В области слепого пятна сетчатки рецепторы крайне редки

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018;
проверки требуют 34 правки.

Слепое пятно правого глаза — на фотографии глазного дна светлое пятно справа (расположено медиально). Более тёмное на снимке пятно левее — макула (жёлтое пятно)

На периметрической карточке правого глаза слепое пятно (закрашенное оранжевое на рисунке) располагается латеральнее центра зрения — проекции жёлтого пятна (из-за осевой зеркальной проекции светопреломляющего аппарата глаза)

Слепо́е пятно́[1] (оптический диск, лат. punctum caecum) — имеющаяся в каждом глазу здорового человека (и всех зрячих хордовых животных) область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют светочувствительные рецепторы.

Эта особенность строения сетчатки хордовых часто упоминается в спорах об эволюции как пример нерационального дизайна, часто в сравнении с сетчаткой головоногих, у которых слепого пятна нет. Этот аргумент, однако, игнорирует все остальные, связанные с наличием слепого пятна, существенные отличия строения сетчатки хордовых от сетчатки головоногих рабдомерного типа[2]. В сетчатке человека, как и прочих хордовых, в отличие от рабдомерной сетчатки моллюсков, светочувствительные клетки по необходимости направлены наружным сегментом в сторону пигментного эпителия сетчатки, который осуществляет утилизацию отработавшего пигмента, питание и охлаждение фоточувствительного слоя. По этой причине нервные клетки и отходящие к мозгу аксоны расположены в сетчатке хордовых на поверхности сетчатки. Такое устройство сетчатки обеспечивает более плотную упаковку светочувствительных элементов и потенциально более высокое разрешение. Рабдомерное устройство имеет свои преимущества, например, способность воспринимать поляризацию света[3]. Акцентирование внимания только на одной детали, без попытки найти ей рациональное объяснение в более широком контексте строения глаза как целого и условий его функционирования у конкретного организма, делает аргумент о «нерациональности» скорее эмоциональным, чем научным.

Слепые пятна в каждом из двух глаз находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз их влияние незаметно; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение, потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно, вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, образующие зрительный нерв. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету, поэтому в этой области сетчатки мы ничего не видим. Эта область именуется слепым пятном.

История[править | править код]

Слепое пятно открыл Эдм Мариотт в 1668 году. Король Франции Людовик XIV развлекался со слепым пятном, наблюдая своих подданных, как будто у них не было голов[4].
Слепое пятно увеличивается при заболеваниях зрительного нерва, прогрессировании глаукомы.
Размеры слепого пятна имеют значение для безопасности дорожного движения (при значительном снижении зрения на одном глазе).

Обнаружение слепого пятна[править | править код]

Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент (на определенном, индивидуальном расстоянии лица от монитора) он исчезнет. Аналогичный опыт можно провести и с правым глазом.

Этим способом можно также оценить приблизительный угловой размер слепого пятна.

Точное расположение и размеры слепого пятна глаза определяются по его проекции при периметрии поля зрения глаза и при ретиноскопии.

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Жёлтое пятно
  • Слепота невнимания

Источник

Слепое пятно

В области слепого пятна сетчатки:

 1) отсутствуют рецепторы

 2) рецепторы крайне редки

 3) имеются только палочки

 4) имеются только колбочки

+ Правильный ответ:

Логин Логин

Пароль Пароль

Запомнить меня

Забыли логин или пароль?

Источник

Контрольная работа по теме: «Анализаторы»

Вариант 1

Выбери один правильный ответ (2 балла)

1.Слуховая (Евстахиева) труба соединяет:

 1) полость наружного слухового прохода с полостью носа
 2) полость среднего уха с носоглоткой
 3) полости полукружных каналов с барабанной полостью
 4) полость улитки с ячейками сосцевидного отростка

2.В состав среднего уха входят:

1) барабанная полость
2) мочка уха
3) полукружные каналы
 4) костный лабиринт

3.Мейбомиевы железы:

 1) расположены в наружном углу глаза
2) расположены в толще конъюнктивы
 3) расположены по краям век
 4) расположены в слёзных ходах

4.Палочки и колбочки расположены:

1) во внутреннем слое сетчатки
2) в средних слоях сетчатки
 3) равномерно распределены по её толщине
 4) в наружном слое сетчатки

5. В области слепого пятна сетчатки:

1) отсутствуют рецепторы
 2) рецепторы крайне редки
3) имеются только палочки
4) имеются только колбочки

6. Передняя камера глаза находится:

1) между хрусталиком и стекловидным телом
2) между роговицей и хрусталиком

3) между роговицей и радужкой
4) между роговицей и стекловидным телом

7.Глазное яблоко имеет оболочки:

1) фиброзную
2) мягкую
3) поддерживающую

4) твёрдую

8.Причины близорукости:

1) малые размеры глазного яблока;

2) большие размеры глазного яблока;

3)плоский хрусталик;

4) авитаминоз А

9.Зрительные пигменты:

1)хлорофилл и каратиноиды;

2)йодопсин и меланин;

3)каротин и родопсин;

4) родопсин и йодопсин.

10. Учение об анализаторах разработано:

1) И.Мечниковым;

2)И. Сетчиновым;

3) И.Павловым:

4) Р. Декартом.

Выбери несколько правильных ответ (0,5 балла)

11.В состав слухового анализатора входят:

1) рецепторы внутреннего уха;

2) ушная раковина;

3) слуховой нерв;

4) вестибулярный аппарат;

5) слуховая зона височной доли коры мозга.

Тесты на соответствие (0,5 балла)

12.Найди соответствие между аномалиями зрения и механизмами их возникновения:

1) Дальнозоркость;

2) близорукость.

А) лучи фокусируются впереди сетчатки;

Б) укорочение глазного яблока;

В) хрусталик выпуклый и сильно преломляет лучи;

Г) лучи фокусируются позади сетчатки;

Д) удлинённое глазное яблоко.

Тесты на последовательность (0,5 балла)

13.Определите последовательность прохождения импульсов от рецепторов, улавливающих звуковые волны, к центральному отделу анализатора:

1) слуховой нерв;

2) слуховая зона височной доли коры переднего мозга;

3) нижние бугры четверохолмия;

4) рецепторы внутреннего уха.

Вставьте пропущенные слова (1, 5 балла)

14. Проницаема для света часть внешней(фиброзной оболочки) называется………..

15. Для коррекции близорукости применяют очки с ………. линзами.

16. Слуховая косточка, которая контактирует с барабанной перепонкой называется………..

Контрольная работа по теме: «Анализаторы»

Вариант 2

Выбери один правильный ответ (2 балла)

1.Оболочки глаза:

1)фиброзная и паутинная;

2) хрусталик и роговица;

3) сосудистая и сетчатка;

4) сетчатка и конъюнктива.

2.В состав наружного уха входят:

1) барабанная полость
2) ушная раковина;

3) полукружные каналы
 4) костный лабиринт

3. Зрачок – это отверстие в:

1) сетчатке;

2) радужке;

3) роговице;

4) склере.

4. Йодопсин находится в:

1) палочках;

2) колбочках;

3) радужке;

4) слепом пятне.

5. Пересадка роговицы при её помутнении возможна, так как:

1) белки роговицы у всех млекопитающих одинакова;

2) роговица прозрачна, в не нет белка, поэтому не произойдёт отторжение тканей;

3) в роговице нет кровеносных сосудов и поэтому нет контакта с антителами крови организма;

4) белки роговицы у всех людей одинаковые.

6. Барабанная перепонка отделяет:

1) наружное ухо от внутреннего;

2) наружное ухо от среднего;

3) среднее ухо от внутреннего;

4) среднее ухо от слуховой трубы

7. Зажмите нос и надуйте щёки; возникшие в ухе ощущение можно объяснить:

1) ув., давления на барабанную перепонку со стороны слухового прохода;

2) ум., давления в кортиевом органе;

3) ув., давления в кортиевом органе;

4)ув., давления в полости среднего уха.

8. Где располагаются рецепторы восприятия кислого на языке:

1) на кончике;

2) по бокам языка за зоной сладкого;

3) на корне языка;

4) кончик и края языка.

9. Укажите составляющую уха, в которой расположен вестибулярный аппарат:

1) внешнее ухо;

2) среднее ухо;

3) внутреннее ухо.

10. Человеческое ухо воспринимает звуковые волны от:

1) 1 до 20 Гц;

2) 16 Гц до 20 кГц;

3) 6 Гц до 2 кГц;

4) не имеет значение.

Выбери несколько правильных ответ (0,5 балла)

11. Укажите, что воспринимают механорецепторы кожи;

1) прикосновение»

2) давление;

3) тепло;

4)холод.

Тесты на соответствие (0,5 балла)

12.

А. зрительный нерв

Б. фиброзная оболочка

В. радужка;Ягоды годжи биология строение человека Худеем вместе!

Г. роговица;

Д. стекловидное тело;

Е. сосудистая оболочка;

Ж. передняя камера

З. Сетчатка;

И. хрусталик.

Вставьте пропущенные слова (1, 5 балла)

13. Недостаток витамина А приводит к ухудшению сумеречного зрения называется………………. …………….

14. Заболевание связано с повышением внутри глазничного давления называется…………….

15. Глазное яблоко при врождённой дальнозоркости…………..

Контрольная работа по теме: «Анализаторы»

Вариант 3

Выбери один правильный ответ (2 балла)

1.Вспомогательный аппарат глаза:

1) зрачок и веки;

2) брови и слёзная железа;

3) веки и роговица;

4) радужка и слёзная железа.

2.В состав вестибулярного аппарата входят:

1) барабанная полость
2) ушная раковина;

3) полукружные каналы
 4) слуховые косточки.

3. Зрачок – это отверстие в:

1) сетчатке;

2) радужке;

3) роговице;

4) склере.

4. Родопсин находится в:

1) палочках;

2) колбочках;https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/010/001/252450046.jpg

3) радужке;

4) слепом пятне.

5. Слух человеку необходим для:

1) роста и развития речи;

2) нормального функционирования нервной системы;

3) определения направления источника звука;

4) нормального функционирования желез внутренней секреции.

6. Укажите орган, где больше всего болевых рецепторов:

1) артерии;

2) кожа;

3) желудок;

4) вены.

7. Укажите часть языка, где расположены рецепторы, которые различают вкус сладкого:

1. на кончике;

2) на коне;

3) по краям;

4) на кончике и по краям.

8. Укажите сенсорную систему, в состав которой входят хеморецепторы:

1) зрительная;

2) слуховая;

3) осязательная;

4) вкусовая.

9. Укажите часть органа слуха, где располагаются слуховые косточки:

1) внешнее ухо;

2) среднее ухо;

3) внутреннее ухо.

10. Укажите, каким становится хрусталик во время рассматривания близко расположенных предметов:

1) не меняется;

2) выпуклым;

3) уплощённым.

Выбери несколько правильных ответ (0,5 балла)

11. Функции слуховых косточек:

1) усиливают звуковые колебания;

2) передают звуковые колебания на мембрану круглого окна;

3) отодвигают барабанную перепонку от овального окна;

4) закрывают вход в слуховую трубу;

5) передают звуковые колебания на мембрану овального окна.

Тесты на соответствие (0,5 балла)

12. Расставьте цифры соответственно названиям структур органа слуха:

А. Евстахиева труба;

Б. наружный слуховой проход;

В. улитка;

Г. барабанная перепонка;

Д. среднее ухо;

Е. полукружные каналы;

Ж. молоточек;

З.наковальна;

И. стремечко;

К. преддверие улитки;

Л. внутреннее ухо.

Вставьте пропущенные слова (1, 5 балла)

13. Полное отсутствие вкуса называется…………..

14. Острое или хроническое воспаление среднего уха называется…

15. Очки для дальнозорких с ……

Источник

Слепое пятно

В глазу у каждого человека имеется особая зона сетчатки, которая нечувствительна к световым лучам. Эта оптическая область и есть слепое пятно, которое не участвует в процессе восприятия человеком визуальных картинок. Образование имеет округлую форму, его размер составляет не более 2 мм.

Описываемую анатомическую структуру глаза открыл в 1668 году Эдме Мариотт – знаменитый французский физик. Отсюда и второе название образования – «пятно Мариотта». Ученый усаживал людей напротив друг друга. Испытуемые смотрели в некую зону пространства сбоку от них – участникам начинало казаться, будто у визави нет головы.

Что такое слепое пятно?

Слепое пятно – участок сетчатки глаза, лишенный фоторецепторов и не способный к формированию зрительного изображения. В данной точке человек ничего не видит. Пустые области пространства остаются незамеченными за счет бинокулярности человеческого зрения.

Строение

Анатомический элемент имеет строение, практически идентичное структуре сетчатки. Основной отличительный признак состоит в отсутствии фоторецепторов на поверхности нечувствительной области. Отсюда и уменьшенное количество слоев пятна Мариотта.

Нервные волокна вместе с капиллярами обеспечивают сетчатке глаза защиту от ультрафиолета. Они от рецепторов направляются к нечувствительной зоне над сетчаткой и соединяются в зрительном нерве. Последний пронизывает сетчатку насквозь и выходит с другой ее стороны. Именно поэтому слепое пятно глаза не имеет в своей структуре световые рецепторы (колбочки и палочки).

Пятно имеется в обоих глазах в различных областях (симметрично). Именно благодаря этому, при условии нормального функционирования органов зрения, структурные элементы невозможно рассмотреть в виде отдельного округлого образования черного цвета.

Функции

Каково функциональное предназначение рассматриваемой области до конца не ясно. Специалистам удалось лишь установить, что образование учувствует в перераспределении зрительной нагрузки, которая возлагается на чувствительные клетки сетчатки. Воспринимать же изображение пятно Мариотта не способно.

Индивидуальным свойством анатомической структуры является скрытие того или иного объекта от человеческого восприятия посредством наложения одной картинки на другую.

Симптомы

Пятно увеличивается, появляются дефекты в поле зрения человека – это и есть основные признаки развития патологических процессов, связанных с глазным яблоком.

Стоит знать, что описанные симптомы проявляют себя достаточно рано. Поэтому оперативное обращение пациента к врачу в этом случае является основным условием скорейшего выздоровления.

Трудность состоит лишь в том, что развивающиеся патологии в начальный период протекает без болезненных ощущений – больной длительное время не приходит на прием к офтальмологу. Запущенный патологический процесс приводит к нарушению зрения.

Диагностика

Диагностика проводится с целью уточнения особенностей патологического процесса, а также для определения, насколько на текущий момент увеличилось слепое пятно.

Тест на определение слепой зоны

Тест на слепое пятно

Для обнаружения нечувствительной зоны используется специальный тест, который проводится следующим образом:

  • Специалист подготавливает плакат, с разных боков которого нарисовано 2 фигуры на одном уровне. К примеру, слева размещен крест, справа – круг.
  • Плакат устанавливается перед глазами пациента на расстоянии 25 см. Важно, чтобы средняя линия листа проходила через линию носа. Расстояние между лицом человека и каждым изображением должно быть равным.
  • Плакат отдаляют и приближают от пациента, который все время продолжает смотреть на нарисованный круг, обращая внимание на восприятие и креста (не поворачивая глаз или головы в его сторону).
  • Опытным методом определяется такое положение листа, при котором человек не видит в поле зрения креста. Это и будет означать, что рисунок попал в нечувствительную область сетчатки.

Подобную процедуру проводят и с другим глазом. Результатом такого эксперимента становится определение величины структурного элемента.

Лечение

Физиологически слепое пятно глаза расположено в той области, в которой нервные волокна проходят вглубь сетчатки. Оно сохраняет форму на всю жизнь и не способно сокращаться в размерах.

Слепое пятно

Однако практические исследования доказали, что человек способен изменить размерный показатель слепой области посредством увеличения визуальной функциональности при выполнении специальных упражнений.

В ходе австрийского эксперимента испытуемые учились определять направление. С этой целью применялись задания, демонстрирующие синусоидальную волну (центральную часть окружности помещали в область слепой зоны одного из органов зрения).

Размер окружности меняли таким образом, чтобы участники эксперимента имели возможность произвести оценку направления движения на протяжении не менее 70% всего времени занятий. Эксперимент продолжался 20 дней.

В результате ученые выяснили, что в ходе занятий удалось повысить чувствительность световых рецепторов, находящихся в периферии физиологического пятна Мариотта. Это приводит к снижению функциональной слепоты на 10%.

После занятий у испытуемых были отмечены улучшения оценочных способностей, касающейся направления и цвета. Важно также отметить, что после упражнений на одном из глазных яблок визуальных улучшений в другом глазу выявлено не было. Этот факт подтверждает связь практических занятий и прогресса в лечении.

Поскольку механизм упражнений эффективен при наличии физиологического пятна Мариотта, эти же манипуляции применимы и в целях улучшения зрения в случаях патологических состояний.

Речь идет о возрастной макулярной дегенерации. Если комбинировать методику описанных занятий с альтернативными методами лечения недуга, больные будут иметь возможность вновь обрести хотя бы долю утраченного зрения.

Пожалуйста оцените статью:

Загрузка…

Источник

Читайте также:  Симптомы тромбоза сосудов сетчатки