Урок об роговице глаза
8 класс Дата______________
Урок № ____
Тема: Глаз и зрение.
Цели:
образовательная: рассмотреть строение человеческого глаза и построение изображений в глазу; ознакомить с основными дефектами зрения;
развивающая: развивать умения рассчитывать оптическую силу линз различных видов;
воспитательная: воспитывать чувство сохранности своего зрения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная презентация, ПК.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие с учащимися, проверка присутствующих.
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос:
Что называют линзой?
Какие виды линз вам известны?
Какие основы построения изображений с помощью линз?
Что называют фокусом линзы?
Изучение нового материала
Глаз
Глаз – орган зрения высших животных, в том числе и человека, является сложным оптическим прибором. Рассмотрим строение глаза человека.
Глаз или глазное яблоко имеет почти шарообразную форму. Снаружи глаз покрыт прочной белой оболочкой – склерой, которая защищает его от повреждений. Передняя часть склеры прозрачна для света и называется роговицей. За роговицей расположена прозрачная водянистая масса, а за ней – радужная оболочка. Она определяет цвет глаз. В радужной оболочке есть отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться: увеличиваться в темноте и сокращаться на свету. После зрачка свет проходит через хрусталик – прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело, заполняющее всю остальную часть глаза. Задняя стенка склеры – сетчатка – состоит из разветвлений волокон зрительного нерва, чувствительных к свету.
Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?
Световые лучи, попадая в глаз, преломляются в роговице, хрусталике и стекловидном теле (оптической системе глаза), и на сетчатке глаза появляется изображение. Сетчатка служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир.
Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является действительным, уменьшенным и перевернутым.
Почему же мы видим предметы такими, какие они есть на самом деле? Дело в том, что в сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствительными нервными клетками и передается в мозг. Обрабатывая сигналы, мозг снова переворачивает изображение, так что мы все видим правильно.
Человек может рассматривать объекты, по-разному удаленные от него. Когда человек смотрит на дальние предметы, он не напрягает зрение, мышцы, удерживающие хрусталик, расслаблены, и изображение оказывается на сетчатке. Когда же человек переводит взгляд на приближенные к нему предметы, изображение должно сместиться за сетчатку. Чтобы изображение не было размытым, глазные мышцы сжимают хрусталик, делая его более выпуклым. При этом его кривизна, а значит и оптическая сила, увеличиваются, и изображение опять оказывается на сетчатке.
Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на более далеком расстоянии называется аккомодацией глаза (от лат. «приспособление»). Аккомодация имеет предел. Если расположить предмет совсем близко, то мышцы не способны сжать хрусталик в должной степени. Нормальный глаз может длительно без особого напряжения рассматривать предметы, расположенные от него не ближе 25 см. Это расстояние называют расстоянием наилучшего зрения.
Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (или бинокулярным), то есть формировать трехмерное изображение. Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв «правую часть» изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения – правую и левую – головной мозг соединяет воедино.
Большинство же животных видят каждым глазом свою картину. Видимые ими предметы не отличаются рельефностью, к которой мы привыкли, но зато поле зрения гораздо обширнее. Каждый глаз человека видит в горизонтальном направлении примерно в пределах 120°, и оба угла зрения почти перекрывают друг друга.
Область бинокулярного зрения – это область перекрытия полей зрения двух глаз.
У человека с хорошим (нормальным) зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза. Наиболее распространены два недостатка зрения – близорукость и дальнозоркость.
Близорукость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику.
Близорукие люди не могут четко видеть удаленные предметы. Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см.
Дальнозоркость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а за ней.
Дальнозорким людям трудно сфокусировать взгляд на близких предметах. Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см.
Близорукость и дальнозоркость исправляются применением линз.
При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют рассеивающие (вогнутые) линзы.
При дальнозоркости изображение оказывается за сетчаткой. Оптическую силу системы дальнозоркого глаза надо увеличить. Для этого используют собирающие (выпуклые) линзы.
Формирование умений
Решить задачи:
Рассчитать оптическую силу линзы, фокусное расстояние которой равно 20 см.
Оптическая сила линзы составляет -2,5 дптр. Какая это линза и чему равно её фокусное расстояние?
Свеча находится на расстоянии 12,5 см от собирающей линзы, оптическая сила которой равна 10 дптр. На каком расстоянии от линзы получится изображение и каким оно будет?
Итоги урока
Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Было ли Вам интересно на уроке?
Как можно применить полученные знания?
Домашнее задание
Источник
В ходе этого урока мы ознакомимся с наиболее восприимчивым органом чувств – зрительным анализатором. А также узнаем, каким образом сохранить его здоровым.
Тема: Органы чувств. Анализаторы
Урок: Зрительный анализатор
Зрение
Больше всего информации мы получаем с помощью зрения, так как 87% всех ощущений – зрительные. Глаза работают 15-18 часов в сутки.
Зрение – это сложный психофизиологический процесс, который осуществляется с помощью зрительного анализатора. Согласно учению Павлова. Зрительный анализатор состоит из 3 частей:
Рис. 1.
Вспомогательный аппарат глаза
Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата (веки, ресницы, слезные железы). Глаз расположен внутри костной глазницы и защищен жировой тканью.
Рис. 2.
Конъюнктива защищает глаз и омывает его слезами.
Рис. 3.
Слезы вырабатываются слезными железами, которые лежат в наружном углу глаза. Слезы попадают на роговицу, стекают к внутреннему углу глаза и потом попадают в носовую полость. Ученые считают, что вместе со слезами выделяются токсины, которые вырабатываются при стрессе, поэтому сдерживать плач может быть вредно для нашего организма.
Рис. 4.
Веки защищают глаз от яркого света, попадания частиц пыли, для этого на них есть ресницы.
Рис. 5. Веки и ресницы
Брови отводят капельки пота со лба, чтобы они не попадали в глазное яблоко.
Рис. 6. Брови
Глазное яблоко
Глазное яблоко защищают 3 оболочки:
1. Верхняя – белочная – склера. Защищает глаз от механических повреждений и придает ему форму.
2. Сосудистая оболочка – питает глаз, содержит темный пигмент, поглощающий избыток света, поступающего в глаз.
3. Сетчатка содержит фоторецепторы, которые преобразуют свет в нервный импульс.
Рис. 7.
Оптическая система глаза
Роговица – передняя прозрачная часть белочной оболочки. Через нее свет проходит внутрь глаза. Роговица имеет нервные окончания, поэтому участвует в образовании рефлексов – моргание, смыкание век, слезотечение.
Рис. 8.
Радужка – это передняя часть сосудистой оболочки. Она содержит пигменты. Которые придают глазам цвет.
Рис. 9.
Зрачок. Расположен внутри радужки. Это отверстие, через которое проникает свет. При ярком свете зрачок сокращается и расширяется, если света не достаточно. Так он регулирует поступление света внутрь глаза.
Рис. 10.
Хрусталик – это двояковыпуклое тело, расположенное за зрачком.
Рис. 11.
Хрусталик не имеет нервов и сосудов и питается за счет жидкости, которую выделяет ресничное тело. В ресничном теле расположена мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, когда мы смотрим на приближенный или отдаленный предмет. Это называется аккомодация. Благодаря аккомодации мы способны хорошо различать как близкие, так и дальние предметы.
Рис. 12.
Стекловидное тело – полость, заполненная студенистым веществом.
Рис. 13.
Между роговицей и радужкой также находится полость заполненная жидкостью – передняя камера глаза.
Рис. 14.
Лучи света проникают через роговицу, потом зрачок, попадают на хрусталик и через стекловидное тело проходят на сетчатку.
Сетчатка содержит рецепторы: палочки и колбочки.
Рис. 15.
В палочках содержится зрительный пигмент родопсин. Они обеспечивают черно-белое зрение в условиях плохого освещения.
В колбочках содержится пигмент йодопсин. Они обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещенности.
Больше всего колбочек находится напротив зрачка. Это место называется желтое пятно. Это место наилучшего зрения.
Рис. 16.
Существует 3 вида колбочек. Они распознаю красный, зеленый и синий цвета. Все остальные цвета получаются путем их смешения в разных концентрациях. Эту теорию разработал Н. В. Ломоносов, а потом развил Г. Гельмгольц.
Рис. 17.
На сетчатке возникает уменьшенное перевернутое изображение предмета.
Рис. 18.
Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия, где происходит первичная обработка. Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение.
Слепое пятно – место выхода зрительного нерва на сетчатку. Не имеет фоторецепторов.
Рис. 19.
Заболевание зрительного анализатора
В 1875 году в Швеции произошла авария поезда. Машинист не заметил запрещающий сигнал семафора. Выяснилось, что машинист не отличал зеленый и красный цвета. Это заболевание называется дальтонизм (от имени ученого).
Близорукость (миопия) заболевание, при кортом лучи от предметов пересекаются перед сетчаткой. Поэтому на ней возникает расплывчатое изображение. Это может быть связано с удлиненным глазным яблоком или с нарушением кривизны хрусталика.
Рис. 20.
При дальнозоркости лучи от предметов пересекаются за сетчаткой. Поэтому на сетчатке возникает расплывчатое изображение.
Рис. 21.
Для улучшения состояния таких больных врачи прописывают очки.
Также бывают возрастные изменения.
Катаракта – помутнение хрусталика.
Рис. 22.
Глаукома – нарушение оттока жидкости от глаза и повышение внутриглазного давления.
Рис. 23.
Проблемы со зрением также возникают из-за нездорового образа жизни. У курящих людей глаза воспаляются, слезятся, быстро утомляются. Никотин вызывает воспаление зрительного нерва, из-за чего острота зрения быстро падает. Изменяется цветоощущение – активные курильщики перестают видеть зеленый, затем красный, желтый и синий цвета.
Гигиена органов зрения
Необходимо выполнять несколько правил, чтоб сохранить хорошее зрение.
1. Читать при хорошем освещении, чтоб не перенапрягать глаза
2. Лампа при чтении должна находиться сверху и сзади
3. Нельзя читать в движущемся транспорте, так как глаз быстро утомляется и зрение снижается
4. Книгу во время чтения нужно держать на расстоянии не менее 30 см от глаза
5. При пребывании долгое время не солнце необходимо пользоваться солнцезащитными очками
6. Смотреть телевизор на расстоянии 1,5 – 2 м
7. Школьникам находиться за компьютером можно не более 45 минут
8. Пища должна быть богата витаминами А и D
Список рекомендованной литературы
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа
2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.
3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Proglaza.ru (Источник).
2. Lechebnik.info (Источник).
3. Proglaza.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа – с. 228, задания и вопрос 1,2,3,4,5.
2. Перечислите части вспомогательного аппарата глаза и их функции.
3. Какие правила необходимо соблюдать для сохранения хорошего зрения?
4. Подготовьте реферат о заболеваниях, связанных с нарушением работы зрительного анализатора.
Источник
Урок по теме «Глаза и зрение»
Сидорова Светлана Анатольевна, учитель биологии
Цель:
- раскрыть значение и особенности строения зрительного анализатора, углубить знания о строении и функциях глаза и его частей
- познакомить с элементарными правилами ухода за глазами
- продолжить формирование навыков экспериментальной работы, работы в группах, развитие интереса и положительной мотивации к предмету.
Оборудование: таблица «Строение глаза», раздаточный материал, карточки, эпиграф урока: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — (русская пословица).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя: Смотреть на мир и видеть его красоту — большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Глаза дают человеку около 90% всей информации об окружающем мире.
3. Тема нашего урока «Глаза и зрение».
Орган зрения — важнейший из органов чувств.
Орган зрения — глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.
Из глазного яблока выходит зрительный нерв, соединяющий его с головным мозгом. Снаружи глазное яблоко заключено в белковую оболочку — склеру — она защищает внутреннее ядро глаза и помогает сохранить его форму.
За склерой находится сосудистая оболочка — она черная, благодаря чему свет внутри глаза не рассеивается
Дело в том, что глаз способен воспринимать лучи света, отражаемые предметами. Луч света проходит через тонкую прозрачную оболочку — роговицу, позади которой находится радужная оболочка, или радужка, которая имеет форму плоского кольца, (именно она делает глаза голубыми, серыми, карими) в зависимости от количества и характера пигмента.
В середине радужной оболочки находится круглое отверстие — зрачок. Особые мышцы радужной оболочки сокращаясь и расслабляясь, могут делать зрачок то меньше, то больше. Так регулируется количество света, попадающего в глаз. Чем темнее вокруг, тем шире зрачок и тем больше он пропускает лучей и наоборот, чем светлее, тем уже, меньше зрачок и меньше проходящий через него пучок лучей. На полное расширение зрачка уходит до 5 минут, а вот на сужение всего 5 секунд. Связано это с тем, что темнота ничем не угрожает чувствительным клеткам глаза, а вот яркий свет ослепляет, поэтому глаз защищает себя.
Пройдя через зрачок, луч попадает в темное прозрачное тельце — хрусталик. Позади хрусталика находится стекловидное тело — прозрачная желеобразная масса. Хрусталик — это природная линза, которая с помощью специальной мышцы может уплощаться или наоборот становиться более выпуклой. Благодаря этому лучи света, отражающиеся от предметов, на которые смотрит человек, собираются (фокусируются) в одном месте на внутренней стороне глаза — сетчатке.
Рецепторы сетчатки — клетки в форме палочек и колбочек. Они примыкают к черной сосудистой оболочке
Колбочки (их 7 млн) обладают меньшей светочувствительностью, но способны реагировать на цвет
Палочки (их 130 млн) передают только черно- белое изображение, но обладают большей светочувствительностью (чем колбочки примерно в 500 раз) и могут действовать даже при слабом освещении.
Перед палочками и колбочками располагаются нервные клетки, которые воспринимают и обрабатывают информацию, полученную от зрительных рецепторов. Аксоны нервных клеток образуют зрительный нерв. В месте, где он выходит из глаза зрительных рецепторов нет. Здесь находится слепое пятно, которое, как правило, не замечается человеком. Если вам скажут, что в поле зрения есть участок, который вы совершенно не видите, хотя он находится перед вами, вы этому конечно не поверите.
Но в этом легко убедиться при помощи широко известного опыта Мариотта
ОТЫТ: закройте левый глаз, а правым непрерывно смотрите на крест, расположенный слева. Медленно приближая и отодвигая рисунок от глаза, непременно наступит момент, когда большое черное пятно исчезнет. Вы перестанете его видеть, хотя оно будет оставаться в пределах видимого участка, а обе окружности справа и слева будут отчетливо видны.
Как ни странно, но люди только в 18 веке узнали, что на сетчатке их глаза есть слепое пятно. Не думайте, что слепое пятно нашего зрения незначительно; когда мы смотрим на дом с расстояния 10 м, то из -за слепого пятна не видим фасад площадью 1м2 Зрительные нервные пути устроены так, что левая часть поля зрения от обеих глаз попадает в правое полушарие коры большого мозга, а правая часть поля зрения — в левое. Если изображение от правого и левого глаза попадают в соответствующие мозговые центры, то они создают единое объемное изображение. Зрение двумя глазами называют бинокулярным.
На сетчатке получается уменьшенное и обратное изображение предмета, но мы видим изображение прямое и в реальных размерах. Почему? Это происходит потому, что наряду со зрительными образами в мозг поступают нервные импульсы от глазных мышц. Глазные мышцы работают непрерывно, они как бы описывают контуры предметов, а эти движения фиксируются головным мозгом и могут воспроизводиться другими органами, например рукой ( научившись писать рукой, вы можете знакомые буквы изобразить ногой или даже, зажав в зубах карандаш)
Бинокулярное зрение позволяет воспринимать объемное изображение, определять расстояние до предмета, его размер, форму, движение.
Бинокулярное зрение может вызывать иллюзии (кажущиеся ошибочные изображения)
- Ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной, поскольку преломление света в воде и в воздухе различно.
- Рельсы вдали сходятся в одной точке.
ОПЫТ: Сверните трубку из листа бумаги. Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры большого мозга, возникает иллюзия — «дырка в ладони». Движение глаз обеспечивают мышцы, которые соединяют их с костями черепа. Как правило, мышцы обоих глаз сокращаются одновременно, поэтому глаза одновременно моргают и поворачиваются. Природа позаботилась о безопасности глаз: спрятала их в углубления черепа и снабдила веками, которые закрываются, когда глазам грозят ветер, пыль, удар или другие неприятности. Защищают глаза и слезы. Они увлажняют глаза, вымывают из них пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда все же иногда попадают. В слезной жидкости есть даже вещество, которое убивает микробы. Со слезами из организма выводятся опросные яды (токсины), которые вырабатываются в момент чрезвычайного эмоционального напряжения (стресса). Поэтому считается: сдерживать слезы — значит медленно отравлять себя.
Давайте еще раз повторим строение и значение и функции глаза (учитель показывает части глаза, а дети называют функции)
Работа с карточками.
Соотнесите друг с другом понятия и определения.
Понятия: Склера, роговица, радужка, зрачок, хрусталик, сетчатка, палочки, колбочки.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
- Двояковыпуклая прозрачная линза, окруженная ресничным телом.
- Сетчатая оболочка зрительных рецепторов.
- Клетки, воспринимающие форму.
- Клетки, воспринимающие цвет.
- Круглое отверстие в радужной оболочке.
- Оболочка, придающая цвет глазу.
- Передняя часть белковой оболочки, преломляющая лучи.
- Наружная белковая оболочка глаза
А сейчас, ребята, посмотрите в глаза друг другу и определите какой цвет глаз у вашего соседа по парте.
Сообщение учителя: Существует ли какая либо связь между характером человека и цветом его глаз? Некоторые специалисты-психологи в последнее время склоняются к мнению, что это именно так.
Люди с темными глазами упорны, выносливы; однако при трудностях, опасности, кризисном состоянии становятся слишком раздражительными, вспыльчивыми. Они и импульсивны и темпераментны. При возникновении неожиданных препятствий принимают быстрые и точные для данного момента решения.
Сероглазые всегда упорны и решительны, но вместе с тем беспощадны перед рутинными задачами, которые не требуют особого умственного напряжения.
Светло-коричневые глаза говорят об известной замкнутости и индивидуальности. Люди с такими глазами не выносят, чтобы ими командовали и обычно работают лучше, если они предоставлены сами себе.
Голубоглазые — выносливы, но сентиментальны и житейское однообразие очень портит им настроение. Они обычно мрачны, угнетены, как говорится люди настроения, часто сердятся.
Зеленоглазые — относятся к самой счастливой категории — стабильны, с богатым воображением, решительны, знают свои возможности, они сосредоточены и терпеливы, находят выход из любого положения, человечны и строги, но справедливы. Прекрасные слушатели и собеседники. Специалисты указывают на них, как на идеальный тип руководителя.
Работа в группах:
Выступление учителя: Украшение глаз.
Мы любим и ненавидим, испытываем горе, страдание, чувствуем равнодушие, неприязнь, ощущаем радость. Все это отражается в наших глазах. Прекрасные слова: «Глаза — зеркало души». Сияние и восторг распахнутых глаз говорят о радости, счастье. Потускневшие глаза — о грусти.
- 1 группа «Уход за глазами»
- 2 группа «Витамины и зрение».
- 3 группа «Это интересно»
- 4 группа. Как снять утомление глаз?
Физминутки для глаз
- Сидя, крепко зажмурим глаза на 3-5 сек, затем откроем их на 3-5 сек. Повторяем 6-8 раз. Это укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и
расслаблению мышц глаза. - Сидя, быстро моргаем 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
- Стоя, смотрим перед собой 2-3 сек. Отводим палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, переводим взор на кончик пальца и смотрим на него 3-5 сек., опустим руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто носит очки, выполнять это упражнение, не снимая их.
Благодаря вашему активному участию мы изучили очень сложную и важную тему «Глаза и зрение».
— Какую новую или полезную информацию вы узнали сегодня на уроке?
Как ты заботишься о своих глазах?
Всё ли ты делаешь, чтобы сохранить (улучшить) свое зрение? Подумай, на что надо обратить особое внимание. Отметь эти пункты.
- Оберегаю глаза от попадания в них вирусов и другой инфекции
- Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел
- Часто бываю на свежем воздухе
- Употребляю в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, зеленый лук, петрушку, помидоры, перец сл.)
- Делаю гимнастику для глаз.
- Занимаюсь на компьютере не более 45 минут за один сеанс
- Оберегаю глаза от ударов
- Имею хорошее освещение рабочего места
- Не читаю в транспорте
- Не читаю лежа
- Смотрю телепередачи до 2 часов в день
- Не употребляю спиртных напитков.
В тетрадке запищите те пункты, которые вы не соблюдаете, и в дальнейшем постарайтесь обратить на них внимание.
Человек воспринимает окружающий мир в красках. Цветовое ощущение помогает нам не только любоваться природой, но и различать объекты. Гигиенисты установили, что цветовое ощущение влияет на наше настроение, работоспособность, здоровье. У вас на партах в конвертах лежат кружочки из цветной бумаги. И я попрошу вас с помощью них оценить продуктивность своей работы на уроке, т.е. свое ощущение от урока соотнесите с цветовым ощущением и поднимите соответствующий кружок. Ваше цветовое восприятие — это и есть оценка сегодняшнего урока, и я поднимаю кружок вместе с вами.
Примечание: в конвертах выданы цветные кружочки со следующими надписями:
Зелёный- благоприятное отношение
Красный – благоприятное отношение, активная работа
Синий- неудовлетворенность , грусть
Коричневый –пассивная, вялая работа
Д/З: знать 1 физминутку для глаз, вспомнить пословицы, поговорки, загадки о глазах
Источник