а ниже треугольник сужается от глаз к крылышкам ноздрей и рту.
Возможно, это будет скорее трапеция, потому что вам нужно отслеживать и уголки рта.
И внутри этой фигуры, где вы одновременно видите лоб, брови, уголки глаз, шевеление крылышек носа и тонкие движения губ – в границах этой фигуры сосредоточено все богатство эмоций. Пока ваше внимание сосредоточено в этом малом треугольнике, вы будете понимать и чувствовать эмоции собеседнику быстрее, чем он их будет понимать и чувствовать сам.
Учитесь этому широкому, расфокусированному взгляду. Куда вы смотрите? На собеседника. Куда конкретно? На его лицо. Еще конкретнее? На его лицо. Целиком!
Источник
 íàðîäå ãîâîðÿò, ÷òî ãëàçà ýòî çåðêàëî äóøè, ÷òî ïî ãëàçàì ìîæíî ìíîãîå ÷åãî óâèäåòü è ïîíÿòü. Ýêñïåðò ïî èçó÷åíèþ ýìîöèé è ëæè, Ïîë Ýêìàí, ïèøåò â ñâîèõ êíèãàõ, ÷òî ëþäè ìîãóò âèäåòü êàêèå-òî ýìîöèè â ãëàçàõ, âçãëÿäû, êîòîðûå î ÷åì-òî ãîâîðÿò è ïðî÷åå, áëàãîäàðÿ äâèæåíèÿì âåê, çðà÷êîâ, ãëàçíûõ ÿáëîê, íàêëîíàì ãîëîâû è äâèæåíèåì áðîâåé, âñå ýòî è ñîçäàåò òå âçãëÿäû è ýìîöèè êîòîðûå ÷åëîâåê èñïûòûâàåò è ïåðåäàåò âàì êàêóþ-òî èíôîðìàöèþ çà ñ÷åò îäíèõ ãëàç.
Ïî ãëàçàì ìîæíî îïðåäåëèòü, êàêèå ýìîöèè èñïûòûâàåò ÷åëîâåê, î ÷åì äóìàåò âàø ñîáåñåäíèê è èñêðåíåí îí ñ âàìè èëè íåò.
Êàêèå ýìîöèè ìîæíî óâèäåòü ïî ãëàçàì? Ýòî òàêèå ýìîöèè êàê: ñòðàõ, ãðóñòü, óäèâëåíèå, ñòûä, âèíà, ãíåâ, ïðåçðåíèå è ðàäîñòü.
Ñòðàõ è óäèâëåíèå ïðîÿâëÿþòñÿ ïî÷òè îäèíàêîâî, òîëüêî ïðè ñòðàõå íèæíèå âåêè íàïðÿæåíû è ñëåãêà ìîãóò çàêðûâàòü íèæíþþ ðàäóæíóþ îáîëî÷êó, ïðè óäèâëåíèè íèæíèå âåêè ðàññëàáëåííû, òàêæå è âåðõíèå âåêè ìîãóò ñèëüíåå ïîäíèìàòüñÿ ïðè ñòðàõå, ÷åì ïðè óäèâëåíèè.
Âî âðåìÿ ãðóñòè (ïå÷àëè), âåðõíèå âåêè îïóñêàþòñÿ, âçãëÿä ðàññåÿííûé è ìîæåò áûòü îïóùåííûé âíèç, íèæíèå âåêè ìîãóò áûòü ïîäíÿòû. Ïîäîáíîå âûðàæåíèå ìîæåò è íå îçíà÷àòü ãðóñòü, à ìîæåò îçíà÷àòü, ÷òî ÷åëîâåê ïðîñòî ñîííûé èëè óñòàë è õî÷åò ñïàòü.
Âî âðåìÿ ãíåâà, âåðõíèå âåêè òîæå ïîäíèìàþòñÿ, íèæíèå âåêè ìîãóò áûòü íàïðÿæåíû, íî âçãëÿä ïðè ýòîì ïðèñòàëüíûé è æåñòîêèé, òàêîé âçãëÿä ìîæåò åùå ñîçäàâàòü íåáîëüøîé íàêëîí ãîëîâû â ïåðåä, êàê áû ñìîòðèò èñïîäëîáüÿ èëè îïóùåííûå è ñâåäåííûå áðîâè.
Êîãäà ÷åëîâåê ïðåçèðàåò êîãî-òî èëè ê ÷åìó-òî íåãàòèâíî îòíîñèòñÿ, ãëàçà åãî ìîãóò ïðèùóðèâàòüñÿ è ýòî ìîæåò ïðîèñõîäèòü çà äîëè ñåêóíäû, òàêæå ïðèùóðèâàíèå ãëàç ìîæåò áûòü åùå èç-çà òîãî, ÷òî ÷åëîâåê ïëîõî âèäèò è ïûòàåòñÿ ñêîíöåíòðèðîâàòü âíèìàíèå íà ÷åì-òî èëè êàê áû âíèêàåò â âàø ðàññêàç, íåêîòîðûå ëþäè ïðèùóðèâàþò ãëàçà êîãäà ÷òî-òî âñïîìèíàþò èëè äóìàþò î ÷åì-òî, ðàçìûøëÿþò.
Êîãäà ÷åëîâåêó ñòûäíî, íå ëîâêî èëè îí ÷óâñòâóåò âèíó, òî îí îïóñêàåò ãëàçà âíèç èëè âíèç è â ñòîðîíó. Ïî ýòîìó, ÷òîáû óçíàòü êàêóþ èìåííî ýìîöèþ èñïûòûâàåò âàø ñîáåñåäíèê, âèíó èëè ñòûä, âàì íóæíî ñîïîñòàâèòü òàêîå äâèæåíèå ãëàç ñ êîíòåêñòîì è ñèòóàöèåé.
Íàñòîÿùàÿ ðàäîñòü (èñêðåííÿÿ), ïðîÿâëÿåòñÿ â ãëàçàõ, òî åñòü ïîÿâëÿþòñÿ ìîðùèíêè âî êðóã ãëàç (îñîáåííî â óãîëêàõ), ìåøî÷êè ïîä íèæíèìè âåêàìè è ãëàçà ùóðÿòñÿ, åñëè ýòîãî íè÷åãî íåò, çàäåéñòâóåòñÿ òîëüêî ãóáû, òîãäà ðàäîñòü íå íàñòîÿùàÿ, ÷åëîâåê íå èñïûòûâàåò íè÷åãî èëè èñïûòûâàåò íåãàòèâíûå ýìîöèè, òàêàÿ óëûáêà áóäåò îçíà÷àòü, ÷òî ÷åëîâåê ïûòàåòñÿ ñêðûòü îò âàñ êàêèå-òî ÷óâñòâà, íî íå çàáûâàéòå î òîì, ÷òî ýòî ìîæåò ïðîñòî óëûáêà èç âåæëèâîñòè.
Êàê ïî ãëàçàì îïðåäåëèòü, ÷òî ñ âàìè íå èñêðåííû èëè ÷òî-òî ñêðûâàþò?
Âñå ëþäè ñ÷èòàþò, ÷òî êîãäà ÷åëîâåê ëæåò, îí îáÿçàòåëüíî áåãàåò ãëàçàìè — ýòî Ìèô. Íà ñàìîì äåëå, ëæåöû ýòî çíàþò è ïî ýòîìó ñòàðàþòñÿ ñìîòðåòü ïðèñòàëüíî â ãëàçà, ÷òîáû ïðîâåðÿòü âåðÿò èì èëè íåò. Òàêîé ïðèçíàê êàê «íåïîäâèæíûå ãëàçà», ìîæíî ïðîâåðèòü, òî åñòü, âî âðåìÿ óòâåðæäåíèÿ èëè ðàññêàçà, îòâåòà íà âàø âîïðîñ, ÷åëîâåê ïðèñòàëüíî ñìîòðèò âàì â ãëàçà, ìîæíî ïîïðîñèòü, ÷òîáû îí ÷òî-òî âñïîìíèë (íàïðèìåð, îí ðàññêàçûâàë î àâàðèè è âû ñïðàøèâàåòå êàêèì öâåòîì áûëà ìàøèíà), åñëè îí ïðè ýòîì íå îòâîäèò âçãëÿäà, ÷òîáû âñïîìíèòü, à ñìîòðèò âàì â ãëàçà, ýòî ñêîðåå âñåãî ïðèçíàê ëæè (íà ïîäîáíûå âîïðîñû, êàê ïðàâèëî, âçãëÿä îòâîäèòñÿ äëÿ âîñïîìèíàíèÿ), åñëè ÷åëîâåê åùå ïðè ýòîì äàåò áûñòðûé îòâåò íå ðàçäóìûâàÿ, òî ýòî åùå áîëüøå óâåëè÷èâàåò íåèñêðåííîñòü âàøåãî ñîáåñåäíèêà.
Íî åñëè âû ïîïðîñèòå âñïîìíèòü òî, ÷òî áûëî ìèíóò 15-20 íàçàä, òî âçãëÿä ìîæåò è íå îòâîäèòñÿ, ïîòîìó ÷òî ýòè ñîáûòèÿ ìîãóò åùå îñòàòüñÿ â ñîçíàíèè è âàøåìó ñîáåñåäíèêó íå íóæíî áóäåò èõ âñïîìèíàòü. Òàêæå âçãëÿä ìîæåò íå îòâîäèòñÿ, åñëè âû ñïðàøèâàåòå òó èíôîðìàöèþ êîòîðàÿ î÷åíü âàæíà äëÿ ÷åëîâåêà, íàïðèìåð, åãî àäðåñ ïðîæèâàíèÿ èëè íîìåð òåëåôîíà, èìÿ è ôàìèëèþ è ò.ï., ýòà èíôîðìàöèÿ âñåãäà â ñîçíàíèè è å¸ íå íóæíî âñïîìèíàòü, íî âñå æå åñòü ëþäè ó êîòîðûõ ïëîõàÿ ïàìÿòü è îíè ìîãóò îòâîäèòü âçãëÿä, ÷òîáû âñïîìíèòü è òàêóþ èíôîðìàöèþ.
Åñëè ÷åëîâåê çà ðàíåå ïîäãîòîâèëñÿ, âûó÷èë òåêñò íàèçóñòü, ìíîãî ðàç åãî ïðîãîâàðèâàë ó ñåáÿ â ãîëîâå, òî çäåñü òàêæå ìîæåò íå ïðîèñõîäèòü îòâîäà ãëàç, òîëüêî åñëè îí ñëó÷àéíî ÷åãî-òî íå çàáûë.
Åñòü åùå îäèí ïðèçíàê êàê «áûñòðûé îòâîä ãëàç», áûâàåò òàêîå, ÷òî âàì ÷òî-òî ðàññêàçûâàþò èëè îòâå÷àþò íà âîïðîñ è ïîñëå ñëîâ, ÷åëîâåê áûñòðî îòâîäèò âçãëÿä â ñòîðîíó è âîçâðàùàåò åãî íàçàä, íà ïðåæíåå ìåñòî, íàïðèìåð, âàø ñîáåñåäíèê ñìîòðèò íà âàñ âî âðåìÿ ñâîèõ ñëîâ, à ïîñëå ñëîâ, áûñòðî îòâîäèò â ñòîðîíó âçãëÿä è âîçâðàùàåò åãî íà âàñ (îñîáåííî åñëè ïîäîáíîìó îòâîäó, íå ñîîòâåòñòâóåò . Ýòî ìîæåò áûòü ïîïûòêîé ÷òî-òî ñêðûòü.
×àñòîå ìîðãàíèå. Êîãäà èñïûòûâàåòñÿ ñòðåññ, ìîðãàíèå ó÷àùàåòñÿ èç-çà òîãî, ÷òî ÷åëîâåê ïûòàåòñÿ èçáåãàòü âçãëÿäà, íî ïðè ýòîì åìó íóæíî è ñìîòðåòü â ãëàçà ñîáåñåäíèêó, ÷òîáû òîò íå çàïîäîçðèë åãî âî ëæè. ×åëîâåê ïûòàåòñÿ àäàïòèðîâàòüñÿ â ñèòóàöèè ñòðåññà. Íî åñëè ÷åëîâåê ñòðîèò äëèííóþ ëîæü, òî ìîðãàòü îí ìîæåò ðåäêî, èç-çà ýòîãî ìû ìîæåì íàáëþäàòü âçãëÿä «äîõëîé ìóõè».
Èçáåãàíèå âçãëÿäà. ×åëîâåê ìîæåò èçáåãàòü âçãëÿäà êîãäà ÷òî-òî ñêðûâàåò îò âàñ, åñëè âî âðåìÿ ðàçãîâîðà âàø ñîáåñåäíèê ñìîòðåë íà âàñ èëè âàì â ãëàçà è ïðè êàêîé-òî çàòðîíóòîé òåìå îí íà÷àë èçáåãàòü âçãëÿäà ñ âàìè, òî ýòî ìîæåò îçíà÷àòü, ÷òî îò âàñ ÷òî-òî ñêðûâàþò. Íî ê ñîæàëåíèþ íå âñåãäà èçáåãàíèå âçãëÿäà ìîæåò îçíà÷àòü íåèñêðåííîñòü, ÷åëîâåê ìîæåò åùå èçáåãàòü âçãëÿäà èç-çà òîãî, ÷òî åìó êðàéíå íåëîâêî èëè çàòðîíóòàÿ òåìà ðàçãîâîðà ïðîñòî ñìóùàåò åãî èëè äàæå èç-çà òîãî, ÷òî ÷åëîâåê íå õî÷åò ñ âàìè îáùàòüñÿ èëè íå õî÷åò îáùàòüñÿ èìåííî íà çàòðîíóòóþ òåìó. Òàêæå åñòü ëþäè êîòîðûå ïî æèçíè, òî åñòü âñåãäà âî âðåìÿ ðàçãîâîðà èçáåãàþò âçãëÿäà, îíè âñå âðåìÿ ñåáÿ íå ëîâêî ÷óâñòâóþò, íå óâåðåííûå â ñåáå ëþäè è ýòî íå áóäåò îçíà÷àòü, ÷òî òàêîé ÷åëîâåê ñ âàìè íå èñêðåíåí.
Çðà÷êè. Êîãäà âû íàïóãàíû âàøè çðà÷êè ðàñøèðÿþòñÿ, òàêæå îíè ìîãóò ðàñøèðÿòñÿ, îò ðàäîñòè, âîçáóæäåíèÿ, ãíåâà, îò ïëîõîãî îñâÿùåíèÿ. Ñóæàþòñÿ òîãäà êîãäà ÷åëîâåêó, ÷òî-òî íå ïðèÿòíî âèäåòü, åìó ýòî íå íðàâèòñÿ, îò îòâðàùåíèÿ, ïðåçðåíèå èëè îò ÿðêîãî ñâåòà. Çðà÷êè òàêæå ìîãóò áûòü ïðèçíàêîì ëæè, ÷åëîâåê íå â ñèëàõ êîíòðîëèðîâàòü ñâîè çðà÷êè, íàïðèìåð, âû çàäàëè ÷åëîâåêó âîïðîñ, à îí îòâåòèë íà íåãî è âû çàìåòèëè êàê åãî çðà÷êè ñóçèëèñü èëè ðàñøèðèëèñü, ýòî äîëæíî íà âîäèòü âàñ íà ïîäîçðåíèå, ÷òî ñ âàìè íå ñîâñåì èñêðåííû.  ðàçíûõ ñèòóàöèÿõ è ïðè ðàçíîì êîíòåêñòå, ðàñøèðåíèå è ñóæåíèå çðà÷êîâ ìîæåò èìåòü ðàçíîå çíà÷åíèå, íå îáÿçàòåëüíî ïðèçíàê ëæè. Îòñëåäèòü èçìåíåíèå çðà÷êîâ, î÷åíü òÿæåëî.
Áîëüøèíñòâî èç òåõ ïðèçíàêîâ êîòîðûå ïåðå÷èñëåíû, ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ, â ñëàáîé ôîðìå èëè çà äîëè ñåêóíäû, ýòî òàêæå îòíîñèòñÿ è ê ïðîÿâëåíèåì ýìîöèé â ãëàçàõ. Ñîïîñòàâëÿéòå êîíòåêñò è ñèòóàöèþ â êîòîðîé âû ðàçãîâàðèâàåòå ñ âàøèì ñîáåñåäíèêîì, ñ ïåðå÷èñëåííûìè âûøå ïðèçíàêàìè, â ïðîòèâíîì ñëó÷àå, åñëè îðèåíòèðîâàòüñÿ òîëüêî íà ýòè ñèãíàëû, âû áóäåòå ðèñêîâàòü òåì, ÷òî ìîæåòå îøèáèòüñÿ è îáâèíèòü ÷åñòíîãî ÷åëîâåêà âî ëæè èëè â ïîïûòêå ÷òî-òî ñêðûòü îò âàñ. Íå äåëàéòå ïîñïåøíûõ âûâîäîâ ïðè âèäå îäíîãî êàêîãî-òî ïðèçíàêà ëæè, ïîäóìàéòå î äðóãèõ âîçìîæíûõ âàðèàíòîâ èç-çà êîòîðûõ, çàìå÷åííûå âàìè ñèãíàëû, ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ.
Ýìîöèè òàêæå ìîãóò êàê áûòü, òàê è íå áûòü ïðèçíàêàìè ëæè. Îáìàíùèêè ÷àñòî èñïûòûâàþò ñòðàõ, ñòûä, âèíó, âîñòîðã íàäóâàòåëüñòâà, óäèâëåíèå (íå íàñòîÿùåå) èíîãäà ãíåâ è ïðåçðåíèå, íî âñå æå áûâàåò òàê, ÷òî ýòè ýìîöèè ìîæåò èñïûòûâàòü è ïðàâäèâûé ÷åëîâåê, íàïðèìåð, îáìàíùèê áóäåò èñïûòûâàòü ñòðàõ, ïîòîìó ÷òî áîèòñÿ áûòü ïîéìàííûì íà ëæè, à ïðàâäèâûé ÷åëîâåê ìîæåò áîÿòñÿ, ÷òî åìó íå ïîâåðÿò è îáâèíÿò â òîì, ÷åãî îí íå ñîâåðøàë. Ïî ýòîìó çäåñü òàêæå íóæíî ñîïîñòàâëÿòü ýòè ýìîöèîíàëüíûå ïðèçíàêè ëæè ñ ñèòóàöèåé è êîíòåêñòîì.
Источник
В мире существует много вещей, о которых мы не имеем ни малейшего понятия, но больше всего мы не знаем о самих себе. Например, вы в курсе, что за новыми туфлями лучше ходить в плохом настроении, иначе приобретение может со временем разочаровать? И таких парадосков мы набрали целых 10 штук.
AdMe.ru расскажет интересные факты о мозге и психике человека, в том числе и о том, как настроение влияет на покупки и другие решения, которые мы принимаем. Читайте, возможно, после них на многие вещи вы посмотрите другими глазами.
1. В чужих ошибках виноваты сами люди, в наших — обстоятельства
Представьте ситуацию: у женщины, идущей по улице, порвался пакет с яблоками и они оказались на асфальте. Проходящий мимо мужчина посмотрел с пониманием, но помогать не стал. Почему он так поступил? Большинство из нас предположит, что мужчина ленив, невоспитанный или, может, социофоб.
Теперь представьте, что мимо этой женщины прошли вы. Прошли и не помогли. Почему вы так поступили? Наверняка торопились на работу или важную встречу, и если бы не обстоятельства, то обязательно бы оказали помощь.
В психологии это называется фундаментальной ошибкой атрибуции: ошибки окружающих мы объясняем их личностными особенностями, а свои — влиянием внешних факторов. В случае с достижениями все наоборот. Если кто-то сдал экзамен на отлично, это внешние факторы (легкий билет или добрый преподаватель), а если вы получили высокую оценку — это от того, что хорошо подготовились.
2. Длина строки влияет на восприятие текста
Исследования показывают, что мы быстрее прочитаем текст, написанный в 10 строчек, чем этот же текст, но разбитый на 20 более коротких строчек. Для оптимальной скорости чтения в строке должно быть примерно 100 символов.
Но если дать человеку возможность выбрать, что читать — широкую колонку или узкие столбцы — он выберет второе. Больше всего людям «нравится» текст, где в одной линии от 45 до 74 символов. Теперь вы знаете, как написать признание в любви или письмо начальнику с просьбой об увеличении зарплаты.
3. Важные решения лучше принимать в плохом настроении
Оказывается, когда мы счастливы, то принимаем решения, больше опираясь на интуицию и внутреннее предчувствие. А когда грустим — делаем выбор, используя логику и аналитику. Именно поэтому в состоянии эйфории мы нередко совершаем поступки, которым потом удивляемся. В целом же решения, принятые в моменты грусти, более эффективны, отмечают исследователи.
4. Мы представляем объекты вокруг себя в канонической перспективе
Вспомните, как выглядит офисный принтер или транспортное средство, которое помогло вам добраться на работу. Большинство из нас представили эти предметы так, словно мы смотрим на них немного сверху и под таким углом, чтобы были видны лицевая и боковая плоскость (это и есть каноническая перспектива). Исследователь этого явления предлагал разным людям нарисовать их кофейную чашку, и на большинстве рисунков она была изображена именно в этом ракурсе.
5. Синхронные действия делают нас ближе
Если вы хотите укрепить отношения с коллегами или членами семьи, займитесь вместе пением, спортом или любым другим делом, которое предполагает синхронное выполнение каких-нибудь действий. Ученые доказали, что такие занятия вызывают положительные эмоции (даже если само занятие вам не нравится) и убирают психологические барьеры, в результате чего члены группы становятся ближе друг другу.
6. Мы все невнимательны, и это докажет видео ниже
До того как читать текст ниже, посмотрите внимательно видео. Сосредоточьтесь на девушках в белых футболках и посчитайте, сколько пасов они сделают.
Итак, посчитали. Заметили ли вы человека в костюме гориллы? Примерно 50 % человек, просматривающих этот ролик первый раз, его не замечают. Посмотрим второй раз? Кстати, девушки в белых футболках делают 16 пасов. После второго просмотра ответьте на следующие вопросы: какого цвета занавески на сцене? Красные? А в конце ролика? А сколько всего было девушек? В какой момент их количество уменьшилось?
Этот эффект психологи называют слепотой невнимания. Большинство из нас не замечают то, что происходит буквально под носом, если мы сосредоточены на другой задаче.
7. Распознавать легче, чем вспоминать
Прочитайте слова, написанные на картинке. Закройте глаза и попытайтесь эти слова перечислить (их там 9 штук). Сколько удалось вспомнить? Теперь нажмите на изображение, посмотрите на картинки и отметьте те, которые были в списке. Все 9 предметов вы, скорее всего, не найдете, но результат в любом случае будет лучше, чем в первый раз.
Так происходит потому, что распознавание требует меньше усилий, чем вспоминание. И именно поэтому для стимуляции мозговой активности рекомендуется заучивать наизусть различные тексты.
8. На качество выполняемой нами работы влияют окружающие люди
Если вы умеете очень хорошо что-то делать, то в присутствии других людей сделаете это еще лучше. Эффект аудитории — так называется это явление — хорошо демонстрируют спортсмены, которые на публичных выступлениях показывают результаты лучше, чем на тренировке. Но если вы возьметесь за работу, в которой у вас мало опыта, то присутствие зрителей не улучшит, а только ухудшит результат. Поэтому обучаться какому-нибудь ремеслу рекомендуется без посторонних.
9. Наш мозг иногда врет
Нажмите на картинку, чтобы узнать ответ.
На картинке известная иллюзия Понцо, показанная миру еще в 1913 году. Нам кажется, что оранжевая линия, находящаяся дальше, длиннее, хотя на самом деле обе полосы одинаковы (нажмите на картинку, чтобы убедиться в этом). Так происходит потому, что верхняя линия выходит за пределы вертикальных линий, а нижняя, наоборот, не дотягивается, из-за чего мозгу кажется, что верхняя линия длиннее.
10. Несовершенные люди нам нравятся больше
Предположим, вы мужчина и вам нравится красивая, добрая и умная девушка. Вот она идет — еще немножко, и над ее головой засверкает нимб. И тут объект вашей симпатии неуклюже падает прямо в грязь. Изменится ли ваше отношение к ней? Скорее всего да, она начнет вам нравиться еще больше, а может, вы даже влюбитесь.
В психологии явление, при котором к человеку, совершившему небольшую оплошность, окружение начинает относиться лучше, называется эффектом несовершенства, или эффектом Прэтфелла. Правда, действует он в тех случаях, когда к человеку уже есть хоть небольшая симпатия. Получается, что наше стремление быть идеальными — напрасная трата усилий, а небольшое несовершенство никому не помешает.
Надеемся, что вышеописанные эффекты вас не только удивят, но и помогут в некоторых ситуациях. Кстати, если по-честному, вы заметили человека в костюме гориллы, когда смотрели видео первый раз?
Источник
Наш мозг контролирует всю нашу жизнь и каждую секунду обрабатывает огромное количество информации. Но бывают случаи, когда кажется, будто он специально над нами издевается. Например, каждый знает: если опустить руку под воду, будет казаться, что она не той формы или вообще где-то в стороне от вас. Такие же фокусы мозг проделывает и со многими другими объектами, и даже не всегда мы замечаем, что это не реальность, а обман зрения.
AdMe.ru покажет вам распространенные иллюзии, способные обмануть даже гения.
С какой скоростью движутся отрезки?
Уверены, сначала вам показалось, что отрезки движутся немного рывками и неравномерно. Но на самом деле ваш мозг сыграл с вами фокус: из-за вертикальных полосок создается иллюзия неравномерного движения.
Какая из полосок темнее?
Если вы сравните серые линии, то поймете, что на самом деле они одинакового цвета. Однако из-за разного фона они выглядят по-разному.
Мы вырезали по одной полоске белого и черного цвета, чтобы убедиться в этом:
Какого цвета светлые линии?
Они одного и того же белого цвета, но на фоне красных линий кажется, что белая полоска приобретает розовый оттенок, а на фоне зеленых она выглядит как светло-серая.
Оптическая иллюзия
Эту оптическую иллюзию создал японский психолог. Кажется, что квадрат меняет оттенок, а в центре он вообще исчезает из виду. На самом деле цвет квадрата не меняется: он светло-серый, но из-за разного фона создается оптическая иллюзия смены цвета и «исчезновения» квадрата.
Сравните цвет квадрата на скриншотах в его крайнем левом положении и в крайнем правом:
Автокинетическая иллюзия
Если пристально смотреть на картинку, вы увидите, как сердце «пульсирует». Эта иллюзия возникает из-за тонких белых линий и их остроконечной направленности.
Яркость градиента
Немного отклонитесь от монитора, а затем постепенно приближайте лицо к экрану. Вы заметите, как с сокращением дистанции все большая часть картинки будет казаться засвеченной.
Сетка, которая восстанавливается
Вы видите сетку, сломанную по краям. Но если пристально смотреть в центр картинки примерно 20 секунд, периферическое зрение «восстановит» картинку. Это происходит потому, что нашему мозгу больше нравится видеть цельную картинку, и он стремится ее восстановить.
Иллюзия Роджера Шепарда: какой из монстров больше?
На рисунке убегающий монстр кажется гораздо меньшим по размеру, чем догоняющий. Но если вы сравните размеры более тщательно, то поймете, что монстры одинаковые. Сомневаетесь? Проверьте!
Иллюзия Понцо: какая из цветных линий длиннее?
На самом деле эти отрезки равны, хотя красная кажется длиннее.
Иллюзия Болдуина: какая линия длиннее?
Эти линии равны, хотя нижняя кажется длиннее.
Красные линии
Вы не поверите, но красные линии на самом деле прямые. Они кажутся изогнутыми из-за кругов, на которых расположены.
Иллюзия Геринга
Думаете, эти линии изогнуты? На самом деле они прямые, а иллюзия создается из-за отрезков, которые сходятся под острыми углами.
Какой из желтых кружков больше?
Кажется, что правый, а на самом деле они одинаковые. Обычно мозг хорошо справляется с такой задачей, как сравнение размеров предметов и определение расстояния до них. Но его можно обмануть.
Обманчивая спираль
В действительности это не спираль, а расположенные внутри друг друга круги. Можете проверить, если сомневаетесь.
Исчезающий квадрат
На самом деле площадь квадрата в конце иллюзии отличается от того, который был в начале. Просто мы не замечаем этого в процессе.
Хаотичные круги
На первый взгляд, это спираль, овалы или хаотично расположенные круги на разном расстоянии друг от друга. На деле же все они идеально круглые, равноудаленные и никогда не пересекаются. Не верите? Смотрите!
Какого цвета круги?
Эти круги одного цвета. На увеличенном фрагменте это хорошо видно.
Какая линия длиннее?
Они совершенно одинаковые, хотя вертикальная кажется длиннее. А вот и доказательство.
Какого цвета таблетки?
На первый взгляд может показаться, что одна таблетка голубого оттенка, а вторая — пурпурная. На самом деле они обе серые, а эффект «цвета» создается из-за яркого фона.
Исчезающие круги
Во-первых, исчезающий кружок при наблюдении периферическим зрением кажется светло-салатовым. Во-вторых, если смотреть в центр картинки достаточно долго, розовые круги начнут пропадать — полностью или частично.
Будьте осторожны: если смотреть на эту иллюзию слишком долго, потом может казаться, что на периферии зрения видны зеленые пятна.
Бонус: магия повседневной жизни. При прокрутке немного вверх и вниз кажется, что коврик «ползает» по плитке
Какая иллюзия показалась вам самой впечатляющей?
Иллюстратор Daniil Shubin специально для AdMe.ru
Источник